Папа Григорий 12

А. А. Митропольский
Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский

Алексей Арсентьевич Митропольский, кандидат богословия, священник Знаменской церкви в С.-Петербурге.

Григорий Великий или Двоеслов, папа Римский (3 сент. 590 – 12 марта 604) происходил из знаменитой сенаторской фамилии, вероятно Анициан, и родился в Риме, между 540 и 550 гг. Воспитанный сообразно с своим общественным положением, он посвящен был в диалектику и риторику, изучал законоведение, вступил на гражданскую службу, приобрел доверие императора Юстина, и получил (ок. 574) достоинство praetor urbis. Но он изучал также отцов западной церкви, блаженных Августина, Иеронима и святого Амвросия. Его род отличался большой религиозностью: его мать Сильвия и две его и тетки со стороны отца были канонизованы. Его глубоко религиозная натура возмущалась роскошью и честолюбием, связанными с его должностью: он порешил удалиться от мира и принять иноческий сан. Все свое огромное богатство, оставшееся ему после отца, он употребил на построение шести бенедиктинских монастырей в Сицилии, и седьмой основал в своем собственном доме в Риме. Впоследствии он и сам сделался монахом, и предавался столь суровому аскетическому подвижничеству, что здоровье его значительно пошатнулось, и даже жизнь его находилась в опасности. В этот момент на него обратил внимание папа Пелагий II, взяв его из монастыря, рукоположил его в сан диакона (579) и отправил в Константинополь в качестве апокрисиария. – Возложенное на него поручение он исполнил с большим успехом, и, находясь в Константинополе, он начал свой знаменитый труд: «Толкование на Иова или XXXV книг о нравственности». После своего возвращения в Рим (585), он продолжал принимать деятельное участие во всех делах курии; и, после смерти Пелагия II, единогласно избранный духовенством, сенатом и народом на папский престол, принужден был принять эту должность.

Положение Римского епископа в то время было отнюдь не легкое. Теснимый, с одной стороны, арианскими полуварварскими ломбардами, он был не свободен и с другой, так как должен был во многих отношениях подчиняться власти Византийского императора и его представителя в Италии, экзарха Равеннского. Тем не менее, положение не лишено было своих преимуществ и Григорий сумел воспользоваться ими. Папа был самым крупным поземельным собственником в Италии. Из его многочисленных владений, не только в Кампаньи, Апулии, Калабрии, Сицилии и Сардинии, но также в Галлии, Далмации и Северной Африке, в его казну стекались огромные суммы, и Григ. оказался великолепным администратором, строгим и не упускавшим из вида даже самых ничтожных мелочей. С этим богатством соединялся известный престиж и в светских делах. Вследствие слабости и малоспособности экзархов, папа сделался действительным правителем Рима, и эта роль особенно подходила Григ., который прежде, чем сделаться папой, был praetor urbis. Таким образом, он занимал почти совершенно независимое положение, служа посредником между ломбардами и Византией. Через посредство Теодолинды, Баварской принцессы, принадлежавшей к православной церкви, и жены короля Агилулфа, он оказывал некоторое влияние на ломбардов; хотя однажды (593), как раз в то время, когда произносил беседу на пророка Иезекииля, должен был откупиться большой суммой золота и серебра от Агилулфа, подступившего к воротам Рима. Его голос имел значение и в Константинополе, хотя его отношения с императором Мавритием, особенно после спора с Иоанном Постником, более и более омрачались. – Иоанн IV, патриарх Константинопольский, любил называть себя «вселенским патриархом». Но он не первый принял этот титул, да и не к нему одному он прилагался: его предшественник Мина принял его в 536, и он предоставлен был также папе Льву I собором Халкидонским с 451, Ормизде – сирийскими монахами в 517, и Бонифацию II – митрополитом Ларисским в 531. Григорий однако, предпочитавший называть себя servus servorum Dei (не в укор Константинопольскому патриарху, а просто в подражание блаженному Августину), неодобрительно отнесся к этому титулу, жаловался по этому поводу Мавритию (595), и с необычайной резкостью нападал на самого Иоанна IV. Иоанн умер в том же году. Но его преемник Кириак, продолжал носить этот титул, и Григ. более и более раздражался, особенно когда Мавритий уклонился от вмешательства в это дело. В ноябре 602 Мавритий был низвергнут с престола Фокой, и не только сам был обезглавлен, но и его жена, пятеро сыновей и три дочери.

Новый император, узурпатор и убийца, однако, был приветствуем папой в поздравительных письмах, раболепство и ласкательство которых можно объяснить только предположением, что Григ. когда писал эти письма, не знал о той вопиющей жестокости, которой сопровождалась узурпация (что в виду смутности тех времен, отнюдь не невероятно). Так же можно объяснить и его отношения к Брунегильде. Брунегильда была просто чудовищем. Преступления, которые она совершала в течение царствования ее сына, Хильдеберта II (575–596) и ее двух внуков, Теудеберта II и Теудеберика II, приобрели ей прозвище «франкской фурии», «новой Иезавели». А между тем к этой женщине Григорий писал письма, исполненные похвалы и лести. Но он, очевидно, судил о ней просто по ее собственным письмам. А в этих последних она с притворной набожностью обращалась к нему то за какими-нибудь мощами для церкви, то за паллиумом для св. Сиагрия Аутунского, то за какой-либо привилегией для какого-нибудь монастыря, то с просьбой о присылке папского легата на Франкский собор; причем обещала поддерживать английскую миссию, строить церкви и монастыри, отменять симонию, вводить целибат, воздерживаться от раздачи церковных должностей и бенефиций мирянам, и т. п. В виду всего этого Брунегильда могла казаться ему такой, как он и описывал ее, – женщиной весьма благочестивой.

Григорий Двоеслов много потрудился для христианского просвещения чужеземных стран, особенно Испании и Англии. Благодаря влиянию епископа Леандера Севильского, близкого друга Григ., который познакомился с ним в Константинополе, Реккаред, король вестготов, согласился оставить арианство и присоединиться к православной церкви. В письме от 599 г. король сообщил о своем обращении папе, и в то же время послал золотую чашу в качестве своего подарка св. Петру. Григорий отвечал ему чрезвычайно любезно, и отправил аббата Кириака в Испанию с паллиумом для Леандера. Собор Барцелонский, состоявшийся в том же году под председательством митрополита Азиатика Таррагонского и обсуждавший вопросы о симонии и инвеституре мирян церковными бенефициями, вероятно, находился в связи с посольством Кириака. – Что касается Англии, то она обратила на себя внимание Григ., когда он был еще монахом. Увидев англо-саксонских мальчиков, выставленных на продажу в качестве рабов в Риме, он почувствовал к ним глубокое сожаление, и порешил отправиться в Англию в качестве миссионера. Он и действительно уже двинулся в путь, но был возвращен папой. Сделавшись сам папой, он отправил (596) Августина и сорок других монахов к королю Этельберту Кентскому, и дело пошло так успешно, что уже в следующем году Августин сообщил ему о крещении короля и 10.000 его подданных. С каким великим интересом Григорий относился к английской миссии, это можно видеть из его писем к Августину, в которых давались ему самые подробные инструкции.

Как ни велики были успехи Григория Великого (Двоеслова) в распространении влияния и власти Римской кафедры в западных странах, но еще больше он сделал для внутренней организации и укрепления церкви. Деликатный вопрос о зависимости западных митрополичьих кафедр от кафедры римской он решил с большой прямотою. В северной Африке, где духовенство особенно ревниво отстаивало свою независимость, он действовал с большой осторожностью и в строгом согласии с канонами Сардикийского собора (347). Геннадий экзарх и два наиболее выдающихся епископа провинции, Доминик Карфагенский и Колумб Нумидийский, были близкими его друзьями, и к Римской кафедре многие обращались с апелляциями. Но спорящие стороны никогда не вызывались в Рим: дело решалось на месте, папскими легатами. Иначе поступил он с диоцезом Равеннским: он запретил архиепископу Иоанну, и довольно резко, носить паллиум иначе, как при совершении литургии, и когда возник спор между преемником Иоанна, Маринианом, и известным аббатом Клавдием, он потребовал их обоих в Рим для выслушания их дела лично. То же самое он хотел сделать в Иллирии по поводу спорного епископского избрания в Салоне (593); но в этом случае в дело вмешался император Мавритий, и, к своему великому огорчению и унижению, Григ. принужден был вступить в компромисс.

Идеи Григория Двоеслова о папской власти были довольно неопределенны; но вообще он был строг и явно стремился к верховенству. Весьма характеристичны в этом отношении были его старания отделить монахов от мирского духовенства. Он сам был монахом и знал, каким искушениям и иллюзиям человеческая природа подвергается вследствие монашеской жизни: поэтому он установил срок новициатства в два года, а для воинов – в три года. Юношам менее восемнадцати лет он запрещал вступать в монастырь, а женатых людей допускал лишь с согласия их жен. Церковным властям он повелевал арестовывать тех монахов, которые часто большими толпами бродили по стране и в действительности представляли собой не более как бродяг самого назойливого и дерзкого свойства, и отдавать их в ближайшие монастыри для наказания. Этим он много сделал для преобразования монастырей, но еще более для упрочения их независимости. Один монастырь за другим он освобождал от епископской власти, и на одном Римском соборе (601) власть епископа над аббатствами вообще была ограничена, лишь правом поставления аббатов. Очевидно, у него была мысль сделать из монахов могучее орудие, которым папа мог бы располагать независимо от духовенства. С другой стороны, некоторые из особенностей монашеской жизни он перенес на духовенство, как, напр., целибат, о введении которого он особенно ревностно заботился. Для духовенства он написал, вскоре после своего восшествия на папский престол, свою знаменитую книгу: «Пастырское правило» (Regula Pastoralis), которая в течение столетий считалась нравоучительным кодексом духовенства. Император Мавритий приказал перевести ее на греческий язык, а на английский язык ее перевел сам Альфред Великий. По сообщению Гинкмара Реймского от 870 г., все франкские епископы отселе принимали на ней присягу при своем рукоположении. Проповедь он считал главной обязанностью священников, и сам в этом отношении подавал блестящий пример. Кроме вышеупомянутых Бесед на пророка Иезекииля, до нас дошли от него сорок Бесед на Евангелия. Как богослов, Григ. не отличался самобытностью; тем не менее, и в этом отношении он оказал благотворное влияние, возбуждая интерес к творениям блаженного Августина. Его иногда называют «изобретателем чистилища»; но хотя его учение о промежуточном состоянии между смертью и осуждением и довольно неопределенно, но вообще оно не идет дальше учения бл. Августина. Свои догматические воззрения он изложил в своих «Диалогах о жизни и чудесах италийских отцов и о вечности душ». С другой стороны, своим влиянием на обрядовую сторону христианства, в некоторых отношениях, он произвел почти полный переворот. Ему приписывается составление Литургии «Преждеосвященных даров», о чем см. под словом «Литургии», и им же произведен полный переворот в церковном пении, когда он вместо Амвросианского пения (cantus figuratus) ввел свое знаменитое Cantus planus или так называемое «Григорианское пение». К четырем главным гласам Амвросия св. Григ. прибавил еще четыре гласа, усвоив им значение побочных, именно от ля, от си, от до и от ре – и таким образом составил целую церковно-музыкальную систему, состоящую из восьми диатонических звукорядов. В целом своем виде музыкальная система святого Григория имеет близкое отношение к восточной системе осмогласия, обоснованного в свою очередь на Греческой музыкальной системе, построенной на тетрахордах или четыре-звучиях. Каждый тетрахорд представлял собой систему четырех звуков, сумма которых равнялась 2 1/2 интервалам. По характеру своему тетрахорды были трех родов: диатонические с характерным интервалом в 1/2 тона, хроматические с отличительным интервалом в 1 1/2 тона и энгармонические – с интерваллом в 1/4 тона. Диатонические тетрахорды в свою очередь, смотря по местоположению своего отличительного интервала, были трех родов: дорийские (с полутоном в средине), фригийские (с полутоном внизу) и лидийские (с полутоном вверху). С течением времени к тетрахорду прибавлен был пятый звук и получилась система пентахорда. Наконец тетрахорды начали соединять между собой и с системой пентахорда в одну систему октохорда. В этой последней системе октохорда из восьми звуков написаны были все Греческие лады, из которых каждый был не иное что, как музыкальная лествица о восьми ступенях. На этих-то ладах и построены были церковные гласы, которых по тогдашней системе можно было построить только восемь. Свв. Амвросий и Григорий в своих музыкальных трудах воспользовались теми гласовыми звукорядами, которые уже были в употреблении в Христианской церкви, и возвели их в церковно-музыкальную систему. Св. Григ. составил музыкальную книгу «антифонарий», называемую иначе «сентоном», т. е. сборником. Содержащееся в нем пение имело своим основанием греческие музыкальные лады: фригийский, дорийский, лидийский и др. Так, первый Григорианский глас – лад дорийский простирался, как в греческом пении, от ре до ре, представляя собой два дорийских тетрахорда; второй глас – лад фригийский, от ми– до ми – два тетрахорда фригийских и т. д., с точностью повторяя греческие лады. Всё отличие Григорианского пения от прежнего состояло в том, что оно утратило прежний речитативный характер амвросианского пения и не было уже в такой степени ритмическим, как пение амвросианское, – оно превратилось в одну сплошную мелодию, в которой музыка выдвигается над текстом и господствует над ним. Григорианское пение, в отличие от амвросианскаго, не зависело от долготы и краткости слогов текста и состояло преимущественно из тонов одинаковой ритмической продолжительности, отчего и получило название равного (cantus planus). Система Григорианского пения доселе служит основанием для Богослужебного пения Римско-Католической церкви.

Главным источником жизни и учения святого Григория служат, конечно, его собственные творения, особенно в его письмах, доходящих до 850. Лучшие издания сделаны Дионисием Саммартаном (Париж, 1705, в 4 том.) и Галлициоли (Венеция, 1768–1776, в 17 том.). Вслед за тем, по важности, идут древние жизнеописания: 1) в liber Pontificalis у Муратори: Scrip. Her. Jtal. III; 2) у Каннизия: Thes., Antwerp., 1725, II; 3) у Павла Диакона (VIII века); и 4) у Иоанна Диакона (IX в.), оба in Opp. Greg. Некоторые замечания можно также найти у Павла Диакона: De gestis Longobardorum, III, 24–25, IV и V; у Григория Турского: Annales Francorum. Х. I-2; Беды: Hist. Eccl. Angl., I, 23–27, 33. II, 1–3. Среди новейших исследований этого предмета можно упомянуть сочинения Бианки – Джиовини. Милан, 1844. Лау. Лейпциг, 1845; Ифалера, Франкфурт, 1852; Бариаби Лондон, 1879. По частным предметам можно указать: Герберт, De canta et musica sacra, Бамберг, 1744; Guetteë La papaute moderne Greg, le grand, Paris, 1861.

Из его творений на русском языке имеются: «Беседы на пророка Иезекииля» в двух книгах, перевод с латинского архим. Климента (Казань, 1863 г.). Из исследований о нем см. нач. диссертации проф. А. Пономарева, «Собеседования святого Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении». СПБ. 1896 г. Там же указана и вся относящаяся сюда литература. Пp. Д. Разумовский, Церковное пение в России. Вып. I. стр. 17–19. Свящ. В. Металлов, Очерк истории православного церковного пения в России, стр. 17–19. Ст. А. С-ва, «Богослужебная музыка Западной церкви» в Чтен. в Общ. Любит. дух. просвещения 1 кн. 1889 г.

Григорий I (папа римский)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Григорий. У этого термина существуют и другие значения, см. Двоеслов (значения).

Григорий I
лат. Gregorius PP. I

Папа Григорий I, художник Ф. Сурбаран.
64-й Папа Римский
3 сентября 590 — 12 марта 604
Церковь Римско-католическая церковь
Предшественник Пелагий II
Преемник Сабиниан
Рождение ок. 540
Рим, Италия
Смерть 12 марта 604
Рим, Италия
Похоронен
  • собор Святого Петра
Династия Аниции
Отец Гордиан
Мать Сильвия
Лик святости
  • святитель (в православии)
  • Учитель Церкви (в католичестве)
День памяти в православии:

  • 12 (25) марта

в католичестве

  • 3 сентября
Медиафайлы на Викискладе

Григо́рий I Вели́кий (лат. Gregorius PP. I), называемый в православной традиции Григорий Двоеслов (лат. Gregorius Dialogus, др.-греч. Γρηγόριος ὁ Διάλογος) (ок. 540 — 12 марта 604) — Папа Римский с 3 сентября 590 года по 12 марта 604 года. Один из латинских великих учителей (отцов) Церкви.

Почитается Православной (день памяти — 12 (25) марта) и Католической (день памяти — 3 сентября) Церквями, Англиканским сообществом и некоторыми Лютеранскими церквями. Протестантский реформатор Жан Кальвин восхищался Григорием и считал его последним хорошим папой.

Художественно-символически изображается с папской тиарой и с голубем, символом Святого Духа, порхающим на уровне его уха.

Происхождение

Согласно преданию, Григорий родился около 540 году в знатной и богатой сенаторской семье Анициев, представители которой уже по крайней мере целый век служили церкви: его дедом был, вероятно, римский епископ Феликс III (II) (483—492), папа Агапит I (535—536) тоже приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия, после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.

О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. В молодости он изучал латинскую литературу, Священное Писание, творения Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского, но со светскими науками не был знаком и не придавал им никакого значения в богословии. Занимая, различные церковные должности, создавал Творения, которыми восхищались последующие западные и восточные богословы. Историк конца VI века Григорий Турский писал: Григорий «был настолько сведущ в науке грамматики, диалектики и риторики, что считали, что во всём Риме не было равного ему человека» («История франков» Х.1). А Ильдефонс Толедский говорил, что он превосходил св. Киприана красноречием, Августина Блаженного — учёностью. В 574 года был избран префектом города Рима. Но светская жизнь была не по душе Григорию и после смерти своего отца Гордиана, оставшееся ему большое имение потратил на создание Святых обителей, больниц и странноприимных домов. В Сицилии он создал шесть монастырей, снабдив их всем необходимым, а в Риме основал монастырь св. апостола Андрея и принял в нём иноческий постриг.

Посланник в Константинополе

Иероним Стридонский и Григорий.

Его созерцательная жизнь во спасение души была прервана в 579 года, когда папа Пелагий II поставил его диаконом и отправил своим посланником ко двору императора в Константинополь. Григория мучили противоречивые мысли, вызванные его страстным желанием остаться под сенью монастыря и в то же время послушно служить Церкви. Как продемонстрировала в своём исследовании Кэрол Строу, он нашёл возможную разрядку этого напряжения в том, что рассматривал земное поприще, вовлечённость в мирские дела как жертву послушания Богу, которая, подобно монашескому подвигу, совершенствовала человеческий дух. На этом пути праведного христианина поджидали большие опасности, среди которых он должен был стремиться к тому, чтобы сохранить благоразумие, добродетель и душевное равновесие — баланс между созерцательной и активной жизнью. Находясь в Константинополе, Григорий продолжал жить уединённо в кругу сопровождавших его монахов из обители св. Андрея, которым в часы досуга он изъяснял библейскую «Книгу Иова».

Как представитель Римской церкви он обращался к императору Тиберию II Константину, а затем Маврикию с призывами защитить Рим от варваров-лангобардов, недавно обосновавшихся в северной Италии и в некоторых её центральных районах. Но византийские власти, ведя ожесточённые бои с персами на востоке, не могли воевать сразу на нескольких фронтах.

Избрание на Римский престол

В 585 или 586 году папа Пелагий II (579—590) отозвал своего посланника в Рим. А когда понтифик умер в разгар страшной эпидемии чумы, Григорий был единодушно избран его преемником. Он же, посчитав себя недостойным занимать высокую должность епископа Рима, бежал из города, скрываясь по пустынным местам, однако был найден и возвращён в город. Считая, что эпидемия чумы распространилась в народе из-за греховного образа жизни людей, возглавил покаянную процессию по охваченному мором Риму, и, согласно преданию, произошло чудо: когда кающиеся проходили мимо гробницы императора Адриана (ныне замок Св. Ангела) близ Ватикана, над её куполом показался «архангел Михаил, который вложил свой пылающий меч в ножны, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на небесах, и чума прекратилась».

3 сентября 590 году, после того как было получено одобрение императора, Григорий был посвящён в епископы Рима и стал одним из самых влиятельных людей в империи. Папская резиденция располагалась в Латеранском дворце на юге Рима, где Григорий жил в монашеском сообществе, следуя строгим правилам монастырской жизни. Предпочитая более полагаться на монахов, он удалил из администрации Римской церкви мирян и ослабил позиции клириков.

Папа, лангобарды и Византия

Григорий и его голубь, Corpus Christi College, Cambridge, 389

В это время церковные власти приобретали всё большее влияние в Риме по мере того, как ослабевало светское правление, не способное даже организовать оборону города от лангобардов. Римская церковь взяла на себя многие государственные функции. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, занимавших площадь от 3,5 до 4,7 тыс. квадратных километров в Италии, Африке, Галлии и Далмации, а также на островах Сицилия, Корсика и Сардиния, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Неудивительно, если и вправду после смерти Григория папская казна оказалась почти пустой: никогда ещё Римская церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти.

Византийское же правительство обороняло центр имперской администрации в Италии — Равенну и её окрестности — и часто вело войну, не обращая внимание на отчаянное положение Рима и не присоединяясь к перемириям, заключённым папой на церковные средства. Дважды в течение первых трёх лет понтификата Григория лангобарды брали Рим в осаду, а папа от них откупался и побуждал имперских представителей в Италии заключить прочный мир. Однако его вмешательство в государственные дела вызывало недовольство в Константинополе, и в 595 году император Маврикий написал оскорбительное письмо Григорию, в отчаянии грозившему заключить сепаратный мир с королём лангобардов Агилульфом.

Мир был заключён в 596 году представителем папы аббатом Пробом при поддержке экзарха (главы византийской администрации в Италии) Каллиника. Тем не менее, спокойствие, безопасность и благоденствие остались в прошлом. Войны, эпидемии чумы, неурожаи, наводнения создавали ощущение приближения всемирной катастрофы, конца света. В 599 году папа пишет о близости собственной смерти: его жестоко мучит тяжкая болезнь синкопа, которая порой надолго приковывает его к постели и иссушает тело. Но он продолжает соблюдать строгую монашескую дисциплину.

Бои с лангобардами возобновились в 601 году, а наступившее затем в 603 году двухлетнее перемирие вновь сменилось войной, когда Григория уже не было в живых.

Не только проблемы военной стратегии вызывали разногласия между Константинополем и Римом. Было много других причин для взаимных обид: например, терпимость имперских властей по отношению к еретикам-донатистам в Африке или упорство Константинопольского патриарха, именовавшего себя вселенским.

У Григория, который, безусловно, не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, не было представления о жёсткой церковной иерархии во главе с римским епископом. Он настаивал на том, что у папы, как преемника первого среди апостолов — Св. Петра, есть право рассматривать жалобы на церковнослужителей, подозреваемых в каком-либо нарушении. Фактически же юрисдикция Римского епископа распространялась на Италию, Сицилию, Сардинию и частично Балканы, но и здесь часто наталкивалась на сопротивление местного клира. Крупные церкви в самой Италии (Милан, Равенна, Аквилея) претендовали на самостоятельность и порой, как, например, Аквилейская церковь, совсем порывали общение с папой. Равенна, имперская метрополия в Италии, заявляла о своих правах на роль автономного церковного центра, вступая в соперничество с Римом, которое не прекращалось даже тогда, когда епископами Равеннской церкви становились римские клирики (например, близкий друг Григория Мариниан). Здесь папе в основном приходилось уступать под нажимом византийских властей.

Чем дальше от Рима, тем слабее было влияние Римского епископа и тем неопределённее его представления о местной ситуации. Так, Григорий тщетно требовал от византийской администрации в северной Африке жёстких действий по отношению к донатистам, то есть части африканской церкви, которая исторгла из своих рядов тех, кто во время гонений на христиан в начале IV в. изменил ей, и очень твёрдо отделилась от всех остальных церквей, воспринявших терпимое отношение к оступившимся в годы преследований. Однако в конце VI века в Африке уже нет былого разделения на католиков и донатистов, и донатизмом Григорий обозначает некоторые особые традиции африканской церкви и её единодушное сопротивление римскому влиянию.

Спор о титуле вселенского патриарха

«Молитва Святого Григория», худ. Робер Кампен

Тяжело складывались отношения Римской церкви с Константинопольским патриархатом. Патриарх Иоанн IV Постник (582—595) был именован Вселенским патриархом (впервые на синоде в 587 году). Этот титул использовался византийскими иерархами с начала VI в., а в середине V в. восточные епископы величали так папу Льва Великого (440—461). Папа Пелагий II счёл его вызывающим и распорядился, чтобы римский представитель в Константинополе прекратил общение с патриархом, если тот не откажется от этого звания. Этим посланником и был будущий Григорий Великий, находившийся тогда в дружеских отношениях с благочестивым патриархом. Впоследствии став папой, он и сам протестовал против использования этого титула. Он указывал на то, что «беды, обрушившиеся на империю, — это результат небрежения клира своими пастырскими обязанностями, суетности тщеславного духовенства, возлагавшего на себя „антихристианские звания“, его гордыни, разрушающей правопорядок». Григорию было важно, чтобы тогда, когда его мир оказался потрясёнными до основания, даже в титулатуре и символике не было допущено превышения полномочий и нарушение законных прав. В данном случае, как, по-видимому, полагал папа, когда один из епископов заявлял о своих вселенских полномочиях, «разрушалось равенство пяти древнейших основанных апостолами архиепископств» (Рима, Антиохии, Александрии, Иерусалима и Константинополя) «при почётном первенстве Римского престола, утверждённом церковными соборами». Кроме того, для него звание — это не возможность демонстрации превосходства и власти, а призвание служить ближним, жертвовать собой и уметь подчиняться чужим интересам. Ни Иоанн IV, ни его преемник Кириак, ни император Маврикий, грубо отчитавший папу за вмешательство в дела Константинопольского патриархата, ни ниспровергатель Маврикия Фока, издавший, правда, указ, согласно которому «апостольский престол Св. Петра, то есть Римская церковь, должен быть главой всех церквей», так и не удовлетворили жалоб Григория. Он был вынужден смириться с этим титулом и возобновить общение с патриархом. Возможно, для контраста он, как некогда Августин, стал называть себя «рабом рабов Божьих» (лат. servus servorum Dei). Преемники же Григория сами включили эпитет «вселенский» в свою титулатуру.

Была, безусловно, и политическая подоплёка разногласий Римской церкви и Константинопольского патриархата. Римский епископ, до сих пор безусловный авторитет во всех церковных делах на территории Римской империи, опасался роста влияния патриарха при поддержке имперских властей, пренебрегавших нуждами Рима, Римской церкви и вообще западных пределов империи.

Церковь и империя

По мысли Григория, Церковь безусловно обладает полнотой власти для того, чтобы исполнить свою миссию обращения мира в веру Христову и его подготовки ко второму пришествию. Главная проблема заключается в том, чтобы эти полномочия исполнялись правильно, для чего необходимы подходящие правители, ведомые Богом и обладающие надлежащим благоразумием, то есть тот самый тип христианина, который гармонично сочетает в своей жизни её созерцательную сторону и активную. Светские власти являются частью церковного согласия и служат Церкви, находясь в полной власти Бога. Церковь и империя (как глаза и ноги) взаимодополняют и смиряют друг друга. При этом, конечно, на практике часты отклонения от идеальной модели, когда светские властители нарушают полагающиеся правила поведения, что Григорий не раз испытал на себе. Он считал, что и в этом случае происходит осуществление какого-то не вполне понятного смертным провиденциального плана и, например, император Маврикий, доставивший много неприятностей папе, становится орудием исправления собственных прегрешений и недостатков самого Григория. Однако лояльный подданный, в том числе и епископ, должен подчиняться поставленному свыше монарху-христианину, честно и открыто порицая его за нарушения.

История понтификата Григория свидетельствует о том, что его возможность влиять на имперские власти была довольно ограниченной и фактически сводилась к личным контактам, которыми он обзавёлся, когда был посланником при императорском дворе. Что касается варварских королей, то попытки Григория поближе привлечь их к Риму и контролировать местные церкви вряд ли можно назвать успешными. Здесь, правда, были свои большие достижения: например, крещение лангобардского принца, установление каких-то особых отношений с Испанией, где Григория очень чтили и оберегали его наследие, миссия Августина в Англию и обращение в христианскую веру Кентского короля Этельберта и его народа. Именно в Англии появилось первое житие Григория, написанное неизвестным монахом из Витби около 713 года.

Литература

  • Гарнак, А. фон. История догматов. § 56. Григорий Великий (590—604)
  • Григорий Двоеслов // Православная богословская энциклопедия. Том 4. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 год.
  • Васильев П. П., Корелин М. С. Григорий, римские папы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Э. П. Б., Фокин А. Р., Ткаченко А. А., Диак. Михаил Желтов, Турилов А. А., Зайцев Д. В., Афиногенова О. Н., Шевченко Э. В., Облицова Т. Ю. Григорий I Великий // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 612-635. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.
  • Смирнов Е. И. История Христианской церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007.
  • Филип Шафф. История Христианской церкви : в 8 т. (4 т. Средневековое Христианство). Библия для всех, 2008.
  • Robert Austin Markus, Gregory the Great and His World. Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1997.
  • Carole Straw, Gregory the Great: Perfection in Imperfection. (Transformation of the Classical Heritage, 14). Berkeley, Los Angeles, and London: University of California Press, c1988.
  • Ф. П. Успенский, Церковно-политическая деятельность Папы Григория I-Двоеслова. Казань, 1901.
  • John C. Cavadini, ed., Gregory the Great: A Symposium. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1996.
  • Claude Dagens, Saint Grégoire le Grand: Culture et expérience chrétienne. Paris: Étudies augustiniennes, 1977.
  • Sofia Boesch Gajano, Gregorio Magno: alle origini del Medioevo. Roma: Viella, 2004.
  • Stephan Ch. Kessler, Gregor der Grosse als Exeget: eine theologische Interpretation der Ezechielhomilien. Innsbruck: Tyrolia, 1995.
  • Michael Fiedrowicz, Das Kirchenverständnis Gregors des Grossen. Eine Untersuchung seiner exegetischen und homiletischen Werke (Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte, 50. Supplementheft). Freiburg, Basel, Wien: Herder, 1995.
  • Vincenzo Recchia, Gregorio Magno papa ed esegeta biblico. Bari: Edipuglia, 1996.
  • Robert Godding, Bibliografia di Gregorio Magno, 1890—1989, (1990). Rome: Città Nuova, 1990.
  • Francesca Sara D’Imperio, Gregorio Magno: bibliografia per gli anni 1980—2003. Firenze: SISMEL edizioni del Galluzzo, 2005.

Ссылки

Григорий I на Викискладе

  • Святитель Григорий Великий: источники жизнеописания и собрание сочинений
  • Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия
  • Биография, библиография работ автора и библиография работ об авторе на научно — богословском портале Богослов. РУ
  • ЖИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СВЯТЫХ И МУЧЕНИКОВ. Восточная литература. Дата обращения 4 марта 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
  • Преподобный Симеон Метафраст. Житие свт. Григория Великого // Альфа и Омега, 1997, №1(12), с.189-195.. Восточная литература. Дата обращения 4 марта 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.

Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский • Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепец †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика

Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий(ер) †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700

(ер) — осуждены за ересь

I век

Пётр • Лин • Клет • Климент I • Эварист

II век

Александр I • Сикст I • Телесфор • Гигин • Пий I • Аникет • Сотер • Елевферий • Виктор I • Зефирин

III век

Каликст I • Урбан I • Понтиан • Антер • Фабиан • Корнелий • Луций I • Стефан I • Сикст II • Дионисий • Феликс I • Евтихий • Гай • Марцеллин

IV век

Марцелл I • Евсевий • Мильтиад • Сильвестр I • Марк • Юлий I • Либерий • Дамасий I • Сириций • Анастасий I

V век

Иннокентий I • Зосима • Бонифаций I • Целестин I • Сикст III • Лев I • Гиларий • Симплиций • Феликс III (II) • Геласий I • Анастасий II • Симмах

VI век

Гормизд • Иоанн I • Феликс IV (III) • Бонифаций II • Иоанн II • Агапит I • Сильверий • Вигилий • Пелагий I • Иоанн III • Бенедикт I • Пелагий II • Григорий I

VII век

Сабиниан • Бонифаций III • Бонифаций IV • Адеодат I • Бонифаций V • Гонорий I • Северин • Иоанн IV • Теодор I • Мартин I • Евгений I • Виталий • Адеодат II • Домн • Агафон • Лев II • Бенедикт II • Иоанн V • Конон • Сергий I

VIII век

Иоанн VI • Иоанн VII • Сизинний • Константин • Григорий II • Григорий III • Захарий • Стефан II • Стефан II (III) • Павел I • Стефан III (IV) • Адриан I • Лев III

IX век

Стефан IV (V) • Пасхалий I • Евгений II • Валентин • Григорий IV • Сергий II • Лев IV • Бенедикт III • Николай I • Адриан II • Иоанн VIII • Марин I • Адриан III • Стефан V (VI) • Формоз • Бонифаций VI • Стефан VI (VII) • Роман • Теодор II • Иоанн IX • Бенедикт IV

X век

Лев V • Сергий III • Анастасий III • Ландон • Иоанн X • Лев VI • Стефан VII (VIII) • Иоанн XI • Лев VII • Стефан VIII (IX) • Марин II • Агапит II • Иоанн XII • Лев VIII • Бенедикт V • Иоанн XIII • Бенедикт VI • Бенедикт VII • Иоанн XIV • Иоанн XV • Григорий V • Сильвестр II

XI век

XII век

XIII век

XIV век

XV век

XVI век

Пий III • Юлий II • Лев X • Адриан VI • Климент VII • Павел III • Юлий III • Марцелл II • Павел IV • Пий IV • Пий V • Григорий XIII • Сикст V • Урбан VII • Григорий XIV • Иннокентий IX • Климент VIII

XVII век

XVIII век

XIX век

Лев XII • Пий VIII • Григорий XVI • Пий IX • Лев XIII

XX век

Пий X • Бенедикт XV • Пий XI • Пий XII • Иоанн XXIII • Павел VI • Иоанн Павел I • Иоанн Павел II

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала понтификата

Первые христианские общины появились в. Восточном. Средиземноморье в конце I века до н.э — начале I в н е. Поскольку наиболее ранние христианские тексты, дошедшие до нас, были написаны на греческом языке, то на их создание непосредственно влияла эллинистическая культура, в том числе и риторикиторика.

Первоначально христианство распространялось благодаря устным проповедям. Роль проповеди в истории христианства была чрезвычайно большой

Первым в ряде христианских ораторов следует считать, наверное, самого. Иисуса, проповедовал учение среди своих учеников. Один из известных римских ораторов и философов. Лукиан (около 120 — 190 гг) считал, что христиане поклоняются некоему»распятому софистов»

Большое впечатление производили на слушателей притчи. Христа. Например, завершение. Нагорной проповеди:

«Итак всякого, кто слушает слова. Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, — и не в упал, потому был на камне основан. А всякий, кто слушает сии слова. Мои и не исполняет, — уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке и пошел дождь, и разлились реки, и бу ря снялась и устремились на дом тот, — и он упал и было падение его»(Мф, 7, 24-27атв., 7, 24-27).

свое время еще. Аристотель рекомендовал использовать в ораторской практике басни и притчи. По его мнению, притча — это своеобразное сравнение, он считал ее приемом. Сократа есть притчи в образной фор рми объясняли то, что непосредственно казалось непонятным или неприемлемым. Такая форма позволяла сделать содержание многозначительным и поэтому более универсальнымним.

Большой экспрессивностью характеризуются и письменные проповеди, т.е. послания апостолов. Христа, особенно апостола. Павла. Его послание напоминают афористичный стиль. Сенеки. Вообще тексты апостола. Павла х характеризуются новой разработкой формы диатриба — проповеди-споры, в которой новые вопросы заставляют автора все время с разных сторон подходить к одной и той же центральной тезисыи. . Например обращение. Павла иудея:

«же ты, что другого учишь себя самого не учишь!. Проповедуя не красть, крадешь?. Приказывая не прелюбодействуй, прелюбодействуешь!. Гнушаясь идолов, святотатствуешь?. Хвалишься. Законом, знев считаете. Бога преступлением закона!»(Посл к. Римл, 2, 21-23., 2, 21-23).

Христианская проповедь соединила в себе многочисленные философские и религиозные учения своей эпохи. А дальше стала главным орудием церкви. Впоследствии проповедь окончательно превратилась в монолог и предназначалась для я того, чтобы присутствующие просто слушали и воспринимали йїї.

О влиянии риторики становления искусства проповеди свидетельствует и тот факт, что почти все латинские апологеты и первые отцы церкви были риторами или учителями красноречия до принятия христианства. Одна ак после крещения они осуждали свою светскую профессию этим первым отцы церкви пытались отказаться прежде всего от эстетической сущности языческих риторики. Изысканность выражения мысли часто противоречила пр остоти тех истин, которые стремились донести до слушателей (вспомним. Евангельское»Блаженны нищие духом»духом…»).

Одним из самых известных апологетов христианства был. Квинт. Септимий. Флоренс. Тертуллиан (примерно 160-220 pp). Родился он в. Северной. Африке — в. Карфагене. На становление его взглядов существенно повлияли тв воры. Сенеки и. Цицерона. Причем не только своим содержанием, но и способом изложения материала. Он был известным судебным оратором в. Риме. Христианство. Тертуллиан принял, когда ему было 35 лет, и после этого п овернувся на родинівщину.

В своих проповедях нового вероучения. Тертуллиан вообще отрицает разум и заменяет его парадоксальным мистическим чутьем и сопереживанием:

«Распятый. Сын. Божий — не стыдно, ибо именно это вызывает стыд. И умер. Сын. Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо. А похоронен, он воскрес — это верно, ибо невозможно»

Современник. Тертуллиана. Климент. Александрийский (примерно 150-215 гг) старался сблизить античную философию и христианское вероучение:

«от веры она не отвлекает нас наоборот, мы защищаемся философией как некоторым крепким заслоном, открывая в ней некоторого союзника, вместе с которым и обосновываем потом нашу веру»»Положение философов мы истять истину, но только так, как ореховая скорлупа содержит питательное зерномістить поживне зерно».

есть философия может быть только пропедевтикой к христианству

В отличие от. Климента. Тертуллиан все время подчеркивает пропасть между верой и философией. Известен его принцип формулируется следующим образом:»Верую, ибо абсурдно!»

Формирование церкви — это важный период в развитии христианской риторики. Именно в это время в церковь приходят люди знатные, богатые и образованные. Теперь проповедь рассматривается уже не только как результат так ожественного вдохновения, но и как следствие высокого мастерства и знания частности, так считалав . Ориген (III в н е) который указывал на необходимость специальной подготовки проповедника. Правда, позднее в VI в философские взгляды. Оригена были признаны еретическими

Одной из интересных фигур последнего столетия античной риторики является фигура. Либания или. Ливания (314-393 гг н е) признанного языческих ритора и грамматика из. Антиохии. Мастерство. Либания последовали. Юлиан, а также его ученики. Василий. Великий,. Григорий. Богослов и. Иоанн. Златоуст, которые впоследствии приняли христиан нство. Всего известны имена 134 учащихся. Либаниія.

Прежде. Либаний был учителем ораторского искусства. Следует отметить также, что он был противником»бессмысленного»красноречия, то есть красноречия ради него самого. Его наследие насчитывает немало в декламаций. Из них можно увидеть, что в риторических школах поздней античности, кроме предоставления общеобразовательных знаний по различным дисциплинам, в учениках формировались навыки композиционного построения речи и знает происхождения элементов, которые оживляют матеюють матеріал.

Одним из самых известных произведений. Либания является»Апология. Сократа ритора. Либания»Здесь он демонстрирует утонченную аттическую язык и эрудицию. Эта торжественная риторическая упражнение написана как речь адвоката, выступающего на процессе 399 г до н399 р. до н. е.

В этой речи. Либаний показывает свое владение средствами аристотелевской риторики. Благодаря этому мастерству он строит целый ряд энтимемам, которые помогают опровергнуть обвинения были выдвинуты против. С. Сократа. Анита,. Милетом и др.. Затем автор»Апологии»широко использует прием наведения через обращение к мифологии и аттической истории. Это делается прежде всего для того, чтобы продемонстрировать свои декабря унтовни знания в этих дисциплинах. Как и большинство эпидейктическом речей,»Апология»Либания предназначалась для чтения и сохранения поклонниками и учащимсяження шанувальниками та учнями.

Мастерство. Либания воплощена также в эпитафии на смерть императора. Юлиана, который был убит в 363 г во время войны с. Персией. Следует отметить, что эта речь существовала исключительно в письменном варианте и нико оли не провозглашалась публично. Конечно, образцом для. Либания был. Исократ, который тоже был оратором, который только пишет. Эпитафий. Юлиану построен по привычной схеме любой похвальной речи: происхождение я, воспитания, характер,. Деянияяння.

Либаний считал риторику необходимой как в общественно-политической сфере, так и в сфере воспитания. Благодаря этому она получала статус главного орудия в этом процессе и имела универсальный характер. Основное е задачи ораторского искусства признан языческих ритор видел в том, чтобыб:

«делать граждан хорошими людьми и приучать их к добру и полезной деятельности»

целом оценивая развитие риторики в античности, следует отметить, что это была эпоха, когда риторика действительно занимала центральное место в культуре течение последующего исторического развития она уже никогда не будет занимать такого места. Античность — это эпоха и выдающихся ораторов, и блестящих теоретических трудов по этой дисциплине. Одним из главных моментов развития риторики этого периода было осознание того, что она — это прежде всего воспитание слова. В современном мире особенно ощущается необходимость именно воспитание и слова, и мысли. А эти понятия находились в центре еще античного понимания культурьтури.

Кроме того, для дальнейшего развития риторики как науки важно, что в античности, по сути, сформировалось две основные традиции в понимании предмета этой дисциплины. Первая традиция получила свое теорет ческое завершение в творчестве. Аристотеля, у которого риторика — это искусство убеждения. Вторую традицию представляет. Квинтилиан, у которого риторика — это искусство говорить изящно. Развитие риторики в насту пни периоды происходит преимущественно в пределах второй традиции, что приводит определенным образом и до сих пор распространено негативное отношение к этой дисциплине как к излишнему украшения речи, за которым, по сути, ничего не стоитїть.

. ТЕСТ

1. Древнегреческий термин»пайдейя»означает

А) воспитание. Б) красноречие,. В) философия

2. Заступницей риторики является богини:

A). Пейто;

Б) две. Эрида;

B). Пейто и две. Эрида

3. Основателем риторики считается:

A). Горгий. Б). Корак;

B). Тисий

4. В феномене софистики риторика и философия:

А) плодотворно сосуществовали. Б) постоянно конфликтовали

5. Искусство ведения беседы, целью которой является достижение истинного знания, в эпоху. Античности называлось:

A) диалектика. Б) эристика;

B) софистика

6. Сократ придерживался положение о том, что:

А) риторика необходима для философа. Б) риторика не нужна философу

7. На мнению. Платона, подлинное красноречие свойственно:

А) оратору. Б) философу

8. Исократ считал, что ораторская речь должна содержать такое количество частей:

A) три;

Б) четыре;

B) семь

9. Аристотель выделил следующие виды речей:

A) совещательные, эпидейктическом, судебные. Б) академические, эпидейктическом, судебные;

B) совещательные, эпидейктическом, политические

10. Канон десяти аттических ораторов состоит в:

А). Древней. Греции классического периода. Б) эпоху эллинизма

11 видами риторических упражнений в античных риторических школах были:

A) декламации и контроверсии. Б) декламации и суазории;

B) контроверсии и суазории

12. В эпоху эллинизма на первый план выходят речи:

A) эпидейктическом. Б) политические;

B) судебные

13. Цицерон среди трех компонентов, необходимых для красноречия, предпочитал:

A) природному дарованию. Б) навыкам;

B) знанием

14. Творчество. Цицерона — это:

А) философия под знаком риторики. Б) риторика под знаком философии

15. В. Древнем. Риме периода империи снижается значение красноречия:

A) эпидейктическом. Б) политического;

B) судебного

16. Высшей степенью в школьной системе образования. Древнего. Рима была:

A) школа грамматика. Б) школа литератора;

B) школа ритора

17 руководителей первой государственной риторической школы в. Древнем. Риме:

A). Марк. Фабий. Квинтилиан. Б). Сенека. Старший;

B). Марк. Туллий. Цицерон

18. Основные причины упадка латинского красноречия. Тацит видел в

A) несовершенной системе воспитания молодежи. Б) политических изменениях;

B) несовершенной системе воспитания молодежи и политических изменениях

19. Большинство латинских апологетов и первых отцов церкви до принятия христианства были:

А) риторами. Б) философами

20 выдающихся. Ниццким ритором периода поздней античности был:

A). Либаний. Б). Ориген;

B). Тертуллиан

задания для самостоятельной работы

Подготовьте реферат о выдающемся античного оратора или теоретика риторики (на. Ваш выбор)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *