Пайгармский монастырь

Мiръ Россия Республика Мордовия село Пайгарма Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь

Идёт загрузка карты…

Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. При монастыре действует гостиница.

История села Пайгарма тесно переплетается с историей Параскево-Вознесенского женского монастыря, называвшегося еще и Пайгармским по деревне, рядом с которой он располагался.

Пайгармский монастырь

История

Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, «сильно заболел ногами». Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: » Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?». Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы. И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.

С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада.

Современное состояние

Сегодня в монастыре более 60 сестер. Главная икона монастыря — икона святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, написанная на Афоне в 19 веке. Выстроен храм-часовня над источником и купальня. Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы.

Строения монастыря

Собор Вознесения Господня

Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. «Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это».

Собор Успения Пресвятой Богородицы

В 1874 году западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол — в память Успения Божией Матери, боковые престолы — в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи).

Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Это домовая церковь при монастырской больнице, устроенная в 1892 игуминей Параскевой (Смирновой). Помещена в восточной части двухэтажного кирпичного корпуса, стоящего в северной части монастыря, выделена главкой. Возвращена верующим в 1997 году, отремонтирована. Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» представляет из себя обыкновенное жилое здание-общежитие для монахинь.

Церковь Михаила Архангела

Домовая церковь в кирпичном здании архиерейских покоев, стоящем в южной части монастыря. Устроена в 1904 году. Корпус уцелел, долгие годы был занят домом культуры военной части, в середине 2000-х возвращен верующим.

Часовня Николая Чудотворца в нижнем ярусе строящейся колокольни

Устроена в нижнем ярусе монастырской колокольни, строящейся к западу от Успенского собора по образцу прежней многоярусной колокольни 1890-х, снесенной в 1930-х.

Часовня-усыпальница

Кирпичная одноглавая часовня над могилой первой настоятельницы монастыря, игумени Параскевы (Пелагеи Смирновой), умершей в 1895 году. Стоит между Успенским и Вознесенским соборами. В часовне осуществлялось круглосуточное чтение Псалтыри. Возвращена верующим в начале 1990-х, отремонтирована.

Часовня Параскевы Пятницы на источнике

В монастыре почитаются три источника, освященные в честь святого преподобного Серафима Саровского, святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы. Вода из третьего источника направлена в купальню. В середине храма-часовни бьет источник Святой мученицы Параскевы, и по желобу вода из него направляется к кресту за часовней и в две купальни, что рядом.

Престольные праздники

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — 6 ноября

Михаил, Архистратиг — 19 сентября (воспоминание чуда в Хо́нех), 21 ноября (собор)

Святые

  • св. вмц. Параскева

Святыни

  • Чудотворная икона вмц. Параскевы
  • Святой источник Параскевы Пятницы

Видео

Пайгармский монастырь, схема проезда

Как добраться

Адрес: 431481, Республика Мордовия, Рузаевский район, село Пайгарма.

Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, «сильно заболел ногами». Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: » Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?». Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы. И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.
С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада.

В 1994 году монашеская жизнь в обители была возрождена.
В июне 2005 года монастырь посетил Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В этом же году были построены и освящены купели в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.
В 2006 году в Пайгарм приезжал Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
В настоящее время Параскево-Вознесенский женский монастырь продолжает обустраиваться.

Общие сведения

Пайгармское сельское поселение входит в состав Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. Поселение расположено в 8 км. от г. Рузаевка и граничит с Татарско-Пишленским, Мордовско-Пишленским, Трускляйским, Русско-Баймаковским сельскими поселениями.

История поселения тесно переплетается с историей Пайгармского женского Параскево-Вознесенского монастыря, который расположен в селе Пайгарма.

В настоящее время в состав Пайгармского сельского поселения входят 5 населенных пунктов:

село Пайгарма,

поселок совхоз №3 ДОРУРСА

поселок Зеленый

поселок разъезд Пишля

Рузаевка-2, в/ч 67754

На 01.01.2011 года численность населения – 1241 чел.

Мужчин – 599 чел.

Женщин – 642 чел.

Трудоспособного населения – 750 чел.

Пенсионеров – 244 чел.

Дошкольного возраста – 89 чел.

Школьного возраста – 158 чел.

Площадь территории поселения – 2889 га.

На территории поселения расположены:

• МОУ «Пайгармская средняя общеобразовательная школа»

• Детский сад

• ФАП

• Детская школа искусств

• МБУК «Культурно-досуговый центр Пайгармского сельского поселения»

• Библиотека

• Три магазина

• Отделение связи

Многие дома и квартиры жителей телефонизированы, в поселении жители пользуются услугами цифрового телевидения, Интернет.

В селе чтят память об участниках ВОВ. Здесь в 1982г. воздвигнут памятник воинам, погибшим в годы ВОВ.

Автобусное сообщение:

• Рузаевка — Пайгарма — Морд.-Пишля — 06ч. 45 мин.

• Рузаевка — Пайгарма — 7ч.50 мин.

• Рузаевка — Морд.-Пишля — 11ч. 30 мин.

• Рузаевка — Морд.-Пишля — 12ч. 45 мин.

• Рузаевка — Морд.-Пишля — 14ч. 30 мин.

• Рузаевка — Пайгарма — Морд. -Пишля — 16ч. 00 мин.

• Рузаевка — Морд.-Пишля — 17ч. 30 мин.

• Рузаека – Пайгарма – 19ч. 15 мин.

История

наше село прежде и теперь…

Пайгарма – одно из сел Рузаевского района, расположено оно на левом берегу реки Сюкся, в 8 км. от Рузаевки. Название флористического характера: образовано от мордовских слов «пой гурыне» («пою куроня») – осиновая рощица, поселение, возникшее у осинового леса. История села тесно переплетается с историей Параскево-Вознесенского женского монастыря, называвшегося еще и Пайгармским по деревне, рядом с которой он располагался.

Когда-то пайгармские земли принадлежали дворянам Струйским. Слава об удивительном месте, расположенном недалеко от Рузаевки, распространилась задолго до того, как появились там первые жители: владел этим диким и пустынным местом помещик Струйский. Доходов от этих земель он никаких не получал, кроме как рубили здесь деревья на дрова да брали глину на кирпич.

История основания монастыря связана с чудесным исцелением солдата и явления ему святой мученицы Параскевы. По преданию, на месте будущей обители солдату, у которого болели ноги, явилась икона св. мч. Параскевы. После чудесного исцеления он построил здесь часовню и перенес в нее икону. С тех пор к этому месту постоянно тянулись люди, потому что верили в силу целительного источника. Владельцам земли не нравилось, что богомольцы вытаптывают у них покосы и молодые побеги, они несколько раз заставляли завалить родник, но вода пробивалась наружу, и поток людей к святому источнику становился все больше. В конце 60-х годов IX в. Струйские продали земли местным крестьянам, которые хотели построить здесь святой храм. Но крестьянским общинам было трудно своими силами обиходить купленный участок, тогда за дело взялась богатая помещица, известная пензенская благотворительница М.М.Киселева. Она и посоветовала пригласить для обустройства обители рясофорную монахиню Каренского Тихвинского монастыря Пелагею Степановну Смирнову, дочь священника самарской губернии. Вместе с ней в 1865 году сюда прибыла её помощница инокиня того же монастыря А.М. Карякина, из купеческого звания.

В «Списке населенных мест Пензенской губернии»(1864г.) Пайгарма была деревней владельческой из 49 дворов (344 чел.) Инсарского уезда.

20 июня 1865 года в Пайгарме была устроена женская община. 27 ноября 1865 года было освящено место для строительства храма в честь Вознесения Господня, отчего и монастырь стал называться Параскево-Вознесенским. К 1870 году в обители проживало до 30 послушниц, некоторые из них ночевали в домах жителей Пайгармы, т.к. в кельях мест не хватало. В 1889 году М.Струйский продал часть леса, а затем и имение. Барский дом был разобран, кирпичи использовали для строительства будущих монастырских построек. В 1884 году община была переименована в общежительный монастырь, а настоятельницей стала возведенная в сан игуменьи инокиня Пелагея с именем Параскева в честь покровительницы обители. Матушка Параскева руководила обителью 30 лет. Некогда пустынное место она превратила в прекрасно организованное монашеское поселение. Она основала при монастыре три школы, сиротский приют, больницу, богодельню. Монастырь славился портнихами, златошвейками, вязальщицами. Имел скотный, конный и каретный дворы, кирпичный завод, ветряную мельницу, крупорушку и пчельник. Хозяйство монастыря снабжало обитель и паломников пищей и давало дополнительные доходы. В неурожайные годы при монастыре открывалась столовая, бесплатно раздавался хлеб. Ежегодно у стен монастыря проводились ярмарки.

Первая игуменья дожила до глубокой старости и тихо скончалась в возрасте 71 года в 1895 году. Её приемницей стала возведенная в сан игуменьи Евпраксия. Её заботами обитель достигла своего расцвета. Была у монастыря и ещё одна игуменья Мария, которая руководила обителью до закрытия монастыря в 1920-е годы, но о ней мало что известно.

По данным 1913 года Пайгарма – село из 103 дворов (600 чел). Здесь имелись в это время церковно-приходские школы, З ветряные мельницы, шерсточесалка, две просодранки, чайная.

События семнадцатого года XX века изменили жизнь в стране. В 1918 году в помещении Пайгармского монастыря разместилась штаб-квартира командарма М. Тухачевского. Здесь находился Штаб Первой революционной армии Восточного фронта. Комиссаром был В.В. Куйбышев, начальником штаба – Корицкий. Именно здесь была разработана операция по освобождению Симбирска. Руководил операцией начальник симбирской железной дивизии Г.Гай.

Пайгарма и Пайгармский монастырь вошли в историю не только рузаевского района, но и всей Красной Армии и молодой Республики Советов. Здесь работал будущий маршал Тухачевский, революционный деятель Подвойский, легендарный начдив Гай Г.Д., Вацетис – впоследствии Главком Вооруженных сил республики Советов.

В конце 1918 года в уезде стали организовываться сельхозкоммуны. На землях Пайгармского монастыря было создано советское хозяйство имени Бабеля. 110 десятин земли по указанию М.И.Калинина было выделено для организации хозяйства. Крестьяне свели сюда свою скотину, свезли инвентарь, семян собрали мало. Одним из организаторов совхоза был венгр Шандор Боднар. Ему все здесь было знакомо, ведь это он в годы Гражданской войны с группой конных разведчиков подобрал место для штаб-квартиры Тухачевского. Боднар обменял лишние лемеха и плуги на зерно. Сев провели с опозданием, но выпавшие дожди помогли коммунарам. Первый урожай выдался неплохим. В 1929 году в совхозе имелось 250 гектаров земли, 19 коров, 17 лошадей.

Ш.Боднар женился на нашей землячке М.Ф.Солдатовой, с кем вместе воевали, и долгое время жил в Пайгарме.

В 1919 году в Пайгарме был знаменитый режиссер и актер Е.Б.Вахтангов с труппой, но т.к. Пайгарма была местом дислокации Штаба Первой армии Восточного фронта, то, прожив здесь всего два дня, труппа уехала в Шишкеево.

В мае-июне 1919 года в Пайгарме создается комсомольская организация. После гражданской войны на территории монастыря размещается лазарет на 400 коек. В 20-е годы здесь же готовили агрономов в сельскохозяйственной школе. В 1925 году здесь дислоцируется 113-й отдельный стрелковый батальон Красной Армии.

В 1931 году в Пайгарме насчитывалось 138 дворов (684 чел.)

В июне 1941 года в Пайгарму эвакуируется смоленское военно-политическое училище. 9 сентября 1942 года здесь была образована войсковая часть медицинского назначения, которая функционирует и в наше время.

ВОВ оставила свой страшный след в каждой семье села. Многие ушли на фронт добровольцами. Вернулись не все… 126 жителей села сложили свои головы на полях ВОВ.

В 1931 году организован совхоз №3 «Дорурс» как подсобное хозяйство железной дороги. В 1936 году сюда пришел первый трактор. С 1973-1992г.г. директором совхоза работал Меньших Сергей Екимович. В это время здесь были построены современные производственные объекты, жилой поселок со средней школой, музыкальной школой, ДК, библиотекой, детским садом, медпунктом и другими объектам соцкультбыта. Совхоз был одним из лучших на сети железных дорог, обеспечивал железнодорожников мясом, молоком, овощами, медом.

Пайгарма — родина участника трех революций И.Е.Гандюрина, химика Т.К.Захаровой, дорожного мастера Б.А.Палкина.

В 1994 году на земле пайгармской возродился монастырь.

Дважды нашу пайгармскую землю посещал Святейший Патриатрх Московский и всея Руси Алексий II.


29 Июня (прошлая пятница в этом году) – это такой день из 365, который наша компания обычно проводит не на работе, не дома и даже не в Пензе. В этот день, мы по уже давно сложившейся традиции набираем еды, питья, садимся на машину и отправляемся к… золотым куполам, в Мордовию. Зачем? Потому что есть повод! К тому же там очень и очень красиво. Хотя, что я рассказываю – смотрите сами:

29 Июня каждый год наш путь всегда традиционен — выезжаем из Пензы на М5, на Москву, уходим направо на Анновку, а там дальше полями, полями и перелесками до Мордовии, до Пайгарма, где расположен Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь.

Монастырь Святой Параскевы может не очень древний (дата основания 20 июля 1865 году) и исторически интересный храмовый комплекс. Но очень душевный и приятный, в плане атмосферы, которая в нём присутствует.

Здесь легко и свободно дышится, нет угнетающей толпы, как в Диевеево или других «раскрученных» религиозных объектах и просто красиво. Точнее так: просто и красиво.

Монастырь имеет довольно большую территорию и имеет на своей площади несколько церквей. Самой значимой из которых, является главный, летний пятиглавый Успенский храм. Здесь проходят все основные службы, и именно он всегда открыт в последнее время для туристов и паломников.

За Успенским храмом, буквально у его стен расположилась небольшая часовня, построенная над могилой основательницы монастыря Игуменьи Параскевы. А уже за ней следует второй по значимости храм комплекса – Вознесенский.

Этот храм «тёплый», то есть предназначенный, преимущественно для зимних служб. И когда-то (а было это давным-давно) наше первое знакомство с монастырём Святой Параскевы началось как раз с него. Сейчас он на реконструкции, закрыт, так как восстанавливать там действительно много что надо. Ведь последним «хозяином» всех зданий и угодий монастыря было Министерство обороны, разместившее в Пайгарме резервные аптечные склады. Оба каменных храма для удобства хранения ящиков с препаратами были рассечены перекрытиями на два этажа, причем двутавровые металлические балки вмуровывались прямо во фрески. Когда мы впервые попали сюда, по большей части территории нынешнего монастыря ещё разгуливали солдатики. Теперь их уже не видно. Но, честно сказать, некоторые атавизмы казарменной жизни в монастыре всё ещё прослеживаются.

Кстати, из-за постепенного возвращения военными всех зданий монастыря (а процесс это был весьма долгий), службы периодически переносились от одной церкви к другой. Например, ребёнка наших друзей, крестили в Пайгарме как-то даже в храме В честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радостей», который по большому счёту представляет из себя обыкновенное жилое здание-общежитие для монахинь.
Но военный дух постепенно исчезает, монастырь возрождается и отстраивается. И, наверное, главным показателем того, что дела идут на поправку, является то, что за несколько лет перед входом в Успенский собор построили (восстановили на месте разрушенной) огромную колокольню, которая некогда была визитной карточкой Пайгарма. Это настолько мощное и высокое сооружение, что сейчас его отлично видно с трассы Саратов-Н.Новгород. Что является неким путеводным ориентиром, для желающих побывать в Пайгармском Параскево-Вознесенском монастыре.
Единственно, колокольня ещё не закончена. И пока очень диссонирует своим радикальным красным цветом на фоне остальных бело-сине-позолоченных строений монастыря. Да и колокола пока на неё тоже не подняли, продолжая отбивать время службы по-старинке, в небольшой скромной колоколенке рядом с основным храмом.
Но как бы там не было, где бы, какие недоделки не встречались, ещё раз отмечу, что в Пайгарме очень красиво и очень душевно. И если душевную атмосферу передать трудно, то с красотой внешней, красотой архитектурной, надеюсь, вряд ли кто поспорит.
И, пожалуй, именно такой сине-бело-золотой окрас идёт монастырю больше всего. А ведь он был (за много лет существования, да и наших визитов сюда) и практически белым и бело-зелёным и иным по цветовой гамме.
Хотя, есть и моменты, которые лично мне не очень понравились в этот раз. Деревянная церковь над источником, где была обретена главная святыня монастыря – чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы, явление которой когда-то и послужило поводом для основания женской обители, готовится к покраске тёмным лаком, которым уже окрашены купальни рядом.
Хоть и смотрится это более опрятно, чем было, но некой лёгкости и воздушности, которые придавали срубовой церквушке светлые натуральные брёвна, уже не будет. Однако понять такой перекрас, конечно, можно – дерево – материал живой, но стареющий. Особенно, если сруб расположен в низине и буквально на роднике.

Кстати о воде. Вода в Пайгарме жёсткая и сильно обогащенная железом. Поэтому и ручейки и желоба, по которым течёт вода и, в некоторых местах, стены купальни окрашены в яркий оранжевый цвет. Да и при дегустации водички металлический привкус имеется. Что, однако, никак не умаляет достоинств местных святых родников.
В воде которых, обязательно нужно искупаться. Поэтому мы тоже не стали отходить от данной, так же уже сложившийся традиции, и совершили омовение в одной из нескольких, стоящих на берегу живописного озера, купален.
Прогулки на свежем воздухе и купание в святом роднике вызвало у нас обострение аппетита. А ведь в программе был обозначен и Саранск, по которому так же предстояло прогуляться. И желательно не на пустой желудок. Поэтому мы расположились на обед, на одной из окрестных полян, использовав в качестве обеденного стола заросли луговой земляники. Это невероятный кайф – попивать что-нибудь по вкусу и заедать выпитое свежей, сладкой, только с куста земляничкой, которая буквально сама ложиться вам в ладонь.
Но от красот природных предлагаю перенестись к красотам рукотворным – в центр столицы Мордовии, в Саранск, к храму святого праведного воина Федора Ушакова.
Кто бы что ни говорит, насчёт того, что этот храм откровенный новодел и «воткнут» он здесь «ни к селу, ни к городу» (а такие речи иногда приходится слышать), замечу, что по сравнению с другими новоделами (а таких сейчас немало) или попытками «восстановить утраченное», как например, в нашей же Пензе, храм адмирала Ушакова в Саранске стоит и «к селу, и «к городу» и действительно является украшением центра Мордовской столицы.
Храм святого праведного воина Федора Ушакова — собор новый. Строительство его началось в 2003 году. А уже через три года — 6 августа 2006 года храм был открыт и освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
На мой взгляд, по красоте, но при этом, по изяществу и простоте своих форм, храм Ушакова может поспорить, а возможно и дать фору, другому известному «новоделу» недавних времён — храму Христа Спасителя в Москве. Благодаря тонким колоннам, «лёгкости» конструкции и очень правильно подобранному колеру внешних стен, церковь буквально парит в воздухе, как бы являясь продолжением неба и не создавая чувства давления и тяжести, которая присуща, тому же собору Христа Спасителя в столице.
Да и внутреннее убранство храма, так же оставляет очень воздушное впечатление, несмотря на объёмы и монументальность строения.
По мне, храм святого праведного воина Федора Ушакова – это одна из самых красивых церквей нового времени из тех, которые мне удавалось, где-либо увидеть.
Конструкция храма буквально возвышает человека, поднимая сначала его взгляд, а потом и что-то в глубине души, туда, ввысь, к золотым куполам величественного собора.
А нам, удалось подняться к золотым куполам храма адмирала Ушакова в прямом смысле этого слова. Ключарь собора — игумен Фома – человек, во многом благодаря которому у нас и появилась традиции приезжать в июне в Пайгарм и Саранск, провёл для нас небольшую экскурсию, пригласив подняться на верхнюю площадку храма. Туда, куда поднимаются звонари «оживить» колокола и туда, где расположены те самые, видимые издалека, золотые купола собора святого праведного воина Федора Ушакова.
Так что в этот раз нам удалось увидеть Саранск, так сказать, с высоты птичьего полёта. И что снизу, что сверху, Саранск не разочаровывает. Да, строится, прихорашивается, но не разочаровывает.
Притом, наверное, только с высоты куполов собора Ушакова можно увидеть здесь, в Саранске и другие святые купола – купола Богословского Макаровского мужского монастыря, что расположен в селе Макаровка, буквально на выезде из столицы Мордовии.
Но об этом, так же интересном месте мордовской земли, стоит рассказать как-нибудь в другой раз. Так как, если начали уж рассказ о золотых куполах собора Ушакова, а тем более и поднялись к ним, то стоит сосредоточится именно на них. Красота же ведь! Согласны?
Кстати, раскрою вам страшную тайну. Золотые купола храма святого праведного воина Федора Ушакова совсем не золотые. Они выглядят как золото, они блестят как золото, но это не золото. Это круче чем золото! Материал покрытия куполов выполнен по космическим технологиям, он очень дорогой и представляет из себя…
А не скажу, что представляет. 🙂 Потому что одной тайны за один фотоотчёт, по моему мнению, вполне достаточно. Лучше съедите в Мордовию сами, побывайте в Саранске, сходите в центр, к храму адмирала Ушакова и спросите о том, о чём я утаил, местных священнослужителей лично. Возможно они раскроят этот секрет. Возможно нет. Хотя на самом деле не так уж и важно, какие они купола, золотые или нет. Главное что бы «золото» было в душе.
Или в зеркале заднего вида автомобиля. Потому что всё когда-либо заканчивается. Закончилась наша поездка в Пайгарм и Саранск, закончился наш поход по центру Мордовской столицы, закончилась наша экскурсия к золотым куполам собора Ушакова.
Закончился даже этот фотоотчёт о замечательной поездке, состоявшейся 29 июня. А «золото» надеюсь осталось. 🙂

Параскево-Вознесенский женский монастырь является памятником архитектуры 18 века. Он расположен в уютном месте, в селе Пайгарма. Данная святыня имеет статус возрождающийся. Обитель построена в честь святой мученицы Параскевы. На этом месте когда-то произошло необычное явление. Привиделась икона мученицы в 1865 году. Сегодня святыня выступает в роли главной святыни комплекса. Ее написали в 19 веке, на Афоне. В процессе ее создания использовались частицы мощей святой. Божия угодница отличается особой благодатью. Она помогает устроить семейную жизнь.

Также образ считают покровителем торговли. Неподалеку от монастыря образовалось три родника — Параскевы Пятницы с купелью, Николая Чудотворца, Серафима Саровского (минеральный источник). Женщины, страдающие бесплодием, нередко обращаются к ключу святой Параскевы. Здесь они получают особую помощь для лечения бесплодия и зрения. Неподалеку много озер, лесов. Деревня живописная.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Места силы

В истории имеется большое количество случаев, когда люди, страдающие различными заболеваниями, выздоравливали, купаясь в местных родниках. Так, в 1998 году, за несколько дней до начала Великого Поста в монастыре произошло чудесное явление. Всем известная икона «Благодатное небо» замироточила. Это явление смогли увидеть прихожане, которые присутствовали в тот период на службе. Из иконы струилось миро. Так называют благоухающее церковное масло. Все присутствующие на службе были помазаны миром.

Кроме того, через определенный отрезок времени стало известно, что один из прихожан смог излечиться от болезни, которая мучила его годами. Это был молодой человек по имени Павел Жувайкин. Ему было 12 лет. С самого рождения ребенок был слепым на левый глаз. После помазания мальчик прозрел. Икона за всю историю существования мироточила три раза — 27 февраля, 1 и 8 марта.

Параскево-Вознесенский женский монастырь находится в 35 километрах от Саранска. Недалеко от святыни есть крупная железнодорожная станция. Дата основания приходится на 1864 год. Это была инициатива местных жителей. Популярность местных источников велика. К ним приезжают из различных регионов. Местная вода применяется для умывания, часть воды используется для купальни, а часть выводится в сток, который расположился под алтарем.

История монастыря

При основании монастыря местные жители опирались на информацию о святости пайгармских родников. История русской земли непростая. Во второй половине 18 столетия она находилась во власти помещика Еремея Струйского. Бесполезные земли он начал распродавать. Так дровяной лес ушел к зажиточным мордвинам. Лесной массив славился родниками. На одном из них и появилась икона Параскевы. От нее впоследствии смог исцелиться раненный боец. Солдат соорудил сруб и провел в него источник. С этого момента уже на протяжении многих лет к роднику не зарастает тропа. Желающих посетить данное место большое.

В 1861 году пустошь была пожертвована церкви. На этом месте открыли монастырь. В 1863-1865 гг. началось активное прошение крестьян о том, чтобы открыть здесь женскую общину. В данном процессе активное участие приняла дворянка Мария Михайловна Киселева. Она смогла добиться поставленных целей. При ключах организовали сестринскую общину. Для ее обеспечения Киселева продала 20 десятин пашни под Пайгармой. Ее поступок стал примером и для других богатых крестьян.

Всего, в конечном итоге, за общиной стояло около 46 га пашни, лесной зоны. Строительный процесс храма начался в 1865 году. Деньги на стройку поступали за счет пожертвования из различных городов. В конце 19 века подворья стали образовываться в Пензе, Саранске, Санкт-Петербурге и других населенных пунктах.

До 1865 года в Пайгарме находилась маленькая часовня. В 1866 году осветили другую часовню — Параскево-Пятницкую. На деньги народа построили Вознесенскую церковь. В 1873 году на месте часовни было принято решение возвести церковь из дерева во имя великомученицы Параскевы. Внутри храма был ключ, его оправили в кувшин. Деревянная постройка гармонично смотрелась на фоне лесного массива. Ее разрушили в 1950-х годах.

Сегодня на его месте стоит другая обитель, созданная по подобию ранее возведенной. От обители начинается короткий спуск к ключам и источникам. Рядом находился ряд келий. Западнее можно было увидеть корпус трапезной, а с севера больничный корпус. На востоке стояли общественные объекты. Это были школа, церковная лавка, гостиницы для паломников. Центральная часть монастыря преимущественно представлена соборной площадью.

Монастырь с 1870 гг. являлся полностью обнесенным стеной с башнями, в которых четко прослеживаются церковные мотивы. Соборная площадь формировалась длительное время. Весь процесс занял несколько десятилетий.

Большой Успенский собор заложили в 1874 году. Он возводился на протяжении 16 лет. Проект был реализован в память Успения Божией Матери. Внешнее оформление напоминает Храм Христа спасителя. Однако нотки оригинальности также прослеживаются. Отдельного внимания заслуживают росписи на стенах, которые могли похвастаться исключительной выразительностью и утонченностью. Примечательно, что часть фресок прекрасно сохранилась до нашего времени. Красочный слой повредился местами. Образы на стенах безжалостно были повреждены из огнестрельного оружия варварами 20 века. Отбивалась штукатурка, осквернялись иконы.

Реставраторам предстоял широкий спектр работ. Вначале 1990 гг. многие образы были переписаны заново. Успенский собор в настоящее время является полностью отремонтированным. В нем регулярно проводятся службы. Кроме того, храм отличается прекрасными акустическими данными. Внутреннее пространство светлое и наполнено торжественностью.

Вознесенский храм возвели уже в 1893 году. Работа проводилась по проекту архитектора А. Е. Эренберга. Если брать во внимание основные черты, то святыня копирует абрис собора. Она состоит из пяти глав, оснащена отоплением. В советское время главы были разрушены. Впоследствии их заново отстроили. Но росписи еще не завершены. В храме есть фреска, которую закрасили в 1950-м году. Также интересно изображение св. Пантелеймона на столпе. Оно находится с запада. Много росписей на новозаветную тематику.

Монастырская деятельность

С 1870-х гг. при монастыре длительное время существовала иконописная мастерская. В ней писали лики монахинь. В роли учениц были послушницы. Все работы имели специальную пометку. Прикрепляли листок бумаги, на которой был написан необходимый текст. Под мастерские был отдан целый корпус, так как они пользовались большим успехом. Более того, развивались такие направления деятельности, как тиснение на фольге, портняжное, сапожное ремесла. Существовал скотный двор, который обслуживался до 40 работниками. Функционировали пасека, сад. К 1890 гг. женская община существенно увеличилась в размерах. Ей могли позавидовать многие ведущие монастырские комплексы. Пелагея Смирнова являлась главой общины. Впоследствии она также была пострижена в монахини.

Обитель много внимания уделяла монастырской деятельности. При нем длительное время существовал сиротский приют, школа, богадельня. Ученицы-сироты размещались в отдельном двухэтажном здании. Первый ярус был выделен под кухню, столовую, комнаты для помощниц. Сиротская школа являлась примером для подражания. На всероссийских выставках она завоевывала золотые медали. В 20 столетии ее переоформили в оригинальное духовно-образовательное учреждение. Подобных организаций больше не было в Поволжье.

В 1918 году монастырь активно использовался в роли штаба русской армии. Впоследствии тут разместили военный госпиталь. Монахини являлись сестрами милосердия. Вскоре на святых землях сформировался Пайгармский совхоз. Его существование не было длительным. Затем здание использовалось, как районная больница, железнодорожные склады. На территории садов и парков образовался поселок. Церковь возле кладбища и колокольню снесли.

В роли последнего владельца выступило Министерство обороны. Оно пришло к выводу эксплуатировать обитель, как резервный аптечный склад. Оба храма с целью удобства хранения раздели при помощи перекрытий на два яруса. При чем балки вкручивались прямо в фрески.

Следующий исторический этап знаменателен образованием Саранской епархии. Стал вопрос о том, чтобы вернуть обитель верующим. Сначала православию был возвращен Успенский собор, затем усыпальница и трапезная, келейные постройки. К 1997 году возвратили большое белокаменное здание и дом бывшей больницы.

В настоящее время здесь проживает боле 50-ти священнослужителей. Обитель полностью возвращена православию. Святыню над источником пришлось отстраивать заново. Вознесенская церковь находится на этапе реконструкции. Фундамент колокольни недавно заложили.

У комплекса есть подворье в Саранске — церковь во имя Рождества Христова Саранской епархии. Она отличается наличием достаточно большого прихода. Все доходы отправляются на восстановление зданий в Пайгарме. Поток туристов большой. С каждым годом он становится только больше. Среди приезжающих немало молодежи.

Особенности происхождения земли, Параскева Пятница

Пайгарма в переводе с мордовского звучит, как «осиновый лес». Сегодня на территории и до сих пор встречается много насаждении осин. Один из них вы можете увидеть, подъехав к разъезду Пайгарм. Он тянется до станции Хованщина. В мордве почему-то такое дерево, как осина, не популярно. Кто-то сказал, что это дерево даже является злым. По народным поверьям в осинниках живет нечисть. В Мордовии насчитывается большое количество богов. Среди них есть как злые, так и добрые Боги. Коренные жители хорошо помнят имена, их характер.

Параскева явилась народу из воды. Она является покровительнице женщин, оказывая помощь в замужестве и деторождении. Она поддерживает в быту, особенно в прядении и ткачестве. Поэтому, ей жертвуют ткани, холсты, лен, шерсть и т.д. В былые времена все дары бросались людьми в колодец. Данный обряд получил название «мокрида».

Родители святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, были христиане. Они особенно относились к дню страданий Господних. Когда у них родилась дочь, они назвали ее Параскевой Пятницей. В скором времени становится понятным, что Параскева стала приобщаться к страстям Христовым. Дева посвятила свою жизнь Господу. За дерзновенное исповедание власти заточили девушку в темницу и подвергли истязаниям. Ее муки были тяжелыми. В темнице посетил деву ангел. Раны мученицы стали закрываться, она выздоровела. Затем на исповедницу напали новые испытания. Ее пытались истязать огнем. Но факелы сильно воспламенились и опалили самих недоброжелателей. Святая была усечена мечом.

Пайгармский монастырь поражает большой территорией. Здесь легко дышится и уютно. Вы сможете посетить несколько церквей, родники. Архитектура объектов восхищает своим величием. Сине-белый окрас невероятно идет комплексу. Вода в родниках жесткая и содержит много железа.

Бывая в Пайгарме, непременно посетите Саранск. Если получится, то вы сможете совершить подъем к золотым куполам храма адмирала Ушакова. С верхней площадки открываются красивые виды на внешние окрестности. Туда поднимаются в основном только «звонари». С ними можно договориться для посещения высотки. Город Саранск с каждым годом только хорошеет. С высоты он необыкновенно красив. Сами золотые купола храма выполнены с использованием современных технологий и отличаются высоким качеством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *