Пасха ОПК 4 класс

Урок 8. Пасха (ОПК) план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Проект учебного занятия

модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

    ФИО (полностью)

    Белянина Юлия Владимировна

      Тема и номер урока в теме

      Урок № 8 «Пасха»

        Цель урока

        Познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитать дружелюбие

          Основные понятия

          Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха)

            Тип урока

            Комбинированный

              Формы работы учащихся

              Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге

                Оборудование

                Учебник, тетради, рабочие листы, дневник самонаблюдений, проектор, компьютер

                Ход урока:

                I. Организационный момент.

                Вот опять звенит звонок

                Приглашает на урок.

                Праздник Пасхи наступает

                Торжество нас ожидает.

                II. Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест».

                Вопросы и задания

                1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?

                2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?

                3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?

                4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.

                III. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.

                Дорогие ребята! Накануне этих светлых и радостных дней хочется всех вас поздравить с наступлением великого праздника Пасхи! В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.

                На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).

                На Пасху всем разрешается звонить в колокола, колокольный звон звучит кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

                Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще — Светлое Воскресение или Христов день.

                По важности благодеяний, полученных нами через Воскрешение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью.

                Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха- праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.

                Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с расцветом добрых чувств – единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскресением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.

                Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.

                Главный пасхальный гимн звучит так:

                «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».

                На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.

                Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.

                Расскажите, что вы знаете о христианском обычае дарить на Пасху крашеные яйца

                IV. Работа по теме урока.

                История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. Какое ещё слово, схожее по звучанию вы знаете? (Воскресенье)

                Чтение и обсуждение 2 абзаца в учебнике на странице 28.

                Запись в тетради, что такое Воскресение.

                Радостное событие Воскресения в православной культуре отражено, в том числе и на иконах.

                Воскресение Иисуса – радостное событие для всех христиан, которое они празднуют уже около двух тысяч лет. Пасха – праздник воскресения к жизни.

                Запись в тетради понятия Пасхи.

                В природе Христиане могут увидеть многое, что напоминает о Пасхе (Приводится пример из учебника на странице 29).

                Напишите небольшое сочинение на тему «Пост» или «Пасха»

                В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза, на которой не появлялись гости. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) – сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. В народном сознании христианское осмысление пасхальной еды соединилось с языческими представлениями о яйце как символе возрождения и обновления, знаке плодовитости и жизненной силы и о хлебе как о живом существе и даже воплощении Бога Языческим аналогом кулича был хлеб, который выпекали весной перед началом сельскохозяйственных работ и использовали в продуцирующих земледельческих и скотоводческих обрядах, а также свадебный каравай, который, по поверью, мог обеспечить брачной паре многочисленное потомство. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

                Нарисуйте пасхальную открытку

                В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

                В одно из весенних воскресений православные христиане особо торжественно отмечают Пасху Христову. Празднику предшествует почти двухмесячный пост. (Один из учащихся делает сообщение о Великом посте перед Пасхой, подготовленное заранее).

                Работа с учебником.

                Чтение и обсуждение отрывков о ходе праздника на странице 30.

                Работа с интерактивным моментом.

                Какие угощения обязательны для праздничного Пасхального стола?

                (Пасхальные крашенные яйца, пасхальный кулич, творожная пасха)

                Рассказ учителя о каждом из угощений, опираясь на уже имеющиеся знания у детей и интерактивный момент.

                Предлагается учащимся дома расспросить бабушек или мам о том, какие ещё есть секреты окрашивания яиц и рецепты приготовления пасхи и кулича. Рассказать об услышанном на уроке.

                VII. Групповая работа – Пасхальные игры.

                Учитель.

                Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

                1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

                Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

                2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, — также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

                3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

                VIII. Подведение итогов урока.

                Учитель.

                Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

                ВОПРОСЫ и задания:

                1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

                2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

                3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

                4. В чем состоит христианский пост?

                5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

                IX. Рефлексия.

                На уроке я работал

                активно / пассивно

                Своей работой на уроке я

                доволен / не доволен

                Урок для меня показался

                коротким / длинным

                За урок я

                не устал / устал

                Мое настроение

                стало лучше / стало хуже

                Материал урока мне был

                понятен / не понятен

                полезен / бесполезен

                интересен / скучен

                легким / трудным

                Учитель.

                Дорогие ребята, не забудьте поздравить с Пасхой своих родителей и близких и подарить яйцо со словами: «Христос воскрес!» Всех вас я ещё раз поздравляю с наступающим Светлым Христовым Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира с родными и близкими вам людьми. Чаще радуйте своих родителей хорошими поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем: «Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в тёплых лучах любви Иисуса Христа! Христос воскрес!

                Ученики.

                Воистину воскрес!

                X. Задание на дом (на выбор):

                1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.

                2. Подготовиться к выполнению задания: создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.

                Выявите, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

                Напишите рассказ о пасхальных традициях

                Определите, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

                Добавить комментарий

                Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *