Педагогическая библиотека

Сотрудничество учителя и библиотекаря в формировании навыков

функционального чтения учащихся

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать»
(Д. Дидро).

Трудно не согласиться со словами Дени Дидро, жившего более 200 лет назад. Но за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему в российском обществе, как и во многих странах мира, сильно изменилось.

В 2016 году была принята Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской федерации (09.04.2016 №637-р)

В ней представлена система взглядов на основные проблемы. Даны основные направления реализации Концепции. В пункте «Литература»: усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст.

О проблеме отсутствия функционального чтения у четверти населения страны неоднократно заявляла министр образования и науки Ольга Васильева.

Функциональное или смысловое чтение — это умение понимать и пересказывать содержание прочитанного текста. В результате отсутствия этого умения школьники, по словам министра образования, «вынуждены тратить много времени на выполнение уроков». Отсутствие навыков функционального чтения отрицательно сказывается при выполнении различных заданий и на уроках по всем предметам: чтобы решить задачу — надо понять о чем она, т.е. понять смысл написанного. Чтобы пересказать текст на предметах устного цикла (история, обществознание, биология, география, физика) нужно составить план пересказа, переработать в голове, о чем рассказано в параграфе, дополнительном материале. Ученик хорошо перескажет домашнее задание, при условии, что он поймет смысл прочитанного, а не вызубрит (в лучшем случае) материал. Именно осмысление прочитанного и понимается под термином функциональное, смысловое чтение. Несформированность этого умения может привести к неуспешности на итоговой аттестации: по обществознанию, биологии в тестах имеются задания, связанные с пониманием текста и ответом на вопросы по этому тексту, составлением плана данного текста.

С 2018г. в 9 классе введено итоговое собеседование как допуск к итоговой аттестации, которое включает в себя 3 части:

1. Работа с текстом — выразительное чтение, пересказ.

2. Составление текста по фото или по предложенной теме.

3. Беседа с экзаменатором по вопросам, в которой проверяется навык связной речи.

Таким образом, основой всех видов функциональной грамотности – математической, глобальной, финансовой, естественно – научной, информационной является читательская грамотность.

К основным умениям читательской грамотности (смыслового, функционального чтения), развитие которых должно обеспечить успешность детей, их хорошую успеваемость и качество знаний можно отнести:

-умение осмысливать цели чтения;

-умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

-умение определять основную и второстепенную информацию;

— умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

-умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации

-умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально — делового стилей;

Вопросы развития навыков функционального чтения (как одной из составляющих функциональной грамотности) неоднократно рассматривались на заседаниях методических объединений учителей начальных классов, учителей гуманитарного цикла, естественно – научного цикла. В декабре был проведен методический семинар «Формирование навыков функционального чтения как одно из важнейших условий успешного обучения». В соответствии с планом методической работы школы в декабре 2018г. администрацией были посещены уроки в 1-9 классах. Цель: развитие функциональной грамотности учащихся через формирование навыков функционального чтения на уроках.

Библиотека играет большую роль в образовательном процессе. Чтобы достичь максимального использования потенциала школьной библиотеки, необходимо постоянное сотрудничество учителей школы со школьным библиотекарем.

Сотрудничество учителя и библиотекаря должно быть направлено на то, чтобы:

— пропаганда чтения

– расширять их кругозор, совершенствовать навыки функциональной грамотности;

-готовить и проводить проектную, исследовательскую работу, выполняемые в расширенной среде обучения, которая включает школьную библиотеку;

– развивать и оценивать информационные навыки и информационные знания обучающихся, оказывать помощь в поиске, подборе, сортировке и использовании информации;

– разрабатывать планы уроков, внеклассных занятий, мероприятий по воспитательной работе с детьми;

Эта работа хорошо знакома каждому школьному библиотекарю. Вся деятельность школьной библиотеки тесно связана с работой учителя в урочной, внеурочной деятельности и в рамках воспитательной работы с обучающимися. Новые же образовательные стандарты предполагают более тесное и творческое сотрудничество учителя и школьного библиотекаря.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня педагогического процесса.

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение обучающихся необходимой литературой. Эта работа проводится совместно с учителями-предметниками, классными руководителями и администрацией школы.

Библиотечный фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующимися в образовательном учреждении. В библиотеке постоянно ведется работа по обновлению и пополнению как учебной, так и художественной литературы.

При подготовке к новому учебному году проводится работа по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе. Ежегодно проходит обсуждение УМК. Библиотекарь доводит до сведения учителей – предметников новый Федеральный перечень – учитель изучает его и формирует заказ по своему предмету. Выносит вопрос заказа новых учебников на МО – это обсуждается на заседании МО — руководитель МО представляет решение МО на педсовет – педсовет утверждает заказ в соответствии с выделенной денежной квотой. Такой путь способствует подбору УМК, отвечающего нужному уровню образования.

С целью обновления и пополнения фонда школьной библиотеки ежегодно проводится акция «Подари книгу школе!» при содействии классных руководителей и учителей – предметников. Ребята и родители приносят в библиотеку книги, которые они уже прочли, делятся с другими читателями школьной библиотеки. Таким образом, каждый ученик может внести свой вклад в библиотечный фонд школы.

Совместной работа библиотекаря и учителя в рамках урочной деятельности подразумевает информационную поддержку учителя, оформление книжных выставок, обзоров литературы по теме урока, помощь в поиске и отборе информации За 5 лет работы в библиотеке накоплен большой материал к

классным часам, связанный с вопросами чтения, про писателей, ученых, исторические презентации, аннотации к книгам – юбилярам. Все это доступно учителям, учащимся, родителям.

Занятия со школьниками по обучению информационной грамотности проходят в тесном сотрудничестве с учителем информатики. И учитель, и библиотекарь учат школьника как найти информацию, отобрать нужную, качественную, суметь оценить степень достоверности, развивать информационную компетентность школьников. Это, безусловно, очень важный аспект в процессе адаптации ученика в современном информационном пространстве.

Органичной частью единого процесса руководство чтением детей в библиотеке является и формирование библиотечно–библиографической грамотности. Это происходит при обслуживании читателей на абонементе: рекомендательные беседы при выдаче книг, беседы о новых поступлениях (книг, журналов, справочников. Анализ дневника библиотеки помогает в исследовании читательских интересов пользователя. Ежегодно в мае совместно с учителями начальных классов и учителями русского языка и литературы обсуждается и подбирается списки литературы на лето: «Лето, книга, я – верные друзья». Формированию библиотечно–библиографической грамотности способствует оформление информационных стендов-папок: — Правила пользования книгой. — Правила поведения в библиотеке.

Особое место в привитии детям любви к книге, к чтению отводится библиотечным урокам. Библиотечные уроки проводятся с учащимися по плану, утвержденному директором школы. Тематика уроков разнообразна и зависит от возраста: «Говорящая обложка» — о структуре книги, Как читать книгу, первое посещение «Правила обращения с книгой. Бережное отношение к книге», «Детские книги и журналы» «Апостол – первая печатная книга», Культура чтения периодики, книги по естественным наукам и техники для подростков, научно- познавательная литература, навыки самостоятельной работы с книгой.

В качестве примера я хочу рассказать о занятии «Волшебный мир театра». В самом начале урока учащиеся работали со словарями: необходимо было найти значение слова «театр». После знакомства с историей театра, театров г. Самара и «виртуального посещения театра», учащимся была предложена работа с текстом: выделить главное предложение, отражающее нашу тему. Далее эти предложения были представлены в презентации. В заключении учащиеся, также работая с текстом, выбрали слова про театр и составили синквейн. Подобные занятия продолжают развивать у учащихся умения и навыки, заложенные на уроках. В этом также прослеживается совместная работа учителей и библиотеки по формированию навыков читательской грамотности, навыков осмысленного чтения.

Большую роль в формировании навыков функционального чтения играет внеурочная деятельность, организованная на базе библиотеки. Несколько лет я вела занятия внеурочной деятельности во 2-4 классах » Волшебный мир книги», в этом учебном году на занятия «Литературной шкатулки» приходят учащиеся 5-6 классов. Программа занятий составлялась совместно с учителями русского языка и литературы. Обе программы «Волшебный мир книг» и «Литературная шкатулка» реализует общеинтеллектуальное направление. Основная задача занятий воспитание грамотного читателя (под термином грамотного ученика в настоящее время мы понимает не техническую сторону, а смысловую сторону чтения: понимание, осознание, синтез и анализ, т. е. осмысление текста). Поэтому, цель внеурочных занятий в библиотеке научить школьников:

-планировать чтение.

-осознанно, правильно, выразительно читать;

-давать нравственную оценку героям произведения;

— -извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

-самостоятельно выбирать книги для чтения;

-работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.

Особенность программы в том, что темы модулей переплетаются, некоторые занятия приурочены к датам, событиям, знаменательным дням.

В октябре к 200- летию со дня рождения писателя И. С.Тургенева учащимся была показана презентация «Писатель с русской душой». А потом учащиеся выбрали понравившиеся произведения Ивана Сергеевича для самостоятельного чтения. На следующем занятии учащиеся рассказали о прочитанном, поделились впечатлениями, высказали свое отношение к героям произведений. Далее состоялась игра – викторина по творчеству писателя.

В ноябре учащиеся сами подготовили презентацию на тему «Путешествие в прошлое: От папируса до компьютера». Я подобрала некоторые научно- популярные книги, энциклопедии. Мы совместно составили план – вехи нашего «путешествия». Каждый отвечал за свой пункт, подбирал, изучал материал, выделял тот материал, который считал важным и самым показательным, оформлял слайд презентации. В результате совместной работы (учащиеся, библиотекарь, учитель информатики) получилась работа, с которой потом ученики выступили перед начальной школой.

Часто на занятиях по теме «Слов драгоценные клады» мы проводим

час тихого чтения. Дети в спокойной обстановке, располагаются, как хотят, выбирают книгу и читают. Ещё применяю такую стратегию текстовой деятельности, как: Чтение в кружок (попеременное чтение). Первым читает всегда библиотекарь, текст передаётся следующему чтецу. Задача читающих читать с пониманием, задача слушающих задавать чтецу вопрос, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

Наиболее эффективными технологиями, помогающими развивать читательскую компетентность и информационную культуру школьников, выступают: технология использования игровых методов и обучающе-развивающих игр. Конкурсные и воспитательные мероприятия: поле чудес «Лучшие друзья моей души», «Самый читающий класс», игра «Умники иумницы» квест – игра «Путешествие в царство книг» способствуют развитию у учащихся навыков бережного отношения к книгам, формированию читательской грамотности учащихся.

Проводятся у нас викторины и литературные игры после домашнего прочтения произведения школьниками. Такой вид деятельности вы увидите сегодня на внеурочном занятии по произведениям В.Бианки. Совместные мероприятия по пропаганде чтения, формированию читательской грамотности проводятся в тесном сотрудничестве с сельской библиотекой,

Формированию навыков чтения способствуют мероприятия массового характера: день словаря, афоризмы, акции читаем книги о войне, «Передай книгу другу». В ноябре в России традиционно отмечается День

словаря. Этот праздник приурочен ко дню рождения Владимира Ивановича Даля – автора самого знаменитого русского словаря. К этому дню в школьной библиотеке организовывается выставка словарей, на которой учащиеся смогли знакомяться с разнообразием словарей, биографией В.И. Даля. Для учащихся организуются беседы: 2-3 классы — «Словарь – наш помощник», 5-7 классы – » Культура пользования словарями», 8-9 классы – » Словари как хранители и трансляторы национальной культуры»

Очень популярна акция — «Книжкина больница». Ремонт книг вместе с учащимися в школьной библиотеке содействует бережному отношению к книгам и способствует продвижению чтения. Ребята рассматривают обложку, перелистывают страницы, успевают прочесть какие-то отрывки – в конце работы некоторые предпочитают взять книжку с собой. После анализа читательских формуляров в конце года определяется «Лучший читатель», «Лучший знаток книги», «Самый читающий класс».

Проект «Живая классика» — всероссийский ежегодный конкурс чтецов,
проводимый в нашей школе совместно со школьной библиотекой, тоже способствует продвижению чтения книг и направлен на формирование эстетических чувств, навыков выразительного и «смыслового чтения» непрограммных текстов, творческого осмысления прочитанного.

Школьная библиотека принимает участие в исследовательской и проектной деятельности, обеспечивая учащихся и учителей необходимым материалом. При участии библиотеки были разработаны и оформлены проекты «Мы разные- мы вместе», «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», «Моя родословная», «Моя Россия – моя страна» была оказывала помощь в подборе материала для исследовательских работ: «Амарант- культура будущего» и «Иван Грозный» (участвующие в проекте «Взлет»), оказана помощь в подборе некоторого материала к дистанционному проекту «Тропинками науки».

В этом году в библиотеке начата работа по сбору и формированию папки «Работа с текстами по разным предметам» ученики могут в любое свободное время прийти в библиотеку и взять текст по русскому языку, биологии и обществознанию и работать с ним.

Становление ребенка как читателя, формирования навыков функционального чтения не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени. Исследования психологии и развития детей показали, что чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фазы, своеобразные»окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты,

названные способности могут развиваться. Например, для речевого развития «окно» закрывается— в 9-10 лет, для способности к чтению — в 12-15 лет. Нужно успеть приучить ребенка необходимости и потребности читать. Ведь именно книги обеспечивают: интеллектуальное и эмоциональное развитие языка, социальное и образовательное развитие, социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам.

Разнообразны формы взаимодействия библиотеки и педагогов с родителями.

Рассказать о необходимости формирования навыков функционального чтения, убедить и настроить родителей на решение этой проблемы — этим вопросам было посвящено выступление библиотекаря на родительском собрании «Смысловое чтение – залог успешности учащихся». Библиотекарь рассказала о том, чтение — это первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни, что читающий ребенок быстрее развивается,

Родителям вручили памятки » Правила по воспитанию у ребенка потребности в чтении и книге».

В начальных классах разработан проект «Читательский экспресс «Ученый поезд – Читалочка», который предполагает совместную работу детей и родителей. Стало традицией в конце учебного года проводить конкурсную программу в начальных классах «Папа, мама, я – читающая семья». В этом году в 5-8 классах разрабатывался проект «Познай мир с книгой» по формированию личности ребенка средствами художественных произведений. Такие проекты объединяют учителей, родителей, школьного библиотекаря в общем стремлении «заразить» детей чтением и к возрождению традиции семейного чтения.

Работа школьной библиотеки пересекается с работой учителя. И тесное сотрудничество, содружество, сотворчество библиотекаря с классными руководителями и учителями – предметниками, родителями становится необходимым условием качественного образовательного процесса в школе.

Таким образом, школьная библиотека, не только является участником педагогического процесса, но с каждым годом возрастает ее роль в формировании навыков функционального чтения учащихся.

Спасибо за внимание. Хочу пожелать всем активных посетителей и пополнение библиотеки новыми художественными книгами.

Последний анонс. Судьбой ученого-литературоведа и педагога Андрея Попова стал Михаил Лермонтов

Заметный след в истории культуры Ставрополья оставил известный ученый-литературовед, критик, педагог Андрей Васильевич Попов, у которого мне довелось в свое время учиться. «Здравствуйте, дети мои!» – так обращался к нам, студентам Ставропольского государственного педагогического института, входя в аудиторию, профессор Попов. Фраза эта произносилась вовсе не для красного словца. Она выражала истинное отношение к молодежи этого большого, с непослушным кудрявым чубом, светлыми голубыми глазами, веселого, открытого человека. И мы, его ученики, отвечали взаимной любовью.

ПЕРСОНАЛИИ (список составлен в алфавитном порядке фамилий)
Юрий Верольский
Александра Калмыкова
Вера Орлова
Андрей Попов
Иван Сахаров
Симон Соловейчик
Бенджамин Спок
Василий Сухомлинский
Константин Ушинский

Народный учитель. Константин Дмитриевич Ушинский

«Ушинский – это наш народный педагог, так же как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец».
Лев Николаевич Модзалевский
Трудно назвать другого преподавателя дореволюционной России, пользовавшегося таким же авторитетом, такой же любовью учителей, детей и их родителей, как Константин Дмитриевич Ушинский. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народных школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств. Более чем пятьдесят лет, вплоть до самой революции, целые поколения русских детей и преподавателей воспитывались на книжках, написанных Ушинским.
Константин Дмитриевич родился в дворянской семье 2 марта 1824 года. Его отец, Дмитрий Григорьевич, окончил Московский благородный пансион и был человеком весьма образованным. Долгое время он находился на военной службе, участвовал в войне 1812 года. Выйдя в отставку, осел в Туле, зажил мирной жизнью и женился на дочери местного помещика. Через некоторое время после рождения Константина их семье пришлось переехать: его отца назначили на должность судьи в расположенный на Черниговщине небольшой, старинный городок Новгород-Северский. Все детство и отрочество будущего педагога прошли в усадьбе на берегу Десны в окружении красивейших мест полных преданий глубокой древности. Первые одиннадцать лет жизни Константина были безоблачными. Он не знал ни нужды, ни домашних дрязг, ни строгих взысканий. Мать, Любовь Степановна, сама руководила занятиями сына, сумев пробудить в нем пытливость ума, любознательность и огромную любовь к чтению. В 1835 году, когда Константину пошел двенадцатый год, его мама умерла. Ушинский на всю жизнь сохранил о ней самые нежные воспоминания.
Вскоре отец женился во второй раз, выбор его пал на сестру генерала Гербеля, управляющего Шостенским пороховым заводом. Как ни велика была происшедшая в семье маленького Константина перемена, она, к счастью, никак не отразилась на нем пагубными последствиями. Спустя некоторое время после смерти матери Ушинский поступил в местную гимназию, благодаря домашней подготовке он был зачислен сразу в третий класс. В классе преобладали великовозрастные ученики из среды не дворянской. Однако это не помешало Ушинскому сблизиться с ними. Он часто бывал дома у бедняков-одноклассников, наблюдал обстановку в их семьях, образ жизни, воззрения и привычки. Эти «уроки» очень сильно пригодились ему в будущем.
В обучении же молодой Ушинский не отличался особым прилежанием. Обладая огромными способностями, он редко выполнял домашние задания, довольствуясь повторением пройденного прямо перед занятиями. Все свободное время мальчик предпочитал посвящать прогулкам и чтению. К слову, гимназия и отцовская усадьба располагались на противоположных концах города, расстояние между ними составляло около четырех километров. С момента поступления и до самого окончания учебы в ней Ушинский, очарованный красотой здешних мест, а в особенности берегами Десны, предпочитал преодолевать этот путь пешком, проходя в общей сложности не менее восьми километров ежедневно. Желая расширить области доступного чтения, Константин Дмитриевич без посторонней помощи в совершенстве изучил немецкий язык и мог свободно читать Шиллера. Однако самостоятельные работы завели его слишком далеко – несмотря на свои недюжинные таланты, он не сумел выдержать выпускного экзамена и, как следствие, остался без аттестата.
Получив на пороге выхода в жизнь первый щелчок, Ушинский вовсе не растерялся. Наоборот, с жаром принялся готовиться к вступительному экзамену в столичный университет. В 1840 году он успешно выдержал все проверки и оказался в рядах студентов юридического факультета. В этот период времени Московский университет переживал времена небывалого подъема. Большая часть профессоров была людьми молодыми, недавно возвратившимися из-за границы с огромным запасом знаний, горячей преданностью науке и твердой в нее верой. Звездами первой величины в блестящем составе преподавателей были профессор государственного права и законоведения Петр Редкин и профессор истории Тимофей Грановский. На лекции этих светил стекались студенты всех факультетов, включая математический и медицинский. Редкин и Грановский замечательно дополняли друг друга. Первый не отличался особым лекторским дарованием, однако увлекал своих слушателей неумолимою логикой, глубиною и обширностью эрудиции. Его речи всегда вызывали напряженную работу мысли. Второй, наоборот, обладал изумительным мастерством чтения, действуя преимущественно на чувства слушателей, возбуждая интерес к истории, однако не пробуждая усиленной интеллектуальной работы.
Ушинский изучал предметы выбранного им факультета свободно, без затруднений. Обладая отличной памятью, он запоминал не только главную мысль изложенного материала, но и все частности. На лекциях он редко оставался в роли пассивного слушателя, вставлял удачные замечания, задавал вопросы. Зачастую после уроков по какому-либо предмету ему случалось объяснять своим друзьям мысли, которые им не удалось понять в профессорском изложении. Однако Ушинский пользовался любовью одноклассников не только из-за прямого и открытого характера, интеллекта и остроты высказываний. Он умел быть по-настоящему хорошим товарищем, охотно делил с друзьями свой последний рубль, последнюю трубку табаку. Стоит отметить, что в студенческие годы Ушинскому приходилось очень трудно. Состояние его семьи с каждым годом все уменьшалось, деньги поступали из дома редко, их не хватало даже для самой скромной жизни. В течение всего времени учебы в университете Константину Дмитриевичу приходилось давать частные уроки.
Блестяще учась, Ушинский не забросил своего знакомства с художественной литературой. На русском он предпочитал читать Пушкина, Гоголя и Лермонтова, на французском – Руссо, Декарта, Гольбаха и Дидро, на английском – Милля и Бэкона, на немецком – Канта и Гегеля. Наряду с этим будущий педагог страстно увлекался театром, визиты в который считал для себя обязательными. Он ежемесячно выделял из своего скромного бюджета некоторую сумму, на которые покупал самые верхние, дешевые места.
В 1844 году Константин Ушинский окончил юридический факультет «вторым кандидатом» прав. Еще два года он продолжал стажироваться в стенах университета, после чего граф Строганов, являвшийся попечителем Московского учебного округа, пригласил его в Демидовский юридический лицей, расположенный в Ярославле. Несмотря на молодой возраст, Константин Дмитриевич был назначен на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук на кафедре государственного права, законоведения и финансов. Познакомившись с учащимися заведения, Ушинский писал: «В каждом из них в большей или меньшей степени чувствуется специалист, но очень мало «человека». А между тем все должно быть наоборот: воспитание должно оформить «человека», – и только потом из него, из личности развитой, непременно выработается соответствующий специалист, любящий свое дело, изучающий его, преданный ему, способный приносить пользу в выбранной им области деятельности в соответствии с размерами своих природных дарований».
Молодой профессор довольно быстро завоевал расположение лицеистов. Он блестяще владел предметом, умел ясно и интересно объяснить труднейшие моменты из теории познания и истории философии, а потрясающая эрудиция, простота в общении, неравнодушие к проблемам окружающих и человечное отношение к ученикам и вовсе сделали его всеобщим любимцем. Популярности также способствовала знаменитая речь, произнесенная Константином Дмитриевичем на торжественном собрании 18 сентября 1848 года. В эпоху слепого подражания отечественной науки науке заграничной, в основном – немецкой, Ушинский выступил с резкой критикой немецких методов камерального образования. В своей речи он сумел доказать, что зарубежные камералисты весьма неудачно объединили искусство и науку, а их учебники по предмету являются лишь сборниками советов и предписаний по разным областям промышленности. Однако Ушинский не ограничился лишь критикой, отвергнув немецкую систему, он предложил свою собственную. По его предложению камеральное образование должно было базироваться на подробнейшем изучении жизни и потребностей народа нашей страны в тесной связи с местными условиями. Разумеется, данные взгляды не встретили поддержки среди руководителей учебного заведения, посчитавших их вредными для учащихся, подстрекающими к протесту против бытующих порядков. Попечитель лицея написал на молодого преподавателя несколько доносов, над Константином Дмитриевичем был организован негласный надзор.
В 1850 году на совете преподавателей лицея было оглашено новое требование, – предоставить всем учителям полные и подробные программы своих курсов, расписанные по дням и часам. Предписывалось даже указывать, из какого конкретно сочинения и что намерены цитировать преподаватели. Это вызвало новые столкновения Ушинского с руководством. Он с жаром доказывал, что каждый педагог, прежде всего, должен считаться со своими слушателями и что раздробление курса по часам «убьет живое дело преподавания». Однако его призвали не рассуждать, а беспрекословно исполнять. Верный своим принципам, со словами «на такое не отважится ни один добропорядочный преподаватель», Ушинский подал прошение об отставке. Его примеру также последовали некоторые учителя.
Потеряв работу, Константин Дмитриевич какое-то время перебивался литературной поденщиной – писал переводы, рецензии и обзоры в мелкие провинциальные журналы. Попытка устроиться в какое-либо уездное училище сразу вызывала подозрения, ибо было непонятно, почему молодой профессор решил поменять престижную, высокооплачиваемую должность в Демидовском лицее на нищенское место в захолустье. Полтора года промучившись в провинции, он перебрался в Петербург. Связей и знакомств у него не было, обойдя множество школ, училищ и гимназий, бывший профессор с огромным трудом устроился на место чиновника департамента иностранных вероисповеданий.
Департаментская служба не могла обеспечить педагога, в то время уже женатого на Надежде Семеновне Дорошенко, происходившей из древнего казацкого рода. Зато необременительная работа не препятствовала поиску других занятий. По-прежнему увлекаясь изучением иностранных языков и философией, Ушинский получил доступ к журнальной работе в самых различных ее видах – в качестве переводчика, компилятора, критика. Довольно скоро за ним упрочилась репутация образованного и талантливого писателя. Однако подобная деятельность оплачивалась весьма скудно, забирая при этом много времени и сил. Его здоровье, никогда не отличавшееся особенной крепостью, пошатнулось. Прекрасно понимая опасность продолжения подобных занятий, Ушинский начал активно искать выход.
Все изменила случайная встреча под конец 1853 года с бывшим коллегой по Демидовскому лицею П.В.Голохвастовым. Этот человек знал и ценил дарования Константина и помог найти ему новое место. Уже 1 января 1854 Ушинский уволился из департамента иноземных исповеданий и отправился в Гатчинский сиротский институт в качестве преподавателя русской словесности. В стенах этого заведения воспитывалось более шестисот мальчиков-сирот. Институт был известен своими суровыми порядками, регулярной муштрой и строжайшей дисциплиной. За малейшую провинность подростков лишали еды, сажали в карцер. По идее подобные порядки должны были сделать из них людей, преданных «Царю и Отечеству». Ушинский же так охарактеризовал новое место работы: «Наверху экономия и канцелярия, в середине администрация, под ногами учение, а за дверьми – воспитание».
Пять лет он пробыл в Гатчине и сумел за это время многое изменить. За основу новой системы воспитания Ушинский положил развитие чувства искреннего товарищества. Ему удалось искоренить фискальство, каждый, кто совершал вредный проступок, согласно неписаному закону должен был найти в себе мужество признаться в нем. Также педагогу удалось полностью изжить воровство. В институте стало считаться доблестью защищать и поддерживать слабых. Некоторые заложенные Константином Дмитриевичем традиции прочно привились сиротам и передавались из одного поколения в другое вплоть до 1917 года.
Через год Ушинского повысили в должности, назначив инспектором классов. В ходе одной из проверок он обратил внимание на два опечатанных шкафа. Сорвав замки, он обнаружил в них то, что дало ему последний толчок в поисках как самого себя, так и своего места в мире. В них находились бумаги бывшего инспектора Егора Осиповича Гугеля. О нем помнили лишь то, что он был «чудаком-мечтателем, человеком не в своем уме», кончившим в сумасшедшем доме. Ушинский писал о нем: «Это была необыкновенная личность. Едва ли не первый педагог, серьезно взглянувший на дело воспитания и увлекшийся им. Горько же он поплатился за это увлечение…» Пролежавшие более двадцати лет уникальные, лучшие по тем временам и никому не нужные труды по педагогике Гугеля, которые не уничтожили только из-за лени, попали в руки Ушинского. Изучив бумаги умершего инспектора, Константин Дмитриевич, наконец, четко осознал свой путь.
В 1857-1858 годах в России возникли первые печатные издания для преподавателей. Известный русский педагог Александр Чумиков пригласил Константина Дмитриевича работать в основанном им «Журнале для воспитания». Одной из первых работ Ушинского была статья «О пользе педагогической литературы», в которой он облек в четкие формулировки продуманные им за долгие годы мысли и идеи. Статья имела колоссальный успех. После этого Константин Дмитриевич стал постоянным автором журнала Чумикова. Каждая его работа развивала новые взгляды на методы воспитания в стране, обличала чиновников от просвещения, видевших проявление вольнодумства в каждой новаторской затее. Его статьи зачитывались до дыр, в один миг педагог стал известным, а его мнение авторитетным. Современники говорили о нем: «Вся внешность Ушинского содействовала тому, чтобы слова его глубоко западали в душу. Крайне нервный, худощавый, выше среднего ростом. Из-под густых, черных бровей лихорадочно сверкают темно-карие глаза. Выразительное лицо с тонкими чертами, высокий прекрасно очерченный лоб, свидетельствующий о недюжинном уме, черные, как смоль, волосы и черные бакены кругом щек и подбородка, напоминающие густую, короткую бороду. Бескровные и тонкие губы, проницательный взор, видящий, казалось, человека насквозь…. Все красноречиво говорило о присутствии упорной воли и сильного характера…. Тот, кто видел Ушинского хотя бы раз, навсегда запоминал этого человека, разительно выделявшегося из толпы своею внешностью».

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора в Смольный институт. Перейдя в «институт благородных девиц», он первым делом способствовал приглашению туда новых талантливых учителей – Семевского, Модзолевского, Водовозова. Процессу преподавания, проводившемуся прежде формально, вскоре был придан систематический и серьезный характер. Затем, основываясь на принципах демократизации народного образования, Константин Дмитриевич уничтожил существовавшее в институте разделение на благородных и неблагородных (мещанских) девиц, введя совместное обучение. Кроме того, воспитанницам было позволено проводить праздники и каникулы у родителей. Развитие получили направления естествознания, географии, русской истории и риторики. Воспитанницы познакомились с произведениями Лермонтова, Гоголя и многих других авторов, о которых ранее ничего не слышали. Унылое преподавание математики, признававшейся по традиции предметом, не постижимым для женских умов, было впервые поставлено как одно из лучших средств для развития логического мышления. Появился специальный педагогический класс, в котором ученицы получали специальную подготовку для работы воспитательницами. Ушинский ратовал и за обучение самих преподавателей, введя для этого новую форму – семинары.
После его двухлетней работы «институт благородных девиц», прежде не интересовавший столичное общество по причине своей рутины и замкнутости, вдруг сделался предметом внимания со стороны всего Петербурга. О происходящих там реформах говорила печать, представители разных ведомств, родители учениц и обычные преподаватели стремились попасть туда и послушать лекции. То, что они видели и слышали в институте, вызывало у них изумление. Ученицы всех классов обоих отделений более не тяготились учением, напротив, были явно захвачены занятиями, обнаруживая при этом большие способности. Из кукол и кисейных барышень они превратились в разумных, развитых девушек со здравыми понятиями и суждениями. Между преподавателями Ушинского и ученицами были простые и естественные отношения, основанные на взаимном доверии, уважении и доброжелательстве. При этом авторитет учителей в глазах учащихся был очень велик.
К сожалению, в Смольном институте повторилась та же история, что и в Ярославле. Свежая струя воздуха, ворвавшаяся в затхлую атмосферу классных дам, понравилась далеко не всем. Настойчивый и энергичный в достижении целей, никогда не поступающийся своими принципами, не умеющий ладить с самолюбцами и лицемерами, Ушинский нажил себе к 1862 году целую массу врагов. Основной конфликт разгорелся между ним и начальницей института – Леонтьевой, обвинившей педагога в безбожничестве, вольнодумстве, аморальности и непочтительном отношении к начальству. Однако просто так уволить Ушинского уже было невозможно. Его имя обрело слишком большую популярность в России. И тогда был использован «благовидный» предлог – самочувствие Константина Дмитриевича. Для лечения и одновременно изучения школьного дела талантливый педагог был командирован за границу. Фактически же это было изгнанием, растянувшимся на пять лет.
Полный планов под наплывом новых идей научного характера, Ушинский побывал в Швейцарии, Италии, Бельгии, Франции, Германии. Праздное развлечение и отдых были ему чужды, везде он посещал учебные заведения: детские сады, приюты, школы. В Ницце знаменитый педагог неоднократно беседовал с императрицей Марией Александровной о проблемах воспитания. Известно, что она даже поручила Ушинскому разработать систему воспитания наследника русского престола.
За границей Константин Дмитриевич сумел написать уникальные труды – учебные книги «Детский Мир» и «Родное Слово». Их успех после издания в России был ошеломительным. И это не поразительно, скорее – закономерно. Во-первых, книги Ушинского являлись первыми в стране учебниками для начального обучения. Во-вторых, они распространялись по общедоступной цене. В-третьих, учебники были понятны детскому сознанию. До этого не существовало книг для детей, доступных детям. Впервые ребятишкам из глухой провинции предлагали не зубрежку маловразумительных слов, а понятные и интересные рассказы о хорошо известном им мире – о природе и о животных. Этот мир был родным домом для простого народа, и народ знал о нем все – его нравы, его повадки и его язык. Еще в юности Ушинский писал: «Называйте меня варваром в педагогике, однако я глубоко убежден, что прекрасный ландшафт обладает огромным воспитательным влиянием на развитие юной души… День, проведенный посреди рощ и полей, стоит недель, проведенных на учебной скамье…». Однако Ушинский не стал останавливаться на достигнутом. Вслед за двумя книгами он выпустил «Книжку для учащих» – особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову». Данное пособие по преподаванию родного языка до 1917 года выдержало более 140 изданий.
Интересный факт – в бытность министром народного просвещения А.В.Головнина, «Детский Мир» Ушинского заслужил похвалу за прагматичность, разнообразие и богатство статей по естествознанию, помогающих наглядному ознакомлению ребятишек с предметами природы. В 1866 году, спустя всего пять лет, Константин Дмитриевич был поражен известием, что его книга не была допущена комитетом министерства народного просвещения, возглавляемого уже графом Д.А.Толстым. Тот же самый ученый комитет, который давал первую рецензию о «Детском Мире», на этот раз истолковал статьи как развивающие у детей материализм и нигилизм. Лишь в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века «Детский Мир» вновь рекомендовали во всех учебных заведениях, хотя, разумеется, никаких изменений в книге не произошло.
Живя за границей, Ушинский задался целью написать общедоступную антропологическую книгу, заключающую в себе упорядоченное собрание всех сведений о природе человека. Для этого ему пришлось перечитать массу сочинений знаменитых естествоиспытателей и мыслителей от Аристотеля до Дарвина, Канта и Шопенгауэра и сделать из них надлежащие выписки, чтобы затем связать их общей идеей, получив единое представление о том, что уже было известно науке о человеческой природе. Только на подготовительные работы у него ушло пять лет. С целым багажом сырого материала, Ушинский вновь возвратился в Северную столицу в 1867 году. В конце этого же года он выпустил в свет первый том своего основного жизненного труда, названного им «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В 1869 году появился второй – и последний – том. Данное сочинение является единственной в мировой педагогической литературе антропологической энциклопедией. В ней представлена важная информация для любого, кто интересуется свойствами физической и духовной природы человека. Константин Дмитриевич планировал написать и третий том, однако этот труд остался незаконченным.
Какой бы разнообразной ни была педагогическая деятельность Ушинского – журнальная, кабинетная, в личном и письменном общении с другими педагогами – она не поглощала всех его сил. В нем еще не умерла жилка ученого, и он очень любил бывать на университетских диспутах. Константина Дмитриевича живо интересовали история, философия, гистология, анатомия и физиология человека, юридические науки и политическая экономия. В 1867 году он опубликовал в «Голосе» прекрасный очерк «О голоде в России», в котором предстал недюжинным экономистом, хорошо понимающим основы экономического благосостояния страны. К тому же Ушинский был блестящим полемистом. Находчивый и остроумный, логичный и точный в положениях и выводах, он полностью оправдывал название «ученого бойца». Присутствуя на университетских диспутах, Ушинский, высоко ценящий науку, никогда не стеснялся называть вещи своими именами и прямо говорить горькую правду. Из-за этого у него часто случались яростные споры с патентованными учеными, многие из которых косо смотрели на вмешательство Ушинского в их ученые области.
Положение Константина Дмитриевича в эти годы можно было назвать завидным. Хотя ни о какой преподавательской работе речи не шло (министр народного просвещения даже не принял его прошения), материальное положение знаменитого педагога находилось в самом цветущем состоянии в связи с необычайным спросом на все его печатные труды. Не занимая какого-либо официального поста, он был слышим по всей России, – разумеется, для лиц, интересующихся педагогическими проблемами. Самостоятельный в распоряжении своим временем и в выборе занятий, ни от кого не зависимый, Ушинский мог по праву считать себя счастливым, однако для этого, к сожалению, ему не хватало самого главного – здоровья.
Охваченный жаждой деятельности гениальный педагог совершил ошибку, оставшись в Петербурге до весны 1870 года. Его больная грудь с трудом выносила сырые петербургские весны и осени. Окончательно разболевшись, Ушинский был вынужден отправиться за границу, в Италию. Однако в Вене он слег и провалялся в больнице две недели. Местные медицинские светила рекомендовали ему вернуться в Россию и отправиться в Крым. Константин Дмитриевич так и сделал, поселившись неподалеку от Бахчисарая. За месяц он настолько окреп, что предпринял путешествие по южному берегу Крыма и посетил город Симферополь, в котором принял участие в съезде народных учителей. Эти места Ушинский покинул в середине лета 1870 года. Бодрый духом и телом, полный самых лучших надежд он уехал в свое имение в Черниговской губернии в расчете вернуться сюда вместе со всем семейством.
Существовало и еще одно обстоятельство, торопившее Ушинского. Его старший сын, Павел, окончил курс военной гимназии и был направлен в одно из высших военных заведений страны. Летние каникулы он решил провести вместе с семьей. Юноша был великолепно развит, как физически, так и умственно и подавал большие надежды. Константин Дмитриевич не чаял в нем души. Однако в свое имение педагог вернулся как раз к похоронам сына, по случайности смертельно ранившего себя на охоте….
Это был страшный удар, окончательно надломивший душевные и физические силы Ушинского. Оставаясь внешне спокойным, он замкнулся, избегал разговоров даже с родными. Осенью этого же года Константин Дмитриевич вместе со всей семьей переехал в Киев, где устроил двух дочерей в институт. Однако жизнь здесь страшно тяготила его: «Душит глушь, ничего близкого сердцу. Но полагаю, для семьи будет лучше, чем в другом месте. О себе не думаю – кажется, моя песня спета уже окончательно». В это же время доктора пытались уговорить его вернуться в Крым на лечение, однако сам педагог рвался в Петербург. Он писал: «Плох ли, хорош ли Петербург, но я сжился с ним сердцем… там я бродил без куска хлеба, там сделал состояние; там безуспешно искал должность уездного учителя и разговаривал с Царями; там был неизвестен ни одной душе и там заслужил себе имя».
В Крым Ушинский отправился крайне неохотно. Вместе с ним поехали двое младших сыновей. По дороге педагог простудился, а по приезду в Одессу у него выявили воспаление легких. Сознавая, что близится его конец, он без промедления вызвал из Киева остальных членов семьи. В ночь со 2 на 3 января 1871 года Константин Дмитриевич скончался. Ему было всего 46 лет. После смерти педагога его дочь Вера открыла в Киеве на собственные средства мужское училище. Другая дочь, Надежда, в селе Богданке, где было имение Ушинских, на деньги, полученные от продажи рукописей отца, основала начальную школу.
Ушинский любил повторять, что для правильного воспитания мало одной лишь любви и терпения к детям, еще необходимо изучать и знать их природу. Процесс воспитания он считал величайшим, святым делом, требуя, чтобы к нему относились со всей серьезностью. Он говорил: «Неправильное воспитание тяжко отзывается на всей жизни человека, это основная причина зла в народе. Ответственность за это падает на воспитателей… Преступник тот, кто занимается воспитанием, не зная его». Несмотря на запреты, сочинения великого Учителя продолжали печатать, тысячи преподавателей во всех концах России пользовались ими. В общей сложности книги Ушинского разошлись в разных слоях и классах русского населения десятками миллионов экземпляров.
Спустя почти два века с момента рождения Константина Ушинского многие из его фраз до сих пор не теряют актуальности. Он говорил: «Разве в быстром передвижении на пароходах и паровозах, в мгновенной передаче новостей о цене товаров или о погоде через электрические телеграфы, в износке как можно большего количества толстейших трико и тончайших бархатов, в истреблении смердящих сыров и благовонных сигар человек откроет, наконец, предназначение своей земной жизни? Конечно же, нет. Окружите нас этими благами, и увидите, что мы не только не сделаемся лучше, но даже не будем счастливее. Мы или будем тяготиться самой жизнью или начнем понижаться до уровня животного. Это есть нравственная аксиома, из которой человеку не вывернуться».
По материалам биографического очерка М.Л.Песковского «Константин Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность»

Ольга Зеленко-Жданова
Источник: сайт московского горкомитета КПРФ

Классики российской и зарубежной педагогики. Избранные сочинения и монографии.

Классики русской педагогики

Вентцель Константин Николаевич (24 ноября 1857 — 10 марта 1947) — русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания.

Борьба за свободную школу

Декларация

Освобождение ребенка

Основные задачи нравственного воспитания

Отделение школы от государства

Этика и педагогика творческой личности

Водовозов Василий Иванович (27 сентября 1825 — 17 мая 1886) — русский педагог, переводчик, детский писатель; муж писательницы и педагога Е. Н. Водовозовой.

Избранные педагогические сочинения

Лесгафт Пётр Францевич (8 (20) сентября 1837 — 28 ноября 1909) — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России.

Избранные педагогические сочинения

Острогорский Алексей Николаевич (25 января 1840 — 2 октября 1917) — видный русский педагог и писатель, пропагандировал и развивал передовые идеи, выдвинутые общественно-педагогическим движением 60-х гг. XIX в.

Избранные педагогические сочинения

Шацкий Станислав Теофилович (1 июня 1878 — 30 октября 1934) — ризвестный русский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания.

Избранные педагогические сочинения. Том 1

Избранные педагогические сочинения. Том 2

Стоюнин Владимир Яковлевич , русский педагог, историк русской литературы.

Избранные педагогические сочинения

Избранные педагогические сочинения

Избранные педагогические сочинения

О воспитании и образовании

Классики советской педагогики

Блонский Павел Петрович(1884—1941) — русский (после 1917 — советский) философ, педагог, психолог

Избранные педагогические и психологические сочинения. Том 1

Избранные педагогические и психологические сочинения. Том 2

Воображение и творчество в детском возрасте

Макаренко Антон Семёнович(1 (13) марта 1888 — 1 апреля 1939) — советский педагог и писатель.

Педагогическая поэма

Книга для родителей

Макаренко Антон. Том 1. Педагогические работы 1922-1936

Макаренко Антон. Том 2. Марш тридцатого года

Сухомлинский Василий Александрович (28 сентября 1918 г. — 2 сентября 1970 г.) — выдающийся советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики.

Избранные произведения. Том 1

Избранные произведения. Том 5

Щетинин Михаил Петрович (17 октября 1944) — советский и российский педагог, член Российской академии образования, член КПСС с февраля 1977 года.

Объять необъятное

Классики зарубежной педагогики

Гербарт Иоганн Фридрих (4 мая 1776 — 14 августа 1841) — немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

Педагогические сочинения

Адольф Дистервег (1790—1866) был одним из замечательных педагогов-демократов первой половины XIX в., «учителем немецких учителей».

disterveg-a-izbranny-e-pedagogicheskie-sochineniya-1956

Дьюи Джон (20 октября 1859 — 1 июня 1952) — американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам.

Психология и педагогика мышления

Коменский Ян Амос (28 марта 1592 — 15 ноября 1670) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Дидактические принципы

Избранные педагогические сочинения

Корчак Януш (настоящее имя Эрш Хенрик Гольдшмит 22 июля 1878 — 6 августа 1942, Треблинка) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.

Как любить ребенка

Локк Джон (29 августа 1632 — 28 октября 1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.

Избранные сочинения в трех томах

Монтессори Мария (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач, педагог, учёный, философ.

Дом ребенка

Помоги мне сделать это самому

Песталоцци Иоганн Генрих (12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Избранные педагогические произведения. Том 1

Избранные педагогические произведения. Том 2

Избранные педагогические произведения. Том 3

Эпоха нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в ряд классиков науки о воспитании и образовании. В их числе следует прежде всего назвать И. Г. Песталоцци, И. Ф Гербарта, Ф. В. А. Фрёбеля, Ф. А. В. Дистервега.

В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.

И. Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами воспитывался в дружной семье, постоянно терпевшей жизненные невзгоды. Как многие таланты, Песталоцци был доверчив до наивности. Но вместе с тем это был человек несгибаемой воли, никогда не пасовавший перед преследовавшими его неудачами.

В 1774 г. Песталоцци учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Воспитательной деятельностью Песталоцци занялся под сильным влиянием идей Руссо, после прочтения «Эмиля». В планы Песталоцци входило научить крестьянских детей рациональным приемам сельскохозяйственного труда. Он надеялся посредством связанного с производительным трудом воспитания дать сиротам и беспризорным надежду на независимую и активную жизнь. «Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе», — пишет Песталоцци о своих наблюдениях в Нейгофе.

Воспитанники Нейгофа работали в поле и прядильно-ткац-ких мастерских. Они приобретали минимум общего образования (письмо, счет, чтение, пение). В сущности, это была попытка соединить обучение и производственную практику.

В 1780 г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Надежды обеспечить материально приют за счет производительного детского труда потерпели крах. Сам Песталоцци лишился средств к существованию.

Отойдя на время от практической деятельности, Песталоцци пишет педагогический роман «Лингард и Гертруда», который

принес ему некоторые средства, а главное — громкую славу. Так, Законодательное собрание Французской республики объявило Песталоцци почетным гражданином Франции.

В 1789 г. для Песталоцци открылась возможность возвратиться к излюбленным занятиям. Он открывает воспитательное учреждение для сирот и нищих в Станце, где с особой тщательностью организует и исследует воспитывающий труд и развивающее обучение. У него рождается идея элементного умственного, нравственного и физического воспитания.

Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспитателя выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. Он вновь и вновь возобновляет педагогическую работу — поначалу в Бургдорфе (1800—1804), затем в приюте для бедных в Ивердо-не (1805—1826).

На закате жизни Песталоцци пишет ряд сочинений, в которых обобщает свой опыт. Среди них — знаменитая «Лебединая песня».

Песталоцци предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он пришел к убеждению, что таковыми являются элементы — простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов.

Песталоцци призывал вслед за Руссо вернуться в воспитании к «высокой и простой сообразности с природой». Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис «жизнь формирует». Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Песталоцци немало сделал для того, чтобы педагогика отвечала требованиям времени. Актуален в этой связи его взгляд на опытные школы как на генераторы научных педагогических идей.

Путем реализации своей педагогической теории Песталоции разработал метод элементного образования. Суть метода заключалась в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые, по его убеждению, заложены в каждом ребенке. Песталоцци разделил педагогический процесс на простейшие элементы. Число, форму, язык он определил как первичные элементы умственного воспитания; отношения ребенка с матерью, чувство гармонии, упорядоченности, красоты — как элементы нравственного воспитания; череду взаимосвязанных простых телодвижений, умение ударить, кинуть и пр. — как элементы физического и трудового воспитания и т. д. Указанные элементы Песталоцци предложил сделать первоосновой разностороннего развития личности.

Элементы — своеобразные «кирпичики», из которых, по Песталоцци, складывается воспитание. Число «кирпичиков» постепенно увеличивается. Так, при нравственном воспитании постепенно расширяется круг детской любви: родители, братья и сестры, учитель, школьные товарищи и т. д. Говоря об элементном нравственном воспитании, Песталоцци писал: «Все элементарное нравственное воспитание покоится вообще на трех основаниях: выработать с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние; упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, превозмогая себя и прилагая усилия; и наконец, сформировать нравственные воззрения через размышления и сопоставление правовых и нравственных условий, в которых ребенок находится…»

В качестве «кирпичиков» элементного физического и трудового воспитания предлагались гимнастические упражнения по развитию суставов в ходе естественных движений (ходьба, бег, поднятие тяжестей и пр.).

Метод элементного образования — это определенная система развития способностей и упражнений. Метод предполагал взгляд на обыденное как на нечто неизведанное и любопытное, т.е. намечалось поощрять детское свойство удивляться миру и познавать его. Метод предполагал самостоятельность воспитанников. Учащиеся сначала вместе с учителем, а затем сами должны развивать свои физические силы и способности.

Цели и средства педагогических воздействий раскрывались Песталоцци прежде всего в содержании элементных понятий. Так, программа воспитания бедняков, направленная на то, чтобы обеспечить физическую тренировку вкупе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей в самых неблагоприятных социальных условиях, включала несколько пунктов:

ум (склонность к самостоятельным суждениям), достоинство (способность к самозащите и самопомощи); нравственность (деятельная любовь и доброта к ближним); физическое здоровье; профессия и культура труда; система мировоззренческих ценностей.

Фридрих Фрёбель (1782 — 1852) в своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, — включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «свое божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

В основном педагогическом сочинении Фрёбеля «Воспитание человека» (1826) подчеркнуто, что человек по своей сути — творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в человеке, поступательное развитие человека и закон природосообразного воспитания. В своем развитии, полагал Фрёбель, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

Основой педагогической системы Фрёбеля является теория игры. По Фрёбелю, детская игра — «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе. Природа представлялась Фрёбелю в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, — средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром ребенка и внешним миром.

Иоганн Фридрих Гербарт (1746- 1841) — философ, психолог, математик — один из выдающихся педагогов XIX века.

Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Педагогические сочинения Гербарта («Первые лекции по педагогике» (1835), капитальная «Общая педагогика»

(1806), другие работы) отличаются рациональностью, сложностью восприятия.

Гербарт видел в педагогике как науке в первую очередь методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов и основоположений» и фундаментальных условий результативности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как эмпирической, так и философской педагогики, представители которых исходили из фактов либо из философии. Соответственно он настаивал на суверенности педагогической науки: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук».

Гербарт видел в педагогике не только науку, но и искусство, владея которым педагог в каждом конкретном случае поступает в соответствии с тем, что «предоставил ему практический опыт».

Педагогика, по Гербарту, будучи самостоятельной наукой, опирается на т. н. практическую философию (этику и психологию). С помощью этики намечаются педагогические цели, с помощью психологии — способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пяти главным критериям: внутренней свободы, совершенства, благожелательности, законности и справедливости.

Главный тезис рассуждений Гербарта — формирование нравственного человека. Это — ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии — управление, обучение и нравственное воспитание.

Гербарт замечал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Он указывал, что управление само по себе не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предложена была система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение детей в деятельность и пр.

Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова и вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование.. без обучения есть цель, лишенная средств» Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у детей «собственных свободных душевных состояний».

Гербарт попытался разделить обучение на преподавание и учение. Он искал некую «естестественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре такие ступени: две — по углублению обучения, две — по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением — соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других — самостоятельная работа ученика и слово учителя.

Гербарт определил три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический. Главенствующее место отдавалось аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Нравственное воспитание как часть триединого педагогического процесса должно было прежде всего формировать волю и характер будущего члена общества. Предлагался свод рекомендаций по нравственному воспитанию. Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него. Он предложил шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, мора-лизаторский, увещевающий.

Гербарт во многом определил развитие западной педагогики XIX в. Ему последовал, например, ряд немецких ученых, в частности Г. Циллер (1817—1882), В. Рейн (1847—1929).

Если объектом внимания И. Ф. Гербарта было прежде всего гимназическое образование, то другой крупный немецкий педагог, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790—1866), сосредоточил свои исследования в сфере народной массовой школы. Достоинство педагогических воззрений Дистервега не в особой оригинальности, а в блестящей интерпретации и популяризации педагогических идей Руссо, Песталоцци, немецкого Просвещения и классической философии.

Основной педагогический труд Дистервега — «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природа-сообразности и культуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угла «развивающе-воспитательное и образовательное обучение». Дистервег предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.

Как дидакт Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.

Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он — автор множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинарий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *