Памятка для родителей

Воспитывая ребенка, старайтесь придерживаться следующих правил:

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Старайтесь внушать ребенку веру в себя и свои силы.
  • Стремитесь понять своего ребенка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.

Правила, которые помогают наладить
и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни ребёнка.

2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими и разумными.

3. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка (движение, познание, упражнение).

4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

5. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

  • Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  • Не думай, что ребенок твой: он Божий. Он личность.
  • Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
  • Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
  • Не относись к его проблемам свысока. Ибо тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен: ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
  • Не унижай!
  • Не мучь себя, если не можешь что-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.
  • Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
  • Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие делали твоему.
  • Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Секректы воспитания вежливого ребенка.

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан,

если Вы, уважаемые родители, ведете себя:

  • Деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к его и своим друзьям;
  • Никогда не оскорбляйте человеческого достоинства своего ребенка, не кричите на него, не говорите при нем или ему грубых слов и, ни в коем случае, не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания;
  • Не делайте бесконечных замечаний по пустякам, а, где только возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка;
  • Предъявляйте к детям единые требования и, если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайтесь в их отсутствие;
  • Требуя от ребенка выполнения определенных правил, выполняйте их сами;
  • Уважайте достоинство маленького человека, исключив слова: «Ты еще маленький», «Тебе еще рано»;
  • Не забывайте говорить ребенку «пожалуйста», «спасибо», «спокойной ночи», а также часто используйте похвалу.

1. Наказание не должно вредить здоровью детей — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз — одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый.

Наказание — не за счет любви, что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

5. Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

8. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Памятка родителям

«КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  • МОЛЧАНИЕМ

Выдерживать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.

  • Говорить: «Я ТЕБЯ БОЛЬШЕ НЕ ЛЮБЛЮ» и т.п.

Лишение любви – это самое сильное наказание. Конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется.

  • ФИЗИЧЕСКИ

За внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего.

  • КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА

Крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.

  • ЧРЕЗМЕРНО

Не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений, тем самым закрепляет его).

  • ДЛИТЕЛЬНО

По времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

  • УПРЕКАТЬ

И напоминать былые грехи ребенка, тем самым, закрепляя плохое поведение ребенка.

Составитель: Сенюкова Т. В., воспитатель I кв. категории.

Памятка для родителей «Чаще читайте детям»

Как помочь маленькому ребенку подружиться с книгой и полюбить сам процесс чтения? Начните с поэзии, которая нравится вам!

Почти все родители, во всяком случае большинство из них, хотят, чтобы их дети любили читать. Потому что это считается очень полезным. Однако читающих детей в нашей стране становится все меньше. Особенно быстро теряет популярность поэзия. Между тем именно стихи могут помочь ребенку полюбить чтение.

Что следует делать, чтобы малыш полюбил стихи? Во-первых, нужно ему их читать. Это понимают абсолютно все мамы и папы. Многие взрослые и в самом деле покупают своему ребенку многочисленные яркие книжки, старательно читают их ему, а результат вопреки ожиданиям почему-то равен нулю. Отчего так получается? Есть несколько причин.

1. Родители часто читают своим детям то, что им самим вовсе не кажется интересным.

Понятно: это же совсем маленький ребенок. Что ему прикажете читать? То, что для таких несмышленышей предназначено. Приведу всего один типичный пример – стишок из красочной, отлично иллюстрированной книжки для детей. Имя автора не называю: это не так важно (поверьте, подобные «поэтические шедевры” буквально у всех авторов совершенно одинаковые). Итак, «Улитка”.

Улитка устала.

Труден был путь.

Тяжел ее домик-ракушка.

Улитка устала.

Пора отдохнуть

На мягкой пуховой подушке.

А можно чаю с вареньем попить,

Сыграть в домино или шашки.

А можно еще телевизор включить –

Смотреть целый вечер мультяшки.

Почему это – для детей? Потому что про улитку. Считается, что для ребятишек надо писать о зайчиках, белочках, улиточках. Умильно, бессмысленно и откровенно скучно. Понятно, что самому взрослому человеку это тоже скучно. Но он верит, что раз это для детей издано, значит, ребенку может понравиться. Ничего подобного! Так что запомните первую заповедь стихового воспитания: читать детям надо только то, что нравится ВАМ САМИМ.

2. Родители часто думают, что главное – это ПОНИМАНИЕ ребенком того, что они читают.

Разумеется, речь идет об элементарном понимании слов и предложений: их значения и смысла – а не о каком-то «понимании поэзии”. Поэтому, во-первых, выбирают такие стихи, которые, по их мнению, детям понятны, то есть самые примитивные и опять же «детские”. А во-вторых, не просто читают, а все ребенку растолковывают – как на уроке в школе. На самом же деле, как это ни странно, понимание не имеет особого значения. Главное – не понимание, а эмоциональное проживание стихотворения.

Известно, что Корней Чуковский (именно он разработал основы воспитания на стихах в раннем детстве, и именно его взгляды лежат в основе этой статьи) читал своим совсем маленьким детям отнюдь не детские стихи. Так, например, его дочь, Лидия Корнеевна Чуковская, вспоминала, как отец читал им стихотворение Баратынского «Пироскаф”:

Дикою, грозною ласкою полны,

Бьют в наш корабль средиземные волны.

Вот над кормою стал капитан:

Визгнул свисток его.

Братствуя с паром,

Ветру наш парус раздался недаром:

Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Это он читал, катая детей в лодке по морю. Понятно, что сам Баратынский очень удивился бы, если бы узнал, что это стихотворение можно читать маленьким детям и что им оно очень понравится при этом. Однако было именно так. Причем Чуковский ничего детям не объяснял. Он просто читал стихотворение, передавая голосом восторг человека, который влюблен в море, который отправился в долгожданное плавание. И дети понимали: не слова, а эмоции.

3. Многие родители читают своим детям исключительно прозу.

Им кажется, что прозаические тексты может читать любой человек, а читать стихи надо все-таки уметь. И вот именно они-то и не умеют. К тому же они убеждены, что стихи вообще не любят. На самом деле, если человек хорошо читает стихи, то это, конечно, помогает увлечь ими и ребенка. Но если вы совсем не умеете читать стихи, это не помеха. Важно не умение, а увлечение. Именно увлеченность взрослого заражает малыша. А что касается нелюбви к стихам, то все, что мы теперь любим, когда-то нам было неизвестно – и мы этого не любили. Стихи полюбить можно. Большинство тех, кто уверен в своей нелюбви к стихам, к сожалению, подобны герою известной серии анекдотов – мальчику Вовочке.

Как-то учительница музыки спросила Вовочку, любит ли он Бетховена. «Не-е, не люблю!” – ответил Вовочка. «И какие же произведения Бетховена тебе не нравятся?” – поинтересовалась учительница. «Так я его не слушаю. Я же сказал: я его не люблю!” – логично ответствовал Вовочка. Он ни одной вещи Бетховена не слышал – и поэтому его «не любит”. Так и многие взрослые: никогда не прочли ни одного стихотворения просто из интереса, для себя. Стихи они читали и заучивали в школе по заданию учителя литературы. Потому их и «не любят”.

На самом же деле всякий нормальный человек может какие-то отдельные стихи любить, а какие-то другие ему не понравятся. Просто надо их читать. Тем более чтение стихов не требует много сил и времени. И если вам что-то нравится, то можно это и малышу прочесть. Даже если это пока малопонятно для него. Важно, чтобы эмоции, которые передает стихотворение, были переданы при чтении, чтобы ребенок их почувствовал – и тогда все будет хорошо.

4. Многие думают, что все без исключения стихи несут некую информацию. И именно ее надо донести до ребенка.

Ничего подобного! Информацию несут учебники, статьи в газетах, журналах и подобного рода изданиях. А у поэзии совсем иная роль.

Возьмем стихотворение «Веселый гном” Жени Усовича (автор стихотворения сам еще школьник):

В ветхом домике без печки

Жил веселый старичок.

Кипятил он чай на свечке,

Заварив травы пучок.

Жарил ягоды на солнце,

Одуванчики солил

И под вечер на оконце

Комаров чайком поил.

На сосне искал иголку,

Чтоб латать себе штаны.

Вместо зеркала на полку

Ставил краешек луны.

Ночью звездные дорожки

Бородою подметал.

То, что падало, в лукошко

Осторожно собирал.

Ну а утром звезды эти

Сеял дома, под окном:

Чтобы знали все на свете,

Где живет веселый гном!

Почему это нравится детям? Даже трехлеткам понятно, что это шутка. Не может никто подметать небо бородой. Это забавно и интересно.

Ритм и мелодика. К сожалению, многим взрослым непонятна специфика поэзии. Дело в том, что поэзия – искусство пограничное: между музыкой и литературой. Иногда – ближе к музыке.

Содержание в стихах выражается в значительной мере РИТМОМ и МЕЛОДИЕЙ – независимо от слов. Дети как раз особо чувствительны именно к ритму и мелодике стиха. Это отмечает опять же Корней Чуковский. Некоторые детские «стихи” (самими малышами сочиненные) он называл «экикики”, потому что они бессмысленны, но ритм в них есть. И вот малыша привлекает именно этот ритм.

Некоторые маленькие дети способны часами громко повторять такие «экикики”, явно получая от этого большое удовольствие. Таким образом ребенок сам себя воспитывает: прививает себе любовь к поэзии. Но взрослых это часто почему-то раздражает.

Если вы действительно хотите, чтобы ваш малыш полюбил чтение, начинайте со стихов. Любой маленький ребенок способен их полюбить. И добиться этого несложно. Не отдавайте дело в чужие руки.

Родителям достаточно соблюдать несколько простых правил.

Читайте малышу только то, что вам нравится.

Ничего не объясняйте, не растолковывайте: важно, чтобы ребенок эмоционально прожил стихотворение, а остальное значения не имеет.

Старайтесь читать так, чтобы показать свою увлеченность. Демонстрируйте, что вам нравится это стихотворение, заражайте сына или дочь своим увлечением, покажите, что стихи – это весело и интересно, что они поднимают настроение.

Если ребенок, как вам кажется, ничего не понял, не может пересказать стихотворение, искажает его смысл – не обращайте внимания: важно, чтобы малышу было интересно.

Не обязательно читать детям только те стихи, которые написаны специально для них. Если это написано именно для детей, не обязательно должно им нравиться. Читайте все, что, по вашему мнению, ребенок может эмоционально воспринять.

Делайте это достаточно регулярно, но не в виде уроков, не дидактически. Лучше, если это будет выглядеть просто как общение, как приятное совместное времяпрепровождение.

Не стоит рассчитывать, что увлечь вашего ребенка чтением может какой-то наемный педагог. То, что читает мама, и то, что читает чужой человек, – далеко не одно и то же. Стихотворение может понравиться малышу уже потому, что он его услышал впервые именно с маминого голоса.

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить свое место.

3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

4. Не давай обещаний, которые вы не можете выполнить. Это ослабит мою веру в вас.

5. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю «я ненавижу вас». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыгрываюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

9. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом немного позднее.

10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо, а что такое плохо.

11. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

12. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня, если вы будете делать это, то я вынужден буду защищаться, притворяясь глухим.

13. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

14. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

15. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

16. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения.

17. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

18. И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне тем же…

19. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи испуган, я быстро превращаюсь в лжеца.

20. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

21. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

22. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

23. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще, перестану задавать вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.

24. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

25.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших «побед».

26. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

27.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

28. Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные опасения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *