Первобытные верования

Бессилие первобытных людей перед природой.

За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.

Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.

Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.

Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.

Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.

Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.

Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей. Так продолжалось сотни тысяч лет.

По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.

Как появилась вера в «душу».

Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.

Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.

Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.

Как люди создали богов.

Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.

Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.

Вера в богов и в «духов» называется религией. Возникла она несколько десятков тысяч лет назад.

Молитвы и жертвы.

Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.

Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.

Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.

Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы. Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ — ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.

Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.

Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.

  • < ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ

формы верований в древнем человеческом обществе, когда господствовавшие над людьми стихийные силы природы не могли быть объяснены и представлялись в фантастическом виде. Одна из них – магия (от греч. megeia – волшебство, чародейство, колдовство) – представляла собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами, посредством которых стремились повлиять на стихийные силы и на деятельность людей. Широкое распространение имел фетишизм (от порт. fetico – колдовство) – вера в сверхъестественные свойства материальных вещей, как природных, так и изготовленных человеком (различным камням, амулетам приписывалось свойство приносить удачу, отвращать от бедствий и пр.). Эта вещь – фетиш – как бы олицетворяла средоточие и средство проявления магической силы. Тотемизм (сев.-индейское «о тотеман» – его род) – вера в кровнородственные связи, существующие между родом (племенем) и определенным животным или растением, отличавшим роды друг от друга, помогавшим в охоте, войне. Анимизм (от лат. anima – дух, душа), или демонизм (от греч. daimon – божество, дух) – вера в души и духов, особые сверхъестественные существа, от которых зависит жизнь всего живого, существование всех предметов окружающего мира, деятельность людей. Таинственное топкое болото олицетворялось в образе кикиморы, дремучий лес – в образе лешего, хранитель домашнего очага – в образе домового, нерасчлененная природа и ее стихии – в образе демона и т. п. Позже демоны превращаются, напр. в греч. мифологии, в богов, гигантов, героев. К первобытным формам религии можно также отнести культ предков, культ вождей, веру в приметы и т. д. Остатки этих форм сохранились фактически во всех религиях мира (обряды, поклонения), в традициях и в быту у народов всего мира.

Религии древнего мира

Зарождение первобытных религий

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах. При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками. Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям. Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

Магия

К ранним формам религии относится магия.

Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.

Виды магии

Виды магии по методам воздействия:

  • контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
  • парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
  • имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

  • вредоносная (нанесение порчи);
  • военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
  • любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
  • лечебная;
  • промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
  • метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Фетишизм

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм».

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть об анимизме.

Анимизм — вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Шаманизм

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *