Печать антихриста

Возможно, вам придется пережить многое из того, о чем говорится в Апокалипсисе. Потихоньку многое вылазит наружу. Положение ужасно. Безумие перешло все границы. Наступила апостасия, и сейчас осталось только придти «сыну погибели» (2Фес. 2,3).

Мир превратится в сумасшедший дом. Будет царить разброд, среди которого каждое государство начнет творить то, что ему вздумается. Будем видеть, как происходят самые невероятные, самые безумные события. Хорошо лишь, что эти события будут сменять друг друга очень быстро.

Экуменизм, общий рынок, общемировое государство, одна религия, сшитая по их мерке — таковы планы у этих дьяволов. Сионисты уже готовят кого-то в мессии. Для них лжемессия будет царем, будет властвовать здесь, на земле.

Произойдет великая смута. В этой смуте все захотят царя, который мог бы их спасти. И тогда они выдвинут человека, который скажет: «Я — имам, я — пятый Будда, я — Христос, которого ожидают христиане, я тот, кого ждут иеговисты, я мессия евреев».

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже на пороге последних времен, что печать антихриста становится реальностью (прим.ред. — И это было сказано в начале 90-х годов прошлого века!). Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные…

Сионисты хотят управлять миром. Для того, чтобы достигнуть своей цели, они используют колдовство и сатанизм. На поклонение сатане они смотрят как на средство приобрести силу, которая поможет в осуществлении их планов. Они хотят управлять миром с помощью сатанинской силы. Бога они в расчет не берут.

Знамением того, что приближается исполнение пророчеств, будет разрушение мечети Омара в Иерусалиме. Ее разрушат, чтобы восстановить храм Соломона, который находился на ее месте. В восстановленном храме евреи в конце концов провозгласят антихриста мессией.

Раввины знают, что истинный Мессия пришел и Его распяли. Понимать-то они понимают, но их ослепляет эгоизм и фанатизм. Две тысячи лет назад в Апокалипсисе было написано, что люди будут запечатлены числом 666. Как говорит Священное Писание, древние евреи обложили покоренные им в разных войнах народа налогом.

Годичный налог и был как раз равен 666 талантам золота (См. 3Цар.10,14 и 2Парал. 9,13). Сейчас, для того, чтобы покорить весь мир, они опять вводят свое старое налоговое число, которое связано с их славным прошлым. То есть 666 есть символ мамоны.

Все идет своим чередом. На кредитных картах это число давно поставили. А впоследствии тот, кто не будет запечатлен числом 666, не сможет ни продавать, ни покупать, ни брать заем, ни устраиваться на работу.

Помысел говорит мне, что этой системой антихрист хочет подчинить себе мир. Он будет навязан людям с помощью системы, контролирующей всемирную экономику, ибо только те, кто примет печать — начертание с числом 666 — смогут вступать в торговые отношения.

Печать будет начертанием, которое сперва поставят на все товары, а потом принудят людей к тому, чтобы ее ставили им на лоб или на руку. Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности с тремя шестерками, после составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати.

Поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен. Таким образом, в понятие «печати антихриста» входят: 1) начертание зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. Принятие печати антихриста приравнивается в Апокалипсисе к поклонению самому антихристу или его образу (изображению).

Понятие «печать антихриста» сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:
1. И он (зверь из земли, т.е. лжепророк антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр.13:16-18).

2. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией… и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр.14:9-11). И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению (Откр.19:20). И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (Откр.20:4). Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.

Начертание зверя

Под начертанием зверя большинство отцов понимало печать, а в качестве сходных понятий использовались следующие определения: клеймо (bestiae sigillo), знак, метка (notam), знамение (signaculum).

Доклад был прочитан автором на заседании Синодальной Богословской комиссии 19 февраля 2001 г. — Прим. ред.

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

{mosimage} Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Андрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирин), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, крест, перевернутый вниз). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные («чтобы не затруднялись сим», то есть чтобы не беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы, преподобный Ефрем Сирин); 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке — Втор.6:8; Мф.23:5); 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке).

Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление чела печатью антихриста не дает возможности изобразить на нем крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита «Слово о кончине мира…», наиболее повлиявшем на эсхатологические представления, говорится, что человек, принявший печать антихриста «не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением), но подчинится льстецу и ему будет служить, и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям»1.

Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать что-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирин пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, так как земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (то есть предтеча) антихриста «будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимого для жизни»2.

В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от других святых отцов, святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе — увенчание ритуальным языческим венцом3.

Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука — деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело — познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, то есть выкуп Царствия Небесного за земную жизнь.

Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: Куплю дейте, дондеже прииду (Лк.19:13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского4.

Имя зверя

Принято считать, что имя зверя, то есть антихриста, не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарийский отмечал: «Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге»5. Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени антихриста предостерегает нас от обмана, так как антихрист, вопреки нашим ожиданиям, может придти с другим именем6. Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, «что диавол, антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем»7.

Имя ангела бездны, то есть диавола, приводится в другом месте Откровения: имя ему по-еврейски Авваддон, а по-гречески — Аполлион (Откр.9:11), то есть Губитель. Это имя архиепископ Андрей Кесарийский упоминает также в толковании на Откр.13:16 — 17е. Имя антихриста в точности противоположно имени Христа: Иисус (Бог спасает. Спаситель) — Авваддон, Аполлон (гибель, Губитель). Указания на имя антихриста есть и в Ветхом Завете где говорится об ангеле-истребителе (1Цар.21:15), ангеле-губителе для истребления (Ис.54:16).

Число зверя

Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666:

1. согласно числовой символике; 2. согласно греческому алфавиту.

Согласно числовой символике, число 666 связывается:

5. С количеством шести дней, сотворения мира, так как антихрист должен восстановить все отступничество, которое было за время существования мира (с этим ранее связывалась мысль о том, что мир просуществует 6000 лет);

6. С шестым днем, днем творения человека, чрез которого грех вошел в мир;

7. С шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только всемирный потоп мог уничтожить его;

8. С истуканом Навуходоносора, «который имел в высоту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; истукан был предзнаменованием пришествия антихриста».

К сожалению, данный тип числовой символики, основанный в Священном Писании, не был продолжен последующей святоотеческой традицией. Лишь архиепископ Андрей Кесарийский однажды использовал данное толкование святого Иринея, но в другом месте — Откр.14:20. Ряд толкований святого Иринея можно дополнить.

Мы не обсуждаем вопросов о законах числовой символики, которые, в конечном итоге, коренятся в символическом миропонимании. Естественно, что число становится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нести смысл, который определяется контекстом.

В различных контекстах одно и то же число может нести различный смысл, вплоть до противоположного.

Так, например, число 6, вероятно, может символизировать творение, творчество, почему оно и используется как строительный модуль (3Цар.10:16—20; 3Цар.6:26); может нести смысл только количественный (ср., напр.: 666 сыновей Адоникама — 1Ездр.2:13). Некоторые символы, имевшие в Ветхом Завете один смысл, в Новом Завете приобрели смысл противоположный (звезда Давида, храм Соломонов). Но в контексте христианской символики, основанной на Священном Писании и Предании, число 666 всегда было символом Антихриста и воспринималось таковым на протяжении всей истории христианства.

Итак, писал святой Ириней, число 666 означает того, «в ком восстанавливается все… отступничество, неправда, нечестие, лжепророчество и обман, почему и найдет (на землю) потоп огненный»1.

Рассмотрим второй тип толкования числа зверя, который привел святой Ириней.

Он сводится к поиску имени антихриста. Буквы греческого алфавита, соответствующие определенным числам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан2, святой Викторин — Антемос, а на латинском языке — Диклюкс3, архиепископ Андрей Кесарийский — Лампетис, Бенедикт, злой вождь, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец4. К сожалению, именно этот тип толкования возобладал среди исследователей Апокалипсиса.

К чему это привело, можно видеть на примере толкования единоверческого священника Иоанна Малышева, который, используя почему-то славянский алфавит, приводит в особых таблицах более 200 имен антихриста5. Конец таким толкованиям должно было положить замечание самого святого Иринея о том, что, «хотя известно число имени антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам… Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным»6. Можно также добавить, что поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен.

Таким образом, в понятие «печати антихриста» входят: 1) начертание зверя; 2) имя зверя; 3) число зверя. Принятие печати антихриста приравнивается в Апокалипсисе к поклонению самому антихристу или его образу (изображению).

Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия «предпечати антихриста», распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие «предпечати антихриста» образовано по подобию «предтечи антихриста». Но предтеча Антихриста, или его лжепророк, действует, согласно Апокалипсису, одновременно с Антихристом.

Понятие «предпечати» весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола.

Когда, каким образом и кем может быть принята печать антихриста

Святые отцы считали, что наложение печати антихриста его лжепророком будет происходить в те три с половиной года царствования антихриста, которые будут непосредственно предшествовать Второму Славному Пришествию Господа нашего Иисуса Христа. К прочим признакам последних времен они относили — построение Соломонова храма, воцарение в нем антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедь лжепророка и так далее.

Возможно ли несознательное принятие печати антихриста без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ.

«Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу… Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя — сие пресвятое и пречистое имя — вовсе не называлось во времена змия». (Преподобный Ефрем Сирин. Слово 91 на пришествие Господне)1. «Если душа наша ограждена таким оружием (Единосущною Троицею), то змий попран… Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря». (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 92 на пришествие Господне)2.

(Откр.14:9): «Если, говорит, кто поклонится зверообразному антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений».

(Откр.14:11): Следует понимать «под ночью — мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное» (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение)3.

Псевдо-Ипполит в «Слове о кончине мира…» так изображал сознательность отречения от Христа: «Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра — та печать, которая будет гласить: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую»4.

Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский1 в толковании 2Сол.2:9-13:

В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны будут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь, однако же, только в кругу тех, кои одного с ним духа, то есть отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он — сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей святые Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами святого Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть (1Кор.1:18). и что сами они суть овем (погибающим) вопя смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2Кор.2:15). Во время же антихриста его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние — благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение.

Занелюбве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит, что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли святые Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их, доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.

У Солунян пред лицом были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области непринявших нашего спасительного слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели, но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов-нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.

Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Святые отцы потому слова: любве истины не прияша толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и Любовь безпредельная, и Истина всесовершенная. Святой Златоуст пишет: «Любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, ибо в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

Стих 11. И сего ради послет им Бог действо льсти, во еже веровати им лжи.

Это страшное нравственное наказание Божие! Послет — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.

Когда же, наконец, они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут, тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, — и привлечет. Они примут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и во вне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Святой Златоуст пишет: «Для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы».

Феодорит прибавляет: «Сие же: послет им Бог действо льсти, сказано Апостолом вместо — попустит явиться льсти, чтоб показались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих».

Экумений: «Послет — не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога».

Феофилакт: «Послет — вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину, и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими»: Стих 12. Да суд приимут ecu не веровавший истине, но благоволивший в неправде.

Да суд приимут, — праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог, раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна, и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. — Вси неверовавшии истине, но благоволивший в неправде. С греческого: все эти, неверовавшие и прочие, кои не приняли в сердце с живою верою Евангельской истины и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив, лгали сердцем своим — благоволили ко всякой неправде и к неправым мудрованиям, и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях.

Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверят антихристу. Святой Златоуст пишет: «Заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел, но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос назвал себя Богом, то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправданию) отнимет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и говорит: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин.5:43). Но мы, скажут, видели было много великих чудес, поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того, об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как, напротив, о Христе, — что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага». Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта»1.

Итак, принятие печати антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.

Повиновение власти или церковный раскол?

На протяжении всей истории Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной) подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.

Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи лишь тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении.

Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.

Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1Ин.4:3), а также может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе.

Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного, неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, так как это неизбежно приводит к внутрицерковному расколу.

1 Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса святого Иоанна Богослова, с святоотеческими толкованиями об Антихристе и библиограф указателем. Изд. 2. М., 1901. С. 330-335.

Рейвен Хейес — идеальная дочь, любящая сестра, верная подруга и отличница. Возвращаясь домой, чтобы получить MBA и быть ближе к своей семье, она имеет четкий план на будущее. Но это лишь до встречи с Декланом Коллинзом. Темноволосый, татуированный певец с грешным телом — это отвлечение, и он далеко не из ее лиги. Он не был частью ее плана. Но теперь, когда этот парень буквально стучится в ее дверь, сможет ли она избегать его? Деклан Коллинз живет на грани. Он типичный плохой мальчик, солист, который ни о чем не сожалеет. Его цель — создать свою группу, которая достигнет вершины славы, во всяком случае так было. Когда он встречает Рейвен, в нем пробуждаются неизведанные эмоции. С самой первой встречи не остается никаких сомнений в возникшей между ними химии. Он не парень для отношений, но сможет ли она изменить его привычки плейбоя? Ревность, злость, сталкеры, слава и богатство угрожают разлучить этих двоих. Если они покорятся своей любви, поможет ли она пройти испытания, которые их ждут? Или напротив разлучит их навсегда?

Номера, карточки, электронные документы»Аще кто и малым чем замарается, то уже бесы написуют на челе его отвержение Христа» (монах Зиновий Мних /53/)Иеросхимонах Рафаил (Берестов): «ИНН плюс три шестерки (666) как цифровой имидж сатаны и есть отречение от Бога, от Иисуса Христа. Паисий Афонский, великий афонский старец, обличил ИНН и прочие электронные документы, сказав, что взявшие их, потеряют благодать Духа Святаго. Энергия бесовская садится на них. Вот почему их нельзя брать – это уже печать антихриста.
Пока еще на бумаге, но не лбу и на руке. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 3), отец Николай Гурьянов, 1:31)
Паспорт возьмешь, другие бумажки, этим прилепляешься невидимо к антихристу. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 1), протоиерей Николай Рагозин, 0:50).

Ваучер и другие документы – это ступеньки в ад. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 5), Игумен Гурий, 2:07).

«Если мы примем номер (ИНН), если попадём в перепись, если пойдем голосовать, то потихоньку незаметно мы и попадём в сети антихриста. И батюшка даже так говорил: кто примет полис, потом номер, а потом и паспорт, то назад дороги не будет, вы уже будете как зомби, отнимется ум и будете принимать всё остальное, и под печать сами будете подставлять руку и лоб, и вам всё будут наносить лазером» (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/, с. 330-331).

Если человек ничего не берет и ничего у него нет, то ему помогает Господь, а если человек что-то берет, то Ангел-хранитель и благодать отходят, появляются черные крылья, и человеком управляет уже не Господь. И человек становится как бы одурманенный. Духовная дочь: если человек, с которым шел рядом, взял паспорт, он становится как бы чужой, не слышит тебя. Батюшка Гурий: если ты хоть что-то взял, ты уже взял номер 666 (он как корень, а из него поднимаются стебли (ваучер, паспорт, полис, ИНН, банковские карточки, перепись). (/12/ «Соль Земли» (Фильм 5), Игумен Гурий, 2:30).
.
Хитрость состоит в том, что с каждым таким документом (ваучер, паспорт, и т.д.) нам предлагается крест или хлеб, Христос и мир, распятие или отречение. Батюшка Христофор строго говорил: выбирайте: или хлеб, или крест. Возьмете крест, спасетесь, пойдете в жизнь вечную; если испугаетесь, что погибните без хлеба, тогда возьмете хлеб, не спасетесь. Господь не оставит своих избранных чад. На смерть, так на смерть, на страдания, так на страдания, только ничего не брать сатанинского, а Господь не оставит. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 2), Схиархим. Христофор, 2:20, 2:24).

«Тот, кто не пойдет это /ваучер, страховые полисы, номера, новые паспорта/ получать и скажет: «Пусть распнут меня, но за Бога», тому при жизни венцы будут давать, но они будут невидимые. Но кто удостоится их, почувствует душой. Господь нас оберегает и посылает их (венцы) тем, кто твёрдо будет стоять в вере. Тогда будет два пути: крест или хлеб. Выберем крест – спасёмся, выберем хлеб – погибнем. Но своих Господь не оставит» (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/, с. 332).

«Батюшка Христофор просил детей духовных ничего не брать сатанинского, начиная с ваучера. Кто не возьмет паспорт, ИНН и прочую нечисть, Господь при жизни будет давать венцы, они будут невидимы. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 2), Схиархим. Христофор, 2:22).

Из беседы с православным священником отцом В. (весна 2013 г. /37/):
– Батюшка, многие православные священники и монахи, считают, что они будут принимать антихристовы номера, электронные документы с этими номерами, одновременно будут молиться, и при этом спасутся сами, и возле них спасутся тысячи.
– Никогда не спасутся. Потому что это предают Бога. Они не верующие, эти священники пошли служить Богу из-за денег, из-за наживы. Поэтому они согласятся и будут принимать. Все такие священники наследуют мук вечных и ада вечного, страданий вечных.

Печать антихриста

Эх, дитя мое. Это дьявольская печать! Принимая ее, ты отрекаешься от Печати Святого Крещения, ты ставишь другую печать: отрицаешь Христа и принимаешь печать дьявола» (Паисий Святогорец «О знамениях времен» /18/, с.35).

«На печати же написано будет следующее: «Я твой есмь” – «Да, ты мой еси”. – «Волею иду, а не насильно”. — «И я по воле твоей принимаю тебя, а не насильно” (преп. Нил Мироточивый /54/).

Одно дело, когда какой-то случайный номер, даже 666 – номер книги, номер, например, странички в книге, или номер километра на дороге – это одно. Но если этот номер вводится оккультными сатанинскими силами, нарочно вводится, если он навязывается человеку, человек принимает это добровольно, то этот сатанинский номер, он уже притягивает на этого человека демоническую силу. Вот что главное понять… Дьяволу нужен грех, нужно свободное волеизъявление. Где нет свободы, там у него как бы выгоды нет, у демонов. Ему нужен грех, чтобы сам человек захотел, сам попросил. Вот когда вводили ИНН, именно для этого и ввели эту систему: заполни анкету и распишись, пожалуйста. Дьяволу нужен грех, вот что главное понять» (/24/, Фильм 2, часть 3, 1:35:00).

Афонский старец иеросхимонах Рафаил (Берестов) /19/:
– специалисты говорили, что приняв паспорт с 666 и ИНН, человек становится внушаем со стороны радио, телевидения и прочего; происходит поэтапное «проглатывание», «проглотив» паспорт, за ним жетон с чипом /биометрический документ с чипом – прим./, человек «проглотит» и чип на лоб или на руку и станет управляем сатанистами, потеряет свое «я», его сделают бесноватым;
– в цифровом имени антихриста 666 имеются сила, и энергия бесовская, и оно оказывает сильное давление на подсознание и на волю человека (0:08:43);

Батюшка Таврион: Сморите, не ошибитесь, потому что печать эта видимо в виде решеток будет положена на все продукты, чтобы так запутать православных христиан. Молитесь Господу, и старайтесь соблюдать заповеди Божии. Ибо если будете не исполнять, а только ждать печать, вы в нее влетите, т.к. у вас нет багажа. Если же будете молиться, соблюдать заповеди Божии, творить добрые дела, каяться, просить Бога не допустить, Господь не допустит. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 4), Архимандрит Таврион, 3:50).

«И печать, говорил батюшка /схиархимандрит Христофор/, будут лазером наносить, будет она невидима невооруженным глазом, и ставить ее будут лукаво. Как сейчас не спрашивают нас: хотим мы или не хотим налоговый номер, – а всех нумеруют, – также будет и с лазерной печатью. Пойдет законопослушный гражданин получать пластиковую карту или снимать отпечатки пальцев, протянет руку, а в этот момент прибор и нанесет начертание. Пойдет фотографироваться на новые документы с биометрикой – камера и зафиксирует на лбу число зверя. /У лукавой власти/ определенная задача: к воцарению своего хозяина все человечество должно быть запечатлено, чтобы когда он придет, осталось сделать самое малое – всех заставить ему поклониться. В этом-то вся суть глобализации: чтобы к воцарению хозяина все были проштампованы. … Не будет в сердце того /благодати/, что удерживало бы волю от рокового шага. Создадут жидомасоны искусственный голод, все и побегут к нему за хлебом». (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/, с. 90).

Большинство людей в мире с голодухи примут от антихриста печать , очень мало кто не пожелает. Эта печать навсегда запечатает принявших ее для благодати покаяния, то есть они не смогут никогда покаяться и пойдут в ад! (/17/ Св. блаженная Пелагия Рязанская).

«Сначала это будет по желанию. Но когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет – объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес: по десять-пятнадцать человек вместе. Но в одиночку или вдвоем не идите, не спасётесь… Вас будет оберегать Святой Дух. Никогда не теряйте надежду. Бог даст вам мудрость как поступить». (/26/ «Православные старцы о Последних Временах. Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)» 3rm.info /49/).

«Однажды лицо матушки /схимонахини Нилы/ вдруг стало грозным, как будто она увидела духовными очами нечто ужасное. Она несколько раз с гневом стукнула палкой об пол со словами:
— Ишь ты, чего удумали! Младенцам ставить печать антихристову. Ангел будет поражать тех, кто дерзнет это делать!» (Схимонахиня Нила /23/, Жизнеописание, с.191-192).

«Если девушку изнасилуют, остаётся она перед Богом девственницей. Так же будет и с печатью антихриста: если её поставят вопреки воле человека, она на него не подействует». (архимандрит Гавриил (Ургебадзе) /49/).

«Если полностью насильственно, она приниматься не будет, и Господь тех будет принимать в Царствие Небесное из-за насильственной печати» (православный священник отец В.) /36/.

«Чтобы не принять печать антихриста – читай молитву от печати антихриста ежедневно.» (Лучезарный батюшка (об игумене Гурии) /8/, с.83).

Одно только уклонение от печати антихриста Бог ценит достаточной величиной подвига, чтобы даровать нам рай. Малое время потерпеть нам надо, даже и голод (до 10 дней), но Бог своих людей не оставит» (Лучезарный батюшка (об игумене Гурии) /8/, с.41).

Из беседы с православным священником отцом В.:
– И правильно мы понимаем, что этот номер – это будет уже тот самый номер, который будет наноситься на руку и на чело?
– Да, да. В этих цифрах – там будут участвовать три шестерки, в этих же цифрах, хоть двенадцать цифр или пятнадцать. (прим. УНЗР – уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре (Украина), газета «МИР», 2013, №1, с.8-9) /36/.
СПАСЕНИЕ.

«Церковь Христова – это Царство Божие, а оно, по слову Спасителя, внутри нас, потому человеку необходимо стяжать Христа в сердце, а не заниматься внешним благочестием».
«Будьте всегда со Христом… Веруйте в Него несомненно! Держитесь за Ризы Спасителя и не будьте рабами человека».
Старец Николай Гурьянов

О.Антоний говорил о последних временах, о том, что сейчас нельзя раздваиваться. Что все и для каждого должно быть решено раз и навсегда – Христос или антихрист, страсти Голгофы или почетное место в синедрионе, тридцать сребреников или мученичество. Не просто отказываться следует, но вырезать из души даже просто склонности ко всему, что не связано со спасением. (о. Антоний в кн.: А.Краснов /2/, с. 218, 219).
.
«А чтобы спастись, нужно пройти вместе с Христом весь Его путь по Евангелию, и все его страдания просочувствовать самому и помнить их каждый день» (Лучезарный батюшка (об игумене Гурии) /8/, с.40).

«Скорбями и болезнями будете спасаться в последние времена» (Лучезарный батюшка (об игумене Гурии) /8/, с.82).

… Государство будет и уже является главным врагом спасения. Это чудище многоголовое, без имени, без звания, живущее только за счет высасывания последних соков из людей, преклоняющихся перед ним» (о. Антоний в кн.: А.Краснов /2/, с. 140).

«Она /схимонахиня Нила/ постоянно говорила, что Господь не оставит верных Ему — и пропитает в голод, утешит в скорби, укроет и оградит в напастях и поможет достойно перенести любые страдания, гонения и муки. Вспоминала при этом слова псалмопевца Давида: «Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся» (Пс. 36, 19).

— Все могу в укрепляющем мя Господе. И ничего не страшитесь, дети, не надо бояться того, что будет или может быть, или даже должно случиться по пророчеству людей Божиих. Господь сильнее всех и всего, Он подаст помощь в испытаниях, даст силу потерпеть и смирит, когда нужно. Лишь бы мы были послушны святой Его воле. Просите Заступницу усердную и Она не оставит вас» (Схимонахиня Нила /23/, Жизнеописание, с.191-192).

Предсказала Матушка /Алипия/ раскол, что храмы заберут, истинная церковь будет в поругании. Священников истинных будут преследовать и даже будут жертвы. Матушка мне говорила: «Слушай, что я тебе скажу. Спасение только в истинной Православной канонической церкви» («Стяжавшая любовь», том.1 /16/, с.208).

На вопрос, «могут ли спастись представители иных вероисповеданий, батюшка /Гурий/ отвечал твердо, не допуская никаких сомнений, что спасение возможно только для православного человека» (Лучезарный батюшка (об игумене Гурии) /8/, с.45).
Блаженная Матронушка: «Враг у нас на левом плече сидит, а на правом – Ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, а в другую – добрые дела. Чаще креститесь: крест – такой же замок, как на двери» (блаженная Матрона» /11/, с. 116).

Давно батюшка благословлял приобретать домики с земелькой, говоря, что земелька прокормит. Будет страшный голод, в городах люди в своих квартирах будут умирать с голоду, трупы будут валяться по квартирам. Не будет ни воды, ни электричества, ни газа. Но если будет домик с земелькой, то Господь их будет питать. Из больших городов старайтесь уезжать. Покупайте, хоть земляночку, и сразу копайте колодец, чтобы у вас была водичка. Сажайте вербу. Придет время, когда будет страшная жара, все пересохнет: все реки, озера. И льды на севере растают. И горы сойдут со своих мест. Воды не будет. А кто посадил вербочку, под ней всегда будет мокрая земелька. Вы тогда помолитесь Господу, возьмете щепочку земли, скатайте ее катушком, перекреститесь и проглотите эту земельку. Вот вам будет хлеб и вода. (/12/ «Соль Земли» (Фильм 2), Схиархим. Христофор, 2:07).

«В память о себе он /схиархимандрит Христофор/ заповедал читать каждое утро молитву от антихриста: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, избави нас от антихриста, вражия насилия и чародейства. Аминь»
– В этой молитве, говорил батюшка, – заключено всё, где бы вы ни были, её следует читать. (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/, с. 66).

«В пришествие антихриста наступит голод такой, что злаков не будет. Надо будет заготавливать липовый лист, крапиву и другие травы, сушить, а потом заваривать — этого отвара будет достаточно для питания». (Схимонахиня Нила /23/, Жизнеописание, с.193-194).
Но кто не примет его печать, будут все замучены, и кровь потечет «под конские узды», как написано в Откровении (Ап. 14,20). Кроме того, батюшка говорил, что прельстятся и избранные». (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/»Когда услышите, что воды Евфрата турки перекрывают в верховьях плотиной и используют их для орошения, тогда знайте, что мы уже вошли в приготовление к великой той войне, и таким образом приготовляется путь для двухсотмиллионного войска от восходов солнца, как говорит Откровение». (Паисий Афонский /44/).

«Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, так как разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте» (Старец Паисий /51/).

«В России случится нечто вроде государственного переворота. В тот же год нападут китайцы. Они дойдут до Урала. Тогда произойдет объединение русских по православному принципу…» (Старец Виссарион (Оптина пустынь) /44/).

«Труп вынесут – и война будет. … Если раньше война будет, многие спасутся, а если голод – нет. … Показала на кончик пальца и говорит: «Вот столько осталось, а если не покаяться, то и того Господь не даст» («На пажити Богоматери» /15/, с.21).

Все зло, которое будет сосредоточено в России, сметут китайцы. (/17/ Св. блаженная Пелагия Рязанская).

«Китай пойдёт войной на нас 200 миллионной армией и займет всю Сибирь до Урала. Японцы будут хозяйничать на Дальнем Востоке. Россию начнут рвать на части. Начнется страшная война. Россия останется в границах времён Царя Иоанна Грозного». (Пророчество старца монаха-схимника Иоанна, подвизавшегося в Храме Святителя Николая Угодника в селе Никольское (Ярославская обл., Углический район) Ярославской епархии РПЦ /51/).

«Когда я ему /схиархимандриту Христофору/ читала пророчества о России, он говорил: «Печально, и как вот там написано: «для истребления» (Третья мировая война), Господь будет просто забирать Свои души, чтоб не было надругания» (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/, с. 212).Батюшка говорил, что всё это – от помрачения ума, что всё, что произошло и происходит с Россией с момента революции и поныне – это наказание за цареубийство». (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/, стр. 44).
«Власть последнего времени – власть бесовская, растлевающая. Только благодаря ее действиям удалось сейчас добиться такого разрушения нравов, но еще пуще будет через некоторое время. Все эти правительства, парламенты, подчиняясь мохнатой лапе рогатого хозяина, подведут людей на поклон ему. Но подведут не столько силой, сколько поймав подданных своих в тенета похоти» (о. Антоний в кн.: А.Краснов /2/, с. 141-142).

«Говорил:
– Ведь над Россией покровительствует Божия Мать. Над Россией – Царица Небесная, она молится и держит нас под Своим покровом. Поэтому Россия не будет ни у кого (ни перед кем) на коленях, и Православие сохранится, хотя и будет стеснено, и между конфессиями будет большая борьба. Но всё равно люди для спасения потянутся все к Православию. …
Это батюшка любил повторять:
– Держава распадется, но Господь удержит. Православие из щепочек соберётся и пойдёт своим путём. И все будут стремиться к нам для спасения. Россия будет сильная и спасётся. Все будут тянуться к России и к Православию». (Книга: Схиархимандрит Христофор /20/, с. 118).

Благословил /о. Николай Гурьянов/ молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Царственных мучеников помилуй нас, грешных, и спаси землю русскую» (Цветник Старца Николая (Гурьянова) /33/).

/Преп. Лаврентий Черниговский/: «Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа — это Един Господь Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию — это вместе — Святая Русь» /41/.

На вопрос: «А что будет с Украиной и Белоруссией?” старец /архимандрит Серафим (Тяпочкин)/ ответил, что все в руках Божиих. Те, кто в этих народах против союза с Россией – даже если они считают себя верующими – становятся служителями диавола. У славянских народов единая судьба, и еще скажут свое веское слово преподобные Отцы Киево-Печерские – они вместе с сонмом новомучеников Российских вымолят новый Союз трех братских народов (Архимандрит Серафим (Тяпочкин) /40/).

VII Пленум Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви
Московская Духовная Академия 19-20 февраля 2001 г.
НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ
ИМЯ ЗВЕРЯ
ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Понятие «печать Антихриста» сложилось на основании нескольких текстов Откровения святого Иоанна Богослова:

1. «И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666» (Откр. 13, 16-18).

2. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией (…) и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14, 9-1 1).

3. «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению» (Откр. 19,20).

4. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились ни зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20,4).

Рассмотрим, по толкованию святых отцов во-первых, что такое начертание, имя и число имени зверя, во-вторых, когда, каким образом и кем печать Антихриста может быть принята.

НАЧЕРТАНИЕ ЗВЕРЯ

Начертание зверя может включить в себя число зверя (святитель Викторин, Псевдо-Ипполит), имя зверя (Андрей Кесарийский). Поскольку начертание зверя принимается вместо креста Спасителя (преподобный Ефрем Сирии), то можно предположить, что само это начертание является хулою на крест, искажает начертание креста (например, перевернутый вниз крест). Особенностью начертания зверя является то, что оно будет положено на правую руку и на чело. Можно назвать три причины выбора этих членов тела для запечатления: 1) естественные («чтобы не затруднялись сим», т.е. чтобы беспокоились, что будут повреждены жизненно важные органы -преподобный Ефрем Сирии). 2) общерелигиозные (обычай располагать знаки на руке и на лбу присущ многим религиям, например, евреи носили филактерии с цитатами из Торы на лбу и на руке — Втор. 6,8; Мф. 23, 5). 3) антихристианские (христиане изображали крест на лбу и на руке).

Преподобный Ефрем считал, что человек, у которого запечатлена печатью Антихриста правая рука, не сможет совершить крестное знамение, а запечатление печатью Антихриста чела не дает возможности изобразить на челе крест и имя Господне. Преподобный Ефрем не поясняет, почему человек, принявший печать (начертание) Антихриста, не сможет сотворить крестное знамение. В сочинении Псевдо-Ипполита «Слово о кончине мира…», наиболее повлиявшим на эсхатологическое представления, говорится, что человек, принявший печать Антихриста «не будет иметь возможности запечатлеть какой-либо из своих членов (крестным знамением) но подчинится льстецу и ему будет служить и раскаяния не будет в нем: он погиб как по отношению к Богу, так и по отношению к людям» (1, С. 412).

Не принявшие начертание зверя не смогут ни покупать, ни продавать чего-либо, и, таким образом, обрекаются на голод. Преподобный Ефрем Сирии пишет, что и принявшие печать будут голодать и просить есть у зверя, т.к. земля не будет давать жатвы и плодов. У Андрея Кесарийского говорится, что оруженосец (т.е. предтеча) Антихриста «будет распространять печать зверя везде: и в купле, и в продаже, чтобы те, кто не принял ее, вынуждены были умереть от недостатка необходимо для жизни» (1, С. 377). В этом можно видеть указание, что начертание зверя будет ставиться не только на руку и чело человека, но и на продуктах его деятельности. В отличие от всех других святых отцов святитель Ипполит под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе увенчание ритуальным языческим венцом (1, С. 224-225).

Некоторые святые отцы, не опровергая традиционного понимания начертания зверя на правую руку и чело, давали нравственное толкование: правая рука — деятельная жизнь по заповедям Божиим, чело — познание истины Божией. Принявший на правую руку и чело начертание зверя не может совершать куплю, т.е. выкуп Царствия Небесного за земную жизнь. Данное толкование основывается на словах из притчи Господа: «Куплю дейте, дондеже прииду» (Лк. 19,13). Подобное толкование, как вторичное, содержится и у архиепископа Андрея Кесарийского (1, С. 377).

ИМЯ ЗВЕРЯ

Принято считать, что имя зверя, т.е. Антихриста не указывается в Откровении. Архиепископ Андрей Кесарийский отмечал: «Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге» (1, С. 377). Святой Ириней Лионский полагал, что неизвестность имени Антихриста предостерегает нас от обмана, т.к. он может придти с другим именем, чем мы ожидаем (1, С. 198). Однако оба эти рассуждения относятся к попыткам определить имя зверя на основании его числа. Между тем, тот же архиепископ Андрей Кесарийский свидетельствовал, «что диавол, Антихрист и лжепророк общие друг с другом как действиями, так и именами, это видно из того, что каждый из них называется зверем» (1, С. 395).

ЧИСЛО ЗВЕРЯ

Святитель Ириней приводит два возможных типа толкования числа зверя 666: 1) согласно числовой символике 2) согласно греческому алфавиту. Согласно числовой символике число 666 связывается:

1) с количеством шести дней, в которые был сотворен мир — т.к. антихрист должен восстановить все отступничество которое было за время существования мира (с этим ранее связывалась мысль о том, что мир просуществует 6000 лет).

2) с шестым днем, в который был сотворен человек, чрез которого грех вошел в мир.

3) с шестисотым годом Ноя, когда грех достиг на земле такой меры, что только всемирный потоп мог уничтожить его.

4) с истуканом Навуходоносора «Который имел в высоту шестьдесят локтей, а в ширину шесть локтей; истукан был предзнаменованием пришествия Антихриста.

К сожалению, данный тип числовой символики, коренящийся в Священном Писании, не был продолжен последующей святоотеческой традицией. Лишь архиепископ Андрей Кесарийский однажды использовал данное толкование святого Иринея, но в другом месте — Откр. 14,20. Продолжая ряд толкований святого Иринея, его можно дополнить.

5) Число 666 употребляется для исчисления количества золота, которое царь Соломон ежегодно собирал в качестве дани с других народов «В золоте, которое проходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых (3 Цар. 10,14. Ср.: 2 Пар. 9,13). В данном случае число 666 является символом земного богатства, золота (Мамоны), а также символом дани, налога с подвластных народов.

6) В символической системе Откровения число 7 — символ полноты, следовательно, число 6 — символ недостатка, неполноты, несовершенства.

7) Число 6 определяет количество дней, отведенных в Ветхом Завете деланию, работе ради земной жизни, а день 7-й — Господу Богу твоему (Исх. 20, 8-11). В этом смысле числа 6 и 7 символизируют противостояние земного и небесного, человеческого и Божьего.

8) Число 6 символизирует «усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари» (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение 2, с. 130).

Примечание: Мы не обсуждаем здесь вопросов о законности и законах. числовой символики, которые в конечном итоге коренятся в символическом миропонимании. Естественно, что число становится символом лишь в определенной символической системе. Именно тогда число становится способным нести смысл, который определяется контекстом.

В различных контекстах одно и то же число может нести различный, вплоть до противоположного смысла.

Так, например, число 6 может, вероятно, символизировать творение, творчество, почему оно используется как строительный модуль (3 Цар. 10,16-20; 3 Цар. 6, 26); может нести смысл только количественный (ср. напр.: 666 [сыновей Адоникама — 1 Ездр.2,13). Некоторые символы, имевшие в Ветхом Завете один смысл, в Новом Завете приобрели смысл противоположный (звезда Давида, сам храм Соломонов). Но в контексте христианской символики, основанный на Священном Писании и Предании, число 666 всегда было и есть символом Антихриста и таковым воспринималось на протяжении всей истории христианства.

Второй тип толкования числа зверя, который привел святой Ириней.

Он сводится к поиску имени Антихриста. Буквы греческого алфавита, соответствующие определенным числам, подбираются так, чтобы сумма их составляла число 666, а сами они читались как имя. Таким образом, святой Ириней вывел имена: Евантас, Латинянин, Титан (1, С. 99), святой Викторин — Антемос, а на латинском языке — Диклюкс (1, С. 284), архиепископ Андрей Кесарийский — Лампетис, Бенедикт, злой вождь, древний завистник, истинно вредный, неправедный агнец (1, С.377-378). К сожалению, именно этот тип толкования возобладал среди исследователей Апокалипсиса. К чему это привело, можно видеть на примере толкования единоверческого священника Иоанна Малышева, который используя почему-то славянский алфавит, приводит в особых таблицах более 200 имен Антихриста ( 6, с. 33-58). Конец таким толкованиям должно было положить еще замечание самого святого Иринея о том, что, «хотя известно число имени Антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам (..). Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным» (1, С. 199). Можно также добавить, что поскольку Апокалипсис — не книга загадок и разгадок, а книга символическая, то и метод толкования числа 666 должен исходить из основ числовой символики, а всякий другой метод будет некорректен.

Таким образом, в понятие «печати Антихриста» входят: 1. Начертание зверя 2. Имя зверя 3. Число зверя. Принятие печати Антихриста приравнивается в Апокалипсисе поклонению самому Антихристу или его образу (изображению).

Ни в Апокалипсисе, ни в святоотеческих толкованиях, ни в православных богословских исследованиях не содержится понятия «предпечати Антихриста», распространяемое ныне в эсхатологических ожиданиях. Можно предполагать, что понятие «предпечати Антихриста» образовано по подобию «предтечи Антихриста». Но предтеча Антихриста действует согласно Апокалипсису одновременно с Антихристом.

Понятие «предпечати» весьма близко эсхатологическим представлениям в некоторых толках старообрядческого раскола.

КОГДА, КАКИМ ОБРАЗОМ И КЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИНЯТА ПЕЧАТЬ АНТИХРИСТА

Все святые отцы считали, что наложение печати Антихриста его лжепророком будет происходить в те 3,5 года царствования Антихриста, которые будут непосредственно предшествовать второму славному пришествию Господа нашего Иисуса Христа. Другие события этого времени — построение Соломонова храма, воцарение в нем Антихриста, проповедь пророков Еноха и Илии и убиение их в Иерусалиме, проповедб лжепророка и др.

Возможно ли несознательное принятие печати Антихриста, без отречения от Христа, путем каких-либо технических или медико-биологических усовершенствований? Некоторые святые отцы вообще не поясняют это, другие дают вполне определенный отрицательный ответ.

«Знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу (…) Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя — сие пресвятое и пречистое имя — вовсе не называлось во времена змия» (Преподобный Ефрем Сирии. Слово 91 на пришествие Господне — 1, С. 298). «Если душа наша ограждена таким оружием (Единородною Троицею), то змий попран (…) Но хорошо знающие святой глас истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос злочестивого нимало не походит на глас истинного Пастыря» (Преподобный Ефрем Сирии — Слово 92 на пришествие Господне — 1, С. 299).

(Отр. 14,9): «Если, говорит, кто поклонится зверообразному Антихристу и будет держаться его нечестивой жизни, словом или делом провозгласит его богом, на что указывает принимаемое на чело и руку начертание, тот вместе с ним будет пить чашу мучений».

(Откр. 14,11): Следует понимать «под «ночью» — мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразили в себе образ зверя и напечатлели в своем сердце его бесчестное имя как досточестное» (Архиепископ Андрей Кесарийский. Толкование на Откровение. — 1, С. 379,380).

Псевдо-Ипполит в «Слове о кончине мира…» так изображал сознательность отречения от Христа: «Таково будет (начертание) и печать во время этого ненавистника добра. — та печать, которая будет гласить: «Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую» (1, С. 412).

Наиболее ярко этот вопрос раскрывает святитель Феофан, затворник Вышенский в толковании 2 Сол. 2,9-13:

В погибающих. Как ни велики и ни разнообразны булут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь однакож только в кругу тех, кои одного с ним духа, т.е. отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии. Как сам он — сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божию, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав. Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтоб можно было, тогда предает их в руки произволения своего. И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей св. Апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами св. Павла, что слово крестное погибающим юродство есть, а спасаемых нам сила Божия есть (1 Кор. 1,18), и что сами они суть овем (погибающим) воня смертная в смерть; овем же (спасаемым) воня животная в живот (2 ор. 2,15). Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростию, и его пагубное зловоние — благоуханием. Тут тоже будет, что при холерных поветриях, которые захватывают тех только, у которых есть к ним предрасположение.

Зане любве истины не прияша во еже спастися им. Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видит^» что люди гибнут, низпадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, диаволу. Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть о сем всюду разнесли св. Апостолы. Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие оставались в пагубе. Таковы они во время Апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни. Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума, и дает им надпись: погибающие.

У Солунян пред лицем были эти погибающие неверия ради. Апостол говорит как бы: вот в этой области неприявших нашего спасительнаго слова он будет иметь успех, а не среди вас уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать. Достойно замечания, что Апостол словом своим обнимает не только тех, кои не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, кои слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, кои приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов, — нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, кои равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней. Ибо говорит: любве истины не прияша, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.

Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына своего Спасителя миру. Св. отцы потому слова: любве истины не прияша, толкуют так: не приняли Христа Господа. Ибо Он есть и любовь безпредельная, и истина всесовершенная. Св. Златоуст пишет: «любовию истины он называет Христа. Ибо Христос был и то, и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же. Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Тот только и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

Ст. 11. И сего ради послет им Бог действо лети, во еже веровати им лжи.

Это страшное нравственное наказание Божие! Послет, — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтоб не потерпели они от него насилия внутри, ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.

Когда же, наконец, они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и очетаются сердцем, а о том, чтоб отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо льсти, влечь ко лжи, — и привлечет. Они восприимут ложь всем сердцем, и затем обнаружит ее и во вне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри. Св. Златоуст пишет: «для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому? Не бойся, возлюбленный, но послушай что говорит (Апостол): (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы».

Феодорит прибавляет: «сие же: послет им Бог действо лети, сказано Апостолом вместо — попустит явиться льсти, чтоб оказались любители лукавства. Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих». Экумений: послет, — не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражать обычно Апостолу попущение от Бога». Феофилакт: «послет, — вместо попустит ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими».

Ст. 12. Да суд приимут вси не веровавший истине, но благоволивший в неправде.

Да суд приимут, — праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог, -раскроется их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна; и следующие лжи сами себя обличают. Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно-пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. — Вси неверовавшии истине, но благоволивший в неправде. С греческого, — все эти, неверовавшие и проч., кои не приняли в сердце с живою верою Евангельской истины, и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а напротив лежали сердцем своим, — благоволили ко всякой неправде, и к неправым мудрованиям и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в сих неправостях.

Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверять антихристу. Св. Златоуст пишет: «заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтоб они тогда не сказали, что так как Христос (видимо человек) назвал себя Богом, — то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправданию) отымет у них антихрист. Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, — тогда заградятся уста их. Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцем, а сей последний (будет говорить) совсем другое. Посему-то Христос и говорит. Аз приидох во имя Отца во имя свое, того приемлете (Иоан, 5, 43). Но мы, скажут, видели было много великих чудес; поэтому скорее следовало уверовать в Него. Кроме того об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпою будет) по действу сатанину; тогда как напротив о Христе, — что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага» — Та же речь у Феодорита, Экумения и Феофилакта» (5, С. 330-335).

Итак, принятие печати Антихриста связано с отвержением Христа, с такой греховной жизнью, которая сама по себе, независимо от принятия печати Антихриста, ведет к гибели. Насильственное техническое или медико-биологическое наложение печати Антихриста на верующего во Христа и живущего по Его заповедям, тем более, если он не сознает этого, не может отлучить его от Христа.

На протяжении всей своей истории, когда Церковь жила в различных государственных системах (имперско-языческой, православной удельной княжеской и самодержавной, либерально-демократической, тоталитарно-коммунистической, оккупационной), она подчинялась гражданским установлениям, связанным с несением воинской обязанности, переписью и сбором налогов, даже если эти установления обозначались языческими религиозными символами и надписями.

Мученики отказывались участвовать в гражданско-религиозных празднествах Римской империи тогда, когда это было связано с их личным непосредственным участием в религиозном культе, в жертвоприношении.

Мероприятия, проводимые налоговыми органами, не содержат в себе религиозного культа.

Если в налоговых документах содержится антихристианская символика, то Церковь может свидетельствовать о том, о чем свидетельствовал еще святой Иоанн Богослов: дух Антихриста уже присутствует в мире и это есть дух заблуждения (1 Ин. 4, 3), может просить государственную власть изъять или заменить эту символику ради Духа Истины и мира в обществе.

Но и отрицательный ответ государственной власти на просьбу Церкви не может быть поводом для самостоятельного неблагословенного выхода верующих из гражданского повиновения, т. к. это неизбежно приводит к расколу внутри Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *