Патриотизм, что это?

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 24

20. Патриотизм – широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм – это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.

Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и

дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты – защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.

Иными словами, патриот – это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.

Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за

неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая

боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.

(Адаптировано по ст. В.Б. Славина)

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и

озаглавьте каждый из них.

Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) просвещённый патриотизм и его сущность;

2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом;

3) отношение патриота к истории своей страны.

2. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три

типа таких людей.

Ответ:

В правильном ответе должны быть названы следующие типы людей:

1) простые люди, которые делают добро;

2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом;

3) защитники Отечества.

3. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты и поясните антипатриотическую сущность любой

одной из них.

Ответ:

В правильном ответе должны быть указаны черты и дано пояснение одной из них, например:

1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны);

2) жизнь не для людей, а за их счёт (патриотизм предполагает, что человек полезен для своей страны, соотечественников, а такое поведение явно противоречит патриотизму);

3) унижение иностранцев и «инородцев» (патриотизм предполагает бескорыстную любовь к своей стране, а не унижение других народов и стран);

4) консервация отживших порядков (это мешает развитию страны);

5) навязывание обществу ложных идей и целей (препятствует нормальному развитию страны, может даже причинить ей значительный ущерб).

4. Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.

Ответ:

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам;

2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии.

3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту.

5. В некоторых школах сформированы отряды учащихся, которые посещают места боёв в

ходе Великой Отечественной войны, ухаживают за захоронениями погибших воинов, пытаются восстановить имена неизвестных солдат, встречаются с ветеранами и помогают им. Можно ли назвать эту деятельность патриотической? Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения своего мнения.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос: эта деятельность является патриотической;

2) объяснения, например:

− школьники лучше узнают о героических страницах истории своей Родины;

− школьники помогают сохранять память о защитниках отечества;

− школьники оказывают бескорыстную помощь ветеранам.

6. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.

Ответ:

Могут быть приведены такие объяснения:

1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред;

2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации.

Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • Особая привязанность к своей стране;
  • Чувство личной идентификации со страной;
  • Особая забота о благосостоянии страны;
  • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

Основа и суть Патриотизма.

Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

«Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм?»

Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и ксенофобских настроений, которые не особо вяжутся с демократической концепцией.

О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.

В итоге, хотелось бы отметить, что, хотя патриотизм по большому счету штука хорошая, но всегда стоит думать своей головой и понимать откуда происходит эта самая любовь и привязанность к родине. Является ли она обоснованной и заслуженной или просто навязанной средствами массовой информации и политикой государства.

Получи плюсик к карме — поделись добром с друзьми:

В разных определениях слова «патриотизм» фигурирует слово «любовь» — к отечеству, к своему народу (это Ожегов), к Родине (это Википедия). Любовь, кстати, не романтическая, а «социальное чувство», которое предполагает готовность жертвовать своими интересами ради той самой Родины (традиционно принято считать, что на поле боя с врагом, но хочется верить, что не только).

Но это все теория, а в реальной жизни представление о патриотизме сводится скорее к набору стереотипных атрибутов: портрет президента на рабочем месте, георгиевская ленточка на зеркале заднего вида, флаг России на балконе, ежегодное посещение военных парадов и душераздирающие стихи на детсадовском утреннике про готовность умереть за Родину. Многим кажется, что этого достаточно для того, чтобы считаться «достаточно хорошим» гражданином своей страны (это и еще готовность агрессивно отстаивать ее интересы в любой спорной ситуации, преимущественно — в интернете).

Но ведь это не так. Если патриотизм — это любовь, то и выражаться он должен как любовь — деятельная, участливая, искренняя, — а не как бюрократическая формальность, правда? Мне кажется, если мы хотим вырастить из наших детей патриотов — настоящих и любящих, то одной георгиевской ленточкой (и даже целой военной формой) тут не отделаешься. Современный патриотизм — это куда более сложное понятие, в котором есть место самым разным проявлениям любви — как социального чувства, конечно же.

Патриотизм — это осведомленность

Очень сложно деятельно любить то, о чем ничего толком не знаешь или знаешь, но с какой-то одной, парадной стороны. В моем школьном детстве все знания о стране, в которой я живу, сводились к тому, что «Россия — это великая страна, богатая природными ресурсами» — и еще много других ничего особо не значащих фраз из одобренных Минпросветом учебников.

Не стоит надеяться на то, что школа с ее обязательным патриотическим воспитанием даст вашим детям всю информацию, которая ему будет нужна для формирования своих собственных отношений со страной. Там патриотизм скорее для галочки — сколько учеников пришло поздравить ветеранов и сколько получили отличные оценки за сочинение «Почему я люблю Россию».

Если вы хотите, чтобы патриотизм (и все, что за ним следует) был осознанным решением, сперва надо обзавестись информацией. Из самых разных источников. Из независимых СМИ, от живых людей, от экспертов, из книг. Смотреть, читать, сомневаться, анализировать обсуждать. Перестаньте делать политику «взрослой» темой — дети вполне способны понять простые концепции честности и справедливости, если вы им немного в этом поможете.

Патриотизм — это забота

Складывается впечатление, что о стране заботится сложно — она огромная и бескрайняя (и богатая природными ресурсами!), а мы — крошечные жучки на ее плодородных землях, а заботиться скорее должна она, а не мы. Но нет, есть кое-что, что жучки в состоянии сделать — например, сделать место своего обитания чище (в том числе — для будущих поколений). Представляете, сортировать мусор и отказываться от пластиковой трубочки в напитке — это тоже патриотизм.

Учитывая масштабы экологической катастрофы, актуальность которой пока вновь затмили более неотложные вопросы, забота об окружающей среде — это важное проявление патриотизма, заботы и любви. К сожалению, сейчас уже недостаточно научить ребенка выбрасывать за собой мусор в урну — это хорошо, но этого недостаточно.

Разделяйте мусор, если в вашем городе нет такой возможности — выбирайте другие способы заботиться об экологии. Формируйте у детей экологичные привычки на личном примере — да, для вас это может быть большой переменой, но для них это довольно быстро станет нормой жизни.

Забота складывается из повседневных мелочей, из ежедневных выборов и осознания того, как они затрагивают других. Если подумать, то вакцинация — это тоже в своем роде патриотизм, ведь прививая собственных детей, вы помогаете формировать коллективный иммунитет, который защищает других жителей вашей страны. Соблюдение правил дорожного движения — это тоже патриотизм, потому что вы не ставите под угрозу жизнь своих сограждан.

Патриотизм — это вложения

Пандемия коронавируса породила хороший тренд — #SupportLocal или «Поддержи местных». Он заключается в том, чтобы вкладывать свои деньги в продукты, произведенные в вашей стране. Это не значит, что стоит принципиально отказываться от всего импортного — не факт, что у вас это получится сделать без потерь, да и удовольствие от такого может быть сомнительным.

Однако находить и поддерживать малые бизнесы, созданные россиянами — это, на мой взгляд, отличное проявление патриотизма. Покупая одежду, игрушки, книги и еду от местного производителя, вы не поддерживаете крупные корпорации или целые государства — вы поддерживаете маленькую группку смелых людей (наших сограждан!), которые решили делать что-то хорошее, полезное и красивое для таких же сограждан — и это любовь. Потребительская, капиталистическая, финансовая любовь.

Патриотизм — это честность

Если сравнивать отношения со страной с человеческими отношениями, то вторые считаются дисфункциональными, когда один из партнеров кошмарит и абьюзит другого, а тот делает вид, что ничего не происходит. Однако в отношениях со страной почему-то считается абсолютно нормальным закрывать глаза на существующие проблемы и вести дискуссию в стиле «А вот где-то еще хуже!».

К сожалению, такой подход не работает. В нашей стране определенно есть проблемы, которые не уйдут сами собой и не заживут «до свадьбы». Чтобы их решить, для начала было бы неплохо их признать и начать о них говорить. В том числе, внутри своей семьи — открыто и честно, называя вещи своими именами.

Патриотизм — это действия

Бездеятельная любовь долго не живет — ей некуда расти, нечем питаться, не к чему стремиться. Лучшее, что вы можете сделать для своих детей в разрезе патриотизма — это научить их выражать свое небезразличие. Как всегда, лучше это сделать собственным примером.

Действия могут быть разными: можно ходить на выборы, участвовать в референдумах, создавать и подписывать петиции, выходить на митинги и одиночные пикеты, заниматься общественной деятельностью, поддерживать активистов, баллотироваться в местные органы власти. Сейчас в нашей стране сложно и иногда страшно выражать свою позицию, но очень хочется надеяться, что наши дети вырастут в мире, где это изменится.

Кажется, время ругаться с телевизором и думать, что активные действия — это для каких-то других категорий граждан (тех, кого по этому телевизору показывают), но не для вас, проходит. Теперь, чтобы считать себя патриотом, надо что-то делать, чтобы эта страна была такой, в которой будет приятно и здорово жить.

Патриотизм — это ответственность

Коллективная и лично ваша. Понимаю, в родительской жизни и без того море ответственности, но тут, к сожалению, по-другому никак. Помните, как в старом грустном меме: «Страшно не то, что мы взрослые, а то, что взрослые — это мы»? Хотим мы этого или нет, но взрослые теперь мы, и на нас лежит ответственность за то, в какой стране будут жить наши дети. И будут ли они патриотами этой страны — в большом, глубинном, а не номенклатурном смысле этого слова — тоже во многом от нас зависит.

И пока мы не возьмем эту ответственность на себя — с голосованиями, с личной инициативой, с заботой об окружающей среде и людях внутри нее, с уважением и честностью, мало что способно измениться к лучшему.

Патриотизм — это выбор

Как и любые отношения, отношения со страной напрямую зависят от участников этих отношений. Люди могут не быть патриотами, не любить свою страну, искать способы из нее уехать — это тоже их выбор, который имеет право на существование. Потому что когда отношения не работают, а любовь прошла (или не начиналась), то худшее, что можно сделать — продолжать делать вид, что все хорошо, и молча терпеть.

Мне бы очень хотелось, чтобы черствое советское слово «патриотизм», которое почему-то всегда обязательно про войну, марши, флаги и «традиционные ценности», превратилось в слово бесстрашия, личной инициативы, уважения и любви. Но пока это не так. Наши дети вырастут и сами решат, хотят ли они быть патриотами своей страны или нет, и ни мы, ни учительница обществознания не смогут их в этом переубедить.

Единственное, что мы можем сделать сейчас — не пускать все на самотек, не оставлять вопрос патриотизма на откуп государству — у него свои цели, которые могут расходиться с нашими ценностями. Расскажите детям о нашей стране — такой, какой вы ее видите. Дайте им способы узнать о ней больше. Дайте им инструменты проявления своей гражданской позиции. И пусть такой странный праздник как День России станет для вас поводом начать этот разговор.

ГЕТТИСБЕРГСКАЯ РЕЧЬ (Линкольн)

Пример одной из лучших убеждающих речей – одна из важнейших речей в истории Америки. Эта речь подняла дух и самооценку всей нации. Эталон ораторского мастертсва, облеченный всего в несколько предложениях. Произнесенная 19 ноября 1863 г. Линкольном на открытии Геттисбергского кладбища речь, несмотря на свою краткость, до сих пор остается эталоном ораторского мастерства.

Полный текст Геттисбергской речи, высеченный на пьедестале памятника Линкольну в Вашингтоне

«Восемь десятков и семь лет назад наши отцы образовали на этом континенте новую нацию, зачатую в свободе и верящую в то, что все люди рождены равными. Теперь мы ведем великую Гражданскую войну, подвергающую нашу нацию или любую другую нацию, таким же образом зачатую и исповедующую те же идеалы, испытанию на способность выстоять.

Мы встречаемся сегодня на великом поле брани этой войны. Встречаемся, чтобы сделать его часть последним пристанищем для тех, кто отдал свою жизнь во имя того, чтобы наша нация смогла выжить. Со всех точек зрения это уместный и совершенно верный шаг. Но в более широком смысле мы не можем посвящать, мы не можем благословлять, мы не можем почитать эту землю.

Отважные люди, живые и мертвые, сражавшиеся здесь, уже совершили обряд такого посвящения, и не в наших слабых силах что-либо добавить или убавить. Мир едва ли заметит или запомнит надолго то, что мы здесь говорим, но он не сможет забыть того, что они совершили здесь. Скорее, это нам, живущим, следует посвятить себя завершению начатого ими дела, над которым трудились до нас с таким благородством те, кто сражался здесь.

Скорее, это нам, живущим, следует посвятить себя великой задаче, все еще стоящей перед нами, — перенять у этих высокочтимых погибших еще большую приверженность тому делу, которому они в полной мере и до конца сохраняли верность, исполниться убежденностью, что они погибли не зря, что наша нация с Божьей помощью возродится в свободе и что власть народа волей народа и для народа не исчезнет с лица Земли»

…………………….

Мотивационные идеи речи Абрама Линкольна

Речь Линкольна базируется на очень простых принципах ораторского мастерства.

Эта речь является одной из лучших в силу своей убедительности и сильнейшей мотивации

Оратор убедил своих слушателей в том: • Ни один солдат не погиб зря • Эти жертвы необходимы, чтобы защитить свободу и демократию. • Слушатели разделили чувства Линкольна Основные теми, вокруг которых центирировалалсь Геттисбергская речь Линкольна, следующие: • Американская гражданская война • Свобода и демократия • Битва при Геттисберге

Как Линкольн готовился к Геттисбергской речи?

Дейл Карнеги описывает в своей книге, как готовился Линкольн к своей знаменитой Геттисбергской речи. Никто не ожидал от речи Линкольна такого масштаба и глубины. Никто не ожидал от президента, что его речи удастся войти в число одних из самых ярких речей в истории современности.

За несколько недель до церемонии члены комиссии обратились к Линкольну с просьбой «сделать несколько подобающих случаю замечаний». Линкольн непрерывно обдумывал свою речь в дороге, дома. Он постоянно записывал на листы бумаги свои мысли в моменты подготовки к своей речи.

Незадолго до своего выступления Линкольн сказал своему другу: «Речь еще не совсем написана и совсем не закончена. Я переписал ее уже 2 или 3 раза». Незадолго до старта своей речи, сразу после завтрака, Линкольн все еще отшлифовывал свою речь, работая над ней.

Те речи Линкольна, которые были им досконально и заблаговременно продуманы, вошли в историю. Есть хорошая история о том, как готовил Линкольн еще одну свою знаменитую речь. Это та речь, где оратор Линкольн произнес свои знаменитые слова:

«Сказано, что «дом разделенный выстоять не может».

Я думаю, что не может выстоять и правительство нашей страны, состоящей наполовину из рабов, наполовину из свободных».

Возвращаяь к Геттисбергской речи, можно отметить, что эта речь была продумана Линкольном, когда он занимался своей хозяйственной повседневной работой.

Когда в голову Линкольна приходили интересные мысли, он записывал их на клочках бумаги и складывал их в шляпу. Далее он садился и внимательно рассматривал записи из шляпы Перед подготовкой Линкольна к знаменитой Геттисбергской речи, которая состоит всего из 10 бессмертных предложений, великий оратор Линкольн разрабатывал ее долгие часы, постоянно возвращаясь к новому формулированию.

…………………………………………….

Лучшее выступление Уинстона Черчилля

«Я никогда не сдамся! Никогда! Никогда! Никогда! «Тот, кто однажды откажется от своих желаний и мечты, возможно, больше никогда не сможет мечтать.»

……………………………………….

Речь Матери Терезы на вручении Нобелевской премии

«Сегодня величайшим злом, величайшим разрушителем в мире является аборт. Мы — те, кто находится сегодня здесь, — были желанными детьми. И нас не было бы, если бы наши родители решили поступить с нами подобным образом.

Наши дети тоже желанны, мы любим их. Но зададим себе вопрос: что происходит с миллионами других детей? Людей по всему миру очень тревожит положение дел в Индий, странах Африки, где дети умирают от плохого питания, голода и других лишений. Меж тем миллионы гибнут только по той причине, что такова была воля их матерей. И именно это сегодня вредит миру более всего. Ведь если мать способна убить собственного ребенка, что тогда мешает мне убить вас, а вам — меня? Ничего.

Я призываю людей в Индии и во всем мире: давайте вспомним о детях! А в этом году, который объявлен Годом ребенка, что мы сделали для них? В начале года я говорила: давайте сделаем так, чтобы каждый новорожденный и еще не рожденный ребенок б мл желанным. Год подошел к концу, но сделали ли мы их желанными?

…Я думаю, что это не верно — считать, что мы занимаемся исключительно социальной работой. Возможно, по мнению людей, мы — социальные работники, но на самом деле мы размышляем о сути мироздания. Ибо Христос с нами 24 часа в сутки. Все мы 24 часа находимся в его присутствии — и вы, и я.

Все мы должны стараться привнести Бога в свои семьи, ведь семья, которая молится вместе, не может разрушиться. И я уверена, что такой семье не нужны бомбы и оружие, такой семье не нужно ничего разрушать, чтобы нести мир: просто будьте вместе, любите друг друга, несите ближним мир, радость, черпая силы в любви своих домашних.

И тогда мы сможем победить любое из существующих зол. В мире столько страданий, столько ненависти, столько несчастий. Мы, с помощью наших молитв, наших жертв должны начать творить мир со своего дома. Любовь рождается дома, и главное не в том, что и сколько мы делаем, а в том, сколько любви вкладываем в свое дело. Мы служим Богу всемогущему. Сколько нами сделано, не имеет значения, ибо Он бесконечен, но главное то, с какой любовью, сколько мы делаем для Него в лице человека, которому служим.

…На деньги, полученные мною в качестве премии мира, я хочу построить приют для бездомных. Потому что я верю: любовь начинается с дома, и если мы создадим дом для бедных, то тогда в мире будет больше любви. И мы сможем с полным правом нести мир, стать доброй вестью для бедных. Мы должны сначала сделать это для бедных в нашей семье, затем в стране, а после и во всем мире.

Чтобы сделать все это, жизни наших сестер должны быть преисполнены молитвами. Они должны быть преисполнены Христом, чтобы мы научились понимать и делиться. Ведь в мире сегодня столько страданий, и потому я чувствую, что страсти Христовы снова облегчены. Для того ли мы пришли в этот мир, чтобы разделить человеческие страдания? В мире, не только в бедных странах, я увидела, что труднее всего победить нищету в западных странах.

Когда я привожу голодного человека с улицы, то он получает тарелку риса, кусок хлеба — и утоляет свой голод. Но человек, который изолирован, чувствует себя ненужным, нелюбимым, напуганным, человек, который был отвергнут обществом, чувствует бедность намного болезненней, и помочь ему гораздо труднее. Наши сестры работают с такими людьми на Западе. Вы должны молиться вместе с нами, чтобы стать доброй вестью, но нам нужна ваша помощь.

В своих странах вы должны поступать точно так же, постараться лучше понять нужды бедных. Возможно, люди на Западе обеспечены материальными благами, имеют все, что нужно для жизни, но, думаю, если мы посмотрим вокруг, то поймем, что забываем иногда улыбнуться друг другу, а улыбка — предвестник любви. … Я никогда не забуду, как некоторое время назад к нам приехали четырнадцать американских профессоров, представляющих разные университеты.

Они пришли в наш приют, и мы беседовали о любви и сострадании, а после этого один из них спросил меня: «Матушка, поведайте нам что-нибудь, что мы запомним до конца наших дней». И я ответила ему: «Улыбайтесь друг другу, находите время для своих близких. Улыбайтесь друг другу». А затем второй спросил: «А вы замужем?» И я сказала: «Да, и мне иногда очень трудно улыбаться Иисусу, ведь он бывает очень требовательным».

Это действительно так, и в этом как раз и проявляется любовь — она требовательна, но, несмотря на это, мы воздаем ее Ему с радостью. Как я уже говорила сегодня, если я не попаду на небеса по другой причине, то все равно окажусь там из-за всей этой рекламы и шумихи вокруг меня, ибо она очистила меня, сделала жертвой и приготовила к уходу на небеса.

Мне кажется, что наша жизнь должна быть прекрасной, ибо с нами Иисус, и он любит нас. Если бы мы всегда помнили, что Бог любит нас, а у нас самих есть возможность любить других так же, как Он любит нас, не в делах больших, а в незначительных проявлениях любит великой любовью, тогда здесь, в Норвегии, сосредоточилась бы вся любовь мира.

Было бы прекрасно, если бы здесь образовался центр, откуда исходил бы мир, исходила радость от жизни еще не рожденного ребенка. Если вы будете горящим факелом мира на планете, тогда Нобелевская премия мира будет великим даром, данным нам норвежцами. Благослови вас Господь!»

……………………………………………..

РЕЧЬ кн. МИНИНА К НИЖЕГОРОДЦАМ

«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится, и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не токмо имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому.

А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управлениями, произшедшая злоба и ненависть, которые, забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь, и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей. Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют.

А может, кто еще турецкого или жидовского для своей токмо малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошедши уже в Москву и другие грады, с обе стороны побрали казну так великую, чрез многие годы разными государями собранную, растащили. Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и согласясь единодушно, оставляя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего.

Правда, может кто сказать: что мы можем сделать, не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моей семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.

И ежели мы все равное намерение возъимем, то мы денего, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И, ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безмерную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить»

……………………………………….

Самая короткая речь адвоката Кони.

«Судили мальчика-гимназиста, ударившего ножом своего одноклассника. Причиной его отчаянного поступка была ежедневно возобновлявшаяся травля. Мальчик был горбат. «Горбун!» — каждый день на протяжении нескольких лет приветствовал его пострадавший. Кони произнес самую короткую и, возможно, самую эффектную речь в своей адвокатской карьере.

Он начал так: «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!» «Здравствуйте, Анатолий Федорович!» — ответили присяжные заседатели. «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!» «Здравствуйте, Анатолий Федорович!» — вновь, но уже с недоумением ответили присяжные. «Здравствуйте, уважаемые присяжные заседатели!»

«Да здравствуйте, уже наконец, Анатолий Федорович!» — ответили присяжные с сильным раздражением. Кони вновь и вновь повторял свое приветствие, пока и присяжные, и судьи, и все присутствующие (процессы в те времена были открытыми) не взорвались от ярости, потребовав вывести «этого сумасшедшего» из зала суда. «А это всего лишь тридцать семь раз», — закончил свою » речь » адвокат. Мальчик был оправдан»

………………………………………………………………..

Шесть заповедей Иосифа Бродского
«Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы»

Отрывок из знаменитой речи Иосифа Бродского, которую он произнес на стадионе в декабре 1988 года перед выпускниками Мичиганского университета. Тогда критики посчитали ее «неуместной», «политически некорректной», а кое-кто умудрился усмотреть в ней даже расизм. Но Бродский — вне предубеждений, времени и пространства.

1. Сосредоточьтесь на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды.

Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее. Одним словом, цель — ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу.

Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда — и книги стихов. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру.

2. Старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если это звучит слишком похоже на «Почитай отца твоего и мать твою», то прошу прощения. Я лишь хочу сказать: старайтесь не восставать против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, так что вы можете избавить себя по крайней мере от этого источника вины, если не горя.

Если вам необходимо бунтовать со всеми этими «я-не-возьму-у-вас-ни-гроша», бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень (так же, впрочем, как братья, сестры, жены или мужья). Дистанция такова, что вы не можете промахнуться.

3. Старайтесь не слишком полагаться на политиков. Не столько потому, что они неумны или бесчестны, как чаще всего бывает, но из-за масштаба их работы, который слишком велик даже для лучших среди них. Они могут несколько уменьшить социальное зло, но не искоренить его. Каким бы существенным ни было улучшение, с этической точки зрения оно всегда будет пренебрежимо мало, потому что всегда будут те, — хотя бы один человек, — кто не получит выгоды от этого улучшения.

Мир несовершенен. Золотого века никогда не было и не будет. В свете этого — или, скорее, в потемках — вы должны полагаться на собственную домашнюю стряпню, то есть управлять миром самостоятельно. Но даже в пределах вашего собственного пирога вы должны приготовиться к тому, что вам, по всей вероятности, придется
отведать в равной мере и благодарности, и разочарования.

4. Старайтесь быть скромными. Уже и сейчас нас слишком много — и очень скоро будет много больше. Это карабканье за место под Солнцем обязательно происходит за счет других. То, что вам приходится наступать кому-то на ноги, не означает, что вы должны стоять на их плечах. Так что, если вы хотите стать богатыми, или знаменитыми, или и тем и другим, — в добрый час, но не отдавайтесь этому целиком.

Всегда помните, что рядом с вами всегда кто-то есть — ближний. Никто не просит вас любить его, но старайтесь не слишком его беспокоить и не делать ему больно. На худой конец, постарайтесь вспомнить, из какого далека — от звезд, из глубин Вселенной, возможно, с ее противоположного конца — пришла просьба не делать этого, равно как и идея возлюбить ближнего, как самого себя.

5. Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок — меню обширное и скучное.

В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить и увеличиваете вакуум безответственности, который так любят заполнять демоны и демагоги, ибо парализованная воля — не радость для ангелов.

Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за ее прелести, но и за ее
трудности. Они составляют часть игры, и хорошо в них то, что они не являются обманом. Всякий раз, когда вы в отчаянии или на грани отчаяния, когда у вас неприятности или затруднения, помните: это жизнь говорит с вами на единственном хорошо ей известном языке.

6. Умейте прощать. Мир, в который мы вступили, не имеет хорошей репутации. Это не милое местечко, как вы вскоре обнаружите, и я сомневаюсь, что оно станет намного приятнее к тому времени, когда вы его покинете.

Однако это единственный мир, имеющийся в наличии: альтернативы не существует, а если бы она и существовала, то нет гарантии, что она была бы намного лучше этой. Поэтому старайтесь не обращать внимания на тех, кто попытается сделать вашу жизнь несчастной. Таких будет много — как в официальной должности, так и самоназначенных.

То, что делают ваши неприятели, приобретает свое значение или важность от того, как вы на это реагируете. Поэтому промчитесь сквозь или мимо них, как если бы они были желтым, а не красным светом. Так вы избавите клетки вашего мозга от бесполезного возбуждения. Переключите канал: вы не можете прекратить вещание этой сети, но в ваших силах по крайней мере уменьшить ее рейтинг.

иерей Александр Китариогло,
Рождественские чтения, Красноярск
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличностные цели. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью.
То, что мы любим, мы очень высоко ценим, а то, что мы ценим выше всего, мы называем святым. В этом ряду для человека стоят его вера, его семья, земля, где погребены предки – его Родина, как реально воплощенная, органическая совокупность всего вышеперечисленного…
Иногда можно слышать недоуменные вопросы об устаревшем и неоправданном словосочетании «военно-патриотическое воспитание». Трагизм нашего земного бытия состоит в том, что перед Богом и совестью защищать свои святыни есть дело много более праведное и благородное, чем с ложной терпимостью созерцать разгул воинствующего и наглого хамства, неуважение и попрание святынь своего народа, своей культуры, своего государства. Христос учит, что нет больше той любви, чем жизнь свою положить, защищая ближних. Потому-то в силу необходимости эти два понятия идут бок о бок, ибо любовь к чему бы то ни было, его истинная для человека ценность проверяются готовностью человека положить свою жизнь ради этого. Силовой или милитаристский аспект патриотизма всегда будет иметь место, пока есть потенциальная (не говоря уже о реально воплощаемой) угроза военной, Экономической, информационной или иной агрессии.
Однако это совсем не означает, что быть патриотом можно только в экстремальных условиях военных действий. Не менее ценен так называемый «мирный» патриотизм. Вспомним героический труд мирного населения в тылу во время Великой Отечественной войны! Вообще, патриотична любая деятельность, преследующая истинное благо своей Родины и своего народа. Каждый человек, серьезно, ответственно и по совести относящийся к своим гражданским и профессиональным обязанностям является патриотом.
Невозможно переоценить роль семьи в воспитании патриотического чувства. Первая семья была создана Самим Творцом и есть важнейшая составляющая и фундамент социального бытия. Посему все процессы, в семье происходящие, с неизбежностью будут отражены на более высоком уровне – на уровне государства и всего человечества.
Ни для кого уже не является секретом, что институт семьи претерпевает глубокий кризис. Если в советскую эпоху государство хоть как-то пыталось сдерживать деструктивные тенденции нормами «социалистической и коммунистической» морали, то в наши дни люди предоставлены самим себе, без положительного идеала и верных ориентиров. Родители сами не знают, что хорошо, и что плохо, и уж тем более не могут научить своих детей и передать им веками накапливавшиеся ценности своего народа, положительный смысл жизни. Нам есть чему поучиться у царской России в отношении воспитания духа любви к Родине. Приведем несколько описаний народной школы того времени, данных замечательными педагогами – творческими мастерами этого дела. Патриотическое воспитание в царской России было тем легче, что весь общественный строй и уклад жизни имел четко направленный и обозначенный вектор Православного служения Богу. Такой характер имела и школа, и базовая система педагогических ценностей.
По словам Сергея Александровича Рачинского (1833-1902) русской школе всегда был присущ религиозный характер, он постоянно вносился в нее самими учениками, ибо она – школа христианская. Христианская потому, что дети ищут в ней Христа, и основная задача народно-школьной педагогики – сделать из детей добрых христиан. Вопрос о школе в понимании Рачинского есть вопрос об основах и устоях духовной жизни и культуры, вопрос выбора и единства. «Дело народной школы,- пишет он,- шире и глубже чем всякая общественная деятельность Для того, чтобы осилить его, нам нужно совершить внутренний подвиг. ..
Выдающийся государственный и церковный деятель Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) говорил: «… школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдержать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *