Патриарх никон

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Никон и фамилией Минин.

Патриарх Никон


Портрет патриарха Никона с клиром
(Д. Вухтерс(?), 1660—1665 годы)

Патриарх Московский и всея Руси

25 июля (4 августа) 1652 — 12 (22) декабря 1666

Интронизация

25 июля (4 августа) 1652

Церковь

Русская православная церковь

Предшественник

Иосиф

Преемник

Иоасаф II

Митрополит Новгородский и Великолуцкий

11 (21) марта 1649 — 25 июля (4 августа) 1652

Предшественник

Аффоний

Преемник

Макарий III

Имя при рождении

Никита Минин (Минов)

Рождение

7 (17) мая 1605
село Вельдеманово, ныне Перевозский район Нижегородской области

Смерть

17 (27) августа 1681 (76 лет)
Тропинская слобода Ярославля

Похоронен

Новоиерусалимский монастырь, Истра

Автограф

Медиафайлы на Викискладе

Патриа́рх Ни́кон (мирское имя Ники́та Ми́нин (Минов); 7 мая 1605, село Вельдеманово — 17 августа 1681, Тропинская слобода, Ярославль) — московский патриарх, имевший полный официальный титул «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя России и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх» с 25 июля (4 августа) 1652 года по 12 (22) декабря 1666 года с титулом «Великого Государя».

Церковные реформы патриарха Никона, которые он начал в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской церкви, что повлекло возникновение старообрядчества. В 1666 году он был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены.

Энциклопедичный YouTube

Никон, Патриарх Московский и всея Руси (Минин Никита Минич)

Дата рождения: 7 мая 1605 г.

Дата смерти: 17 августа 1681 г. Дата пострига: 1635 г.

Страна: Россия Биография:

Никита Минич Минин (Минов) родился 7 мая 1605 г. в крестьянской семье села Вельдеманово Нижегородской губернии. Он пережил очень трудное детство — мачеха ненавидела мальчика, морила его голодом, била и пыталась убить. В 12 лет Никита покинул отчий дом и поступил для продолжения учения в Макариев Желтоводский монастырь.

По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о хозяйстве, однако его по-прежнему влекли Церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре стал приходским священником.

По ходатайству московских купцов священник Никита с семьей переехал в Москву. Десять лет продолжалась его супружеская жизнь, однако все трое его детей умерли в младенчестве, и в 1635 г. отец Никита убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, дав за нее вклад и оставив денег на содержание. В возрасте 30 лет он также принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря.

Через некоторое время преподобный Елеазар Анзерский, начальный старец скита, вменил в обязанность Никону совершение Литургий и заведование хозяйственной частью скита. В 1639 г. Никон был принят в Кожеозерский монастырь и в 1643 г. избран игуменом монастыря.

В 1646 г., приехав в Москву за сбором милостыни, произвел сильное впечатление на 16-летнего царя Алексея Михайловича своей высокой духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями и живым нравом. Царь оставил его в Москве, назначив архимандритом столичного Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Алексей Михайлович часто ездил туда молиться и еще более сблизился с архимандритом Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу.

Пользуясь расположением царя, архимандрит Никон ходатайствовал за утесненных и обиженных, и вскоре ему было поручено принимать просьбы от всех искавших царского милосердия и управы на неправду судей. Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь.

11 марта 1649 г. Патриархом Иерусалимским Паисием, бывшим тогда в Москве, Никон был поставлен митрополитом Новгородским и Великолуцким.

В 1651 г. митрополит Никон, будучи в Москве, убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Ермогена в Успенский собор.

В 1652 г. после смерти Патриарха Иосифа из числа 12 кандидатов митрополит Никон, согласно царскому желанию, был избран для поставления в Патриархи.

25 июля 1652 г. Никон был возведен на Патриарший престол. Во время интронизации царь дал ему обещание не вмешиваться в дела Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого царского расположения.

Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было очень значительным, он являлся первым советником царя. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 г. состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

С самого начала своего Патриаршества Никон установил строгий порядок в богослужении. Единогласие и «наречное» пение при нем стали нормой. Патриарх Никон был талантливым проповедником. Особенно ревностно проявил себя как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам. Церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви на протяжении нескольких столетий.

Патриарх Никон много заботился о церковном благолепии. Носивший в быту самые простые одежды, Предстоятель употреблял за богослужением такие богатые облачения, каких не имел никто из русских Патриархов.

Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, при нем были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Под влиянием Патриарха Никона в России упорядочивалась система попечения о нищих, убогих, нуждающихся людях, велась активная борьба против несправедливости и коррупции в судебных органах. По настоянию Святейшего Владыки царь принимал меры по пресечению пьянства и нравственной распущенности.

Патриарх Никон стремился противодействовать тому, что считал посягательством гражданского правительства на его юрисдикцию и полномочия. Особенный протест вызвало принятие Соборного уложения 1649 г., умалявшего статус духовенства, ставившего Церковь фактически в подчинение государству. Вследствие этого, а также интриг со стороны бояр (активная деятельность Предстоятеля часто приводила к ущемлению их интересов и вызывала недовольство со стороны правящей элиты) произошло охлаждение отношений между царем и Патриархом.

Летом 1658 г. в качестве протеста Патриарх Никон оставил Москву и уединился в основанном им Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. В 1666 г. при участии Патриарха Александрийского Паисия и Патриарха Антиохийского Макария прошел Большой Московский Собор, в ходе которого состоялось разбирательство по делу Патриарха Никона. Решением Собора он был лишен Патриаршего достоинства, извергнут из епископского сана и стал простым монахом, отправленным в заточение: сначала в Ферапонтов монастырь, затем, в 1676 г., был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом церковные реформы, проведенные Никоном, получили одобрение Собора.

Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у прощения у низложенного Патриарха. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь.

17 августа 1681 г. Патриарх Никон, изнуренный скорбями и болезнями, скончался на пути в Ново-Иерусалимскую обитель. 26 августа в присутствии царя Феодора Алексеевича состоялось погребение.

Согласно завещанию, почивший был погребен в южном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) собора Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха Московского и всея Руси.

Биография

Чем выше прыгнешь, тем больнее падать – этой русской пословицей характеризуется жизнь патриарха Московского и всея Руси Никона. Выходец из простого села в одночасье стал любимцем царя, однако также быстро лишился великого сана. С именем патриарха связано событие в истории – раскол русской православной церкви.

На нижегородской земле, в деревушке Вельдеманово, 17 мая 1605 года в простой крестьянской семье произошло радостное событие: родился мальчик, которого при крещении назвали Никитой. Из биографии родителей будущего патриарха всея Руси известно мало: отец мальчика Мина Минин был марийцем, а мать умерла при родах.

Портрет патриарха Никона

Воспитывался Никита в строгой обстановке, его отец часто отсутствовал дома, поэтому ребенок оставался на попечении мачехи. К слову, вторая жена Мины имела строгий и не лишенный жестокости характер: женщина ненавидела пасынка и била мальчика за малейшую провинность, иногда лишая Никиту куска хлеба и подолгу моря голодом. Отец семейства, огорчавшийся произволом второй жены по отношению к сыну, по возвращению домой часто избивал супругу. Однако стоило Мине выйти за порог дома, бесконечные унижения маленького мальчика продолжались.

Никита терпел грубое отношение приемной матери, находя утешение в священных писаниях, а также мальчика подбадривала любовь бабушки. Будущий служитель церкви рос одаренным ребенком, который вместо игр на свежем воздухе с ребятней предпочитал грамоту.

Православие

Когда выходцу из крестьянской семьи исполнилось 12 лет, мальчик отправился в Желтоводский Макариев монастырь, находящийся на левом берегу Волги, где пробыл послушником вплоть до 1624 года. Но по настоянию родственников, которые выманивали юношу из службы обманным путем, Никита вынужден вернуться домой в родное село, где пережил смерть любимой бабушки и отца.

Желтоводский Макариев монастырь

В Вельдеманово Никон женится и принимает сан иерея. Первоначально священник проводит церковные обряды в соседнем селе Лысково, но по стечению обстоятельств отравляется на службу в Москву, так как столичные купцы узнали об образованности и начитанности селянина. Именно в столице России произойдут переломы судьбы будущего предстоятеля православной церкви.

Семейную жизнь Никиты и его супруги сложно назвать счастливой: паре не удалось завести потомков, так как новорожденные дети умирали в младенческом возрасте. Священнослужитель воспринял печальные утраты как знак свыше, означающий отстранение от мирской жизни. Так, в 1635 году иерей убедил супругу стать монахиней Алексеевского монастыря.

Оставив деньги на содержание жены, тридцатилетний Никита Минин принимает постриг в Словецком монастыре и становится Никоном: настоятель скита Елеазар собственноручно совершал этот посвященческий обряд. Исходя из православной религии, человек принявший постриг в монахи умирает для прежней мирской жизни и принимает другое имя, обретая новое духовное начало.

Словецкий монастырь

Отрешенный от жизненных хлопот и суеты Никон соблюдает монашескую жизнь, без устали читает священные книги и молится, отдавая волю и душу на почитание Бога. Жизнь в ските, расположенном на берегу Круглого озера, была строгой, инокам приходилось читать библейские рукописи в течение ночи, не смыкая усталых глаз. Пища в поселении монахов не отличалась изобилием: скитники питались запасами ягод и фруктов, да мукой, которую жертвовало государство.

Из-за благочестивой службы и грамотности Никон становится любимым послушником преподобного Елеазара Анзерского, который в будущем поручает приспешнику самостоятельно проводить таинственные литургические обряды, а также Никону доверяют заведование скифом.

Елеазар Анзерский

Но в 1639 году у инока Никона и старца Елеазара возникают разногласия по поводу строительства новой церкви, поэтому будущему московскому патриарху, не нашедшему поддержки братии, приходится бежать из монашеского поселения, которому он служил на протяжении долгих лет.

После скитаний Никон находит утешение в Кожеозерском монастыре, а после кончины настоятеля храма становится игуменом.

В 1646 году священнослужитель вновь отправляется в столицу России для сбора пожертвований обители и по традиции старинного обряда приходит с поклоном к государю Алексею Михайловичу.

Никон поразил царя образованностью и красноречивыми речами. К слову, Алексей Михайлович слыл человеком очень набожным и к православной религии и церкви относился снисходительно.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович перед гробницей святителя Филиппа

После общения со священником князь понял, что хочет видеть этого человека в Москве, поэтому перевел игумена в столицу. Некоторым боярам не нравилось такое расположение царя к простому старцу, но, тем не менее, выходец из крестьянской семьи становится архимандритом Новоспасского православного монастыря.

Находясь на службе, Никон становится участником кружка «ревнителей благочестия», который был сформирован в конце 17 века.

Позже, в 1649 году, Минин становится митрополитом Новгородской епархии и с особым усердием исполняет обязанности, совершая службы по строго установленным правилам.

Хлебный бунт 1650 года в Великом Новгороде

В 1650 году вспыхнуло голодное народное восстание в Великом Новгороде, поводом для недовольства горожан стало резкое поднятие цен на хлеб. Участниками бунта были люди различных сословий, от стрелков, до бедняков и ремесленников: российский народ выступал против политики государя. Но из-за устойчивой позиции митрополита Никона, защищавшего интересы Алексея Михайловича и других его соратников, новгородский бунт был подавлен.

Руководителей восстания ждал смертный приговор, который позднее изменился на нещадное избиение кнутом. Смягчение наказания произошло благодаря митрополиту, который не оставался равнодушным к мирскому люду: Никон посещал темницы и выслушивал жалобы арестантов, а также общался с простым народом, из-за чего некоторые горожане находили утешение в речах избранного митрополита.

Патриарх

Никон стал приемником святейшего Иосифа, который умер 25 апреля 1652 года в Великий четверг. Благочестивцы хотели, чтобы церковный сан Патриарха передался основателю движения «ревнителей» Стефану, однако тот отказался выдвигать свою кандидатуру, потому что не выдержал конкуренции любимчика царя.

Глава русской православной церкви патриарх Никон

Для Российского государства в 17 веке титул епископа-предстоятеля наделял священнослужителя полномочиями: патриарх всея Руси мог наравне с государем решать политические вопросы, указывать царю на ошибки, а также миловать осужденных и наказывать людей нарушивших духовные законы. Фактически Алексей Михайлович сделал Никона своим соратником.

Во время возведения игумена в патриаршеский сан Никон выудил у Алексея Михайловича обещание, что тот ни при каких условиях не будет вмешиваться в дела церкви.

Реформы и раскол церкви

Минин оставался народным любимцем и влиял на политические вопросы, благодаря московскому патриарху в 1654 году произошло воссоединение России и Украины, а также Никон был заинтересован в строительстве и реставрации храмов.

Реформаторская деятельность Патриарха Московского и всея Руси Никона оставила след в истории благодаря расколу русской православной церкви в 1650-1660 гг.

Причина раскола начала появляться еще со времен образования кружка «ревнителей благочестия». Участники религиозной группировки обсуждали вопрос унификации духовенства и призывали к единообразию прочтения священных писаний и проведения обрядов. Только вот насчет принятия оригинального образца у коллектива возникли разногласия: кто-то был приверженцем византийской культуры, когда другие опирались на древнерусские рукописи.

Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты

С появлением Минина на патриаршем престоле кружок благочестивцев распался, однако недовольные политикой Никона старообрядцы продолжали выступать против реформации патриарха. Никон вводит новые богослужебные правила в 1653 году, которые стали причиной раскола между соратниками патриарха и старообрядцами.

Реформы Никона заключались в следующем:

  • Церковные книги переиздавались и переводились согласно греческим канонам
  • Двуперстное знамение, введенное вместе с Крещением Руси, было заменено на троеперстное. Для приверженцев «старого православия» два пальца означали две природы единого Христа, а три символизировали Святую Троицу. Поэтому, казалось бы, столь незначительное изменение в службе было важным для религиозных людей
  • Изменено написание имени Христа: Исус стал Иисусом
  • Земные поклоны преобразовались поясными поклонами
  • Слово «Аллилуйя» стало произноситься три раза вместо двух и т.д.

Двуперстное и троеперстное крестное знамение

Старообрядцы были недовольны не только новыми церковными законами, но и жесткими методами, которыми руководствовался патриарх Никон, например, крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками и преданы анафеме. Первым противником, который выдвинул оппозицию новым реформам, стал приверженец «старой религии» протопоп Аввакум.

Алексей Михайлович уважал Никона и отдал Минину титул «Великого Государя» (до Никона титулом пользовался отец Михаила Федоровича Филарет), но вскоре произошел конфликт между патриархом и царем. Причиной разногласия послужило Соборное уложение, принятое в 1649 году. Этот свод государственных законов умалял статус православной церкви и делал ее полностью зависимой от государства.

Суд над патриархом Никоном

Также бояре, которым не нравилась приближенность Никона к царю, плели против патриарха интриги, и результат не заставил себя ждать: сплетни в корне поменяли отношение Алексея Михайловича к Минину. Из-за событий, обернувшихся против священнослужителя, Никон вынужден в знак несогласия покинуть Москву.

В 1666 году суд поместного собора Русской церкви принял решение исключить Никона из патриаршеского сана и извергнуть его из священства за «противодеяния».

Личная жизнь

При жизни Патриарх Никон был образованным и начитанным человеком, который удивлял не только доскональным знанием священного писания, но и житейской мудростью. Сложно судить о личности Никона, так как старообрядцы и сторонники новых реформ по-разному характеризуют этого человека. Одни в жизнеописании пишут, что Никон — мудрейший православный деятель, реформы которого пошли на благо; другие считают, что Минин – властолюбивый, алчный и жестокий человек, который был готов пойти на все, чтобы получить расположение царя.

Памятник патриарху Никону в г. Саранске

Когда судьи отстраняли Никона от сана, коллегия привела свод всех «преступлений» патриарха, и вот что значилось в той рукописи:

«Никон без соборного рассмотрения сам лично лишил епископа Павла Коломенского сана, свирепея, стащил с Павла мантию, и того «в язвы и наказания предаде тяжчашие», отчего Павел лишился ума и бедный погиб: или был растерзан зверями, или в реку упал и погиб.»

Однако судить о достоверности этой информации никто из историков не может.

Смерть

Сосланный в Кирилло-Белозерский монастырь, где процветали жестокие устои, Никон подорвал здоровье.

Смерть патриарха Никона

Новый русский царь Федор Алексеевич сочувствовал изгнанному старцу, поэтому, вопреки желанию церкви, позволил бывшему патриарху вернуться в Воскресенский монастырь. Тяжелобольной монах не осилил дальней дороги и скончался на ярославской земле 17 августа 1681 года.

Патриарх Московский. Родился в мордовской крестьянской семье. Воспитывался в монастыре, а в 1626 году был рукоположен в сан священника, женился. Начитан и имеет собственную точку зрения на некоторые спорные вопросы. С 1635 году после трагической смерти своих детей уговаривает жену вместе с ним поселиться в монастырях. Под именем Никон он принял постриг в Свято- Троицком скиту Соловецкого монастыря. В 1646 году перебрался в Москву, где и был представлен Алексею Михайловичу. Вскоре — стал архимандритом Новоспасского монастыря. Сблизился с членами неформального кружка » ревнителей благочестия». Туда входили: протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьевич – духовник царя, боярин Ф. Ртищев, И . Неронов. Их объединяла цель: оживление религиозно- церковной жизни в государстве, улучшение нравственности и исправление переводов богослужебных книг.

С 25 июля 1652 года — возведен в сан Патриарха. Направления его деятельности и основные результаты на этом посту: а) 1653 год — предписание Патриарха Никона совершать крестное знамение 3 перстами, б)- Собор 1654 года положил начало делу согласования московских книг с греческими. И в результате- укорененное в народе и среди части священства мнение о превосходстве русского благочестия над греческим, а так же резкость самих реформаторов привели к расколу. Появились сторонники Никона и его противников ( раскольников или старообрядцев). В) – В 1653 году строят Иверский монастырь, а в 1656 году основан Новоиерусалимский монастырь. Размолвка с царем и наушничество врагов приводят к тому , что в 1666году Никон был лишен всех постов и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. Умер Никон в 1681году по дороге из ссылки. Царь Федор Алексеевич настоял, чтобы его похоронили с почестями.

Реформы Патриарха Никона – это попытка утвердить духовную власть выше светской, что как ему казалось, сделает государство сильнее. Но это привело только к расколу в обществе и в церкви. Как мне кажется, в современной России снова наблюдается подобное противостояние.

6. Исторический портрет – ОРДИН – НАЩЕКИН Афанасий Лаврентьевич. ( 1605- 1680г.г.) дипломат и политик в времена царствования Алексея Михайловича.

Выходец из скромной помещичьей семьи. Получил отличное семейное образование. Знает языки. По словам его современников — он был » говорун и тонкое перо» и обладал тонким и острым умом. С 17 лет начинает службу. Его карьера началась в 1642 году. Он принимает участие в разграничении русско- шведской границы после Столбовского мира. В 1667году после успешного заключения Андрусовского мира получил чин боярина и возглавил Посольский приказ. Неоднократно предлагал расширить экономические и культурные связи со странами Западной Европы и Востока. Считал, что с Польшей целесообразно заключить союз для борьбы против Швеции за балтийское побережье. НО в 1671 году интриганы добились его опалы.

Его карьера уникальна для российской истории, так как был мелкопоместным дворянином, но достиг высоких должностей не благодаря связям, а вследствие личных достижений и способностей. Этот пример- это отличная мотивация для моей учебы.

7. Исторический портрет АРАКЧЕЕВА Алексея Андреевича ( 1769- 1834г.г.) – русский государственный и военный деятель, реформатор русской артиллерии и генерал от артиллерии. Его отец был бедным дворянином. Сын получил вначале семейное воспитание, а потом отец устроил его артиллерийский кадетский корпус в Санкт- Петербурге. Учился успешно, был знаком с семьей графа Салтыкова. И вскоре Великий князь Павел Петрович попросил графа порекомендовать для него расторопного артиллерийского офицера и этим офицером оказался Алексей Андреевич Аракчеев. На службе у Великого князя он проявил себя- исполнительным, дисциплинированным и неутомимым. Это вскоре было оценено. Павел Петрович назначил его комендантом Гатчины. И охарактеризовал его как » непревзойденного в России мастера муштры». Новый виток в его карьере начинается при Александре Первом с 1803года. А с 1808года он назначен военным министром. Его деятельность на министерском посту и ее результаты: а)- созданы новые правила и положения по разным частям военной администрации, б)- упрощена и сокращена переписка, в)- учреждены запасные рекрутские депо и учебные батальоны, г)- артиллерии дана новая организация и упорядочена ее материальная часть. Положительные последствия этих преобразований не замедлили сказаться во время войны 1812- 1814г.г. С 1 января 1810 года Аракчеев оставил министерство и назначен председателем департамента военных дел при Государственном совете. А во время войны он занимался образованием резервов и снабжением армии. Его авторитет растет и царь поручает ему дела гражданского управления. Организация военных поселений – это воля царя, но Аракчеев ее выполнил энергично, последовательно и жестко. Был бескорыстен. Был пожалован за службу наградами, но от некоторых он отказался. Не принимал участие в подавлении выступления декабристов- за что и был отправлен в отставку Николаем Первым. Смерть Александра переживал как личную трагедию.

По мнению современных исследователей А.А. Аракчеев был » одним из наиболее эффективных в отечественной истории администраторов и идеальным исполнителем». И как мне кажется этот пример достоин для подражания.

8. Исторический портрет- Егор Франциевич КАНКРИН ( 1774- 1845г.г.), государственный деятель, 4 министр финансов России, генерал интендант. Учился в двух германских университетах, где успешно изучал юридические науки. Приехал в Россию в 1797 году помогать отцу ( тот был директором солеварен в Старой Руссе). Во время Отечественной войны сполна проявил свои способности. Во многом благодаря проявленной им распорядительности русские войска во время боевых действий не испытывали нужды в продовольствии. На нем лежали обязанности по ликвидации расчетов между Россией и другими государствами. Он следил за тем, чтобы все продовольствие во время заграничных походов доходило до армии, боролся с хищениями. За эту деятельность был награжден орденом Св. Анны 1 степени. С 1823 года до 1844 года- министр финансов России. Направления его деятельности и результаты: а)- принимает меры к восстановлению металлического денежного обращения, появляется серебряный рубль. Б)- Приняты меры для укрепления протекционной системы. Для этого пересмотрены тарифы. Сторонник заградительных пошлин. Таможенные пошлины использует как способ получения дохода в казну с привилегированных лиц, свободных от прямых налогов. В)- Проводит меры для улучшения государственной отчетности и счетоводства. Внедряет точные сметы расходов и отчеты по ним. Г)- Развивает техническое образование, так в столице открывается Технологический институт. Д)- Взамен государственной монополии на продажу вина ввел откупную систему, выгодную для финансов, но вредную для народной нравственности. За время его министерской деятельности сумма прямых налогов увеличена на 10 млн. руб. серебром путем привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли. Но ему не удалось создать особой финансовой системы. Вся его деятельность проникнута одним коренным противоречием: с одной стороны высоким тарифом поддерживалось фабричное производство, а с другой стороны- налогами уничтожался внутренний рынок. Тем не менее, в Российском бюджете был наведен порядок и балансировка, которая сохранилась до начала Крымской войны

Деятельность Е.Ф. Канкрина – это пример хозяйского отношения к стране и этим он у нас вызывает симпатию.

9. Исторический портрет – Александр Христофорович БЕНКЕНДОРФ ( 1781-1844г.г.).Военноначальник, генерал от кавалерии, шеф жандармов, Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.( 1826- 1844г.г.)

Участник войны с турками и участник Отечественной войны 1812 года. Активно участвовал в следствии по делу декабристов, за что получил особое расположение императора Николая I и был назначен шефом жандармов. Его деятельность и ее результаты на этом посту: а)- царь поручил ему надзор за А.С. Пушкиным. Но он искренне недоумевал, что нужно Пушкину, но хорошо знал, что нужно власти. Писал поэту письма с ласковыми наставлениями, после которых , по словам Эйдельмана » не хотелось жить и дышать». Б)- Сопровождал царя во время его поездок в действующую армию во время русско- турецкой войны 1828-1829 г.г., обеспечивал его безопасность во время сражений. В)- в 1840 году назначен к присутствию в комитетах о дворовых людях и по преобразованию еврейского быта. К евреям относился благосклонно.

Его имя и роль в истории России связаны с именем Великого Пушкина, и как мне кажется, она была охранительная…

10. Исторический портрет – Алексей Николаевич КОСЫГИН ( 1904- 1980г.г.), государственный и партийный деятель, Председатель Совета Министров СССР с 1964- 1980г.г., Дважды Герой Социалистического Труда.

С 1930- 1935г.г.- учился в Текстильном институте имени С.М. Кирова. Служил в армии с 1919г-1921г.г., с 1939года член ЦКВКПб и занимал пост наркома текстильной промышленности. Во время войны 1941-1945г.г.- занимает пост зам. Председателя Совета по эвакуации, а с января 1941г по июль 1942г он уполномоченный ГКО в блокадном Ленинграде и занимается снабжением населения и войск, руководит эвакуацией населения и организацией » Дороги жизни». Находясь на посту Председателя Совета Министров добивается проведения экономических реформ ( 1965г). Суть реформ была: а)- децентрализация народнохозяйственного планирования, б)- повышения роли интегральных показателей производства ( прибыль, рентабельность) , в)- увеличение самостоятельности предприятий. Результаты: Восьмая пятилетка, прошедшая под знаком экономической реформы( 1966- 1970г.г.) была » золотой». НО потом реформа сходит — на нет, потому, что инициатор реформ не очень компетентен в сельском хозяйстве и партийный аппарат проявляет инертность. Как политический деятель А.Н. Косыгин принимает участие в урегулировании конфликта с Китаем ( из- за острова Даманский ), и единственный из членов политбюро не поддержал решение об отправки Советских войск в Афганистан, что и привело к разрыву с Брежневым и его окружением. Но Косыгин ушел в отставку по состоянию здоровья, а не из за разногласий.

Он был талантливым организатором, толковым экономистом, мудрым политиком. » Косыгина не любил Хрущев, не любил Брежнев, но оба сохранили его как руководителя экономикой страны» Значит — он был необходим и Народу и Родине.

11. Исторический портрет- СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович ( 1772-1839г.г.), русский общественный и государственный деятель, реформатор и основатель Российской юридической науки и теоретического правоведения. Родился в семье священника, в 1780 году устроен в епархиальную семинарию под фамилией Сперанский. Он первый ученик в науках, общителен, умеет ладить со всеми, дисциплинирован, настойчив, добродушен. В 1788 году после слияния семинарий его отправили учиться в Александро- Невскую семинарию, а в 1792 году предложили место учителя в там же. В 1795 году его рекомендовали на должность домашнего секретаря князю Б. Куракину, а когда тот стал генерал- прокурором, то взял с собой и Сперанского. Когда на престол вступил АлександрI, то его карьера пошла стремительно вверх. Он уже секретарь императора. В 1802г-1804г) пишет ряд записок » О коренных законах государства» , » О силе общественного мнения» , где обосновывается необходимость реформ в России. 20 февраля 1803г при его участии( концепция, текст) был опубликован указ » о свободных ( вольных) хлебопашцах» В 1803 году по поручению императора составляет » Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», где он предстает как сторонник конституционной монархии. Этот замысел не был реализован, а вот особое положение о продаже церковных свечей использовалось духовенством до 1917 года. После заключения Тильзитского мира – император поручает ему составить план общественно- политических реформ. Из этого плана было реализовано только создание Гос Совета (1810г.). Эти реформы вызвали бурю негодования со стороны чиновников, и под их давлением царь отправил его в отставку и ссылку. В столицу он вернулся только в 1821году. При Николае I его привлекают в состав Верховного суда над декабристами. Говорят, когда выносили приговор, Сперанский плакал. В 1835 году он назначен преподавателем юридических наук наследнику. Вскоре была учреждена » Высшая школа правоведения» для подготовки юристов. И это стало главным подвигом жизни Сперанского. Все годы опалы он непрестанно трудился над составлением полного собрания законов Российской империи, где были включены все законы от 1649г.- до 1825г. и в 1830 году этот труд вышел в 45 томах!!!. В 1832 году появился » Свод Законов» в 15 томах. Это был достойный результат долгих лет кропотливого труда и неоценимый вклад в развитие страны.

Его способности делали его необходимым, и поэтому он совершил такую головокружительную карьеру. Его судьба- это пример того как образованный и дисциплинированный человек может изменить ход истории.

12. Исторический портрет – БУХАРИН Николай Иванович ( 1888г.- 1838г.), советский политический, государственный и партийный деятель, Академик АН СССР. Учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета. Член партии РСДРП с 1908года, вел работу в профсоюзах, в 1911 году арестован, сослан, но бежит за границу. За рубежом пишет экономические статьи. Возвращается в Россию в 1917 году через Японию. Вначале был противником заключения Брестского мира, но потом поддерживает в этом вопросе Ленина. Назначен редактором газеты » Правда», опубликовал ряд статей: » Политическая экономия рантье», » Мировое хозяйство и империализм» и стал одним из экономистов- теоретиков РКП(б). В 1919году вместе с Е. Преображенским пишет » Азбуку коммунизма». Ленин к его работам относится в целом положительно. В » профсоюзной дискуссии» 1920-1921года занимает » буферную» позицию между Лениным и Троцким. После смерти Ленина он сближается со Сталиным и даже дружат. В 1924 году активно борется против Троцкого. Проанализировав неудачи политики военного коммунизма принимает правильным переход к нэпу, а в 1925 году выдвигает лозунг » обогащайтесь. Накапливайте, развивайте свое хозяйство», указав, что » социализм бедняков- это паршивый социализм». Но в это же время принимает участие в разработке сталинской теории » построения социализма в одной отдельно взятой стране». В 1928 году открыто выступает против форсирования коллективизации, предлагая эволюционный путь развития в деревне. А после статьи в » Правде» » Заметки экономиста», где форсирование коллективизации называет » авантюристическим» способом решения кризиса. После этого на пленуме партии его обвинили в правом уклоне и он был лишен всех постов и находился в опале.. В 1929 году был выведен из состава политбюро после того как не стал » каяться». С 1934-1937 г.г. – редактор газеты » Известия». Во политических процессов 1936 и 1937г.г. подсудимые ( Зиновьев, Каменев, Рацек) показали на Бухарина. В 1937 году он был исключен из рядов партии и арестован. В камере пишет статьи, например — » Деградация культуры при фашизме» и письма к старому другу- Сталину. В этих письмах вначале он настаивает на том, что он не враг ни партии, ни СССР, потом просит отменить публичный суд, а потом просит дать ему яд в камере. Умоляет сжалиться! Но… В 1937 году был расстрелян… В 1956году- реабилитирован

Его жизнь и деятельность- это яркая иллюстрация того, что в политике ( как мне кажется всегда) нужно иметь твердую позицию, а если ее нет, или не способен ее реализовать, то нужно поддерживать официальную позицию, чтобы не навредить другим.

13. АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ АДАШЕВ ( ? – 1560г.г.)

Государственный деятель времен Ивана Грозного. Думный дворянин ( сокольничий, постельничий). Руководитель правительства Избранной Рады.

Происходил из костромских дворян, рода не слишком знатного. Благодаря своим талантам и преданности царю оказался в Избранной Раде. Личные характеристики: суров, властен, аскетичный, справедливый и глубоко религиозный человек. А. Курбский о нем » подобен земному ангелу».

С 1540 – 1550-х годов был в Избранной Раде, которая фактически была неофициальным правительством в стране. С именем Адашева связан ряд реформ, укрепивших царскую власть: созван первый Земский собор, церковный Стоглавый собор, дарованы уставные грамоты, упрочившие положение служивых людей. Он участвовал в разработке Судебника, способствовал отмене системы кормлений, осуществлению военной реформы, а именно создание » избранной тысячи» воинов из дворян. Умный, энергичный, он был приближен к Царю настолько, что стал хранителем его личного архива, и государственной печати » для скорых и тайных дел». Около 1550г. стал казначеем, возглавлял финансы государства. Руководил написанием официальных разрядных книг, государева родословца и Лепописца начала царства.

С 1547 года он участник всех походов Ивана Грозного. Проводил активную внешнюю политику, руководил дипломатической подготовкой присоединения Казанск5ого и Астраханского ханств. Руководил инженерными работами при осаде Казани (1552г.). После присоединения Астраханского ханства настаивал на продолжении борьбы против Крымского ханства. Был не согласен с решением царя начать Ливонскую войну, но все же принимал участие в переговорах с Ливонией. Эта позиция ведет к недоверию со стороны царя. Смерть царицы Анастасии усугубила его положение. Иван Грозный поверил слухам, что она была отравлена людьми, связанными с Адашевым. Адашев был сослан в Дерпт под негласный надзор и вскоре скончался.

Карамзин об А.Адашеве писал : » краса века и человечества». Увековечен в памятнике 1000- летию России в Новгороде ( 1862г.)

14. АРИСТОТЕЛЬ ФИОРАВАНТИ ( ок. 1414-1486г.г.)

Один из выдающихся архитекторов и инженеров Италии. В 1475 году был приглашен Иваном III для строительства Успенского собора в Кремле. Ещё до строительства собора он показал москвичам как обжигать отличный кирпич, получать хорошую известь, побывал в о Владимире и внимательно осмотрел Успенский собор Владимира. В 1505 – 1508 г.г. построил Успенский собор в Москве, который превосходил Владимирский по красоте, сохранил традиции. При строительстве этого собора впервые на Руси строители пользовались циркулем и линейкой. Фиорованти научил московских зодчих закладывать в стены связи взамен быстро гниющих деревянных, а также научил сводить крестовые своды, делать красивые двойные арки с » вислым каменьем». Аристотель изучил прежние белокаменные стены и башни Кремля и решил на их месте строить Кремль из красного кирпича. Он разработал общий план возведения Кремля. Построить задуманное не успел, но его план воплотили другие мастера. В 1482 году он участвовал вместе с царем в походе на Новгород в качестве начальника артиллерии. Он руководил наведением очень прочного понтонного моста через реку Волхов. Пытался вернуться в Италию, но царь за это его арестовал, но выпустил, так как собирался в поход на Тверь и ему нужен был инженер. ( 1485г).

Аристотель Фиораванти – мастер, прославившийся в России только одним произведением, но произведением достойным множества любых других. И оно сближает культуру двух народов: России и Италии!

15. СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ ( 1629-1680г.г.)

Известный белорусский просветитель, богослов, поэт, драматург, переводчик.

Учился в Киево – Могилянской коллегии. В 1664 году отправился в Москву, где царь Алексей Михайлович поручил ему обучать молодых подъячих приказа тайных дел. Он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. По уполномочию Восточных патриархов, Симеон произнес речь о необходимости повысить уровень образования в Московском государстве. В 1667году назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя.

Кроме наставничества у детей Алексея Михайловича он и ему составляет речи, пишет торжественные объявления и проекты царских указов. Симеон Полоцкий является ключевой фигурой среди инициаторов создания первого в Москве высшего учебного заведения – Славяно- греко – латинской академии. С 1667года в период воспитания царских детей Симеон пишет специально для них несколько сочинений: » Вертоград многоцветный» ( книга для чтения, своеобразная энциклопедия для детей), » Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», » Книга кратких вопросов и ответов катехизических». В » Венце веры кафолической» Полоцкий объединил все знания, какие дала ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. Эти труды были для того времени серьезнейшими источниками обучения, которые в последствии ещё долго использовались в церковно светском обучении детей. Симеон Полоцкий был одним из первых русскоязычных поэтов. Писал стихи на церковно-славянском и польском языках. Писал комедии, школьные драмы для театра Алексея Михайловича.

Вошел в русскую историю как просветитель и как соединитель русской, белорусской и польской культур.

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ НИКОН

g_krok

Довольно часто встречаю в публицистике и религиозной литературе очень много фантазий, мифов, домыслов и откровенного вранья об этом, вне сомнения, великом человеке. Теперь, через 300 с лишним лет после смерти Патриарха, его заслуги перед Церковью и Отечеством не просто преданы забвению и вранью, а и сам он изображается «властолюбцем и гонителем невинных ревнителей благочестия», но «Как может разнообразиться молва, основанная на одних догадках, и до каких странных видов она в состоянии доходить!» — восклицает анонимный автор жизнеописания Патриарха Никона, изданного в 1907 году Воскресенским монастырем .
От лживых мифов необходимо избавляться и я вношу свой, никому не заметный, вклад в это изложениями в блоге короткой, но энциклопедически точно выверенной информации. Прошу заранее простить мне некоторую инженерную костность изложения, ибо по образования я инженер, а не публицист.
«Ни об одном из наших патриархов не сохранилось столько известий, как о патриархе Никоне», — писал митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории Русской Церкви». И этому не стоит удивляться, если принять во внимание заслуги Патриарха в деле церковного и государственного устроения. Стоит удивляться другому, — как и почему при обилии вполне достоверных фактов и многотомных исследований преданы забвению его заслуги и достоинства, а на их место выдвинуты различные обвинения и клеветы, в общественное сознание внедрены мифы и штампы, находящиеся в разладе с историей, и, главное, с самим существом дела его жизни.
Патриарх Никон, в крещении Никита Минин, родился в 1605 г. в селе Вельдеманове Нижегородского уезда, в вотчине Богоявленского, «что за ветошным рядом», монастыря. Отец его, крестьянин Мина, послал сына учиться грамоте у священника села Кириллова Анании. По настоянию родных Никита женился и три года священствовал у себя на родине, а затем вместе с семьей в 1625 г. перебрался в Москву. По смерти трех малолетних детей он уговорил жену поступить в Алексеевский монастырь, а сам ушел в Соловецкий монастырь, где в Анзерском скиту в 1635 г. был пострижен с именем Никона преподобным Елеазаром Анзерским. Ушел оттуда в 1639 г. и стал игуменом Кожеозерской пустыни в 1643 г. По делам монастыря в 1646г. пришел в Москву и был назначен архимандритом Новоспасского монастыря. В 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а летом 1652г. — Патриархом Всея Руси. В 1658 г. он ушел с кафедры и на Соборе 1666 г. лишен сана. Сослан сначала в Ферапонтов монастырь, а с 1676 г. — в Кирилов -Белозерский. Умер 17 августа 1681 г. в Ярославле при возвращении из ссылки. Погребен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Таковы краткие биографические сведения о нем.
Церковно-обрядовые преобразования, которые принято называть «реформами Никона», начались не при Патриархе Никоне и даже не по его инициативе. Они начались в 1649 году при патриархе Иосифе, а их инициаторами были «ревнители благочестия» (так называемые «старообрядцы»), или «сильные временщики-протопопы», как их называет Преосвященный Макарий в своей «Истории русской Церкви». Во главе реформаторов стояли духовник Царя Алексея Михайловича протопоп Стефан Вонифатьев и переведенный в 1640-е годы из Нижнего Новгорода протопоп Казанского собора в Москве Иван Неронов. Более того, Патриарх Никон никак не мог быть виновником русского раскола просто потому, что виновниками любого раскола во все времена бывают те, кто, руководствуясь лжеименным разумом, не подчиняется решениям соборного разума Церкви и начинает ее хулить. Он не вводил «новые обряды», тем более «новую веру» вместо «старой», но, имея ввиду укрепление единства Вселенского Православия, восстановил в Русской Церкви те чины и обряды, которых придерживались и в других Поместных Православных Церквах. Его деятельность в этом не выходила за рамки обычных мер по управлению вверенной ему Церкви и не касалась вопросов догматических, то есть вероисповедных.
Никон в 1652 году уступая неоднократным уговорам Царя Алексея Михайловича (1629-1676), соглашается стать патриархом при условии, что Царь и бояре не будут вмешиваться в дела церковного управления, и Царь Алексей Михайлович такую клятву дает (которую затем и преступает) в Успенском соборе при поставлении Патриарха.
При Алексее Михайловиче было издано в 1649г. «Уложение» (свод законов) и учрежден Монастырский приказ, коему вменено было ведать делами по церковному и монастырскому землевладению. Наиболее важными событиями этого царствования были: присоединение Малороссии к Московии в 1654 г. и победоносная война с Польшей; неудачная война со шведами в 1656 г.; распространение раскола и связанные с ним бунты Степана Разина и в Соловецком монастыре в 1670-е годы.
Царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона связывали узы духовного взаимопонимания и личной дружбы. Патриарх содействовал присоединению Малороссии и Белоруссии к России. Продолжил начатое задолго до него дело исправления богослужебных книг и приведения церковных обрядов в соответствие с обрядами других Поместных Православных Церквей. В то же время, следуя святоотеческому учению о взаимоотношениях Церкви и Государства, Священства и Царства, патриарх твердо и неустрашимо защищал Церковь от сильного натиска светской власти, от всеобщей секуляризации (обмирщения) жизни христианского народа. На этом поприще ему пришлось бороться не только со стремлением служилого дворянства и бояр захватить земельные владения Церкви, но и с попытками царской власти использовать Церковь в политических целях.
Столь же мужественно он защищал Православие от многовековых вожделений католической пропаганды; от пагубного влияния протестантизма и иудаизма, влияния тем более опасного, что оно, прикрываясь критикой недостатков церковной иерархии, постепенно еще с середины XV века заразило все слои тогдашнего русского общества. В борьбе с униатами-католиками, захватившими православные храмы и монастыри на землях Белоруссии, Украины и Смоленщины, он восстановил древнюю епархию в Полоцке; брал под свое патриаршее правление церковные приходы и монастыри в этих землях; предоставлял убежище ищущим на Руси защиты монахам и целым монастырским общинам (Харлампович). Собственноручно уничтожал привозимые из Европы «иконы», на которых вместо Спасителя, Божьей Матери и святых изображались лица заказчиков-мирян. При нем на Русь были привезены точные списки с древних чудотворных икон — Влахернской и Ватопедской из Царьграда, Иверской и Троеручицы со Святой горы Афон.

Обвинения Патриарха Никона в цезаро-папизме, властолюбии, стремлении захватить политическую власть и чуть ли ни в намерении объявить себя римским папою абсолютно беспочвенны. В своих суждениях о том, что Священство выше Царства он не выходил за рамки святоотеческого учения и подразумевал под этим не политическое, но духовное главенство. Что же касается практики, то, действительно, он последовательно и неустрашимо боролся с натиском Царства на Священство, с всеобщей секуляризацией, обмирщением жизни и сознания, как властей, так и всего народа. Боролся против Уложения 1649 г., против Монастырского приказа и попыток Царя и бояр вмешиваться в дела церковного управления, суда и землевладения.
Интерес к делу Патриарха Никона, к его личности и даже его оправдание сами по себе носят слишком частный характер до тех пор, пока мы не осознаешь его значения в той многовековой борьбе, которую ведут под различными личинами антихристианские силы с основанной Иисусом Христом Церковью.
Пытаясь осмыслить причины церковного раскола, именуемого старообрядческим, необходимо четко сознавать, что его идеология покоится на утверждении непогрешимости самобытного русского Православия, отвергавшего авторитет Православия Вселенского. По сути, расколоучители были такими же нововводителями, как и тяготеющие к протестантству и католичеству вольнодумцы из боярской знати. Меры, предпринятые Патриархом Никоном по исправлению богослужебных книг и обрядов и получившие тогда же одобрение на ежегодно собираемых им Соборах, могут быть поняты только при условии понимания того, что Патриарх выбрал путь единения с Вселенской Церковью и тем хотел спасти Россию от тлетворного влияния латинства и протестантства.
Многое из начатого Патриархом Никоном ему не удалось завершить; были брошены только семена, которые проросли не сразу. Но, изучая то или иное явление церковной жизни, часто с удивлением обнаруживаешь, что начало ему положено Патриархом Никоном. Он относился к таким людям, которые «одарены от Творца светлым и обширным умом, твердою и могущественною волею и которые ясно видят недостатки своего времени, безбоязненно восстают против них всею силою своей власти и воли, разят неправду. За то современники провозглашают их дерзкими нововводителями, нарушителями отеческих преданий, ненасытными честолюбцами, – преследуют их завистью, клеветою, ненавистью и нередко осуждают их как врагов церковного и гражданского благосостояния».
Именно такая участь постигла и Патриарха Никона. Как человек властный, а не властолюбивый, он понимал меру ответственности, когда принял первосвятительский жезл святого митрополита Петра. Властные люди видят дальше — в этом и их преимущество, и причина несчастий. Прозревая далеко вперед судьбы народа и государства, властные люди с присущим им чувством ответственности берут на себя нелегкое бремя принятия важных решений и, сознавая свою правоту, неукоснительно требуют их исполнения. Естественно, при этом они вызывают в самых разных людях и группах людей недовольство, переходящее в животную ненависть.
О пагубном значении расправы над Патриархом для истории России английский историк В. Пальмер писал: «Падение Патриарха Никона есть та точка, тот перелом, около которых должно было обращаться дальнейшее религиозное и политическое развитие многих поколений. Его церковные и политические последствия долго видны нам, и еще не более как в своем начале». Эти слова были написаны 130 лет тому назад, но уже тогда В. Пальмер предвидел самое страшное последствие: «Завладеет ли Россией немецкий материализм и в конце концов наступит даже апостасия (отступничество) от самого имени христианского?»
Немецкий материализм завладел Россией, наступила даже апостасия. Через 50 лет после книги В. Пальмера пишет свое исследование о Патриархе русский историк М. В. Зызыкин и вновь призывает искупить грех свой перед Церковью и великим святителем Божиим. Но В. Пальмер, будто прозревая наши времена, писал: «Когда либерализм сбросит существующий барьер достижением религиозной свободы, когда Русская Церковь будет предоставлена своим собственным ресурсам… тогда в поисках самозащиты, и в особенности против католиков, она откроет, что ее действительный борец и представитель был Никон».
Приговор был вынесен над Патриархом Никоном, а вместе с ним и над самостоятельностью Церкви. Патриарх Никон, как пишет М.В.Зызыкин, «настолько воплощал собою патриаршество, что с его падением вынута была из воплощаемого им учреждения душа, дававшая русскому патриаршеству в русской государственной жизни особое назначение; была вынута вместе с тем душа и из другого учреждения — царской власти».
В своей книге «Суверинитет духа» философ и публицист О. Матвейчев пишет о гибели А.С. Пушкина: «Интрига против Пушкина — не банальная ревность, а геополитический конфликт, если угодно, схватка в информационной войне, которую затеяли связанные с европейскими дворами противники России как о диверсии Запада против России.» Вспомнилось об этом потому что расправа над Патриархом Никоном стоит в том же ряду череды нескончаемых интриг Запада против России и в связи с этим необходимо сказать о главном организаторе Собора против Никона, и главном враге Патриарха и России папежнике Лигариде.
Любой, кто приступит к изучению дела Патриарха Никона, будет мягко говоря поражен, когда осознает, что в течение четырех лет делами в Русской Церкви заправлял грек «сомнительного православия», он же вел Собор 1666 г., он же написал деяния этого Собора, которые служат и теперь одним из основных источников для изучения «дела патриарха Никона».
Биографические сведения о Лигариде были собраны по документам архива Римской Пропаганды историком иезуитом отцом Пирлингом и им же опубликованы в XIX веке. Другой ученый-католик Тейнер в 1859 году опубликовал письма Лигарида к папскому нунцию и доминиканцу отцу Ширецкому в Польше из архива Нунциатуры. Немало документов о нем хранится и в русских архивах; большая часть из них опубликована в книге русского историка Н. Гиббенета «Историческое исследование дела Патриарха Никона».
Уроженец Хиоса, Пантелеимон Лигарид в 13 лет поступил в иезуитскую коллегию св. Афанасия в Риме и закончил ее в 1636 году. Через три года, в 1639 году, он посвящен в диаконы, а затем в священники униатским митрополитом Рафаилом Корсаковым. В 1641 году Конгрегация Пропаганды католической веры посылает его в качестве миссионера сначала в Константинополь, потом в Молдавию и Валахию. Со свойственной хиосцам пронырливостью Лигарид сумел ввести в заблуждение православного Иерусалимского Патриарха Паисия, который постриг Лигарида в монахи с именем Паисий в 1651 году, а через год – посвятил в митрополиты города Газы, где, впрочем, Лигарид никогда не бывал. Со временем до православных Патриархов дошли сведения о том, что Лигарид тайный католик, священнический сан получил не от православного епископа, к тому же подвержен содомскому греху (мужеложеству), а посему одному подлежит извержению из сана и по всему вместе – отлучению от Церкви. Таковое отлучение и лишение Лигарида митрополичьей кафедры было совершено преемником Патриарха Паисия Иерусалимским Патриархом Нектарием еще в 1660 году.
После этого, продолжая называться Газским Митрополитом и одновременно получая плату от Римской Пропаганды как ее агент на Востоке, Лигарид отправился в Польшу, где в течение двух лет служил в костеле. Здесь, после согласования с папским нунцием, он получил задание от короля Иоанна Казимира и доминиканца отца Ширецкого отправиться в Москву.
Он прибыл в Москву в 1662 году, через два года после первого Архиерейского Собора 1660 года. Было решено готовить следующий Собор и на него пригласить всех четырех восточных Патриархов. Прибывший в Москву Лигарид, известный как богослов и авторитетный церковный деятель, был принят в Москве с распростертыми объятиями. Ему было поручено вести переписку с восточными Патриархами, и вскоре он приобрел здесь большую силу. Так, на очередном Архиерейском Соборе 1663 года он уже практически председательствует, участвует в посвящении новых епископов и в перемещении с кафедры на другую кафедру уже посвященных, поставляет в игумены и архимандриты.
В это время Патриарх Никон уже знал о том, что Лигарид отлучен как католик-еретик и содомит. Об этом ему сообщили другие греки. Он предупреждал об этом царя, но не был услышан и осенью 1663 года решил написать грамоту Константинопольскому Патриарху Дионисию с объяснением всех обстоятельств дела. Среди прочего он писал: «Царское величество поставил свое повеление над священным чином, чтобы не принимали от меня благословение, велел быть Собору, и на том Соборе благословением Газского митрополита в Новгород назначили Крутицкого митрополита Питирима, поправши Закон Божий… и других епископов в иные епархии». Имея в виду известное ему и Патриарху Дионисию отлучение от Церкви Лигарида, он пишет далее: «От сего беззаконного Собора престало на Руси соединение со Святой восточной Церковью и от благословения Вашего отлучились, но от Римских костелов начаток приняли свой». Так оценивал участие в церковной жизни России отлученного от Церкви и изверженного из сана Лигарида Патриарх Никон. Но грамота его до Патриарха Дионисия не дошла: она была перехвачена по приказу царя и на Соборе 1666 года прочитана во всеуслышание. На Соборе присутствовали два из четырех восточных Патриархов, и оба знали, что Лигарид отлучен. Но лжесвидетельствовали, что он истинно православный митрополит. Мало того, слова Патриарха Никона в грамоте к Патриарху Дионисию послужили поводом для одного из самых тяжких обвинений, а именно в том, что он «всех православных христиан назвал еретиками, что он клевещет на свое стадо и пишет ложно, что все от мала до велика обратились к учению папы римского». Тем самым подводили его под канон, осуждающий епископа, позорящего свое стадо. Такие лица по церковным правилам подлежат низвержению, а по гражданским законам — даже смерти. На суде Патриарх Никон еще раз сказал о том, что Лигарид от Церкви отлучен, что у него нет ставленной грамоты и что «писал я все то про Газского митрополита, а не о православных христианах». Но никто его не слушал.
В 1853 году были опубликованы документы из ватиканских архивов. Из них стало ясно, что Лигарид был не только отлученным и проклятым еретиком, но действительно состоял на службе Конгрегации Римской Пропаганды веры, получал от нее ежегодное жалованье и пытался совратить Церковь в Унию с Ватиканом. Последнее обстоятельство Патриарху Никону, конечно, не было известно, но при желании могло быть известно историкам XIX–ХХ веков, которые почему-то продолжали переписывать в своих сочинениях цитаты из Лигаридовой «Истории», иногда даже признавали его «пронырливость, вкрадчивость и искусство в приобретении почестей и теплых местечек». Но за этими чисто этнографическими качествами не хотели увидеть существа дела. А оно имело откровенно кощунственный характер. Как пишет М. В. Зызыкин, дело Патриарха Никона решал «подкупный суд продажных Патриархов, руководимых не следствием, выясняющим все обстоятельства дела, а продажным греком-католиком, запрещенным в Православии, митрополитом, желавшим занять место русского Патриарха», чтобы удобнее ввести Унию.
Как уже было сказано, поручение подготовить почву для установления Унии Лигарид получил в Польше от доминиканцев и папского нунция, а также от самого польского короля Иоанна Казимира. И самым главным препятствием для осуществления его целей был Патриарх Никон. Поэтому по прибытии в Москву Лигарид сделал все возможное, чтобы низвергнуть его, в чем ему помогли царь и бояре при содействии архиереев из числа противников Патриарха.
В его задачу входило: или добиться поставления нового Патриарха, сочувствующего Унии, или быть выбранным самому. Патриархом был выбран престарелый Иоасаф II, возраст которого позволял Лигариду еще в 1668 году лелеять надежды на собственное избрание. Правда, сочувствующих идее Унии среди русских архиереев не нашлось («никто здесь не слушает на такие темы», пишет он в Варшаву), и тогда ему пришлось обратиться к Патриархам Макарию и Паисию. 25 сентября 1668 года он сообщал своему начальству, что «из двух патриархов, склонных к Унии, один отступился, другой уехал, а царь занят другими делами».
Действительно, в ту пору царь был занят очень важным для себя делом. Летом 1668 года от Иерусалимского Патриарха Нектария пришло очередное подтверждение того, что Лигарид скрытый папежник, содомит, автор антиправославных брошюр, а потому отлучен от Церкви. «Царь, очень расположенный к Лигариду, благодарный ему за проведение дела против Никона, видел в осуждении Лигарида осуждение всего никоновского дела и потому просил преемника Нектария Патриарха Досифея о восстановлении его в сане», при этом сулил и материальное вознаграждение.
Во время Собора 1666/67 года Лигариду удалось, пользуясь своим громадным влиянием, оказать еще одну услугу папскому престолу. Дело в том, что при Патриархе Филарете было установлено правило о перекрещивании католиков и о ежегодном повторении (в Неделю Торжества Православия) отлучения папы. Стараниями Лигарида оба эти правила были отменены Собором 1667 года. В книге иезуита Родота, изданной в Риме в 1763 году, Лигариду ставилось в особую заслугу то, что он имел в Москве достаточное влияние, чтобы «искоренить эти два чудовищные злоупотребления».
Насколько далеко зашли мечты варшавского начальства о скором устроении «желаемого дела» (унии), свидетельствует опубликованная в книге Н. Гиббенета грамота из архива Тайного приказа. Грамота написана польским королем Иоанном Казимиром Патриархам Макарию и Паисию весной 1668 года. В ней король сообщает восточным Патриархам, что возвратившиеся из Москвы послы говорили королю о том, что Патриархи приветствовали установление гражданского мира и притом предлагали установить мир церковный. Король поспешил дать свое согласие и отвечал, что он «желал бы конец своей жизни увенчать сим действием мира – возвращением к соединению латинской церкви с греческой… Разность-де между ними не так велика; причины раздоров — не в благочестии (то есть в догматах — сост.) и не из-за божественной славы ревность». Король даже предлагал место для окончательного оформления соединения, а именно Москву.
Но дело не сладилось. Патриархи уехали из Москвы на Восток, чтобы хлопотать о восстановлении на своих престолах. Из Иерусалима от Досифея пришла еще одна грамота, подтверждающая отлучение Лигарида и его вины. Но царь не спешил избавиться от пронырливого хиосца. Последний был выслан из Москвы уже в следующее царствование, видимо, по настоянию Патриарха Иоакима (Савелова), который и сам был участником суда над Патриархом Никоном и его активным обвинителем. Лигарид опасался возвращаться на Восток, остановился в Киеве и там умер в 1678 году. Историки-иезуиты в своих книгах весьма высоко оценивают его деятельность, его преданность латинской вере, его ученость, которая позволяла ему защищать «истины католичества».
Случилось так, что достоверное доказательство того, что Паисий Лигарид был платным агентом папской Пропаганды, Патриарх Никон получил за день до вызова его на Собор. В начале декабря 1666 г. явился к строителю Воскресенского подворья на Ильинке Феодосию грек Венет, купец. Принес грамоту и просил передать патриарху лично. Будто грамоту эту два года назад дал ему в Венеции «гречанин Бендарт Винарас», но ему, Венету, в Москве за это время быть не пришлось. Грамота была написана по-гречески. Перевел ее для патриарха все тот же каменных дел мастер Дмитрий Матвей. Патриарх хотел эту грамоту показать на суде, чтобы государь знал, что митрополит Паисий общается с еретиками. Грамота же эта оказалась собственноручным письмом Паисия Лигарида, посланным еще из Валахии к кардиналу с просьбой прислать деньги (то есть писанное им еще до приезда в Москву). Так патриарх Никон получил вещественное доказательство. Но опять кто-то сообщил царю и об этом. Греков Дмитрия и Венета арестовали.
Патриарха Никона вызвали на собор 2 декабря. Заседание проходило в Столовой палате у Царя в хоромах. 3 декабря участники Собора заседали без Патриарха Никона. На заседании 5 декабря в Столовой палате — были Патриарх и Царь. На следующих заседаниях Царь не присутствовал. 10 декабря сняли допрос с грека Дмитрия. Он сказал о том, что перевел письмо Лигарида. Сообщил и о его содержании. Держали Дмитрия и Венета в Записном приказе. В ночь с 10 на 11 декабря по приказу сотника Алексея Сапогова Дмитрия перевели в иконописную палату где он якобы зарезался. Версия, изложенная в следствии, совершено неправдоподобна. Узника стерегли два стрельца. Сидели при свечах. Можно ли поверить, что Димитрий зарезался, сам зарезался оказавшимся здесь, в иконописной палате, случайно забытым одним из мастеров ножом. 11 декабря Царь подписал указ о ссылке в Макарьевский Унженский монастырь Иконийского митрополита Афанасия, пытавшегося еще ранее разоблачить Лигарида и защитить Патриарха Никона. 12 декабря в надвратной церкви Чудова монастыря Патриарху Никону прочитали наскоро составленное из 10 пунктов обвинение и решение о лишении сана (еще никем из архиереев не подписанное). Сняли с него клобук, панагию. Все творили в спешке, келейно, втайне от народа. Привожу их:
(1) Самовольно покинул кафедру без всякого понуждения из чувства мщения (?!) боярину Хитрово, прогнавшему от царской трапезы его слугу… ЛОЖЬ!
(2) После ухода с кафедры совершал все архиерейское и рукополагал вопреки 2 правилу Константинопольского Собора; назвал свой монастырь Новым Иерусалимом, глумясь над священными названиями, а себя хищнически величал патриархом Нового Иерусалима… ЛОЖЬ!
(3) Коварно не допускал избрания нового патриарха… ЛОЖЬ!
(4) Анафемствовал в Неделю Православия 1660 г. местоблюстителя патриаршего престола митрополита Питирима за совершение шествия на осляти, а также поставленного Питиримом (по желанию Царя и вопреки воле Патриарха) 4 мая 1661 г. блюстителем Киевского престола епископа Мстиславского Мефодия … (Питирим нарушил как раз те каноны, которые строго соблюдал патриарх Никон).
(5) На Собор пришел не смиренным образом и осуждал нас, патриархов, за то, что мы сами скитаемся н не сидим на своих престолах… (осуждал).
(6) Называл наши патриаршие грамоты баснями и враками, отвергал всех поместных соборов правила… (называл, но правил не отвергал).
(7) В своих грамотвх к 4-м восточным патриархам (Патриарх Никон писал лишь к одному — патриарху Константинопольскому Дионисию, но его письмо было перехвачено по приказу царя) называл царя латиномудренником и мучителем… ЛОЖЬ!
(8) В них же писал, будто русская Церковь впала в латинские догматы и учения, особенно же говорил это о газском митрополите Паисии из-за чувства зависти … (писал).
(9) Низверг один, без Собора, Коломенскаго епископа Павла, рассвирепев, предал биению, от чего этот архиерей стал как бы вне разума и никто не видел, как погиб бедный, зверями ли растерзан или утонул… (об этой лжи напишу отдельно).
(10) Велел безжалостно бить и мучить отца своего духовного; живя в Воскресенском монастыре многих людей, иноков и бельцов, приказывал бить кнутами, палками, жечь на пытке и многие от того умерли, как свидетельствуют достоверные свидетели… ЛОЖЬ!
Последний 10-й пункт обвинения Патриарху Никону не был зачитан, его приписали позже. По всем монастырям искали жертв его мучительства, но не нашли. Единственным свидетелем по обвинению в мучительстве был представлен на Собор бывший духовник патриарха иеромонах Леонид, уличенный в 1664 г. в расколе и заключенный в монастырскую темницу.
Римский агент Лигарид был выслан из Москвы лишь в 1668 году, но дальше Киева не поехал. Там он и умер в 1678 году. Повторюсь, его засылка в Москву из Польши с поручением любыми средствами низвергнуть Патриарха Никона, поставить на его место человека, склонного к Унии, или, в лучшем случае, стать патриархом самому была одной из многочисленных попыток папства установления Унии с Московским Патриархатом. Отмечу, что этот факт не отражен до сих пор ни в церковной, ни в гражданской истории России, хотя достоверные сведения о нем можно найти в давно опубликованных архивных документах.
Итак и Царь, и Патриарх, и все присутствующие на Соборе знали, что в каждом пунктов обвинения заключена ложь, прикрытая ссылками на чувство зависти, мщения и несовершенные мучительства. Собор, обвинивший Патриарха в устроении Нового Иерусалима, отменил название Новый Иерусалим, но в новой жалованной грамоте 1667 г. подтвердил права Воскресенского монастыря на все приобретенные Патриархом Никоном земельные владения. Так что заговорщики-бояре, которым удалось расправиться с неугодным Патриархом, потерпели некоторое поражение. Им не удалось разрушить начатого Патриархом Никоном дела по устроению монастырей. Все три основанные им монастыря ныне возрождаются: на острове в море-окияне Крестный, на острове Святого озера — Иверский, на берегах реки Истры — Новый Иерусалим. Стоят, и Божией милостью стоять будут. Потому что еще в жалованной грамоте 1686 г. от имени царей Иоанна и Петра говорилось, что они «имея свое Государское милостивое усердие к той святой обители Живоносного Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, дабы та святая обитель в Православии и в благочестии и изобилии в век непременно и неподвижно паче сияла… и для вечного блаженного поминовения Государей Российского Царствия и за всех сущих в ней Православных Христиан… и в той обители положено тело Великого Господина Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России».
Ну вот пожалуй и все, остается лишь добавить, что на Поместном Соборе 1917 года, когда был поставлен вопрос о восстановлении патриаршества, митрополит Антоний (Храповицкий) обратил внимание членов Собора на Патриарха Никона как невинного страдальца-Патриарха от нечестивого суда и на то, что Бог прославил его чудесами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *