Печальная печаль

Понятия грусти и печали близки по значению. Иногда эти слова считаются синонимами.
Грусть — эмоция, возникающая от неудовлетворённости человека в каких-либо жизненных ситуациях.
Печаль более сильная эмоция, она глубже и длиннее. Печаль, по Ожегову, — состояние душевной горечи.
Главная причина печали — утрата чего-либо значимого для человека: например, контакта с дорогим человеком или утрата перспективы в достижении цели.
Хотя печаль – эмоция негативная, она может сопровождать и положительные переживания и чувства человека. Недаром в песне поется, что «любовь никогда не бывает без грусти”, потому что разлука с любимым человеком приводит к печали. Тихая печаль может быть приятна человеку.
По С. И. Ожегову, безнадежная печаль — это уныние, а легкая печаль — грусть.
В отличие от печали грусть – несильное и кратковременное переживание, иногда она бывает приятной («светлая грусть”).
Грусть — это чувство в отношении прошедшего…
Грусть приходит тогда, когда мы насыщаемся яркими эмоциями — любовью, радостью… она позволяет вновь прожить уже испытанные эмоции, погрузиться в воспоминания и заново переживать внутри себя самые яркие моменты ушедших дней. В таком состоянии мы способны почти на физическом уровне почувствовать прикосновения, уловить знакомый аромат любимого тела…
Поэтому любовь и грусть — чувства взаимосвязанные, без одного не было бы и другого.

Эмоция печали переживается человеком приглушенно, не имеет выраженной видимой остроты и является реакцией на страдание. Как правило, последнее вызывается ощутимой, значимой потерей – безответной любовью, упущенной возможностью, длительной или тяжелой болезнью, несчастным случаем и т.д.

Опыт и причины печали

Для печали характерна пассивность: человек не предпринимает активных действий, его движения замедляются, кровообращение становится вялым, лицо бледнеет. Веки несколько опускаются, в груди чувствуется стеснение. Человек невольно свешивает голову, а нижняя часть его лица теряет тонус и отвисает.

Печаль сопровождает страдание, в основе которого может лежать разочарование или безнадежность, но его интенсивность даже на пике проявления эмоции намного меньше, чем при страдании, вызванном страхом.

Крайней формой страдания является горе, отставленной реакцией на которое становится печаль. Горе переживается более остро и активно, так как человек стремится справиться с утратой или сильной физической болью. Он пытается конструктивно решить проблему, устраняя источник своей болезненной реакции. В ряде случаев это не представляется возможным (например, в случае смерти близкого человека), и человек от громких стенаний и рыданий переходит в фазу печали, при которой реакция горя внешне никак не проявляется и переживается внутри. То же самое происходит и при длительном воздействии травмирующего фактора. Печаль, составляющая своеобразный эмоциональный «хвост» болезненного события, может длиться до нескольких лет.

Как и в случае смерти близкого, при разрыве значимых отношений человек сначала выдает острую реакцию горя, а затем погружается в печаль. Циклы таких последовательных реакций могут повторяться неоднократно.

Мужчины, которым предписаны такие социальные установки, как сдержанность и контроль эмоционального состояния, сознательно подавляют острые реакции горя и демонстрируют лишь печаль. Такая печаль внешне ничем не отличается от таковой, наступившей после эмоционального «взрыва», однако опыт, ощущения, воспоминания и осознание человеком происшедшего будут иными.

Интенсивность печали может разниться от легкого, едва заметного окружающим уныния до глубокой скорби.

Эта эмоция часто может комбинироваться с эмоциями гнева и страха, причем в силу социальных условностей гнев больше характерен для мужчин. В случае смерти близкого человек может гневаться на причину утраты и даже на самого покойного, при этом такая реакция лишь маскирует и замещает собой печаль. При получении травмы, требующей операции, человек может испытывать страх перед ожидающей его болью. Комбинация с эмоцией отвращения или пренебрежения также может возникать при разочаровании. Горько-сладковатый оттенок меланхолия принимает при комбинации печали с радостью, что характерно для сентиментальных людей.

Проявления печали в области бровей, век и лба

Иногда на лице человека, испытывающего глубокую печаль, нет характерных признаков и можно наблюдать лишь некоторое ослабление мышечного тонуса, однако в большинстве случаев переход от горя к печали, а также не крайне интенсивная печаль оставляют на выражении лица специфичные «следы».

Брови человека приобретают характерный печальный вид за счет того, что их уголки приподнимаются и могут сводиться. Это обусловлено особыми мышечными сокращениями, характерными для эмоции печали. Мышцы как будто вздергивают внешние уголки бровей кверху.

Конфигурация «брови-лоб» определяет и положение уголков век, которые подчинены тем же мышечным механизмам. На лице человека, находящегося в печали, отчетливо различимы стремящиеся вверх, как будто подтянутые уголки верхних век. Кожа, находящаяся над верхними веками, образует очень характерную депрессивную складку в виде треугольника, основанием которого выступает верхняя граница глаза.

Такая картина дополняется соответствующим печальным выражением нижних век и остальной – нижней – частью лица. Однако нужно иметь в виду, что печальная верхняя часть с приподнятыми бровями в ряде случаев может выражать не скорбь, а эмоцию заинтересованности, которая то и дело проявляется в беседе с верификатором и направлена на отдельные фразы и акценты. Именно поэтому нужно оценивать и нижнюю часть, и лицо человека в целом.

Внимание нужно обратить и на направленность взгляда. Печалящийся человек часто смотрит вниз, на пол, особенно если эмоция печали сопровождается эмоциями вины или стыда.

Признаки печали в области рта и смешанные выражения

Рот печального человека легко спутать со ртом, отражающим презрение или отвращение. Истинно печальный рот отличается направленностью своих уголков вниз, которые будто провисают. Если рот выглядит расслабленным, это также говорит в пользу эмоции печали, так как губы, скорее всего, пытаются сдержать рыдания или готовы задрожать.

Если признаки печали демонстрируются только нижней частью лица, диагностика становится неоднозначной. Верификация должна осуществляться на основе анализа всех трех областей лица «лоб-глаза-рот», но если лицо в силу самоконтроля кажется нейтральным, то печаль выдаст недостаточный тонус мышц.

Комбинация печали и выраженного страха будет отражена в области рта. Рот будет открыт и растянут, обнажая зубы. От человека с таким выражением лица можно ожидать близящегося эмоционального разряда со стенаниями и слезами. Комбинация наблюдается у людей, переносящих или готовых перенести сильное физическое страдание, а также попавших в опасную ситуацию.

Печально-гневная гримаса одновременно выражает и печаль, и раздражительное, гневное неудовольствие. Поводом для печали, например, может стать смерть домашнего любимца, а для гнева – невнимательность сбившего его водителя. Разгневанный рот также может говорить о желании человека замаскировать, заретушировать свою основную эмоцию печали. В этом случае общее выражение лица будет отражать мрачную решимость, на которую укажет т.н. «несгибаемая» верхняя губа.

Эмоция радости, примешиваемая к печали, выражается улыбкой, однако улыбка дисгармонирует с другими признаками печали. Это тот случай, когда скорбящий человек ностальгирует о прошлом, вспоминая положительные моменты и одновременно переживая горечь своей утраты, или же, когда он пытается создать видимость мнимого благополучия в глазах окружения и как будто просигнализировать «со мной все в полном порядке». Как правило, такую комбинацию эмоций выдают мужчины с волевым, сдержанным и решительным характером.

Эмоция печали может сопровождаться мимикой отвращения. Примером ситуации, в которой может возникнуть такая комбинация, может стать поле боя с множеством погибших, когда человек одновременно переживает скорбь в отношении своих товарищей и негодующее отвращение по поводу тех, кто развязал боевые действия и допустил кровопролитие.

Подводя итог, можно сказать, что при эмоции печали:

  • внутренние уголки бровей человека приподнимаются;
  • под бровями образуется складка в виде треугольника, основанием которого служат верхние веки;
  • внутренние уголки век печального человека устремлены вверх;
  • уголки рта либо опускаются, либо дрожат, отражая готовность к эмоциональному разряду.

​​​​​​​​​​​​​​

Фильм «Формула любви»

Печаль романтика.

Где же ты была? Ансамбль «Лейся, песня»

​​​​​​​Печаль имеет много лиц. Это сожаление, огорчение, грусть, тоска, уныние, боль, скорбь, горе, меланхолия… — так проявляет себя одна из распространенных негативных базовых эмоций, возникающая при отсутствии удовлетворения либо потере чего-либо. Какой бы ни была печаль, она всегда противоположна радости.

Что представляет собой печаль на уровне физиологии мозга? Субъективно это переживается как снижение настроения, но на деле — это не отсутствие эмоции, это не подавление и не торможение нейропсихических процессов. Нижние медиальные отделы префронтальной коры, обслуживающие эмоциональный интеллект, демонстрируют стойкое возбуждение у людей в переживании печали либо депрессии. То есть с точки зрения нейронов, с точки зрения материального субстрата психики,- то, что мы воспринимаем как подавленность и отсутствие настроения, это на деле очень яркая, сильная, стабильная эмоция, к тому же склонная уходить в самоподдерживающийся цикл.

В чем смысл и внутренняя выгода печали?

Классический психоанализ по поводу печали создает очень сложные смысловые конструкции: «В чем же состоит работа, проделываемая печалью? Я полагаю, что не будет никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: исследование реальности показало, что любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанные с этим объектом. Против этого поднимается вполне понятное сопротивление…»

«Реальность подсказывает»? — или человек интерпретирует реальность определенным образом? «Сопротивление поднимается» — само поднимается? — или человек начинает сопротивление тому, что его не устраивает? — к концепции печали, изложенной Фрейдом, есть много вопросов. Если это не физиология, а душевная жизнь, то в свободном пространстве душевной жизни само ничего не происходит: все делает кто-то, почему-то или зачем-то…

В синтон-подходе печаль понимается по-другому, а именно как авторское действие, как небольшое убийство собственной жизненности, мелкое душевное членовредительство. Ребенок, которому не понравилось то, что сказали ему родители, вполне может опустить несчастно плечи, сделать несчастное лицо с выражением страдания и пойти вдаль, едва волоча ноги и показывая всем своим существом, как противные родители уничтожили его радость и лишили его желания в этом мире радоваться и вообще жить… Это спектакль, который вполне распространен и, как правило, эффективен. Со временем это становится просто дурной привычкой к внутреннему негативу.

Печаль — выражение неблагодарности к жизни. Вместо того, чтобы благодарить жизнь за то, что она тебе дала, печалящийся упрекает жизнь за то, что дали поздно или ненадолго. Слушай песню группы «Лейся, песня!»: «Где же ты была?» Человек наконец-то нашел свою любовь. У него радость — огромная, колоссальная! Которую он выражает в тоске — а вот чего же эта радость у него только сегодня, а не со вчерашнего дня?

Тот, кто умеет и любит быть счастливым, найдет счастье во всем. Вот, например, что делать, если перед вами Озеро Печали, и оно тянет вас? Нормальное большинство в него ныряет — и тонет. Рассудительные все-таки остаются на берегу и Озеро наблюдают как очередной природный объект. А самые веселые смело в него ныряют — и плещутся в сладкой Печали, наслаждаясь ее прозрачностью. А когда время купания заканчивается, они с Печалью благодарно прощаются и спокойно идут себе дальше.

Склонность к печали воспитывают художественные произведения романтического крыла, где печаль показывает возвышенность натуры. Для Романтика, как этикотипа, очень характерно чередование необоснованного энтузиазма и неоправданной печали. С возрастом количество энтузиазма уменьшается, печаль становится преобладающим эмоциональным фоном. В мелких дозах печаль украшает жизнь, как приправа делает пищу вкуснее. Если печаль становится основным фоном жизни, такая жизнь становится малосъедобной, как и блюдо, состоящее из одной приправы.

Деятельные люди к печали не склонны, и если им что-то не нравятся, они или покидают место, которое их не устраивает, или ищут возможность там что-то изменить.

  • Печаль по Боге Энциклопедия изречений
  • Душевредная печаль старец Паисий Святогорец
  • Женщине, которую гнетет тяжелое уныние свт. Николай Сербский
  • О духе печали прп. Иоанн Кассиан Римлянин
  • Печаль преп. Оптинские старцы
  • Печаль схимархим. Иоанн (Маслов)
  • Печаль свящ. Павел Гумеров
  • Тоска, печаль, депрессия cхиархим. Гавриил (Бунге)
  • Страсть печали свящ. Сергий Дергалев
  • Борьба со страстью печали на основе святоотеческого учения прот. Сергий Филимонов

Печа́ль — 1) состояние, противоположное состоянию радости; душевное (сердечное) бремя; скорбь, вызванная внешними причинами; 2) пятая из восьми главных страстей – греховная скорбь от внешнего источника; 3) покаянное чувство, вызванное осознанием собственных грехов, сопряженное с желанием и надеждой на спасение.

Печаль всегда вызывается каким-то внешним событием в отличие от уныния, у которого причины внутренние (нерадение, осуждение и подобные).

Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2Кор. 7:10)

«Печаль. Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него» (свт. Игнатий).

Какая печаль является богоугодной, а какая нет?

По слову Священного Писания, несмотря на то, что человек создан для счастья и блаженства, жизнь всех людей, рожденных от жен, пресыщена печалями (Иов.14:1). Применительно к учению о спасении Божественное Откровение выделяет два главных вида печали: богоугодную и богопротивную (2Кор.7:10).

Богоугодной может быть названа только та печаль, которая соответствует Божьему замыслу и благоволению. Такая печаль бывает полезной для людей.

В рамках аскетической литературы, нравственного богословия, христианской психологии под богоугодной печалью понимается та, что способствует внутреннему преображению личности, перемене мыслей и желаний от злых и греховных к праведным и добродетельным (2Кор.7:10). Богоугодная печаль неразлучна с упованием на Божье милосердие и Божью премудрость, с надеждой на Высший Божественный Промысл.

В свою очередь под богопротивной печалью понимается та, что вводит человека в состояние охлаждения к вере, уныния или даже отчаяния. Это — мирская печаль, производящая смерть (2Кор.7:10).

Примером богопротивной печали может служить состояние, которое, после предательства, охватило Иуду. Хотя в основе этого состояния лежала и справедливая скорбь от осознания личной вины, и чувство глубокого раскаяния в содеянном, однако оно было чуждо стремлению испросить у Бога прощения, принести плоды покаяния. В результате, сердце Иуды ожесточилось и к одному своему страшному греху он добавил другой — самоубийство (Деян.1:18).

Примером богоугодной печали может служить плач апостола Петра, после его отречении от Христа.

Вообще же церковно-историческая и православно-аскетическая литература содержит бесчисленное множество примеров спасительной покаянной печали. По большому счёту такая печаль не только не противоречит радости Евангельской проповеди, но и способствует большему приобщению грешника к радости Евангельской жизни.

Возможна ли совершенно беспечальная жизнь?

Возможна. Правда, такую жизнь трудно представить. Ведь если в этом мире и можно достичь беспечального душевного состояния, то оно, как правило, очень относительно и имеет краткосрочный характер.

Не так же, а иначе было в первые времена. Первозданные люди, пребывая в раю, обладали благами, сполна доставлявших им душевное и телесное удовлетворение. По сути у них не было даже и повода для тяжёлой печали. Печаль, как состояние недовольства и скорби, вошла в мир с грехом.

Жизнь в Царстве Небесном, которая откроется после Второго Пришествия Христа и Страшного Суда, будет свободна от каких-либо печалей. Это состояние праведников будет соответствовать непрестанной радости, счастью, блаженству (Откр.21:4).

Что же делать, когда нас посещает стресс — та самая печаль, которая иссушает или разрушает человеческую природу?

Патриарх Кирилл: Иоанн Лествичник говорит, что скорбь и печаль уничтожаются псалмопением и добродетелью.

Под псалмопением преподобный имел в виду, конечно, молитву — искреннюю молитву к Богу. Причины скорби и печали — это ничто пред Богом и пред вечной жизнью, и это ничто по отношению к спасению нашей души. Сила христианина заключается в том, что он может противопоставить печали, стрессу внутреннее убеждение, основанное на вере. Ведь именно так, через наши убеждения препобеждается скорбь по нашим усопшим ближним. Через убеждения, через молитву препобеждается печаль, с которой мы нередко сталкиваемся в жизни.

А еще Лествичник упоминает добродетель. А почему добродетель? А потому что свершение добрых дел всегда несет в себе некий позитивный заряд. Если мы творим добрые дела, то ведь мы тем самым отвращаемся от печальных истин. Именно поэтому, когда нас посещает печаль, обусловленная жизненными скорбями, нам не нужно замыкаться в самих себе, не нужно постоянно думать о причинах этой печали, не нужно противостоять тем, кто нас обидел, и выстраивать систему защиты, тем самым нанося еще больший урон своей душе. Очень важно переключить сознание и начать делать добрые дела, читать Священное Писание и, как учил Иоанн Лествичник, псалмопением преодолевать печаль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *