Переход на григорианский

Григорианский календарь

Григориа?нский календа?рь в католических странах был введён папой Григорием XIII 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366.

365,2425 = 365 + 0,25 — 0,01 + 0,0025 = 365 + 1/4 — 1/100 + 1/400

Отсюда следует распределение високосных годов:

• год, номер которого кратен 400 — високосный;

• остальные годы — год, номер которого кратен 100 — не високосный;

• остальные годы — год, номер которого кратен 4 —високосный.

Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 10 000 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением.

Месяцы

Согласно григорианскому календарю год делится на 12 месяцев, продолжительностью от 28 до 31 дня:

История

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке лат. Inter gravissimas («Среди важнейших»).

• Во-первых, новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок.

• Во-вторых, в нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Год високосен, то есть содержит 366 дней, если:

1. номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

2. остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (…1892, 1896, 1904, 1908…).

• В-третьих, модифицировались правила расчета христианской пасхи.

Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее юлианского календаря. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных церквей постановлено, что Пасха, также как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие по тому календарю, по которому живёт Поместная церковь. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

Разница юлианского и григорианского календарей

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

Век Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
XVI и XVII 10 29.02.1500-28.02.1700 10.03.1500-10.03.1700
XVIII 11 29.02.1700-28.02.1800 11.03.1700-11.03.1800
XIX 12 29.02.1800-28.02.1900 12.03.1800-12.03.1900
XX и XXI 13 29.02.1900-28.02.2100 13.03.1900-13.03.2100
XXII 14 29.02.2100-28.02.2200 14.03.2100-14.03.2200
XXIII 15 29.02.2200-28.02.2300 15.03.2200-15.03.2300

До 5 (15) октября 1582 года был только один календарь — юлианский. Пересчитывать задним числом можно согласно таблице. Например, 14 (23) июля 1471 года.

Даты перехода стран на григорианский календарь

Последний день юлианского календаря Первый день григорианского календаря Государства и территории
4 октября 1582 15 октября 1582 Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (федеративное государство в составе Великого княжества Литовского и Польши)
9 декабря 1582 20 декабря 1582 Франция, Лотарингия
21 декабря 1582 1 января 1583 Голландия, Брабант, Фландрия
10 февраля 1583 21 февраля 1583 Льеж
13 февраля 1583 24 февраля 1583 Аугсбург
4 октября 1583 15 октября 1583 Трир
5 декабря 1583 16 декабря 1583 Бавария, Зальцбург, Регенсбург
1583 Австрия (часть), Тироль
6 января 1584 17 января 1584 Австрия
11 января 1584 22 января 1584 Швейцария (кантоны Люцерн, Ури, Швиц, Цуг, Фрайбург, Золотурн)
12 января 1584 23 января 1584 Силезия
1584 Вестфалия, Испанские колонии в Америке
21 октября 1587 1 ноября 1587 Венгрия
14 декабря 1590 25 декабря 1590 Трансильвания
22 августа 1610 2 сентября 1610 Пруссия
28 февраля 1655 11 марта 1655 Швейцария (кантон Вале)
18 февраля 1700 1 марта 1700 Дания (включая Норвегию), протестантские немецкие государства
16 ноября 1700 28 ноября 1700 Исландия
31 декабря 1700 12 января 1701 Швейцария (Цюрих, Берн, Базель, Женева)
2 сентября 1752 14 сентября 1752 Великобритания и колонии
17 февраля 1753 1 марта 1753 Швеция (включая Финляндию)
5 октября 1867 18 октября 1867 Аляска
1 января 1873 Япония
20 ноября 1911 Китай
Декабрь 1912 Албания
31 марта 1916 14 апреля 1916 Болгария
31 января 1918 14 февраля 1918 Советская Россия, Эстония
1 февраля 1918 15 февраля 1918 Латвия, Литва (фактически, с начала немецкой оккупации в 1915 году)
18 января 1919 1 февраля 1919 Румыния, Югославия
9 марта 1924 23 марта 1924 Греция
18 декабря 1925 1 января 1926 Турция
17 сентября 1928 1 октября 1928 Египет

Замечания

Декрет о введении григорианского календаря в России от 26 января 1918 года.

Из этого списка следует, что в ряде стран, например в России, в 1900 году был день 29 февраля, тогда как в большинстве стран его не было.

В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летоисчисление в результате их присоединения к другим государствам.

В XVI веке перешла на григорианский календарь только католическая часть Швейцарии, протестантские кантоны перешли в 1753 году, а последний, Гризон, — в 1811 году.

В ряде случаев переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками. Например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь (1584 год), местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» и повесить его руководителей удалось только летом 1589 года.

В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, известно, что Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли 23 апреля 1616 года. На самом деле эти события произошли с разницей в 10 дней, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году.

Необычным был переход на григорианский календарь на Аляске, так как там он сочетался с переносом линии перемены даты. Поэтому после пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала еще одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Конвертер дат

Конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату; для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.

Примечания

  • Григорианский календарь («новый стиль») введен в 1582 г. н. э. папой Григорием XIII, чтобы день весеннего равноденствия соответствовал определенному дню (21 марта). Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов. Возможно преобразование вплоть до 2400 г.
  • Юлианский календарь («старый стиль») введен в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным являлся каждый третий год. Данная ошибка была исправлена императором Августом: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. дополнительные дни високосных годов пропускались. Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.
  • Римская версия юлианского календаря введена примерно в 750 г. до н. э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось, даты до 8 г. н. э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях. Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condĭta) — 753/754 г. до н. э. Даты до 753 г. до н. э. не вычисляются.
  • Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями (прилагательными) при существительном mensis ‘месяц’:

Месяц

Латинское название

Январь

m. Januarius

Февраль

m. Februarius

Март

m. Martius

Апрель

m. Aprīlis

Май

m. Majus

Июнь

m. Junius

Июль

m. Julius

Август

m. Augustus

Сентябрь

m. September

Октябрь

m. Octōber

Ноябрь

m. November

Декабрь

m. December.

  • Числа месяца определялись по фазам Луны. В разные месяцы Календы, Ноны и Иды попадали на разные числа:

Название дня

Фаза луны

I, II, IV, VI,
VIII, IX, XI, XII

III, V, VII, X

Календы (Kalendae)

Новолуние

1 число

Ноны (Nonae)

Первая четверть

5 число

7 число

Иды (Idūs)

Полнолуние

13 число

15 число

Первые числа месяца определяют, отсчитывая дни от предстоящих Нон, по прошествии Нон — от Ид, после Ид — от предстоящих Календ. При этом используется предлог ante ‘до’ c винительным падежом (accusatīvus):

22 августа 80 г. н. э. = за 11 дней до сентябрьских Календ:

a. d. XI Kal. Sept. (сокращенная форма);

ante diem undecĭmum Kalendas Septembres (полная форма).

Порядковое числительное согласуется с формой diem, то есть ставится в винительный падеж единственного числа мужского рода (accusatīvus singulāris masculīnum). Таким образом, числительные принимают следующие формы:

Если день попадает на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня (Kalendae, Nonae, Idūs) и название месяца ставится в творительный падеж множественного числа женского рода (ablatīvus plurālis feminīnum), например:

1-го февраля — Kalendis Februariis;

15-го марта — Idĭbus Martiis;

5-го апреля — Nonis Aprilĭbus.

День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначается словом pridie (‘накануне’) с винительным падежом множественного числа женского рода (accusatīvus plurālis feminīnum):

31-го января — pridie Kalendas Februarias;

14-го марта — pridie Idūs Martias;

4-го апреля — pridie Nonas Aprīles.

Таким образом, прилагательные-названия месяцев могут принимать следующие формы:

  • Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н. э. Эта дата произвольна и была избрана лишь для согласования различных систем летоисчисления.

1918 год. С 1 по 13 февраля произошло…. Ничего не произошло в молодой советской Республике. Никто не родился и не умер. Этих дней в российском календаре нет. Период с 1 по 13 февраля 1918 года выпал из российского календаря. Люди уснули 31 января, а проснулись 14 февраля.
24 января 1918 года декретом СНК РСФСР был введен григорианский календарь, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток. После 31 января 1918 года в России наступил день 14 февраля – в стране был введен календарь нового стиля (григорианский). В практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 года, датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 года – по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках.

В этом году исполняется 100 лет с момента этого события, которое вызвало немало протестов внутри страны, но устранило неудобства в отношениях молодого государства со странами Европы. Несмотря на недостатки григорианского календаря, он очень точный: ошибка в сутки набегает в нем за 3280 лет.

Счет дням стал западно-европейским и теперь в календаре не было места церковным праздникам.
Кстати, заметка об этом событии есть в «Красноярском рабочем» 1918 г, №24. Смотрите в нашей электронной библиотеке в коллекции «Енисейская губерния в огне революций и гражданской войны (1917-1922 г.г.)»


Вплоть до распространения радио календари являлись проводниками культуры, политики партии и правительства.


Календари в Советском союзе были очень популярны: календари-табели, раскладные книжки, карманные открытки и наборы картинок, юбилейные, листовые, отрывные общей тематики, «Для женщин», «Для школьников», «Спорт» и др. Были календари для лиц разных профессий…


Миллионными тиражами выходили отрывные календари. Один листок и большое количество полезной информации — от стихотворений и мудростей до меню на каждый день.
А что было раньше? В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей.
После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», точнее — от «сотворения Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.
Во времена Ивана III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России был изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым.
Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…».
Не успела эта новость облететь Москву, как на следующий день появился еще указ, дополняющий первый, – «О праздновании нового года». Выходило, что россиянам в одном году предстояло два раза встретить и проводить новый год.
Чтобы на это нововведение меньше роптали сбитые с толку люди, реформатор решил устроить роскошное торжество и представить москвичам такие зрелища, которые до сих пор никто из них не видывал. Конечно, Петр не мог обойтись без большой «огненной затеи», а потому он учредил особый новогодний фейерверк и пушечный салют на Красной площади.
Василий Иванович Суриков. «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра І и князя И.Ф. Ромодановского».
Летоисчисление от Сотворения мира исчезло не сразу. В государственных официальных бумагах два разных счета путались еще долго. Но к концу царствования Петра старый счет помнила только Церковь. Европейский вариант — «от рождества Христова» возобладал. С празднованием Нового года вышло иначе. Все-таки этот праздник выглядел как нечто ненужное, как «блистательная государева прихоть». Скончался Петр – и забыли о новогодних торжествах. И елочки пропали, и стрельба из ружей, и «смоляные бочки». Потом празднование Нового года «реанимировалось», но это другая длинная история. Очень любопытная, кстати…
Петром I было положено начало систематическому изданию календарей в России. С 1770 года календари именовались месяцесловами. С 1727 г. исключительное право издания календарей осуществляла Петербургская академия наук. Печатались они тиражами 17-18 тысяч экземпляров и продавались по крайне высоким ценам. А после 1865 года – начали печататься и частными лицами, поэтому стали доступнее. В то время календари содержали различную информацию. Кроме дней недели и месяцев, в нем было собрано множество полезных сведений: исторические, астрономические, географические; предсказания погоды на год вперёд (такие календари быстро раскупались помещиками и сельскими хозяевами).
Издатель И. Д. Сытин писал по этому поводу: «В русских условиях календарь — дело громадной, и можно даже сказать, всенародной важности, и он может служить первоначальным проводником культуры. Разбросанные по огромному русскому бездорожью люди по календарю думали, по календарю учились, из календаря черпали все свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни».
Первым русским светским календарем принято считать так называемый «Брюсов календарь». Календарь разделен на две части — справочную и предсказательную.
Он давал ответы на многие вопросы, при его помощи можно было заглянуть в будущее на многие десятилетия вперед, что формировало особое «почтительное» отношение к нему.
Над его составлением трудился ныне забытый книгоиздатель – царский «библиотекариус» Василий Куприянов под «надзрением его превосходительства генерал-лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса». Брюса называли и астрологом, и чернокнижником, и «колдуном с Сухаревой башни». А Пушкин называл его «русским Фаустом».
Говорят, «Брюсов календарь» предсказал рождение Достоевского: в 1821 году «появится на свет человек велик», который, несмотря «на хвори телесные», сыщет славы «трудами неподымаемы». Со временем «Брюсов календарь» превратится в объемный справочник. С каждой новой редакцией в него будут включаться новые разделы, а прогнозы прошедших лет — заменяться актуальными предсказаниями на будущие годы.
Или вот два предсказания ХХ века. На 1917 год: «Кровопролитная война между просвещенными народами… счастливое побоище…» Действительно, начнется революционная война, но почему побоище счастливое?
И в 20 веке сельские знахари в своей «практике» использовали «Брюс» в качестве колдовской книги. В 1989 году в газете «Советская культура» появилась небольшая статья о встрече корреспондента с 90-летним крестьянином из Воронежской глубинки, который с поразительной точностью предсказывал погоду и гадал односельчанам. Высказывавшим сомнение в правдивости его предсказаний он обычно отвечал: «Я ж тебе по календарю Брюса гадаю – ему более двух сотен лет. И ни разу никого не подводил! Может, у меня единственного и остались эти умные записи, которые я успел сделать, когда еще те календари в почете были».
Сегодня «Брюсовский календарь» воспринимается, прежде всего, как исторический документ петровской эпохи, как своеобразная энциклопедия для людей, живших в начале 18 века.
Популярность календарей и спрос на них порождали новые и новые виды их, издатели оригинальничали, как могли. Каких только календарей не было…
Для ощущения аромата той эпохи, взгляните на рецепты старинного поваренного календаря
Практичность в ущерб справочной информации — это реалии календарей современных. Но будь это книжка, открытка или программа в ваших гаджетах, календарь по-прежнему остается удобнейшим изобретением человека.
Хотите знать больше про календари? Или погадать на «Брюсовой книге»? Приходите в читальный зал отдела электронных ресурсов, где работает выставка «История русского календаря (к 100-летию со дня введения Нового (Григорианского) календаря в России)».
Анна Богаева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *