Педагоги гуманисты

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, — сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него — избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания — до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества — это «искусство», а путь к искусству — «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя жизнь — борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар — свободу воли — к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям — цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире — в стремлении «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

Педагогическая система Коменского — это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей».

В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный процесс.

На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых — одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.

В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский стремился к формированию нравственности и благочестия — непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное».

В таком ключе — человек сам выстраивает свой внутренний мир — предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно большему числу людей и др.). Его инструментами являются и наставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же — организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.

Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника — священное писание и размышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» — приведя этот перечень вопросов, Коменский ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранить душевное равновесие.

При этом определенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманиста Коменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя».

В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает,… и сами к тому же стремились».

В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека.

Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание.

Результат педагогического процесса — достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.

Гуманистическая педагогика это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей. Само понятие гуманизм произошло от латинского слова humanus, означавшего человеческий, человечный. Гуманизм – это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание ее прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий. Гуманизм утверждает универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как совокупность ценностных установок гуманизм является общественным идеалом.

Кратко о гуманистической педагогике

Однако, при всей очевидности положительных факторов, гуманистическая педагогика не становится массовой и фундаментальной наукой для построения всех педагогических систем. Тоталитарные правительства, которые, что бы там не говорили, составляют подавляющее большинство на планете, совсем не заинтересованы в продвижении гуманистических идей в процесс обучения. Они повсеместно внедряют авторитарную педагогику, поскольку именно она позволяет им наиболее комфортно управлять государством, не допуская изъявления воли и подавляя любые возмущения. Россия провозгласила человека высшей ценностью, подчеркнув, таким образом, свою приверженность идеям гуманизма. Полностью преобразовать сложившуюся десятилетиями систему авторитарного образования, нацеленную на воспитание законопослушных и безропотных граждан, пока не получается. Отечественная педагогика постепенно, правда пока очень медленно, поворачивается в сторону гуманистических идей, внедряя эти идеи в педагогическую практику. Конечная цель гуманистической педагогики это воспитание полноценного и полноправного субъекта деятельности, познания и общения. Наиболее значимой и определяющей мерой воспитательного процесса гуманистической педагогики является создание предпосылок для самореализации личности, раскрытие того творческого потенциала, который заложен в каждом человеке изначально, проявление способностей личности.

Отличительными признаками гуманистической педагогики являются: смещение приоритетов педагогики на психические, интеллектуальные, нравственные и физические сферы развития личности, вместо овладения ею определенным объемом информации; сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно мыслящей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного принять самостоятельное решение в различных жизненных ситуациях; обеспечение благоприятных условий для создания нового учебно-воспитательного процесса. Переход учебно-воспитательного процесса на новый, гуманистический уровень следует понимать как отказ от авторитарной педагогики, оказывающей давление на личность и отрицающей саму возможность возникновения между педагогом и учащимися нормальных равноправных человеческих отношений, как переход к личностно-ориентированной форме обучения, придающей абсолютное значение личной свободе и самостоятельности учащихся.

На практике гуманистическая педагогика реализуется конкретными формами и методами инновационной деятельности. К этим формам и методам относятся: дифференциация учебно-воспитательной деятельности; индивидуализация процессов обучения и воспитания; создание условий для развития способностей и наклонностей каждого воспитанника; формирование гомогенных классов и параллелей; комфортность учебно-воспитательной деятельности; психологическая защищенность учащихся; вера в силы и возможности каждого учащегося. И еще: принятие учащегося таким, какой он есть; обеспечение успешности воспитания и обучения; изменение целевой установки школы; обоснованность уровня развития каждого ученика; исключение заочного обучения как мешающего прямому общению педагога с учащимся; переориентация внутренних личностных установок учителя; усиление гуманитарного образования.

Выводы

Некоторые аспекты гуманистической педагогики не являются бесспорными, на практике очень часто реализовать абсолютно все их часто бывает невозможно. И связано это не только со сложившейся системой образования, но еще и с менталитетом основных слоев населения. Принять гуманистическую педагогику в школах как основополагающую пока невозможно. Однако внедрять отдельные формы и методы, способствующие формированию новой, открытой личности, безусловно, нужно. Процесс изменения школьного образования и воспитания это процесс достаточно длительный, но необходимый.

Слово «гуманизм», «гуманность» (от лат. humanns — «человечный») означает систему взглядов, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья. Такая система считает благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе. В социальной педагогике принцип гуманизма означает приоритет социального значения человека, создание условий для защиты его прав, полноценного развития и воспитания, оказания ему помощи в самоопределении и интеграции в общество.

Гуманность, человечность выступают идеалом различных направлений гуманизма, целью которого является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведения, отношения личности к миру.

В современном определении гуманизма мы возвращаемся к философским, психологическим и педагогическим традициям (Н. Бердяев, В. Вернадский, В. Соловьев, В. Сухомлинский, К. Ушинский, Ж. Пиаже, К. Роджерс), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Во все времена идеалом гуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. Так, в сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1494-1553), Мишеля Монтеня (1533- 1592) и другие раскрывается содержание воспитания и были предприняты попытки разобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставления и примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просвещенного человека, избегать ошибки семейного воспитания.

Современное понятие гуманизма в социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными, моральными и физическими ценностями. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка, общение с ними, основанное на доверии, отсутствие принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманное отношение взрослого к ребенку предполагает уважение его права на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

В настоящее время принцип гуманизма в социальной педагогике провозглашает признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития личности, творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество и полной в нем самореализации. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

  • — достойного отношения общества ко всем людям, независимо от их физического, социального и материального положения;
  • — признания права каждого человека быть самим собой, уважительного к нему отношения;
  • — помощи ребенку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать свои проблемы;
  • — понимания милосердия как первой ступени гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь ребенку и взрослому человеку в их интеграции в общество;
  • — стремления не выделять людей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных;
  • — воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности .

В своих работах А. В. Мудрик выделяет наряду с общепризнанными следующие принципы социальной педагогики.

План:

1.Сущность процесса гуманистического воспитания.

2.Закономерности и принципы гуманистического воспитания.

3.Критерии эффективности гуманистически-ориентированного воспитания. Самовоспитание в гуманистической педагогике.

4.Современная отечественная концепция гуманистического воспитания.

1.Сущность процесса гуманистического воспитания. В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали исследовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно. Сегодня воспитание понимают как: передачу социального опыта и мировой культуры; воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);организацию образа жизни и деятельности воспитанника; воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника; создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности. Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления. Как выражение протеста против авторитарного воспитания воз­никает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж.Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естест­венное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последова­телей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику. Опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы 20-х гг. ориентировали педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата. Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуще­ствляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения. Историческая и мировая практика показывают, что цель-идеал воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обще­стве, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

2.Закономерности и принципы гуманистического воспитания. В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы объективных и субъективных условий. Поскольку вышеозначенный процесс реализуется в системе отношения «человек-человек», постольку в нем велика доля взаимной субъективной зависимости воспитателя и воспитанника. Поэтому столь сложно устанавливать закономерности воспитания. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития воспитания в целостном гуманистическом процессе необходимо выделить главную – ориентацию на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий в системе гуманистических принципов воспитания – принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. Он требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов. В то же время саморазвитие личности зависит от степени инди­видуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Гуманистическое воспитание в значительной степени связано с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики.

3.Критерии эффективности гуманистически-ориентированного воспитания. Самовоспитание в гуманистической педагогике. Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах, результативном и процессуальном. Первое означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях – наблюдаемых признаках поведения и сознания: умения и знания учащихся, сформированность коллективных и межличностных отношений, социальная активность, наличие нравственных норм, развитость эстетических вкусов и пр. Уровень воспитанности определяется методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагога. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе. Последнему студенты должны учиться на школьной практике и в самостоятельной работе. Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания — разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение.

4.Современная отечественная концепция гуманистического воспитания. Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения, семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Методы и формы воспитания: клубы, объединения детей и взрослых по интересам, традиционные и новые формы обучения и взаимодействия участников процесса воспитания (центры досуга, общественные движения, самодеятельные организации).

Авторы концепции делают акцент на принципах сотворчества воспитателей и воспитанников, совместно-разделенной деятельности детей и взрослых, свободы и стимулирования деятельности детей, самоорганизации и развития интересов. Основное, что характеризует эту концепцию это: деидеологизация воспитания – освобождение от политической доктрины, идеологии и политического давления на личность; личностная ориентация воспитания — определение целей, содержания, методов от потребностей учащихся и в их интересах, а не в интересах государства; демократизм и гуманизм системы отношений между учениками и учителями. Это следует признать положительным, хотя многое в складывающейся концепции воспитания в российской школе нуждается в серьезной проработке. В связи с этим становится актуальным вопрос о соотношении, сравнении отечественных подходов к воспитанию (традиционных и новых) с мировыми педагогическими концепциями.

Литература:

Задание для студентов:

1. Каким образом может использоваться в гуманистической педагогике принцип параллельного действия?

2. В чем состоит альтернативность гуманистической и формирующей парадигм образования? Какими ценностями должно обладать содержание воспитания с позиций гуманистической педагогики?

3. Охарактеризуйте воспитание через описание его принципов: связи школы с жизнью, целостности, педагогического руководства и самостоятельности учеников, уважения и требовательности к ребенку, опоры на положительное, воспитание в группе и пр. 4.Продолжите фразы:

«Результативный критерий оценки воспитания состоит в том…»

«Процессуальный критерий оценки воспитания означает…»

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Поломошнова Н.А.

В статье анализируются основные принципы деятельности педагога с точки зрения гуманистической педагогики.

Ключевые слова: личность, педагогическая деятельность, гуманистическая педагогика.

В условиях социальных реформ 90-х-2000-х годов, одним из аспектов которых стала реформирование системы российского образования, очень остро стоит вопрос о смысле и принципах педагогической деятельности современного российского учителя. Это проблема не только практическая, но и теоретическая. Причем, верное теоретическое решение этой проблемы позволит установить правильные ориентиры для практической деятельности современного российского учителя. По нашему мнению, основой для реализации высокой педагогической миссии учителя в современной российской школе ожжет быть только гуманистическая педагогика, впитавшая в себя лучшие традиции мировой педагогической мысли, в том числе и российской и советской педагогики. «Гуманистическая педагогика исходит из идеи о гуманности человека, заложенной в его природе и способной к проявлению, самоактуализации. Она видит свою цель в раскрытии гуманных творческих возможностей каждого человека. Ее идеал – здоровая творческая личность. Гуманистическая педагогика исходит из убеждения в том, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, истине, добру, справедливости и красоте являются одновременно величайшей потребностью человеческого существования.»

Одним из главных принципов гуманистической педагогики является тесная связь образования и жизни. Умение педагога выйти за рамки предмета и осмыслить образовательный процесс в тесной взаимосвязи с реальным миром, с изменениями подходов и приоритетов в образовании – необходимое требование современной школы и жизни. «Non scholae, sed vitae discimus» (учимся не для школы, а для жизни) — говорили древние. Сегодня подросток минимально испытывает воздействие собственных родителей, озабоченных зарабатыванием денег, воспитательных систем школы, которые находятся в постоянном поиске, изменении и неопределенности (то мы занимаемся развивающим образованием, то здоровьесберегающим, то личностно ориентированным). Отсутствие влияния книг, которых он не читает, друзей, которых нет, усугубляет процесс взаимодействия в Сети, подросток порабощен гаджетами, бездушными игрушками, слабо социализирован.

Учитель, идущий на урок, должен все это помнить, осознавать и строить свое общение с детьми, свою методику проведения урока, внеурочных занятий с учетом всех этих нарушений и издержек. Учителю жизненно необходимо выстраивать свою систему обучения, именно свою, ибо если он будет только старательно внедрять на уроке новые технологии, новые методы которые так активно, бессистемно, с завидной настойчивостью навязываются сверху, то вся его деятельность будет сплошным дайджестом, разрозненными стеклышками калейдоскопа, которые никогда не сложатся в картинку и не позволят осуществить целостный подход в деле воспитания личности. А ведь именно эту цель должен быть более всего преследовать настоящий учитель – профессионал – воспитание личности ребенка, осмысление целостной картины мира. Это более важные задачи, чем формирование компетенций, предметных и мета-предметных навыков. «Это ставит перед глобальным сообществом проблему «образования для нового тысячелетия», в меньшей степени ориентированного на формирование тех или иных предметных компетенций, но позволяющего людям самых разных возрастов осмыслить свою жизнь и принять свою судьбу».

Важной составляющей системы образования является наличие и четкое обозначение задач учебно-воспитательного процесса. Что мы хотим увидеть в итоге наших усилий? какого выпускника мы себе представляем? Успешного, социально-адаптированного, способного идти напролом к своей цели или духовно-развитого, утонченного, способного к творчеству и самопожертвованию; эгоистичного, делового, практического человека или способного отдаваться патриотическим устремлениям, видеть чужую боль, способного сострадать и помогать нуждающимся. Беда состоит в том, что тот набор требований к выпускнику школ и его воспитателям можно, мягко говоря, назвать общим понятием «Объять необъятное».

Фельдштейн Д.И. пишет: «При этом нам важно самим четко определиться – к чему мы стремимся готовить ребенка – к конкуренции, власти, деньгам? Или к осознанию ответственности за себя и других людей, за безопасность жизни на Земле, стимулируя совершение поступков, достойных человека?!» . То есть, пока мы, педагоги, идем к заветным, неведомым и недостижимым целям, мы оказываем свое, порой непоправимое, воздействие на наших учеников. И насколько вредоносно это воздействие, если мы не отдаем отчета, чему мы учим своих детей, чего хотим от них добиться.

То есть, я веду к тому, что прежде чем приступить к процессу образования, учитель должен четко осознать:

1) что он работает с очень тонким материалом – душой ребенка;

2) осознавать свои замыслы и цели;

3) необходимость выработать демократический стиль общения (авторитарный уже не работает);

4) способы стимулирования познавательной активности;

5) преобладающие методы работы (творческие, поисковые, проблемные).

6)И конечно, представить себе педагогический идеал воспитанника.

Я себе его представляю таким:

— способность мыслить (как следствие – развитая речь),

— нравственные начала личности,

-умение жить в коллективе,

-способность к здоровой конкуренции,

— стремление к взаимопомощи,

-творческое начало,

— способность к саморазвитию.

Здесь на помощь приходит личностно-ориентированное образование. «Научить» самообразованию себя как личности, вооружить механизмом целенаправленного самоизменения на всю оставшуюся жизнь – это и составляет образовательную функцию личностно-развивающего образования!» — утверджает Сериков В. В. Многое из того, чему мы учим детей, позабудется, но в сухом остатке должен остаться самый главный навык, необходимый для жизни – умение и постоянное желание учиться чему-то новому.

«Гуманистическая педагогика рассматривает себя в качестве инструмента укрепления и воспитания воли к жизни и стремления конструктивно взаимодействовать с миром. Она ориентирует образование на развитие у детей и взрослых креативности, изобретательности, оптимизма, уверенности в себе, гибкости, открытости миру и тем изменениям, которые в нем постоянно происходят…

Педагогическая составляющая гуманистического мировоззрения состоит в том, чтобы заложить в воспитуемом основы здравомыслия, научить самостоятельно размышлять над проблемами добра и зла, истины и лжи. Она чужда технологиям выработки слепого следования традиционным правилам, нормам и предписаниям. Это скорее дескриптивная, описательная и демонстрационная, а не прескриптивная, предписывающая или авторитарная педагогика. Это педагогика диалога и сотрудничества.»

Поэтому очень важным моментом в деле образования и воспитания является свод принципов, на которые опирается учитель.

1.В первую очередь, это принцип гуманизма. Перед тобой человек! – уважай его, принимай его таким, какой он есть, каждый ребенок индивидуален, развивай его способности и уверенность в своих силах, не унижай, не дай засомневаться, что он хуже других.

2.Учителю, как и врачу, необходимо понимание принципа Гиппократа «Не навреди!». Это еще один наиважнейший принцип воспитания, необходимый педагогу как воздух. Соблюдай целесообразность в обучении и воспитании. Построй свои действия так, чтобы ребенку нравилось учиться, заниматься делом, которое ты предложил ему. Заинтересуй, а не заставляй! Увлеки, а не применяй палку. Ученик не должен терять здоровье в процессе обучения, а только его наращивать.

3.Принцип побуждения к самостоятельной деятельности: только знания, и умения, которые учащийся добыл сам, останутся его настоящим багажом — воспитание стремления к знаниям, к действию – вот главная заслуга учителя, педагога. здесь важно понять, что образование для ребенка будет непрерывным на протяжении жизни и поэтому более важно не то, что дал учитель, а то, что взял, добыл учащийся сам. Это возвышает его в своих глазах, дает ему заряд уверенности в своих силах на пути постижения мира.

4. «Красота спасет мир!» Учи и воспитывай на положительных примерах.

«Любование, наслаждение прекрасным естественно перерастает в желание жить по законам красоты — творить прекрасное, наслаждаться прекрасным, созданным своими руками » , – говорил известный педагог В.Сухомлинский. Действительно, в красоте содержится творческая, созидательная основа, способная делать человека добрее, человечнее, одухотвореннее. Человеку открывается радость жизни, если он видит красоту природы, слышит прекрасную музыку, созерцает произведения искусства. Ребенок, который с детства соприкасается с прекрасным, погружаясь в мир музыки, изобразительного искусства, получает на всю жизнь особую прививку, которая впоследствии, во взрослой жизни помогает ему не зачерстветь душой, развивать в себе творческие начала, сострадать другому человеку, не позволяет опускаться до уровня человека общества потребления, которому интересны только его физические наслаждения. Учитель активно привлекает в своей работе все виды искусства: живопись, музыку, театр. И замечательно, если это он делает не только на уроке, а во внеурочное время, когда можно в непринужденной обстановке обсудить увиденное и услышанное. А если он общается с детьми на природе, в походе, в поездке, насколько это обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его горизонты и взгляд на мир.

5. Принцип коллективизма. Человек живет среди людей, и как бы он ни был индивидуален, он должен уметь общаться, находить общий язык в коллективе. Именно в школе ребенок должен научиться уважать не только себя, но и окружающих, увидеть их проблемы и заботы, понять, что он человек среди людей, это даст ему возможность на стать эгоистом, впоследствии успешно создать семью, найти свое место в трудовом коллективе, в кампании или фирме. Дело учителя помочь ребенку почувствовать себя полноправным членом коллектива через общие дела, заботы и развлечения.

Печально наблюдать, как негативно влияют на образовательный процесс в школе отсутствие стабильности, постоянно изменяющиеся правила игры: ЕГЭ, ГИА, которые разрушают целостность воспитательного и образовательного процесса, создают ситуацию постоянного стресса не только для учащихся, но и для учителей. Вообще, возникает ощущение, что образовательную систему вслед за модернизацией поразил некий управленческий идиотизм, основанный на отсутствии единства в подходах к целям и задачам образования, а, вернее, отсутствия четких целей, подмена идеи воспитания и образования формалистскими штучками, в виде компетенций. Эти проблемы отталкивают молодых специалистов, не желающих работать в таких условиях. Но, думается, что еще есть запас прочности в кадрах старой закалки, в среднем поколении учительского сообщества, и не за горами то время, когда вольются в школу новые силы серьезных, думающих педагогов, воспринимающих свою профессию не только как способ зарабатывания средств, но и как миссию в гуманистической педагогике.

Гуманистическая педагогика – педагогика практического деятельного гуманизма, который не уклоняется от признания фактов антигуманизма, в том числе и в педагогике, а активно борется с ними педагогическими средствами. «Гуманистические психология и педагогика помогают человеку осознать потребность совершенствования, а также придать ей максимально безопасный для самой личности характер. Гуманизм признает возможность и действительность бытования в человеке антигуманного, бесчеловечного, и человек должен учиться максимально ограничивать проявление своего негатива, контролировать темную сторону своего существа. Гуманистическая педагогика исходит из уверенности в возможности обуздания человеком своей бесчеловечности в ходе личного самосовершенствования и плодотворного общения с миром и людьми.»

Крайне велика роль гуманистической педагогике как позитивной альтернативы комплексу негативных явлений, развивающихся сегодня в российском образовании в результате непродуманных реформ и неоправданных попыток переноса на российскую почву западных модеоейй и стандартов образования. «Существующая система образования все более превращает знание в товар на рынке идей, инструмент манипулирования людьми. Гуманистическая педагогика призвана преодолеть отчуждение человека от самого себя, от своих способностей и потребностей. В ее рамках этические принципы проверяются каждым человеком непосредственно в контексте конкретной ситуации, своего уникального жизненного опыта. Поэтому педагог не должен упускать возможности при обсуждении этических и других ценностных проблем обращаться к личному опыту учащихся и напоминать им о науке доверять своему внутреннему я, быть открытым для нового опыта, – возможно, тяжелого, даже трагического, поскольку сама суть жизненных дилемм состоит в столкновении необходимого или должного с системой личных ценностей.

Современный гуманизм предлагает конструктивную этическую альтернативу, способную обеспечить высокую жизнеспособность личности и общества перед лицом все более сложных психологических, социальных и правовых проблем. По своему духу гуманистическая педагогика противостоит иррационализму и догматизму. Гуманизм выступает здесь за нравственную свободу каждого отдельного человека определять смысл и образ своей жизни на основе не столько групповых, идеологических или религиозных, но прежде всего общечеловеческих ценностей. Гуманистическая педагогика побуждает личность к осмыслению этих ценностей. Следует снова подчеркнуть, что гуманизм, не связывая себя ни с одной политической или религиозной доктриной, способствует развитию демократического мышления.»

Мы считаем, что теоретическая разработка и практическое внедрение гуманистической педагогики в массовое педагогическое сознание и трансформация на основе ее принципов современной российской системы образования является главным условием преодоления наметившейся в последнее время тенденции деградации российского образования.

Литература

2.Кудишина А.А. Гуманистическая педагогика. URL: ttp://hum.offlink.ru/education/kurses/pedagogics-main/Pedliterature/

4.Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.,1982.

5.Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития. «Проблемы современного образования» 2010. №2. — с.5-12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *