Певчий в храме

Дьявольский фрукт

Что такое «плод дьявола»?

Плод «ава-ава»Плод «уси-уси» — модель «жираф»

Плоды дьявола — чудо мира «One Piece». Их называют «сокровищем моря» и считают «воплощением морского дьявола». Их формы и расцветки многообразны, но на любом плоде присутствует характерный узор из завитков, который с первого взгляда позволяет отличить их от обычных фруктов.

Название конкретного плода дьявола базируется на даруемых им способностях, зачастую основываясь на ономатопеях или просто на лексике японского языка. Например плод, съеденный главным героем «One Piece», Луффи, превративший его в «резинового человека», называется «гому гому но ми» или просто: «плод «гому-гому»». ‘Гому’ (яп. ゴム, от нидерл. gom) — ‘резина’.

Всего существует более сотни плодов. Плоды , даже те, эффект которых неизвестен, очень высоко ценится — каждый стоит не менее 100 000 000 бели.

Особенности

  • Плоды крайне противны на вкус.
  • Способность, даруемая плодом передаётся после того как фрукт будет полностью съеден.
  • У съевшего второй плод внутри начинается «борьба двух дьяволов», что в конечном итоге приведёт к смерти (т.е. дьявол обрекает на смерть того, кто из жадности хотел иметь сразу две способности фрукта)
  • Съевший плод лишается возможности плавать в стоячей воде, но в движущейся, например в реке, его силы утрачиваются не полностью. (поэтому мореплавателям приходится долго выбирать, прежде чем съесть такой плод).

Типы плодов

Плоды дьявола делятся, по характеру оказываемого воздействия, на три большие категории:

  • Парамеция (катакана: パラミシア ПАРАМИСИА, кандзи: 超人系 — «сверхчеловеческий тип»).

Изменяет тело съевшего или дает новые способности. Парамеция — самый распространённый тип плодов дьявола.

  • Зоан (катакана: ゾオン ДЗОН, кандзи: 動物 — «животный тип»).

Позволяет превращаться в конкретное животное. Позволяет принимать свою нормальную форму, гибридную форму и полную форму животного.

  • Логиа (катакана: ロギア РОГИА, кандзи: 自然系 — «природный тип»).

Самый мощный и самый редкий тип плодов дьявола. Преобразовывает тело целиком в определённую «природную стихию», что делает съевшего практически неуязвимым.

Список «плодов дьявола»

Парамеция

  • Плод «гому-гому» (яп. ゴムゴムの実 гому гому но ми?).

«Гому» (яп. ゴム, от нидерл. gom) — резина.

Эффект: Тело съевшего становится «резиновым» — оно приобретает гибкость, упругость и способность растягиваться. Электричество, ударное и огнестрельное оружие (даже пушечные ядра) не наносят никаких повреждений.

Съел: Монки Д. Луффи.

  • Плод «бара-бара» (яп. バラバラの実 бара бара но ми?).

«Барабара» (яп. バラバラ) — отдельно, по отдельности, вразброс, вдребезги.

Эффект: Съевший может разделять тело на куски, управляя каждым в отдельности в определенном радиусе действия, и собирать обратно, а также фактически неуязвим для рубящего оружия.

Съел: Багги.

  • Плод «субэ-субэ» (яп. スベスベの実 субэ субэ но ми?).

«Субэ» (яп. スベ) — гладкий.

Эффект: Делает кожу идеально гладкой. Оружие, удары, практически всё соскальзывает не причиняя съевшему никакого вреда. Более того, если снять обувь, можно скользить по любой поверхности практически как на коньках. Заметно также, что плод резко улучшает внешний вид съевшего.

Съела: Альвида «Железная дубина» .

  • Плод «хана-хана» (яп. ハナハナの実 хана хана но ми?).

«Хана» (яп. ハナ) — цветок.

Эффект: Позволяет «выращивать» желаемую часть своего тела на любой поверхности, но, например, не внутри организма. Тем не менее, боль от повреждений, нанесённых выращенным частям тела передаётся съевшему. При отмене эффекта созданные части тела расыпаются лепестками.

Съела: Нико Робин.

  • Плод «баку-баку» (яп. バクバクの実 баку баку но ми?).

«Бакубаку» (яп. バクバク) — ономатопея пережевывания.

Эффект: Делает съевшего «всеядным» — позволяет есть практически всё: камень, дерево, железо. Более того, позволяет «выращивать» съеденное за день из любой части тела. Ещё съевший может по желанию создавать новые вещи из уже съеденных — просто выплёвывая их.

Съел: Вапол.

  • Плод «бому-бому» (яп. ボムボムの実 бому бому но ми?).

«Бому» (яп. ボム) — бомба.

Эффект: Позволяет взрывать, по желанию, любую часть своего тела, при этом не нанося каких-либо повреждений съевшему. Взрывоопасны даже дыхание или козявки. Приобретается также иммунитет к взрывчатым веществам.

Съел: Мистер 5.

  • Плод «киро-киро» (яп. キロキロの実 киро киро но ми?).

«Киро» (яп. キロ) — сокращение от килограмм.

Эффект: Позволяет съевшему, по желанию, изменять свой вес в диапазоне от 0.001 до 10 000 килограммов, при надлежащем использовании съевший может парить в воздухе.

Съела: Мисс Валентайн.

  • Плод «дору-дору» (яп. ドルドルの実 дору дору но ми?).

«Дору» (яп. ドル) — сокращ. «Канудору» (яп. キャンドル, англ. candle) — свеча.

Эффект: Позволяет съевшему выделять неограниченное количество воска, а также управлять его формой.

Съел: Мистер 3.

  • Плод «манэ-манэ» (яп. マネマネの実 манэ манэ но ми?).

«Манэ» (яп. マネ) — подражание, имитация.

Эффект: Позволяет съевшему превращаться в любого человека которого он видел, с помощью прикосновения правой рукой своего лица. Имитируется только тело, но не способности полученные от одного из плодов дьявола или свойственные конкретному телу. Превращение отменяется прикосновением левой руки к лицу.

Съел: Мистер 2 «Бон Куре».

  • Плод «супа-супа» (яп. スパスパの実 супа супа но ми?).

«Супасупа» (яп. スパスパ) — ономатопея разрезания.

Эффект: Плод преобразовывает тело съевшего в сталь и позволяет «выращивать» стальные лезвия из любой его части.

Съел: Мистер 1 — Дас Бонс.

  • Плод «тогэ-тогэ» (яп. トゲトゲの実 тогэ тогэ но ми?).

«Тогэ» (яп. トゲ) — шип, игла, колючка.

Эффект: Позволяет съевшему преобразовывать любые части тела в шипы, способные протыкать даже камень.

Съела: Мисс Даблфингер.

  • Плод «ори-ори» (яп. オリオリの実 ори ори но ми?).

«Ори» (яп. オリ) — клетка.

Эффект: Отдельные части тела съевшего получают способность проходить сквозь твердые предметы, причем в месте прохода предмет сковывается железным обручем.

Съела: Хина «Черная клетка».

  • Плод «банэ-банэ» (яп. バネバネの実 банэ банэ но ми?).

«Банэ» (яп. バネ) — пружина.

Эффект: Позволяет превращать любую часть тела в пружину.

Съел: Беллами «Гиена» .

  • Плод «норо-норо» (яп. ノロノロの実 норо норо но ми?).

«Нороноро» (яп. ノロノロ) — медленно, вяло.

Эффект: Позволяет создавать и использовать «Норо-фотоны» в виде лучей света, которые снижают скорость любого объекта на 30 секунд.

Съел: Фокси «Серебряный лис».

  • Плод «доа-доа» (яп. ドアドアの実 доа доа но ми?).

«Доа» (яп. ドア, от англ. door) — дверь.

Эффект: Позволяет открывать «двери» на любой поверхности, даже в воздухе или на теле другого человека. Можно перемещаться даже в особое, невидимое обычному человеку место.

Съел: Бруно.

  • Плод «ава-ава» (яп. アワアワの実 ава ава но ми?).

«Ава» (яп. アワ) — пена; пузырьки.

Эффект: Позволяет телу съевшего выделять мыло и пузырьки а также управлять ими по желанию. Пузырьки могут «смывать силу» при прикосновении, ослабляя попавших под воздействие, а также полностью очищать цель, делая ее скользкой и не давая устоять на ногах.

Съела: Калифа.

  • Плод «ёми-ёми» (яп. ヨミヨミの実 ёми ёми но ми?).

«Ёми» (яп. ヨミ) — подземелье.

Эффект: Позволяет человеку воскреснуть из мертвых, в виде духа воссоединившись со своим телом. Фрукт сработает, даже если от тела остались лишь кости.

Съел: Брук.

  • Плод «кагэ-кагэ» (яп. カゲカゲの実 кагэ кагэ но ми?).

«Кагэ» яп. カゲ — тень, оборотная сторона.

Эффект: Позволяет съевшему управлять своей тенью: материализовывать, отделять от тела и изменять форму,а также даёт возможность «отнимать» тени других и «присоединив» их к мёртвому телу создавать «зомби». Созданные зомби, хотя и не обладают памятью предыдущего хозяина тени, тем не менее, сохраняют черты характера, манеру поведения и речи, а также навыки, помноженные на силу тела, к которому присоединится тень.

Съел: Гекко Мориа.

  • Плод «хоро-хоро» (яп. ホロホロの実 хоро хоро но ми?).

«Хоро» (яп. ホロ), от англ. horror) — ужас.

Эффект: Съевший получает способность как угодно управлять своей астральной проекцией. Он может отделить её от тела, увеличить в размерах, летать, проходить сквозь предметы и даже, например, проникнуть руками внутрь живого организма (однако, оставаясь бесплотным, никакого вреда нанести не в состоянии). Также он может управлять неким подобием привидений, которые, касаясь любого человека, способны лишить того желания сражаться и вообще жить. А другой вид тех же привидений имеет способность взрываться.

Съела: Перона.

  • Плод «сукэ-сукэ» (яп. スケスケの実 сукэ сукэ но ми?).

«Сукэ» яп. スケ — прозрачный.

Эффект: Позволяет полностью или по частям делать невидимым тело съевшего и всё, к чему он прикасается.

Съел: Авессалом.

  • Плод «бэри-бэри» (яп. ベリベリの実 бэри бэри но ми?).

«Бэри» (яп. ベリ) — англ. berry — ягода.

Эффект: Позволяет человеку распадаться на множество ягодообразных частей. Действие подобно фрукту «бара-бара».

Съел: Беригуд.

  • Плод «саби-саби» (яп. サビサビの実 саби саби но ми?).

«Саби» (яп. サビ) — ржавчина.

Эффект: Позволяет человеку заставить ржаветь какой угодно предмет прикосновением к нему. Ржаветь можно заставить любой материал, даже кожу.

Съел: Шуу.

  • Плод «шари-шари» (яп. シャリシャリの実 шари шари но ми?).

«Шари» (яп. シャリ) — колесо.

Эффект: Позволяет человеку превращать руки и ноги в колеса и таким образом увеличивать скорость.

Съел: Шарингу.

  • Плод «никю-никю» (яп. 二キュ二キュの実 никю никю но ми?).

«Никю» (яп. 二キュ) — защита, броня, экипировка.

Эффект: У съевшего вырастают особые подушки на ладонях, напоминающих подушки на лапах животных. Упругость подушек так велика, что одним движением руки можно отбивать не только твердые предметы, но даже некоторые виды энергии.

Съел: Бартоломью Кума.

  • Плод «мэро-мэро» (яп. メロメロの実 мэро мэро но ми?).

«Мэро» (яп. メロ), от англ. melody) — мелодия, песня сирен.

Эффект: Съевший фрукт может без особого труда играть с чувствами человека и обращать их против него самого, превращая в камень.

Съела: Боа Хэнкок.

  • Плод «доку-доку» (яп. どくどくの実 доку доку но ми?).

«Доку» (яп. どく) — яд.

Эффект: Съевший фрукт получает способность превращаться в ядовитую слизь, кислоту, а также выделять ядовитый газ.

Съел: Маггелан.

  • Плод «хору-хору» (яп. ホルホルの実 хору хору но ми?).

«Хору» (яп. ホル), от англ. hormon) — гормон.

Эффект: Съевший фрукт получает способность управлять гормонами, изменять человеческое тело в любых аспектах, даже превратить мужчину в женщину.

Съел: Эмпорьо Иванков.

  • Плод «чоки-чоки» (яп. チョキチョキの実 чоки чоки но ми?).

«Чоки» (яп. チョキ) — звук ножниц.

Эффект: Съевший фрукт получает способность превращать часть своего тела в ножницы, и всё что они будут резать станет податливым, будто у использующего в руках листы бумаги.

Съел: Иназума.

Зоан

  • Плод «хито-хито» (яп. ヒトヒトの実 хито хито но ми?) — превращение в человека.

«Хито», яп. ヒト — человек.

Съел: Тони Тони Чоппер.

  • Плод «уси-уси» (яп. ウシウシの実 уси уси но ми?) — превращение в различных жвачных животных.

«Уси», яп. ウシ — бык, корова, крупный рогатый скот.

  • Модель «бизон» (яп. モデル・バイソン модэру байсон?) — превращение в бизона.

Съел: Дальтон.

  • Модель «жираф» (яп. モデル・ジラフ модэру дзирафу?) — превращение в жирафа.

Съел: Каку.

  • Плод «ину-ину» (яп. イヌイヌの実 ину ину но ми?) — превращение в различных псовых.

«Ину», яп. イヌ — собака.

  • Модель «такса» (яп. モデル・ダックスフント модэру дакусуфунто?) — превращение в таксу.

Съело: Лассу (ружьё Мистера 4).

  • Модель «шакал» (яп. モデル・ジャッカル модэру дзяккару?) — превращение в шакала.

Съел: Чака.

  • Модель «волк» (яп. モデル・ウルフ модэру уруфу?) — превращение в волка.

Съел: Джабура.

  • Плод «могу-могу» (яп. モグモグの実 могу могу но ми?) — превращение в крота.

«Могу», яп. モグ — часть слова «могура» яп. モグラ, «крот».
Съела: Мисс Мерикристмас.

  • Плод «тори-тори» (яп. トリトリの実 тори тори но ми?) — превращение в различных птиц.

«Тори», яп. トリ — птица.

  • Модель «сокол» (яп. モデル・ファルコン модэру фарукон?) — превращение в сокола.

Съел: Пелл.

  • Плод «ума-ума» (яп. ウマウマの実 ума ума но ми?) — превращение в лошадь.

«Ума», яп. ウマ — лошадь, конь.
Съел: Пиэру (птица Гана Фолла).

  • Плод «нэко-нэко» (яп. ネコネコの実 нэко нэко но ми?) — превращение в различных кошачьих.

«Нэко», яп. ネコ — кошка.

  • Модель «леопард» (яп. モデル・レオパルド модэру рэопарудо?) — превращение в леопарда.

Съел: Роб Луччи.

  • Модель «гепард» (яп. モデル・レオパルド модэру гэпарудо?) — превращение в гепарда.

Съел: Чикичита.

  • Плод «дзо-дзо» (яп. ゾウゾウの実 дзодзоно ми?) — превращение в слона.

«Дзо», яп. ゾウ — слон.
Съел: Фанкфрид (меч Спандама).

  • Плод «хеби-хеби» (яп. ヘビヘビの実 хеби хеби но ми?) — превращение в змею.

«Хеби», яп. ヘビ — змея.

  • Модель «королевская кобра» (яп. モデル・キングコブラ модэру кингу кобура?) — превращение в кобру.

Съела: Боа Мариголд.

  • Модель «анаконда» (яп. モデル・モデルアナコンダ модэру анаконда?) — превращение в анаконду.

Съела: Боа Сандерсониа.

Логиа

  • Плод «моку-моку» (яп. モクモクの実 моку моку но ми?) — преобразование в дым.

«Моку» (яп. モク) — перевернутое «Кумо» (яп. クモ) — облако.
Эффект: позволяет телу съевшего превратиться в дым и взлетать в воздух. По желанию дым может уплотнятся и захватывать обьекты либо рассеиваться, пропуская атаки противника сквозь себя.
Съел: Смоукер.

  • Плод «мэра-мэра» (яп. メラメラの実 мэра мэра но ми?) — преобразование в огонь.

«Мэрамэра» (яп. メラメラ) — ономатопея треска пламени.
Эффект: Тело съевшего получает способность преобразовываться в огонь. Огненные и физические атаки не вредят ему, а сам съевший получает способность создавать огромные количества огня.
Съел: Портгаз Д. Эйс.

  • Плод «суна-суна» (яп. スナスナの実 суна суна но ми?).

«Суна» (яп. スナ) — песок.
Эффект: Преобразование в песок. Обладает способностью иссушать предметы и живые организмы, а также способен создавать песчаные бури и полностью неуязвим для физических и колющих атак. При контакте с водой владелец теряет способность к превращению.
Съел: Сэр Крокодайл.

  • Плод «горо-горо» (яп. ゴロゴロの実 горо горо но ми?) — преобразование в электричество.

«Горогоро» (яп. ゴロゴロ) — ономатопея грома, грохота.
Эффект: Съевший может превращаться в чистое электричество и создавать ток под огромным напряжением. Тем не менее, ток бессилен перед резиной.
Съел: Энэль.

  • Плод «хиэ-хиэ» (яп. ヒエヒエの実 хиэ хиэ но ми?) — преобразование в лёд.

«Хиэ» (яп. ヒエ) — холод.
Эффект: Управление температурами. Съевший плод может заморозить все, что угодно, в считанные секунды а также превращать влагу в воздухе в оружие. Тем не менее, весьма уязвим к жару и частично уязвим к физическим атакам, которые не может полностью пропускать сквозь тело.
Съел: Адмирал Аокидзи.

  • Плод «ями-ями» (яп. ヤミヤミの実 ями ями но ми?).

«Ями» (яп. ヤミ) — темнота, мрак, тьма.
Эффект: Позволяет преобразовывать тело в тьму с помощью которой можно управлять гравитацией, а также отнимать силу у пользователей плодов дьявола на время телесного контакта. Маршал Д. Тич утверждает, что это сильнейший плод. Это единственный плод типа логия, который не дает сьевшему его человку способность пропускать сквозь себя физические атаки, однако весь нанесенный ими урон очень быстро поглощается.
Съел: Маршалл Д. Тич.

  • Плод «пика-пика» (яп. ピカピカの実 пика пика но ми?) — преобразование в свет.

«Пика» (яп. ピカ) — вспышка.
Эффект: Преобразование в свет. Дается способность применять мощные энергетические атаки и перемещаться со скоростью света.
Съел: Кизару.

Показанные только в аниме

  • Плод «хисо-хисо» (яп. ヒソヒソの実 хисо хисо но ми?)

«Хисо» (яп. ヒソ) — шёпот.
Эффект: Съевший получает способность разговаривать с животными, слушая их мысли как шёпот.
Съела: Апис.

  • Плод «кама-кама» (яп. カマカマの実 кама кама но ми?)

«Кама» (яп. カマ) — серп.
Эффект: Ногти съевшего превращаются в острые когти, которые позволяют управлять острыми, как бритва, потоками воздуха.
Съел: Эрик.

  • Плод «гоэ-гоэ» (яп. ゴエゴエの実 гоэ гоэ но ми?)

«Гоэ» (яп. ゴエ) — крик.
Эффект: Голос пользователя становится таким мощным, что криком можно пробивать стены.
Съел: Эль Драго.

  • Плод «кати-кати» (яп. カチカチの実 кати кати но ми?)

«Катикати» (яп. カチカチ) — ономатопея стука кремня при высекании искры.
Эффект: Пользователь способен превращать руки в камень и раскалять их.
Съел: Bear King.

  • Плод «торо-торо» (яп. トロトロの実 торо торо но ми?)

«Торо» (яп. トロ) — жидкость.
Эффект: Позволяет превращаться в некую жидкость. Одежда при этом не превращается.
Съела: Honey Queen.

  • Плод «гасу-гасу» (яп. ガスガスの実 гасу гасу но ми?)

«Гасу» (яп. ガス) — газ.
Эффект: Позволяет человеку выделять ядовитый газ.
Съел: Skunk One.

  • Плод «амэ-амэ» (яп. アメアメの実 амэ амэ но ми?)

«Амэ» (яп. アメ) — пастила, ирис, сладость.
Эффект: Позволяет превращаться в липкий сироп. Вред от оружия падает до нуля, кроме того, вкус у сиропа отвратительный.
Съел: Гаспад.

  • Плод «хари-хари» (яп. ハリハリの実 хари хари но ми?)

«Хари» (яп. ハリ) — игла.
Эффект: Съевший может выпускать из своего тела острые иглы.
Съел: Pin Joker.

  • Плод «атсу-атсу» (яп. アツアツの実 атсу атсу но ми?)

«Атсу» (яп. アツ) — жар.
Эффект: Позволяет создавать невообразимые температуры.
Съел: Дон Аттино.

  • Плод «ноко-ноко» (яп. ノコノコの実 ноко ноко но ми?)

«Ноко» (яп. ノコ) — от «Киноко» — гриб.
Эффект: Позволяет выделять из тела ядовитые грибные споры, которые также могут усыпить или парализовать врага, а также могут прорастать, хватая жертву, и даже создавать двойники съевшего.
Съел: Мушуру (брат Вапола).

Примечания

  1. Манга «One Piece», том 45, глава 436. Вопрос SBS: На всех ли плодах дьявола узор из завитков?
  2. Манга «One Piece», том 4, глава 33. Ответ Эйитиро Оды на вопрос SBS.
  3. Манга «One Piece», том 3, глава 19: «Плод дьявола».
  4. Есть и еще один факт (показан впервые в арке «Winter Island»): Тони Тони Чоппер разработал специальный препарат (англ. Rumble Ball — «бойцовый шар»), который на 3 минуты дает ему еще несколько форм с конкретной усиленной частью тела (например рога, мышцы ног или мозг), искажая действие фрукта. Исследования длились 6 лет.

Список глав манги • Список серий аниме • Список видеоигр

Фильмы: Первый • Второй • Третий • Четвёртый • Пятый • Шестой • Седьмой • Восьмой • Девятый | OVA: Defeat the Pirate Ganzak!

Пираты Соломенной Шляпы • Плод дьявола

Накануне самого важного христианского праздника ДГ отстоял службу в самарской церкви в честь благоверного князя Александра Невского и послушал хор, состоящий из самых разных людей.

Церковное пение — практически неотъемлемая часть церковной службы в множестве христианских конфессий. В те времена, когда жизнь обывателя состояла из выживания в коротком детстве, тяжкого труда в полях и ранней смерти от чумы, оспы или проказы, церковь была единственной отдушиной. Она была местом, где можно было подумать о тщетности бытия, своей душе и хоть немного, на краткий миг службы, почувствовать надежду и благодать.

Сегодняшний образ жизни претерпел значительные перемены, но звучание православного церковного хора по-прежнему восхищает.

Во многих православных храмах хор скрыт от глаз прихожан. Певчие находятся на клиросе, специальном балконе, откуда звук разносится по всему храму и обретает таинственное звучание.

В церкви в честь благоверного князя Александра Невского идет вечерняя служба, или всенощное бдение. Регент Екатерина дает последние указания, раскладываются ноты. Певчие поднимаются со скамей и встают полукругом. Взмах руки, служба начинается.

Сергей 30 лет, певчий: Я начал петь в храме со второго курса института. Пел в академическом хоре, пришла женщина, «завербовала» нас, нескольких студентов. Поначалу воспринималось больше как подработка. Потом затянуло. Уже 12 лет как.

На клиросе есть столы, лавки и электрический чайник. Мальчишка лет 10 лопает печенье, ловко, не касаясь шуршащих стенок пакета, выхватывает очередной диск «овсяного». Священник внизу читает молитву.

Это место сильно отличается от остального храма. Здесь рабочая атмосфера, постоянное шуршание нотами. Кто-то в перерывах пьет горячий чай, кто-то отвлекается на книгу. А кто-то молится. Отношение к вере здесь не слишком любят обсуждать. Например, Вячеслав, в миру практикующий психотерапевт, в ответ на вопрос: «Верующий ли вы?» пожимает плечами и предпочитает сменить тему: «Для меня главное — это музыка. Что-то вроде хобби».

Женщины стоят в платках, минимум косметики. Несмотря на то, что хор не пересекается с прихожанами во время службы, здесь есть уважение к правилам и внутрицерковному порядку.

Кристина поет вместе с мужем, Вадимом Зубковым, солистом Волжского народного хора им. Милославова. Татьяна и Елена всю жизнь посвятили музыке, пение в церковном хоре считают логичным продолжением привычной профессии.

Самыми разговорчивыми оказываются Алексей Перов и Георгий Цветков, солисты Театра оперы и балета. Пересыпая профессиональными терминами, они объясняют особенности церковного пения. Особая манера пения, более мягкая.

— У нас довольно напряженный график в театре, – говорит Георгий, – но стараемся совмещать.
На вопрос, каково петь артистам оперы с обычными певчими, Алексей расплывается в улыбке: – Есть, конечно, особенности. Так сказать, издержки профессии! Но особенных сложностей нет.

Надо отдать должное регенту Екатерине. Она не заставляет всех стоять на местах, когда появляется перерыв, но ей достаточно поднять руку, чтобы хор моментально включился в работу.

Три часа службы прошли. Внизу верующие идут за благословением к священнику. С клироса после краткого обсуждения певчие спускаются по узкой незаметной лесенке, смешиваясь в полумраке с выходящими их храма прихожанами.

Солисты оперы, психотерапевты, преподаватели музыкальных школ, мастера маникюра и домохозяйки — совершенно разные люди из разных концов города — разъезжаются по домам. У них даже разное отношение к вере. Кто-то строго соблюдает пост, для кого-то пение в церковном хоре – профессиональная привычка, позволяющая «лечить голос». Такие разные, они становятся единым целым во время утренней литургии и вечерней службы.

— Хор — это основа для нас, – говорит отец Владимир, настоятель храма. – Это сердце всей службы. В храм идут послушать благоговейное пение и помолиться иконе. Именно хор создает особый настрой.

Фото автора

Песни, танцы, рэп и катание по полу — именно так может выглядеть христианское богослужение. По крайней мере в «черных» церквях Америки, прихожане которых сплошь американские негры. Почему службы в афроамериканских церквях больше похожи на вечеринки, а из храма можно выйти только подняв палец вверх, рассказывает «Лента.ру».

Каждый, кто хоть раз в жизни побывал в афроамериканской церкви, отмечал, что такого теплого приема и веселья не увидишь даже у бабушки на юбилее. Здесь не пахнет ладаном, не просят соблюдать тишину и смирно стоять. Служба в «черной» церкви больше похожа на карнавал или праздник, что уже давно стало предметом шуток. Разнице «черных» и «белых» церквей посвящен не один стендап, статья в блоге и эпизод в популярном телесериале.

И если протестантская церковь на то и протестантская, что нравы в ней менее суровы, чем в католической и православной, то последним служба в «черной» церкви может показаться не просто странной, а даже богохульной. Действительно, православный священник во время литургии никак не посмеет вставить в молитву пару строк из нового трека Элджея или Никиты Джигурды. Для пастора же «черной» церкви во время службы зачитать рэп или помолиться за новый альбом Бейонсе — дело привычное.

Однако «черная» церковь в основе своей вовсе не про веселье, песни и пляски. Афроамериканские богослужения — часть культуры чернокожего населения Соединенных Штатов, которое познало все ужасы рабства и дискриминации, но все же находит в себе силы благодарить и прославлять Бога.

Мы здесь благодаря вере

К тому времени как африканцы появились на территории, которая позже стала Соединенными Штатами Америки, они растеряли огромную часть своей культуры и духовного наследия. Причиной было либо то, что они лишались связи со своим сообществом и предками, либо жестокая система рабовладения начала колониального периода, разлучавшая семьи.

По одной из версий, христианство африканцы уже привезли с собой, оно уже было распространено в некоторых регионах Африки. В частности, следы христианского мистицизма на севере материка ученые датируют концом II века, а часть царств в долине Нила была христианской уже к VII веку.

Это неудивительно, ведь Африка была одним из первых континентов, на которых распространилось учение Христа. В Евангелии от Матфея святое семейство, чтобы избежать избиения младенцев, бежит в Египет, или «страну Хама», и находит убежище среди его чернокожих жителей. Именно поэтому черным рабам было особенно оскорбительно то, что, угнетая их, белые рабовладельцы охотно ссылались на Священное Писание.

Согласно Евангелию, Хам — сын спасшегося от потопа Ноя — был не самым приятным человеком. Увидев своего пьяного отца спящим, он не прикрыл его наготы, а пошел рассказать об увиденном братьям. В христианстве его поступок стал трактоваться как грех — неуважение к отцу, хамство. Есть множество трактовок этой истории, но важно то, как она закончилась.

За грех Хама расплатился его сын Ханаан, а вместе с ним и все африканские рабы. По преданию, Ной проклял внука, сказав: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Бытие 9:25). Именно эту строку из Писания использовали в качестве аргумента белые теологи — защитники рабовладельчества.

Библию в оправдание своих действий нередко использовали творцы зла. Однако до послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится: «Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно в Христе Иисусе», рабовладельцы, видимо, не дочитали.

Белые рабовладельцы быстро забыли, что сами бежали из Европы от религиозного преследования, и потому вплоть до отмены рабства многие «черные» христианские церкви были вне закона. Так же, как первые христиане, христиане-рабы собирались в подполье, в так называемых тихих пристанищах (hush harbors). Для координации своих планов они использовали тайные коды — в частности, ставшие классикой духовной культуры афроамериканцев песни «Steal Away to Jesus» и «Gospel Train».

Steal Away to Jesus

Церковь для рабов была не только местом, где они могли обратиться к Богу. Здесь люди могли пообщаться, поделиться новостями, а главное — получить образование. По Библиям, которые черным священникам передавали белые противники рабства, невольники учились читать и писать.

В «тихих прибежищах» редко можно было услышать обвинения и угрозы мести в адрес жестоких плантаторов. В проповедях говорилось, что Бог видит все, и наказание последует именно от него, а пока каждому нужно следить за собой.

Отличительной особенностью «черной» церкви был и остается язык проповеди, совсем не похожий на тот, что используют во время богослужений в «белых» церквях. Он появился потому, что в своих проповедях священнослужители шифровали особые послания, которые рабовладелец не должен был распознать. Кроме того, священнику во время службы необходимо было не только помолиться, но и развлечь, просветить и рассказать прихожанам о важных новостях, а для таких целей обычное чтение Евангелия не подходит.

Так «черная» церковь изначально стала не только местом поклонения Богу, но и пристанищем, где невольники могли найти утешение и справедливость.

Пой, танцуй и держись подальше от белых

История «черных» церквей неразрывно связана с движением за отмену рабства. Она была подспорьем и поддержкой тем, кто боролся за свои гражданские права. Многие знаменитые борцы за свободу афроамериканцев, в том числе Мартин Лютер Кинг-младший, были священниками.

Первое объединенное афроамериканское сообщество — «Свободное африканское общество» — возникло в Филадельфии 1787 году. Оно устанавливало контакты с религиозными организациями в других городах. Спустя пять лет члены Общества приступили к строительству первой независимой «черной» церкви. К этому времени большое количество штатов на севере США уже отказывались от рабства, и закон им препятствий не чинил, чего нельзя сказать о юге страны, где власть плантаторов еще была чрезвычайно велика.

Лишь спустя столетие, в 1865-м, когда закончилась Гражданская война и рабству был положен конец, черные по всей стране перестали скрываться в «тихих пристанищах». И все же бывших рабов не пускали в церкви наравне с белыми: им, например, надлежало сидеть на отдельных скамьях. Не все черные готовы были мириться с сегрегацией в Доме Божьем, и «черные» церкви стали быстро распространяться в США.

Впрочем, причиной разделения была не только сегрегация и расизм, свою роль играли и особенности богослужения. «Черные» службы проходили совсем в другом темпе, нежели «белые». Они отличались эмоциональностью, в них были вплетены элементы африканской культуры, рассказы о страданиях черных рабов и особый южный колорит. Священник не просто читал проповедь, он пел хвалебную песню Богу, а прихожане пели вместе с ним и поддерживали его репликами из зала.

В 1986 году, чтобы избавиться от влияния белых на афроамериканские церкви, было организовано Национальное баптистское собрание. Спустя десять лет в нем уже числилось три миллиона чернокожих американцев. Второй по величине «черной» христианской организацией стала Африканская методистская епископальная церковь. В дальнейшем число таких организаций лишь росло.

Черный, беги!

Как ни парадоксально, чем большее влияние получали «черные» церкви, тем сильнее их притесняли. К середине XX века, когда движение за гражданские права чернокожих набрало достаточную силу, афроамериканские церкви стали прочной социальной и политической базой для бывших рабов.

«Черные» церкви стали своего рода краеугольным камнем афроамериканского гражданского сообщества — эта важная роль позволила им поднять людей на борьбу за свои права. Так делали, впрочем, не все: некоторые чернокожие святые отцы отказывались совмещать религию и политику.

В скором времени церкви стали настоящими оплотами сопротивления и центрами мобилизации чернокожего населения, площадками, на которых активисты разрабатывали планы борьбы за равноправие. Их вовлеченность стала настолько явной, что на них обрушились гнев и ярость тех, кто считал, что черные должны пользоваться отдельными лифтами, а в общественном транспорте сидеть подальше от белых.

В сентябре 1963 года нападению подверглась баптистская церковь в штате Алабама. Погибли четверо детей. Это было лишь одно из массовых убийств, ответственность за которые, как правило, лежала на ку-клукс-клане. Однако борцы за права чернокожих проявили мужество и упорство, и спустя год после этой атаки расовая сегрегация в США была официально отменена.

К этому времени стало очевидно, что «черная» церковь — не единая организация, это довольно общее понятие, в которое входит не одна конфессия. В 1990 году их выделялось уже семь: Африканская методистская епископальная церковь (AME), Африканская методистская епископальная сионская церковь (AMEZ), Христианская методистская епископальная церковь (CME), Национальное объединенное баптистское собрание США (NBC), Национальное независимое баптистское собрание Америки (NBCA), Прогрессивное национальное баптистское собрание (PNBC) и Церковь Бога во Христе (COGIC).

Впрочем, несмотря на рост числа конфессий, в XXI веке «черные» церкви сталкиваются с новой проблемой: отток прихожан. Во многом это обусловлено улучшением положения черного населения США: подростки могут сидеть с белыми одноклассниками за одной партой, им больше не нужно считать себя частью «черной Америки» — они могут быть просто американцами, без всяких оговорок.

Кроме того, раньше у людей не было неограниченного доступа к информации: то, что говорили в церкви, было законом и руководством в жизни. Сейчас же подростки могут зайти в интернет, посмотреть документальный фильм о коррупции в «черных» церквях и задаться вопросом: почему моя семья делает пожертвования каждую неделю, а вместо нового органа в храме появляется новый автомобиль у священника?

Как говорят прихожане старшего поколения, когда они были моложе, они не задавали вопросов. Они делали так, как делали их предки, так, как им говорили в церкви. Однако сегодняшние тинейджеры ставят под сомнение любой авторитет. Они учатся на примерах, а не слепо следуют указаниям. «Если я вижу, как гнусно мой воцерковленный отец поступает каждый день, почему я должен следовать его советам о том, как правильно жить?» — примерно такими вопросами задаются подростки.

В черной-черной церкви…

«Черные» церкви, безусловно, разительно отличаются от тех, куда белые люди приходят смиренно постоять и почитать молитву перед ликом сына Божьего. Старшеклассница-мулатка из штата Северная Каролина поделилась религиозно-культурным конфузом из истории своей семьи. Отец Эшли — чернокожий, мать — белая. Однажды на похоронах родственника белая часть семьи тихо скорбела об усопшем, тогда как черная сторона пела и громко прославляла Господа, готовящегося принять в царствие небесное раба своего. Произошедшее чуть не спровоцировало семейный скандал. Этот эпизод ярко иллюстрирует различия в черной и белой американской религиозных культурах.

В «черных» церквях также действуют неписаные правила, которых лучше придерживаться. Первое: в церковь нужно ходить в специальной праздничной одежде. Старшее поколение надевает по воскресеньям выглаженные и накрахмаленные рубашки и платья, для женщин обязательны шляпки. Шляпы чернокожих тетушек — особый предмет гардероба, которому уделяется большое внимание.

Второе: в церквях существует особый обычай рассаживаться. В передних рядах сидят пожилые и уважаемые прихожане. Там же сидит так называемая мать церкви — одна из старейших прихожанок. Мать церкви имеет непререкаемый авторитет — она, например, может отчитать чью-то дочь за слишком короткую юбку и покрыть ее ноги платком.

Третье: неотъемлемой частью богослужения являются подаяния. Их может быть несколько за время службы. Отлучаться в туалет и вообще уходить до того, как начнется взимание подаяний, крайне не рекомендуется. Если пожертвовать нечего, можно просто дотронуться до емкости, в которую собирают деньги, но ни в коем случае не отказываться жертвовать. Еще одно «лучше не» — соглашаться сесть, когда священник спрашивает, не хотите ли вы сесть и отдохнуть. Оптимальным ответом на такое предложение будет: «Нет, святой отец, продолжайте проповедь, мы так прекрасно тут стоим!» Даже если вы стоите уже два часа — не садитесь.

Еще одна интересная особенность «черной» церкви: когда афроамериканцы выходят из храма, они поднимают вверх указательный палец. Забавно, что объяснить происхождение этого жеста никто не может. Самая распространенная версия — что рабы таким образом давали понять, что получили от хозяина разрешение отлучиться. Поводом для многочисленных шуток стало то, что богослужение в афроамериканской церкви не ограничивается временем. Если в других храмах Божьих священник отводит определенное время для молитвы и, как правило, не выходит за его рамки, чернокожие пасторы следуют за божественным потоком и могут проповедовать по несколько часов, иногда вставляя в свою речь строки из последней песни Криса Брауна, не опуская нецензурную брань, или объясняя божественный смысл названия альбома певицы Бейонсе «Lemonade». Кстати, вся проповедь проводится с музыкальным сопровождением.

Во время службы кто-то может начать биться в конвульсиях — это значит, что на человека снизошел «черный божественный дух» (black holy spirit), которому он не сопротивляется.

Особое внимание стоит уделить взаимодействию со священником. На все его высказывания нужно отвечать криками «Аминь!», «Господь с нами!», «Да будет так!», «Да, священник, проповедуй!» — и все в таком духе. Если же священник говорит: «Повернитесь к своему соседу и скажите «сосед»», вы обязаны последовать указанию. Никто не знает почему, но во время службы прихожан несколько раз просят проделать эту процедуру. Сопровождается она, как правило, объятиями. В общем, в «черных» церквях всегда рады прихожанам, и служба здесь похожа на праздник, а не на типичное поклонение Богу.

***

Христиане-афроамериканцы прошли долгий и тяжелый путь от подпольных сборищ необразованных рабов до создания официальных религиозных организаций, которые в полной мере участвуют в политической жизни США. Особенности богослужения, вобравшие в себя культуру чернокожих, особенности быта их предков, удивляют любого, кто знакомится с этой культурой. Жизнерадостность и одухотворенность, с которой потомки черных рабов подходят к служению Богу, да и в целом к жизни, заставляют восхищаться стойкостью духа людей, сотни лет проведших в рабстве, но сумевших освободиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *