Первая летопись

Летопись Новгородская первая – древнейшая летопись Новгородской феодальной республики, является одним из главных источников наших знаний о культуре, быте, общественно-политической жизни Новгорода периода независимости. Хотя в основе НIЛ лежит местная летопись, ведшаяся при дворе епископа, новгородское летописание неоднократно входило в соприкосновение с летописанием других древнерусских центров. Таким образом новгородский читатель получал представление о наиболее важных исторических событиях, происходивших по всей Русской земле. НIЛ известна в двух изводах (редакциях). Старший извод представлен пергаменным Синодальным списком XIII–XIV вв. (ГИМ, Синод. собр., № 786). Список дефектный: утрачены первые 16 тетрадей (с начала летописи до 1016 г.) и одна тетрадь с изложением событий 1273–1298 гг. Часть летописи до 1234 г. писана двумя почерками конца XIII в., в одном из которых признается рука Тимофея, пономаря церкви св. Якова из Людина Конца, переписавшего в 1282 г. Пролог для церкви св. Образа (ГИМ, собр. Хлудова, № 187). В данной части Синодального списка вообще обнаруживается интерес к церковному строительству в пределах Людина Конца и близлежащем Аркадиевском монастыре и содержатся известия, которые отсутствуют в других новгородских летописях. Можно полагать, что при создании рукописи были использованы владычная летопись и записи, ведшиеся при церкви св. Якова. Другая часть Синодального списка датируется второй четвертью XIV в.: она доводит изложение до 1330-х гг. и имеет приписки, сделанные разными почерками и доходящие до середины XIV в. Вероятно, первоначальное окончание летописи XIII в. по политическим соображениям было изъято и заменено новым (в тексте заметны следы нескольких пластов редакторской работы во времена острого московско-тверского соперничества за обладание великокняжеским столом и новгородским княжением).

Младший извод НIЛ близок к Синодальному списку, но продолжает его до 40-х гг. XV в. Известны два основных списка НIЛ младшего извода: Академический (БАН, 17.8.36) и Комиссионный (ЛОИИ, собр. Археогр. ком., № 240). Академический список утратил часть листов, но судя по снятым с него в XVIII в. копиям, кончался 1443 г. По палеографическим данным список относится к 40-м гг. XV в., а согласно свидетельству В. Н. Татищева (приобретшего рукопись у раскольников), имел точную дату написания – 1444 г. Комиссионный список – середины XV в., в основной своей части доведен до 1439 г., другой рукой (и на другой бумаге) написаны известия 1440–1446 гг. Хотя протограф списков НIЛ младшего извода доходил до 1432 г., но окончательно летопись сформировалась в конце 30-х гг. XV в., поскольку в нее включены материалы, использованные в создававшемся в это время в Новгороде митрополичьем своде (Новгородско-Софийском своде, по терминологии А. А. Шахматова).

Значение НIЛ младшего извода в истории русского летописания раскрыто трудами А. А. Шахматова. Он показал, что в ранних известиях летописи отразился так называемый Начальный свод конца XI в., предшествующий Повести временных лет. Шахматов, правда, считал, что в утраченной части Синодального списка читался иной текст, но в современных работах эта точка зрения отвергается: во-первых, в сопоставимой части оба извода действительно очень близки, во-вторых, объем текста утраченных 16 тетрадей Синодального списка ненамного превосходит объем соответствующей части младшего извода. Кроме того, можно указать в самом Синодальном списке фрагменты (под 1198, 1238, 1268 гг.), выписанные из того же Начального свода, который представлен в НIЛ младшего извода. Ясно, таким образом, что в XIII в. Начальный свод уже использовался в новгородском летописании. В литературе высказывалось мнение о привлечении Начального свода в Новгороде еще ранее – в XII в., однако этот вывод пока не подкреплен текстологическими аргументами. Напротив, в тексте Предисловия к Начальному своду имеется след редактуры, связывающий его с Повестью о взятии Царьграда фрягами в 1204 г. (Повесть читается в обоих изводах НIЛ). По-видимому, Начальный свод появился в Новгороде только лишь в XIII в.

Б. М. Клосс

Новгородская первая летопись старшего извода

Новгородская первая летопись (НПЛ) — русская летопись, древнейший сохранившийся памятник новгородского летописания, отражающий достаточно ранний этап его развития. Содержит многочисленные важные сведения по истории Великого Новгорода и других русских земель.

Старший извод

Старший извод Новгородской первой летописи сохранился в единственном Синодальном списке — древнейшем списке русских летописей. Пергаменная рукопись в четверть листа хранится в Синодальном собрании ГИМ, в ней 169 листов, предположительно 136 листов утеряно.

Соотношение объема летописи:

Текст ранее 1016 года утерян, предположительно он излагался на 16 тетрадях, то есть 128 листах. Текст за 1272—1299 годы утерян, предположительно составлял 1 тетрадь, то есть 8 листов ,

Несмотря на краткость изложения для событий XI века, некоторые сведения НПЛ отсутствуют в ПВЛ :

  • Пожар Софийского собора в Новгороде в 1045 году — дата ошибочна .
  • Рождение Святополка Изяславича в 1050 году .
  • Поход Всеслава на Новгород в 1069 году .
  • Смерть новгородского епископа Феодора (в тексте он назван архиепископом) в 1077 году .
  • Смерть новгородского епископа (в тексте архиепископа) Никиты в 6616 (1109) году .

Под 1240 годом описана Невская битва (л.126-127, стр.77), но падение Киева вовсе не упоминается.

Младший извод

  • Комиссионный список. 320 листов, рукопись в четверть листа. Основная часть (л.28-257) написана одним писцом и доведена до 1439 года, бумага датируется 1441 годом; другим писцом на бумаге 1441 года написаны известия за 1440—1446 годы (л.257-264), а также нелетописные статьи (л.7-13, 265—305), третий писец переписал статьи на л.13-24 (списки князей, посадников, епископов, митрополитов и т. д.). После текста летописи следуют княжеские и церковные уставы .
  • Академический список. Рукопись в четверть листа, сохранился 241 лист, 55 листов из разных мест утеряно к 1783 году (включая 8 листов в начале летописи). По водяным знакам датируется 1445—1447 годами. Сохранившийся текст обрывается на 1441 годе , но изложение, по указанию Татищева, завершалось на 1444 годе .
  • Толстовский список. В лист, на 208 листах. Переписан в 1720-е годы с Академического, причём к тому времени в Академическом было утрачено лишь 8 листов, и данный список полезен для их восполнения. Начало летописи сохранилось лишь в данном списке, а также в Троицком.
  • Воронцовский список. Копия 1820-х годов с переработки Академического списка, сделанной до утраты им ряда листов .
  • Троицкий список. Рукопись 1560-х годов в 76 листов, размером в лист. Завершается на событиях 1015 года , текст отчасти дополнен по Новгородской пятой летописи.

Соотношение объёма летописи по Комиссионному списку:

Значительные отличия от текста ПВЛ несёт начальная часть летописи (предполагается, что в летописи старшего извода она совпадала с текстом младшего извода). За 854—963 годы датировано лишь несколько известий, включая: 6362 (854) — «начало земли Русской», 6428 (920) — поход Игоря на греков, 6430 (922) — поход Олега на греков и смерть Олега, 6453 (945) — смерть Игоря, 6463 (955) — поездка Ольги в Царьград. Существует концепция, что этот текст отражает некоторые черты так называемого Начального свода конца XI века (однако не тождествен ему).

Если в летописи старшего извода события XI века описаны очень кратко, то в летописи младшего извода они часто дополнены по тексту ПВЛ, хотя она и остаётся короче ПВЛ.

В состав Комиссионного списка летописи входят, в частности:

Рассказы о таких значимых, но сильно на Новгород не повлиявших событиях, как Куликовская битва и нашествие Тохтамыша, довольно кратки .

Датировка известий

По данным Н. Г. Бережкова, до XIII века в НПЛ нет так называемых ультрамартовских статей. В описании событий 1205—1212 годов путаница: присутствуют как ультрамартовские обозначения (6714-6716), превышающие мартовские на две единицы (6717-6719, 6721, 6722), на три единицы (6720). Далее ультрамартовские статьи встречаются лишь в виде исключения (6726-6728, 6730, 6745, 6746, 6776-6780). В летописи младшего извода ситуация та же. 1273—1283 (6782-6792) — в основном ультрамартовские годы, кроме 6783-6785 (1275—1277) — мартовских.

Издания и литература

Издания и переводы:

Переведена на английский (1914), датский (1964) и немецкий (1971) языки. Перевод на современный русский язык отсутствует.

Примечания

Ссылки

  • Новгородская первая летопись\\»Ізборник» — Історія України
  • Новгородская первая летопись\\проект НП «Рукописные памятники Древней Руси»

Петр Золин
доктор исторических наук, профессор

«Повесть временных лет» (во многих ее списках) как бы разрешает славянам построить Новгород у Ильменя до хождений в этих местах апостола Андрея с учениками и даже до упоминаний Кия. Какие-то временные укрепления прибалтийские венеды (предки славян и антов – по Иордану) и могли здесь создать. Но поселения именно временные, которые надолго покидались. Но потомки ильменских славян помнили, что в округе «Славянского моря» — их родные места.

Наиболее ранний из всех списков русских летописей –Синоидальный список Новгородской Первой летописи (рис.1). К сожалению, большая часть его утеряна, повествование ведeтся с 1015 года. События, изложенные в летописи, систематически доводятся до 1333 года, и, к счастью, в более поздних списках новгородской летописи находятся упоминания о событиях, произошедших в Новгороде до 1015 года. А в списках 16 – 17 вв. – даже о событиях послепотопного времени в Приильменье (особенно в летописном сказании о Словене и Русе, городе Словенске — около ста списков).

Синодальный список (Н I ст.) состоит из двух разновременных частей — конца XIII в. и 2-й четверти XIV в.. Список дефектен: в нем утрачено начало; повествование охватывает период с 1016 до 1333 г. (приписки, сделанные разными почерками, доводят изложение до 1352 г.). Текст «младшего извода» (Н I мл.) близок к синодальному, но продолжает его до 30—40-х гг. XV в. Доказывается, что в нем отразился так называемый Начальный свод конца XI в., предшествовавший созданию самой «Повести временных лет» (но есть и противники этой версии). Характерными чертами ранних новгородских летописей признаются подчеркнуто местный, новгородский круг интересов летописцев, безыскусственность стиля, демократичность языка, отразившего ряд диалектизмов.

изображение строителей в лицевых (с картинками) летописных сводах.

Интернет позволяет узнать о новгородском летописании немало подробностей. Но в данном случае процитируем те части летописей, из которых вытекает новгородская средневековая версия основания города.

Новгородская 1 летопись младшего извода.

Временникъ (хронограф), еже есть нарицается лЂтописание А князеи и земля Руския А, и како избра богъ страну нашу на послЂднЂе время, и грады почаша бывати по мЂстом, преже Новгородчкая Б волость и потом Кыевская, и о поставлении Киева, како во В имя назвася В Кыевъ.

Якоже древле царь Римъ, назвася и во имя его город Римъ; и паки Антиохъ, и бысть Антиохиа великаа; и паки Селевки, и бысть Селевкиа; и паки Александри, и бысть въ имя его Александриа; и Г по многая мЂста Г тако прозвани быша грады в имена царев тЂхъ и князеи тЂхъ:

тако жъ и в нашеи странЂ званъ бысть градъ великимъ княземъ во имя Кия, его же нарицаютъ тако перевозника бывша; инЂи Д же: ловы дЂяше Д около города. И тако бо есть промыслъ божии, еже я†в послЂдня: Е куда же древле погании Ж жряху бЂсомъ на горах, нынЂ же паки туды святыя церкви златъверхия каменозданныя стоят, и монастыреве велицы поставлени быша, и черноризец в нихъ исполнено бысть, безпрестани славяще бога в молитвахъ, въ бдЂнии, в постЂ и в слезахъ, ихъ же ради молитвъ миръ стоитъ. Аще бо къ святымъ сыи прибЂгнемъ, З церквамъ, тЂм велику ползу прииметъ души и тЂлу. Мы же паки на послЂдование возвратимъся, глаголюще сице о началЂ Русьския земля и о князЂхъ, како откуду быша. Васъ молю, стадо христово, с любовию.

приклоните уши ваши разумно: како быша древнии князи и мужие ихъ,. и како отбараху Руския А землЂ, и ины страны придаху Б под ся; тЂи бо князи не збираху многа имЂния, ни творимыхъ В виръ, ни продаж въскладаху Г люди; но Д оже Д будяше правая вира, а ту возмя, дааше дружинЂ /л.1об./ на оружье.

А дружина его кормяхуся, воююще ины страны и бьющеся и ркуще: «братие, потягнемъ по своемъ князЂ и по Рускои землЂ»; глаголюще Е: «мало Ж есть намъ, княже, двусотъ гривенъ». Они бо не складаху на своя жены златыхъ обручеи, но хожаху жены ихъ в сребряныхъ; и росплодили были землю Руськую. За наше несытоство навелъ богь на ны поганыя, а и скоты наши и села наша и имЂния за тЂми суть, а мы своих злыхъ дЂлъ не останемъ. Пишетъ бо ся: богатество неправдою сбираемо извЂется З. И паки: сбираетъ, и не вЂсть, кому сбираетъ я. И паки: луче малое праведнику, паче богатьства грЂшныхъ /л.28./ многа И. Да отселЂ, братия моя возлюбленая 1, останемся 2 от несытьства 3 своего, нь 4 доволни будете урокы 5 вашими, яко и Павелъ пишеть 6: емуже дань, то дань; емуже урокъ, то урокъ; никому же насилья 7 творяще, милостинею оцвЂтуще, страннолюбиемъ, въ 8 страсЂ божии и правовЂрии свое спасение сдЂвающи, да и здЂ добрЂ К и тамо вЂчнЂи 9 жизни причастьници 10 будемъ. Си же таковая 11. Мы же 12 от начала Рускы 13 земля 14 до сего лЂта и все по ряду извЂстьно 15 да скажемъ, от Михаила цесаря до Александра и Исакья.

В лЂто 6352 . Начало земли Рускои. Живяху кождо Л 16 съ родомъ своимъ на своихъ мЂстех 17 и 17 странахъ, владЂюща кождо М 18 родомъ своимъ. И быша три братия: единому имя Кии, второму 19 же 19 имя Щекъ, третьему 20 же 20.

1 кии 2 другои 3—3 нарекоша имя граду тому киевъ 4 уловища 5 звЂрье 6 быша 7 мужие 8 мудры 9 смыслени 10 и нарицахуся 11—11 от них же 12 нынЂ поляне и до сего дне 13 погани 14 Нет 15 проции 16 погании 17 сиа 18 бысь 19 греческои 20 рекше царьскомъ градЂ

  • А — Буква подправлена другими чернилами.
  • Б — Б Написано на полях вверху тем же почерком, но более светлыми чернилами, с выносным знаком.
  • В — В рукописи плати

имя Хоривъ, а сестра их Лыбедь. И сЂдяше Кыи 1 на горЂ, идЂже нынЂ увоз Боричевъ, и бЂ с родомъ своимъ; а А братъ его Щекъ на друзии 2 горЂ, от него же прозвася Щековица; а третии Хоривъ, от него же прозвася Хоривица. И сотвориша градокъ, во имя брата своего старЂишаго и 3 наркоша имя Кыевъ 3. И бяше около их лЂсъ и боръ великъ, и бяху ловища 4 звЂрие 5. И бЂша 6 мужи 7 мудри 8 и смысленЂ 9, нарЂчахуся 10 Поляне, и 11 до сего дне от них же 11 суть кыянЂ 12; /л.28об./ бяху же поганЂ 13, жруще озером и кладязем и 14 рощениемъ, якоже прочии 15 погани 16. (здесь несколько веков под одним годом)

В си 17 же времена бысть 18 въ ГрЂчько 19 земли цесарь 20, именемъ Михаилъ 21, и мати его Ирина, иже проповЂдаеть 22 покланяние иконамъ въ пръвую 23 недЂлю поста. При семъ 24 приидоша Русь 25 на Царьград в кораблех, бещислено Б корабль Б; а 26 въ двусту 26 вшедше въ Суд 27, много зло створиша 28 Грекомъ и убииство 29 велико 30 крестияномъ 31. Цесарь же съ патриархомъ ФотЂемъ молбу 32 створи въ церкви святыя Богородица ВлахернЂ 33 всю нощь; тацЂ 34 святЂи богородици ризу изънесъше 35, въ море скудь 36 омочиша; а 37 во время то яко 37 тишинЂ сущи, и 38 абие буря въста 39, и потапляше 40 корабля рускыя, и 41 изверже я на брегь, и во своя сы 42 возвратишася 43.

По сих лЂтех 44 братиа 45 сии изгибоша 46; и быша обидими 47 Древьляны 48, инЂми 49 околними 50. И наидоша 51 я Козаре на горах сих сЂдяща влЂсЂх, и рЂша: «платите В 52 намъ дань». Съдумавши 53 же ПолянЂ 54 и даша от дыма мечь. И несоша 55 Козаре 56 къ 57 князю своему и старЂишинамъ своимъ. Князь же созва старЂишины своя и рече имъ: «се налЂзохомъ дань нову». ОнЂ 58 же рЂша ему: «откуду». Он же рече: «в лЂсЂ на горахъ надъ рЂкою Днепрьскою». Они же рЂша: «что суть далЂ». И показа им мечь; и рЂша старци козарьстЂи 59: «не добра дань 60, княже; мы ся доискахомъ оружьемъ одиноя страны, рекше са/л.29./блями; а сих же оружье 61 .

1 збысться 2 яже 3 моисеа 4 египетскую 5—5 погибоша 6 моисеа 7 сии 8 перьвЂе 9 бысь 10 казары 11 русьскии 12 нынЂшняго 13 нъ 14 преднЂе 15 взвратимся 16—16 по сихъ же по 17 княжаста 18 киева 19 новгородьчкии 20 мере 21 словени 22 кривеци 23 кождо 24 вЂнерьци 25 Нет 26 яже 27 тии 28 всташа 29 словяне 30 варяги 31 Нет 32 себЂ 33 всташа 34 воевать 35 всташа 36 бяше 37—37 поищемъ себЂ князя 38 идоша же 39—39 глаголюще сице 40 обильна 41 нЂсть 42 поидите 43 владЂти 44 избрашася 45 три 46 брата 47 с 48 бЂ бо 49 другии 50 имя ему синеусъ 51 третии 52 изборскЂ 53 а имя 54 дне

  • А В рукописи яже
  • Б В рукописи моисЂ
  • В В рукописи то и знак ̀̀ ̀ над строкой.
  • Г В рукописи когождо
  • Д Вторая буква Ђ переделана из буквы и

обоямо остро, рекше мечи; сии имут и на нас имати дань и на иных странахъ». Се сбысться 1 все; не от своея воля рекше, от божиа повелЂниа. Якоже А 2 при фараонЂ цесари египетьстЂ, егда приведоша МоисЂа Б 3, и рЂша старЂишины фараоня: «сеи хощеть смирити власть Египетьскую» 4; яко и бысть; и 5 погыбоша 8 Египтяне от Моисиа 6, а первЂе бЂша работающе имъ; тако и си 7 пръ†8 владЂша, послЂ же самими владЂша; якоже и бысть 9: владЂют бо Козары 10 князи рускыи 11 и до днешьняго 12 дни. Нь 13 мы на преднее 14 возратимъся 15. И 16 по сих 16, братии тои В, приидоста два Варяга и нарекостася князема: одиному бЂ имя Асколдъ, а другому Диръ; и бЂста княжаща 17 в КиевЂ, и владЂюща Полями; и бЂша ратнии съ Древляны и съ Улици.

Въ времена же Кыева 18 и Щека и Хорива новгородстии 19 людие (Новгород признается существующим со времен Кия; это известные ныне науке с 6 века северные архонства, досаждавшие Византии), рекомии Словени, и Кривици и Меря 20: СловенЂ 21 свою волость имЂли, а Кривици 22 свою, а Мере свою; кождо Г 23 своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом;

и дань даяху Варягомъ от мужа по бЂлЂи вЂверици 24; а 25 иже 26 бяху у них, то ти 27 насилье дЂяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди. И въсташа 28 СловенЂ 29 и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы 30, и изгнаша я 31 /л.29об./ за море; и начаша владЂти сами собЂ 32 и городы ставити. И въсташа 33 сами на ся воеватъ 34, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа 35 град на град (хотя бы с 854 г. город тоже признается существующим), и не бЂше 36 в нихъ правды. И рЂша к 37 себЂ: «князя поищемъ 37, иже бы владЂлъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша 38 за море к Варягомъ и 39 ркоша 39: «земля наша велика и обилна 40, а наряда у нас нЂту 41; да поидЂте 42 к намъ княжить и владЂть 43 нами». Изъбрашася 44 З 45 брата 46 с роды своими, и пояша со 47 собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И сЂде старЂишии в НовЂгородЂ, бЂ 48 имя ему Рюрикъ; а другыи 49 сЂде на БЂлЂозерЂ Д, Синеусъ 50; а третеи 51 въ ИзборьскЂ 52, имя 53 ему Труворъ. И от тЂх Варягъ, находникъ тЂхъ, прозвашася Русь, и от тЂх словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго дни 54 от рода варяжьска.

1 умрЂ 2 приа 3 начаша 4 възрастъшу 5 бысь 6 городъ 7 оттуду 8 поидоста 9 днепру 10 киевъским 11 град 12 киевъ сущъ 13 испытавъ 14 аскоад 15—15 под угорьскими, творящеся 16 сзваста 17 слЂзшима с з над строкой 18 выскакаху 18—18 из лодии 20 Нет 21 нъ 22 достоитъ 23 Нет 24 несоша 25 Нет 26 Нет 27 Нет 28 уское, причем между у и с оставлено чистое место 29 наричеться 30 идЂже 31 ольмин 32 ольма 33 могила 34 къняжа 35 кие†36—36 мужи варязЂ 37 словени 38 отолЂ 39 назвашася 40—40 устави дани 41—41 даати словеном и варягом 42 новаграда 43—43 гривенъ триста 44 Нет 45 Нет 46 него 47—47 Нет 48—48 вои на грЂкы игорь русьскии 49 десять 50 Нет 51 Нет 52 много 53 суды 54 всы 55 пожьгоша 56 емше 57 пленники 58 иныхъ 58 земли 60 други.

  • А В рукописи ннЂ и знак ̀ ̀ над строкой.
  • 6 Написано на полях справа с выносным знаком тем же почерком и более светлыми чернилами.
  • В Слово вои написано после слова грЂкы над строкой тем же почерком и более светлыми чернилами.

Древнерусское летописание

Важнейшим источником информации при рассмотрении истории Древней Руси нам послужит летописный свод, создававшийся в течение нескольких столетий плеядой блистательных летописцев. В основу позднейших известных летописных сводов Руси положен свод, называемый «Повестью временных лет».

Академик А. А. Шахматов и ряд ученых, исследовавших древнерусское летописание, предложили такую последовательность создания и авторства Повести.

Около 997 г. при Владимире I, возможно при Десятинной кафедральной церкви Киева, создавался древнейший летописный свод. Одновременно на Руси рождались былины, воспевавшие Илью Муромца и Добрыню.

В XI в. в Киеве продолжили вести летопись. А в Новгороде в XI в. создавалась Остромирова летопись. А. А. Шахматов писал о летописном новгородском своде 1050 г. Считают, что его создателем был новгородский посадник Остромир.

В 1073 г. игуменом Киево-Печерского монастыря Никоном летопись была продолжена и, видимо, отредактирована.

В 1093 г. игумен Киево-Печерского монастыря Иван дополнил свод.

Инок Киево-Печерского монастыря Нестор довел историю Руси до 1112 г. и завершил свод мятежным 1113 г.

Нестору наследовал игумен киевского Выдубицкого монастыря Сильвестр. Он трудился над летописным сводом до 1116 г., но закончил его событиями февраля 1111 г.

Неизвестный автор завершил свод в 1118 г., дополнив его событиями вплоть до 1117 г.

После 1136 г. некогда единая Русь распалась на ряд практически самостоятельных княжеств. Наряду с епископской кафедрой каждое княжество пожелало иметь собственное летописание. В основе летописей лежал единый древнейший свод.

Важнейшими для нас будут составленные в XIV в. Ипатьевский и Лаврентьевский летописные своды.

В основе Ипатьевского списка лежит «Повесть временных лет», события которой доведены до 1117 г. Далее в список включены общерусские известия, при этом более они касаются событий, происходивших в 1118–1199 гг. в Южной Руси. Летописцем данного периода, как полагают, был киевский игумен Моисей.

В третьей части Ипатьевского списка представлена хроника событий, происходивших в Галиции и на Волыни вплоть до 1292 г.

Лаврентьевский список был переписан для Великого князя Дмитрия Константиновича Суздальского в 1377 г. В список помимо Повести, события которой доведены до 1110 г., включена летопись, излагающая историю ростово-суздальских земель.

Кроме двух названых списков, мы многократно прибегнем к данным из иных, весьма многочисленных списков, составляющих пантеон памятников древнерусского летописания. К слову сказать, древнерусская литература, включая летописание, богатейшая и обширнейшая в Европе раннего Средневековья.

Тексты летописи в Книге второй, взятые из Ипатьевского списка, приведены по изданию: Полное собрание русских летописей, 1962, т. 2. Если приведенный летописный текст взят не из Ипатьевского списка, его принадлежность указывается особо.

При изложении событий древнерусской истории мы будем придерживаться летоисчисления, принятого летописцами, дабы не запутать читателя в числовых вычислениях. Впрочем, иногда будет указано на несоответствие дат, приведенных летописцем, действительности, если подобное несоответствие имеет место. Новый год в Киевской Руси встречали в марте, с рождением новой луны.

Но приступим к древнерусской истории.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *