Пантеизм и деизм

Дедукция, деизм, дуализм, индукция, метод, монадология, пантеизм, рационализм, сенсуализм, субстанция, скептицизм, субъективный идеализм.

Поиск Лекций

12

Семинарское занятие № 8.

Часть 1. Тема: Философия Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спиноза (2 часа).

Вопросы для самоподготовки:

Философия Нового времени и ее ориентация на науку. Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона. Разработка Бэконом индуктивного метода познания. Проблема очищения интеллекта от заблуждений.

Дуализм Р. Декарта. Дедуктивный метод познания Декарта. Учение о врожденных идеях.

Социально-философские взгляды Т. Гоббса.

Пантеизм Б. Спинозы. Учение о субстанции. Этика Спинозы.

Основные понятия темы:

Дедукция, деизм, дуализм, индукция, метод, монадология, пантеизм, рационализм, сенсуализм, субстанция, скептицизм, субъективный идеализм.

Термины:

1) Деду́кция (лат. deductio — выведение) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Цепь умозаключений (рассуждений), где звенья (высказывания) связаны между собой логическими выводами.

2) Деи́зм (от лат. deus — Бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий (как некий великий часовщик, который сделал часы и больше не вмешивается в их ход); другие деисты считают, что Бог всё же влияет на события, но не управляет ими полностью. Внутри деизма существует много течений. Рамки деизма невозможно точно определить, поскольку сама концепция деизма не предполагает жёстких канонов. В то же время деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Деизм стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и религию.

3) Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

4) Индукция (лат. inducere — влечь за собой, установить, наведение) — процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.

5) Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь, вослед пройденному пути, от μετά- «вслед за, после» + ὁδός «путь») — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.

6) Монадоло́гия — работа Готфрида Лейбница 1714 года, повествующая о монадах (др.-греч. μονάς — единица, простая сущность) — простых субстанциях, не имеющих частей. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.

7) Пантеи́зм — религиозное и философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир.

Слово «пантеизм» происходит от древнегреческих слов παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «Бог, божество». В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного,антропоморфного Бога или Бога-творца. Несмотря на существующие различные течения внутри пантеизма, центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергаетантропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

8) Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-либо определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так исенсуализму.

9) Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.

«Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи; взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом.

10) Скептици́зм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Секст Эмпирик в работе «Три книги Пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков; принцип скептицизма — явление.

Различают обыденный скептицизм, методологический, научный, религиозный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания.

Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств.

11) Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъектареальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании.

Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант. Среди философских течений XX века к субъективному идеализму иногда относят различные школы позитивизма (махизм, операционализм, логический эмпиризм, лингвистическую философию и т. п.), прагматизм, философию жизни (Ницше, Шпенглер, Бергсон) и выросший из неё экзистенциализм (Сартр, Хайдеггер, Ясперс и др.).

Семинар:

1. Философия Нового времени и её ориентация на науку. Эмпиризм рационализм. Философия Ф. Бэкона. Разработка Бэконовского индуктивного метода познания. Проблема очищения интеллекта от заблуждений.

Возникновение культуры Нового времени. Новым временем принято называть период, начавшийся в Европе примерно в XVII в. Именно в Новое время возникла культура нового типа, заложившая основы технологической цивилизации.

Фрэнсис Бэкон, считающийся первым философом Нового времени, говорил о том, что решающую роль в становлении культуры Нового времени сыграли три великих открытия: книгопечатание, компас и по­рох. Однако все эти открытия пришли в Европу из Ки­тая.

На фор­мирование европейской культуры и западной философии Нового времени влияли различные факторы:

1. Частые и далекие мореплавания. Знакомство с иными цивилизациями и культурами дало серьезный сти­мул для дальнейшего развития европейской культуры как культуры ново­го типа, аналогично — науки и философии Нового времени.

2. В Новое время в Европе наука утратила присущий ей ранее созерца­тельный характер. Научные теории начали строиться на базе экспери­ментального метода.

3. В Новое время благодаря развитию науки, и прежде всего ньютонов­ской механики, на смену прежней аристотелевско-птолемеевской картине мира пришла новая — ньютоно-картезианская, которая господствова­ла в мировоззрении людей на протяжении XVIII—XX вв.1 Сам характер этой механистической картины мира привел к постепенному «вытесне­нию» Бога из научного объяснения природы. Параллельно в европейской культуре шел процесс секуляризации общества. В результате все это привело к отделению церкви от государства.

Одним из ведущих представителей философии Нового времени следует считать Фрэнсиса Бэкона (1561 —1626).

Основные труды. «Нравственные и политические очерки» (1597), «О мудрости древних» (1609), «Новый Органон, или Истинные указа ния для истолкования природы» (1620), «О достоинстве и преувеличе­нии наук» (1623), «Новая Атлантида» (1624).

Бэ­кон резко противопоставлял теологию и философию (науку). Последняя должна носить исключительно практический характер. До последнего времени, по мнению Бэкона, этому мешали заблуждения человеческого разума или «идолы». Среди них он выделял: идол рода, пещеры, рынка и театра.

Базироваться наука должна на опыте, на экс­перименте. Все опыты Бэкон делил на светоносные (дающие чистое знание) и плодоносные (приносящие непосредственную пользу) и дал анализ различных вариантов опытов. Он сформулировал и развил ин­дуктивный метод познания, по которому общие законы науки долж­ны выводиться из результатов конкретных экспериментов.

Идеи Бэкона оказали значительное влияние на дальнейшее развитие западной философии, и в первую очередь на Гоббса, Декарта, Ньютона.

2. Дуализм Р. Декарта. Дедуктивный метод познания Декарта. Учение о врожденных идеях.

Рене Декарт (1596—1650) — фран­цузский философ, математик и естествоиспытатель.

Декарта можно назвать дуалистом. В основе бытия он усматривает две различные субстанции — человеческое сознание и материю. Но, по Декарту, обе эти субстанции сотворены Богом.

Материя заполняет все пространство, т.е. пустоты не существует. Движение всегда относительно — это движение одного тела или частиц (корпускулы) относительно другого. Процесс становления мира из хаоса протекал по законам механик вложенным в природу Богом, но в сам процесс становления Бог не вмешивался (деизма).

Научное познание мира должно быть основано на использовании строгих методов, что позволит нам перейти от слу­чайного нахождения отдельных истин к их систематическому и целе­направленному «производству» Если Фр. Бэкон основой науки считал опыт, относящийся к предметам внешнего мира, то Декарт основное внимание обращал на деятельность человеческого разума, поэтому его называют основоположником рационализма. Руководствуясь выработанными им правилами ума (принцип достоверности и очевидности, принцип последовательности и аналитичности), человек должен приходить к истине путем сомнения. Идеи для ума оказывает­ся высшим критерием истины. В уме человека Декарт выделяет три вида идей: врожденные, приобретенные, сотворенные.

Этические воззрения Декарта также строятся на базе рационализма: задача мыслящего человека состоит в том, чтобы ук­репить власть разума над тиранией чувств.

Разнообразные идеи Декарта оказали весьма су­щественное влияние на развитие всей последующей западной филосо­фии, в частности на идеи Спинозы, Гоббса, Ньютона.

3.Номинализм и материализм Т. Гоббса.

Томас Гоббс (1588—1679) — англий­ский философ, один из родоначальников материализма Нового време­ни.

Как и Фр. Бэкон, Гоббс считает, что задача науки состоит прежде всего в увеличении влас­ти человека над природой, «увеличении количества жизненных благ». Но в отличие от Фр. Бэкона главную задачу ученого он видит в познании не природы, а общества — с целью предотвращения гражданских войн, по­этому особое внимание он уделял природе человека и государства.

Онтология. Гоббс — создатель первой в истории философии кон­цепции механического материализма. С его точки зрения, природа (материя) представляет собой совокупность протяженных материаль­ных тел, которые различаются между собой величиной, фигурой, поло­жением и движением. Материя не создается и не уничтожается, она существует вечно. Дзижение присуще самой материи и оно чисто механическое.

Этика Гоббса. В природе Человека ле­жит стремление к самосохранению, удовлетворению потребностей и удовольствиям. Поэтому «благом» для человека является предмет жела­ния и влечения, «злом» — предмет отвращения и ненависти.

4. Пантеизм Б. Спинозы. Учение о субстанциях. Этика Спинозы.

Бенедикт Спиноза (1632— 1677) родился в семье еврейских эмигрантов в Амстердаме.

Центральное место в философии Спинозы занимало понятие суб­станции. У Спинозы есть только одна субстанция, являющаяся причиной самой себя. Она есть одновремен­но и Бог, и Природа, т.е. Бог = Природа (пантеизм). Эта субстанция является: 1) свободной; 2) вечной; 3) бесконечной; 4) не делимой и не имеющей частей.

Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов и про­является в бесконечном количестве модусов. Из бесконечного числа атрибутов людям известны только два: протяженность и мышление. Модусы представляют собой некую реали­зацию атрибутов и их конкретизацию. Модусы бывают бесконечные и конечные. Бесконечные модусы занимают промежуточное положение между атрибутами и конечными модусами. Так, атрибут «мышление» проявляется в бесконечном модусе «бесконечный разум» и «бесконеч­ная воля»; а атрибут «протяженность» — в бесконечных модусах «движение и покой». На базе бесконечных модусов каким-то образом возникают все конечные, т.е. различные, конкретные телесные вещи, явления, мысли.

Гносеология. Познание окружающего мира происходит у Спинозы через субстанцию, которая объединяет все атрибуты и модусы.

Этика. Как и многие античные мыслители, главную цель философии Спиноза видит в обретении счастья, для чего необходимо полное освобождение от страстей.

Судьба учения. Монизм, пантеизм и рационализм Спинозы оказал заметное влияние на таких представителей немецкой классической философии, как Шеллинг и Гегель.

§ 11. Псевдорелигиозные системы мысли: деизм, пантеизм, теизм

1. Д е и з м

(От лат. Deus — Бог). Это религиозно-философское направление возникло в Англии в XVII веке, но получило особое распространение в Европе в следующем столетии. Деизм признает бытие Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира и его законов, полностью исключая возможность каких-либо Откровений, чудес, действий промыслительного характера со стороны Бога. Бог вне мира. Он трансцендентен (от лат. transcendere — выходить за пределы чего-либо), т. е. абсолютно непознаваем для человека. И никакое общение между человеком и Богом невозможно.

Сотворенный мир, по деистическому воззрению, подобен совершенному часовому механизму, сделав который, мастер предоставил его самому себе. Человек абсолютно автономен, независим от Бога. Для полноценной жизни, не только телесной, но и духовной, не требуется ни молитв, ни богослужений, ни таинств, нет необходимости в какой-либо помощи Бога, Его благодати, ибо все это нарушало бы свободу человека. Весь грандиозный религиозный опыт человечества просто перечеркнут чисто волюнтаристским его отрицанием. Поэтому религия со всеми ее догматами, заповедями и установлениями оказывается учением неверным и бессмысленным. Излишней и вредной, естественно, является и Церковь.

Так, признавая, по-видимому, Бога, деизм полностью отвергает Его необходимость для человека, чем открывается прямой путь к открытому богоборчеству. Не случайно из уст деиста Вольтера прозвучал столь кощунственный в отношении католической церкви призыв: «Раздави гадину!»

Деизм — не случайный продукт мысли каких-то «странных» философов. Его психологические корни совечны первозданному человеку, возмечтавшему стать «как Бог» без Бога, против Бога, и начавшему «новую жизнь» (=смерть) в «новом» мире. Эта наследственная «самость», получившая благоприятную почву для своего развития в обмирщенной в ту эпоху на Западе церковной жизни породила множество болезненных явлений в человеческом уме и сердце. В их числе деизм, атеизм, материализм, масонство и т. д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

>Философия и культура эпохи Возрождения.

  1. Возрождение как общественно-политическое и культурно-идеологическое явление. Основные философские вопросы эпохи Возрождения.

Два новых класса общества играют главную роль 1)горожане (владельцы мануфактур, буржуа, капиталисты; 2) ремесленники (прообраз рабочего класса).

Эпоха Возр.- небуржуазные революции. Монархия меняется республиканским строем. В Голландии первая буржуазная революция 16в и она же становится передовой страной в мире.

Культура спускается с небес на землю, обретает человечность, становится не только церковной, но и светской – Каперник, Кепплер, Джордано Бруно Галилей. Секуляризация культуры (секулярис – лат.светский мирской).

Эпоха величайших технических изобретений. 1)компас (2в до нэ) – китай, 2) порох, огнестрельное оружие (14в создает в Европе Бертольд Шварц) 3)книгопечатание- Гуттенберг, 4)телескоп, 5)микроскоп, 6)открытие Америки (1492г), 7)открытие торгового пути (1498 Васко да Гама), 8)космос, 9)кругосветное путешествие. Мир безмерен!!!

3 основных вопроса философии В.:

  1. Каково место человека в системе мироздания? Велико место в системе мироздания, потому что ему удалось освоить новые территории.

  2. О мере совершенства человека, прежде всего – морального. Во имя добра или зла человек преобразует мир.

  3. Какого место Бога в системе мироздания? Место Бога определяется по иному нежели в Средневековье.

Эти вопросы поднимались и раньше. Вопрос о религиозной картине мира был поставлен очень остро.

2.Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения.

Эти 2 понятия стали ответами на 2 первых вопроса:

1)место человека в системе бытия. Античность полагала, что человек есть единственное существо, которое в себе повторило все законы космоса – микрокосмос. Платон – чел. тело состоит из космических частиц, Бог-Демиург создает человека из 4-х стихий – холерик — огонь, сангвиник — воздух, меланхолик — вода, флегматик – земля. Душа человека – часть мировой души. Ответ на 1 вопрос – чел. – это микрокосмос, но в то же время, он ровен всему космосу, т.к. человечество обладает огромной способностью неограниченных возможностей в познании мира, в его преобразовании.

Эпоха В. Оптимистическая концепция. Это закрепилось в понятии антропоцентризма. Человек и человечество в центре мироздания. Весь окружающий мир познается человеком.

2) мера совершенства человека. Философия В. Обращается к эпохе Средних веков, чел.-это высшее творение Бога, он наделяет свободной душой и разумной волей. Он высшее творение Бога, он может сам преобразовывать, менять, освобождаться от грехов, т.к. осваивает, познает мир.

Появляется педагогика, церковь не должна быть палачом.

!!! любовь к человеку – гуманизм.

Теизм

Не следует путать с деизмом. Эта статья — о религиозных воззрениях. О пристрастии к чаю и другим содержащим кофеин продуктам см. кофеинизм. Государства с официальными религиями Буддизм Ислам Христианство

Религия

Общие концепции

Авраамические религии

Индийские религии

Традиционные религии Дальнего Востока

Основные понятия

  • Список религий
  • Численность последователей
  • Портал:Религия

Теи́зм (греч. Θεός — Бог) — в широком значении — вера в Бога или богов; в узком значении — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность. Впервые термин «теизм» употребил Ральф Кедворт в работе «Истинная интеллектуальная система универсума». К теизму традиционно относят такие вероучения, как иудаизм, христианство и ислам.

Теизм в узком смысле, в отличие от деизма, полагает, что Бог не только является творцом мира, но и принимает непосредственное или опосредованное участие в его управлении. Отсюда представление о божественном провидении. От пантеизма отличается признанием личности Бога и отдельности от мира.

Теизм в широком смысле включает в себя монотеизм, политеизм, пантеизм и деизм.

Главным мотивом, послужившим к развитию теизма, стало его противопоставление пантеистическим воззрениям Шеллинга и Гегеля. Главнейшими представителями теизма Э. Л. Радлов в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона называет Фихте-младшего, Ульрици, Вирта, Вейсе, Халибеуса, Шварца, Каррьера и Цейзинга.

В философии по отношению к теизму позиция «незнания» называется агностицизмом, отсутствие теистической веры — атеизмом (от греч. άθεος, безбожный), отрицание — антитеизмом.

Сущность теизма

Сущность теизма определена Фихте младшим следующим образом: «Под теизмом мы разумеем общую мысль, что абсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, всё-таки не должно быть представляемо в форме слепой, бессознательной силы; поэтому оно не может быть подведено под категорию общей субстанции или отвлечённого, безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само в себе сущее бытие, для обозначения коего человек не имеет другого выражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятия абсолютного духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь же мало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловной необходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятие — внутренняя целесообразность… Этот результат эмпирического миропонимания заставляет философское мышление составить понятие безусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой у человека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемой благом».

Отсюда ясно, что теизм покоится на допущении возможности познания Божества; его последователям необходимо показать ложность результатов критической философии, поскольку она не допускает познание трансцендентного, и, с другой стороны, указать источник действительного познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания в чувстве; в этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшими непознаваемость Божества для разума, но допускавшими возможность иного познания, мистического, то есть непосредственного созерцания сверхчувственного. Однако теист может стоять и за рациональное познание Божества, как это делал, например, ведущий представитель русской духовно-академической философии В. Кудрявцев-Платонов. Теистическое направление мысли не представляется законченным; определение гносеологического его значения есть дело будущего.

В индийской философии в число ортодоксальных учений (признающих авторитет Вед и называемых «астика») входят как теистические, так и атеистические школы. К неортодоксальным («настика») относятся только атеистические школы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *