Переходный возраст что делать родителям

Проблемы «отцов и детей» вечны. Один из самых ярких периодов, когда противостояние между старшим и младшим поколениями достигают своего пика, — переходный возраст. Именно в это время дети становятся «трудными» и «совсем отбиваются от рук». Как себя вести родителям, если вдруг ребенок стал агрессивным, запирается у себя в комнате и отказывается идти на контакт – рассказала Маргарита Иотка, педагог-психолог Хабаровского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Переходный возраст у подростков: как вести себя родителям

— Что такое переходный возраст и в чем он проявляется?

— Переходный возраст – это время, когда в организме у подростков происходят физиологические изменения. Плюс начинается половое созревание: определение с ориентацией, потребностями, влечение к противоположному полу и желание общаться с ним.

На психологическом уровне также происходят изменения. У подростков в это время складывается образ идеального и реального Я. И эти образы не всегда совпадают. Например, ребёнок понимает, что ему нравятся сильные люди, лидеры, он хочет быть таким же, как они. Но в компании он теряется и не может ничего сказать из-за слишком сильного напряжения. Тогда возникает конфликт двух Я. И подросток это сильно переживает.

В этот период юноши и девушки много думают о смыслах, кто они в этом мире, что они могут. Многие изолируются, уходят в себя, занимаются чрезмерным самокопанием. Это нормальный процесс, он нужен для того, чтобы у ребенка сформировалось мнение о самом себе.

— У всех ли проявляется переходный возраст?

— У всех. У кого-то ярче, у кого-то нет, но проявится это обязательно. Если, например, бунт и агрессию подростка подавляли, то, возможно, они проявятся тогда, когда он переедет от родителей. Этот период должен проходить обязательно. В норме он длится от 11 до 15 лет. Как правило, в этот период подростки становятся агрессивными.

— Как вести себя родителям в этот период?

— Нужно понимать, что сейчас любое замечание или критика могут очень серьезно повлиять на самооценку ребёнка. Нужно быть аккуратнее в выражениях. Подростки очень критично относятся к замечаниям в их адрес. Это может пошатнуть их веру в то, что они, например, хорошие дети для своих родителей.

— Что делать, если подросток проявляет по отношению к родителям агрессию и начинает нецензурно выражаться?

— В первую очередь нужно убрать нецензурную брань из семьи, и жестко это пресекать, но ни в коем случае не применять физическую силу. Подросток должен принимать авторитет родителей.

— А если он начинает врать родителям, прогуливает школу?

— Как правило, когда ребенок начинает прогуливать, у него есть сложности с учёбой. Нужно поговорить с учителем, узнать, что не так, нанять репетитора, поговорить с ребенком. Но причина может быть не только в успеваемости, но и в конфликте со сверстниками. В таком случае нужно разговаривать со школьным психологом, подключать школу к решению вопроса.

А вообще, надо начинать выстраивать диалоги с ребенком до того, как ему исполнилось 15 лет. Если ему до этого времени уделяли мало внимания, то скорее всего, наладить контакт с ним в переходном возрасте получится только с помощью психолога.

— Как правило, в этом возрасте подростки впервые пробуют алкоголь и сигареты. Что делать родителям?

— Вряд ли получится этого избежать, к тому же, жесткий запрет только усиливает желание. В этом случае нужно разговаривать с ребенком и выяснять, почему он выбирает такой путь. Алкоголь и сигареты – это избегание сложных переживаний и невозможность справиться с этим самостоятельно, и это касается не только переходного возраста. Это психология зависимых. Нужно понять, чего подросток так избегает, с чем он не может справиться самостоятельно.

— Как родителям грамотно избежать конфликтов с детьми в этот период?

— Возникают конфликты в двух случаях: либо из-за гиперопеки, либо из-за конфликтов интересов. Как-то ко мне на приём пришли мама с подростком. Он рассказал, что просил у мамы деньги на новый скейт, но вместо этого она пошла в магазин и накупила себе блузок. Естественно, подросток обиделся. Но неужели нет возможности договориться? Мама же может просто объяснить: давай-ка я в этом месяце обновлю себе гардероб, потому что мне на работу уже не в чем ходить, а в следующем месяце купим тебе скейт. Нужно уметь донести до подростка свою потребность, чтобы он понимал, как для вас это важно, и находить компромиссы.

Также часто приходят с апатичными подростками, которые ничего не хотят делать, закрываются в своих комнатах, или с детьми, с которыми не могут найти общий язык. В первом случае нужно понимать, что когда ребёнок сидит в своей комнате, он очень много думает про себя и формирует самооценку. Ему в этом возрасте очень важно, что думают о нем другие, как родственники, так и ровесники. Поэтому не нужно его особо критиковать.

А во втором случае, когда в семье конфликты, мы разбираемся, что за семейная система, почему домочадцы друг на друга орут. Может, они так проявляют себя. Как правило, дети не сразу начинают орать, говорят спокойно, но родители иногда не слышат. К сожалению, начинают слышать они тогда, когда у ребёнка начинается бунт.

— Что насчет запретов? Если родители переживают за своего ребенка, запрещают ему ходить на вечеринки со сверстниками и так далее.

— Родителю надо понять, что чем больше он ребенка догоняет, тем больше тот от него убегает. Надо как-то справляться со своей тревожностью. Если вы так сильно переживаете за ребенка и пытаетесь его опекать, это не его проблемы. Вы должны работать над этим сами. Дети, которым все запрещают, пускаются во все тяжкие, когда вырываются из дома. Я всегда советую родителям: вспомните себя в этом возрасте.

— А если совсем не лезть к подростку в этот период и пустить все на самотек?

— Так делать не надо. Но не надо и агрессивно лезть в его жизнь. Нужно просто интересоваться. Если он не хочет отвечать на ваши вопросы, то и не надо. Возможно, настанет время, когда он придет и сам все расскажет вам. Проблема родителей в том, что они не могут перестроиться с воспитания детей раннего возраста на воспитание подростков. В раннем возрасте больше авторитарное воспитание, мнение родителей – самое важное. В подростковом уже такое не пройдет. С ребенком надо разговаривать, как со взрослым. Не получится сказать, что родитель лучше знает.

— Как меняется самооценка ребёнка в этом возрасте?

— Дети в 3 года воспринимают себя как центр вселенной. В 5 лет они начинают сравнивать себя с другими. До 10 лет начинают понимать, что у них получается делать, а что нет. А в переходном возрасте мало того, что ребенок к себе крайне критичен, так еще и окружение на него влияет. Нужно понимать, что ему и так тяжело. Если постоянно критиковать ребёнка, он может выйти из подросткового возраста с кучей комплексов и проблем с общением. Увы, это прорабатывается уже только у психолога. Поэтому нужно понимать своего ребёнка и ставит себя на его место.

Напомним, ранее Маргарита Иотка рассказала корреспонденту Habinfo.ru, как привить ребенку уважение к старшим. Прочитать статью можно .

Держи что имеешь (слайд 1)

Цель урока: учить подростков ценить своих верующих родителей и христианское воспитание, которое они получили в семье

Заинтересовка. (слайд 2) Предлагаются портреты различных правителей. Как вы думаете, что в этих людях общего? (они с молодого возраста занимали особое положение- царское. Например, Тутанхамон стал фараоном в 9 лет, Елизавета 2- в 25, Владимир Мономах – в 20, Иван Грозный – в 3 года, а Мария Стюарт считалась правящей королевой почти с рождения, так как ее отец умер когда ей было 6 дней). А как вы узнали, что это – не простые люди?
у них на голове есть отличительный знак- корона, венец.

Как вы думаете, легко ли носить его? (слайд 3)

1) его тяжело носить (Большая императорская корона в царской России весила 1,9 кг, императорская корона Елизаветы 2 весила 3 кг, корона Врацлава 2,5 кг)

2) его все видят (зависть)

3) с ним ты должен постоянно «держать марку»

4) дает преимущества

5) есть люди, которые хотят тебя лишить короны

Основная часть.

Что в нашей жизни является таким венцом? ( после ответов из зала слайд 4) Притчи 1:8-9. Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

Это наставления родителей. С ними иногда бывает так же сложно идти по жизни. Может быть, кто-то из вас когда-то думал, что он зря родился в христианской семье. Давайте для примера посмотрим, как живут другие дети. (слайд 5)

В России 748 тыс сироты

В детских домах 105 тыс детей

Под опекой , усыновление- 68 тыс детей

В неполных семьях воспитывается 7,1 млн детей в России

Но даже в полных стабильных семьях есть свои проблемы. (слайд 6)

По статистике, отец проводит с ребенком 5 минут в день, мать- 1 час. Если оба родителя работают, то они проводят с ребенком в среднем 19 минут + еще 16 минут в которые они делают одновременно какое-то дело. Ребенок предоставлен сам себе 23,5 часа в сутки. Что может в него вложиться? Но тем не менее, ребенок за первые 5лет своей жизни познает больше, чем за любые другие 5 лет. (слайд 7)

Если ребёнок видит вражду — он научится осуждению и злобе.

Если ребёнок слышит насмешки — он станет застенчив.

Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины.

Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать.

Если ребёнка хвалят — он вырастет благодарным и уверенным в себе.

Если к нему справедливы — он познает правосудие.

Если его любят — он познает любовь.

Давайте посмотрим на библейские примеры. Кто они, дети верующих родителей? ( по описанию определить личность)

  • Был вторым человеком при дворе языческого царя. Был объектом постоянной зависти придворных. В юном возрасте был захвачен в плен. Его вера подверглась сильному испытанию дважды: в юном возрасте и второй раз в зрелые годы чуть не расстался с жизнью.
  • Воспитывался в царском дворце в традициях и обычаях языческого народа. Получил прекрасное образование, но предпочел страдания и тяготы жизни с Божьим народом роскоши дворца. Выполнил сложную миссию руководства трехмиллионной толпой людей.
  • О нем мать молилась еще до рождения. Но воспитывался он не в родительском доме. Под его руководством Израиль сплотился в единую нацию, готовую противостоять врагам. Был пророком, имел очень близкие отношения с Богом.
  • Во время царствования этого правителя Израиль переживал свой расцвет. Серебро не считалось драгоценностью, потому что его было очень много. Войн не было. Велись многочисленные постройки, налаживались связи с другими странами. Сам царь прославился не только своими дипломатическими способностями и бессчетным богатством, но и необычайным умом.
  • Первый правитель объединенного Израильского царства. Ему принадлежит заслуга завоевания Иерусалима и переноса столицы именно туда. Имел очень близкие отношения с Богом, множество фактов через него было предсказано о Христе.
  • Занимал руководящую должность, спас от гибели целый народ. Прошагал десятки километров по пустыне, имел большое любящее сердце.

Библейская история.

Давайте последнего персонажа рассмотрим более подробно. Мы будем смотреть на этапы его жизни, а вы подумайте, насколько сложно ему было остаться верным Богу в этой ситуации, сохранить родительские наставления.

( чертим график, ось по горизонтали- этапы жизни, ось по вертикали- сложность)

  • Ненависть братьев Быт 37:4
  • Продажа собственными братьями Быт 37:28
  • Успех в делах Быт 39:2 (успех тоже может быть сильным искушением- где-то своровать, солгать, возгордиться)
  • Ложное обвинение Быт 39:19 ( обратите внимание, что он не пытался себя защищать)
  • Темница Быт 39:20 ( сколько лет он там сидел? ) -одиночество
  • халатность виночерпия Быт 40: 14, 23
  • второй после фараона Быт 41:40

По нижней границе испытаний проведите черту. Как вы думаете, сложно ли было ему следовать отцовским принципам? А следовал ли он им? Давайте прочитаем Быт 48:5. Почему Иаков назвал их своими сыновьями? Он увидел в них евреев, а не египтян! Иосиф понял за эти годы, что папино воспитание РАБОТАЕТ, и что если жить так, как папа учил, то ты реально будешь иметь благословение от этого.

Применение.

Говорят, что родителей не выбирают. И те правители, которые родились в царских семьях, не выбирали себе родителей. Но нам повезло несказанно больше их! Как вы думаете, почему? ( 5 причин записать) (слайд 8)

Мне понравилось высказывание одного пастора: » Если говорить обо мне, то никто не может сказать в мой адрес: «Из болота – к Богу». Я там не был, и, честно говоря, даже близко никогда не подходил (может быть, это не столь романтично, как традиционный сценарий «из тюрьмы – на кафедру», который расходится миллионами экземпляров). Но то, что я избежал «болота» – не моя заслуга. Я уверен, что именно молитвы моей матери не дали сбиться мне с пути. Молитва – лучший способ привить вашему сыну или дочери христианские ценности.»

Библия говорит, что «не знать глубин сатанинских»- это огромный плюс. И Христос говорит, что не наложит на таких людей иного бремени, как только держать то, что мы имеем.

А это не настолько и трудно… прежде всего мы должны держаться тех принципов, которые заложены в нашей христианской семье.

В Библии написано, что награда от Господа- дети. Подумайте, посчастливилось и вашим родителям, что вы- их сын или дочь? ( слайд 9) Подумайте, что из перечисленного можно отнести к вам: (на медали) 1) я всегда стараюсь им помогать 2) я всегда их понимаю 3) я всегда за них молюсь 4) я стараюсь их не раздражать 5) я стараюсь радовать их моими успехами в школе

А вот и обратная сторона медали. (слайд 10) Подумайте, сколько из перечисленных пунктов подходят к вам: 1) я часто поступаю по-своему 2) я могу повысить голос на родителей 3) я не люблю делать работу по дому 4) я мог бы учиться лучше, но этого не делаю 5) мне приходится повторять по нескольку раз, чтобы я сделал то, что нужно

(слайд 11) Золотой стих раздать «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» Откр. 3:11

презентация к уроку:

урок конференция

Почему подростки не слушают родителей? В чем причина такого поведения – трудный возраст или плохое воспитание? Ответы на эти вопросы дает психолог Елизавета Филоненко.

Когда вы говорите подростку вроде бы разумные и очевидные вещи, он не слушает вас, не принимает в расчет ваши слова? Может, вы его воспитали плохо или дело в пресловутых гормонах (удобно списывать именно на то, в чем мало чего понимаешь), или это просто очередное «потерянное поколение»?✅На самом деле есть одна главная и очень простая причина, почему это происходит – подросткам не нравятся взрослые, которые их поучают. Да, вы им не нравитесь, поэтому они и не хотят следовать вашим советам. Они не одобряют вашего характера, образа жизни, внешнего вида, отношений. Вот почему это может происходить.

Причины, по которым подростки вас не слушают

  • Вы слишком далеки
  • Ваш образ откровенно негативный
  • Родительский авторитаризм: ребенок ДОЛЖЕН
  • Как улучшить свой образ в глазах подростка

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Вы слишком далеки

Бывает так, что подросток в целом позитивно смотрит на вашу жизнь и на вас самого, даже хорошо к вам относится. Так бывает при хороших отношениях в семье, подросток понимает головой, что его родители хорошие достойные люди. Но ваше «хорошо» — это не его «хорошо».

Для него все ваше – ваш внешний вид, ваш досуг, работа, ваши друзья — это «не то». Не то, что он хотел бы иметь. Например, он может искренне недоумевать, как можно сидеть годами на одной работе, когда кругом столько интересного. Или считать, что для своего возраста вы выглядите неплохо, но уж ему то это никак не подходит. Тогда ваш юноша или молодая девица считают, что вы может быть и разбираетесь в моде и понятиях тех, «кому за…», но ему то эти понятия до лампочки, у него свои ориентиры. И в его ориентирах вы никак не компетентны, откуда вам знать, что нынче то в моде? Разве вы понимаете это? Нет, конечно.

Обесценивая ваш образ жизни, считая его неподходящим вариантом, подросток закономерно не слушает вас. Как слушать того, кто живет в другой системе координат? Вы для него «какой- то странный», вы чересчур опасаетесь чего-то, что ему кажется ерундой (ну, пробовал курить, например, ну и что); вы навязываете ему выборы там, где он и не просит; вы не можете понять, как можно мечтать стать блогером; с вами совсем нельзя обсудить компьютерные игры. И, поскольку вы по всем фронтам ничего не понимаете, вы слишком далеки от мира подростка, то слушать вас для него смысла нет, одна досада.

Ваш образ откровенно негативный

Это очень частый случай, тут подросток не просто обесценивает вас, но и активно осуждает. Ему не нравится все в вашем образе жизни, он искренне считает, что так как вы жить не нужно. Надо сказать, что это нечто вроде эстафеты. Если вы склонны к активной критике детей, то они перенимают такую манеру восприятия и общения с близкими, они также будут склонны вас судить жестко.

Дети 12-18 лет анализируют мир вокруг себя и мир собственной семьи очень активно. Это только нам кажется, что «им ничего не надо» и «они не умеют думать». Они просто думают иначе, чем мы.

«Если мы хуже наших отцов, а они хуже наших дедов – и так вглубь веков до Платона, то почему же мир не хуже и не лучше, чем описал его Платон?» Дж. Б. Шоу

И вот, анализируя ваш образ и ваше место в мире, подростки понимают, кто вы есть в этой жизни. Причем понимают они это в своей формирующейся системе ценностей, а не в вашей. Они начинают оценивать — а какая у мамы и папы работа? Часто они отрицательно оценивают ваш результат в этой области. Например, вы маловато зарабатываете, часто жалуетесь на ненавистную работу, постоянно шутите на тему, что работа вот-вот вас угробит. То есть, вы сами же всячески даете понять ребенку, что ваш выбор не очень. Так зачем же он будет слушать ваши советы куда пойти учиться и чем в жизни заниматься? Это для него советы неудачника в области карьеры. Логично как раз их НЕ слушать.

Бывает, что ваша карьера очень даже, и вы любите свою работу, но она поглотила вас полностью и оторвала от семьи. В таком случае подросток также к вашему опыту может отнестись негативно, считая, что вот так положить жизнь на работу не правильно. Опять же, трещина в вашем образе и нежелание подростка вас слушать.

Ваше здоровье и особенно внешность также могут подвергаться критике подростка, часто вполне справедливой. Разве может человек, запустивший себя сам говорить правильные вещи о здоровье, разве будут его слушать? Когда человек с лишним весом и сомнительной внешностью пускается учить подросшего ребенка, как ему питаться и как спортом заниматься, то этот ребенок закономерно не слушает взрослого, взрослый не авторитет в этом вопросе.

Или отношения взрослых, умение общаться, близость. Если ребенок наблюдает всю свою жизнь, как мама с папой ругаются, то он оценивает их опыт отношений, как негативный. Он, естественно, считает, что взрослые НЕ умеют договариваться и вообще общаться. И то же происходит, если на самого ребенка всегда орали, давили или игнорили, пытаясь добиться чего-то. Тогда ребенок вырастает в уверенности, что родители мало что смыслят в общении, и он не только не придет за советом, но и воздвигнет стену (наденет наушники), если вы попытаетесь чинить добро, советуя ему как вести себя с другими. Вы обесценили свои советы своим же поведением, ребенок не верит в ваши слова, так как вы сами не смогли воспользоваться мудростью, которую излагаете и остались у разбитого корыта отношений. С самим ребенком в том числе.

Если мама унижает папу, а папа рассказывает, как ничтожна мама (все это в семейных скандалах), то ребенок не будет уважать ни маму, ни папу. Ему же так грамотно рассказали, кто есть кто.

Иногда дети осуждают наши манеры, например, мы, боимся заступиться за себя или наоборот не в меру раскованны. Да, детям нередко стыдно за родителей, за то, как они выглядят в обществе.

Родителей очень раздражает вот этот «суд» детей и он готовы доказывать, что ребенок на этот суд не имеет права морального, так как родители вырастили, дали жизнь и прочее. Возможно, ребенок и не имеет права на открытый суд, уважая родителей. Это уже действительно вопрос воспитания, привито ли ребенку некое торможение в области высказываний в адрес старших. Но внутренний суд всегда происходит. Надо признать, что дети оценивают нас, становясь старше. И именно от этой оценки зависит, будет ли ребенок вас слушать.

Если вы своей жизнью показываете пример хорошей адаптации к жизни, собственную удовлетворенность этой жизнью, у вас гораздо выше шансы, что подросток вас будет слушать.

Родительский авторитаризм: ребенок ДОЛЖЕН

Родительский авторитаризм — это очень забавное явление, особенно когда ребенок уже смеется в лицо после предложения бросить сигарету. Или откровенно вас послал. Или просто захлопнул дверь перед вашим носом. У некоторых родителей в ответ на такую наглость включается программа родительского авторитаризма. Но поскольку ребенок уже, как правило, недоступен влиянию, этот авторитаризм существует в теоретическом поле. И родители, собравшись вместе, или на форумах, или на приеме у психолога рассуждают, что ребенок должен слушаться, потому, что он ребенок. Потому, что так испокон веков, потому, что он живет на вашей территории и на ваши деньги. И еще по миллиону причин. Должен, а не слушается, и кому же отнести этот «долг» и что делать – загадка!

То, что ребенок «должен» на деле — мыльный пузырь. Хорошо, если ребенок согласен. А если нет? Что вы сделаете, чтобы призвать его выполнять свой «долг»?

На деле у вас есть очень ограниченные возможности повлиять на ребенка и чем взрослее ребенок, тем они более ограничены. Давайте посмотрим, что это такое:

Физическая власть

Такая власть есть над совсем маленькими детьми. Вы можете взять ребенка на руки и отнести его, куда вам нужно, можете куда-то не пускать, можете убрать конфеты в верхний ящик и выключить ТВ.

С возрастом физическая власть быстро уменьшается. Уже четырехлетнего ребенка не каждый родители физически может остановить и не пустить куда-то. Власть типа «не пущать», «не давать» имеет огромные ограничения. Вы не можете контролировать, что ест ваш ребенок в школе, какие слова он говорит, что вообще он делает или не делает, когда вас нет рядом. А часто даже и когда вы рядом.

Сторонники телесных наказаний уверены, что у них физической власти над ребенком больше и сохраняется она дольше. Также они уверены, что это вообще единственный инструмент власти. Коротко скажу, что если вы бьете ребенка даже редко и «за дело», это снижает возможности вашего влияния на него, а не увеличивает. И почти сводит к нулю возможности психологического влияния, так как ребенок наращивает панцирь от вас, который можно пробить только ремнем. Дети, которых бьют, обычно мало управляемы и почти не боятся наказаний.

К физической власти относится и материальная власть. Тот факт, что живет ребенок на ваши деньги, отчасти его ограничивает. Вы можете не покупать ему то, что считаете вредным и регулируете его передвижения (например, можете отправить в лагерь или на занятие).

Материальная власть обычно становится последней тающей надеждой и аргументом родителей подростков. Финансовый рычаг это хоть что-то, когда физической власти уже нет, а психологической власти не создано.

Но, на последнем рубеже детства материальная власть не более, чем иллюзия. Вы же не выгоните ребенка из дома, не оставите его без еды. И даже без репетиторов не оставите, вы сами больше ребенка боитесь, что он провалится на экзаменах. А отсутствие каких — от материальных бонусов в виде одежды, гаджетов или развлечений дети отлично переживают, они и так перекормлены возможностями. Активность подростка в выгодном вам направлении уже нельзя купить «за конфетку». Он не будет стараться в школе, чтобы получить новый телефон. Так что, даже если ваш подросток требователен к вам насчет материальных вложений, управлять его поведением материальным рычагом скорее всего не удастся. В некоторых случаях при попытке родителей надавить с помощью материального рычага («будешь слушаться, пока живешь в моем доме!»), подростки просто уходят из дома, сообщая, что им и вообще ничего не надо. Не всегда родители готовы к такому повороту событий они ведь только хотели, чтобы ребенок слушался…

Психологическая власть

Психологическая власть ограничений практически не имеет, она равно относится к людям разных возрастов. И такую власть можно иметь и над ребенком, и над женой, и над другом. Над ребенком проще, конечно, особенно если он маленький. Но и тут у многих родителей не получается: наоборот, ребенок имеет над ними психологическую власть, ребенок управляет своей слабостью или наоборот тиранически.

Сразу оговорюсь, что в здоровом варианте вы не должны претендовать на полную власть над ребенком. Ни психологическую, ни физическую. Не надо стараться все-все знать про ребенка, царить в его мире и его душе. Тем более, если речь идет о подростке. Своим упрямством дети защищают себя, свою жизнь, отстаивают право на свои решения и ошибки.

«… Упрямство, которым человек защищается от чужой воли. Отстаивает свою жизнь. Пусть эта жизнь получится хуже, чем кто-то запланировал, но своя, какая ни есть…»

Л. Петрушевская

Однако, хотеть влиять на подрастающего ребенка вполне нормально. И ваше влияние прямо пропорционально вашему весу в глазах подростка. Нельзя захватить психологическую власть силой, ее можно только заслужить, как и уважение. Психологическая власть может существовать только если подросток добровольно откроет вам внутренний мир. А без этого ваше влияние будет больше похоже на осаду города, где в вашу сторону полетят стрелы, а не знаки благодарности. Насильственные попытки втиснуться в голову подростка и внедрить туда правильные решения обречены на провал.

Психологическая власть – единственное на что можно делать ставки, как бы нам не тосковалось о временах и культурах, где дети были обязаны слушаться родителей, хотели они того или нет.

Как улучшить свой образ в глазах подростка

Для того, чтобы приобретать больше веса в глазах подростка можно применить некоторые здоровые стратегии:

1. Перестаньте говорить слово «МЫ», когда вы говорите о подростке. Разделите себя и ребенка прежде всего в речи и не рассказывайте о том, как «нас чуть не выгнали из 10 класса», «мы целыми днями сидим в наушниках», «мы все время лежим на диване». Пока вы воспринимаете подростка буквально как часть себя, вы не можете вступить с ним в конструктивные отношения.

2. Оставьте претензии на тотальную власть и контроль. Это очень важная стратегия, почувствовав, что вы ослабили хватку, подросток чуть ослабит оборону и мирный диалог будет возможен. Не ройтесь в вещах, не проверяйте телефон, дайте человеку право на личное пространство.

Также желательно перестать предлагать завязать шарфик, постричься и выпить теплого. Это формы контроля и взаимодействия с совсем маленькими детьми, они всегда раздражают подростков. Вы влезаете в область тела, а со взрослым ребенком вам там делать особенно нечего. Переходите на новый уровень общения, оставьте в прошлом идеи, что вы лучше знаете холодно человеку или нет.

3. Активно занимайтесь своей жизнью. Ваша жизнь требует инвестиций времени, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас уважал. Не становитесь только почвой, на которой растут ваши дети, вы должны быть им примером жизненной стратегии, а для этого нужно постараться.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Это самый трудный и самый необходимый пункт. Всегда проще заниматься кем-то, а не собой. Если у вас проблемы с подростком, то вся голова этим может быть заполнена. И даже кощунственной может казаться мысль о том, что вам надо обратить внимание на себя. Но очень часто проблема решается именно таким вот обходным путем, не улучшайте жизнь подростка, сделайте что-то для своей жизни.

4. Учитесь понимать мир подростка (насколько он туда пускает). Понятно, что вам кажется, что там понимать нечего, что все там ясно: два притопа, три прихлопа. И сразу хочется все по — своему поправить, объяснить, и очень раздражает недомыслие и максимализм. И дослушивать даже тяжело, сразу хочется возражать и нести свет истины. Но это ЕГО мир, он его создал не без труда, он в нем живет. Когда вы обесцениваете и критикуете его мир, он точно понимает, что вы не понимаете ничего, и на этом простом основании обесценивает уже ваше мнение. Такой замкнутый круг получается. Если подросток поймет и почувствует, что вы готовы его слушать и понимать, он станет более терпим к вашему мнению.

5. Создавайте поле отношений. Задумывались ли вы насколько странно, что дети с возрастом отдаляются от родителей? Вот был малыш, в парк ходили, книжки читали, купали, играли, все хорошо было, общались. Потом постепенно свои интересы у ребенка появились, он отгородился, зажил своей жизнью, потом и вообще связь иссякла, поговорить не о чем. То есть детская связь оборвалась, а взрослая не наработалась. Но ведь ребенок, подрастая, становится больше похож на вас, он смотрит на мир более похожим образом, он способен больше воспринять. Например, трехлетке вы прочитаете максимум «Колобка», а 13 летний ребенок может всерьез обсудить с вами взрослые стихи (не так, как взрослый, но всерьез).

С ним можно обсуждать, искусство, личностные проблемы человека, с ним можно поиграть в шахматы или учиться рисовать.

Общение с ребенком – это не уход и контроль, а прежде всего душевная близость. И с возрастом она может укрепляться и становиться разнообразнее, богаче. А часто выходит наоборот, как только ребенок может сам себя развлечь и обслужить, так вроде и нечего с ним делать…ну, разве что уроки проверить.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Чтобы происходило наращивание духовной и эмоциональной связи с ребенком нужно заботиться об этой связи постоянно: организовывать совместный досуг с ребенком, расширять возможности общения. Не надо радоваться, что аниматоры займут ребенка в отпуске, пока вы отдыхаете, так как в этот момент происходит деградация вашей духовной связи.

Однажды я познакомилась на отдыхе с отцом 7 летнего мальчика. Мальчик явно нуждался в папе, часто прибегал к нему просто посидеть, стремился поговорить. Но отец был одержим идеей самостоятельности ребенка и отгонял его, указывая на то, что в отеле есть чем заняться и нечего за отца цепляться, не маленький. Сколько еще мальчик будет стремиться к отцу, если его так уговаривают пойти заняться чем — то самому? И как отец планирует влиять на мальчика впоследствии, если он выстраивает такие надежные стены между собой и им?

С возрастом ребенка ваши связи с ним могут обогащаться, но этого нельзя сделать резко. Ежедневное содержательное общение естественным образом приведет вас к тому, что вам будет место в жизни подростка. опубликовано econet.ru.

Елизавета Филоненко

В петербургской студии телеканала «СОЮЗ» на вопросы телезрителей отвечал декан факультета психологии Российского православного университета и клирик храма Косьмы и Дамиана в Шубине (г. Москва) священник Петр Коломейцев.

– Христос Воскресе, дорогие братья и сестры, уважаемые телезрители. Тема нашей сегодняшней программы: «Православное воспитание подростка».

В гостях у нас отец Петр Коломейцев, христианский психолог в области специальной психологии, декан психологического факультета Московского православного института имени апостола Иоанна Богослова, духовник реабилитационных центров для тяжелобольных детей и сирот, клирик храма святых Косьмы и Дамиана в городе Москве.

Отец Петр, благодарим Вас за то, что, несмотря на очень насыщенный день, Вы смогли вечером приехать к нам. Благословите нашу беседу.

– Христос Воскресе!

– Наша тема посвящена православному воспитанию подростка, то есть тому периоду, когда ребенок уже не маленький, окончил начальную школу, он, скорее, ближе к старшеклассникам. При воспитании ребенка такого возраста родители сталкиваются с рядом проблем. Готовясь к сегодняшней программе, читал форум, где родители пишут об этих проблемах, и возникло ощущение, что основная проблема православной семьи, где есть подросток, – это то, что ребенок больше не хочет ходить в церковь. По Вашему мнению, нежелание ходить в церковь – это действительно проблема, и самая большая?

– Вообще, проблем на самом деле больше. Это только внешнее выражение проблемы. Есть известная поговорка о том, что у каждого человека в жизни три этапа. Один – когда он верил в Деда Мороза, другой – когда не верил в него, и третий – когда сам стал Дедом Морозом.

На самом деле у подростка неизбежно происходит расставание с детской верой, с той формой, в которую она облекалась, с теми представлениями, а взрослой веры у него еще не сформировано. Протоиерей Василий Зеньковский пишет, что даже есть период «стихийного подросткового атеизма». И к этому надо относиться очень внимательно, потому что ребенка невозможно вернуть обратно в материнскую утробу, невозможно вернуть в детство, надо работать с изменениями его представлений о мире. Эти представления должны как-то меняться, а вера – углубляться.

В классе, где училась моя дочка и где я преподавал Закон Божий, был такой случай. Один мальчик сказал: «Я не верю в Бога», а школа была православно ориентированная. И я спросил его:

– В какого?

– Что значит какого?

– Какой Он, Твой Бог, в Которого ты не веришь?

И мальчик начал рассказывать, что этот бог такой-то и такой-то. На что я ответил:

– Ну, мы с тобой единомышленники. Я тоже в такого бога не верю, – и протянул ему руку.

Он говорит:

– А в какого бога Вы веруете?

– Этим мы и будем заниматься на уроках и попробуем поговорить о том, Какой Бог на самом деле.

Во-первых, происходит эта очень важная перестройка. Во-вторых, у ребенка начинает потихонечку развиваться его самостоятельность, ведь переходный возраст – это очень важный период, период как бы второго рождения. Когда ребенок выходит из материнской утробы, отрывается пуповина, он все равно эмоционально и психически очень привязан к родителям, чуть что, кричит: «Мама!» Понятно, что долго прожить в таком состоянии он не может, иначе не станет самостоятельным человеком, не создаст свою семью.

И вот происходит этот отрыв от родителей, и формируются новые отношения к родителям, отношения, которые уже основаны на уважении, на признании авторитета родителей, на ощущении ценности того, что они транслируют, то есть причастности каким-то корням, истории, роду. Это очень важно. Потому что иногда родители пытаются как бы вернуть ребенка в материнское лоно. Это невозможно. Надо понимать, что ребенку надо давать основания для авторитета, его надо заслуживать, говорить, как он связан через родителей с родом, племенем, Отечеством и т.д. То есть происходит формирование совсем другого единства. А родителям иногда кажется: как же, раньше ребенок кричал «мама, папа», а теперь нет, значит, перестал любить. Да нет, надо радоваться, что наступает другой, более осознанный период в его жизни.

Что касается стихийного атеизма, то, как говорит тот же протоиерей Василий Зеньковский, очень важно, чтобы родители не столько проповедовали и говорили о вере, сколько свидетельствовали своей жизнью. Очень важно, как именно эта вера претворяется в их жизнь: как они живут, поступают, думают в соответствии со своей верой. Тут действительно есть очень серьезные вопросы. Потому что дети, тем более подростки, очень остро чувствуют фальшь. И если родители говорят одно, а делают совершенно другое, если вера для них оказывается чем-то внешним, фасадным, то это самое худшее, что они могут продемонстрировать своему ребенку. Потому что подросток должен понимать, что вера – это то, что является стержнем, опорой в его жизни.

– Перед программой пришел вопрос от одного из батюшек, которому подросток говорит в исповеди, что он чувствует: в храме его родители молятся, крестятся, причащаются, а дома, где их не видят другие православные христиане, ведут себя совершенно по-другому. Он чувствует это противоречие и в ужасе от происходящего. Можно дать совет батюшке?

– Здесь надо говорить серьезно. Во-первых, не стоит говорить: «Да, твои родители фарисеи» или, наоборот: «Нет, ты ничего не понимаешь, ты на них наговариваешь». Такие ответы не помогут.

Можно сказать так: «Тебе хорошо: ты живешь в такой среде, где вера не запрещена, храмы открыты, где за исповедание своей веры тебя не прогонят с работы, не отчислят из института, где за религиозную деятельность не посадят. Поэтому сейчас созданы такие условия, когда вера не разделяется с твоей жизнью. Но было и другое время, в которое жили и воспитывались твои родители, когда открытое исповедание своей веры многим могло стоить карьеры и т.д.

Поэтому подсознательно закрепилась привычка, что есть очень небольшие пространства, где можно проявлять свою веру. И, скорее всего, родители воспитаны в то время, и можно сказать, что у них еще не хватает сил все время оставаться в этом состоянии. Для них приход в церковь – это праздник, где они могут не беспокоиться, проявлять свою веру и чувствовать себя просто и свободно. А на работе и даже в повседневной жизни пока еще этого нет. И в этом смысле тебе легче: ты живешь в другое время».

– Получается, что ему надо найти силы продолжать любить своих родителей и, как в ветхозаветной истории о Ное, прикрыть родителя.

– Понятно, что к родителям мы относимся без критики, как к погоде, то есть мы стараемся их понять. И прежде всего мы должны понять, что родители выросли в другое время. Я помню, что моя мама очень переживала, что я пощусь, что в институте увидят, что я пощусь. Сейчас она свободно ходит в храм, и таких мыслей у нее нет, а тогда, как она говорит, дрожала каждый день: а что будет, а если из института отчислят и т.д. Потому что она привыкла к, скажем так, конспирации и считала, что я пренебрегаю конспирацией и часто открываюсь, свободно говорю. И она боялась: договоришься где-нибудь.

– Просматривая соцсети и то, о чем говорят подростки, у меня сложилось такое впечатление, что сейчас такие времена, когда подростку, старшекласснику или студенту первых курсов быть православным среди сверстников не очень модно. Если ты православный христианин, ходишь в церковь, тебя могут даже высмеять. В каком-то смысле времена повторяются. Как молодому человеку сохранить веру в среде, негативно относящейся к ней?

– Кстати, это испытание общественным мнением в эпоху, когда ничего не запрещено, может быть еще сложнее. Потому что во времена гонений люди могли не разделять твоих взглядов, но они их уважали. Скажем, человек, придерживающийся религиозных взглядов – христианин, иудей, мусульманин, – вызывал уважение, потому что этот человек шел наперекор обществу, наперекор системе. В этом смысле он даже получал внутреннее уважение, которое вполне могло восприниматься как поддержка такой позиции.

Конечно, самое серьезное испытание веры наступает в эпоху, когда все разрешено. И мы видим, что это испытание свободой многие не выдерживают. Не выдерживают и в Европе, в тех странах, где вера никогда не запрещалась и никогда не было преследований за веру. К этому приходят и бывшие социалистические страны Восточной (или Центральной) Европы, и на пространстве бывшего Советского Союза. Это время, когда вера напрямую сталкивается с духом века сего. То есть это испытание, которое идет против того атеизма и антиклерикализма, который сеет враг рода человеческого.

Конечно, там срабатывают и другие механизмы. Любой человек, противопоставляющий себя Церкви, чаще всего делает это потому, что не хочет работать над собой, над изменением себя: каяться, поститься, не хочет любого духовного труда. А самая лучшая отговорка такая же, как и у сатаны: а все такие, люди занимаются ерундой. Не я в чем-то плох, не мне надо каяться и исправляться, нет, у меня все в порядке: все так живут, и я так живу. Просто люди занимаются ерундой, и мне смешно, что они это делают. Именно это имел в виду в свое время Христос, когда сказал: «Вас будут преследовать». Потому что если все так живут – и вдруг один праведник, который так не живет, он уже будет вызывать раздражение всех. Как же все, если один уже нет? И раздражение будет очень сильным. Поэтому Христос говорит, что принес любовь, но и принес не мир, а, получается, меч, который разделяет даже родню. Именно потому, что никогда грех не согласится с тем, что святость – это норма.

Поэтому надо говорить подростку, что быть собой, быть не как все – на это тоже нужно мужество. И что это, может быть, не менее серьезное исповедничество. Когда всеобщее отношение негативное, не осуждая других, тем не менее сохранять свое. И тут надо не сомневаться, а все-таки верить и доверять, доверять себе и тому голосу, который в тебе. А идти на поводу у всех и быть как все не требует большого мужества, это как раз самый простой путь. Поэтому надо готовить к тому, что это трудно, непросто, осуждаемо, и кто-то, может быть, даже отвернется. При этом не впадать в осуждение других людей, какую-нибудь демонстрацию своей веры, горделивое противопоставление себя. То есть это путь непростой и очень тонкий.

– Несет ли человек ответственность за то, что своим поведением отвращает кого-то от Церкви и Бога?

– Господь сказал, что тому, кто совратит кого из малых сих, лучше бы повесить на шею жернов и утопиться. Ведь это же вероломно – это ломает веру у других людей. Когда люди искушают других своим поведением, особенно если они принадлежат к Церкви и особенно если принадлежат к клиру, то осуждение из-за твоих некрасивых поступков переходит на всю Церковь. Апостол Павел в свое время говорил, что для него идоложертвенное ничто, потому что идол – это ничто. И тем не менее говорил, что лучше вообще никогда не будет есть никакого мяса, чтобы только кого-то не искусить. Настолько это важно и серьезно. И, конечно, все воцерковленные люди и особенно клирики особо чувствуют и этот внимательный, пристальный взгляд, и осуждение.

Но те, кто хотят хаять, хотят осуждать, так и будут осуждать, тут на них не угодишь. А если речь идет о человеке, который только ищет свой путь, здесь, конечно, очень важно, чтобы была искренность. Чтобы человек видел, что христиане не только могут ошибаться, но что они могут каяться, просить прощения, что они могут переживать из-за того, что у них что-то не получается, и что это нормальный путь христианина – вставать и падать, падать и вставать.

– Если молодой человек понимает, что в Церкви, в храме священник ведет себя не так, как он этого ожидал, как ему преодолеть это искушение?

– Мне очень понравилось, как ответил один батюшка, к которому пришли жители из соседней деревни:

«А почему вы пришли ко мне крестить своего ребенка? У вас есть свой храм, свой батюшка». – «Ну, батюшка, Вы же знаете про этот храм и этого батюшку то, что все про него знают?» – «А вы на что? Сколько он вам грехов отпускает, вы что, не можете за него помолиться? Придите к нему и возьмите у него благословение каждую неделю вечером собираться в храме и молиться акафистом «Неупиваемой Чаше” за его здоровье».

Потом я спросил, чем закончилась эта история. Люди пошли, взяли у батюшки благословение. Сначала он им просто давал ключ, они приходили, читали акафист. Потом он стал заходить смотреть, как они читают акафист о нем. А потом был им сердечно благодарен за то, что они его отмолили.

В данном случае люди почувствовали, что батюшка отвечает за них, но они-то никогда за него не молятся. Хоть раз помянули за утренней или вечерней молитвой своего, можно сказать, духовного наставника? Да ни разу. Это они его бросили на произвол судьбы. Так что это реальный случай.

– Кстати, он позволяет посмотреть под другим углом на какие-то наши проблемы. Время передачи летит незаметно, уже прошло больше половины нашей беседы. Можно попросить провести ликбез для родителей, у которых ребенок уже подросток, будущий студент, и сказать, что им нельзя делать? Допустим, пять вещей, которые нельзя делать с подростком, если мы хотим сохранить его психическое здоровье.

– Во-первых, нельзя не уважать подростка, проявлять неуважение, пренебрежение, высокомерие к нему: кто ты такой? да ты никто. Нельзя не прислушиваться к его мнению, не уважать его, не пытаться как-то договориться. Нельзя вести двусмысленную жизнь, то есть говорить одно, а на деле транслировать другое, – это действительно дезориентирует. Нельзя унижать.

Мне кажется, очень важно не отождествлять подростка с теми нехорошими ситуациями, в которые он попадает. То есть нельзя клеить ему ярлык: ты плохой человек, ты негодяй, ты совершаешь плохие поступки. А, например, сказать так: у тебя получаются нехорошие поступки, ты еще не смог преодолеть какие-то вещи, но ты это преодолеешь. Нельзя подрывать веру подростка в его изначальную праведность, потому что он создан по образу и подобию Божию, и считать, что все задуманы Богом как хорошие, а он – как плохой.

Нельзя подрывать веру в любовь Божию, когда родители постоянно говорят: Бог тебя накажет и т.п. Бог тебя любит: Он за тебя распялся, Он за тебя жизнь отдал – вот это самое главное. И больше всего Бог хочет твоего счастья, хочет, чтобы ты был спасен, чтобы ты реализовал те дары, которые Он тебе дал, чтобы с тобой не случались плохие вещи. Мне кажется, это является самым главным.

– Если все-таки случаются ситуации, когда нарушен контакт с дочерью или сыном, который, допустим, уехал поступать в другой город и ведет себя там совершенно не так, как его воспитывали все эти годы. Как родителям найти силы?

– Перечитать притчу о блудном сыне. Вообще, неслабое чтение для родителей: каждый родитель сможет поступить так, как поступил отец блудного сына.

Помнить, что иногда у человека есть свой особый путь. Одна мама тридцать лет молилась за своего сына, который вел грешную жизнь, у которого были внебрачные отношения. В конце концов она его как-то отмолила. Он написал книжку «Исповедь», он стал святым – это Блаженный Августин. А ее причислили к лику святых за то, что она не переставала молиться за него. Ее пример тоже очень показательный.

Самое главное, чтобы ребенок знал, что в любой ситуации, что бы с ним ни случилось, родительская любовь и любовь Божия неотменяемы, они с ним. И даже когда он попадает в совсем нехорошую ситуацию, родители все равно остаются с ним и продолжают его любить. И Бог его продолжает любить. И все равно они верят в него.

– Нужно верить до последнего в своего ребенка.

– И еще любить, причем любить без условий. А то бывает: я тебя люблю, если ты сделаешь то-то, а если это, то я тебя не люблю. Есть такой очень странный вопрос: «А за что мне тебя любить?» Так любят не за что, а любят вопреки всему. А за что Господу нас любить? Да вроде бы особо и не за что. Но ведь Он же любит.

– Также людей беспокоит вопрос о наказаниях: о том, какие еще могут быть меры воздействия, кроме разговоров?

– Интересно, что само слово «наказание» означает «научение». В начале учебного года мы молимся «о добром наказании отроков». Не о том, чтобы их хорошо покарали, а о том, чтобы они хорошему научились. То есть наказание – это, прежде всего, научение. Поэтому, мне кажется, в наказании должен быть какой-то вывод – как потом не попадать в такую ситуацию, как из нее достойно выйти. Это первое.

Второе – мне кажется, что главное не кара, а помощь. Ситуация некрасивая, но родители все равно готовы помогать ребенку и распутать даже сложные, запутанные жизненные узлы.

– Получается, что наказания в советском понимании слова – ремень, угол – неприемлемы?

– Был совершенно замечательный человек, которого родители воспитывали очень строго: ставили под иконы в угол на горох, применяли к нему методы телесного воздействия. Человек вырос действительно очень хорошим, был исключительно интеллигентным и высоконравственным человеком. Да, он наизусть знал весь Часослов, мог прочитать в храме Шестопсалмие без книжки. Он очень хорошо относился к вере, но сам для себя выбрал отстраненный путь и даже на смертном одре не причастился. Это Антон Павлович Чехов.

Хотя, когда мы читаем его рассказы, например рассказ «Студент», то видим, какое у него глубокое отношение к вере. В своем имении он отремонтировал на свои средства церковь. У него оставались какие-то свои внутренние отношения с Богом, но внешняя церковность была отравлена тем воспитанием, которое он получил в детстве. Для него это была одна большая травма.

– Как родителю понять, что он не воспитывает, а травмирует ребенка?

– Помню, как-то один батюшка, у которого было много детей, что-то очень громко кричал на одного из своих чад, а матушка с кухни кричала ему: «Отец имярек, твои дети будут атеистами!»

И это как-то заставляло его задуматься.

Как Господь поступает в Евангелии? Топает ли Он ногами, бросает ли Он камень в грешницу, которую к Нему привели? Мы видим, что Господь крайне деликатен, Он очень бережен. Конечно, он кричит на фарисеев, на менял в храме. Бывает, что Он повышает голос на тех, кто считает себя как бы служителями храма, но превращает его в вертеп разбойников.

Господь говорит: «Горе вам, фарисеи», но «горе вам, грешницы, горе вам, блудники» и т.д. не говорит никогда. Он говорит, что пришел не к праведникам, а грешникам, как врач к больным.

– То есть родителям надо всегда надеяться на милость Божию, что в деле взросления Господь не оставит человека?

– Да, и всегда чувствовать, что ты можешь или помочь, или, наоборот, помешать, отвратить.

– Вопрос от взрослой женщины, сын которой, к сожалению, скончался от наркомании, и она испытывает чувство вины перед своим уже умершим сыном, что не смогла его защитить, уберечь. Как поступать родителям?

– Конечно, надо сказать, что иногда ответственность предполагает не только наше желание хорошего, но и все-таки некоторые знания. Сегодня очень многое нам дает христианская психология, в том числе и в работе с зависимостями, и в очень многих других ситуациях. Издательство «Никея» издает замечательные книжки, например «Душа вашего подростка», «Независимость» – о том, как жить, освободившись от зависимости, и многие другие ценные книги, которые дают нам знания, как работать с тем или иным недугом и как не допустить тех или иных ошибок, то есть откуда все это берется.

Поэтому мне кажется, что ответственность подразумевает еще и какую-то компетентность. Мы же не говорим, что человек, который ничего не знает о вере, пойдет и будет катехизатором, но считаем, что сначала он должен чему-то научиться, пройти какие-то курсы и потом уже катехизировать. А эти вопросы жизненно важные, и здесь как нигде важно быть компетентным.

– На каких авторов ориентироваться? Чьи книги и лекции искать родителям, если они хотят воспитать ребенка достойно?

– Если по вопросам зависимостей, то очень хорошие книги вышли у Валентины Дмитриевны Москаленко: «Возвращение к жизни» и «Когда любви слишком много». Книга Петра Дмитриевского «Путь к не-зависимости». Книга «Выход есть», посвященная сложной проблеме, когда ребенок может запутаться в своей гендерной идентичности. Есть много хороших книг. Мне кажется, что издательство «Никея» очень хорошо отбирает авторов, и в этих книгах освящаются действительно самые актуальные вопросы.

Вообще, надо сказать, с книгами по психологии очень тяжело. Это такой вал, что если прийти в книжный магазин, там будет просто бездна книг по психологии, бездна психологических школ, направлений, даже такие, которые конфронтируют друг с другом. Поэтому, конечно, голова идет кругом. Но мне кажется, что в этом смысле христианские психологи удачно сочетают в себе и веру, и определенную, неразмытую нравственную позицию и, кроме того, сочетают это с научным взглядом и всем позитивным, что накопила научная психология.

– То есть можно сказать зрителям, что общее направление – это поиск Ваших книг и книг издательства «Никея», в которых поднимаются различные сложные вопросы и которые написаны православными психологами. Это важно, потому что время эфира ограниченно, а когда тема интересная, люди продолжают интересоваться и задают вопросы.

И конкретные вопросы. Что делать, если родители чувствуют, что у ребенка зависимость от компьютера?

– Это проблема серьезная и, надо сказать, во многом недооцененная. Есть кадры, где заснят ребенок, которого лишили компьютера. У него просто горят глаза, руки трясутся, полное ощущение, что это наркоман во время ломки, то есть это действительно очень сильная зависимость. Папа одной девочки, чтобы она подготовилась к ЕГЭ и поступлению в вуз, забрал из комнаты системный блок и монитор, через какое-то время он услышал ее крик, она стояла на перилах балкона и сказала, что считает до пяти. Если ей не вернут системный блок и монитор, она сиганет вниз с десятого этажа.

То есть эта зависимость, оказывается настолько сильной, что от нее очень трудно избавиться. И тут, во-первых, надо не допускать формирования этой зависимости, а если уж она сформирована, то, как всегда и строится работа с зависимостями, надо вытеснять это чем-то позитивным. Нельзя просто забрать, и все. На чистое, выметенное место приходят семь худших бесов. Нужно дать такую стратегию в жизни, которая бы вытеснила эту зависимость и как-то помогла человеку держаться на плаву.

Понятно, что нельзя доводить до такого состояния, когда ребенок полностью теряет контакт с родителями. Он должен чувствовать уважение к себе как личности, любовь к себе как человеку и готовность помочь ему, то, что он в любом случае не остается одиноким, а родители – это люди, которые в любой ситуации за него. Тогда не будет желания совсем уходить в этот виртуальный мир. Потому что компьютерная зависимость – это такой комплексный враг: здесь создается и своя, параллельная, жизнь, и свое, параллельное, общение, вообще как бы все свое. Получается, что человеку реальный мир просто не нужен. А для этого надо помочь ему справляться с проблемами, которые существуют в этом реальном мире. Помочь найти друзей-помощников в этом реальном мире, чтобы не уходить в мир виртуальный.

– Это универсальный совет не только для предупреждения компьютерной зависимости, но вообще для воспитания счастливого ребенка.

К сожалению, у нас остается чуть больше минуты. Может быть, в эти пасхальные дни Вы дадите краткое напутствие родителям?

– Самое лучшее напутствие, которое всегда повторял Иоанн Богослов: любите друг друга. Надо действительно очень любить и очень уважать своих детей. Если есть любовь, тогда и все остальное будет получаться. Потому что в делах любви нет закона, нет правил. И то, что мы делаем и то, и это, значит, что мы любим. Мы любим, а значит, и все остальное мы сделаем правильно. Поэтому я хочу поблагодарить всех телезрителей и поздравить их с этими пасхальными днями. Христос воскресе!

– Воистину воскресе! Отец Петр, благодарим Вам за беседу. И завершающий момент для наших телезрителей: если вам интересна тема о подростковом воспитании, ищите книги отца Петра Коломейцева, книги издательства «Никея», где можно почитать о том, как наладить взаимоотношения со своими детьми.

Ведущий Антон Пепеляев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *