Персонализм в философии

Говоря о той или иной философской позиции, целесообразно определить этимологическое значение раскрываемого понятия. В частности, понятие «персонализм» имеет латинские корни: persona — личность. Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф. Шлейермахер в «Речах о религии к образованным людям, её презирающим» (1799 г.). Однако понятие «persona» употреблялось ещё в Античную эпоху для обозначения социальной роли индивида. В Средние века Фома Аквинский ввёл термин «personalites» («индивид разумной природы»). В Новое время И. Кант по-своему интерпретировал это понятие, он разграничивал понятия «Person» («лицо»), «Personalität» («интеллектуальная инстанция», «сознание», «трансцендентальный субъект мысли») и «Persönlichkeit» («личность»), доказывая, что «лицо» в ходе «персонализации» способно стать «личностью», свободно выполняющей нравственный долг. Непосредственным теоретическим истоком персонализма является монадология Г.В. Лейбница как учение о духовных субстанциях, обладающих энергией и существующих в гармонии между собой и Богом, а также взгляды Р.Г. Лотце и Г. Тейхмюллера. Сами же персоналисты апеллируют к своим идейным предшественникам к Сократу, стоикам, Августину, Б. Паскалю, И.Г. Фихте, С. Кьеркеторгу, П.Ж. Прудону, М. Шелеру, А. Шопенгауэру и другим философам.

Персонализм — это теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности высшей личности, Бога. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта как в классической философии, а человеческую личность в полноте её конкретных проявлений. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетаются с непрерывностью существования. Но истоки личности коренятся не в ней самой, а в бесконечном едином начале — Боге.

Можно предметно говорить о четырёх мировых школах персонализма — русской, немецкой, американской и французской. В определённой мере с персонализмом имеет схожие гносеологические корни философская антропология.

Основным предметом исследования в персонализме является творческая субъектностъ человека. Объяснить её можно только через личную причастность к Богу. Человек всегда личность, персона; его суть заключается в его душе, которая фокусирует в себе божественную энергию. Душа человека самосознательна, она самонаправляется, но люди живут духовно разобщённо и впадают в первую крайность — эгоизм.

Другой крайностью является коллективизм, где личность нивелируется и растворяется в массе. Персоналистский подход позволяет уйти от названных крайностей, выявить истинную сущность человека и возродить его индивидуальность. Путь к индивидуальности лежит через понимание себя как неповторимого уникального субъекта, а история и общество соответственно развиваются через личность человека.

Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания человека. Согласно персонализму, если личность стремится к Богу, или, что тоже самое, к добру и совершенству, она находится на правильном пути. Моральное самосовершенствование, правильное нравственное и религиозное воспитание ведут к обществу гармоничных личностей. Личность становится персоной в процессе коммуникации, активного диалога с другими людьми. Отсюда вытекает важность коммуникаций как вовлечения людей в преобразование мира.

В центре внимания философии персонализма находится религиозно-этическая проблематика. Чтобы не нанести ущерба всемогуществу, мудрости и благости Бога, персоналисты заявляют о самоограничении воли Бога, предоставляющего своим творениям свободу выбора как дар, дающий им возможность быть соучастниками в осуществлении в мире богоугодного добра. Божественное самоограничение претворяется в персоналистской этике в ограничение Божьей воли посредством свободы людей как кардинального этического принципа.

С другой стороны, самоограничение выполняет функцию теодицеи, то есть богооправдания от царящего в мире зла, обусловливаемого дарованной Богом человеку свободой выбора.

Русские персоналисты были вдохновлены идеей противостояния способу существования, возводящему идеал в принципы предустановленности, заданности, статичности. По их убеждению, личность — это непредугаданность, прорыв в неизвестное, свобода, духовная сила. Их гносеологические представления не приемлют свойственное Р. Декарту разграничение субъекта и объекта познания. Пророком предшествующей философии, принявшем гипертрофированные размеры в рационализме и материализме, они считали дуализм, раздвоение бытия на мир и человека, поставленного в подчинённое положение, вынужденного познавать нечто принципиально «нечеловеческое» и тем самым приспосабливаться к нему, изменяя своей сущности. «Человек был превращен в субъект гносеологический лишь по отношению к объекту, к объективированному миру для этой объективации. Вне же этой объективации, вне стояния перед бытием, превратившимся в объект, субъект есть человек, личность, живое существо, само находящееся в недрах бытия. Истина в субъекте, но не в субъекте, противополагающем себя объективации и потому выделяющим себя из бытия, а в субъекте, как существующем», — писал Н. Бердяев в своей «Философии свободного духа». Загадки мира открываются человеку лишь при обращении к собственному глубинному внутреннему духовному опыту, ибо единственная тайна жизни — деятельность, понять которую можно только исходя из самонаблюдения. Личность, по своему призванию полная безграничных возможностей, есть вообще нечто принципиально иное, нежели простой «гносеологический субъект». Логика, наука, вообще какое бы то ни было мировоззрение, мораль — это, по выражению Л. Шестова, «закрытые горизонты», превращающие каждую мысль в догмат, требующий всеобщего признания и подчинения. Человек же, будучи по сути своей духовной субстанцией, творящей мир и придающей ему смысл, «восстаёт против самоочевидностей», ниспровергает навязываемые ему теории.

Философия русских персоналистов антиэвдемонистична: не в счастье, а в полном драматизма самопревзойдении усматривала она смысл жизни отдельной личности. И в этом плане она глубоко религиозна, в чём состоит её главное отличие от многих концепций на Западе. Русский персонализм, оказавший существенное влияние на развитие и становление персоналистских представлений в Германии и во Франции, был вариантом персонализма «историософического», что позволило его представителям высказать немало прогностических суждений.

Козлов Алексей Александрович (1831-1901 гг.), русский философ. Родился в Москве. Учился в Московском университете, сначала на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете, окончил его в 1854 г. Работал преподавателем словесности, в 1876 г. получил приглашение из Киевского университета занять должность приват-доцента по кафедре философии. Много времени отводил занятиям историей философии, особо подчёркивая значимость мыслителей, доказывающих, что «явления духа и в логическом, и во временном порядке суть первые отношения к явлениям материи». В 1884 г. защитил диссертацию «Генезис теории пространства и времени Канта», стал профессором. В этот период Козлов разрабатывает основы своей философской системы, которую называл «панпсехизмом». Он излагает её на страницах первого русского философского журнала — «Философского трёхмесячника», который издавал в 1885-1887 гг. Итогом его размышлений о сути мира и человека стали работы: «Философские этюды» (1876 г.), «Философия как наука» (1877 г), «Философия действительности» (1878 г.). В 1887 г. из-за болезни Козлов вынужден был уйти в отставку. Переехав в Петербург, он продолжил занятие философией и в 1888-1889 гг. издавал философский сборник «Своё слово». Основополагающим принципом онтологических представлений у него является идея внутренней человеческой субъективности, духовной субстанции, «я». Быть субстанцией — значит вечно иметь свою неизменную и индивидуальную природу, не зависящую от пространства, времени, причинности и т.п., и затем, сообразно этой природе, «действовать». Мир, у Козлова, это множество индивидуальных субстанций с их деятельностями и взаимосвязями. Понять их суть возможно, лишь погружаясь в изучение собственного «я». Связь между ними телеологическая, поскольку немыслима без посредства высшей субстанции. Реальность, или бытие Бога как высочайшего существа, обеспечивается тем же непосредственным сознанием каждой индивидуальной субстанции, в которой она находит самоё себя и свои функции, или деятельности. Составить представление о свойствах Бога мы можем, опять-таки обратившись к сознанию о своём «я». Отсюда пространство, время, материя, причинность являются «идеальными иллюзиями», а не реальностями. Это понятия разума, а также результаты бессознательной деятельности мышления и фантазии субстанций, порождающих идеи, которые служат для объединения и обобщения продуцируемых ими образов. В персонализме Козлова окружающая действительность, следовательно, оказывается проекцией вовне актов сознания, эмоциональной и волевой активности человека, синтезом как данных, так и только возможных в представлении феноменов. Сферой действительности, «мира» не исчерпывается понятие всеобщего бытия. Помимо «определённого бытия» существует «нечто трансцендентное», стоящее вне познания и полагающее ему предел. В начале XX в. идеи А. Козлова повлияли на становление воззрений Н. Бердяева, Л. Шестова, Н. Лосского.

Скончался A.A. Козлов в Петербурге, где и был похоронен 27 февраля (12.03) 1901 г.

Алексеев Сергей Алексеевич, сын A.A. Козлова (псевдоним Аскольдов, 1870/71-1945 гг.), религиозный философ. Отец Сергея — Алексей Козлов, увлёкшись в молодости народничеством, женился на крестьянке. Однако супруги быстро расстались, но жена не дала развода, поэтому дети от второго, гражданского брака Козлова по закону не могли носить фамилию отца. В силу этого, родившемуся в гражданском браке сыну Сергею дали иную фамилию — Алексеев, несколько изменив отцовское имя. В 1914 г. он окончил естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, а за книгу «Мысль и действительность» получил степень магистра философии Московского университета. С 1908 г. являлся членом Петербургского религиозно-философского общества. Участник сборников «Проблемы идеализма», «Из глубины». Его философские идеи формировались под влиянием мировоззрения отца и представляли собой продолжение лейбницеанской традиции в русской философии. Исходными для его взглядов выступают понятие «я» и идея всеобщей одушевлённости (панпсехизма). В 1920-х гг. он основал тайное религиозно-философское общество «Братство святого Серафима Саровского». Был арестован и вместе со всеми членами общества сослан сначала в Коми, а затем в Новгород. Во время войны после оккупации немцами Новгорода эмигрировал в Германию. Похоронен там же на кладбище города Потсдам 23 мая 1945 г.

Бобров Евгений Александрович (1867-1933 гг.), русский религиозный философ, писатель, публицист. Родился в родовитой дворянской семье в Риге. Окончил Дерптский (Юрьевский) университет, где занятия по философии проводил профессор Г. Тейхмюллер. Защитил диссертацию по теме «Отношение искусства к науке и нравственности» (1895 г.) и стал доцентом этого университета. После 1898 г., когда Боброву была присвоена степень кандидата русской словесности за диссертацию о философе, поэте Д.В. Веневитове (1805-1827 гг., один из основателей «общества любомудров», члены которого проявляли особый интерес к идеям немецкой классической философии), работал профессором Казанского университета, а с 1906 г. — Варшавского. После Октябрьского переворота 1917 г. — профессор Донского университета в Ростове-на-Дону. Бобров являлся последователем Г. Лейбница и Г. Тейхмюллера, сторонником панпсехизма А. Козлова, перевёл на русский язык «Монадологию» Лейбница. Основные труды посвящены популяризации персонализма и панпсехизма. Пытался создать собственную систему «критического индивидуализма». В его системе идея индивидуализма оказывалась приоритетной, так как в своём самосознании человек находит себя прежде всего в качестве отдельной сущности или индивида. Таким образом, исходным пунктом его панпсехизма являлась личность. Бобров — автор значительного числа работ по истории философии и русской словесности. Им опубликовано 6 сборников под общим названием «Философия в России. Материалы, исследования и заметки» (1899-1902 гг.). По его мнению, развитие философии в России протекало по двум руслам. Первое — это «школьная философия», преподававшаяся в университетах, гимназиях, духовных академиях и семинариях и объединявшая такие философские направления как схоластика, вольфианство, различные оттенки универсализма. Второе включало в себя философские течения, популярные в среде русской интеллигенции. В XVIII в. это материализм («вольтерьянство»), мистика и масонство; во 2-й половине XIX в. — материализм, социализм, позитивизм и спиризм.

Умер Е.А. Бобров 12 марта 1933 г., похоронен в Ростове-на-Дону.

Лопатин Лев Михайлович (1855-1920 гг.), русский философ, общественный деятель. Коренной москвич. В 1875 г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, с которым была связана вся его последующая деятельность. В 1885 г. Лопатин — приват-доцент, в 1892 г. — экстраординарный профессор университета. Параллельно преподаёт историю философии в гимназиях и на высших женских курсах. С 1894 г. — соредактор журнала «Вопросы философии и психологии». С 1899 г. — председатель Московского психологического общества. Первая часть его работы «Положительные задачи философии» (1886 г.) стали его магистерской диссертацией, а вторая часть этой работы в 1891 г. была защищена им как докторская диссертация. Лопатин по праву считается одним из основоположников персонализма в русской философии. По его мнению философия с конца XIX в. стала догматичной, не рассуждаю щей, утратила способность постановки и решения глобальных онтологических проблем, передав эти функции науке и возведя последнюю в ранг абсолютно достоверного знания. Это привело к распространению естественнонаучных закономерностей на все сферы бытия, к неверному представлению о человеке и мире. Своё предназначение Лопатин видел в восстановлении философии онтологизма, которая исследует «наиболее общие и основные понятия и принципы нашего миропонимания». Собственную философскую теорию он называл «системой конкретного спиритуализма» или «монистическим спиритуализмом», понимая под принципом монизма признание внутренней однородности мира и единства его происхождения, то есть единства «коренной основы или силы, которая связывает живое многообразие сущего». Человек, рассуждал он, способен мыслить окружающую реальность, используя лишь одно из трёх понятий предельного уровня — дух, вещество и непостижимую сущность. Считая несостоятельным агностицизм и отвергая материализм как учение, допускающее дуалистическое толкование действительности, Лопатин полагал, что адекватно описывающим реальность является лишь «признание истинно сущего за дух». Таким образом, только спиритуализм отвечает требованию монизма и способен адекватно воспринять и описать ту первичную непроизводную данность, которой является для человека его дух, его сознающее «я».

Умер Л.М. Лопатин 21 марта 1920 г., похоронен в Москве.

В Германии к персонализму относится учение философа-идеалиста Ф. Якоби (1743—1819 гг.), некоторые элементы его философии нашли дальнейшее развитие в философии жизни и экзистенциализме. Концепцию этического персонализма разрабатывал М. Шелер (1874—1928 гг.) — один из основателей немецкой школы философской антропологии. В своей книге «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1921 г.) он ценность личности представлял высшей аксиологической ступенью. Помимо М. Шелера в Германии на позициях персонализма («критического» персонализма) находились В. Штерн (1871—1938 гг.), а также — X. Тиллике, «теологическая этика» которого являлась основой персоналистской тенденции в немецкой философии. Наиболее значимой в немецком персонализме является проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека. «Личностный метод» объявляется универсальным методом познания и объяснения не только человека, но и всей реальной и воображаемой действительности.

Шелер Макс (1874-1928 гг.), немецкий философ и социолог, один из основателей философской антропологии, аксиологии и социологии знания. В 1919-1928 гг. профессор университета в Кёльне. Эволюционировал от феноменологии Э. Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике И. Канта противопоставил так называемую материальную этику ценностей, в основе которой представлено учение о чувстве как интенциональном (направленном) акте постижения ценности. Основные работы: «Формализм в этике и материальная этика ценности» в 2-х томах, «Формы знания и общество», «О вечном в человеке», «Место человека в космосе».

Американская философия персонализма возникла примерно в одно время с русской в конце XIX в. Её основатель — Б. Боун (1847—1910 гг.), а главными представителями являются Р. Флюэллинг (1871—1966 гг.) и Э. Брайтмен (1881—1953 гг.), Дж. Хауисон, У. Хокинг. Центральное для персонализма понятие «личность» трактуется ими как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание общественного мира. История человечества предстаёт в виде одностороннего процесса развития личностного начала человека, а сам человек, согласно их позиции, достигает наивысшего блаженства в единении с Богом. Средоточием философских интересов американских персоналистов является религиозно-этическая проблематика, основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания человека. Этика американского персонализма непосредственно связана с социальным учением, согласно которому, моральное самосовершенствование граждан ведёт к обществу, в котором осуществлена гармония личностей.

Во Франции персонализм сформировался в начале 30-х гг. XX в. Основоположникам философии персонализма является Э. Мунье (1905—1950 гг.). С 1932 г. издавался специальный журнал «Esprit». Наряду с Мунье, основными представителями персонализма являлись — Д. де Ружмон, П. Ландсберг, Ж. Изар, М. Недонсель, Ж. Лакруа, Г. Мадинье. В кризисные 30-е гг. левокатолические сторонники французского персонализма выступили с идеей создания имеющего всемирное значение философского учения о человеческой личности как главной заботе земной цивилизации. Концепция личности складывалась в процессе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа. Большое значение в персонализме придавалось концепциям человека, разрабатываемым в XX столетии, и среди них — экзистенциализму и марксизму.

Сторонники личностной философии перетолковывали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в неё новое содержание, соответствующее современности. Персоналистски понимаемую личность характеризуют три основные черты в их диалектическом взаимодействии: экстериоризация — самоосуществление человека вовне; интериоризация — внутренняя сосредоточенность индивида; трансценденция (лат. transcendens — выходящий за пределы) — некая универсальность индивида. И экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные ценности — истину, красоту, благо.

Мунье Эмманюэль (1905-1950 гг.), французский философ, основатель персонализма. Изучал философию в университетах Гренобля, затем Сорбонны. Учился вместе с Реймоном Ароном. Несколько лет преподавал в частных школах и лицее. Был знаком с Габриелем Марселем и Николаем Бердяевым. В 1932 г. начинает издавать журнал «Esprit», решив расстаться с академической карьерой. В 1935 г. публикует сборник своих статей «Персоналистскоя и коммунитарная революция». Социальной программе персонализма посвящен очерк «От капиталистической собственности к человеческой собственности». Во время прохождения военной службы, в 1939 г. попал в германский плен. После освобождения в 1941 г. возобновил издание журнала «Esprit». В январе 1942 г. Мунье арестовывают по обвинению в организации подпольного движения «Комбат». После судебного процесса философ до конца войны жил под вымышленным именем. Основные его сочинения были изданы после окончания Второй мировой войны. Одно из них называлось «Персонализм» (1949 г.). Умер Э. Мунье 22 марта 1950 г. от инфаркта.

ПЕРСОНАЛИЗМ – теистическая тенденция в философии, в которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. Считается, что термин «персонализм» впервые употребил Ф.Шлейермахер в книге «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799). К персонализму относятся учения Ф.Якоби, А.Олкотта, Ш.Ренувье, Л.Прата. Концепцию этического персонализма разрабатывал М.Шелер в книге «Формализм в этике и материальная этика ценностей» (1921). Этический персонализм Шелера, «критический персонализм» Штерна и «теологическая этика» Тиллике послужили основой персоналистской тенденции в немецкой философии. На первом плане здесь – проблематика задатков и способностей индивида, глубинных сфер индивидуальной жизни человека; «личностный метод» объявляется универсальным средством познания не только человека, но и всей реальности.

В России персонализм ведет начало от Достоевского, который в своих глубоко философских художественных произведениях поставил ряд нравственно-психологических и религиозно-философских проблем: свобода и ответственность человека, власть и насилие, смирение, страдание и др. Идеи персонализма развивали Н.А.Бердяев, Л.Шестов и отчасти Н.О.Лосский, С.Н.Булгаков. Учение о человеке Бердяева получило название эсхатологического персонализма. Он различал в человеке личность и индивида: индивид – это неделимая часть вещественного природного мира, подчиненная его закономерностям; личность – это подобие Бога, ее сущность не выводится из природного мира. Личность приобретает и сохраняет черты подобия Богу, если идет по пути всегда трагичного творчества, но только на этом пути она сохраняет свое человеческое призвание и перед ней открывается возможность общения с Богом. Эсхатологический характер истории обещает человеку-личности, прошедшему через последний Суд, качественно новое, иное бытие. Шестов, развивая идеи персонализма, говорит о неизбежном одиночестве и трагизме личности, противопоставившей себя людям, миру, необходимости; только в абсолютном одиночестве личности ей открывается персональная истина и персональный бог; жизнь творческой личности – это осознание неизбежности смерти, постоянное ожидание смерти.

Последовательные персоналистские учения в современной западной мысли разрабатываются американскими и французскими философами. Американский персонализм возник в кон. 19 в. Его основатель – Б.П.Боун, главные представители – Дж.Хауисон, Р.Флюэллинг, Э.Брайтмен, У.Хоккинг. Понятие личности трактуется ими как процесс развития личностного начала, которое достигается путем единения с Богом. В центре американского персонализма – религиозно-этическая проблематика; основное внимание уделяется вопросам свободы и нравственного воспитания. Моральное самосовершенствование граждан должно привести к общественной гармонии. Персонализм во Франции сформировался в нач. 30-х гг. 20 в. Его основоположник – Э.Мунье; печатный орган – журнал «Эспри» («Esprit», основан в октябре 1932); основные представители – Д.де Ружмон, П.-Л.Ландсберг, М.Недонсель, Ж.Лакруа, Г.Мадинье. В кризисные 1930-е гг. левокатолические сторонники французского персонализма выступили с идеей создания философского учения о человеческой личности как главнейшей заботе человеческой цивилизации. Концепция личности складывалась в ходе осмысления гуманистической традиции в истории философии, идущей от Сократа, Августина и Платона через Лейбница, Канта, Мальбранша, Руссо, Кьеркегора к Шелеру, Буберу, Бергсону, Бердяеву, Н.Лосскому, Маритену, Ясперсу, Г.Марселю; большое значение придавалось концепциям человека, выдвинутым экзистенциализмом и марксизмом. Сторонники личностной философии перетолковали многие проблемы христианской концепции человека, стремясь ослабить свойственный ей догматизм и ввести в нее новое содержание, соответствующее требованиям современности. Личность в персоналистской трактовке выступает как единство трех основных характеристик: экстериоризации, интериоризации и трансценденции. Экстериоризация – это осуществление личности вовне; интериоризация – внутренняя сосредоточенность личности, ее духовный мир; и экстериоризация, и интериоризация, находясь в глубинной взаимосвязи, увлечены движением трансцендирования, нацеленным на высшие, божественные, ценности – истину, красоту, благо. Одной из центральных идей в понимании личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения на стороне прогрессивных сил; религиозное миропонимание призвано играть роль конструктивного фактора в преобразовании мира на гуманистических основах. Персоналисты акцентируют воспитательную функцию личностной философии, видя в ней педагогику, нацеленную на пробуждение личностного начала в человеке. Большое значение в этой связи отводится проблеме личностного общения, в котором сторонники персонализма видят цель и назначение человеческого существования. Персоналистская концепция коммуникации близка к этическому учению Шелера и феноменологической этике Левинаса. В ней утверждается действенный характер личностного общения, когда каждый индивид «имеет цель в себе и в то же время во всех», а встреча Я и Ты в Мы создает особый опыт – коммуникацию душ, осуществляемую «по ту сторону слов и систем». Персоналистская философия широко опирается на искусство и эстетику: в эстетической концепции в значительной степени конкретизируется смысл понятий «личность», «творчество», «коммуникация», «сообщество», «культура». Социальная концепция «личностной философии» строится на основе критического анализа капиталистической и социалистической общественных систем, в ней разрабатывается проект новой цивилизации как третьего пути между социализмом и капитализмом, где изживаются недостатки этих систем и основой общественной организации является примат личности и ее духовных ценностей. Идеи французского персонализма получили широкое распространение. Под их влиянием сложились персоналистски ориентированные концепции в Италии, Швейцарии, в Скандинавии, Латинской Америке, они стали теоретической основой различных направлений социальной теологии, способствовали переориентации официальной доктрины современного католицизма. Учение католических философов, группирующихся вокруг «Эспри», в послевоенное время проделало значительную эволюцию. Ж.-М.Доменак, бывший директором журнала в 1957–77, стремился к соединению идей персонализма с идеологией реформизма; с 1977 в журнале превалирует ориентация на учения о постиндустриальном обществе. В 1980-х гг. во Франции наблюдается оживление идей персонализма: создаются ассоциации и объединения («За новую жизнь», «Продолжение», «Актуальность персонализма»), ставящие своей целью возродить подлинный персонализм, связанный с именем его основоположника Мунье, продолжить начатые им исследования и развернуть широкую работу по внедрению идей персонализма во все сферы общественной и индивидуальной жизни людей.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики (Творчество и объективация). Париж, 1947;

2. Он же. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж, 1939;

3. Мунье Э. Персонализм. M., 1992;

4. Он же. Что такое персонализм. М., 1994;

5. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма. М., 1981;

6. Она же. Французский персонализм. М., 1990.

И.С.Вдовина

ПЕРСОНАЛИЗМ — в широком смысле — характеристика разнообразных философских учений, исходящих в своём миропонимании из приоритета личности.

Тер­мин «персонализм» вве­дён в 1799 году Ф. Шлей­ер­махе­ром («Ре­чи о ре­ли­гии к об­ра­зо­ван­ным лю­дям, её пре­зи­раю­щим»), в английском языке по­лу­чил хо­ж­де­ние бла­го­да­ря У. Уит­ме­ну (эс­се «Пер­со­на­лизм», 1868 год), а во французском языке — Ш. Ре­ну­вье («Пер­со­на­лизм», 1903 год).

По сво­ему про­ис­хо­ж­де­нию персонализм тес­но свя­зан с теи­стическими ре­ли­гия­ми (смотри Те­изм), с лич­но­ст­ным по­ни­ма­ни­ем Бо­га и взаи­мо­от­но­ше­ний Бо­га и че­ло­ве­ка (по сло­вам Х.У. фон Баль­та­за­ра, персонализм «не­мыс­лим без биб­лей­ской ос­но­вы»). Это по­ни­ма­ние по­лу­чи­ло кон­цеп­ту­аль­ное оформ­ле­ние в хри­сти­ан­ском бо­го­сло­вии в про­цес­се три­ни­тар­ных и хри­сто­ло­гических спо­ров IV-VIII веков, за­тем — в средневековой схо­ла­стической фи­ло­со­фии. Ак­туа­ли­за­ция он­то­ло­гического ста­ту­са лич­но­сти в фи­ло­со­фии XVIII-XX веков, ак­цен­ти­ро­ва­ние её уни­каль­но­сти как са­мо­оп­ре­де­ляю­ще­го­ся су­ще­ст­ва и не­сво­ди­мо­сти к каким-либо «объ­ек­тив­ным» ду­хов­ным или ма­те­ри­аль­ным фак­то­рам раз­вёр­ты­ва­лись в про­ти­во­стоя­нии различным ти­пам «без­лич­ной» но­во­ев­ро­пей­ской мыс­ли — ме­ха­ни­циз­му, идеа­ли­стическому мо­низ­му и пан­теиз­му, ма­те­риа­лиз­му и по­зи­ти­виз­му. Оп­по­нен­та­ми этих на­прав­ле­ний в конце XVIII — 1-й половине XIX веков и пред­ше­ст­вен­ни­ка­ми позд­ней­ше­го персонализма бы­ли Ф.Г. Яко­би, ини­ции­ро­вав­ший в 1780-х годах «спор о пан­те­из­ме», пред­ста­ви­те­ли «спе­ку­ля­тив­но­го те­из­ма» (И.Г. Фих­те Млад­ший, 1796-1879 годы; Х.Г. Вай­се, 1801-1866 годы), Ф.В. Шел­линг и Мен де Би­ран в позд­ний пе­ри­од их твор­че­ст­ва, С. Кьер­ке­гор, К.Я. Бо­ст­рём и др.

Од­ним из не­по­средственных ис­то­ков персонализма 2-й половины XIX — начала XX веков (осо­бен­но в Рос­сии и США) яви­лось уче­ние Г.В. Лейб­ни­ца о мо­на­дах — ин­ди­ви­ду­аль­ных ду­хов­ных суб­стан­ци­ях, вос­при­ня­тое Р.Г. Лот­це и Г. Тейх­мюл­ле­ром. Фи­лософские уче­ния русских не­олейб­ни­ци­ан­цев А.А. Коз­ло­ва, Л.М. Ло­па­ти­на, Е.А. Боб­ро­ва (1867-1933 годы), С.А. Ас­коль­до­ва и др. Н.О. Лос­ский, на­ря­ду с собственной кон­цеп­ци­ей, счи­тал «пер­со­на­ли­сти­че­ски­ми». В русской ре­лигиозной фи­ло­со­фии идеи персонализма раз­ви­ва­ли Л. Шес­тов и осо­бен­но Н.А. Бер­дя­ев («Я оп­ре­де­ляю свою фи­ло­со­фию как фи­ло­со­фию субъ­ек­та, фи­ло­со­фию ду­ха, фи­ло­со­фию сво­бо­ды, фи­ло­со­фию дуа­ли­сти­че­ски-плю­ра­ли­сти­че­скую, фи­ло­со­фию твор­че­ски ди­на­ми­че­скую, фи­ло­со­фию пер­со­на­ли­сти­че­скую и фи­ло­со­фию эс­ха­то­ло­ги­че­скую» — «Опыт эс­ха­то­ло­ги­че­ской ме­та­фи­зи­ки. Твор­че­ст­во и объ­ек­ти­ва­ция». Па­риж, 1947. С. 53), от­час­ти С.Л. Франк и Л.П. Кар­са­вин.

Персонализм как осо­бое на­прав­ле­ние офор­мил­ся в конце XIX века в ря­де университетов США. Б.П. Бо­ун (1847-1910 годы), профессор Бос­тон­ско­го университета, уче­ник Р.Г. Лот­це, ис­пы­тав­ший так­же влия­ние Дж. Берк­ли и И. Кан­та, в по­ле­ми­ке как с объ­ек­тив­ным идеа­лиз­мом ге­ге­лев­ско­го ти­па, так и с по­зи­ти­виз­мом XIX века от­стаи­вал прин­ци­пы теи­сти­че­ско­го персонализма («Personalism», 1908 год), вы­сту­пал за соз­да­ние дос­той­ной сре­ды раз­ви­тия лич­но­сти (в пер­спек­ти­ве — «се­мьи че­ло­ве­че­ст­ва»). Бо­ун соз­дал шко­лу «бос­тон­ско­го» персонализма, сре­ди его уче­ни­ков — Э.Ш. Брайт­ман (1884-1953 годы), А.К. Кнуд­сон (1873-1953 годы), Р.Т. Флю­эл­линг (1871-1960 годы); уче­ни­ком Брайт­ма­на был М.Л. Кинг. Флю­эл­линг ос­но­вал в 1920 году журнал «The Personalist» и при­нёс идеи персонализма в Университет Южной Ка­ли­фор­нии, став­ший вто­рым по­сле Бос­то­на важ­ным цен­тром персонализма в США. Ра­ди­каль­ную вер­сию «пер­со­наль­но­го идеа­лиз­ма» раз­ра­бо­тал Дж.Х. Хау­и­сон (1834-1916 годы), от­вер­гав­ший не толь­ко пан­те­изм, но и креа­цио­низм и по­ло­жив­ший на­ча­ло тра­ди­ции персонализма в Ка­ли­фор­ний­ском университете в Берк­ли. Идеи персонализма по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние так­же в Гар­вард­ском университете в ра­бо­тах У. Джейм­са, Дж. Рой­са (уче­ни­ка Лот­це), его уче­ни­ков М.У. Кал­кинс (1863-1930 годы) и У.Э. Хо­кин­га (1873-1966 годы), Г.У. Ол­пор­та и др.

Французский персонализм, сло­жив­ший­ся в 1930-х годах, пред­став­лен груп­пой мыс­ли­те­лей во гла­ве с Э. Му­нье, объ­е­ди­нив­ших­ся во­круг ос­но­ван­но­го в 1932 году журнала»Esprit»: Ж. Ла­к­руа, М. Не­дон­сель (1905-1976 годы), П.Л. Ланд­сберг (1901-1944 годы) и др. Французский персонализм раз­ви­вал­ся в кри­тическом пе­ре­ос­мыс­ле­нии про­бле­ма­ти­ки, вы­дви­ну­той мар­ксиз­мом и эк­зи­стен­циа­лиз­мом, а так­же пси­хо­ана­ли­зом З. Фрей­да. персонализм соз­давал­ся Му­нье не как за­вер­шён­ная фи­лософская док­три­на, а как от­кры­тый по­иск, как не имею­щее кон­ца «стран­ст­вие в бу­ду­щее» (Лак­руа на­зы­вал персонализм «ан­ти­идео­ло­ги­ей»). В ус­ло­ви­ях кри­зи­са ев­ропейской ци­ви­ли­за­ции и уси­ле­ния то­та­ли­тар­ных тен­ден­ций Му­нье стре­мил­ся к соз­да­нию нравственной и со­ци­аль­ной пер­спек­ти­вы из­ме­не­ния об­ще­ст­ва пу­тём «пер­со­на­ли­сти­че­ской и ком­му­ни­тар­ной ре­во­лю­ции», об­ре­те­ния «третье­го пу­ти» ме­ж­ду ка­пи­та­лиз­мом и со­циа­лиз­мом. По­пыт­ка соз­да­ния по­ли­тической идео­ло­гии «третье­го пу­ти» на ос­но­ве идей Му­нье бы­ла пред­при­ня­та во Вьет­на­ме Нго Динь Зье­мом.

Пер­со­на­ли­стическая про­бле­ма­ти­ка раз­ра­ба­ты­ва­лась в рус­ле та­ких фи­лософских на­прав­ле­ний XX века, как фе­но­ме­но­ло­гия , эк­зи­стен­циа­лизм (Н.А. Бер­дя­ев, М. де Уна­му­но, К. Яс­перс, Г. Мар­сель, Ж.П. Сартр и др.), фи­ло­со­фия диа­ло­га , не­ото­мизм (Ж. Ма­ри­тен, Э. Жиль­сон, Р. Шпе­ман), французская «фи­ло­со­фия ду­ха» . В про­ти­во­стоя­нии то­миз­му сло­жи­лась пер­со­на­ли­стичекскя кон­цеп­ция хри­сти­ан­ской ре­ли­гии французского ка­то­лического бо­го­сло­ва Л. Ла­бер­тонь­е­ра (1860-1932 годы). В Ита­лии идеи «он­то­ло­ги­че­ско­го» персонализма раз­ви­вал Л. Па­рей­сон (1918-1991 годы; лич­ность как «ок­но» в бы­тие — «Эк­зи­стен­ция и лич­ность», 1950 год). Силь­ное влия­ние персонализма ска­за­лось в ра­бо­тах уче­ни­ка Р. Ин­гар­де­на — К. Вой­ты­лы (бу­ду­ще­го па­пы Ио­ан­на Пав­ла II — «Лич­ность и по­сту­пок», 1969 год, русский перевод 2003 года), греческих пра­во­слав­ных бо­го­сло­вов Х. Ян­на­ра­са («Он­то­ло­ги­че­ское со­дер­жа­ние бо­го­слов­ско­го по­ня­тия о лич­но­сти», 1970 год) и И. Зи­зиу­ла­са («Бы­тие как об­ще­ние: очер­ки о лич­но­сти и Церк­ви», 1985 год, русский перевод 2006 года).

По­дав­ляю­щая часть пер­со­на­ли­стических кон­цеп­ций так или ина­че име­ет ре­лигиозно-фи­лософский ха­рак­тер, од­на­ко на­ря­ду с этим су­ще­ст­ву­ют и се­ку­ляр­но ори­ен­ти­ро­ван­ные вер­сии персонализма (атеи­стический пер­со­на­лизм Дж.Э. Мак-Таг­гар­та, «кри­ти­че­ский пер­со­на­лизм» В. Штер­на и др.).

Боль­шое влия­ние на контр­куль­ту­ру 2-й половины XX века ока­зал Т. Роз­зак (1933-2011 годы), свя­зы­вав­ший воз­мож­ную реа­ли­за­цию лич­но­сти с со­хра­не­ни­ем при­ро­ды и Зем­ли в це­лом («Лич­ность / Пла­не­та. Твор­че­ская де­зин­те­гра­ция ин­ду­ст­ри­аль­но­го об­ще­ст­ва» — «Person/Planet. The crea­tive disintegration of industrial society», 1978 год). Пер­со­на­ли­стический под­ход в фи­ло­со­фии об­ра­зо­ва­ния пред­став­лен ра­бо­та­ми Т.О. Ба­фор­да (родился в 1932 году), ко­то­рый в про­ти­во­вес спе­циа­ли­зированному тех­но­ло­гическому об­ра­зо­ва­нию при­зы­вал к соз­да­нию об­ра­зо­ва­ния, опи­раю­ще­го­ся на раз­ви­тие во­об­ра­же­ния и по­зво­ляю­ще­го че­ло­ве­ку осо­знать своё при­зва­ние. В 1985 году Ба­форд ос­но­вал журнал «Пер­со­на­ли­сти­че­ский фо­рум» («The Persona­list Forum», с 1999 года «The Pluralist»), а в 1988 году — «Ин­тер­на­цио­наль­ный фо­рум по про­бле­мам лич­но­сти» («Internatio­nal Forum on Persons»), про­во­ди­мый один раз в два го­да.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *