Папа римский история папства

Содержание

Как появились Папы Римские?

Ivan Renard 7265 2 года назад истoрик Катoлическoй Церкви Пользователю можно задать вопрос АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ

Римский Папа номер один — святой апостол Пётр. Мы знаем про него много, мы знаем про него мало.

Симон, сын Ионы (или Иоанна), происходил из Вифсаиды, города на берегу Галилейского моря (Ин 1,44). Вместе с братом своим Андреем он переселился в Капернаум, где вступил в брак и жил в доме тёщи (Мк 1,29-31; ср. 1 Кор 9,5). Его жена, возможно, сопровождала его позднее в его миссионерских поездках (1 Кор 9,5).

По профессии он был рыбаком (Мк 1,16). В Капернауме Симон сблизился с семьёй рыбака Зеведея, особенно с его сыновьями Иаковом и Иоанном (Мф 4,21; Лк 5,7-10), которые из-за крутого нрава носили также данное Христом прозвище Воанергес — сыновья грома. Все четверо отправились на Иордан слушать проповедь Иоанна Крестителя (Ин 1,28 сл), где впервые встретили Иисуса. По иной версии, они уже были учениками последнего пророка Ветхого Завета.

У евангелистов Матфея (4,18-22) и Марка (1,16-20) говорится, что Иисус проходил мимо моря Галилейского, увидел рыбаков и призвал их идти за Собой — Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Оба апостола подчёркивают, что сыновья Зеведеевы оставили отца в лодке и беспрекословно пошли за Иисусом.

У евангелиста Луки история призвания рыбаков показана несколько иначе: Иисус проповедует на берегу Геннисаретского озера (того же самого Галилейского моря), и не все Его слышат, тогда Он садится в лодку и говорит из неё. А после проповеди велит Симону отплыть на глубину и забросить сети. Симон, наверняка уставший после ночной безуспешной работы, выражает сомнение, но закидывает сети. И ловит столько рыбы, что рвутся сети, а лодки зачерпывают бортами воду. Испугался Симон и пал к ногам Иисуса, и страшно было не только ему, но и брату его и друзьям их, Иакову с Иоанном. После этого чуда они следуют за Христом (Лк 5,1-11). Но, что интересно, по версии Луки Христос уже знаком с Симоном — Он недавно исцелял его тёщу от сильной горячки (Лк 4,38-39); у других евангелистов рассказ об этом чуде следует позже (Мф 8,16-17; Мк 1,32-34).

Апостол Иоанн Богослов тоже описывает призвание рыбаков по-другому (Ин 1,35-42): Иоанн Креститель стоит с двумя учениками (один из них Андрей, а другой, возможно, сам Иоанн Богослов), мимо проходит Христос, Креститель произносит «Вот Агнец Божий», и его ученики идут за Иисусом, заговаривают с Ним и проводят около Него весь день, после чего Андрей спешит рассказать Симону о том, что явился Мессия, и приводит брата к Нему.

Вот тут-то Христос и называет Симона Петром: Кифа или Кефа по-арамейски значит «скала», по-гречески же это звучит как «Пётр» (петрос — камень). Вероятно, чудесный улов рыбы случился несколько позже, а до того Симон-Пётр был учеником Христа и рыболовом одновременно.

Господь поселился в доме Петра, пользовался его лодкой, в списках 12 апостолов Пётр всюду назван первым. Ему действительно принадлежало некое старшинство: он говорил от лица апостолов, принимал за них решения. После отказа Христа от царского звания и после проповеди о Хлебе Небесном многие покинули Его. Иисус спросил Двенадцать: не хотят ли и они отойти от Него? В ответ Симон-Пётр засвидетельствовал верность учеников и их готовность следовать за Ним (Ин 6,68-69). Близ Кесарии Филипповой Пётр исповедовал веру в Иисуса как в Христа, Сына Бога Живого (Мф 16,16 сл), а Господь, раскрывая смысл имени Пётр, сказал, что на этом камне созиждет Церковь Свою. Но когда апостол узнал, что Иисуса ждут страдания и смерть, он не смог примириться с этим, за что и получил суровый упрёк Учителя (Мф 16,22-23). Вместе с двумя другими ближайшими учениками Господа Иоанном и Иаковом Пётр был свидетелем Преображения Христа и воскрешения дочери Иаира (Мф 17,1 сл; Мк 5,22 сл).

На Тайной Вечери Пётр пытался воспротивиться тому, чтобы Учитель омыл его ноги (Ин 13,6-9), и через Иоанна узнал, кто из Двенадцати предатель (Ин 13,23 сл). Он заверял Господа, что не оставит Его даже в смертельной опасности, но услышал предсказание о своём отречении. Впрочем, он был утешен повелением в будущем «утвердить братьев своих» (Лк 22,31-34). Пётр был рядом с Иисусом во время Его Гефсиманской молитвы (снова вместе с сыновьями Зеведеевыми, Мф 26,37), но не нашёл в себе сил бодрствовать в эту ночь (Мк 14,37). Он был единственным учеником, пытавшимся защитить Учителя в момент взятия Его под стражу (Ин 18,10). Только Пётр и Иоанн последовали за Христом в дом первосвященника, где Пётр, узнанный слугами, в страхе отрёкся от Иисуса. Совершив этот проступок, он горько плакал и каялся, вспоминая слова Спасителя (Мф 26,69 сл; Мк 14,66 сл; Лк 22,54 сл; Ин 18,15 сл).

Пётр — единственный из Двенадцати, кому явился Воскресший (1 Кор 15,5). На Галилейском море Господь дал Симону-Петру повеление пасти Его овец и предсказал ему мученическую кончину (Ин 21).

По предложению Петра был избран апостол на место Иуды (Деян 1,15 сл); Пётр говорил к народу от лица учеников в день Пятидесятницы (Деян 2,14 сл), исцелял именем Иисуса (Деян 3,1 сл), испытал первые преследования за веру (Деян 4,1 сл; 5,17 сл), обличал недостойных членов Церкви (Деян 5,1 сл; 8,20 сл). После гибели св. Стефана апостол начал проповедь среди самарян (Деян 8,14 сл) и крестил первого язычника (Деян 10,1 сл).

В 44 г. Пётр был арестован в Иерусалиме по приказу царя Агриппы I, но спасся чудесным образом (Деян 12). После этого апостол покинул город и стал странствующим проповедником. В 49 г. он был в Иерусалиме на «апостольском соборе» (Деян 15), где поддержал апостола Павла, с которым познакомился в первые годы после его обращения (Гал 1,18). В Антиохии Пётр проявил некоторые колебания, уступив консерваторам, в чём его упрекал апостол Павел (Гал 2,11 сл; Деян 11,2 сл). Пётр проповедовал главным образом в Малой Азии, Антиохии и, быть может, в Коринфе (ср 1 Кор 1,12).

По общецерковному преданию, засвидетельствованному древними источниками (Климент Римский, Папий, Гаий, Евсевий), к концу жизни Пётр прибыл в Рим, где был распят на кресте вниз головой (он не посчитал себя достойным такой же смерти, как Спаситель). Его прибытие можно отнести к 63 году, а казнь к 64 или 67 году, когда безумный император Нерон замучил много христиан.

Существует легенда о том, что христиане Рима уговорили апостола покинуть город, спастись ради будущего Церкви; и на Аппиевой дороге Петру встретился Христос, после чего Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть. Эта легенда очень подробно и красиво описана в романе Генрика Сенкевича «Quo vadis» и оригинально показана в последней экранизации романа (прикреплённый видеофайл); на предполагаемом месте легендарной встречи выстроена небольшая церковь.

Апостол Пётр был погребён на Ватиканском холме близ места его распятия. Остатки его древней гробницы (II век) были найдены археологами под алтарём базилики святого Петра в Ватикане.

Подробнее о раскопках под собором святого Петра: vokrugsveta.ru

Фото раскопок: archae.ru

Любопытные дополнения можно почерпнуть из Католической энциклопедии:

«…Даже служители храма обращаются к нему по поводу дани Иисуса на храм (Мт ф. 17, 24). Он отличался практичностью, поэтому Иисус посылает его вместе с Иоанном на поиски помещения для пасхальной трапезы и для подготовки к ней. В его спонтанной натуре заключались также черты неустойчивости и опрометчивости. Когда он по воде хотел подойти к Иисусу, то испугался и начал утопать (Мт ф. 14, 28). Однажды он вынудил Иисуса даже обругать его сатаной (Мк 8, 32). Еще по дороге в Гефсиманский сад он собирался самоуверенно отдать жизнь за Иисуса (Мк 14, 31), а во время ареста Иисуса вслепую ударил Малха (Ин 18, 10). Однако немного позднее он вследствие своего трехкратного отречения от Иисуса пережил глубочайшие, им лично болезненно пережитое унижение (Мт ф. 26, 29-75). Его неустойчивый темперамент проявился также позднее, в Антиохии, где Павел имел с ним серьезный спор из-за его уступчивой позиции в отношении язычников, обращенных им в христианство (Гал 2, 11). Иисус знал эти слабости Петра, однако также знал, что он к нему расположен и испытывает к нему сердечную и страстную привязанность. Поэтому он сделал его главой коллегии апостолов. Многие места в Библии имеют в этом плане основополагающее значение:. а) В Кесарии Филипповой Иисус сделал ему предсказание: «и Я говорю тебе, ты — Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи царства Небесного, и что будет связано тобою на земле, то будет связано и на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено и на небесах» (Мт 16, 18). Кто владеет ключами, тот имеет высшую власть над всем зданием, «связывать» и «разрешать» было также у раввинов привычной метафорой обладания высшей властью. Когда Иисус Симона нарек впервые Kepha — Кифа (Петр, камень), однозначно не явствует из Библии. У Иоанна он называет его так уже при первой встрече (Ин 1, 42), у Марка в связи с избранием 12 (Мк 3, 16), у Матфея в Кесарии Филипповой, когда его публичная жизнь уже приближалась к концу (Мт 16, 18). б) После Воскресения Христос облекает Петра после троекратного признания в любви торжественным образом верховной пастырской властью посредством троекрактного «паси агнцев моих — паси овец моих» (Ин 21, 15-17). Согласно тогдашнему правовому обычаю, заявление, трижды при свидетелях сделанное, имело юридическую силу договора или поручения. Поразительно то, что Иисус оба раза, в Кесарии Филипповой и также здесь снова, ожидает от Петра личного признания и предсказывает ему после этого «должность камня», а также официально ее ему предлагает».

Апостол Пётр оставил два соборных послания. По всей вероятности, они были записаны по-гречески Силуаном/Силой (Деян 5,22 сл; 18,5; 2 Кор 1,19; 1 Фес 1,1).

Церковь очень рано признала 1 послание Петра боговдохновенным писанием. Первые ссылки на него встречались во II в. у Поликарпа Смирнского и у Иринея Лионского (Против ересей, IV, 9, 2). Климент Александрийский, Ориген, св. Киприан, св. Афанасий Великий и другие Отцы и Учители цитируют 1 Петр как каноническую книгу.

2-е же послание Петра может быть записью проповедей апостола, сделанной в конце I века, уже после его смерти, с использованием текстов из послания апостола Иуды (Фаддея). Ещё Ориген (III в.), Евсевий (IV в.), св. Кирилл (IV в.) и блаж. Иероним (IV в.) ставили под сомнение авторство Петра, ведь в этом послании отражено время, когда мысль о скором конце мира перестала быть общей для всех христиан; по-видимому, на эту перемену повлияло разрушение Иерусалима (70 г.), с которым связывали сроки последнего Суда.

Будучи старшим среди апостолов и наречённый камнем, на котором будет основана Церковь, несомненно принявший мученическую смерть в Риме, святой Пётр признан первым Папой Римским.

Перстень рыбака, непременный атрибут римского Понтифика с XIII века, назван так именно в честь апостола Петра. Этот перстень новоизбранный Папа получает во время коронации (до Иоанна Павла I) или инаугурации (после Иоанна Павла I), на нём изображён святой и указано имя владельца перстня. Прежде перстнем рыбака Папы пользовались как печатью, сейчас это по своему функционалу просто епископский перстень, означающий обручение с епархией (в данном случае — со всей Католической Церковью) — как печать используется второй специальный экземпляр (presbyter.ru). Приветствуя Папу, католики преклоняют колено и целуют перстень рыбака. Непосредственно после смерти Папы кардинал-камерленго в присутствии своего заместителя и помощников разбивает перстень (этот момент довольно неплохо показан в фильме «Ангелы и демоны» по содержащему массу ошибок роману Дэна Брауна), чтобы никто не смог незаконно воспользоваться им в период Sede Vacante.

Перстень, аналогичный перстню рыбака, который носил св. Иоанн Павел II: liconajewelers.com

Некоторые Папы обычно использовали другие перстни: например, Слуга Божий Пий XII носил перстень с драгоценным камнем из ожерелья своей мамы: wordpress.com св. Иоанн XXIII пользовался несколькими перстнями с драгоценными камнями: 1) bergamo.it 2) tempi.it 3) cronachemaceratesi.it а блаж. Павел VI в последние годы сменил перстни с драгоценными камнями (этот:ahametals.com и этот: stblogs.org VI PP.jpg) на простой, так называемый «соборный»: amazonaws.com (чуть подробнее читайте здесь в последнем абзаце: presbyter.ru).

Поскольку святой Пётр был распят вниз головой, существует изображение «креста святого Петра» — это перевёрнутый крест. Он даже изображался на Папском троне во время визита св. Иоанна Павла II в Израиль: pustniculdigital.info

Торжество святого Петра празднуется 29 июня, также есть праздники кафедры апостола Петра (22 февраля) и освящения Ватиканской базилики (18 ноября).

Святому Петру посвящён главный храм Католической Церкви — базилика святого Петра в Ватикане, построенная над могилой апостола.

Нынешний собор, третий по счёту, был выстроен в XVI веке целой гильдией великих зодчих. С XVII века он обрамлён грандиозной площадью с великолепной колоннадой по проекту Джованни Бернини. В 1930-е годы, в ходе перестройки Рима по плану Бенито Муссолини, к площади была проложена улица Примирения (via della Concilliazione), открывающая прекрасный вид на собор.

Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 27 -2>РИМСКИЕ ПАПЫ

Список Римских архиереев

Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, был апостол Петр, на котором уже с конца II века Римские предстоятели основывает свои притязания на исключительно высокое положение во вселенской Церкви, ошибочно. Подробнее см. ст. «Римская Церковь».

Первый известный случай когда епископ Римский назвал себя «папой» относится к 384 году.

Римские епископы в период становления Церкви

  • Ап. Лин (до 76/78)
  • Клет (Анаклет) (76/78 — 88/90)
  • Св. Климент I (88/90 — 97/99)
  • Эварист (97/99 — 105/107)
  • Сщмч. Александр I (105/107 — 115/116)
  • Сикст I (115/116 — 125)
  • Св. Телесфор (125 — 136)
  • Сщмч. Игиин Философ (136 — 140)
  • Пий I (140 — 154/155)
  • Сщмч. Аникита (155 — 165/166)
  • Сотирий (165/166 — 174/175)
  • Сщмч. Елевферий I (174/175 — 189)
  • Виктор I (189 — 199)
  • Зефирин (199 — 217)
    • Наталис (антипапа) (199 — ?)
  • Каликст I (217 — 222)
    • Сщмч. Ипполит Римский (антипапа) (217 — 235) сослан на Сардинию, умер, примирившись с Церковью.
  • Сщмч. Урван I (222/223 — 23 мая 230)
  • Понтиан (21 июля 230 — 28 сентября 235)
  • Сщмч. Анфир (21 ноября 235 — 3 января 236)
  • Сщмч. Фавий (10 января 236 — 20 января 250)
  • Корнилий (март 251 — июнь 253)
    • Новатиан (антипапа) (251 — 268)
  • Лукий I (25 июня 253 — 5 марта 254)
  • Сщмч. Стефан I (12 мая 254 — 2 августа 257)
  • Сщмч. Сикст II (30 августа 257 — 6 августа 258)
  • Дионисий (22 июля 259 — 26 декабря 269)
  • Феликс I (5 января 269 — 30 декабря 274)
  • Евтихий (4 января 275 — 7 декабря 283)
  • Сщмч. Гаий (17 декабря 283 — 22 апреля 296)
  • Сщмч. Маркеллин (30 июня 296 — 24 октября 304)
  • Сщмч. Маркелл (27 мая 308 — 16 января 309)
  • Евсевий (18 апреля 309/310 — 17 августа 309/310)
  • Свт. Мильтиад (Мельхиад) (2 июля 311 — 10/11 января 314)

Признание и начало становления Папства

  • Свт. Сильвестр I (31 января 314 — 31 декабря 335)
  • Марк (18 января — 7 октября 336)
  • Иулий I (6 февраля 337 — 12 апреля 352)
  • Свт. Ливерий (17 мая 352 — 24 сентября 366)
    • Феликс II (антипапа) (355 — 358; 365.XI.22) — этот Феликс смешан с римским мучеником, носившим такое же имя, и упомянут как папа в Liber pontificalis.
  • Дамас I (1 октября 366 — 11 декабря 384)
    • Урсин (антипапа) (366 — 367)
  • Сириций (384.XII.15 — 399.XI.26)
  • Анастасий I 399.XI.27 — 401.XII.19
  • Иннокентий I 401.XII.22 — 417.III.12
  • Зосима 18 марта 417 — 26 декабря 418
  • Вонифатий I 418.XII.29 — 422.IX.4
    • Евлалий (антипапа) (29 декабря 418 — 419)
  • Свт. Келестин I (422 — 6 апреля 432)
  • Сикст III (31 июля 432 — 19 августа 440)
  • Свт. Лев I Великий (29 сентября 440 — 10 ноября 461)
  • Иларий (19 ноября 461 — 29 февраля 468)
  • Симплиций 468.III.3 — 483.III.10
  • Феликс II 483.III.13 — 492.III.1
  • Геласий I (март 492 — 21 ноября 496)
  • Анастасий II 496.XI.24 — 498.XI.19
  • Симмах 498.XI.22 — 514.VII.19
    • Лаврентий (антипапа) (498, 501-505)
  • Гормизд 514.VII.20 — 523.VIII.6
  • Иоанн I 13 августа 523 — 18 мая 526
  • Феликс III 526.VII.12 — 530.IX.22
  • Вонифатий II 530.IX.22 — 532.Х.17
    • Диоскур (антипапа) (530.IX.22 — 530.Х.14) — возможно, законный папа; умер спустя 22 дня после избрания.
  • Иоанн II 2 января 533 — 8 мая 535
  • Свт. Агапит I 535.V.13 — 536.IV.22
  • Сильверий 536.VI.8 — 537.VI.11 — насильственно низложен в марте, отрекся 11 ноября, умер 2 декабря 537.
  • Вигилий (29 марта 537 — 7 июня 555)
  • Пелагий I 556.IV.16 — 561.III.4
  • Иоанн III 17 июля 561 — 13 июля 574
  • Венедикт I 575.VI.2 — 579.VII.30
  • Пелагий II 579.XI.26 — 590.II.7
  • Свт. Григорий I Великий (3 сентября 590 — 12 марта 604)
  • Сабиниан (13 сентября 604 — 22 февраля 606)
  • Вонифатий III (19 февраля 607 — 12 ноября 607)
  • Вонифатий IV (25 августа 608 — 8 мая 615)
  • Адеодат I (Деусдедит) (19 октября 615 — 8 ноября 618)
  • Вонифатий V (23 декабря 619 — 25 октября 625)
  • Гонорий I (27 октября 625 — 12 октября 638)
  • Северин 640.V.28 — 640.VIII.2
  • Иоанн IV 24 декабря 640 — 12 октября 642
  • Феодор I 642.XI.24 — 649.V.14
  • Свт. Мартин I Исповедник 649.VII — 653.VI.17
  • Евгений I 654.VIII.10 — 657.VI.2
  • Виталиан 657.VII.30 — 672.I.27
  • Адеодат II 672.IV.11 — 676.VI.17
  • Домн 676.XI.2 — 678.IV.11
  • Прп. Агафон 678.VI.27 — 681.I.10
  • Лев II 682.VIII.17 — 683.VII.3
  • Венедикт II 684.VI.26 — 685.V.8
  • Иоанн V 23 июля 685 — 2 августа 686
  • Конон 686.Х.21 — 687.IX.21
    • Феодор (антипапа) (687)
    • Пасхалий (антипапа) (687-692)
  • Сергий I 687.XII.15 — 701.IX.8
  • Иоанн VI 30 октября 701 — 11 января 705
  • Иоанн VII 1 марта 705 — 18 октября 707
  • Сисинний 708.I.15 — 708.II.4
  • Константин 708.III.25 — 715.IV.9

Папы раннего Средневековья

  • Григорий II (19 мая 715 — 11 февраля 731)
  • Григорий III (18 марта 731 — 10 декабря 741)
  • Свт. Захария (10 декабря 741 — 22 марта 752)
    • Стефан II (23 марта — 25 марта 752)
  • Стефан II (III) (26 марта 752 — 26 апреля 757)
  • Павел I (29 мая 757 — 28 июня 767)
  • Стефан III (IV) (7 августа 768 — 3 февраля 772)
    • Константин II (антипапа) (28 апреля 767 — 769)
    • Филипп (антипапа) (768)
  • Адриан I (9 февраля 772 — 25 декабря 795)
  • Лев III 27 (декабря 795 — 12 июня 816)
  • Стефан IV (V) (22 июня 816 — 24 января 817)
  • Пасхалий I (25 января 817 — 11 февраля 824)
  • Евгений II (2 мая 824 — август 827)
  • Валентин (август — сентябрь 827)
  • Григорий IV (октябрь 827 — январь 844)
    • Иоанн (антипапа) (844)
  • Сергий II (январь 844 — 27 января 847)
  • Лев IV (10 апреля 847 — 17 июля 855)
  • Венедикт III (29 сентября 855 — 17 апреля 858)
    • Анастасий (антипапа) (август 855 — сентябрь 855)
  • Николай I (24 апреля 858 — 13 ноября 867)
  • Адриан II (14 декабря 867 — 14 декабря 872)
  • Иоанн VIII (14 декабря 872 — 16 декабря 882)
  • Марин I (16 декабря 882 — 15 мая 884)
  • Адриан III (17 мая 884 — 15 сентября 885)
  • Стефан V (VI) (сентябрь 885 — 14 сентября 891)
  • Формоз (6 октября 891 — 4 апреля 896)
  • Вонифатий VI (апрель 896)
  • Стефан VI (VII) (май 896 — август 897)
  • Роман (август — ноябрь 897)
  • Феодор II (декабрь 897)
  • Иоанн IX (январь 898 — январь 900)
  • Венедикт IV (январь 900 — июль 903)
  • Лев V (июль 903 — октябрь 903)
    • Христофор (антипапа) (сентябрь 903 — январь 904)
  • Сергий III 29 (января 904 — 14 апреля 911)
  • Анастасий III (апрель 911 — июнь 913)
  • Ландон (июль 913 — февраль 914)
  • Иоанн X (март 914 — май 928)
  • Лев VI (май 928 — декабрь 928)
  • Стефан VII (VIII) (декабрь 928 — февраль 931)
  • Иоанн XI (граф Тускулумский) (февраль 931 — декабрь 935)
  • Лев VII 3 (января 936 — 13 июля 939)
  • Стефан VIII (IX) (14 июля 939 — октябрь 942)
  • Марин II (30 октября 942 — май 946)
  • Агапит II (10 мая 946 — декабрь 955)
  • Иоанн XII (Оттавиано, граф Тускулумский) 16 декабря 955 — 4 декабря 963
  • Лев VIII 6 декабря 963 — 1 марта 965 — легитимность его правления зависит от основательности низложения его предшественника.
  • Венедикт V 22 мая — 23 декабря 964 — если Лев VIII был легитимным папой, то Венедикт V был антипапой. Некоторые источники считают Венедикта законным папой, а Льва VIII — антипапой.
  • Иоанн XIII 1 октября 965 — 6 октября 972
  • Венедикт VI 19 января 973 — июнь 974 — в новой редакции Liber pontificalis XV в.под 972 фигурирует несуществующий папа Домн II, возможно — в результате смешения титула dominus с именем собственным.
    • Вонифатий VII (антипапа) (в первый раз) (974.VI — 974.VIII)
  • Венедикт VII (граф Тускулумский) октябрь 974 — 10 июля 983
  • Иоанн XIV (Пьетро ди Павиа) 10 декабря 983 — 20 августа 984 — начиная с XII в.этот понтификат ошибочно разделяли между двумя папами, считая антипапу Иоанна Филагатона папой Иоанном XVII. В 1024 Роман граф Тускуланский по праву взял себе имя Иоанна XVIII, однако впоследствии его ошибочно стали называть Иоанном XX. Усвоением одной или обеих этих ошибок объясняется тройная нумерация пап Иоаннов между 1024 и 1410.
    • Вонифатий VII (антипапа) (во второй раз) (984.VIII — 985.VII)
  • Иоанн XV август 985 — март 996
  • Григорий V (Бруно, герцог Каринтский) 3 мая 996 — 18 февраля 999
    • Иоанн XVI (Джованни Филагато) (антипапа) (997.IV — 998.II)
  • Сильвестр II (Герберт д’0риллак) 2 апреля 999 — 12 мая 1003
  • Иоанн XVII (Секко) июнь 1003 — декабрь 1003
  • Иоанн XVIII (Фазано) январь 1004 — июль 1009
  • Сергий IV (Пьетро Бука Порца) 31 июля 1009 — 12 мая 1012
  • Венедикт VIII (Джованни, граф Тускулумский) 18 мая 1012 — 7 апреля 1024
    • Григорий VI (антипапа) (1012)
  • Иоанн XIX (граф Тускулумский) апрель 1024 — 6 ноября 1032
  • Венедикт IX (в первый раз) (Теофилакт, граф Тускулумский) 1032-1044
  • Сильвестр III (Джованни) 20 января — 10 марта 1045
  • Венедикт IX (во второй раз) 10 марта — 1 мая 1045
  • Григорий VI (Джованни Грациано) 5 мая 1045 — 20 декабря 1046
  • Климент II (граф Шидгер, Морслебен и Горнбург) 25 декабря 1046 — 9 октября 1047
  • Венедикт IX (в третий раз) 8 ноября 1047 — 17 июля 1048 — если троекратное смещение Венедикта IX было незаконным, то Сильвестр III, Григорий VI и Климент II были антипапами.
  • Дамасий II (Поппо фон Бриксен) 17 июля — 9 августа 1048
  • Лев IX (Бруно, граф Эгисхейм-Дагсбург) 12 февраля 1049 — 19 апреля 1054

Процесс размежевания Восточной и Западной Церквей и уклонения последней от Православного учения продолжался в течении столетий. Так, уже Константинопольский Собор 867 года объявил добавление филиокве в Никео-Цареградский Символ — ересью. При этом традиционно отпадение Римской Церкви от полноты Православия датируется 1054 годом. С этого времени можно говорить о папах Римских как о предстоятелях Римо-католической Церкви. См. подробнее ст. Римская Церковь.

  • Виктор II (Гебгард, граф Долленштейн-Гиршберг) 16 апреля 1055 — 28 июля 1057
  • Стефан IX (X) (Фридрих, герцог Лотарингский) 2 августа 1057 — 29 марта 1058
    • Бенедикт Х (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа) (1058.IV.5 — 1058.XI.24)

Возвышение Папства

  • Николай II (Жерар де Шеврон) 6 декабря 1058 — 27 июля 1061
  • Александр II (Ансельмо да Баджо) 1 октября 1061 — 21 апреля 1073
    • Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа) (1061.Х.28 — 1072)
  • Григорий VII (Гильдебранд) 22 апреля 1073 — 25 мая 1085
    • Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа) (1080.VI.25, 1084.III.24 — 1100.IХ.8)
  • Виктор III (Дезидерий Эпифани) 24 мая 1086 — 16 сентября 1087
  • Урбан II (Эд де Шатийон) 12 марта 1088 — 29 июля 1099
  • Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда) 13 августа 1099 — 21 января 1118
    • Теодор (Джибер) (антипапа) (1100-1102)
    • Альберт (антипапа) (1102)
    • Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа) (1105.XI.18 — 1111)
  • Геласий II (Джованни Каэтани) 24 января 1118 — 28 января 1119
    • Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа) (1118.III.8 — 1121)
  • Каликст II (Ги из Бургундии) 2 февраля 1119 — 13 декабря 1124
  • Гонорий II (Ламберто ди Фьяньяно) 15 декабря 1124 — 13 февраля 1130
    • Целестин II (Тибальдо Буккапек) (антипапа) (1124.ХII)
  • Иннокентий II (Грегорио Папарески) 14 февраля 1130 — 24 сентября 1143
    • Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа) (1130.II.24 — 1138.I.25)
    • Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138.III — 1138.V.29)
  • Целестин II (Гвидо из Читта ди Кастелло) 26 сентября 1143 — 8 марта 1144
  • Луций II (Джерардо Каччанемичи) 12 марта 1144 -15 февраля 1145
  • Евгений III (Бернардо Паганелли) 15 февраля 1145 — 8 июля 1154
  • Анастасий IV (Коррадо) 12 июля 1153 — 3 декабря 1154
  • Адриан IV (Николай Брейкспир) 4 декабря 1154 — 1 сентября 1159
  • Александр III (Роландо Бандинелли) 7 сентября 1159 — 30 августа 1181
    • Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа) (1159.IX.7 — 1164.IV.20) — собственно — Виктор V, но, возможно, средневековые хронисты не учитывали первого Виктора IV (кардинала Григория Конти), антипапу в 1138, поскольку тот через два месяца покорился законному папе Иннокентию II.
    • Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа) (1164.IV.22 — 1168. IX.20)
    • Калликст III (Джованни де Струми) (антипапа) (1168. IX — 1178.VIII.29)
    • Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179.IX.29 — 1180)
  • Луций III (Убальдо Алючиньоли) 1 сентября 1181 — 25 ноября 1185
  • Урбан III (Уберто Кривелли) 25 ноября 1185 — 20 октября 1187
  • Григорий VIII (Альберто де Морра) 21 октября — 17 декабря 1187
  • Климент III (Паоло Сколари) 19 декабря 1187 — 20 марта 1191
  • Целестин III (Джачинто Бобоне) 30 марта 1195 — 8 января 1198

Папство на вершине власти

  • Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи) 8 января 1198 — 16 июля 1216
  • Гонорий III (Ченчио Савелли) 18 июля 1216 — 18 марта 1227
  • Григорий IX (Уголино, граф Сеньи) 19 марта 1227 — 22 августа 1241
  • Целестин IV (Джоффредо Кастильоне) 25 октября — 10 ноября 1241
  • Иннокентий IV (Синибальдо Фиески) 25 июня 1243 — 7 декабря 1254
  • Александр IV (Ринальдо, граф Сеньи) 12 декабря 1254 — 25 мая 1261
  • Урбан IV (Жак Панталеон) 29 августа 1261 — 2 октября 1264
  • Климент IV (Ги Фулькуа Ле Гро) 5 февраля 1265 — 29 ноября 1268
  • Григорий Х (Тебальдо Висконти) 1 сентября 1271 — 10 января 1276
  • Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа) 21 января — 22 июня 1276
  • Адриан V (Оттобоно Фиески) 11 июля — 18 августа 1276
  • Иоанн XXI (Пьетро Юлиани) 8 сентября 1276 — 20 мая 1277 — ни один из пап не носил имени Иоанна XX; Петр Испанский, 1276, должен был бы называться Иоанном XIX, однако взял себе имя Иоанна XXI. См. примечание к Иоанн XIV.
  • Николай III (Джованни Гаэтано Орсини) 25 ноября 1277 — 22 августа 1280
  • Мартин IV (Симон де Брион) 22 января 1281 — 28 марта 1285 — Симон де Брион, избранный в 1281, носил имя Мартина IV; Марин I и Марин II считались Мартином I и Мартином II.
  • Гонорий IV (Джакомо Савелли) 2 апреля 1285 — 3 апреля 1287
  • Николай IV (Джироламо Маши) 22 февраля 1288 — 4 апреля 1292
  • Святой Целестин V (Пьетро дель Мурроне) 5 июля — 13 декабря 1294, последний Папа Римский который отрекся от престола. Умер 19 мая 1296 года.
  • Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани) 24 декабря 1294 — 11 октября 1303
  • Бенедикт XI (Никколо Боккасини) 22 октября 1303 — 7 июля 1304

От Авиньонского пленения пап до Констанцского собора

  • Климент V (Бертран де Го) 5 июня 1305 — 20 апреля 1314
  • Иоанн XXII (Жак Дюэз) 7 августа 1316 — 4 декабря 1334
    • Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа) (1328.V.12 — 1330.VIII.25)
  • Бенедикт XII (Жак Фурнье) 20 декабря 1334 — 25 апреля 1342
  • Климент VI (Пьер Роже) 7 мая 1342 — 6 декабря 1352
  • Иннокентий VI (Этьен Обер) 18 декабря 1352 — 12 сентября 1362
  • Урбан V (Гильом де Гримор) 28 сентября 1362 — 19 декабря 1370
  • Григорий XI (Пьер Роже де Бофор) 30 декабря 1370 — 27 марта 1378
  • Урбан VI (Бартоломее Приньяно) 8 апреля 1378 — 15 октября 1389
    • Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа) (1378.IX.20 — 1394.IX.16)
  • Бонифаций IX (Пьетро Томачелли) 2 ноября 1389 — 1 октября 1404
    • Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа) (1394.IX.28 — 1417.VII.26) — Констанцский собор низложил его 26 июля 1417, а Пизанский собор — 5 июня 1409. Его преемниками в «авиньонском» пленении были Климент VIII (10 июня 1423-26 июля 1429; умер 28 декабря 1447) и Бенедикт XIV (12 ноября 1425-1430).
  • Иннокентий VII (Козимо Мильорати) 17 октября 1404 — 6 ноября 1406
  • Григорий XII (Анджело Коррер) 30 ноября 1406 — 4 июля 1415 — дата отречения; умер 18 октября 1417. Вместе со следующими антипапами положил начало «авиньонскому» и «пизанскому» священноначалию.
    • Александр V (Петр Филарго) (антипапа) (1409.VI.26 — 1410.V.3)
    • Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа) (1410.V.17 — 1415.V.29) — дата его низложения Констанцским собором; умер 22 ноября 1419.

Папы эпохи Ренессанса

  • Мартин V (Оддо Колонна) 11 ноября 1417 — 20 февраля 1431
    • Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа) (1423.VI.10 — 1429.VII.26)
    • Бенедикт XIV (Бернард Ганьер) (антипапа) (1425-1430 )
  • Евгений IV (Габриэле Кондульмер) 3 марта 1431 — 23 февраля 1447
    • Бенедикт XV (Жан Карьер) (антипапа) (1433-1438 )
    • Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа) (1439.XI.5 — 1449.IV.25)
  • Николай V (Томмазо Парентучелли) 6 марта 1447 — 24 марта 1455
  • Каликст III (Алонсо де Борха) (Борджа) 8 апреля 1455 — 6 августа 1458
  • Пий II (Энеа Сильвио Пикколомини) 19 августа 1458 — 15 августа 1464
  • Павел II (Пьетро Барбо) 30 августа 1464 — 26 июля 1471
  • Сикст IV (Франческо делла Ровере) 9 августа 1471 — 12 августа 1484
  • Иннокентий VIII (Джамбаттиста Чибо) 29 августа 1484 — 25 июля 1492
  • Александр VI (Родриго де Борджиа) 11 августа 1492 — 18 августа 1503 — должен был бы называться Александром V, так как Александр V, поставленный Пизанским собором (1409-1410), не может считаться легитимным папой.
  • Пий III (Франческо Тодескини-Пикколомини) 22 сентября — 18 октября1503
  • Юлий II (Джулиано делла Ровере) 31 октября 1503 — 21 февраля 1513
  • Лев Х (Джованни Медичи) 11 марта 1513 — 1 декабря 1521
  • Адриан VI (Адриан Флоренс) 9 января 1522 — 14 сентября 1523
  • Климент VII (Джулио Медичи) 19 ноября 1523 — 25 сентября 1534
  • Павел III (Алессандро Фарнезе) 13 октября 1534 — 10 ноября 1549

Папы Реформации и Контрреформации

  • Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте) 7 февраля 1550 — 23 марта 1555
  • Марцелл II (Марчелло Червини) 9 апреля — 30 апреля 1555
  • Павел IV (Джанпьетро Караффа) 23 мая 1555 — 18 августа 1559
  • Пий IV (Джованни Анджело Медичи) 25 декабря 1559 — 9 декабря 1565
  • Святой Пий V (Антонио Микеле Гислиери) 7 января 1566 — 1 мая 1572
  • Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи) 13 мая 1572 — 10 апреля 1585
  • Сикст V (Феличе Перетти) 24 апреля 1585 — 27 августа 1590
  • Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья) 15 сентября — 27 сентября 1590
  • Григорий XIV (Никколо Сфондрати) 5 декабря 1590 — 16 октября 1591
  • Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти) 29 октября — 30 декабря 1591
  • Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) 30 января 1592 — 5 марта 1605
  • Лев XI (Алессандро Медичи) 1 апреля — 27 апреля 1605
  • Павел V (Камилло Боргезе) 16 мая 1605 — 28 января 1621
  • Григорий XV (Алессандро Людовизи) 9 февраля 1621 — 8 июля 1623
  • Урбан VIII (Маффео Барберини) 6 августа 1623 — 29 июля 1644

Упадок Папства. Эпоха Просвещения и буржуазных революций

  • Иннокентий Х (Джамбаттиста Памфили) 15 сентября 1644 — 7 января 1655
  • Александр VII (Фабио Киджи) 7 апреля 1655 — 22 мая 1667
  • Климент IX (Джулио Роспильози) 20 июня 1667 — 9 декабря 1669
  • Климент X (Эмилио Альтьери) 29 апреля 1670 — 22 июля 1676
  • Иннокентий XI (Бенедетто Одескальки) 21 сентября 1676 — 12 августа 1689
  • Александр VIII (Пьетро Оттобони) 6 октября 1689 — 1 февраля 1691
  • Иннокентий XII (Антонио Пиньятелли) 12 июля 1691 — 27 сентября 1700
  • Климент XI (Джованни Франческо Альбани) 23 ноября 1700 — 19 марта 1721
  • Иннокентий XIII (Микеланджело деи Конти) 8 мая 1721 — 7 марта 1724
  • Бенедикт XIII (Пьетро Франческо, герцог Орсини) 29 мая 1724 — 21 февраля 1730
  • Климент XII (Лоренцо Корсини) 12 июля 1730 — 6 февраля 1740
  • Бенедикт XIV (Просперо Ламбертини) 17 августа 1740 — 3 мая 1758
  • Климент XIII (Карло Реццонико) 6 июля 1758 — 2 февраля 1769
  • Климент XIV (Джованни Винченцо Лоренцо Ганганелли) 19 мая 1769 — 22 ноября 1774
  • Пий VI (Джованни Анджело, граф Браски) 15 февраля 1775 — 29 августа 1799
  • Пий VII (Барнаба Луиджи, граф Кьярамонти) 14 марта 1800 — 20 августа 1823
  • Лев XII (Аннибале, граф делла Дженга) 28 сентября 1823 — 10 февраля 1829
  • Пий VIII (Франческо Саверио Кастильони) 31 марта 1829 — 30 ноября 1830
  • Григорий XVI (Бартоломео Альберто Мауро Каппеллари) 2 февраля 1831 — 1 июня 1846
  • Пий IX (Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти) 16 июня 1846 — 7 февраля 1878

Папство в Новейшее время

  • Лев XIII (граф Джоакино Печчи) (20 февраля 1878 — 20 июля 1903)
  • Пий X (Джузеппе Сарто) (4 августа 1903 — 20 августа 1914)
  • Бенедикт XV (маркиз Джакомо делла Кьеза) (3 сентября 1914 — 22 января 1922)
  • Пий XI (Акилле Ратти) (6 февраля 1922 — 10 февраля 1939)
  • Пий XII (Эудженио Пачелли) (2 марта 1939 — 9 октября 1958)
  • Иоанн XXIII (XXIV) (Анджело Джузеппе Ронкалли) (28 октября 1958 — 3 июня 1963) — двадцать первый легитимный папа с именем Иоанн; относительно нумерации см. примечания выше (Иоанн XIV и Иоанн XXI).
  • Павел VI (Джованни Баттиста Монтини) (21 июня 1963 — 6 августа 1978)
  • Иоанн Павел I (Альбино Лучани) (26 августа 1978 — 29 сентября 1978)
  • Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) (16 октября 1978 — 2 апреля 2005)
  • Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) (19 апреля 2005 — 28 февраля 2013)
  • Франциск (Хорхе Марио Бергольо) (с 13 марта 2013)

Титул

Папа Римский (лат. Pontifex Romanus — римский понтифик; или лат. Pontifex Maximus — верховный суверенный понтифик) — в международном праве — суверенная персона исключительного свойства (persona sui generis), поскольку одновременно владеет тремя нераздельными функциями власти:

  1. Глава и суверен Святого Престола,
  2. Как преемник Святого Петра (первого римского епископа) — видимый глава Католической церкви и её верховный иерарх,
  3. Суверен города-государства Ватикан.

Неформальное название «папа» происходит от греческого πάππας и означает то же, что в русском — «отец».

Полный суверенитет Папы Римского как главы Святого Престола сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.

Суверенитет Ватикана (территории, на которой расположен Святой Престол), подтверждённый Латеранскими соглашениями в 1929 году, проистекает от суверенитета Святого Престола.

Согласно католическому учению, Папа является преемником Святого Петра как первого римского епископа, и в силу этого обладает верховенством в Церкви.

13 марта 2013 года Папой Римским был избран Хорхе Марио Бергольо из Аргентины, который взял себе имя Франциск.

Официальный титул Папы Римского

Папские регалии и знаки отличия на гербе Ватикана. Пересечённые ключи отображают в символической форме ключи Симона Петра. Ключи золотые и серебряные, представляют власть связывать (серебро) и разрешать (золото), данное Церкви. Тройная корона (тиара) представляет три функции римского папы как «верховного пастыря», «верховного учителя» и «первосвященника». Золотой крест на шаре (яблоке), венчающий тиару символизирует владычество Иисуса. Основная статья: Титул папы римского

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, Примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

На латыни:

Традиционный титул «Патриарх Запада» («Patriarcha Occidentalis») был удалён из папской титулатуры Папой Бенедиктом XVI в 2006 году.

Написание термина

По современным правилам русского языка, термин папа римский везде пишется со строчных букв, кроме официальных документов, в которых должна быть официально указана эта должность. Православный же церковный справочник по грамматике рекомендует писать Папа Римский с заглавных букв, и такое написание встречается нередко.

История

В первые века христианства название папа (др.-греч. πάππας, páppas — отец) применялось ко всем епископам, а первоначально — ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы ещё назывались папами. Но начиная с VII века по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» — главный священник (после патриарха) в Соборе Святой Софии или в Большом дворце.

Основные периоды истории папства

В истории папства историками могут выделяться следующие периоды:

  • Доникейский (или до воцарения Константина) — охватывает период до 313 или 325 года. Период преследования христианства в Римской империи.
  • От Константина до остготов (313—493). Христианство получает статус государственной религии в Римской империи.
  • Остготский (493—537). Под политическим влиянием остготов.
  • Византийский (537—752). Под политическим влиянием Византии.
  • Франкский (756—857). Под политическим влиянием франков.
  • Эпоха униженного состояния папства (до 1044—1048). Папство под влиянием влиятельных семейств (порнократия, Теофилакты, Кресцентии).
  • Имперское папство (1048—1257). Эпоха величайшего могущества папства. Борьба за инвеституру
  • Папы в резиденциях (Витербо, Перуджа, Орвието) за пределами Рима (1257—1309).
  • Авиньонское пленение пап (1309—1377).
  • Великий западный раскол (1378—1417).
  • Папство времен Ренессанса (1417—1534).
  • Реформация и Контрреформация (1517—1585).
  • Папство времен барокко (1585—1689) и эпохи Просвещения.
  • Папство времен революций (1775—1861).
  • Римский вопрос (1861—1929).
  • Современный период (с 1929), после Латеранских соглашений.

Список римских пап

Основная статья: Список римских пап и антипап

Выборы, смерть и отречение папы

Выборы римского папы

Основная статья: Конклав

«Полную и верховную власть в Церкви Римский Понтифик обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Понтифика, уже находящееся в сане епископа, обретает эту власть с момента принятия им своего избрания. Если же у избранного нет епископского сана, его следует немедленно посвятить в епископы».

Папа римский избирается пожизненно на собрании кардиналов — конклаве — после смерти своего предшественника (или отречения, что бывает крайне редко). Как только новоизбранный заявляет о принятии престола (это происходит сразу после избрания), понтификат считается начавшимся. Теоретически, папой может быть избран любой неженатый мужчина-католик; при необходимости, сразу после принятия престола он должен быть посвящён в священники и епископы. На практике последние несколько веков папами становились исключительно кардиналы, имеющие сан священника. Последним папой не из кардиналов стал Урбан VI в 1378 году. Последним папой, не бывшим на момент избрания священником, стал Лев X в 1513 году (он был т. н. кардиналом-мирянином). Последним папой, не бывшим епископом при избрании, — Григорий XVI в 1831 году. С 1917 года все кардиналы должны иметь сан священника, а с 1962 года — быть посвящены в епископы (за редкими исключениями по особому распоряжению папы).

Имя папы

Основная статья: Имена римских пап

Сразу после избрания на конклаве новый папа выбирает себе имя и соответствующий номер, под которыми он будет править. После 1555 года все римские папы меняли имя при вступлении на престол, хотя папа формально делать этого не обязан.

Отречение

Основная статья: Папское отречение

Кодекс канонического права предусматривает право папы отречься от Престола, причём не требуется утверждения этого отречения кем-либо: единственным условием действительности отречения является его добровольность. Отречение Римского папы регулируется каноном 332, параграфом 2 Кодекса канонического права, где упоминается, что «нет необходимости в том, чтобы кто-либо принимал это отречение».

Папа Бенедикт XVI 11 февраля 2013 года объявил о решении отречься от Римского престола в 20.00 28 февраля 2013 года, до него последним папой, воспользовавшимся этим правом, был Григорий XII в 1415 году. Существует предположение, что в начале 2000-х годов Иоанн Павел II обдумывал возможность отречения в связи с плохим состоянием здоровья.

Sede Vacante

Основная статья: Sede Vacante

После того как камерленго официально удостоверит смерть папы (или после того как вступит в силу отречение), начинается период вакантного престола (лат. Sede Vacante), продолжающийся до выборов нового понтифика.

Власть папы

Власть папы в Церкви

См. также: Примат папы римского

Власть папы в Церкви — высшая и юридически полная власть над всей Католической церковью, независимая от какой бы то ни было человеческой власти и распространяющаяся не только на вопросы веры и нравственности, но и на всё управление Церковью.

«Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом порученное Господом Петру, первому из Апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле. Поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять Против решения или декрета Римского Понтифика нельзя подать ни апелляцию, ни обжалование».

Папа осуществляет верховную законодательную власть в Церкви: папа (и Вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей Церкви или для её части, толковать их, изменять или отменять их действие.

Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники — кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник.

Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Своде юридических канонов» (лат. Corpus Juris Canonici). Наиболее часто используемым его вариантом было лейпцигское издание 1876—1884 годов.

Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Кодекс канонического права» (лат. Codex Juris Canonici). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. Сборник источников Кодекса канонического права был издан между двумя мировыми войнами под названием «Источники Кодекса канонического права». В связи со значительным обновлением католической теологии Второй Ватиканский собор (1962—1965) указал на необходимость пересмотра Кодекса.

Подписанный Иоанном Павлом II в 1983 году новый кодекс сохраняет основное содержание прежнего при значительном сокращении количества статей (с 2412 до 1752) и причин для отлучения от церкви (с 37 до 7).

Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в Церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает Вселенские соборы Католической церкви, ведёт их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы.

Предмет вероучения — откровения Божьи, хранительницей которых является вся Церковь. Церковь сообщает эти откровения (догматы веры) либо на Вселенском соборе, либо путём провозглашения его папой с амвона (лат. ех cathedra — с кафедры). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, и оглашаемые папой с амвона) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей Церкви и непогрешимые (лат. infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными (догмат о безошибочности папы).

Папа наделён высшей судебной властью в Церкви. Любое судебное дело может быть подано ему как первой инстанции. Единственно ему подсудны кардиналы, нунции и епископы, обвиняемые в уголовных преступлениях. Папа разрешает дела в 3-й инстанции по апелляциям в церковных процессах. Запрещается обращаться к светскому суду с обжалованием приговора, вынесенного папой.

Папе принадлежит высшая исполнительная власть в Церкви: он учреждает, изменяет и ликвидирует епископства; назначает, утверждает в должности, переводит и смещает епископов; заполняет вакансии, распоряжается на высшем уровне церковным имуществом, провозглашает новых блаженных и святых.

Папа — гарант всеобщности (универсальности) и единства Католической церкви. Поскольку папа — залог единства Церкви, то и папская власть — суверенна. Через папу действуют в полную силу и части Церкви. Единовластие папы необходимо для соблюдения законности и для поддержания порядка внутри Церкви. Римская церковь единовластна и не терпит ни демократии, ни аристократии. Без папы нет даже Вселенского собора. В случае смерти папы во время собора его заседания приостанавливаются до выборов нового епископа Рима.

Светская власть папы

См. также: Государственный строй Ватикана

Папа — глава государства Ватикан.

До 1870 года папы были светскими владыками значительных территорий в современной Италии — так называемой папской области, а до 1791 года и незначительных территорий современной Франции — Конта-Венессена и Авиньона.

В 756 году франкский король Пипин Короткий, получивший корону из рук Стефана II, передал тому отвоёванную им у лангобардов территорию Равеннского экзархата, до 752 года бывшего под властью ромейских императоров.

Власть Папы над экзархатом обосновывалась подложным документом — Константиновым даром. Документ, якобы составленный Константином на имя епископа Сильвестра I, вошёл в IX веке в канонический сборник, известный как «Лжеисидоровы декреталии».

Вершину светского могущества папской власти ознаменовал документ, известный как «Диктат папы» (лат. Dictatus рарае), изданный в 1075 году.

Для укрепления власти Ватикана папы нередко использовали отлучение от церкви. Так в XI веке папы отлучали от церкви многих ведущих монархов, потом миловали и снова отлучали. Как минимум один раз были отлучены папой от церкви германский король Генрих IV, король Франции Филипп I, король Англии Гарольд, византийский император Алексей I Комнин и норманнский герцог Роберт Гвискар.

> Список пап и антипап Основная статья: Список римских пап и антипап > См. также ► Папство

Литература

  • Гергей Ёне. История папства / Пер. с венгр. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 464 с. — ISBN 5-250-01848-3.
  • Готлиб А. Г., Конский П. А. Папство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Григулевич И. Р. Папство. Век XX. — М.: Политиздат, 1981. — 2-е изд., доп. — 532 с.
  • Задворный В. Л. Сочинения Римских понтификов эпохи поздней Античности и раннего Средневековья (I—IX вв.). — М.: Издательство францисканцев, 2011. — 480 с.: ил.
  • Кодекс канонического права. Codex Iuris Canonici. — М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2007. — 624 с. — Серия «Bibliotheca Ignatiana». — ISBN 978-5-94242-045-1.
  • Ковальский Ян Веруш. Папы и папство / Пер. с пол. Т. Трифоновой. — М.: Политиздат, 1991. — 240 с. — ISBN 5-250-01237-X.
  • Лозинский С. Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — 3-е изд. — 382 с.
  • Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1993—1995.
  • Питер Франкопан. Первый крестовый поход. Зов с Востока = Peter Frankopan . The First Crusade: The Call from the East. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — ISBN 978-5-91671-774-7.
  • Brusher, Joseph S. Popes Through the Ages. — Princeton, N.J : Van Nostrand, 1959.
  • Chamberlin, E. R. The Bad Popes. — New York : Dial Press, 1969.
  • Dollison, John. Pope-pourri. — New York : Simon & Schuster, 1994. — ISBN 978-0-671-88615-8.
  • Maxwell-Stuart, P. G. Chronicle of the Popes: The Reign-by-Reign Record of the Papacy from St. Peter to the Present. — London : Thames and Hudson, 1997. — ISBN 0-500-01798-0.
  • Norwich, John Julius. The Popes: A History. — London : Chatto & Windus, 2011. — ISBN 978-0-7011-8290-8.
  • Barry, Rev. Msgr. John F. One Faith, One Lord: A Study of Basic Catholic Belief. — New York : William H. Sadlier, 2002. — ISBN 0-8215-2207-8.
  • Bokenkotter, Thomas. A Concise History of the Catholic Church. — New York : Doubleday, 2004. — ISBN 0-385-50584-1.
  • Chadwick, Henry (1990), «The Early Christian Community», in John McManners, The Oxford Illustrated History of Christianity, Oxford University Press, ISBN 0-19-822928-3

Ссылки

Портал «Христианство»

Папство в Викисловаре

Папство в Викицитатнике

Папство в Викитеке

Папство на Викискладе

Папство в Викиновостях

  • Официальный сайт Святого престола (the Holy See) (лат.) (итал.) (фр.) (порт.)
  • Личные гербы пап римских
  • Институт Папства // Лекция А. В. Юдина в проекте ПостНаука (28.02.2013).
  • Pope Endurance League – Sortable list of Popes
  • Data Base of more than 23,000 documents of the Popes in Latin and modern languages
  • Origins of Peter as Pope
  • The Authority of the Pope: Part I
  • The Authority of the Pope: Part II

В социальных сетях

Twitter (англ.) · Twitter

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX525846 · BNF: 11975974j · GND: 4044561-6 · LCCN: sh85104870 · NDL: 00569669

I век

Пётр • Лин • Клет • Климент I • Эварист

II век

Александр I • Сикст I • Телесфор • Гигин • Пий I • Аникет • Сотер • Елевферий • Виктор I • Зефирин

III век

Каликст I • Урбан I • Понтиан • Антер • Фабиан • Корнелий • Луций I • Стефан I • Сикст II • Дионисий • Феликс I • Евтихий • Гай • Марцеллин

IV век

Марцелл I • Евсевий • Мильтиад • Сильвестр I • Марк • Юлий I • Либерий • Дамасий I • Сириций • Анастасий I

V век

Иннокентий I • Зосима • Бонифаций I • Целестин I • Сикст III • Лев I • Гиларий • Симплиций • Феликс III (II) • Геласий I • Анастасий II • Симмах

VI век

Гормизд • Иоанн I • Феликс IV (III) • Бонифаций II • Иоанн II • Агапит I • Сильверий • Вигилий • Пелагий I • Иоанн III • Бенедикт I • Пелагий II • Григорий I

VII век

Сабиниан • Бонифаций III • Бонифаций IV • Адеодат I • Бонифаций V • Гонорий I • Северин • Иоанн IV • Теодор I • Мартин I • Евгений I • Виталий • Адеодат II • Домн • Агафон • Лев II • Бенедикт II • Иоанн V • Конон • Сергий I

VIII век

Иоанн VI • Иоанн VII • Сизинний • Константин • Григорий II • Григорий III • Захарий • Стефан II • Стефан II (III) • Павел I • Стефан III (IV) • Адриан I • Лев III

IX век

Стефан IV (V) • Пасхалий I • Евгений II • Валентин • Григорий IV • Сергий II • Лев IV • Бенедикт III • Николай I • Адриан II • Иоанн VIII • Марин I • Адриан III • Стефан V (VI) • Формоз • Бонифаций VI • Стефан VI (VII) • Роман • Теодор II • Иоанн IX • Бенедикт IV

X век

Лев V • Сергий III • Анастасий III • Ландон • Иоанн X • Лев VI • Стефан VII (VIII) • Иоанн XI • Лев VII • Стефан VIII (IX) • Марин II • Агапит II • Иоанн XII • Лев VIII • Бенедикт V • Иоанн XIII • Бенедикт VI • Бенедикт VII • Иоанн XIV • Иоанн XV • Григорий V • Сильвестр II

XI век

XII век

XIII век

XIV век

XV век

XVI век

Пий III • Юлий II • Лев X • Адриан VI • Климент VII • Павел III • Юлий III • Марцелл II • Павел IV • Пий IV • Пий V • Григорий XIII • Сикст V • Урбан VII • Григорий XIV • Иннокентий IX • Климент VIII

XVII век

XVIII век

XIX век

Лев XII • Пий VIII • Григорий XVI • Пий IX • Лев XIII

XX век

Пий X • Бенедикт XV • Пий XI • Пий XII • Иоанн XXIII • Павел VI • Иоанн Павел I • Иоанн Павел II

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала понтификата

Католическая иерархия
Епископат Папа (Папа на покое) · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Кардинал-протопресвитер · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)
Пресвитеры Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан
Диаконы
Прислуживающие во время литургии Аколит · Чтец · Певчий · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)
Для определённых задач Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор
В восточнокатолических церквях Экзарх · Архимандрит
В католических орденах Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций
Упразднённые Королевский кардинал · Кардинал-мирянин · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий

Правая рука Папы Римского прикрывал священника-педофила, изнасиловавшего более 50 детей

Фильм-триумфатор премии «Оскар»под названием «В центре внимания», который, как известно, основан на реальном журналистском расследовании о сексуальных скандалах в Ватикане, уже вызвал волну откровений в руководстве католической церкви. Когда церемония вручения «Оскара» завершилась, на другом континенте правая рука Папы Римского – кардинал начал давать показания по делам о насилии над несовершеннолетними.

Кардинал Джордж Пелл, который является высшим духовным лицом в католичестве после папы римского, сегодня дает показания по делу о насилии детей священниками.

«Разрешите внести ясность. Я здесь не для того, чтобы защищать непростительные вещи. Церковь наделала огромное количество ошибок и сейчас старается их исправить», — сказал он.

Речь о событиях сорокалетней давности. Тогда Пелл работал в приходской школе города Балларат в Австралии. Жил в одном доме с настоятелем — священником Джеральдом Ридсдейлом. Тот был педофилом и за время работы изнасиловал более 50 детей. Самой маленькой жертве было всего 4 года. Многие пострадавшие в дальнейшем сошли с ума, спились либо покончили с собой. Немногие нашли в себе смелость обратиться к властям. Преступник в итоге надолго сел в тюрьму.

Но расследование не останавливается, и вопросы появились к Пеллу. Выяснилось, что в первую очередь жертвы именно к нему бежали за помощью, а тот делал вид, что все в порядке. Другим – прямо предлагал взятки за молчание. По факту, прикрывал извращенца. Возможно, пострадавших потому и было так много, что растлителя поддерживал Джордж Пелл. Сам он на допросе отрицал, что знал о преступлениях.

«Я не помню, чтобы что-то подобное имело место быть, и, следовательно, я этому не верю. Но иногда моя память все же подводит меня», — сказал кардинал.

Королевская комиссия по сексуальным домогательствам требовала от него явиться на допрос в Сидней, но тот не поехал, сославшись на солидный возраст — ему 74 года. Наверняка испугался ареста. Все показания давал по видеосвязи и все равно ничего конкретного не сказал.

«Он говорит, что знал, как священники целовали мальчиков в 1973-м, а значит, и знал, что там творилось. Ведь это совсем ненормально, когда священники целуют своих семилетних учеников. Мы бы хотели больше услышать о реальной помощи пострадавшим. Не просто о выражении сочувствия и сострадания, а о реальных действиях, которые он предпримет по отношению к нам», — говорит одна из жертв насилия священника.

Бывший помощник педофила, кстати, сделал отличную карьеру. Стал архиепископом Мельбурна, затем Сиднея, потом поехал на повышение в Ватикан — и теперь распределяет бюджет Римской церкви. Более того, на конклаве 2013 года его едва не избрали папой римским.

В Австралии развернулась кампания по сбору средств на то, чтобы пострадавших по вине Пелла отправить в Ватикан, чтобы те лично посмотрели, как он дает показания. За считанные дни было собрано в четыре раза больше денег, чем требовалось, — 200 тысяч долларов вместо пятидесяти.

Ну а австралийские музыканты записали песню под названием «Джордж Пелл, вернись домой!» В тексте говорится, что жертвы педофила помнят лживого кардинала и ждут, чтобы тот приехал и сел в тюрьму, где ему самое место.

Был ли апостол Пётр первым папой?

Первым папой католическая церковь официально считает апостола Петра. Он также считается и первым епископом. Именно этот человек создал первую христианскую общину в Риме уже после того, как Христа распяли. В 64 году в «вечном городе» возник страшный пожар. Римляне считали, что его виновником был император Нерон. Он, якобы, хотел уничтожить старый город, а на его месте построить новый и назвать своим именем.

Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон обвинил в поджоге христиан. Членов общины схватили и бросили в темницы. Арестовали и Петра. Его распяли вниз головой, так как апостол посчитал, что не имеет права быть распятым как его учитель Христос. На месте трагедии впоследствии была возведена базилика св. Петра. Такова официальная версия католиков.

Апостол Пётр, идущий по воде

Однако данные исторические факты вызывают большое сомнение. Дело же заключается в том, что Пётр не знал латынь. А, следовательно, и не мог встать во главе римской общины. В Риме люди говорили именно на этом языке, а ученик Христа появился на свет в Вифсаиде Галилейской. Это израильский город, в котором жила семья простого рыбака Ионы.

В ней и родился будущий первый римский папа. Он получил имя Симон, но не получил никакого образования. Этот человек не умел ни читать, ни писать. Зато он умел слушать, и проповеди Христа произвели на него неизгладимое впечатление. Именно Сын Божий и нарёк его Петром, но не обучил латинскому языку, а также и грамоте.

Может быть, случилось чудо, и апостол получил необходимые знания в мгновение ока? Такое маловероятно, так как все мы понимаем, что если будем руководствоваться чудесами, то не сможем объективно воспринимать историю. Поэтому разумнее предположить, что праведная деятельность Петра в Риме – выдумка.

Папство со времён Константина и до наших дней

Император Константин и христианство

Гонения на христиан никак не повлияли на новую религию. Она пустила в душах людей глубокие корни. Долгожданные же всходы появились только во времена правления императора Константина (306-337). Это был выдающийся политический деятель. Он перенёс столицу Римской империи в греческий город Византий. Значительно расширил его и сделал центром не только империи, но и христианской религии. Впоследствии город стал называться Константинополем. Именно при Константине христиане начали набирать силу, а в Риме в 324 году была построена первая базилика.

До Константина духовными наставниками паствы считались епископы. Все они пребывали в Риме. Становление же папства началось при епископе Сильвестре. Вся его жизнь отличалась святостью, а умер этот почтенный человек в 335 году. Через 2 года ушёл в иной мир и император Константин. Но взошедшие при нём благодатные всходы укрепили церковь и сделали её авторитетным институтом, который вскоре начал ощутимо влиять на политическую жизнь государства.

Папство и власть

Борьба за власть внутри христианской церкви остро разгорелась в 366 году при Дамасии. Он стал епископом Рима, изгнав своего соперника из города. При этом погибло около 200 христиан, так как любая власть требует жертв. Именно Дамасий стал первым называть себя папой и находился на церковном престоле с 366 по 384 годы.

Его авторитет и влияние достигли такой величины, что римский император Феодосий I (379-395) вынужден был в 381 году созвать Вселенский Собор. Собор признал константинопольского епископа вторым после римского и запретил епископам вмешиваться в дела друг друга. Умер Дамасий на 84 году жизни и был причислен к лику святых.

Собственно, со времён Дамасия история папства и начала свой неотвратимый ход. А до этого была прелюдия, так как христианская религия была очень слабой и не имела соответствующего авторитета и веса.

Повышая свой авторитет, римские папы стали постепенно грезить о мирском владычестве. Им захотелось, чтобы короли склоняли головы перед церковью и безоговорочно признавали над собой верховную власть понтифика.

В 753 году почтенный во всех отношениях римский папа Стефан II (III) показал церковным и мирским людям документ, подписанный якобы самим императором Константином. В нём чёрным по белому было написано, что владыка передаёт всю власть над западной частью империи римскому папе, сам же оставляет в своём подчинении восточную часть. То есть получалось, что сан папы соответствовал сану императора. Только в XV веке выяснилось, что данный документ подделка.

В июле 1054 года произошёл раскол христианской церкви. Она разделилась на римско-католическую и православную. Причину этой трагедии надо искать в обрядовых и этических различиях между латинянами и греками. Противоречия зрели многие сотни лет, и в XI веке наступила развязка. Патриарх Константинополя предал анафеме папских легатов, а те в отместку взяли и отлучили от церкви патриарха константинопольского.

Церковнослужители оказались очень злопамятными. Нанесённые обиды они помнили 1000 лет. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты. Но католики и христиане, естественно, не стали единой паствой, хотя отношения между ними установились более тёплые.

Конфликт папы Григория VII и короля Генриха IV

В 1073 году папский престол занял папа Григорий VII. Этот почтеннейший во всех отношениях человек руководил католической церковью до 1085 года. Время его правления примечательно конфликтом с будущим императором Священной Римской империи Генрихом IV (1050-1106).

Григорий VII заявил, что власть папы выше императорской. Он присвоил себе право низлагать европейских владык. Этому воспротивился германский король Генрих IV. Он собрал немецких епископов в 1076 году, и те объявили папу низложенным.

Тогда понтифик отлучил короля от церкви. Немецкие князья, дававшие Генриху IV присягу на верность, оказались освобождёнными от неё и восстали. Они стали готовиться к выборам другого императора Священной Римской империи.

Развенчанный монарх отправился через Альпы в замок Каноссу, в котором в это время находился глава католической церкви. В январе 1077 года он оказался под стенами крепости. Босиком, одетый во власяницу, король стоял на морозе и ждал папского решения. Григорий VII наблюдал за ним из окна крепостной башни. Только в конце третьего дня он простил дерзкого самодержца и снял с него епитимью.

Порнократия

История папства неразрывно связана с папами и антипапами. Вторые – это те, кто носил священный титул незаконно. Они получали его за взятки или другими разными ухищрёнными методами. Ярким примером антипапства может служить порнократия. Это целый исторический период, продолжавшийся несколько десятков лет. Начался он при восшествии на папский престол Сергия III (904-911).

Он считается убийцей двух своих предшественников. Превратил папский двор в место разврата и воровства. Завёл себе 15-летнюю любовницу по имени Марозия. Она рожала новых пап, а затем и умертвляла их. По её распоряжению было убито 4 папы. При этом в святая святых католической церкви процветали бесстыдство и коррупция. В конце концов, Марозия была арестована одним из своих сыновей, посажена в тюрьму, где и умерла в 954 году.

В 955 году папскую власть получил внук Марозии папа Иоанн XII. У власти он находился 8 лет. Но ситуация не изменилась в лучшую сторону. Опять процветали убийства, инцест и другие аморальные действия. Закончил папа плохо. Его убил обманутый муж, который застал свою жену в объятиях главы католической церкви. На этом порнократия закончилась.

Римский папа со своей паствой

Папство и деньги

Менялись папы и антипапы, а стремление к абсолютной власти продолжалось. Серьёзную попытку поставить церковную власть над светской совершил папа Бонифаций VIII (1294-1303). По этому щепетильному вопросу он издал буллу. В ней говорилось, что в одно руке папа держит духовную власть, а в другой – светскую.

Но глава католицизма просчитался. Период феодальной раздробленности заканчивался. Крепла королевская власть. И булла была встречена европейскими монархами в штыки. Особенно папские притязания возмутили короля Франции Филиппа IV. Он стал инициатором созыва Генеральных штатов. Члены этого высокого собрания потребовали, чтобы папа предстал перед церковным судом. Но суд не состоялся. Этому помешала смерть понтифика.

После этого случая амбиции римских пап поубавились. Больше они уже никогда явно не претендовали на светскую власть. Высокопоставленные святые отцы занялись другим делом. Начиная с XIV века, они начали отпускать грехи за деньги. Дело оказалось жутко прибыльным. Конечно, официально подобные вещи запрещались категорически. Но это официально. Злоупотреблений же было множество. Естественно, они осуществлялись с молчаливого согласия пап.

Церковь, простив грешнику его прегрешения, выдавала ему официальную бумагу – индульгенцию. То есть всё было обставлено по высшему уровню. Грехи отпускались и умершим. Но тут всё зависело от родственников. Если они изъявляли желание платить, то душа усопшего, надо понимать, отправлялась в рай. Правда, некоторые дальновидные люди обговаривали подобную процедуру в завещании. Практиковала католическая церковь и выдачу лицензий публичным домам. При этом жрицы любви уже не беспокоились о божьем наказании. Им загодя прощались все греховные деяния.

Вся эта вакханалия продолжалась вплоть до 1567 года, то есть более 250 лет. В 1566 году папский престол занял папа Пий V. И церковь сразу почувствовала жёсткую хозяйскую руку. Всем безобразиям, позорящим дело Божие, был положен конец. Новый папа оказался суровым, жёстким человеком, сторонником аскетического образа жизни. Он повыгонял всех проходимцев, карьеристов и приспособленцев. Навёл порядок в финансовых и божьих делах. При этом авторитет католической церкви значительно возрос.

Раскол католической церкви

Но это не спасло её от раскола. Слишком уж много грехов накопила католическая церковь за прошедшие столетия. Тут уже никакой папа не мог противостоять возникновению протестантизма. Возглавил религиозные преобразования Мартин Лютер (1483-1546). У него нашлось много последователей. В результате, всё это вылилось в религиозные войны, которые потрясали Европу в XVI и XVII веках.

В конце концов, католическая церковь смирилась с новой конфессией. В настоящее время протестанты живут по всему миру, а их численность насчитывает 1 млрд. человек. У них нет единого центра, в отличие от католиков и православных. Все церкви объединены в церковные союзы и пользуются равными правами.

Вид на Ватикан сверху

Ватикан и избрание папы

В наши дни история папства ассоциируется с Ватиканом. Это город-государство, находящееся на территории Рима. Ватикан является резиденцией главы римско-католической церкви. В нынешнем виде существует с февраля 1929 года.

Именно в этом месте избирается новый папа конклавом или собранием кардиналов. Избирается на пожизненный срок. Пока новый глава церкви не избран, обязанности папы возлагаются на камерленга. Это высшая придворная должность. Она очень древняя, а возникла ещё в XI веке. Об избрании нового понтифика народ узнает по столбу белого дыма, который поднимается из печной трубы Сикстинской капеллы. Сами же выборы проходят в специальной комнате Ватиканского дворца. До 28 февраля 2013 года римским папой являлся Бенедикт XVI. Он был избран на этот высокий пост в апреле месяце 2005 года.

11 февраля 2013 года Бенедикт XVI сообщил о своём решении отречься от престола. Оно вступило в силу 28 февраля 2013 года в 20 часов 00 минут по римскому времени. Бывший папа сохранил за собой сан кардинала, но не стал принимать участие в конклаве в связи с почтенным 80-летним возрастом.

13 марта 2013 года конклав избрал нового римского папу. Затаившему дыхание миру было объявлено, что главой католической церкви стал кардинал Хорхе Марио Бергольо. Он аргентинец с итальянскими корнями. Родился в Буэнос-Айресе в 1936 году в семье рабочего. Новоизбранный папа взял себе имя Франциск в честь Франциска Ассизского. Это святой, сострадавший и помогавший больным и бедным. Новый глава Ватикана является достойной кандидатурой на высокий пост. Да хранит его Бог и искренняя вера католиков.

Игорь Томшин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *