Песочница для терапии

Гладилина Ирина Викторовна
аналитический психолог, арт-терапевт, детский психолог ·

Песочная терапия на сегодняшний день – один из самых безопасных, мягких и экологичных методов краткосрочной психотерапии. Как метод психотерапии она существует только в рамках аналитической психологии Юнга и поэтому ее правильнее называть юнгианской песочной психотерапией или Sandplay – как принято во всем мире. Что происходит на сеансах песочной терапии, кому она необходима и каким образом помогает — обо всем этом в статье.

Содержание

Что такое песочная терапия

Своим происхождением песочная терапия во многом обязана детям, которые впервые в кабинете английского детского психотерапевта Маргарет Ловенфельд играя, строили в песочнице с помощью песка, воды и небольших игрушек композиции, называемые самими детьми «Мой мир». Этот новый вид игры послужил основой для «Техники Мира» М. Лофенфельд.
В конце 50-х годов прошлого столетия другой детский психотерапевт Дора Калфф, швейцарский юнгианский аналитик, заинтересовавшись этим подходом, соединила опыт Ловенфельд с юнгианским направлением в психотерапии. Д. Калфф назвала свою технику Sandplay и стала использовать ее в работе не только с детьми, но и взрослыми.

Как это происходит

«Sandplay» в переводе с английского означает игра в песок, так что само отражает суть метода. Во время игры взрослый или ребенок выбирает по своему усмотрению миниатюрные фигурки и расставляет их в подносе с сухим или влажным песком, создавая композицию. Миниатюрные фигурки и предметы, предлагаемые для игры, символизируют различные стороны человеческой жизни, начиная от людей, животных, растений, бытовых атрибутов и заканчивая персонажами сказок, мифов и духовными символами. По окончании работы, автор композиции может что-то рассказать о своем творении или оставить его в тишине – также по своему усмотрению. Песочная картина не разбирается, и построенный мир продолжает существовать некоторое время не только в душе своего создателя, но и реально, в материальном воплощении.

Все то, что еще совсем недавно было невидимым — трудности, переживания, тревоги, надежды, конфликты, сокровенные чувства и мысли — становится видимым в подносе и доступным для рассмотрения самим создателем и психологом. Уже одного этого зачастую достаточно для облегчения и примирения.

Так, «освещенные» работой с песком, испаряются страхи и привидения, а агрессивные и другие разрушительные чувства как будто уходят в песок.

Эффективность песочной терапии связана с тем, что она помогает выразить переживания, прожить чувства, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор. Как заметил Юнг «часто руки знают, как решить загадку, против которой интеллект бессилен».

Один образ или символ в песочнице иногда может выразить больше, чем сотня слов и открыть путь к тому неизвестному, неосознаваемому, что зачастую определяет поступки и переживания, тем самым, придавая новый смысл происходящему в жизни.

Песочная терапия – один из способов установить доступ к глубоким уровням психики, где в бессознательном, дремлют силы для исцеления и развития. Они проявляются при определенных условиях и отношениях, создаваемых психологом. Психолог обеспечивает свободу для фантазирования и одновременно защищенность – и тогда душа начинает говорить на своем языке символов, понятном детям и забытым на время взрослыми. Игра с песком, как карта путешественника, для каждого прокладывает маршрут именно туда, куда он и должен идти, а психолог лишь поддерживает его в этом путешествии.

Кому нужна песочная терапия

Метод песочной терапии подходит прежде всего людям, чья жизнь переполнена негативными эмоциями и травматическими переживаниями. Это могут быть дети и взрослые, пережившие насилие физическое, сексуальное, эмоциональное насилие или такие травматические события как война, стихийные бедствия, катастрофы. Недаром этот метод включен в арсенал кризисной психологической помощи МЧС России. Также подходит детям, испытывающим стресс и оказавшимся в трудной жизненной ситуации: развод родителей, переезд, болезнь или смерть близкого, адаптация к школе, детскому саду, конфликты со взрослыми и сверстниками. При посттравматических расстройствах, невротических проявлениях (тики, энурез, заикание) и психосоматических нарушениях, в таких случаях, как возрастные кризисы (3 года, 7 лет, подростковый возраст), нарушения поведения (агрессивность, пассивность), страхи, излишнее беспокойство, смена настроения, неуверенность, сложности в общении и отношениях с другими людьми.

Взрослым порою трудно преодолеть представление об игре в песке, как о детской забаве, не достойной внимания. В наше время высоко ценится интеллект или сознание, которое, кстати, есть еще не вся психика. Многим взрослым даже некогда задуматься о том, что большинство их трудностей и страданий происходят от того, что они не знают самих себя, истинных, глубинных потребностей, желаний, возможностей их реализации и чувств — не слышат голоса своей души, не хотят или боятся. Цена такого неведения – отчаяние, депрессия, невроз, бессмысленность существования, недовольство собой и близкими, зависимости всех мастей, невозможность построить близкие отношения. А ведь достаточно, казалось бы, простого, желания встретиться с самим собой – и внутренние противоречия, проблемные ситуации разрешатся и найдется достойный выход из конфликта, стресса или из очередного жизненного кризиса.

Современная практика юнгианской песочной терапии обнаруживает сходство с философией дзен: реализация потенциалов человека предполагает путь к себе и в конце концов самые важные ответы приходят только изнутри.

Никто не может изменить никого, но каждый может изменить себя, а через себя — и мир.

Песок прекрасный природный материал, который способен принимать формы различных предметов, он обладает сыпучестью и хорошо пропускает воду.

Дети перебирают его руками, строят замки, роют тоннели или лепят «куличики». Они увлекаются игрой, тем самым бессознательно, принимают участие в песочной терапии.Каждый малыш обожает возиться с песком. Это простое занятие способно повлиять на психологическое состояние ребёнка, помочь ему с саморазвитием.

Песочная терапия – это действенный метод помощи ребёнку дошкольного возраста вырасти здоровой, гармоничной и развитой личностью.

История создания песочной терапии

Философ Карл Густав Юнг в самом начале двадцатого века впервые заметил эффективное воздействие игры с песком на детей с психическими отклонениями. Эту методику он начал развивать и применять для терапии своих маленьких пациентов. Этот способ широко распространился по миру и стал именоваться, как юнгианский.

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами. Они помогают их самовыражению.

Важно! Ребенку нельзя диктовать правила, когда он играет в песочнице. Родителям или психологу необходимо занять роль «наблюдателя».

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил – тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку – таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Как работает песочная терапия?

Основной эффект от терапии песком в том, что она помогает бороться с психологическими травмами при помощи перенесения их на песок. Начинают формироваться ощущения контроля и взаимосвязи над своими внутренними ощущениями и желаниями. Ребёнок, играя в песок, выражает все свои переживания и страхи, освобождается от травм, которые не перерастают в психологические травмы.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Польза песочной терапии для детей

Достоинства занятий с песком неоспоримы:

  1. Развивается мелкая моторика у детей дошкольного возраста.
  2. Обширный простор для фантазии и мыслительной деятельности.
  3. Регулируется мыслительный механизм.

На логопедических занятиях выполнение упражнений с песком помогает:

  • логично выражать свои мысли;
  • формированию диалогической речи дошкольников;
  • нести ответственность за свои действия в игре;
  • полагаться только на свои силы;
  • стирать из головы психологические травмы и проблемы.

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;

Обратите внимание! Во время пескотерапии ребенок выбирает именно те фигурки, которые символизируют его внутреннее состояние на данный момент.

  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Для малышей такая терапия – это занятный способ потрогать приятный на ощупь материал. Она помогает деткам развиваться умственно и физически, давая возможность подготовиться к школе.

Для малышей игры в песке помогает:

  • выучить цифры и буквы;
  • различать левую и правую сторону;
  • правильно ориентироваться во временах года;
  • тренировать память, зрение и слух;
  • развивать фантазию.

Такую терапию лучше начинать с 3 лет, но можно и раньше, когда ребёнок перестанет тянуть все в рот.

Особенности проведения песочной терапии для детей

Терапия песком подходит и взрослым людям, но использование пескотерапии имеет свои особенности в играх:

  1. С психологической проблемой ребёнка разбирается родитель ли преподаватель.
  2. С детьми важно устанавливать границы общения.
  3. Более естественная игра, которая несвойственна взрослым.
  4. С детьми занимаются более динамичными и подвижными играми.
  5. Основные стадии игры: хаос, борьба, исход.
  6. Полное отсутствие абстрактных картин.
  7. Предпочтительное преобладание в игре сказочных персонажей, животных, мультгероев.

Показания к терапии

Занятия с песком показаны в любом возрасте, особенно детям с психологической травмой и задержкой развития. Малышу, с трудом выражающему свои чувства и переживания, такие занятия пойдут только на пользу. Помимо этого, терапия помогает дошкольникам развить интеллект и подготовиться к школе.

Противопоказания

Основное противопоказание к пескотерапии – отсутствие доверия ребёнка к своему преподавателю. А также повышенная тревожность, возбудимость и сопротивление к песочным играм.

Иногда противопоказанием выступает аллергия на материалы у ребёнка.

Оборудование для занятий

Для терапии песком необходимо:

  1. Деревянный ящик с водонепроницаемым дном, размером 50х70см.
  2. Чистый песок среднего размера, лучшее всего его слегка увлажнить.
  3. Цветной песок подходит для дошкольников.
  4. Цветная морская соль для усиленного развития мелкой моторики малышей.
  5. Миниатюрные фигурки животных, мультгероев, цветов, домиков, транспорта, сказочных персонажей.

Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» – закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» – придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3. «Затерянный город» – пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» – так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» – поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» – надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» – так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» – в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» – ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» – избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

  • ЗПР;
  • ОВЗ;
  • ОНР.

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» – нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» – ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» – та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

  • «Звуки на песке»

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

  • «Убери лишнее»

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

  • «Преврати букву»

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

  • «Нарисуй букву, слово»

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Важно! Логопед подберет песочную терапию индивидуально для каждого ребенка, которая необходима именно ему для постановки звука и его автоматизации.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох – медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

  • «Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

  • «Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь.

  • «Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями. Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком.

Песочная терапия приобретает всё большую популярность. Сейчас им пользуются психологи, воспитатели и даже сами родители. Это и понятно: метод очень эффективный при решении самых разных задач и доступный в плане организации. В своей практике я ежедневно использую несколько деревянных песочниц, их размер высчитан с учётом золотого сечения, что благотворно влияет на тех, кто в них занимается. Песочницы внутри покрашены голубой краской, которая даже после многократного использования мокрого песка выглядит как новая! Конечно, не обойтись без песка и фигурок…

Вы можете заказать и купить песочницу для песочной терапии у меня или изготовить её дома самостоятельно.

О том, как сделать песочницу, читайте ниже.

Из какого материала должна быть выполнена песочница?

Детская песочница изготавливается из натурального дерева, чаще всего из его хвойных пород. Дерево является естественным материалом, он прекрасно влияет на подсознание взрослых и малышей и автоматически гармонизирует людей. Обращаю внимание, что сейчас повсеместно предлагают купить песочницы из других материалов: пластмассы, или надувные – из резины. К сожалению, если вы выбираете такие детские песочницы, о вышеуказанном благотворном влиянии говорить не приходится. Сырьё для деревянной песочницы Вы можете купить в строительных магазинах.

Дно и внутренние борта песочницы окрашиваются в голубой или синий цвет. Именно этот цвет помогает моделировать любые водоёмы, а так же небо от линии горизонта. После этого дополнительно необходимо промазать стыки силиконом. Такая песочница легко выдерживает как мокрый, так и сухой песок.

Каким должен быть размер песочницы?

Песочница должна быть изготовлена с учётом золотого сечения. Его размер равен 1,618033 см. Именно этот размер положительно влияет на наше подсознание, успокаивает, помогает проявиться внутренним силам. (К сожалению, в настоящее время нужный размер песочниц искажен, так как не берётся во внимание именно золотое сечение). Размер должен быть вычислен следующим образом. Необходимо длинную сторону a разделить на золотое сечение и получить короткую сторону b. Например:

80 см ÷1,618033 = 49,44 см

60 см ÷1,618033 = 39,082 см

Для изготовления предлагаю следующие размеры деревянных песочниц для Песочной терапии, созданные по золотому сечению:

80 см × 49, 44 см × 10 см

60 см × 39,08 см × 10 см

Последнее значение – высота бортов. Она должна быть не менее 10 см для того, чтобы в динамичной игре песок случайно не высыпался.

Каким песком наполнять песочницу и какие нужны фигурки?

Вы можете набрать песок на берегу речки, или если удастся — моря, или приобрести обычный кварцевый песок в строительном магазине, он ничем не хуже! Любой песок обязательно необходимо, во-первых, просеять, во-вторых, промыть, и, в-третьих, просушить (например, прокалить в домашней духовке). Предупреждаю, в домашних условиях в холодное время года песок сохнет очень долго! Поэтому, подготовкой песка лучше заниматься летом или купить уже предназначенный для песочной терапии песок в магазинах с товарами для хобби. Лучше всего подойдут его естественные оттенки: светло-коричневый или серый.

Очень часто спрашивают, какие именно фигурки нужны для Песочной терапии? Отвечаю: вы можете использовать любые безопасные — не острые, не режущие и не слишком мелкие фигурки (взрослые, будьте осторожны, внимательно следите за игрой малышей и тем, что они пробуют на вкус и не только!). Желательно, чтобы в вашей коллекции были игрушки не более 10-12 см (так игрушкой удобно манипулировать и видеть её целиком). В вашей коллекции могут быть: люди (женщины, мужчины, сказочные персонажи, дети), животные домашние и дикие, земноводные, насекомые, морские жители, еда, религиозные объекты, дома, мосты, деревья и растения, транспортные средства и др. Вы даже можете слепить что-то из пластилина, пластика или нарисовать! Используйте фантазию!

Купить песочницу, способ оплаты и заказ:

Срок изготовления песочницы от 5 до 7 дней

Стоимость песочницы для Песочной терапии = 3000 руб

Крышка для песочницы = 500 руб

Самовывоз от станции метро Московская, возможна доставка по Санкт-Петербургу = 500 руб

Способ оплаты и заказ:

Изготовление производится после 100 % оплаты.

Ваши действия:

1 — Договориться об изготовлении нужной вам песочницы по телефону +7 911 833 88 76

2 — Перечислить необходимую сумму на карту Альфа-банка Денисова Александра Валерьевна. Номер счета — 40817810755032948929

Татьяна Цымбал
Песочная терапия. Метод SAND-ART. Психотерапевтические ресурсы рисования песком

спользование песочной терапии

как одного из видов арт-терапии

в работе с детьми

Разобраться со своими внутренними проблемами, увидеть со стороны свой мир взрослым людям может помочь знакомая с детства игра — игра в песок. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.

Взаимодействие с песком очищает энергетику человека. Песок поглощает негативную психическую энергию, выравнивает эмоциональное состояние. Игра в песок — это прекрасное средство для «заботы о душе».

Аналитик Карл Густав Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Автор метода песочной терапии, швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф, считает главным принципом работы на песке, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Задачи песочной терапии созвучны с внутренним стремлением ребенка к самостоятельным решениям и действиям. В этом песочная терапия ориентирована на то,чтобы помочь ему:

— развить более позитивную Я-концепцию;

— стать более ответственным в своих действиях и поступках;

— выработать большую способность к самопринятию;

— в большей степени полагаться на самого себя;

— овладеть чувством контроля;

-развить сензитивность (чувствительность) к процессу преодоления трудностей;

— повысить самооценку.

Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Психолог — игротерапевт становится внимательным зрителем. Его позиция — это «активное присутствие», для наиболее полного самораскрытия ребенка. На свет выходит то, что прежде таилось в глубине детской души, игрушки на песке приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

В процессе работы с песком ребенок изменится, у него улучшится состояние и поведение.

Количество занятий всегда индивидуально. Надо помнить, что ребенку нужно «войти» в процесс, установить доверительные отношения с психологом и терапевтическим пространством и только после этого процесс терапии будет успешным. Возможно, 3-5 занятий будет достаточно, а, возможно, потребуется большее количество времени.

Доверимся Юнгу,сказавшему:

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум».

Песочная терапия может быть самостоятельным методом терапии, а также может сочетаться с арттерапией, символдрамой, гештальт-терапией.

В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребёнка. Перенос традиционных развивающих заданий в песочницу даёт дополнительный эффект. С одной стороны существенно повышается мотивация ребёнка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе развивающей работы происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Использование песочной психотерапии в детском саду.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями.

Песочная терапия — одна из разновидностей игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму, определенным образом реагирует на действия ребенка.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то,чтобы помочь маленькому ребенку:

— развить более позитивную Я-концепцию;

— стать более ответственным в своих действиях и поступках;

— выработать большую способность к самопринятию;

— в большей степени полагаться на самого себя;

— овладеть чувством контроля;

— развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

— развить самооценку и обрести веру в самого себя.

Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Развивающий потенциал рисования песком

О красоте песочной анимации говорится много. Но вот о том, что это и полезно, известно не всем. Тактильное восприятие и мелкая моторика рук и пальцев – это та область психики, которая на сегодняшний день требует внимания. Рисуя песком, человек, будь то ребенок или взрослый, задействует и пальцы, и кисти рук. Рисование развивает тонкое тактильное восприятие, требует анализа и гибкости мышления, развивает воображение и раскрывает творческий потенциал. Известно, что от того, насколько развито у человека

восприятие, настолько «идеальны» и богаты его картина мира и образ «Я»,

важные для сохранения и закрепления личностно значимой информации. А

этот опыт является необходимым для эффективного взаимодействия с

людьми и собственным внутренним миром.

Сочетание в развивающих занятиях с ребенком музыкальных,

изобразительных, ритмопластических и сказкотерапевтических подходов

обеспечивают полноценный потенциал, базу, на которую ложится изучаемый

материал. К сожалению, ни в дошкольных учреждениях, ни школах такого

похода нет. Есть некая разорванная система, которая, по идее должна стать

единой. Но дети таковы, что не всегда они готовы следовать системе, строго

соблюдать предложенный алгоритм. А иногда они не могут сделать этого в

силу индивидуальной физиологической организации.

Дети, которые не приучены или из-за своих особенностей не могут

выражать и описывать свои чувства, анализировать состояния других часто

попадают в сложные или конфликтные ситуации. Ребенок, находясь в своих

переживаниях, не зная как их выразить, пропускает «мимо ушей» все, что

ему преподают. А затем его строго спрашивают, давая некую оценку его

«знанию». И переживания усиливаются… Замкнутый, малообщительный

ребенок, с малым словарным запасом «не слышит» речи педагога,

постепенно становясь «неформальным», неудобным, отстающим. И тогда он

находит успешность в другом – в поведении хулигана, шута, изгоя…

Терапия искусством может служить способом освобождения от

конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического

процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической

работы; дисциплинирующей и контролирующей «силой»; средством развития

внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности

и повышения художественной компетентности.

При этом рисование песком, в отличие от других видов искусства

позволяет задействовать сразу все каналы восприятия, навыки

рефлексии, развитие памяти, мышления, внимания.

Этот метод позволяет:

1) Развить сферу тактильного восприятия, мелкую моторику пальцев;

2) Развить гибкость мышления, память, внимание;

3) Научиться осознавать себя, выражать собственные чувства;

4) Увеличить прогресс в личностной коррекции. Подсознательные

конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью

зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии;

5) Диагностировать текущее состояние. Картина, созданная собственными

руками, есть не опровергаемое доказательство и свидетель произошедших в

человеке изменений. А ее содержание и стиль предоставляют информацию

для анализа текущих переживаний;

6) Работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми.

Иногда невербальное средство оказывается единственным инструментом,

вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

7) Развить чувство внутреннего контроля, прогнозирования;

8) Усилить ощущение собственной личностной ценности, повысить

художественную компетентность;

9) Разрешать семейные и межличностные конфликты;

10) Развить межполушарное взаимодействие;

11) Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни;

12) Повысить мотивацию в деятельности;

13) Проработать внутренние конфликты, сложные ситуации, принять

решение. Как говорит Эдит Крамер, «каждое произведение искусства

отражает в своей сути конфликт между мотивами, который дает жизнь этому

произведению, а также в большей степени определяет его форму и

Если вы нашли этот товар дешевле, заполните форму и мы постараемся изменить цену и сделать ее дешевле.

Мы гарантируем, что сделаем цену ниже чем у конкурентов при условиях:
— Товар идентичен нашему, т.е. имеет на 100% совпадающие характеристики, комплектность и т.д.
— Товар в наличии на сайте и его можно купить в тот же день, без подвоза с «удаленного склада».

Мы не сможем изменить цену конкурентов если:
— Товара нет в наличии у конкурента (зачастую они не имеют даже офиса, не предоставляют платежные документы (чеки или предоставляют товарные чеки с печатью несуществующей компании) и работают от склада оптовой компании с задержкой в 2-3 дня. Вернуть такой товар практически невозможно;
— Предлагаемый конкурентами товар уценен (б/у или имеет повреждения);
— Товара нет в России (товар в Китае, цена указана без учета доставки, а доставка может занимать от 2 до 6 недель и превышает стоимость самого товара);
— цена сформирована с учетом вашей персональной скидки на сайте конкурентов.

Срок рассмотрения заявки: 1 рабочий день. О решении мы уведомим Вас на указанную электронную почту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *