Патристика философия

Патристика-это самый первый и влиятельный этап в развитии философии христианства со второго по шестой век н.э. Само слово «патри» с латинского переводится как «отец». Это учение отцов христианской церкви, которые заложили основы Священного предания. Патристика в философии является одним из самых интересных исторических объектов.

В истории развития патристики исследователи выделяют три промежуточных этапа:

  • апостольский период;
  • эпоха апологета;
  • зрелая патристика.

Патристика-основа христианского богословия и философии

Учение зародилось ещё в древние века, когда молодая религия христианства столкнулась и переплелась с философскими знаниями поздней античности. Патристика включает в себя философские, теологические и политико-социологические мысли и идеи, которые были найдены в сочинениях ранних христианских философов, которых прозвали отцами церкви. Патристика-это основа христианской философии и богословия.

Отцами церкви традиционно назывались деятели христианской церкви со второго по восьмой век, которые создали её организацию и догматику. Известными отцами церкви в католическом течении христианства стали Августин, Григорий Первый Великий, Амвросий Медиоланский, Иероним. В православном же течении ими считались Василий Великий, Фанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

Главными качествами отцов церкви является:

  1. Православная вера.
  2. Святость жизни.
  3. Дар Святого Духа.
  4. Признание церковью.

Также были известны апостольские отцы, которые считались истинными учениками апостолов, либо учениками их учеников. Именно в сочинениях апостольских отцов появилось формирование основной проблемы христианского философствования.

Патристика представляет из себя доктринальную форму построения культуры христианства, сложную систему переплетения христианских ценностей и античного наследия философии. Как бы не были оба эти течения различны, они точно сходятся в одном: элемент в религии сильно превосходит над рациональными идеями философии.

Главным отличием патристика как исторически философского элемента является нежелание принимать свободный философский поиск. Патристика признает только общую истину откровения, нуждающуюся в истолковании и разъяснениях, и в тоже время играет общее достояние всего общества христианства. Патристику считают единственным учением в христианской традиции, которое раскрывается разными авторами с разной глубиной.

Как и патристика средних веков развивалось и другое учение-схоластик. Её период начинает с шестого века и заканчивается пятнадцатым нашей эры.

Схоластика

Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой.

Само учение схоластики предназначалось для обучения основным христианским традициям и принципам. Несмотря на различия, патристика и схоластика всегда дополняли друг друга. Основываясь на одних и тех же принципах, и символике, они оставляли вместе искали ответы на общие вопросы. Современные философы подчеркивают, что схоластика до сих пор живет в патристике.

Одним из известных мыслителей схоластики был Фома Аквинский. Именно он выступил против идеи о том, что природа и дух противостоят друг другу. Мнение философа заключено в том, что для изучения человека, нужно понять единство его тела и души.

В современном мире схоластикой называют идеи или понятие, которые сильно отличаются от реальных представлений о мире, и их невозможно проверить опытным путем.

Главными особенностями схоластики является:

  • Развитие культуры цитирования.
  • Краткие изложения по каждому вопросу.
  • Рассматривает каждую деталь, идею и мнение.

К проблемам же этого учения относится следующее:

  • Проблема знаний и веры.
  • Доказательство существования Бога.
  • Проблема единичного и общего.

Периодизация патристики

Как считают религиозные мыслители, философское учение должно помогать совершенствовать веру в христианскую религию, которая выше любого знания, поскольку является его завершением. В этом случае философия теряет свою самостоятельную деятельность и начинает играть роль проводника человека к богу.

С помощью патристики был внесен большой вклад в создание христианской этики и эстетики общества в средние века.

Различают греческое и римское направление патристики. Основными её периодами являются:

  • апологетика или ранняя патристика (со второго по третий век). Представителями этого направления были Татиан, Климент, Юстин, Тертуплиан. Основной проблемой ранней патристики было отношений христианства к античному наследию.
  • патристика зрелая (с третьего по пятый век). Развивалась на Востоке, и в её деятельности принимали участие Григорий Нисский со своим братом Василием Великим Кессаривским, Амфилохий Ионийский, Гигорий Богослов Назианзин и др. На Западе в её деятельности участвовал Августин. Основной задачей этого направление была война с ересями.
  • патристика поздняя, которая основывалась на проблемах систематизации вероучения христианства. Основными фигурами в этом учении были Иоанн Дамаскин на Востоке и Боэций на Западе.

У патристики было особо выдающаяся роль в истории развития культуры христианства. Так, Августин Блаженный собственными учениями повлиял на средневековую философию. Этот мыслитель стал известен тем, что уделял много внимания на природу человека и его самопознание.

Августин Блаженный и его взгляды

Августин Аврелий (354-430), он же Блаженный, был одним из крупных представитель патристики Запада. Ему принадлежат такие сочинения: «О граде Божием», «О свободной воле».

Августин считал, что бог ни что иное, как высшая сущность, которая превосходит по силам и знаниям созданный им мир. Бог является конечным пунктом всех идей и поступков человечества.

Из этого следовало, что душа значительно превосходит тело, чувства и воля владеют над разумом. Душа представляет из себя намного совершенней фигуру, чем тело, поскольку она бессмертна и вечна, и только ей дано познать Бога. У воли есть преимущество над разумом, поскольку она является активной фигурой.

В собственных учениях Августин призывал к самопознанию. Он говорил об истине к богу, превышающую все человеческие возможности, и это дает вовсе не разум. а вера. То же говорилось и о благе, которое можно получить не из знаний, а из любви к Богу.

Так все учение Августина строилось вокруг бога как единого и совершенного бытие. Каждая отрасль знания сливается с другой, поскольку исходит лишь из одного начала, коим является бог. Бог представлялся как истинный источник знаний и высшие предметом этики и доброты.

Подобное поклонение богу и идеи полного подчинения ему сыграли с Августином злую шутку, породив серьезные проблемы. Учеников мучали вопрос, почему, если бог является олицетворением добра, то в мире живет зло? В ответ на это мыслитель говорил, что в мире не существует двух начал, по силе равных друг другу. Иными словами, существование бога (добро) и дьявола (зло) принизило бы существование создателя мира. Но вместе с этим Августин уверял, что нельзя требовать ответственности от бога за причиненное людьми зло в мире. Так и появилась теодицея-проблема оправдание бога перед мировым злом.

Августин блаженный первым создал собственную теодицею в собственных рассуждениях. Так он полагал, что бог с его волей является единственным высшим благом. Все созданное Богом только добро, а зло просто не существует. Зло не являлось особым существом, а лишь считалось отступлением от добра, своеобразным дефектом. Именно поэтому реально только истинное добро, и не существует никакого истинного зла. Оно лишь тень, которое отбрасывает добро. И на зло способен лишь тот несчастный человек, который отвернулся от бога и сосредоточился на собственной жизни.

Чтобы избавиться от человеческой гордыни, мыслитель спорил с монахом Пелагием, который был уверен, что человеческая воля должна быть свободна, и ввел под сомнение идею первородного греха. Пелагий считал, что, совершая правильные поступки, люди получают результат собственных моральных усилий. Человек способен сам себя привести к спасению. Именно эти взгляды Августин жестоко раскритиковал. Он отрицал возможность того, что кто-нибудь из людей способен самостоятельно избавиться от своих грехов. И только божья благодать способна подарить надежду на спасение души. Так бог выбирал избранников для спасения, и его выбор не зависел от человеческих заслуг.

Своим учением Августин создал фундамент философии христианства, проведя итоговый разрыв с учениями греков.

Историко-философский феномен

Патристика, играя роль историко-философского феномена является общим учением, которое раскрывает мысли и идеи отцов церкви. Явление патристики рассматривается исследователями, как сочетание богатства и разнообразия всех его составляющих элементов. С помощью этого можно провести оценку уникальности каждого из представителей патристики и его влияние на учение. Для исследователя, который не собирается вникать в саму суть учения, патристика станет настоящим кладом исторических данных и идей великих людей. Отсюда ясно, что саму патристику можно принимать как построение культуры христианства и научную дисциплину.

Как уже было сказано, патристика-это совокупность ценность христианской религии и эллинских философских учений. Благодаря этому христианство получило новое содержание для Откровения, чтобы сделать его таким понятным, чтобы идеи мыслителей стали понятны для простого народа.

В философии, патристической направленности, со времен зарождения жили две идеи. Первая заключалась в том, что необходима вера в бога и покорность его решениям. Человеку не обязательно стремиться достичь уровня создателя мира, поскольку бог является центром начала и конца всего. Вторая же идея говорила о том, что необходимо познать бога в его творениях, представлять все сущее как ясную гармонию мира, увидеть отблески его мудрости, покоя и света, не подвергать сомнению справедливость его решений и выражать любовь к богу.

Патристика играет сложную роль общего учения, которое раскрывает и излагает мысли и идеи различных отцов церкви. Если посмотреть на патристику с «внешней» стороны, не обращая внимания на её личные критерии и правила, то можно увидеть все разнообразие и богатство составляющих данное учение. Можно также провести оценку отдельного представителя учения и вклада в общую идею. Патристику исследователи рассматривают, как полное собрание философ в древние века их собственных позиций, и как духовный феномен, который состоит из нескольких ступеней и ответвлений.

Патристика-это сокровище, которое подарили христианство и эллинская философия. И это сокровище живет в наше время, как сборник философских идей.

Основы патристики

Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений.

Патристика включала три направления:

  • апологетика имела значение в оформлении и становлении христианских идей;
  • традзаключительный промежуток стабилизировал христианскую теорию.
  • иционная патристика формулировала мировоззрение и фундамент учения;

Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры.

Патристика в Средние века в плане подтверждения идей обращалась к древнему и открытому авторитетному источнику — библии. Сборник текстов представлял собой собрание истин, которые людям сообщил бог.

Понятие смысла библейских сюжетов являлось основой для получения ответов на все волнующие вопросы. Миссия мыслителя сводилась к раскрытию истинного смысла библейских текстов и отражению характеристик в рамках своих трудов.

Направления и традиции

Представители патристики создавали философское наследие, которое находило развитие в схоластике. Это давало возможность говорить о двух направлениях, как об однопорядковых понятиях.

Кратко патристика и схоластика в средневековой философии имели похожие качества и опирались на аналогичные традиции:

  • монотеизм;
  • теоцентризм;
  • креационизм;
  • провиденциализм;
  • персонализм;
  • ревеляционизм.

В монотеизме бог провозглашался не только единственным, но и полностью отличным от всего сущего и выходящим за границы мира. Создатель мог существовать в единой ипостаси (эксклюзивное течение) или представлять несколько личностей, которые являлись одним богом (пантеизм, политеизм). Монотеизм нашел отражение в исламе, иудаизме, христианстве, понятие было заложено в мировоззрении сикхизма и индуизма.

Теоцентризм рассматривал личность бога в форме аккумулятора мира, источника жизни и блага. В основе нравственности лежало служение всевышнему и почитание его. Высшей целью признавалось уподобление и подражание богу.

Креационизм считал верным факт, что творец создал мир из ничего, догмы этого направления проявляли стремление к некоторой научности. Поздний представитель креационизма придерживался теории разумного замысла на основе ученого обоснования.

Провиденциализм признавал безграничное правление создателя во всем. Мыслители считали, что хронологические исторические факты осуществлялись только по желанию всевышнего и усматривали в них божественное провидение и план по избавлению человечества от зла.

Персонализм выдавал теорию о том, что люди создавались богом по своему подобию и одаривались совестью. При этом индивидуализм и персонализм считались отличными друг от друга понятиями. Личность всегда представляла единое целое с другими «я». Ревеляционизм в учении христиан признавал библию сверхъестественным началом божественного Откровения.

Выдающиеся философы

В заключительный этап патристики к авторитету библии прибавилось новое влияние крупных церковных отцов. В это время духовенство монополизировало процесс обучения и явило собой образованную прослойку средневековья. Сословие стало цензором и основателем идей, хранителем определений и философских мыслей.

Выдающиеся отцы-мыслители:

  1. Тертуллиан.
  2. Ориген.
  3. Киприан Карфагенский.
  4. Афанасий Великий.
  5. Григорий Богослов.
  6. Климент.
  7. Аврелий Августин.

Ранние тезисы Тертуллиана заключались в том, что философские задумки человечества привели к искажению истины. Индивидуумы должны проживать на земле без лишнего мудрствования. Человек должен обладать естественной верой, проявлять самопознание и аскетизм. Мыслитель первым определил общие различия греческой и римской церкви христиан, стал теоретиком в вопросе разграничения веры и научного познания бога.

Климент впервые сформировал понятие единения разума и веры, при этом признавал преимущество убежденности перед познанием. Философ говорил, что человек с одной верой производит впечатление блаженного, т. к. личности требуется аргументация событий. Религиозное убеждение и рациональное объяснение дополняют друг друга. Впоследствии этого учения придерживались Августин, Фома Аквинский и другие мыслители.

Апологет Ориген родился в семье христиан на севере Африки, он за годы труда создал множество сочинений, оказавших влияние на развитие христианского мировоззрения. Мыслитель первым одел на философию наряд платонизма в отличие от устаревшей стоической теории.

Труды Аврелия Августина

Гиппонский епископ, церковный философ и христианский богослов Аврелий Августин начинал с манихейства и язычества. Дорогу к познанию бога он представил в труде «Исповедь». В дальнейшем религиозном учении Августина выделяется логика, этика и физика.

Раздел физики соответствовал концепции о том, что природа не являлась источником существования, а всевышний создал окружающий мир по своей воле. В категории логики представлялись теории о неустойчивости чувственного восприятия действительности, которая не могла привести индивидуума к истине. Бог одарил человеческую душу светом и предоставил возможность познания.

В этической части теории развивалось понятие зла и добра. Плохое начало проявляется в страсти, гордыне, вовлекает человека в грех, а благо — это бог. Личность почувствует себя свободной, когда придет к мысли, что нужно жить с осознанием создателя и учась у него.

Черты схоластики

Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством.

Исторический период развития схоластики включал этапы:

  1. Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения.
  2. Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля.
  3. Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики.

Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир.

Яркие представители

Важнейшей проблемой философов выступает корреляция области рационального познания и духовного мира. Решение для мыслителей того времени виделось в рациональном соотношении религиозной веры и сознания. Разум при правильном использовании приближал человека к создателю, объединял с ним. Главный вывод схоластической теории того времени гласил, что вера и разумные истины не могут находиться в конфронтации, а должны дополнять друг друга.

Крупными мыслителями считаются ученые:

  1. Иоанн Скот Эриугена.
  2. Бонавентура.
  3. Ансельм Кентерберийский.
  4. Дунс Скот.
  5. Фома Аквинский.
  6. Уильям Оккам.

Схоласты были убеждены, что сущность окружающей действительности может быть познана в результате использования человеческого разума. Но требовалась исключительная точность в использовании определенных понятий и выделении отличий в некоторых теориях. Гармония достигалась основательной разработкой логического способа, опирающегося на практические знания.

Суть метода заключалась в обеспечении перехода мышления от исследования способов рассуждения о естестве к анализу реальных понятий. Принципы схоластики того времени происходили из веры, согласно которой знания укоренялись не только в разуме индивидуума, но и были присущи божественному уму, создавшему окружающий мир. Понятие бытия определялось двойной мерой в человеческом разуме и религиозных верованиях.

Фома Аквинский

Выдающимся представителем позднего этапа схоластики являлся богослов и монах Фома Аквинский. В его трудах, например, «Сумма против язычников» и «Сумма теологии» разграничивалась сфера использования теологии и мировоззрения. Философские теории затрагивали осознание окружающей действительности, а религиозные догмы направлялись на спасение души.

Мыслитель разделял источники этих понятий, при этом философия базировалась на выводах разума, а теология возникала на основе непоколебимой веры. Целью мировоззренческих рассуждений было получить новые знания, а задачей богословия было получение знаний для спасения и вечной жизни.

Сущность концепции Ф. Аквинского состоит в утверждении теории единства верований и рационального сознания. Мыслитель был уверен, что эти понятия могут гармонично контактировать друг с другом, при этом разумные выводы могут быть применены для подтверждения божьего существования. Сознание верующего человека должно отсеивать любые возражения против праведности веры.

Философ привел доказательства существования создателя:

  • подтверждение от первоисточников (перводвигатель);
  • доказательство от ряда причин (первопричина);
  • свидетельство от необходимости;
  • аргументация от стадий безупречности (полное совершенство);
  • обоснование от целесообразности.

Мыслитель следовал идее сотворения мира из ничего и теории бессмертия человеческой души. Эти догмы он считал «чистой формой», которые никогда не могут быть разрушены или просто оспорены. Душа не существует самостоятельно в земной жизни, а дается всевышним, поэтому сущность и бытие являются нераздельными и сливаются в боге.

Знания даются душе из-за того, что она подвержена интеллекту и чувственному созерцанию. Ф. Аквинский утверждал, что сознание относится к высшей категории человеческих дарований. В повседневном существовании мыслитель ставил любовь к создателю превыше самого познания бога. При этом он, как и Аристотель, различал в воле практичное сознание, т. е. признавал руководящую роль разума над поступками.

Реализм и номинализм

Схоластика постоянно решала вопрос о том, есть ли универсальное сочетание круга вещей и идей. Реализм и номинализм являлись историко-философскими учениями, которые проповедовали и абсолютизировали всеобщее и индивидуальное понятие, отделяя эти диалектические контрасты один от другого. Номинализм утверждал первопричиной вещи, а реализм представлял началом идеализм, в отличие от современного понятия реализма материалистической направленности.

Реализм различался по степени проявления:

  • умеренных взглядов;
  • крайних суждений.

Крайний реализм предполагает, что сознание существовало до появления мира вещей и находится вне его. Эта теория поддерживалась А. Кентерберийским и Гильомом. Умеренная разновидность говорит о бытовании понятий вне и независимо от некоторых вещей, при этом идеи проявляются в самих предметах в форме сущности. Эта точка зрения приветствовалась представителем схоластики Ф. Аквинским.

Философия и наука провозглашались слугами богословия. Перед концептуальными теориями ставилась цель проникновения в область веры с помощью осознания действительности и систематизации религиозных истин. Решение такой задачи привело бы к эффективной усвояемости святых понятий и к уничтожению критических аргументов.

Патристика (от лат. pater — «отец») ? совокупность учений наиболее авторитетных христианских авторов II-VIII вв., так называемых «отцов церкви».

Главным отличием патристики от предшествовавшей ей античной философии является явный отказ от поиска и обоснования истин, поскольку единой и не подвергающейся сомнению истиной считается Откровение, которое нуждается в разъяснении и толковании, чем, собственно, патристика и занимается. Таким образом, в рамках патристики происходит сознательный отказ от свободного философского поиска. Само отношение к философии было двояким: с одной стороны, она осуждается за притязания на мудрость, поскольку лишь Бог обладает истинной мудростью; с другой стороны, она необходима как инструментарий для разъяснения и истолкования религиозных догматов.

Основные представители патристики

Тертуллиан (155/165-220/240) — один из крупнейших раннехристианских теологов, основатель латинской патристики. Он первый среди крупных богословов начал писать сочинения на латинском языке. До нас дошел 31 (по другим данным 32) его трактат. Большинство этих сочинений посвящено практическим вопросам — опровержению ересей, отношению христиан к язычеству, частным вопросам христианской морали. Его наследие традиционно делят на три группы:

Апологетические сочинения — сочинения, написанные в защиту христианства. Среди них выделяется «Апологетический трактат», в котором Тертуллиан доказывает, что преследование христиан государством невозможно оправдать законами самого государства.

Сочинения, направленные против еретиков. Здесь можно выделить трактат «О Крещении», в котором Тертуллиан выступает против Квинтиллы, утверждавшего, что крещение не является обязательным на пути к Богу. Как необходимо пересечь Красное море, чтобы вступить в землю обетованную, так и чтобы прийти к Богу, необходимо пройти через крещальную купель, ? пишет Тертуллиан. Одна из основополагающих идей богослова изложена в книге «О душе». В ней Тертуллиан доказывает, что философия не нужна христианину и даже может быть вредной для него, поскольку душа, сотворенная Богом, уже является христианской, сама природа наставляет человека на пути к Богу, а философия лишь сбивает его с этого пути, призывая к «любомудрию».

Сочинения, посвященные нравственным вопросам, в которых Тертуллиан описывает строгую моральную дисциплину, которой должен придерживаться христианин. Среди них наиболее значительными являются «Книга о единобрачии», «О зрелищах», «Письмо к жене», «Увещевание о целомудрии».

Тертуллиану принадлежит несколько широкоизвестных парадоксальных формул, среди которых «Сын Божий распят — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребенный, воскрес — это, несомненно, ибо невозможно» (возможно, именно отсюда возникло приписываемое Тертуллиану выражение credo qiua absurdum — «верую, ибо нелепо»). В этих ярких формулах отчетливо видна суть его учения: разум ограничен в своих возможностях, он не способен познать истину, которая может открыться только алогичным, парадоксальным образом.

Ориген (185-254) — греческий христианский теолог, философ и ученый, возглавлял Александрийскую богословскую школу. Он был первым, кто создал единую цельную философскую систему на основе христианской догматики.

Оригену принадлежит огромное количество сочинений (около 2000), многие из которых до нас не дошли или дошли во фрагментах. Одно из наиболее значительных — Гексапла (от греч. hex — «шесть») — представляет собой текст Ветхого Завета, расположенный в шести столбцах; первый — на еврейском, второй — на еврейском греческими буквами, остальные четыре — различные греческие переводы. Благодаря этому труду, а также другим сочинениям, посвященным толкованию текстов Ветхого и Нового Заветов, Ориген считается основателем библейской филологии. Кроме этого, он разработал доктрину о трех смыслах Библии — «телесном» (буквальном»), «душевном» (моральном) и «духовном» (философском). По мнению самого Оригена, наиболее правильным было последнее, то есть философское, толкование Библии.

По мнению Оригена, христианство — это логическое завершение античной философии, ее венец, между ними нет противоречия, поэтому изучение античных авторов и их текстов необходимо для более полного понимания христианских идей. В трактовках, которые дает Ориген христианским истинам, отчетливо видно влияние платонизма и неоплатонизма. Последнее, в частности, сказывается в обосновании Оригеном вечности, совершенства и нематериальности Бога. В духе неоплатоников Ориген выводит бесконечность Бога из его нематериальности. То, что не имеет тела, рассуждает он, не может иметь границ, ни материальных, ни временных.

В учении Оригена было множество моментов, которые официальная церковь не принимала. Так, например, он обосновывал подчиненность Бога Сына по отношению к Богу Отцу. Ориген считал, что мир творится Богом вечно, в каждый момент, а не был сотворен единовременно. До этого были сотворены другие миры, и этот процесс непрерывен. Эта идея также противоречила официальной доктрине, равно как и апокатастасис — идея Оригена о конечном спасении всякой твари, в том числе и падших ангелов и даже дьявола.

Учение Оригена и при его жизни, и после смерти вызывало ожесточенные споры среди богословов. Спустя триста лет после смерти император Юстиниан издал эдикт, объявляющий Оригена еретиком. Многие его сочинения были частично или полностью уничтожены. Несмотря на это влияние его идей испытали многие крупнейшие философы, такие как Афанасий Великий, Григорий Нисский, Евсевий Кессарийский и другие.

Августин Аврелий (354 — 430) — один из наиболее значительных отцов Церкви, мало кого можно сравнить с ним по степени того влияния, которое он оказал на христианскую догматику. В течение своей долгой жизни Августин испытывал влияние множества различных учений, в том числе манихейства, академического скептицизма, платонизма, неоплатонизма. В итоге, он обретает истину в христианстве и выступает с осуждением и обличением ложных учений, приверженцем которых сам ранее являлся.

Философия Августина представляет собой симбиоз христианского и античных учений. Среди последних особое влияние на мировоззрение Августина оказали идеи Платона, с которыми он был знаком в изложении неоплатоников.

Наиболее значительными сочинениями Августина являются «О граде Божьем», «Исповедь», написанная от первого лица, здесь он излагает свою духовную биографии, свой путь к Богу, и «О Троице».

Августин и его многочисленные последователи считали, что главная цель человека, которой должна быть подчинена вся его жизнь, ? это познание Бога и божественной любви. Сознание Августина полностью теоцентрично: в центре его философского универсума находится Бог, лишь его существование независимо и не обусловлено никакими причинами, все остальное существует по его воле и полностью зависит от него. Бог сотворил мир единожды, но продолжает его творить, все, что в этом мире происходит, происходит по воле Бога. Таким образом, Августин отвергает мысль о том, что, будучи сотворен Богом, мир дальше развивается сам. Бог является высшей целью познания, но при этом познание возможно лишь благодаря Богу, который может помочь людям отыскать истинный путь и подарить свет их душам. Бог — это причина и источник всякого блага, поскольку всякое благо есть от Бога. Человек может быть счастлив, лишь соединившись с Богом, поэтому стремление человека к Богу естественно и заложено в нас от рождения.

В учении Августина важное место занимает идея о превосходстве души человека над телом. Мы знаем нашу душу лучше, чем тело, считал он, именно с помощью души мы можем познать Бога, поэтому забота о ней важнее заботы о теле. Отсюда — призыв Августина отказаться от чувственных наслаждений.

Особую роль в спасении души Августин отводил церкви. По его мнению, только в ее лоне человек может прийти к Богу. Церковь — это общество Христа, государство должно ей служить, только так может функционировать правильный общественный организм.

Августин признавал, что в мире, помимо добра и благости, существует зло. Если все находится во власти Бога, почему он допускает, чтобы зло творилось в мире? Августин решал эту проблему следующим образом: зло не существует само по себе, оно является лишь необходимой ступенью к добру. Оно необходимо в мире, чтобы было понятно, что такое добро. Если бы зла не существовало, мы бы не знали, что такое добро.

Одним из крупнейших мыслителей раннего Средневековья был Боэций (480-524), чьи идеи оказали сильнейшее влияние на всю последующую европейскую культуру. Следы этого влияния можно обнаружить и на языковом уровне: именно он ввел в обиход такие понятия как «субстанция», «интеллектуальный», «рациональный», «иррациональный», «спекулятивный», «интенция», «дефиниция», без которых невозможно представить современный терминологический научный аппарат.

В истории философии и культуры Боэций — фигура во многом переходная. Его называют последним римлянином, с другой стороны, он один из самых авторитетных мыслителей именно средневековой эпохи. Боэций также считается отцом схоластики — учения, предполагающего познание Бога с помощью логики и рассуждения (в противоположность мистике, которая определяла это познание как чувственное и внерациональное). Часто его рассматривают как фигуру переходную от патристики к схоластике.

Трудно переоценить роль Боэция в процессе складывания средневековой системы образования. Именно он обосновал и закрепил разделение семи свободных искусств на две ступени. Первой являлся тривиум (trivium — «три дороги») — обязательная основа дальнейшего образования; в его состав входили грамматика, риторика и логика (диалектика). Вторая ступень — квадривиум (quadrivium — «четыре дороги») — включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Таким образом, дисциплины, входившие в тривиум, были связаны с мышлением, в квадривиум — с числом. Кроме того Боэций, обосновавший это разделение, разрабатывал основные положения дисциплин, входивших в состав тривиума и квадривиума: его ранние трактаты «Наставления к арифметике» и «Наставления к музыке» в течение многих веков оставались самыми популярными учебниками.

Боэций был великим знатоком и популяризатором древнегреческой учености. Он пытался представить философию Платона и Аристотеля — двух крупнейших античных мыслителей — в гармонии, показать неразрывное внутренне единство их философских систем. Боэций перевел с греческого на латинский труды Аристотеля, посвященные логике, ? «Об истолковании» и «Категории» с «Введением» Порфирия. Боэций оказал значительнейшее влияние на схоластическую науку, познакомив ее с аристотелевскими методами рассуждения и его идеями.

Но главным и наиболее известным трудом Боэция был трактат «Утешение философией». Боэций писал его в тюрьме, в ожидании казни. На протяжении многих веков эта книга была в Европе самым популярным и известным сочинением по философии.

Трактат начинается с видения, в котором Боэцию является прекрасная женщина и обращается к узнику со словами утешения. Женщина эта — и есть персонифицированная Философия. Примечательно, что Боэций, считавшийся одним из учителей католической церкви, в своем главном труде ни разу не упоминает имени Христа. Одно время это даже служило основанием для выдвижения гипотезы о существовании двух различных Боэциев — язычника-автора «Утешения…» и христианина-автора всех остальных сочинений. Стиль философствования «Утешения…» на 100 процентов римский, чего никак нельзя сказать о других книгах Боэция.

Среди основных тем, затрагивающихся в «Утешении…», можно выделить следующие: природа Бога, происхождение вселенной, соотношение предопределенности судьбы и свободы воли человека. Если Бог может все предвидеть, то для человека не существует свободы выбора. С другой стороны, эта свобода все-таки существует, что вызывает сомнение во всеведении Бога. Рассматривая это противоречие, Боэций предлагает следующее его решение: предвидение Богом наших действий и решений не является их непосредственной причиной. В своем сочинении Боэций призывает читателя устремить свой ум к истине, в поступках уклоняться от зла и стремиться к справедливости и добродетели.

Лекция №5

Христианство выступило на историческую арену во второй половине I н.э. Учение созданное на периферии огромной римской империи, становится ее государственной религией в IV в.. В христианский канон вошли еврейский Ветхий Завет (Завет – договор Бога с человеком) и Новый Завет (Евангелие), в которой рассказывалось об Иисусе и его учениках. Вместе Ветхий и Новый Завет образовали Библию. На соборах новой церкви была определена христианская догматика (Символ веры, учение о трех ипостасном божестве и др.).

По мере формирования христианского вероучения складывалась и христианская философия. Ее основоположниками были как правило, «отцами» и «учениками» христианской церкви, поэтому первый период христианской философии (до VIII в.) называют периодом патристики (от лат. отцы). В этот период формируется основная проблематика христианской философии – сущность Бога, отношение человека к Богу, мир и его устроение, цель истории, соотношение философии и теологии.

Христианская философия началась с идеи о том, что для достижения истины нужно раскрыть глубокий смысл библейских сказаний. Филон Александрийский (до середины I в.) говорит, что в Писании есть два смысла буквальный и сокровенный; последний можно понять используя аллегорический метод (экзегетику). Так, например, историю о том, что облако следовало за Израилем в пустыне можно понимать как премудрость; праздник Пасхи, с одной стороны знаменует освобождение от египетского плена, а более глубокий смысл заключается в освобождении души от страстей.

Ранний этап патристики – апологетика. Апологии – сочинения, целью которых была защита деятельности христиан от языческой критики и выработка единой мировоззренческой позиции. Апологет Юстин не отрицал в целом античную философию, но по сравнению с христианством считал ее мудростью низшего порядка. Титиан же резко выступал против античной философии, обвиняя ее в безнравственности. Теофил говорил, что всякое знание должно начинаться с веры; понимание этого дается только христианской религией.

Видный представитель патристики Клемент Александрийский (ок. 150-215) выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Он говорил, что философия служит подготовкой к теологии, философия – союзница веры.

Ориген Александрийский (185-254) развивал учение о Боге, его лицах, предложил идею о сотворенности материального мира «из ничего». (Заметим, что в античности говорилось о творении мира, космоса и некоторой материи.)

Тертуллиан (160-220) утверждал, что христианская вера, содержит в себе истину в готовом виде, истину, которая не нуждается в доказательстве и проверке. Спор о скрытом смысле Библии – бесцельное мудрствование, нужно буквальное понимание, а если что-то кажется непостижимым и не возможным, тем более в это нужно верить. Тертуллиану приписывается тезис: «Верую, ибо абсурдно», что полностью соответствует его взглядам.

Начиная с II в. в христианстве возникают ереси – гностицизм, манихейство, арианство. В первых ересях говорилось о том, что мир лежит во зле, создан злонамеренным Демиургом. Истинная жизнь человека – в ином мире, но попасть туда могут только те, кто обладает «гносом» неким особым знанием (гностицизм). Одним из самых авторитетных представителей патристики был Аврелий Августин (Блаженный). (354-430). Он продолжал обоснование идеи о сотворенности мира «из ничего», много внимание уделял проблеме времени, говорил о способностях души, проблеме веры и знания и др.

Итогом патристики стал комплекс идей, которые были восприняты и продолжены последующей христианской философией. Основные из них:

— Теоцентризм. Источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

— Креационизм. Мир сотворен богом «из ничего»

— Персонализм. Человек создан по образу и подобию Бога.

— Провиденциализм. Бог правит созданным им миром, человеческой историей и людьми.

— Сотериологизм (от латинского soter- спаситель). Жизнь человека должна быть направлена на спасение души.

— Ревеляционизм (от латинского revelation – откровение). Познание истины достигается через постижение смысла Священного Писания, а также через учения апостолов, пророков, святых, через мистическую интуицию.

Патристика (основатель – Аврелий Августин (354–430)).

Патристика была направлена на борьбу с различными, враждебными христианству, учениями.

Центр философского мышления – Бог. Бог первичен, это высшая сущность, он единственный, существование его независимо, все остальное существует благодаря божественной воле.

Васи́лий Вели́кий- известный также как Василий Кесарийский, — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии.

Сочинения

Догматические: «Против Евномия», «О Святом Духе»;
Экзегетические: 15 бесед на псалмы, «Беседы на Шестоднев»;
Аскетические: «Нравственные правила», «Монашеские правила», пространные и краткие.

Григо́рий Ни́сский — богослов, епископ Ниссы и святой, философ, экзегет, один из трех великих «каппадокийцев». Младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Григорий Нисский почитается Православной церковью в лике святителей

Сочинения

Его труды разнообразны: догматические, нравственные сочинения, толкования на Священное Писание, письма и проповеди (в них проявился ораторский талант Григория).

Догматико-полемические: «Против Евномия», «Большое огласительное слово», «Опровержение мнений Аполлинария», «К Авлавию, о том, что не три Бога», «Диалог о душе и воскресении», «Против судьбы»;

Экзегетические: «Об устроении человека», «Защитительное о Шестодневе», «Толкование Песни Песней», «Беседы о молитве Господней», «Беседы о Блаженствах»;

Нравственно-аскетические: «О девстве», «Послание о жизни преподобной Макрины», «О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве»;

Один из виднейших представителей греческой патристики. Развивал традиции христианского платонизма. Как пишет В. Йегер, для Григория воспитание христианина «заключалось в одном беспрестанном… усилии… приблизиться, насколько это возможно для человека, к совершенству».

Псевдо-Дионисий Ареопагит — неизвестный автор «Ареопагитик» (лат.Corpus Areopagiticum) — сборника, состоящего из четырёх трактатов и десяти писем на догматические темы, приписанных священномученику Дионисию Ареопагиту († 96 г.). Сборник появился, скорее всего, на рубеже V и VI вв. и оказал огромное влияние на развитие апофатического (отрицательного) богословия.

Сочинения Псевдо-Дионисия «О мистическом богословии», «О небесной иерархии» и др., которые имели исключительное значение для развития христианской мысли, усердно изучались и много комментировались в Средние века. В этих сочинениях он рассматривает проблему богопознания, соединив христианство с платоновской философией. До VI века об этом сочинении не было известно. Впервые (в 533 г.) «Ареопагитики» огласили монофизиты. В следующем веке Максим Исповедник доказывает православный характер этих сочинений.

Максим Исповедник (580, Константинополь — 13 августа 662, Колхида) — христианский монах, богослов и философ. Создатель и защитник христологической доктрины диофелитства — учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг христологической доктрины монофелитства — учения об одной воле во Христе.

Святой Православных церквей и Римской католической церкви. Его память Русская православная церковь совершает 13 августа (в греческих прологах на сей день указывается перенесение его мощей в Константинополь) и 21 января по Юлианскому календарю. С точки зрения Древневосточных (нехалкидонских) церквей Максим Исповедник является еретиком.

Иоа́нн Дамаски́н — христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф.

Память в Православной церкви совершается 4 декабря (по юлианскому календарю), в Католической церкви с 1890 по 1969 года 27 марта, после 1969 года совершается 4 декабря (погригорианскому календарю).

Сочинения

Иоанн Дамаскин известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения; ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры») разделы. Кроме того, Иоанну принадлежит ряд проповедей о Богородице.

Иоанном был написан ряд канонов, особых песнопений палестинского типа, с IX в., вошедших в употребление восточной Церкви. Им были написаны Канон Пасхе, Рождеству и ряду других христианских праздников. Кроме того, считается, что Иоанн составил «Октоих» (Осмогласник, Октай).

Для западной ПАТРИСТИКИ характерен практически правовой уклон, акцент на падшую природу человека.

Философия Августина Аврелия.

Августин Блаженный (Аврелий Августин) (354–430) считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшим существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Главные труды Августина – «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице» и др.

Августин провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому «истинная философия и истинная религия одно и то же». Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления.

Августин принял положение Платона о существовании бестелесных идей («сущностей»). Но Августину не импонировал комплекс идей как составляющий, по Платону, особый мир, такой же вечный, как и материя, и, подобно материи, подчиненный Мировой Душе. Августин снял грань, отделявшую мир идей от Мировой Души, и включил в религиозный Абсолют все платоновские идеи. Он заявил, что идеи Платона – «это мысли творца перед актом творения».

Богу присуща бестелесность, бесконечность в пространстве, вечность, трактуемая как неизменчивость. Бог есть воля, высшее благо. Посредством своей воли, нацеленной на благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Таким образом Августин обосновывает креационизм – положение о творении природы и материи Богом.

В теоцентризме Августина многое оказалось новым. Главное – он конкретизировал религиозное представление о Боге, наполнил данное понятие философским содержанием, передвинув «личностное» к «трансцендентному», к философскому Абсолюту.

Говоря о предопределенности Богом судьбы людей, Августин поставил проблему свободы воли. Воля может направляться разумом, но может иметь место и рассогласование воли и разума; выбор воли, т. е. действий человека, может быть иррациональным, не согласующимся с разумным пониманием. Человек свободен, когда воля направляет его действия к добру, к выполнению Божественных заповедей, принятых «сердцем» и разумом; нужны усилия воли для утверждения в благодати. Свободы нет, когда воля или разум стремятся к возвышению над людьми, над Богом, когда они не согласуемы с волей Бога.

В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *