Печерская лавра Киев

ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Дальние пещеры называются еще пещерами преподобного Феодосия, потому что в одной из них он подвизался некоторое время и по кончине своей был здесь погребен.

В келье преподобного Феодосия в Дальних пещерах находятся его каменное ложе и гроб, устроенный в углублении южной стены его церкви. Под верхней доской с изображением лика святого угодника Божьего внизу находится небольшое отверстие, через которое можно видеть могилу, 17 лет хранившую нетленные останки святого. Потом могила была раскопана руками блаженного Нестора, и останки преподобного Феодосия были перенесены в Успенскую церковь Киево-Печерской лавры.

Дальние пещеры находятся на расстоянии 100 саженей от Ближних, и ведет к ним через сад деревянная галерея, оканчивающаяся небольшой площадкой, на которой расположена каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Построена она была в 1696 году на том месте, где раньше стояла деревянная церковь, сооруженная преподобным Феодосием.

В этой церкви почивают нетленные мощи преподобного Лонгина, вратаря Печерского (стражника при вратах), который за свою особую святость и великое послушание стяжал дар прозорливости. Он видел все помыслы и намерения людей и, сидя при вратах монастырских, пристально наблюдал за входящими в обитель: добрых одобрял и ободрял все их намерения, злых — укорял и обличал, а потом направлял на путь добродетели. Но еще больше преподобный Лонгин следил за входящими в свою душу помыслами и во все дни заботился о том, чтобы вступить в единение с Богом и войти в Царствие Небесное.

Над самым входом в пещеру в XIX веке была построена церковь во имя Зачатия Святой Анны, возведенная на месте обветшавшей, сооруженной еще преподобным Варлаамом. Из Зачатьевской церкви устроен вход в пещеру, которая, спускаясь ступенями с вершины холма, приводит в небольшую каменную башню, служащую преддверием пещеры. Святынями ее являются мощи святых угодников Божьих, мироточивые главы неизвестных по имени святых и три церкви, устроенные в разных местах пещеры. При входе в нее через башню паломники поклоняются нетленно почивающим мощам, среди которых мощи:

Преподобного священномученика Лукиана, в 1243 году пострадавшего от войск хана Батыя, как говорится в надписи на одной древней доске. Больше о преподобном Лукиане ничего не известно.

Преподобного Лаврентия, затворника, который возненавидел суету мирскую и захотел удалиться в темную пещеру, чтобы постом и молитвой сподобиться общения с миром ангельским.

Преподобного Мартирия, диакона, который за свою великую чистоту и постнические подвиги получил от Бога дар чудотворения, так что при жизни многие обращались к нему за помощью в своих делах и нуждах.

Преподобного Илариона, схимника, который, как полагают, и был тем пресвитером из церкви села Берестова, кто первым выкопал на холме пещеру, а потом стал митрополитом Киевским — первым из русских, а до того времени митрополитами были все греки. Это был пастырь благочестивый и просвещенный, а написанное им «Слово о законе и благодати» является первым дошедшим до нас авторским произведением древнерусской литературы. Оно представляет собой праздничную пасхальную проповедь, в которой митрополит Иларион живо, глубоко и с теплотой изъясняет превосходство Нового Завета, как завета всеобъемлющей спасительной благодати, дарованной людям Иисусом Христом; потом с радостным умилением изображает торжество Христовой веры в земле Русской и прославляет великого князя киевского Владимира.

Преподобного Феодора, князя Острожского. После многих трудов и подвигов Федор Данилович оставил прелесть и славу земного мира и принял святое иночество, отличался смирением и безмолвным подвизанием.

Преподобного Феофила, последнего епископа вольного Новгорода. Во время смут он постоянно призывал горожан не изменять православию и не отдаваться под власть литовцев, а также призывал примириться с великим князем московским Иваном III. Марфа Борецкая, жена новгородского посадника, волновала вече и народ, и в 1487 году епископ Феофил был посажен в Чудов монастырь, где он тяжело заболел. По преданию, во сне увидел Святого Нифонта, епископа Новгородского, который сказал ему: «Ты обещал поклониться святым печерским чудотворцам и не исполнил этого. За то Господь сократил годы твоей жизни. Разве ты не знаешь, что не исполнивший обета, данного Богу, не увидит лица Божия!»

Проснувшись, святой Феофан немедленно отправился в Киев, но болезнь продолжала преследовать его в пути. Он уже достиг берегов Днепра и неподалеку от города получил от Господа откровение, что не доберется живым до желанных пещер, и только тело его упокоится здесь. Святое тело усопшего архиепископа приплыло к Печерскому монастырю и было погребено в Дальних пещерах.

В Дальних пещерах покоятся и мощи преподобного Григория, чудотворца, отличавшегося подвигом воздержания и постничества. Пищей ему всю жизнь служило невареное зелье, а питьем — вода. День и ночь он проводил в молитве и своей праведной жизнью сподобился от Бога дара чудотворения: все больные, которые вкушали приготовленное им зелье, тут же исцелялись.

Преподобного Ипатия, целебника, весь день трудившегося на послушании монастырском, а ночью стоявшего на молитве. Вкушал он только хлеб и воду (и то в малых количествах) и очень мало спал. От Господа он получил благодатный дар исцелять возложением рук на больного.

Преподобного Моисея, чудотворца, умерщвлявшего плоть свою постом и молитвой. Собственными руками он сделал железный пояс и крест и носил их на своем теле. Любимым его ежедневным подвигом были бесчисленные коленопреклонения, от которых он просветился душой и получил от Господа дар чудотворения.

Преподобного Нестора некнижного, названного так для отличия от Нестора-летописца. Оставив мир с его суетными страстями и заботами, Нестор некнижный усердно служил Господу, никогда не дремал, а молясь, всегда старался мыслить только о Боге. За это удостоился во время богослужения видеть Господа Иисуса Христа со святыми ангелами и получил откровение о своей кончине.

Преподобного Памвы, затворника, которого еще называли Послушливым. По преданию, он был в плену у язычников, где пострадал за веру Христову. Язычникам он говорил: «Ваши боги прокляты, а я верую во Христа истинного — всемогущего Бога, который сотворил небо и землю и может избавить меня от рук ваших молитвами Печерских старцев». И действительно, ангел Божий чудесным образом освободил преподобного Памву от цепей и перенес живым и здоровым в его келью. После этого преподобный заключился в затвор, чем и угодил Господу своим благочестивым житием.

Преподобный Софроний, затворник, ежедневно носивший на себе власяницу и железный пояс Он выучился грамоте уже в зрелом возрасте и потом ежедневно прочитывал всю Псалтирь.

Преподобный Мардарий, затворник-нестяжатель. Кроме поста, молитв и послушания, он еще особенно подвизался в нищете и нестяжательстве. В келье его не было ни одной вещи, кроме одеяния, которое преподобный Мардарий носил на себе.

Преподобного Амона, по благословению игумена Печерского путешествовавшего на святую Афонскую гору и в святой град Иерусалим. Вернувшись оттуда, он жил в затворе так благочестиво и свято, что даже старцы брали его себе за образец иноческой жизни. Преподобной Амон заботился только о приобретении богатств нетленных и, затворившись в пещере, своими подвигами разрушал все козни бесовские.

В церкви Благовещения почивают мощи Преподобного Евфимия, схимника, жившего в безмолвии в подражание добродетелям великих святых. Часто с величайшим благоговением приносил он бескровную жертву и своими молитвами достиг духовного общения с ангелами. Потом принял великую схиму и предался совершенному безмолвию, только для молитвы и скудной пищи отверзая уста свои. За благочестивые подвиги Бог удостоил преподобного Евфимия райской сладости и славословия на небе, где он о нас молит милосердного Бога.

Преподобного Вениамина, из богатых купцов, который обратился к иноческим подвигам, размышляя над словами Священного Писания «Легче верблюду пройти в игольное ушко, чем богатому в Царствие небесное». Отнеся данное изречение прямо к себе, он раздал все свое имущество в храмы Божий и нищим, а сам постригся в Печерском монастыре и до конца дней своих угождал Богу постом, молитвой, нищетой и послушанием, за что получил от Всевышнего венец славы вечной.

Преподобного Тита, который сначала был воином и отличился во многих сражениях. Но получив опасную рану в голову, он оставил воинскую службу и поступил в Печерский монастырь, где до конца жизни оплакивал грехи свои и перед смертью получил от Господа прощение.

В церкви преподобного Феодосия почивают:

Преподобный Макарий, диакон, еще в юности избранный Богом на служение Ему и призванный на житие иноческое. Оставляя детские игры и забавы, он хранил молчание и воздерживался в пище, как муж совершенный, хотя был еще отроком. В детстве он сильно болел, но Господь исцелил Макария, и родители отдали его в Печерский монастырь. Преподобные отцы полюбили его за кротость и смирение, научили читать и всяким иноческим добродетелям.

Преподобный Пимен, постник, который днем молол зерно в жерновах, носил дрова для всей братии, а ночью молился. Хлеб он вкушал только один раз в неделю (и то очень мало), но никогда не ослабевал от поста и труда.

Неподалеку от кельи преподобного Феодосия находится часть мощей святого младенца — одного из детей, убитых по повелению царя Ирода при Рождестве Спасителя. Эта святыня была привезена в Киев в 1620 году Иерусалимским патриархом Феофаном.

Здесь же покоятся мощи преподобного Силуана, схимника, ревностно заботившегося о чистоте душевной. Плоть свою он изнурял постом, а душу очищал молитвой и однажды молитвой даже связал хищников в своем огороде. Злобные же соблазны духовных воров он предвидел заранее и отражал их козни не только от себя, но и от других.

В Дальних пещерах покоятся останки легендарного Ильи Муромца, которого многие из нас воспринимают только как былинного богатыря. В действительности же Илья из города Мурома жил в XII веке. Совершив множество ратных подвигов, он на склоне лет нашел тихое пристанище в обители Киево-Печерского монастыря, где вел размеренный образ жизни и замаливал свои грехи. По версии кандидата географических наук С. Хведчени, Илья Муромец умер в 1203 году, во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город был взят приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграблены, все церковные ценности расхищены, а большая часть Киева сожжена. Враги безжалостно расправлялись с жителями, не щадя ни старцев седых, ни детей малых. Конечно же, славный богатырь Илья Муромец не мог оставаться в стороне от битвы, вновь ему пришлось взяться за оружие, и немало противников положил он в том бою, но и сам был смертельно ранен. После смерти он был погребен в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, где и сейчас покоятся его мумифицированные останки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Все самое первое на Руси — в Киеве. Все в нем — живая история: былинные персонажи, великие князья, страшные нашествия. В глубинах этой истории — непосильный, по нашим меркам, подвиг первых русских монахов. Чтобы быть с Господом, они устраивали себе кельи в пещерах, закапывали себя в землю, побеждая страсти. Прошли века. Но и сегодня от их мощей, хранящихся в лаврских пещерах, исходит сила живой веры. Рядом с ними и нам невольно хочется понести свой хоть малый, но подвиг.

Духовный город из-под земли

Датой основания Киево-Печерской лавры считается 1051 год. Тогда, в середине XI века, афонский монах Антоний вырыл здесь, на обрывистом берегу Днепра, пещеру. Когда-то путешественники отмечали невиданную популярность пещерного отшельничества среди местных подвижников. До наших дней из множества подземных киевских монастырей дошли только Китаевские, Гнилецкие, Зверинецкие и Киево-Печерские пещеры. Все четыре монастыря вытянулись цепочкой вдоль русла Днепра в южном направлении от центра украинской столицы. Киево-Печерская лавра — самый знаменитый из киевских монастырей. Район, в котором он находится, теперь почти центр, а тысячу лет назад это было место за южной окраиной города, здесь начинались густые леса — летняя резиденция киевских князей — и «зверинец» — охотничьи угодья. Со временем вокруг преподобного Антония собрались ученики, когда их количество достигло двенадцати, преподобный поставил игумена среди из них, а сам переселился на соседний холм, где в поиске уединения выкопал новую пещеру. Так возникли «ближние» — «антониевы» пещеры. А старые подземные кельи, в которых остались ученики, называются «дальние» или «феодосиевы» пещеры, по имени преподобного Феодосия, ученика Антония и третьего игумена печерского монастыря. Со временем над пещерами построили храм и обычные кельи, а князь Изяслав Ярославич, сын Ярослава Мудрого, подарил монахам холм, где расположилась Лавра.

В 1240-м монголы разорили обитель. С бежавшими от татарского нашествия лаврскими монахами традиция связывает основание многих монастырей, в том числе и Почаевского на Волыни. Возобновление монастырской жизни в Печерской лавре датируется лишь XIV веком. Наземные храмы многократно перестраиваются, обретая нынешний барочный вид. В XVII веках митрополит Петр Могила именно здесь открыл первое на Руси богословское учебное заведение — богословское училище, которое позже, объединившись с Братским коллегиумом на Подоле, станет знаменитой Киево-Могилянской академией. Гетман Самойлович обвел Лавру земляным валом, а Иван Мазепа выстроил нынешние лаврские крепостные стены.

Теперь Лавра — отдельный духовный город. В ней есть почта, гостиница, пекарня, издательство, больница. Кстати, самая первая на Руси больница появилась именно здесь — в начале XI века князь Николай Святоша (первый князь на Руси, ушедший в монастырь) заложил рядом с надвратным Троицким храмом больничный двор для недужных и немощных монахов. Впоследствии этот двор стал монастырем в монастыре. В Лавре почти все «первое на Руси»: первый «безмездный» врач (св. Агапит, на раке которого всегда цветы в знак благодарности за исцеления), первый историк (св. Нестор летописец), первый русский иконописец (св. Алипий).

Сейчас Лавра разделена на Верхнюю и Нижнюю территории. Разделение это естественно, за счет расположения построек Лавры на террасах разного уровня. На территории Верхней лавры находятся самые большие храмы: Великая (престольная) церковь Успения Богородицы и трапезная церковь Преподобных Антония и Феодосия Печерских, где богослужения совершаются регулярно.

Вход на территорию Верхней лавры по билетам, так как это музейный комплекс. Можно купить билет с экскурсией. В Успенском соборе продается очень хороший справочник-путеводитель, изданный издательством Киево-Печерской лавры к двадцатилетию возрождения монашеской жизни в Лавре.
Телефон Киево-Печерской лавры: +38 044 280-46-27, www.lavra.ua, Адрес: ул. И. Мазепы, д. 25.

И мертвые ответили: «Христос Воскресе!»

На Нижней территории Лавры располагаются лабиринты Ближних и Дальних пещер, где почивают мощи 120 Киево-Печерских святых XI-XX веков.

Мощи святого Ильи Муромского покоятся в Ближних пещерах. Как и многие святые мощи, они нетленны. Преподобного Илью из Мурома часто ассоциируют с былинным героем — богатырем, однако однозначных данных на этот счет нет. В Печерском патерике (главном письменном источнике лаврской истории) богатырь Илья не упомянается

Экскурсия по пещерам потрясает. Представьте, что вы оказались внутри древнего ящика-мощевика. Сверху захлопнули крышку, и вот вы бродите между святынь в полумраке, освещая себе путь одной лишь свечкой. Свеча в руке тает, душно. Плывешь в свечном тумане мимо гробов с мерцающими покровами. «Выпустите!» — кричит разум, неожиданно почуяв первые признаки клаустрофобии. Но душа говорит: «Терпи! Вникни, помолись этим людям, лежащим в раках. Они живые имели такую веру в Бога, что сейчас могут, мертвые, наполнить тебя ею доверху». Да что говорить, они и сейчас кажутся живыми.

Длина открытой для туристов и паломников части Ближних пещер около четырехсот метров, Дальних — почти триста метров. Здесь покоятся мощи 120 подвижников

Экскурсовод уже далеко. Его рассказы о святых не слышны. Но приводят в священный трепет долетающие обрывки фраз: «…и мертвые ответили: «Христос Воскресе!”»; «…из-под завала вырвался столб огня»; «…ожил в келье на третий день и молвил братии…»; «…в Великий пост закопал себя в яму по плечи».

Подвиг затворничества — один из самых тяжелых. В коридорах пещер есть маленькие окошки, за ними — вырытые в земле кельи. Подвижники, жившие в них, себя замуровали еще при жизни. Только окошко оставили для того, чтобы им могли приносить воду и просфору. Если еда долго не забиралась, братия понимала, что подвижник отошел ко Господу. Отпевали тут же, в пещере. Затем мощи с честью вынимали из убежища и ставили в центре храма для поклонения и свидетельства их святости. Если становилось ясно, что подвижник приобрел особую милость у Бога, то составляли молебный чин, писали икону и клали мощи в специальном месте в пещерах — гроте локуле (уменьшительное от лат. locus — «место», горизонтальная ниша в стене погребальной камеры, куда клали покойного). Очень многие мощи в пещерах нетленны. Мироточивые главы — особо чтимые святыни пещер. Находятся они в дальних пещерах в специальном шкафу. «Они, будучи сухи и не покрыты кожей, источают из себя сверхъестественным образом елей, или миро, и миро не простое, но имеющее дарование исцелений недугов каждого, кто с верой приходит и помазывается тем миром», — так сказано о них в древнем Печерском Патерике. А в современном справочнике — путеводителе по Лавре (автор Владислав Дятлов, издание Киево-Печерской Лавры, 2008) про это миро узнаем, что после второго открытия монастыря, «в 1988 году, миро исследовали в лаборатории кафедры биохимии Киевского мединститута и констатировали, во-первых, отсутствие в жидкости следов распада органических веществ, во-вторых, наличие белка при показателях, присущих лишь живому организму».

Рядом с гротом, где хранятся главы, находится пещерная церковь преподобного Феодосия Печерского. В этой церкви каждый день в 13.00 совершается молебен, после которого все присутствующие помазываются миром от этих глав.

Вход на территорию Нижней лавры, собственно на территорию монастыря, бесплатный. Вход в пещеры монастыря тоже свободный и бесплатный, если без экскурсии. В светскую экскурсию не входит осмотр пещер. Их вы можете посетить с проводником — экскурсоводом лаврского паломнического центра.

Можно почитать заранее Киево-Печерский патерик и идти в пещеры в будний день, по схеме находя мощи тех или иных святых угодников. Так меньше суеты, больше знаний и глубже молитва.

Альтернативные пещеры

В историческом урочище под названием Зверинецкое плато на правом берегу Днепра, несколькими километрами южнее Киево-Печерской лавры, расположены Зверинецкие пещеры. Они не очень популярны у паломников. Некоторые их даже называют «альтернативными». Но именно в сравнении с известными Лаврскими пещерами на них и стоит посмотреть, помолиться святым непосредственно в той обстановке, в которой проходили они свой тяжелый подвиг отшельничества. Лаврские пещеры выглядят более благоустроенными, по сравнению со Зверинецкими. В их истории были и переустройства, и ремонты, и укрепление потолков, а Зверинецкие пещеры и сейчас такие же, как при древних хозяевах. Эти пещеры старше лаврских. Подземный монастырь здесь основали еще первые греческие иноки, прибывшие на Русь. Открытый ныне для посещения отрезок — это всего лишь десятая часть от былого подземного поселения, погибшего от нашествия кочевников, по одним данным, в 1096-1097-х, по другим — в1240 году. Братия монастыря, спасаясь от гибели, укрылась в пещерах, где в узких переходах один-два человека могли задержать многократно превосходящее вражеское войско. Сломлено сопротивление монахов было только хитростью: захватчики засыпали все выходы из пещеры, заперев под землей без пищи и воздуха множество народу. При раскопках пещер некоторые из людей были найдены прямо в проходах, где семь столетий тому назад их застала смерть. Открыты пещеры не слишком давно, в 1911 году, тогда же было проведено и их общее археологическое исследование. Революция помешала историкам — в течение долгих лет древний Зверинецкий подземный монастырь оставался закрыт для посещений. Только недавно пещеры стали вновь доступны монахам и паломникам. Теперь это Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь.

Экскурсии проводятся ежедневно в 12.30 и 15.00. Экскурсовод забирает группу в расположенном недалеко Свято-Троицком Ионинском монастыре.
Можно договорится о проведении экскурсии, предварительно перезвонив по номеру: +38 044 285-24-40
Подробнее узнать о пещерах можно на страницах сайта http://zvcaves.kiev.ua
Адрес: ул. Мичурина, д. 24.

Мать всех Софийских храмов на Руси

В центре Киева, на Софийской площади стоит самый древний уцелевший памятник Киевской Руси — Софийский собор. Построен он в XI веке по приказу Ярослава Мудрого. Сын Ярослава Мудрого, Владимир, возвел, стараясь повторить красоту киевской Софии, собор Святой Софии в Новгороде. И в Полоцке был построен собор Святой Софии с таким же архитектурным решением, как Киевский и Новгородский. Взяв за образец Софийский собор в Константинополе, зарождавшаяся Русская Православная Церковь постройками соборов Святой Софии в столицах трех главных удельных княжеств Руси того времени старалась быть похожей на свою наставницу, великую Константинопольскую Церковь.

Софийский собор — настоящее чудо. Никакие фотографии «внутреннего интерьера» собора не передадут живого языка красок, мерцания знаменитой мозаики Божией Матери «Оранта» над алтарем, гармонии объема и пространства, созданного древними зодчими. Этот храм, к сожалению, давно музей, богослужения проводить там запрещено. Но, видимо, так много людей за все время его существования возносило в нем свои горячие молитвы, что, входя в него, верующий человек невольно начинает молиться.

Что еще стоит обязательно посетить в Киеве

Свято-Троицкий монастырь (Китаева пустынь)

Тюркское слово «Китай» означает укрепление, крепость. По лаврскому преданию, основателем обители считается святой благоверный князь Андрей Боголюбский. К XVI-XVII векам здесь был небольшой лаврский скит с пещерами. До 1870 года Китаевская пустынь служила местом погребения почивших иноков Лавры. В XVIII веке здесь подвизалась преподобная Досифея, скрывавшаяся в обители под видом мужчины, беглого крепостного Досифея. Она стала в монастыре старцем. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, будущий св. прп. Серафим, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. В монастырь обычно приезжают поклониться мощам преподобной старицы Досифеи. Мощи ее пребывают под спудом с северной стороны приходской Свято-Троицкой церкви на территории Китаевской пустыни.
Тел.: +38 044 527-97-79.
Адрес: ул. Китаевская, д. 15.

Свято-Троицкий Ионинский монастырь

Монастырь расположен на территории ботанического сада, совсем рядом со Зверинецким монастырем. Основан в конце XIX века по особому благословению Божиему — после неоднократного явления Божией Матери прп. Ионе. Преподобный Иона стал строителем и архимандритом Свято-Троицкого монастыря, прославился еще при жизни многими чудотворениями. Место, на котором прп. Ионе являлась Божия Матерь, сейчас отмечено памятным крестом.
Тел.: +38 044 599-19-70.
Адрес: ул. Тимирязевская, д. 1.

Десятинная церковь Рождества Богородицы

На месте нынешней Десятинной церкви находилось древнее языческое капище, на котором в 983 году были убиты первые православные киевские мученики — Федор Варяг и его сын Иоанн. Более тысячи лет назад, в 996 году, после своего крещения, князь Владимир построил на месте капища первый каменный храм на Руси, пригласив для этого византийских мастеров, и еще до постройки Святой Софии эта церковь стала кафедральным собором киевских митрополитов. Можно сказать, что Десятинная церковь — начало нашей государственности. Десятая часть имущества князя Владимира отчислялась на содержание собора. Отсюда и его название. Сейчас на месте церкви остался только фундамент. В 1936 году ее разобрали на кирпичи. В 2007-м рядом с фундаментом построили новый деревянный храм в честь Рождества Божией Матери. В храме есть частичка мощей святого владыки Иоанна Шанхайского. История начинается сначала.
Адрес: ул. Владимирская, д. 2.

ГДЕ ЖИТЬ?

Паломникам в Киеве можно остановиться в монастырских гостиницах, предварительно получив благословение настоятеля, благочинного или гостиничного монастыря. Гостиницы есть при Киево-Печерской лавре (платная), Фроловском женском монастыре (проживание за пожертвование в очень хорошей небольшой гостинице: ул. Фроловская, д. 6/8. Тел.: +38 044 425-01-81), Покровском монастыре (проживание за пожертвование), храме Св. кн. Ольги (платно). Можно снять заранее через интернет квартиру. Приблизительная стоимость двухкомнатной квартиры недалеко от центра 300-500 гривен с человека (курс валюты примерно такой: за 1 тыс. рублей вы получите 200 гривен с копейками).

Успенский собор – главный храм Киево-Печерской Лавры, одна из прославленных святынь Православной Церкви. Выдающийся памятник древнерусской и украинской архитектуры XI—XVIII вв., почти полностью уничтоженный взрывом 3 ноября 1941г. Здание воссоздано в 1998—2000 гг.

Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря заложена в 1073 г. игуменом Феодосием и князем Святославом Ярославовичем, который «своими руками начал ров копать» и пожертвовал на сооружение 100 гривен золота. Чин основания храма отслужил юрьевский епископ Михаил, поскольку митрополит Георгий тогда был «в Греках». По сказаниям «Киево-Печерского патерика», мерной единицей при сооружении храма послужил золотой пояс, подаренный варягом Шимоном. Ширина церкви была определена в 20 поясов (24,2 м), а длина — в 30 (35,6 м). Место для храма, по молитве св.Антония, обозначилось вначале росой, а затем «палом терниев».

Непосредственной заказчицей собора считали саму Богородицу. По легенде, это она прислала из Константинополя четырех мастеров-зодчих, дав им золото для затрат на строительство, мощи мучеников, которые были положены в фундаменты храма, и чудотворную икону, ставшую наместной. Св.Феодосий успел только заложить фундаменты сооружения. 3 мая 1074 г. он скончался. Церковь была построена при игумене Стефане в 1075—77 гг., строительные работы закончены 11 июля.

Успенский собор. Фото начала ХХ века

Мозаики и фрески созданы бригадой константинопольских художников при игумене Никоне в 1084—88 гг. К сожалению, они не сохранились. Учеником греческих мастеров во время этой работы был Алипий, в будущем прославленный иконописец. При игумене Иоанне в 1088—89 гг. возле северно-западного угла собора построена придельная церковь св.Иоанна Предтечи с крестильней (помещением для освящения воды на Богоявление) в нижнем этаже. Храм был торжественно освящен 14 августа 1089 г., накануне праздника Успения Богородицы, митрополитом Иоанном и епископами Лукой белгородским, Исайей ростовским, Иоанном черниговским и Антонием юрьевским.

«Богосозданная» Великая Печерская церковь была новаторским для своего времени архитектурным произведением. Она не имеет прямых аналогий ни на Руси, ни в Византии. Огромный духовный авторитет Печерского монастыря обусловил то, что его главный храм служил образцом для многих следующих построек. Успенский собор был большим крестово-купольным храмом с нартексом, тремя апсидами и П-образными хорами. Его венчал единственный купол диаметром 8,6 м (на 1 м больше, чем центральный купол Софии Киевской) на 12-оконном барабане. Пол был инкрустирован мозаикой, предалтарная ограда (темплон), киворий (сень над престолом) и косяки порталов сделаны мраморными. В боковых стенах устроены открытые аркосолии для саркофагов. 14 августа 1091 г. в собор торжественно перенесены мощи основателя — преподобного Феодосия.

Во время нападения половцев хана Боняка в 1096 г. собор получил первые повреждения, после чего сделан ремонт здания. В 1109 г. возле южных дверей храма сооружена «боженька» для захоронения Евпраксии Всеволодовны. Археологами также обнаружены остатки западного притвора и нескольких часовен, пристроенных в ХII в. Следующий ремонт относят ко времени архимандрита Василия (1182—94). Вследствие землетрясения 1230 г. церковь «на четыре части расступилась». Во время восстановления полностью переложены стены и своды южного нефа, барабан и свод купола. Во время монгольского нашествия 1240 г. собор вновь пострадал — были разрушены свод купола и конха алтаря. Однако авторы XVII в. чересчур преувеличивали размеры разрушений. Ясно, что храм был быстро восстановлен, поскольку во второй половине ХIII в. он действовал.

Значительную реставрацию осуществил в 1470 г. князь Симеон Олелькович. В это время стены собора были укреплены контрфорсами, появились резной из камня западный портал, готическое окно над южными дверями, новая стенопись, каменный барельефный триптих с изображениями Богородицы, преподобных Антония и Феодосия и надписью, сообщающей об окончании реставрации. После нападения Менгли-Гирея в 1482 г. проведен ремонт куполов апсид, контрфорсов, части сводов, возведена часовня князей Корецких на месте современного придела св.Стефана и часовня с захоронением 1492 г. на месте Трехсвятительского придела. Вероятно, в этих работах принимал участие известный московский строитель Василий Дмитриевич Ермолин, род которого был вписан в Поминальник собора.

Между 1522—33 гг. храм реставрирован на средства князя Константина Ивановича Острожского. В это время сооружен иконостас собора и придел св.Иоанна Богослова, где и было первоначальное захоронение князя. Полное обновление Успенского собора было осуществлено в 1555—56 гг. при архимандрите Иларионе. Тогда же появилась часовня панов Ельцов. В 1579 г. киевский воевода князь Василий-Константин Острожский установил скульптурный монумент на могиле своего отца. Следующую реставрацию осуществил архимандрит Елисей Плетенецкий перед 1618 г. Тогда построен придел Трех святителей, в котором Плетенецкий похоронен в 1624 г.

Петр Могила между 1638—42 гг. осуществил перестройку крыш и куполов, надстройку фронтонов в стиле барокко, пристройку еще двух часовен. Между 1651—55 гг. повышены стены Трехсвятительского придела, на нем сооружен южный фронтон и купол. Ремонты продолжались в 1660—70-х годах, о чем свидетельствует гравюра 1677 г. В 1687 г. один из боковых куполов поврежден молнией. Реставрации 1690-х годов известны по гравюрам 1697 и 1702 гг. В это время Трехсвятительский придел сооружен заново, все приделы повышены под общий карниз, перестроены фронтоны, купола, главный портал и другое.

Наибольший урон собору нанес пожар 22 апреля 1718 г. Присланный из Петербурга в 1720 г. архитектор Федор Васильев не поладил с монастырским начальством и вынужден был уехать. Вместо него в 1722 г. был прислан талантливый московский зодчий Иван Каландин, который и является автором проекта восстановления, начавшегося в 1723 г. Иконостас главного алтаря сооружен на средства гетмана Ивана Скоропадского и заботами гетманши в 1729 г. Резал его черниговский мастер Григорий Петров, а иконы писал Яким Глинский. Пол в 1727 г. был выложен чугунными плитами. Настенные росписи выполнили в 1730 г. художники Лаврской иконописной мастерской под руководством Иоанна Максимовича. Собор был освящен14 августа 1729 г., хотя фасадную лепку «алебастровый мастер» Юзеф Белинский закончил лишь в мае 1731 г. Отстроенный собор имел девять престолов и завершался семью куполами. Но уже в 1767—79 гг. возникла потребность в реконструкции фасадов. В это время изменена форма фронтонов, Степан Ковнир вместе с подмастерьем Яковом Ткаченко заново выполнили фасадную лепку в стиле барокко. В 1772—77 гг. под руководством Захарии Голубовского обновлены настенные росписи.

Последний значительный ремонт собора был проведен в 1893—99 гг. Тогда всю лепку на фасадах заменили на репродукцию, сняли верхние яруса иконостаса. Перед западным порталом появился нелепый стеклянный тамбур. Одновременно храм был заново расписан группой художников под руководством Василия Петровича Верещагина. Живописные работы закончены в 1901 г. При этом варварски уничтожена стенопись XVIII в., содержавшая ряд уникальных портретов лаврских архмандритов и ктиторов — князей, царей и гетманов.

Более чем за восемь столетий существования Успенского собора в нем сложился уникальный некрополь, насчитывавший свыше 300 захоронений. Некоторые надгробия составляли немалую художественную ценность — как-то ампирное надгробие фельдмаршала Румянцева-Задунайского, созданное архитектором Тома де Томоном и скульптором Иваном Мартосом в 1805 г.

После закрытия монастыря в 1926 г. храм использовался как объект музейного показа. Перед отступлением советских войск из Киева Успенский собор, в числе других выдающихся сооружений, был заминирован. Взрыв 3 ноября 1941 г. почти полностью уничтожил древний памятник.

Успенский собор послевзрыва в ноябре 1941 года. Зима 1941-1942 гг.

Указом Президента Украины Успенский собор восстановлен в 1998—2000 гг. по проекту архитектора Олега Граужиса и освящен Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

В соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке Концепции воспроизведения стенописи Успенского собора Киево-Печерской Лавры завершено в декабре 2012 года выполнение работ по отделке главного алтаря собора. Работы выполнены усилиями Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника по манере исполнения Киево-Лаврской живописной школы первой половины XVIII века. Воспроизведенная роспись максимально приближена к аутентичной живописной технике масляными красками. Также практически полностью завершено воспроизведение отделки центральной части собора — стенопись и отделки мраморными панелями. В живописи центрального объема храма изображены семь многофигурных композиций Вселенских соборов, сопровождающиеся большими надписями с перечнем принятых на них правил.

3 января 2013 года Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви, совершил Чин освящения восстановленного главного престола Успенского собора Киево-Печерской Лавры, после которого была совершена Божественная литургия.

23 июля 2013 года Предстоятель Украинской Православной Церкви освятил Царские врата соборного иконостаса.

4 апреля 2015 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил освящение престола южного придела Успенского собора в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В настоящее время внутри храма проводится роспись стен боковых пределов.

В праздничные дни совершается в Успенском соборе Божественная литургия, а также таинства Крещения и Венчания.

Монастыри и храмы Киева

Одной из ярчайших достопримечательностей столицы является Успенский собор Киево-Печерской лавры. Юридический адрес монастыря находится на ул. Лаврской, 15 в городе Киеве. Это – одна из древнейших построек столицы и неудивительно, что огромное количество верующих людей жаждут воочию увидеть это сакральное архитектурное сооружение. Этот восхитительный собор был построен в 1073 году и с тех пор остается одним из крупнейших храмов, сохранившихся со времен Киевской Руси.

Чем еще удивит Успенский собор? Киеву есть чем гордиться!

Этот собор – не просто памятник архитектуры и истории, а почитаемая всеми православными людьми святыня, на территории которой покоятся выдающиеся личности страны. За свою тысячелетнюю историю храм пережил множество подъемов и падений, поэтому сюда непременно стоит прийти не только тем, кто верует, но и тем, кто жаждет разобраться в истории, кто хочет понять особенности культуры. Не зря же ни одна экскурсия по величественному Киеву не обходится без посещения Киево-Печерской Лавры, на территории которой и расположился шикарный Собор Успенский.

Отметить стоит и то, что тысячелетнюю историю хранит в своих стенах Успенский Собор. Киев всегда был привлекательным для окружающих и город за время своего существования переживал как счастливые, так и трагические моменты. Мало кто знает, что Успенский собор стал первым каменным храмом Киево-Печерской Лавры. В далеком 1073 году был заложен первый камень будущего архитектурного шедевра. Согласно истории, строительство храма инициировал князь Святослав. Закладка фундамента происходила при участии князя Святослава. На строительство было выделено 1000 гривен, что по тем временам были просто нереально большие деньги.

Возведение будущей главной Православной Святыни было закончено в течение четырех лет. В 1089 году, по завершении всех внутренних работ, Храм был освящен. Немного позже, вблизи северной стены Храма была воздвигнута церковь Иоанна Предтечи. Украшением церкви стала, с этого момента, икона Успения Пресвятой Богородицы. Трагическими моментами многовековой истории Успенского Собора Киево-Печерской Лавры стали неоднократные разрушения.

Что интересного хранит история об Успенском соборе в Киеве

В XVIII веке храм был отремонтирован, покрашен, и расписан умельцами из иконописной мастерской. Более двухсот лет архитектура не менялась, до трагического 1941 года, когда пострадала и Киевская Лавра. Успенский Собор получил катастрофическое разорение во время немецкой оккупации. Православная святыня была подвергнута грабежу. Фашистами были вывезены предметы из серебра, а также предметы, представляющие высокую материальную и художественную ценность. И лишь небольшая часть утерянных рукотворных шедевров, украшавших Свято-Успенский Собор Киево-Печерской лавры, были позже возвращены. Кроме того, здание архитектурного шедевра было взорвано! Кем было совершено это разрушение, истории неизвестно. По одной версии это были фашисты, по другой – красная армия во время отступления. Впрочем, есть ли смысл сейчас искать виновных? Тем более, что это было не первое разрушение храма, хоть и самое значительное. Здание было неоднократно повреждено нападениями и стихийными бедствиями. В далеком 1096 году Свято-Успенский Собор в Киеве был атакован ханом Боняком.

В 1230 году нынешняя столица Украины пережила землетрясение и здание также пострадало. А через 10 лет, в 1240 году, на Киев напало татаро-монгольское иго. В 1482 году Киев и Успенский Собор в Киево-Печерской Лавре был ограблен крымскими татарами. А в XVIII веке Храм пострадал от пожара. Практически разрушенный во время Великой Отечественной Войны Успенский Собор Киево-Печерского монастыря был полностью отреставрирован по инициативе украинского президента, согласно указа от 1995 года. Это значит, что около 50 лет собор выглядел совершенно не так, как выглядел изначально.

Уже в 2000 году, практически через десять десятилетий, украинская православная святыня была освящена снова. На сегодняшний день Успенский Собор Киево-Печерской Лавры гармонично дополняет ансамбль всего заповедника и является настоящей жемчужиной этого архитектурного и священного ансамбля. Хотя долгие годы на месте храма была всего лишь памятная табличка, напоминающая прохожим о потерянной Святыне. Свято-Успенский Собор по легенде положил начало великому почитанию на Руси Пресвятой Богородицы.

Для тех, кто приезжает в Киев, обязательно нужно посетить это место, чтобы сформировать свое мнение о величественной энергетике Лавры. Не зря говорят, что тут происходят чудеса, уж особенно, в этом соборе. Непременно стоит сказать о том, что Свято-Успенский Кафедральный Собор носит народное название – «Церковь небеси подобная». Действительно, Успенский Собор в Киеве является одной из главных драгоценностей столицы. Помимо того, что он эффективно дополняет великолепный ансамбль Лавры в Киеве, тут возникает устойчивое ощущение благоговения. Тело расслабляется, сознание освобождается от лишних мыслей и, кажется, все вокруг утрачивает свою значимость, ведь внутри поселяется ощущение легкости и внутренней гармонии.

Успенский Собор Печерского монастыря может поделиться и интересными историями, и легендами украинской столицы. Не мудрено, что история собора богата фактами совершения чудес, а стены этого сооружения слышали тысячи благодарностей прихожан. Не зря собор за свою практически тысячелетнюю историю был разрушен, восстановлен и сегодня поражает гостей, паломников и туристов своей красотой и величием. Сюда приходили в полном отчаянии, просить у Бога помощи, сюда приходили поблагодарить Всевышнего за чудеса, которые случались.

Так исторически сложилось, что потрясающей красоты Успенский Собор в Киеве стал не просто архитектурным шедевром, который стоит посетить с целью получения эстетического удовольствия. Тысячелетний Собор стал неким образцом для строительства остальных Православных храмов. Отличительными особенностями архитектурного шедевра являются изысканность, красота, величие. Ну, а характерная ему энергетика – то, что практически нереально передать.

Столица Украины – потрясающий город, который хранит в себе огромное количество достопримечательностей, архитектурных сооружений, достойных внимания. Одно из таких мест – намоленная десятилетиями Киево-Печерская Лавра. Успенский Собор много веков привлекал простых верующих людей, а также князей и царей. Храм известен не только благодаря архитектурной красоте, он также овеян легендами и историями о чудесах.

Так, согласно легенде, греческие мастера, которые участвовали в росписи храма, пришли в Киев по своей инициативе и, кстати, с золотом, так во сне им явилась Пресвятая Богородица с просьбой участвовать в работе над храмом. Проектировщикам и строителям видения храма являлись в полном размере, что вообще трудно представить себе. Именно так, согласно легенде, Православная Святыня стала такой идеальной. А в 1718 году, при пожаре, сгорели все ценности храма. Было уничтожено все, кроме иконы Успения Божьей Матери. Позже при возникновении опасностей, икону выносили и обходили с ней территорию. Согласно легенде, человек, который видит во сне Собор, будет спасен от опасности. Ну, а если говорить о реальности – человек, посетивший стены Успенского Собора в Лавре, получит эстетическое наслаждение от красивейшей архитектуры. А сердце верующего непременно наполнится благодатью в этом месте.

Есть очень много причин, по которым стоит посетить Лавру и, в частности, Успенский Собор. Вы можете сделать это самостоятельно, а можете в рамках прогулки по Киеву, например, в компании аудиогида, разработанного командой okTV. Обязательно включите собор в свой туристический маршрут, и вы точно не пожалеете.

Антоний Печерский (983—1073) — основатель Киево-Печерской лавры, занимает особое место в сонме древнерусских святых и почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов», поскольку основанная им на Киевских горах Печерская обитель многие столетия служила центром и школой древнерусского монашества и просвещения для всей Руси. Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Киево-Печерской Лавры.

Преподобный Антоний (в миру Антипа) родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет Антипа хотел стать иноком. И повзрослев, отправился странствовать. Достигнув Афона, Антипа был поражён красотой и устроением этого святого места. Через два года в одной из Афонских обителей он и принял монашеский постриг с именем Антоний — в честь Антония Великого, признанного родоначальника монашества и пустынножительства, жившего в III–IV веках.

Существует предание, согласно которому он принял иноческий постриг с именем Антоний в небольшом древнем монастыре Есфигмен и проходил монашеское послушание как отшельник, под руководством старца игумена Феоктиста.

Монастырь Есфигмен

Однако, вопрос о том, где именно подвизался преподобный Антоний Печерский на Афоне остается открытым. Ряд исследователей ставят под сомнение распространенные с середины XIX века гипотезы о существовании пещер преподобного Антония Печерского как возле Великой Лавры святого Афанасия, так и Есфигменского монастыря. На Афоне среди русских монахов существует более давнее предание о том, что будущий отец русского монашества изначально подвизался на Святой Горе не в греческом, а в русском монастыре Успения Богородицы («Панагия Ксилургу», или «Древодел»).

Юный инок во всём старался угодить Богу. Особенно преуспевал он в кротости и послушании. Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. На прощание игумен сказал: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы. От тебя произойдёт множество иноков».

Преподобный Антоний Печерский на Афоне

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Антоний начал посещать монастыри в Киевской земле. Но нигде не нашёл он такой правильно устроенной, строгой монашеской жизни, к какой привык на Афоне.

И вот, на одном из холмов Киевских, на Берестовой горе, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом, будущим митрополитом Киевским. Здесь Антоний и остановился. Это было в 1028 году.

Будущий святой предался отшельническому подвигу в пещере, где стал подвизаться в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе.

Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные стали проситься к нему на жительство. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского (†1074).

Стремившихся к иночеству Антоний принимал с любовью. Когда около преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера, и в ней устроены церковь и кельи. Как только работы были закончены, Антоний удалился из обители, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама.

Выкопав себе новую пещеру, преподобный Антоний затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближние и Дальние пещеры Лавры.

Через некоторое время пещеры на Берестовой горе стали тесны для умножившейся братии и паломников. И вот Великий Киевский князь Изяслав упросил иноков построить вместо пещер монастырь.

Как свидетельствует Киево-Печерский патерик, сама Царица Небесная отправила на берега Днепра каменщиков. И послала с ними икону Своего Успения, ставшую главной святыней обители. «Хочу церковь построить Себе на Руси, в Киеве… Приду, чтобы видеть эту церковь, и буду в ней жить», — молвила Владычица. Так начала образовываться Киево-Печерская лавра (Печерская, т.е. основанная над пещерами).

Киево-Печерская лавра

Обитель эта стала первым духовным центром государства Российского и Русской Церкви. Из её стен вышли знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Особенно известны святые Леонтий и Исайя — епископы Ростовские, Нифонт — епископ Новгородский, преподобный Кукша — просветитель вятичей, Нестор и Симон Летописцы.

Ещё при жизни Антония игуменом образованной им обители был поставлен преподобный Феодосий.

Преподобные Антоний и Феодосий Печерские

Когда число насельников достигло 100 человек, с благословения Антония братия построила на горе над Дальней пещерой первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Слава монастыря уже в первые десятилетия его существования распространилась по всей Руси. По образцу Печерской обители преподобного Антония начали строиться и другие.

Вскоре после основания монастыря преподобный Антоний ушёл в полный затвор, устранившись от управления монастырем. Он умер 7 мая 1073 году, будучи 90-летним старцем. Перед смертью явилась ему Пресвятая Богородица и предсказала близкую кончину. Он просил у Неё, чтобы, как жизнь его всегда была утаённой, так и мощи его никогда не были открыты. Желание преподобного Антония было исполнено: его мощи до сих пор не найдены.

До наших дней сохранилось несколько преданий о его погребении. По одному из них, преподобный Антоний, провидя приближение своей кончины, простился с братией и удалился в пещеру, в которой сам выкопал себе место погребения. Наставник печерских монахов запретил братии следовать за ним. А когда он несколько отдалился, внезапно за ним обвалилась земля. Иноки хотели откопать останки преподобного, но тут из-под земли вырвалось пламя и отогнало их. Они решили отойти влево и копать там, но на них обрушился поток воды. Следы огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей на том месте, где обвалилась земля, видны и сегодня.

В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Киево-Печерской Лавры, но так как они не были официальными, то подтвердить документально результаты этих поисков не представляется возможным. Существует современное устное предание о том, что археологам, пытавшимся раскопать предполагаемое место погребения преподобного Антония помешали огненные искры, которые начали появляться во время раскопок. Так или иначе, но Господь не открывает нам мощи двух великих Своих угодников, Антония и Феодосия.

Преподобный Антоний был канонизирован в 1133 году.

Память преподобного Антония совершается:

10 / 23 июля

2 / 15 сентября — вместе с преподобным Феодосием Печерским;

28 сентября / 11 октября — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих.

*****

Тропарь преподобного Антония, глас 4:

От мирскаго мятежа изшед,/ отвержением же мира евангельски Христу последовал еси/ и, равноангельное житие пожив,/ в тихое пристанище Святыя Горы Афона достигл еси,/ отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед/ и тамо трудолюбно жизнь совершив,/ Отечество твое просветил еси/ и, множеству монашествующих стезю, ведущую к Небесному Царствию, показав,/ Христу сия привел еси,/ Егоже моли, Антоние преподобне,// да спасет души наша.

Кондак преподобного Антония, глас 8:

Возложив себе Богу, паче всех возлюбленному от юности, преподобне,/ Тому от всея души любовию последовал еси,/ мира же тленная ни во чтоже вменив, в земли пещеру соделал еси/ и, в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався,/ яко светозарное солнце, во вся концы земли возсиял еси,/ отонудуже, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:// радуйся, Антоние, отче наш.

Ин кондак преподобного Антония Киево-Печерского, начальника всех русских монахов, глас 8:

В мире яко Ангел, отче, пожил еси,/ в земли пещеру себе соделав,/ в нейже добре подвизався противу невидимаго врага козней,/ и оттуду, веселяся, прешел еси к Небесным чертогом./ Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Антоние, отче наш.

Молитва преподобному Антонию Киево-Печерскому

О добрый наш пастырю наставниче, приснопоминаемый иноков российских первоначальниче, преподобне и богоносне отче наш Антоние! Ты горе на небеси пребываеши, мы низу на земли, удалени суще от тебе не толико местом, колико греховною нечистотою нашею; обаче памятующе отеческую любовь твою к людем, ти сродным, припадаем и молимтися с умилением и верою: помози нам, грешным, покаянием очиститися и достойным быти помилования и прощения от Господа и Создателя нашего. Умоли Его благость даровати нам великия и богатыя милости: земли плодоносие, воздуха благорастворение, мир глубок, братолюбие искреннее, благочестие нелицемерное, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедротодательныя Его десницы, но во славу имене Его святаго и во спасение наше. Соблюди, чудотворче святый, благомощными твоими молитвами российския грады, обитель твою и всю страну православно­российскую невредимы от всякаго зла, и вся люди, жительствующия в обители твоей и на поклонение в ню приходящия, осени небесным твоим благословением, и в скорбех, бедах и болезнех утешение, избавление и исцеление им подаждь, да благодарно славим, хвалим и величаем прославльшаго тя Господа, чрез тебе дивно благоде­тельствующаго нам, Безначального Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Его Духа, Троицу Живоначальную и Нераздельную, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Рекомендуем прочитать:

  • Преподобный Сергий, игумен Радонежский (†1392)
  • Преподобный Феодосий Печерский (†1074)
  • Преподобный Илия Муромец Печерский (†1188)
  • Преподобный Максим Грек (†1556)
  • Святая блаженная Матрона Московская (†1952)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *