Паломнические поездки из пензы по святым

Паломнический отдел Пензенской епархии действует по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима и имеет все возможности для организации поездок для детей и взрослых с посещением храмов и монастырей Пензенской области, России и Зарубежья.

Ближайшие поездки на январь и февраль представлены ниже:

ПАЛОМНИЧЕСТВО.

Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

Однако привычной для многих священников становится такая сцена. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает:»Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет… Исцелиться хочу, говорят, помогает» — вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам. И постараться дать себе на них честный ответ.

Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием. Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия — так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя? Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ — здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество —это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

Между тем паломничество —это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом —на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество. Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», — а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души. И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И ни в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

По материалам статьи архимандрита Пахомия (Брускова).

Перед почитаемым на Руси праздником Крещения Господня корреспондент «АиФ» решил рассказать о святых источниках Пензенской области, чтобы каждый смог определиться, в какой купели ему омыться и где набрать целебной воды. А еще послушать: да-да, не удивляйтесь, ведь родники могут петь.

Почитаемые горожанами

Еще в древнем «Слове о Русской земле» есть упоминание об «источниках местночтимых» — о родниках. На Руси их почитали всегда. За ними смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над родниками устанавливали навесы, а рядом оставляли ковшик-черпачок, вырезанный из липы или сплетенный из бересты. Пейте, люди добрые, ведь родниковая вода — самая чистая и целебная. Вот и идет за ней и стар, и млад.

Особой любовью пользуется родник в Веселовке на улице Ставропольской. Его стали почитать после того, как праведные люди увидели в нем икону святого Иоанна Предтечи. К югу от военного городка в овраге, недалеко от озера скрыт от посторонних глаз еще один издавна почитаемый жителями Пензы источник. Рядом с ним установлен православный крест и иконы. На Крещение Господне здесь совершаются омовения.

Не менее популярен ближний Арбековский родник. До него рукой подать от онкодиспансера: нужно лишь перейти через железную дорогу и пройти немного вдоль высоковольтной линии. Чуть поодаль находится и дальний Арбековский родник.

У каждого своя история

Есть чудодейственные источники и в области. Один из них — родник мученицы Параскевы. Он находится в Каменском районе, близ несуществующей ныне деревни Холеневки, некогда расположившейся между селами Кевдо-Мельситово и Новая Есинеевка.

Почитают пензенцы и родник Николая Чудотворца, который находится на восточной окраине села Трескино Колышлейского района. В 2005 году над источником, где в давние времена явилась икона Николая Чудотворца, была поставлена часовня и обустроена купальня.

Не менее любим и родник иконы Божией Матери «Живоносный источник». Находится он на въезде в село Кевдо-Мельситово Каменского района. Обустроен и освящен в 2007 году.

К югу от села Старая Степановка, что недалеко от Лунино, бьет родник иконы Божией Матери «Троеручица». Ранее здесь стояла часовня с чудотворной иконой, к которой совершался крестный ход на Вознесение Господне, насчитывающий до 5000 человек. С 2000 года крестные ходы возобновились.

В 2 км к югу от села Тепловка (тоже Лунинский район) находится родник Серафима Саровского. Он стал почитаться после того, как в воде явился образ святого старца и приходившие сюда люди получили исцеление.

Почитают местные жители и еще один источник — родник мученицы Параскевы в Кузнецке. После того как в первой половине XIX века здесь явилась икона Параскевы Пятницы, над источником построили часовню, а в 2008-м оборудовали купальню.

В 4 км к востоку от Малой Сердобы есть Богомольный родник, который тоже славится исцеляющей силой. До 1917 года здесь устраивали молебствия на Вознесение Господне. В 2000 году источник благоустроили и поставили на нем часовню.

В XVIII веке на источнике возле села Серман Никольского района была обнаружена двухсторонняя икона Смоленской Божией Матери и икона Николая Чудотворца.

На границе Никольского и Городищенского районов в овраге, куда с трассы ведет лестница, находится родник «Грот». В 1997-м здесь через ручей перебросили мостик, поставили лавочки и столик.

В Никольском районе, в бывшем селе Чепурлейка (ближайшая деревня — Серман) бережно охраняется родник святой мученицы Параскевы. Согласно преданию, на источнике явилась икона святой Параскевы Пятницы, от которой происходят многие исцеления. Сейчас здесь устроена купальня.

8 июля 1643 года казаку Андрею Набокову явилась Казанская икона Божией Матери. Было это на западной окраине Нижнего Ломова (бывшее село Норовка). В том же году здесь поставили часовню, а вскоре тут образовался мужской монастырь. По множеству исцелений икона считается чудотворной. Сейчас на роднике установлена часовня с купальней.

Один из самых известных святых родников области – источник Салолейка. По преданию, здесь нашли мученическую смерть от пугачевцев 40 монахов, после чего из земли забили 40 источников. Место обустроено купальней.

В селе Большая Валяевка находится родник иконы Божией Матери «Живоносный источник». Здесь на рубеже XVII — XVIII вв. во время набега кочевников была обретена икона Богородицы, прославившаяся чудотворениями. В 1807 году над источником поставили часовню.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *