Переходный возраст

Просмотров: 1 528

Переходный возраст — особый период жизни, через который проходит каждый. На этом этапе родителям следует спокойно относиться к выходкам своего чада, ведь когда-то они сами были такими же. Это время трудное не только для родителей, но и для самих детей.

В этой статье подробно рассказано, во сколько наступает переходный возраст, что происходит с ребенком на данном этапе жизни и как с психологической точки зрения это воспринимать.

Содержимое обзора:

Содержание

Что представляет собой переходный возраст

Переходный возраст — это этап, ступенька, по которой ребенок из детской и беззаботной жизни переходит во взрослую. В этот период детский организм ведет гормональную перестройку, за счет чего ребенку свойственны эмоциональные всплески, агрессия, раздражительность.

Происходит множество изменений, сказывающихся как внешне, так и психологически. Наступает половое созревание, идет активное развитие скелета и мышц. В этот период ребенок чувствует себя отчужденно, тревожно и даже может погрузиться в депрессию.

Временные рамки переходного возраста

В зависимости от того, что у каждого организм индивидуален, точных временных границ, которые затрагивает этап взросления, нет. Специалисты называют лишь приблизительные года переходного возраста, варьирующиеся от 10 до 18 лет.

Переходный возраст у мальчиков

Переходный возраст у мальчика полностью меняет его внешние и характерные признаки. В этот период юноша переживает за свою внешность ничуть не меньше любой девушки. Он прикладывает все усилия, чтобы красиво выглядеть и нравиться самому себе.

Именно на этом этапе юноша старается найти образ, в котором он будет чувствовать себя комфортно. Не редко он старается походить на взрослых, примеряя на себе образ любимого актера или старшего брата.

Во время переходного возраста он пытается доказать окружающим, и в первую очередь самому себе то, что он в силах самостоятельно принимать решения и разбираться с проблемами. Зачастую он может совершать неадекватные поступки, поддаваясь эмоциональному состоянию.

Признаки переходного возраста у мальчиков

Подсказать родителям о том, что в жизни их сын начался трудный этап взросления, могут следующие признаки:

  • Активное развитие мышечной массы и скелета;
  • Появление растительности в интимной зоне и области подмышек;
  • Изменение голосовых связок;
  • Обильная угревая сыпь на лице;
  • Резкие скачки настроения;
  • Беспочвенная агрессия, раздражительность, рассеянность;
  • Активное половое созревание.

Переходный возраст у девочек

Этап переходного возраста у девочек протекает очень проблематично. У юной леди возникают слишком завышенные требования к своей внешности. Девочка ощущает себя не достаточно красивой и стильной по сравнению с остальными и начинает активные эксперименты со своей внешностью. Появляется заниженная самооценка и комплексы, вполне нормальные для данного периода.

Возникает активное влечение к противоположному полу, даже к друзьям, а подружки становятся соперницами. Безответная симпатия приводит к излишним слезам и эмоциональной неустойчивости.

Из-за увеличения в объемах, связанных с взрослением, девочка может начать жестко ограничивать себя в пище. Родителям стоит серьезно к этому отнестись, в противном случае это может нанести серьезный ущерб здоровью, вплоть до анорексии.

Признаки переходного возраста у девочек

Показателем того, что дочь начинает взрослеть, станут такие признаки, как:

  • Рост скелетной системы;
  • Появление типичных для девушек форм;
  • Увеличение сосков;
  • Появление ярко выраженной растительности подмышками, на ногах и в интимной зоне;
  • Появление критических дней;
  • Неадекватное поведение, склонное к слезам и истерикам;
  • Замкнутость.

Рекомендации родителям

На этом не легком этапе родители должны с пониманием относится к своему чаду. Это переломный момент, от которого зависит, останутся ли отношения между родителями и ребенком доверительными или нет.

Стоит понимать, что в это время эмоциональная чувствительность ребенка достигает своей критической отметки. Подросток чувствует себя одиноко и не верит в то, что может на кого-то положиться.

Не стоит ругаться на него за выходки или неуправляемость, это естественные признаки переходного возраста, а вот ссорами можно усугубить ситуацию.

Следует помнить, что психика в период взросления очень неустойчива, и любой выговор в свою сторону может расцениваться ребенком как начало войны.

Специалисты рекомендуют помогать ребенку почувствовать свою взрослость. Следует позволять чаду самостоятельно делать выбор в плане своей влюбленности или дружбы. Он должен научиться сам принимать решения, однако никто не запрещает ненавязчивую помощь со стороны родителей.

Не нужно контролировать каждый шаг подростка. Ребенку требуется возможность почувствовать самопознание себя и мира. При этом нужно давать ему все туже поддержку. Ребенок должен чувствовать духовный контакт и не бояться обратиться к родителям за помощью.

Для сохранения в семье теплых и доверительных взаимоотношений в период взросления, специалисты рекомендуют родителям придерживаться простых правил:

  • Внимательно выслушивать ребенка, даже если кажется что он говорит полные глупости — для него это очень важно;
  • Проявлять интерес ко всем увлечениям ребенка;
  • Помнить, что все люди индивидуальны, и со спокойствием относится к перепадам настроения подростка;
  • Давать подрастающему чаду максимальную самостоятельность в поступках и действиях;
  • Стараться советоваться с ребенком, даже по пустякам. Таким образом подросток будет чувствовать себя полноценно среди семейного круга, ведь его мнение тоже важно;
  • Не нужно показывать несерьезное отношение к подростку и постоянно называть его ребенком — это может создать в нем комплекс неполноценности и неуверенности в себе.

Также психологами написано множество книг о переходном возрасте, в которых родители могут найти ответы на все интересующие их вопросы.

Переходный возраст это действительно сложный период, требующий особой, тонкой психологии со стороны родителей. Ознакомившись со всеми рекомендациями и применив их в действие, можно с легкостью преодолеть процесс взросления ребенка!

Фото детей в переходном возрасте

Помогите проекту, раскажите друзьям: Спасибо за лайк;) 0

Хорошо изучены и особенно значимы в генетическом плане начальные этапы в жизненном цикле человека: рождение, детство и отрочество. Периодизаций возрастного развития этого периода очень много. В зрелости уже не наблюдаются качественные изменения в развитии психологических процессов человека, как в детстве, может меняться только поведение.

В периодизации развития взрослого человека отражены представления о жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Границы юности и молодости устанавливаются в 20 — 23 г., молодости и зрелости в 28 – 30, иногда 35 лет, зрелости и старости в 60 – 70 лет (иногда выделяется период дряхлости), последнюю границу сложно определить, т.к. некоторые долгожители продлевают последний жизненный период до 100 и более лет. В мировой психологии наиболее признанной считается периодизация Э. Эриксона: периодизация всего жизненного цикла человека.

Периодизации развития взрослого человека

В качестве примеров приведу различные периодизации как зарубежных так и отечественных психологов.

Периодизация Ш. Бюллера

Ш. Бюллер считал зрелость – периодом расцвета, а 50 лет – временем старения и угасания, окрашивающего жизнь мрачными красками. До 16 – 20 лет у человека нет семьи, профессии, жизненного опыта. От 16 – 20 до 25 – 30 лет происходит предварительное самоопределение, выбор супруга, начало построения семьи. От 25 – 30 до 45 – 50 лет наступает зрелость: появляется семья, призвание, самореализация, постановка конкретных жизненных целей. От 45 – 50 до 65 – 70 – старение – это период душевного кризиса, в конце периода нет ни самоопределения, ни конкретных жизненных целей. После 65 – 70 лет наступает старость: у человека потеряны социальные связи, он бесцельно существует, обращается к прошлому, пассивно ожидает смерти. Достаточно пессимистичная периодизация.

Периодизация Р Гулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта

Американские психологи более оптимистично рассматривали взрослый период жизни человека. Они считали, что во взрослой жизни наступает душевное равновесие, только в 30 и 40 лет человек переживает кризис.

16 – 22 года ученые определяют как время взросления: человек ещё пребывает в неопределённости, но уже стремится к самостоятельности. Это время ухода из родительского дома и родительской опеки.

23 – 28 лет – время осознания себя взрослым человеком с правами и обязанностями, начало формирования представлений о своей будущей работе и жизни, попытки построения семьи.

29 – 32 года – переходный период в жизни человека: прежние представления о жизни претерпевают изменения, иногда жизнь строится заново.

33 – 39 лет – время «бури и натиска» (как бы возвращается период отрочества). Достигнутое кажется недостаточным, семейные отношения не особо радуют, все силы вкладываются в работу.

40 – 42 года – кризисный период: «взрыв в середине жизни», впечатление, что жизнь проходит зря, а молодость уже утрачена.

43 – 50 лет – новое равновесие, привязанность к семье.

После 50 лет – источником постоянного удовлетворения является семья и успехи детей. Осмысление вопросов о смысле жизни и ценностях сделанного за истекший возрастной период.

Периодизация В. Ф. Моргуна

В отечественной психологии проблеме периодизации развития зрелой личности было уделено меньше внимания, а интерес возрос только в последние десятилетия. В. Ф. Моргун выделил 10 стадий развития

18 – 23 г. – период юности. Молодые люди переступают порог взрослой жизни, ищут своё место в обществе, происходит личностное и профессиональное самоопределение.

24 – 30 лет – молодость. Осознание нереальности юношеских мечтаний, выработка индивидуальности, поиск спутника жизни, создание семьи, специализация в выбранной профессии.

Около 30 лет – переход к расцвету. Если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения, наступает кризис.

31 – 40 лет – расцвет. Это время высокой работоспособности и отдачи. Приобретается богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом в своей профессии и семьянином. Впервые задумывается над вопросом: «Что остаётся людям?»

Около 40 лет – переход к зрелости. Если ранее не было целенаправленной работы по самосовершенствованию, возможны личностные сдвиги и кризис.

40 – 55 лет – зрелость. Это вершина жизненного пути личности. Приобретено профессиональное мастерство и положение в обществе, появляется стремление передать свой опыт другим.

50 – 55 лет – кризис. Начало и осознание возрастных перестроек: физиологическое старение приводит к пессимизму или к изменению образа жизни, постановке новых целей.

55 – 75 лет – пожилой возраст. Человек стремится передать накопленный жизненный опыт, возникает желание продолжать творческую активность, больше общаться.

75 – 90 лет – старческий возраст. Время выполнения функций бабушки и дедушки, общение с широким кругом друзей и близких, включение в посильные виды деятельности.

Свыше 90 лет – период долгожительства. Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.

Периодизация Г. С. Абрамовой

Не буду подробно описывать содержательную сторону периодизаций, т. к. во многом психологическое содержание совпадает, укажу только возрастные границы.

18 – 22 года – юность

23 – 30 лет – взросление

30 – 33 г. – переходный возраст

36 – 50 лет – зрелость

51 – 65 лет – пожилой возраст

Старше 65 лет – старость

В заключение

Я описала лишь малую часть периодизаций развития зрелой личности. Как видите рамки возрастных границ у учёных разнятся. Однако психологическое содержание возрастных периодов во многом схожи. Подробно содержательную сторону, например, представляли А. В. Толстых и Г. С. Абрамова, Э. Эриксон. О периодизации развития личности по Эриксону я напишу в следующей статье. Большая часть научных исследований посвящена всё-таки начальному периоду развития человека: детству и отрочеству.

Мы живем в эпоху, когда сексуальное насилие и издевательства над детьми – не страшилка из газет, а вполне реальная угроза, о которой мы вынуждены задумываться все чаще. Поэтому родителям (а также воспитателям и другим взрослым) важно понять, что является «нормой» в сексуальном развитии и поведении детей и подростков, а что может быть признаком совершенного над ребенком сексуального насилия, или свидетельством того, что сам проявляет сексуальную агрессию по отношению к другим детям. По сути, сексуальное поведение и сексуальная игра естественны для детей любого возраста, как для малышей, которые только учатся ходить, так и для подростков. У младенцев и детей ясельного возраста сексуальное поведение проявляется во внимании к ощущениям тела, потребности в объятиях и прикосновениях, а также играх с игрушками.

Возрастные пороги сексуального развития

Уже в самом раннем возрасте дети трогают и растирают свои половые органы, а у мальчиков даже появляется эрекция. К первому классу (пять-семь лет) дети уже интересуются частями тела и их функциями. В этом возрасте начинаются сексуальные игры, у ребенка формируется представление о любви и привязанности, что постепенно трансформируется в сексуальное поведение. У детей также появляются вопросы на темы, связанные с сексом («откуда берутся дети?»). Интерес к этой теме обостряется в 8-9 лет. Дети допубертатного возраста (10-12 лет) в большей степени ориентированы на социальные отношения, они начинают испытывать осознанные сексуальные чувства и порывы. Дети касаются своих половых органов, ласкают и стимулируют их на протяжении всего детства, но именно в этот период мастурбация приобретает осознанный характер. В это время закладываются основные модели и схемы сексуального поведения, которые проявятся в период полового созревания и позже (в возрасте от 12-13 лет и старше).В период полового созревания у ребенка наблюдается стремительное физическое развитие, появляются вторичные половые признаки. У девочек начинается менструация, а мальчики чаще занимаются мастурбацией. Чем старше и взрослее становится ребенок, тем острее его интересует романтика, интимная близость, секс. Этот интерес подстегивается физическими ощущениями, эмоциями и ожиданиями социума. В это время подростки завязывают первые романтические отношения, начинают «встречаться» с понравившимся мальчиком или девочкой. Постепенно эмоциональная близость становится более интенсивной и часто приводит к сексуальным отношениям (мечты о «предмете», держание за руку, невинные поцелуи, страстные поцелуи, ласки (петтинг), секс с проникновением).Но важно делать различие между нормальным сексуальным поведением, соответствующим возрасту ребенка, ненормальным сексуальным поведением. Многим детям сызмальства свойственно сексуальное поведение и повышенный интерес к сексу, хотя они еще не достигли половой зрелости. Тем не менее, нормальное (или ожидаемое) сексуальное поведение не должно быть откровенным или провоцирующим. В норме интерес ребенка к сексу носит игровой или исследовательский характер. Ребенок не зациклен на сексуальных действиях, не проявляет сексуальной агрессии по отношению к другим; его сексуальное поведение не причиняет вреда ему самому или другим детям.

Детская сексуальность: норма и отклонение

Как и остальные области развития, сексуальное поведение детей меняется с течением времени, и многие проявления сексуальности, нормальные для детей одного возраста, считаются отклонением для детей старше или младше. С другой стороны, некоторые сексуальные проявления должны вызвать у родителей беспокойство, независимо от возраста ребенка. Их не следует игнорировать или рассматривать как детскую игру или временное явление.

Другие проявления сексуального поведения более серьезны и заслуживают пристального внимания взрослых, так как могут быть опасными и для ребенка, и для окружающих. Но иногда трудно понять, когда сексуальное поведение естественно и нормально, а когда свидетельствует о проблеме или нарушении сексуального развития.

Нормальные проявления сексуальности у детей и подростков также могут служить поводом для беспокойства, когда они носят навязчивый характер, сигнализируют о зацикленности на некоторых сексуальных действиях, или затрагивают других, причем без их на то согласия. Таким образом, сексуальное развитие детей должно вызывать беспокойство в том случае, если подавляет другие сферы развития (например, вместо того, чтобы играть, ребенок мастурбирует), а также, если сексуальная игра навязана ребенку (или ребенком). Это граница, за которой сексуальная игра переходит в сексуальное насилие, и у ребенка формируется агрессивное сексуальное поведение.

Раннее сексуальное развитие детей

Дети допубертатного возраста, ставшие свидетелями сексуальных действий или имевшие сексуальные контакты, часто демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуальное поведение. Такие дети могут участвовать в различных сексуальных действиях, свойственных взрослым, или же использовать секс, чтобы показать свою независимость. К отклонениям сексуального поведения могут относиться чрезмерное увлечение сексуальными играми, неприличные комментарии или жесты с сексуальным подтекстом, сексуальные отношения с другими детьми, а также сексуальные домогательства и сексуальная эксплуатация других детей.

Неприемлемые сексуальные воздействия — отклонения от нормы

Для детей младше одиннадцати лет любые формы сексуального воздействия являются неприемлемыми, особенно для детей младше десяти лет. К таким воздействиям относятся: Ненормальное сексуальное поведение .Дети могут реагировать на сексуальное воздействие следующим образом: демонстрировать преждевременное сексуальное развитие, что выражается в сексуальных действиях, жестах, использовании специфических выражений и прочее; регулярно участвовать в сексуальных играх с ровесниками или детьми младшего возраста; заниматься навязчивой мастурбацией или проявлять озабоченность сексуальными действиями; выполнять действия сексуального характера в общественных местах, например, ребенок может трогать себя или мастурбировать при посторонних; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте со взрослыми, старшими детьми, подростками, или животными, и пытаться его установить; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте с лицами своего пола, детьми младшего возраста, и пытаться его установить (принуждение к мастурбации, оральному сексу, проникновение пальцами и имитация полового акта);приставать к другим детям, особенно младшим.

Признаки нарушения сексуального развития

Психологи, специализирующиеся на сексуальном развитии детей, выделяют ряд признаков, которые позволяют выявить нарушения сексуального развития у детей в возрасте младше двенадцати лет: дети не должны быть зациклены на сексуальной игре, их должны интересовать другие разнообразные занятия и игры; дети не должны заниматься сексуальной игрой с теми, кто гораздо моложе или старше их; дети не должны знать о сексе больше, чем положено в их возрасте; сексуальное поведение и интересы ребенка должны быть схожими с поведением и интересами его сверстников; дети не должны чувствовать «непреодолимую тягу» к действиям сексуального характера, они должны быть способны в любой момент остановиться по первому требованию взрослых; сексуальная игра с участием ребенка не должна вызывать недовольство, раздражение, смущение, страх или другие негативные эмоции у других детей, не должна доставлять им или самому ребенку физический или эмоциональный дискомфорт; дети не должны придавать сексуальный оттенок отношениям со сверстниками, а также видеть в других сексуальные объекты; дети в возрасте четырех лет и старше должны понимать права и границы других детей в сексуальной игре; дети не должны испытывать страх, стыд или чувство вины во время сексуальной игры; ребенок не должен заниматься с другими детьми «взрослыми» сексуальными играми; сексуальное поведение ребенка не должно быть ориентировано на старших детей или взрослых; дети не должны заниматься сексуальной игрой с животными; дети не должны использовать секс, чтобы обидеть или причинить боль другим; ребенок не должен использовать подкуп, угрозы или силу, чтобы заставить других детей участвовать в сексуальной игре.

Переходный возраст вполне можно назвать «трудным”. Это действительно тяжёлый период не только для родителей, но и для самих подростков. Важно в это время понять ребёнка, чтобы помочь преодолеть проблемы, возникающие в период взросления. Это время, когда вчерашний малыш сегодня старается примерить поведение взрослого.

Конечно, у него не всё получается. Из-за этого у подростка может развиться неуверенность, депрессивное состояние. В этот момент важно помочь взрослеющему поколению. Для этого нужно понимать его состояние и поведение.

Начало

Начиная с 10-11 лет у ребёнка начинается процесс перехода детства в юность. Этот период получил название – «переходный возраст”. Длится он обычно до 15-17 лет. В это время происходит бурное взросление детского организма. Это касается в первую очередь внешности. Начинается выработка гормонов, развивается репродуктивная система. Изменяются кости, мышцы, кожа.

Когда у детей переходный возраст, меняются их взаимоотношения со сверстниками, с противоположным полом. Начинает развиваться самооценка. Появляется интерес к самому себе, проявляется личность.

В этот момент важно дать подростку как можно больше возможностей для самореализации. В противном случае есть риск того, что тинейджер «станет не на ту дорожку”.

Особенности этого периода

Переходный возраст у девочек и мальчиков проходит по – разному. Но у обоих полов проявляются одинаковые признаки: растут волосы в паху и под мышками, начинается активный рост (до 10 см в год). У мальчиков растут яички, у девочек – груди.

Девочки физически развиваются быстрее мальчишек. У них рост прекращается в 16 -18 лет. Парни же могут продолжать «вытягиваться” до 22 лет.

Но меняются дети не только внешне. Наблюдаются перемены в характере. Послушное, милое дитя становиться раздражительным, грубым, обидчивым.

Признаки взросления у мальчиков

Родители должны обращать внимание на основные признаки переходного возраста своего сына, чтобы помощь ему становиться мужчиной. Для ребёнка этот период тяжёлый и стрессовый – в организме происходят изменения сразу в трёх сферах: физиология, эмоциональность, половые особенности. Они связаны между собой одним важным влиянием – выработкой тестостерона.

К основным признакам взросления мальчиков являются:

  • волосы на лице, в паху, под мышками;
  • ломается голос;
  • плечи становятся шире, развивается мускулатура;
  • угри и высыпания на лице и спине;
  • неприятный, резкий запах пота;
  • перепады настроения, рассеянность, агрессия, максимализм;
  • сексуальное влечение в следствии развития половых органов;
  • самопроизвольное ночное семяизвержение, которое проходит с возрастом.

Признаки взросления девочек

В этот юный период у принцесс увеличивается выработка половых гормонов. Женский организм начинает готовиться к репродуктивности. На фоне гормонального всплеска происходит дисбаланс трёх систем: эндокринной, нервной, вегето-сосудистой.

Первые признаки взросления:

  • расширяется область таза, бёдра и ягодицы округляются;
  • соски припухают, выступают и происходит пигментация;
  • появляются волосы под мышками и на лобке;
  • развиваются молочные железы;
  • начало менструального цикла. Обычно он начинается в период с 11 до 14 лет. К 16-ти цикл принимает регулярный характер;
  • изменение массы тела.

На последний пункт следует обратить максимум внимания. Если девочка начнёт набирать вес, у неё может развиться депрессия. Она будет ограничивать себя в еде.

Родителям важно понимать, как помочь ребёнку, чтобы эта проблема в переходном возрасте не переросла в серьёзное психическое заболевание – анорексию.

Первые трудности

Взрослеющий подросток уже требует прав, но не готов выполнять обязанности. Родителям придётся привести веские аргументы для объяснения того, почему он должен выполнять что-либо. И обычное родительское: «потому что я так сказал(а)” уже не прокатит.

В этом возрасте дети часто совершают поступки под влиянием неконтролируемых эмоций. Не стоит проводить объяснительные беседы, если юноша или маленькая леди возбуждёны, расстроены. Лучше подождать, пока он успокоится и будет готов воспринимать критику и нравоучения.

Появляются сложности адаптации в коллективе. В подростковых компаниях ведётся борьба за лидерство, где каждый старается выделиться и показать себя. Это может привести к плохой компании, сигаретам, алкоголю.

Неопытный ребёнок готов пойти на многое, лишь бы его считали «крутым”. Для него очень важна хорошая оценка таких же взрослеющих товарищей.

Если выделиться не получается, подросток может стать изгоем среди сверстников. Чувство ненужности и унижения приводит к постоянным стрессам. Родителям нужно стоит забеспокоиться, если ребёнок стал замкнутым и безразличным к происходящему. Попробуйте вместе разобраться в причинах происходящего и помочь найти общий язык с ровесниками.

Большое внимание подростки начинают уделять внешнему виду. Особенно это касается девочек. Лидерство в девичьем коллективе получают красивые, яркие и уверенные.

Задача родителей в этом случае: научить маленькую леди правильно сочетать одежду, привить понимание стиля. Объяснить как нужно ухаживать за собой, за кожей лица и волосами. Всячески развивать чувство внутренней уверенности.

В период взросления нередко у подростков случается чувство влюблённости. Не стоит вмешиваться в подростковые отношения и навязывать своё мнение. Достаточно объяснить, что в любом случае впереди их ждёт всё самое лучшее.

Первая любовь сильная и глубокая, но часто бывает безответна. А это может пагубно сказаться на самооценке и на здоровье. Нужно постараться объяснить ребёнку, что неудачи случаются со всеми. Нужно их просто пережить, а с возрастом они будут воспринимать эти чувства иначе.

Поведение родителей

Юный организм переживает гормональную перестройку. Из-за этого у детей наблюдается частая смена настроения. Они впадают в депрессию, проявляют агрессию без видимых причин.

Некоторые, наоборот, становятся замкнутыми. У них вырастает чувство тревоги по любому поводу. В этом заключаются трудности переходного возраста у детей. Они доставляют много хлопот родителям.

Но не стоит «ломать” личность взрослеющего чада, доказывая своё лидерство. И уж тем более глупо «начинать войну”. Он только учиться показывать своё «я”, но не знает, как это делать правильно. И задача родителей ненавязчиво направлять его в нужное русло.

Подростки пытаются уйти от контроля и быть самостоятельными. Поэтому лучше оставить его в покое, наблюдая за ним на расстоянии (для своего спокойствия). Иначе конфликтов не избежать. Обычно дети сами решают, чем стоит поделиться с родителями. И это зависит от раннего воспитания, насколько доверительными отношения складывались у него с мамой и папой.

Чтобы кризисный период пережить спокойнее, родителям стоит запастись терпением, следовать советам, как вести себя с ребёнком:

  • Внимательно наблюдайте за детьми, старайтесь не пропустить самые первые признаки взросления.
  • Все развиваются по-разному. Не нужно торопить чадо становиться взрослым. И не стоит «сюсюкать” с уже заметно повзрослевшим человечком.
  • Воспринимайте всерьёз его высказывания, даже если они кажутся глупыми или смешными.
  • Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Советуйтесь по любому поводу. Дайте возможность самому принимать решения. Пусть он чувствует себя на равных со взрослыми.
  • Подавайте достойный пример. Если вы желаете, чтобы ребёнок звонил вам, если задерживается – поступайте так сами.
  • В период взросления могут проявиться ошибки в воспитании, допущенные ранее. Есть возможность их исправить.
  • Во время становления личности происходит переоценка ценностей. Принимайте в этом активное участие. Интересуйтесь всем, чем увлекается подросток. Активно объясняйте, что такое «хорошо”, а что такое «плохо”.
  • Устанавливайте необходимые правила и требуйте их выполнения. Например: правила безопасности на улице или дома с бытовыми приборами.
  • Не забывайте хвалить детей даже за маленькие достижения. Это будет развивать его самооценку.

Чтобы переходный возраст прошёл спокойно для окружающих, вполне допустимо обращение к психологу. Зачастую подростки не соглашаются на этот шаг. Они не видят проблемы и думают, что всё само – собой наладиться. В таком случае можно вместе посмотреть видео, почитать книгу по психологии подросткового периода.

Фото детей переходного возраста

Также рекомендуем просмотреть:

  • Почему ребенок дерется
  • Гиперактивность у детей
  • Хобби для детей
  • Проблема отцов и детей
  • Страхи детей
  • Социальная адаптация детей
  • Синдром дефицита внимания
  • Ребенок кусается
  • Избалованный ребенок
  • Детская агрессия
  • Плохой сон у ребенка
  • Плохое поведение ребенка
  • Почему дети врут
  • Ребенок боится темноты
  • Стеснительный ребенок
  • Ребенок ворует
  • Психология развития ребенка
  • Поощрение детей
  • Общий язык с ребенком
  • Депрессия у подростков
  • Адаптация к школе
  • Депрессия у детей
  • Кризис у детей

Какой возраст считается переходным

Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит Adolescence к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.

Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа Adolescent Development : ранний, средний и поздний.

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются PUBERTY на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.

Как понять Earlier Puberty: Age 9 or 10 for Average U.S. Boy , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются Why is puberty starting younger? первые волоски на лобке.

В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать How To Recognize The 3 Stages Of Adolescence причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.

Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.

Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами.

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.

Каковы особенности детей переходного возраста

На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях Why 14 is the riskiest age for a teenager .

Их очень смущают пристальные взгляды

Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.

Они принимают невыгодные решения под влиянием компании

Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.

14 лет называют Why 14 is the riskiest age for a teenager самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

У них ухудшается память

Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.

Их не мотивируют наказания

Нейропсихологи установили The Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.

Они находятся в поиске себя

Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.

Как общаться с подростком

Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.

Вспомните себя в этом возрасте

Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.

Поддерживайте увлечения ребёнка

Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.

Помогите ему справиться с новым телом

Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.

Не доставайте расспросами и советами

Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.

Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.

В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.

Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»

Позволяйте совершать ошибки

Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»

Чаще обнимайте

Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.

Принимайте тинейджера таким, какой он есть

В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *