Первым принял титул государя всея Руси князь

В 1493 году московский князь Иван III принял титул «Государь всея Руси», который в символическом и юридическом смыслах закреплял создание единого Московского государства как политического центра Восточной Европы.

МИТРОПОЛИТ ЗОСИМА. ИЗЛОЖЕНИЕ ПАСХАЛИИ НА ОСЬМУЮ ТЫCЯЧУ. 1492 Г.

И ныне же, в последняя сиа лето, якоже и в перваа, прослави Бог сродника его (Владимира Святого), иже в православии просиав­шего, благовернаго и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, новаго царя Констянтина, новому граду Констянтину — Москве и всей Русской земле и иным многим землям государя.

Эсхатологические ожидания конца XV века, 7000 г. (1492-1493 гг.)

ПРОРОЧЕСТВО МЕФОДИЯ ПАТАРСКОГО «ОТКРОВЕНИЕ», IV ИЛИ VII ВВ.

Приписываемое священномученику Мефодию сочинение было известно на Руси со времен летописца Нестора. Оно излагает историю мира от его сотворения, а также содержит предсказания о конце седьмого тысячелетия, когда и должен произойти конец света.

«Погублену же бывшу царству Перскому встанут абие сынове Измайловы и Агарене… И будет пришествие их показание немилостивно… Тогда внезапу въстанет на них Царь елинскы сиречь греческы с яростию великою… И попленит жены и чада их… И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли… И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром. И обновят грады и свободетсе священници от бед своих и почиют человецы во время оно от скорбей своих…»

Это древнее откровение во многом дало идеологическую основу для роли Государя всея Руси как в самой стране, так и за ее пределами. В позднейших русских переработках «Откровения» под «Царем эллинским» прямо понимается русский государь:

«Восстанет Христианское колено и будет ратоборствовать с Бусурманы, и мечом своим погубит я, и жены их в неволю загонит, и побьет чада их, и пойдут сынове Измайловы под меч в пленение и невольное утеснение… И будет Царство Христианско над вси царства превознесено».

Эсхатологические ожидания конца XV века, 7000 г. (1492-1493 гг.)

Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах. М., 1897

А.А. ЗИМИН. ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ. ВОЗРОЖДЕННАЯ РОССИЯ

Итак, к 1491 г. на Руси были ликвидированы все уделы, кроме Волоцкого. Впрочем, дальнейшие события показали, что до конца удельной системы было еще далеко.

Внешнеполитическая ситуация в 80-е годы для России складывалась благоприятно. Расстановка сил была предельно ясной. Москве и Крыму противостояли Великое княжество Литовское и ордынские наследники Ахмата («Ахматовы дети»). Добрососедские отношения с Крымом обеспечивали России мир на южных рубежах страны, а частые вторжения крымских войск в пределы Великого княжества Литовского создавали там тревожную обстановку…

Казанское взятие 1487 г. было событием огромного значения. Хотя тогда и не последовало непосредственного включения Казани в состав Русского государства, но с тех пор, несмотря на противодействие части татарской знати, Казань входит в фарватер русской политики. Наиболее дальновидные князья и мурзы начинают понимать несомненные выгоды для себя союза с могущественной Россией.

Благоприятно для Русского государства складывались и отношения с соседями на северо-западе. Война с Ливонией 1480-1481 гг. завершилась победным походом русских войск…

Крупных успехов русская дипломатия добилась на юго-западе. Зажатые между Османским султанатом, Польшей и Империей, Венгрия и Молдавия искали себе союзника в лице московского государя, понимая его все возрастающую роль в восточноевропейских делах…

Усилившийся натиск Османского султаната заставил в конце концов искать контактов с Россией и могущественную Империю. Империя в то время также вела напряженную борьбу с Матвеем Корвином, который летом 1485 г. даже взял имперскую столицу — Вену. В 1486 г. Москву посетил эмиссар императора Фридриха III и его сына Максимилиана — Николай Поппель. В Империи отчетливо не представляли себе далекой Московии, считая ее чуть ли не вассалом Польши. Первый визит Поппеля оказался безрезультатным. К имперскому агенту в Москве отнеслись с подозрением. Не большего достиг Поппель и во время второй миссии в январе 1489 г. Иван III решил сам его не принимать и доверил переговоры кн. И. Ю. Патрикееву, кн. Д. В. Щене и Якову Захарьичу. Заявления Поппеля о «любви и дружбе» как-то не гармонировали со стремлением Империи взять под покровительство Ливонский орден. Настороженно отнеслись в Москве и к сватовству к одной из дочерей Ивана III (мужем ей прочили маркграфа Баденского). Наконец, уж полной бестактностью и совершенным непониманием реального положения вещей было предложение Ивану III королевской короны, принятие которого превратило бы Россию в вассала Империи. Федору Курицыну было поручено прочесть декларацию, в которой четко заявлялось о полном суверенитете власти русского государя.

Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории). М., 1982

В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ. ВОТЧИНА И ГОСУДАРСТВО

В 1491 г. по договору Иван велел своим удельным братьям послать их полки на помощь своему крымскому союзнику хану Менгли-Гирею. Удельный князь Андрей углицкий не послушался, не послал своих полков. В Москве сначала смолчали и, когда князь Андрей приехал в столицу, приняли его ласково, но потом неожиданно схватили и посадили в тюрьму. Митрополит по долгу сана ходатайствовал перед великим князем за арестованного; но Иван отказался дать ему свободу, говоря, что этот князь и раньше несколько раз злоумышлял против него. «Да это бы еще ничего, — добавил Иван, — но, когда я умру, он будет искать великого княжения под внуком моим и если даже не добудет княжения, то смутит детей моих, и станут они воевать друг с другом, а татары будут Русскую землю бить, жечь и пленить и дань опять наложат, и кровь христианская польется по-прежнему, и все мои труды останутся напрасны, и вы по-прежнему будете рабами татар». Так повествует Татищев в своем летописном своде, не указывая, откуда заимствовал слова великого князя. Во всяком случае с тех пор, как обеспечен был успех московского собирания Руси, в Иване III, его старшем сыне и внуке начинают бороться вотчинник и государь, самовластный хозяин и носитель верховной государственной власти. Это колебание между двумя началами или порядками обнаруживалось в решении важнейших вопросов, поставленных самым этим собиранием, — порядке преемства власти, об ее объеме и форме. Ход политической жизни объединенной Великороссии более чем на столетие испорчен был этим колебанием, приведшим государство к глубоким потрясениям, а династию собирателей — к гибели.

Самодержец

Формы правления

  • Аристократия
  • Геронтократия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Клептократия
  • Корпоратократия
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Нетократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Плутократия
  • Теократия
  • Технократия
  • Тимократия
  • Тирания

Портал:Политика · править

Самодержа́вие, самовластие (калька с греч. αὐτός — «сам» +греч. κρατέω — «править, властвовать») — термин, в России исторически имевший разное значение. В Новое время обычно обозначал русскую неограниченную монархию как форму правления (царизм).

См. также статью: Абсолютизм

Терминология

Обычно считается, что самодержавие в России возникло с принятием великим князем Иваном III титула «Государь всея Руси» после женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог, и начала преемственности ромейского наследия русским государством. С обретением независимости от ханов Орды Иван III в сношениях с другими государями стал сочетать титул царя с титулом самодержца. При этом во времена Ивана III это понятие употреблялось исключительно для того, чтобы подчеркнуть внешний суверенитет государя (независимость ни от какого другого властителя), поскольку это было славянской калькой с одного из титулов византийского императора — греч. αυτοκράτορ, буквально «сам властвует», «сам держит власть».

Таким образом, изначально под самодержцем и автократом понимался властитель, не зависимый ни от какой сторонней внешней власти, ни кому не платящий дани, т. е. являющийся сувереном. Однако уже при Иване Грозном, в силу централизации власти и уменьшения властных полномочий аристократии, самодержавие стало использоваться также и для обозначения неограниченной внутренней власти. Со времён Петра I понятие «самодержавие» стало всё более отождествляться с европейским понятием «абсолютизм» (в России не употреблявшемся). Так, в Духовном регламенте, написанном Феофаном Прокоповичем и получившем силу закона 25 января 1721 г., говорилось: «Монархов власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». C введением термина «суверенное государство», понятие «самодержавие» окончательно сузилось для обозначения внутренней неограниченности власти императора, опиравшейся на теорию о её божественном происхождении.

Последние упоминания термина «самодержавие» в смысле «суверенный государь» относятся периоду правления императрицы Екатерины II. В частности, Сперанский отмечал, что в Своде Законов «самодержавие» используется в двух различных значениях: одно указывает на внешнюю международную независимость, другое на внутреннюю неограниченность власти монарха.

Официальное определение российского государственного строя как «самодержавия» и российского императора как «самодержца» сохранялось вплоть до революции 1917 г. Начиная с XIX века, критики этой формы правления стали приравнивать её к самодурной деспотичной власти. В связи с этим на рубеже ХХ века возникли теории, разводящие понятия «самодержавие» и «абсолютизм». При этом мыслители консервативного и славянофильского толка противопоставляли допетровское самодержавие, в котором, по их мнению, осуществлялось органическое единение государя с народом, послепетровскому абсолютизму как бюрократической, вырожденной форме монархии. Умеренно-либеральные мыслители противопоставляли допетровскому самодержавию, основанному на идее божествености власти, петровскую и послепетровскую форму как основанную, с их точки зрения, на идее общего блага.

В 1960-е гг. в историографии вновь возникла дискуссия, следует ли считать самодержавие особой формой неограниченной монархии или региональной разновидностью абсолютной монархии. В ходе этой дискуссии было установлено, что российское самодержавие имело две особенности по сравнению с западноевропейским абсолютизмом. Во-первых, его социальной опорой было только служилое дворянство, в то врямя как западные монархии опирались также и на нарождающийся класс буржуазии. Во-вторых, неправовые методы управления в целом преобладали над правовыми, вследствие чего личный произвол русских монархов был более ярко выражен, чем на Западе.

Примечания

  1. В Древней Греции термином «стратег-автократор» обозначали верховного главнокомандующего с чрезвычайными полномочиями; затем термин стал использоваться для перевода лат. imperator.
  2. Захаров В. Ю. 2008.

Литература

  1. Захаров В. Ю. Абсолютизм и самодержавие: соотношение понятий // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 6 – История.
  2. Ю. А. Сорокин О понятии «абсолютизм»
  3. В. О. Ключевский «Курс русской истории»
  4. И. Л. Солоневич «Народная монархия»

См. также

  • Конституционная монархия
  • Единодержавие

Ссылки

  • Самодержавие статья в ЭСБЕ

Цитата сообщения Томаовсянка Государь всея Руси Иван III

27 октября 1505 года умер человек, которого без преувеличения можно называть отцом земли русской. Деятельность Ивана III имела по-настоящему «революционный» характер для развития России.

СОБИРАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

Неслучайно за Иваном III закрепилось прозвище «Великий». Именно ему удалось собрать вокруг Москвы разрозненные княжества северо-восточной Руси. При его жизни в состав единого государства вошли Ярославское и Ростовское княжества, Вятка, Пермь Великая, Тверь, Новгород и другие земли. Иван III первым из русских князей принял титул «Государь всея Руси», и ввел в обиход термин «Россия». Своему сыну Великий князь передал территорию в несколько раз большую, чем получил в наследство сам. Иван III сделал решительный шаг к преодолению феодальной раздробленности и ликвидации удельной системы, заложил экономические, политические, юридические и административные основы единого государства.

ОСВОБОЖДЕНИЕ РУСИ

Еще сто лет после Куликовской битвы русские князья продолжали платить дань Золотой Орде. Роль освободителя от татаро-монгольского ига выпала Ивану III. Стояния на реке Угре, случившееся в 1480 году, ознаменовало окончательную победу Руси в борьбе за свою независимость. Ордынцы не решились переправиться через реку и вступить в сражение с русскими войсками. Выплаты дани прекратились, Орда погрязла в междоусобицах и к началу XVI века прекратила свое существование. Москва же в очередной раз утвердила себя в качестве центра образующегося русского государства.

СУДЕБНИК 1497 ГОДА

Принятый в 1497 году Судебник Ивана III заложил правовые основы для преодоления феодальной раздробленности. Судебник устанавливал единые юридические нормы для всех русских земель, тем самым закрепляя ведущую роль центральной власти в регулировании жизни государства. Свод законов охватывал широкий круг жизненных вопросов и затрагивал все слои населения. Статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня. Тем самым было положено начало закрепощению крестьян. Судебник имел прогрессивный характер для своего времени: в конце XV века далеко не каждая европейская страна могла похвастаться единым законодательством. Посол Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Эти записи изучались и немецкими юристами, которые составили общегерманский свод законов («Каролина») только в 1532 году.

ИМПЕРСКАЯ МИССИЯ

Объединение страны требовало новой государственной идеологии и ее основы появились: Иван III утвердил символом страны двуглавого орла, использовавшегося в государственной символике Византии и Священной Римской империи. Взятие в жены Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского императора, дало дополнительные основания для появления идеи о преемственности великокняжеской власти от византийской императорской династии. Происхождение русских князей велось также и от римского императора Августа. Уже после смерти Ивана III из этих идей выросла теория «Москва – Третий Рим». Но дело не только в идеологии. При Иване III началось активное утверждение России на европейской арене. Серия войн, которые он вел с Ливонией и Швецией за господство на Балтике, знаменует первый этап на пути России к империи, провозглашенной Петром I спустя два с половиной столетия.

В 1486 Москву посетил странствующий рыцарь силезец Николай Поппель. По возвращении на родину он стал распространять молву об увиденном им Русском государстве, правитель которого «гораздо богаче и могущественнее польского короля”. Для многих в Европе это оказалось новостью. О Руси ходили до тех пор слухи, как о стране подвластной то ли все еще татарам, то ли польским королям. Явление новой державы стало настоящей сенсацией, потребовало включения Московского государства в европейский политический расклад. В 1489 Поппель вернулся в Москву уже как официальный представитель императора Священной Римской империи. На тайной аудиенции он предложил Ивану III ходатайствовать перед императором о присвоении ему титула короля. С точки зрения западноевропейской политической мысли, это был единственный способ легализовать новое государство и ввести в общую систему западноевропейских государств, а заодно и поставить его в определенную зависимость от империи. Но в Москве держались иной точки зрения. Иван III с достоинством ответил зарубежному посланнику: «Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, и поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы … а поставления, как наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим”. В грамоте императору Фридриху III Иван Васильевич и назвал себя «Божиею милостию Великим государем вся Руси”. Впоследствии, в сношениях с второстепенными государствами он титуловал себя и царем. АРХИТЕКТУРНЫЙ БУМ

Объединение земель под властью Московского княжества дало почву для расцвета русской культуры. По всей стране велось интенсивное строительство крепостей, церквей и монастырей. Именно тогда была возведена красная стена Московского Кремля, и он превратился в сильнейшую крепость своего времени. При жизни Ивана III была создана основная часть того архитектурного ансамбля Кремля, который мы можем наблюдать сегодня. В Россию были приглашены лучшие итальянские мастера. Под руководством Аристотеля Фиорованти был возведен пятиглавый Успенский собор. Итальянские же зодчие возвели Грановитую палату, ставшую одним из символов царского величия. Псковские мастера построили Благовещенский собор. При Иване III только в Москве было построено около 25 церквей. Расцвет русской архитектуры убедительно отразил процесс создания нового, единого государства.

ПОМЕСТНАЯ СИСТЕМА

Формирование единого государства не могло происходить без создания лояльной государю элиты. Поместная система стала эффективным решением этой проблемы. При Иване III велся усиленный набор людей, как для военной, так и для гражданской службы. Именно поэтому, были созданы точные правила раздачи казенных земель (они передавались во временное личное владение как награда за службу). Таким образом, формировалось сословие служилых людей, которые были зависимы лично от государя и обязаны своим благополучием государственной службе.

ПРИКАЗЫ

Крупнейшее государство, складывающееся вокруг Московского княжества, требовало единой системы управления. Ею стали приказы. Основные государственные функции были сосредоточены в двух учреждениях: Дворце и Казне. Дворец ведал личными землями великого князя (то есть государственными), Казна была сразу и министерством финансов, и канцелярией, и архивом. Назначение на должности происходило по принципу местничества, то есть в зависимости от знатности рода. Однако само создание централизованного аппарата государственного управления носило чрезвычайно прогрессивный характер. Основанная Иваном III приказная система, окончательно оформилась в правление Ивана Грозного, и просуществовала до начала XVIII века, когда и была заменена петровскими коллегиями.

Иван III оставил завещание. Усиливший как никто из его предшественников роль и значение московского государя, Иван Васильевич не хотел допустить ослабления единодержавной власти и потому сознательно обделил своих младших сыновей в пользу наследника Василия. Он лишил их всяких державных прав, подчинив великому князю как простых служилых князей.

Везде и во всем Иван III закреплял роль великого князя как единодержавного и самодержавного монарха, которому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые люди. Так вместе с объединением Северной Руси совершилось превращение Московского удельного князя в государя-самодержца всея Руси.

Покаяние и завещательные распоряжения великого князя оказались вполне своевременными. Осенью 1503 года его разбил паралич и в октябре 1505 года Иван III умер. Погребен он был в перестроенном при нем Архангельском соборе Кремля.

Выставки в Московском Кремле

Великий князь и государь всея Руси Иван III
Сроки выставки: С 20 марта по 14 июля 2013 г.
Место проведения: Одностолпная палата Патриаршего дворца Московского Кремля
Организаторы: Музеи Московского Кремля

Вистории Российского государства очень важное место принадлежит великому князю Ивану III. Он стал князем на последнем, завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы (1462-1505). Обладая даром стратегического мышления, он сумел выявить и поставить перед страной главные задачи, определив те направления политики, которые суждено было развивать его сыну Василию III и внуку Ивану IV Грозному. Именно в царствование Ивана III начался поиск новой парадигмы развития России, выразившейся, прежде всего, в появлении тезиса «Москва – Третий Рим». Главные положения этой доктрины были окончательно сформулированы чуть позже, при Василии III, а при Иване IV получили незыблемую форму идеологической программы.

Одна из основных тем выставки – «Византийское наследие и личное благочестие государя» – посвящена раскрытию главного тезиса московских идеологов, доказывавших право русских государей, состоявших в кровном родстве с византийскими императорами, наследовать павшей под ударами турок империи. Сюда вошли произведения, позволяющие отчетливо проследить наследование идей и символов Византии. Особую группу составляют предметы личного благочестия – мощевики, наперсные кресты, панагии, принадлежавшие великому князю и членам его семьи, которые являлись в глазах современников самыми вескими доказательствами «семейного единства и братства» с императорами.

Вторая тема выставки – «Собирание Руси» – включает в себя памятники, отражающие исторический процесс вхождения русских земель в Московское княжество. Третья тема, которую можно назвать – «Потомок святого Владимира» – демонстрирует произведения, раскрывающие обращение к собственным историческим корням, к истории великокняжеского рода.

Четвертая тема – «Путь к автокефалии» – призвана отразить курс великого князя на утверждение автокефалии Русской церкви. На этом пути первоочередной задачей для Ивана III стало возвышение авторитета Церкви через прославление русских святых, в первую очередь, иерархов. Именно при Иване III обновлена память святого митрополита Петра и утвержден его культ как молитвенника не только за Москву, но и за всю Русскую землю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *