Письма Амвросия Оптинского

Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», — писал о нем протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам – мирянам и монашествующим. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже всю его жизнь.

Письма преподобного старца Амвросия Оптинского начали публиковаться вскоре после его кончины в 1891 году. Для духовных чад Старца это было большим утешением и поддержкой после понесенной ими утраты. Начиная с 1892 года, письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» и, по существовавшей тогда традиции, выходили отдельными оттисками. Тогда же, по мере поступления писем Старца от адресатов, Оптиной Пустынью стали издаваться небольшие сборники. На протяжении 1890-х годов их вышло более десяти. В 1906 году была предпринята первая публикация «Собрания писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам»; чрез два года, в 1908 году, вышло второе, дополненное издание. В 1908-1909 годах было издано в двух выпусках «Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим».

Два этих «Собрания…» (1908-1909 годов) являются на сегодняшний день наиболее полным сводом писем преподобного Амвросия Оптинского. Именно они и легли в основу настоящего сборника.

Помимо праздничных поздравлений и наставлений о том, как вести себя в различных частных случаях, письма содержат весьма конкретные советы о приобретении страха Божия и христианских добродетелей терпения и смирения, о борьбе со страстями, о молитве.

Часть I Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам.

Часть II Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин.

Часть III Переписка с мирскими лицами.

Часть I

Общие праздничные приветствия и письма к отдельным лицам

1. «Простим вся воскресением»

2. О великом снисхождении рождшегося Господа и о нашем окаянстве

3. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения

4. Праздник Пасхи напоминает о будущем и всеобщем воскресении

5. Значение Воскресения Христова. Якоже чада света ходите

6. Праздник воскресения, как и другие праздники, напоминает нам: Христос вчера и днесь тойже, и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы

7. Должно помнить ангельское славословие и не прилепляться к скоропреходящему

8. Что препятствует повиноваться правде Божией

9. О кресте и воскресении

10. О власти как послушании Богу

11. Совет об уклонении от разделений

12. О необходимых признаках духовной жизни

13. Об унынии, забвении и неведении, как врагах нашего спасения

14. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви

15. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться в праздник воскресения Христа

16. Об искоренении зависти

17. Чтобы прославиться со Христом, необходимо и пострадать с ним

18. Объяснение кондака рождества Христова

19. О разумном пении Богу. Объяснение трех церковных песней

20. Объяснения псалма 22

21. О зависти

22. Объяснение ирмоса: «Христос раждается…»

23. Недостаточно знать заповеди, надо исполнять их

24. Объяснение рождественского ирмоса: «таинство странное…»

25. Объяснение пасхального ирмоса: «воскресения день…»

26. Объяснение ирмоса: «жезл из корене иессеова…»

27. Объяснение слов пасхального канона: «ныне вся исполнишася света…»

28. Объяснение слов: милость и истина сретостеся…

29. Объяснение слов псалма: воскресни, Господи Боже мой…

30. Смысл скорбей

31. Объяснение сретенского ирмоса: «покрыла есть небеса добродетель твоя, Христе…»

32. Объяснение слов: сердцем бо веруется в правду…

33. О грехе осуждения ближних

34. Объяснение слов псалма: благ и прав Господь…

35. Изъяснение слов: несть бо царство Божие брашно и питие!

36. Объяснение слов в первом соборном послании святого апостола Петра о страхе Божием

37. Объяснение слов псалма: Бог… Наш на небеси…

38. Объяснение слов псалма: наказуя наказа мя Господь…

39. Объяснение слов псалма: уста моя возглаголют премудрость…

40. Объяснение слов псалма: еда забудет ущедрити Бог…

41. Объяснение слов Давида: благости и наказанию и разуму научи мя…

Письма к отдельным лицам

42. Необходимо достигать христианской мудрости

43. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа

44. Благочестно живущие должны терпеть скорби

45. Более всего надо достигать любви христианской

46. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших

47. Молитва против помыслов немощных

48. Должно мужественно бороться с душевными недугами

49. Бодрость — от единения с Господом, уныние — от тщеславия

50. Уныние от диавола

51. Угождение самолюбию есть вторая смерть!

52. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния

53. Искус полезен

54. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение — три ступени к смирению

55. Кратчайший путь ко Христу — носить тяготы друг друга

56. Главные препятствия к усвоению святости

57. Христианская мудрость требует искоренения «ветхого человека»

58. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу

59. Духовное возрождение начинается с освобождения от страстей

60. Чадцами Христовыми именуются те, в коих еще не «вообразился Христос»

61. О сожительнице. Об игуменстве… Над собою

62. О наставнице. Как стяжать разум духовный

63. Гордый ученик должен искать старца строгого. За отсутствием старца руководствоваться заповедями евангельскими. Страстным уединение вредно

64. Полезно сидеть в келье

65. Нужно держаться среднего пути спасения

66. Самочинное подвижничество опасно

67. Одни правила и посты, без соблюдения заповедей, не спасут

68. Неразумное пристрастие приносит много зла

69. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно

70. Положим начало исправлению

71. Не должно вступаться не в свои дела

72. Болезнь от невнимания к себе и увлечения

73. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины

74. О пострижении и согласовании внешнего с внутренним

75. Не должно отказываться от монашества

76. Должно идти средним путем

77. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине

78. Нужно вырывать корень зла -самость

79. Не должно усложнять путь монашеский

80. Самообман в заботе о ближнем

81. Жить вместе и жить врозь

82. Сознание немощи — начало исправления

83. Нужно учиться самоукорению

84. Не должно препятствовать спасению ближнего

85. Скорби научают терпению и терпением достигается спасение

86. Наставление об отношении к старцу

87. О непрерывности четочного правила

88. Течение благочестивой жизни — в покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой

89. Избегай начальствования

90. Советы об устройстве кельи

91. Советы о келейном времяпрепровождении с сестрой

92. Не следует спешить разделяться с сестрою

93. О радости возвращения к совместной жизни

94. Умеренному деланию цены нет

95. Об искушении на молитве

96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей

97. Божие должно вперед ставить

98. О необходимости держаться постоянства

99. О том как писать письма старцу

100. Должно молить Бога об укреплении веры

101. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца

102. Пострижение — великий дар Божий

103. О славолюбии как причине неверия

104. Нужно учиться различать козни вражии

105. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости

106. Перенося обиды со стороны других, должно вспоминать свои неправды

107. Забота о келье

108. Вся испытующе, добрая держите

109. Наставление о кротости

110. Наставление перед великим постом

111. Цель переписки — польза душевная, а не одно утешение

112. Более всего должно держаться страха Божия

113. О кончине матери М. и о болезни отца Макария

114. Под впечатлением кончины отца Макария

115. Наставление монашествующим

116. Друг от друга требуем исполнения заповедей, а сами не исполняем

117. О скорбях по принятии монашества

118. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи

119. Наставление о значении схимы

120. О чтении писем святителя Златоуста к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах (к монаху)

121. О словах святого Лествичника, что остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются (к монахине)

122. О своевременном удалении на покой от казначейской должности

123. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо

124. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности

125. Об исполнении воли старца отца Макария

126. О преждевременном стремлении к безмолвию

127. Не покойного пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией

128. Совет монахине, желавшей от уныния заняться переводом исторических статей

129. О нерасчетливости оставляющих путь в царство Божие

130. Не должно ревновать не по разуму

131. Нужно покаяться в своем недоверии к старицам

132. Царство Божие кое-как не приобретается

133. Болезнь надо переносить терпеливо

134. Вразумление немирным сестрам

135. Совет относительно устройства училища при монастыре

136. О покорности духовной матери

137. Прелесть — от скрытности и самочиния

138. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи

139. Увещание гордым и самолюбивым

140. Мнение старца о награждении наперсным крестом. О переводе книги святого Феодора Студита

141. Об оптинских изданиях и напевах

142. Учить других легко, а самому исполнять трудно

143. О том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах

144. О том же

145. Новопосвященной игумении

146. Игумений наставление: быть милостивой и снисходить к немощам человеческим

147. Наставление: терпеливо переносить неустройство в обители

148. О семи таинствах церковных

149. Совет: не оставлять настоятельства ради уединения

150. Не живи как хочешь, а как Бог приведет

151. Неудачи надо терпеть с радостью

152. Доброе намерение в добро вменяется

153. Огорчения надо принимать благодушно

154. Совет относительно плана корпуса для сестер

155. С терпением надо нести скорби

156. Надо нести крест свой — управление обителью

157. Наставление тщеславным и гордым. О гусях и утках

158. Беседа о слове Божием плохо вяжется, как толки со слепым о цветах

159. Совет о постройке зданий и напоминание притчи о гусях и утках

160. Многими скорбьми подобает нам внити во царствие Божие

161. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях

162. Болезни начальникам Господь посылает для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных

163. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа

164. Послушание паче жертвы

165. Толкуньи просят прощение

166. О послушнике с: не должно бежать от служения ближним

167. Приветствие с новым годом

168. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют, а праведники бедствуют

169. За суетой житейской не с чем предстать на суд Божий

170. Перед наступлением четыредесятницы

171. Смерть — благой конец страждущих

172. Совет о том, как поступать с порубщиками леса

173. Об утверждении общины, и о том, что скорби надо переносить терпеливо

174. Искушения неприятны, но полезны

175. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом

176. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства

177. Не должно уединяться, а нужно заботиться о сестрах

178. Приветствие с пятидесятницей. Случай с монахом, переставшим приобщаться святых таин

179. Нужно повременить с удалением от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами спасителя: «аще кто хочет судитися»

180. Не унывать в скорби и не забывать о пище

181. Утешение в скорби

182. Назидания сыплются на нас со всех сторон, только надо не отвергать их

183. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в фарсис, а попал во чрево китово

184. Должно помнить слова: вся же хотящий благочестно жити… Гоними будут

185. Приветствие с новым годом

186. Наставление пословицами

187. Без скорбей никто не пребывает, а особенно в настоятельстве

188. О смерти монахини ладыженской и о своих заботах

189. О том, что не следует огорчаться, если не все идут в монашество по призванию

190. Без скорбей не достигнешь вечного покоя

191. Больному монаху подлечиваться можно

192. Сила царствия Божия в христианском терпении

193. О неохоте пострига в мантию

194. Под видом безвременной свободы враг приводит к рабству

195. О слабом своем здоровье. Убеждает к пострижению смешным сравнением

196. О четырех добродетелях и о четырех душевредных вещах

197. Внешнее здоровье желательно соединить с внутренним душевным покоем

198. Хотя и трудно, да жить надо

199. Не должно неразсудно предаваться печали

200. Жалуется на здоровье, наставляет заботиться о подчиненных

201. Нужно служить и Богу и ближнему, по заповеди Христовой

202. Совет: при взгляде на посылаемую картину, возбуждать в себе мысли утешительные, а не унылые.

203. Господь крепость людем своим даст

204. Перед наступлением великого поста

205. Снова о молве своей и совет об избежании клевет человеческих

206. Настоятелю должно ограждать обитель молитвой

207. Молитва Иисусова более келейного правила

208. Надо простить кающуюся сестру и принять в обитель

209. Некоторые от малодушия бегут с трудного пути

210. О мудрости змеиной и кротости голубиной

211. Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних – болезнями и помыслами

212. И в новом году дожны быть новые скорби

213. В скорбях должно полагаться на волю Божию

214. На безмолвие и уединение должно поступать по особому призванию Божию

215. Если не можешь иметь полного духовного отношения, держись исполнения заповедей Христовых

216. Без терпения нельзя успокоиться

217. Самооправдание — общая немощь

218. Печаль — тягчайшее из искушений

219. Вооружайся терпением

220. Напоминанием о смерти отца к. Внушается быть в мирном настроении

221. Главная наша забота должна быть о спасении. О книге «цветник»

222. Устроение нашей жизни в руках Божиих

223. В тяжелых обстоятельствах надо потерпеть

224. При решении вопроса о переходе в другую обитель, должно, по молитве, смотреть на состояние своего сердца

225. Поздравляя с саном игумений, объясняет значение сего сана

226. При утеснении со стороны начальствующих должно помнить слова преподобного Марка Подвижника, что неудобную вещь не пытайся разрешить любопрением

227. Если Господь не попустит, никто нас обидеть не может

228. Скорбные обстоятельства не противны воле Божией

229. Кляуз бояться не должно. Ложь всегда останется ложью

230. Бог не попустит, свинья не съест

231. Без лихорадки дурные соки из тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется

232. Скорби не убивают, а спасают, если терпеливо и с надеждой на Бога переносим их

233. В скорби от врагов — читать псалмы 3-й, 53-й, 58-й и 142-й, а при безотчетной скорби — псалом 101-й

234. Еще о чтении псалмов в напастях

235. Не благословляет уходить на покой из страха перед противниками

236. Велика награда терпящим несправедливые клеветы

237. Должно попытаться защищаться, прежде чем уходить на покой

238. О молитве за врагов

Преподобный Амвросий Оптинский

Собрание писем

Переписка с мирскими лицами

1. О том, сколь много мы заботимся о теле, и сколь мало о душе

В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8: 36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный (подкрашенный) гроб, обращаются все наши мысли, от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души — только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни.

Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и делает, что переходит из одной греховной тины в другую, и своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.

Для благосостояния тела требуются разного рода забавы и удовольствия; оно истощает нередко целые семейства, для него люди готовы иногда на труды всякого рода; а бедная душа едва имеет один час в воскресные дни для слушания Божественной литургии, едва несколько минут для утренней и вечерней молитвы, насилу собирает одну горсть медных монет для подаяния милостыни, и довольна бывает, когда выразит холодным вздохом памятование о смерти.

Для здравия и сохранения тела переменяют воздух и жилище, призывают искуснейших и отдаленнейших врачей, воздерживаются от пищи и пития, принимают самые горькие лекарства, позволяют себя и жечь и резать; а для здравия души, для избежания соблазнов, для удаления от греховной заразы не делают ни одного шага, но остаются в том же самом воздухе, в том же самом недобром обществе, в том же самом порочном доме, и не ищут никакого врача душ, или избирают врача незнакомого и неопытного, и скрывают перед ним то, что уже известно и небу и аду, и чем они сами хвастают в обществах.

Когда умирает тело, тогда слышится скорбь и отчаяние; а когда умирает душа от смертного греха, тогда часто и не думают об этом.

Так мы не знаем достоинства души своей, и, подобно Адаму и Еве, отдаем свою душу за красный по виду плод.

Почему же мы, по крайней мере, не плачем, подобно Адаму и Еве? Плач потерявших душу должен быть горестнее плача Иеремии, который, оплакивая бедствия отечества, взывал: «Кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез?» (Иер.9: 1).

У нас же, большей частью, забота о стяжании благ, только, к сожалению, часто земных и временных, а не небесных. Забываем мы, что земные блага скоропреходящи и неудержимы, тогда как блага небесные — вечны, бесконечны и неотъемлемы.

Всеблагий Господи! Помози нам презирать все скоропреходящее, и пещися о едином на потребу спасении душ наших.

2. Изъяснение 126-го псалма

Когда Иудеи, по возвращении из Вавилона, начали строить храм и город свой, то они встретили сильное противодействие со стороны соседственных племен, так что им приходилось в одно время и строить, и отбиваться от неприятелей, и, по словам Неемии: «Строившие стену и носившие тяжести… одною рукою производили работу, а другою держали копье» (Неем. 4: 17). К этим-то Иудеям пророчески обращается святой Псалмопевец и, научая их надеяться не на труды и старание свое, и не на оружие, а на помощь Божию, говорит так: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали» (Пс.126:1–2). Слово «встаете», по изъяснению Феодорита, должно понимать здесь не в значении повелительного наклонения, а неопределенного, то есть вместо «востанете» воставати. Пророк говорит, что, без содействия Бога всяческих, все напрасно, — и утреневати, и, по кратком сидении, скоро вставать для охранения города и для предположенного созидания. А потому вкушающим хлеб с болезнью, по причине восстания врагов, советует иметь надежду на Бога.

«Тогда как возлюбленному Своему Он дает сон. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (ст. 2–3). «Сном» пророк, в переносном смысле, назвал здесь успокоение, потому что сон доставляет людям отдых. Посему смысл этого стиха такой: когда Бог даст вам покой и свободу от нападающих на вас врагов, тогда не только возможете построить храм и Иерусалим, но и сыны родятся вам, которые будут наследием или жребием и собственным народом Божиим; и это плодородие чрева, или благословение чадорождения, как некая награда или воздаяние, будет даровано вам, уповавшим на Бога.

«Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые» (ст. 4). Уповая на Бога, будем не только многочисленны, но и сильны, подобно неким стрелам, пущенным рукой сильного. По изъяснению Афанасия Великого, «оттрясенными» названы здесь Иудеи, отверженные за распятие Христа. Сыны их, то есть апостолы, соделались стрелами Сильного, которыми сострелял сопротивные силы.

«Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» (ст. 5). Блажен, чье желание исполнится, то есть кто сподобится облегчения и освобождения от брани со врагами, многочадия, и прочих исчисленных даров Божиих.

«Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах» (ст. 5). У древних был обычай: не принимать послов от неприятеля внутри города, но встречать их вне города, у ворот, и там разговаривать с ними. Вот изъяснения псалма в буквальном историческом смысле.

В духовном же смысле псалом этот относится и к созиданию душевного дома добродетелей, как преподобный Феодор Студит изъяснил в степенных (3-го и 7-го гласов): «Аще не Господь созиждет дом добродетелей, всуе труждаемся; душу же покрывающу никтоже наш разорит град». И «аще не Господь созиждет дом душевный, всуе труждаемся; разве бо того ни слово, ни деяние совершается». Созидается же дом душевный из разновидных камней добродетелей и исполнения заповедей. А всуе трудится тот, кто подвизается в одном телесном делании, а о душевных добродетелях небрежет и потому не имеет Господа, содействующим в созидании дома душевного, ради веры, надежды и любви трудящегося. И всуе хранят град благочестия и добродетелей те, кому Сам Господь ради их смиренномудрия не сохранит оный непоколебимым от духов гордости, благодатью Святаго Духа.

Слова: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12); и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано (Пс. 109: 3–4): «из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается».

«Сыновья молодые (оттрясенные — слав. перев.), которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами.

В самом центре России, в Калужской области, на берегу небольшой уютной речки Жиздры расположилась знаменитая Оптина пустынь — Свято-Введенский мужской монастырь. Впрочем, спрятан монастырь от посторонних глаз особо укромно, и неопытные паломники могут долго плутать в кольце дорог у Козельска, прежде чем отыщут единственно верную.

Оптина пустынь имеет свою неповторимую историю и свои сокровища. Главным из духовных сокровищ было старчество — явление особое и примечательное, всегда притягивавшее верующих всех возрастов и сословий. В монастыре долгие десятилетия обитали мудрые старцы, имевшие дар провидения и убеждения и одарявшие своим вниманием тех, кто обращался к ним с просьбой и советом. Это называлось духовным окормлением.

В лесу, недалеко от монастыря, стоит скит, где жили и принимали посетителей старцы. Попасть в скит значило удостоиться особой милости, так как преподобные отцы постоянно пребывали в молитвах. Кстати, в молитвословах вы можете прочитать поэтичную, обладающую особым убеждением и энергетикой молитву Оптинских старцев:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Духовное наследие оптинских старцев не исчерпывается только этой молитвой. Святые отцы вели довольно обширную переписку со своими «духовными чадами». В 2003 году в издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Письма оптинских старцев», которая моментально нашла своего читателя.

В скиту Оптиной пустыни сложилась особая эпистолярная традиция, соединившая традиционный жанр духовного послания и жанр частного письма уже нового времени, с присущей последнему психологической и историко-бытовой конкретностью. Эти письма не устарели и сегодня, так как вводят в мир активного духовного «делания», в основе которого лежит весь опыт Церкви.

Обращаясь к конкретному адресату, старцы, как правило, давали советы, пригодившиеся многим, имевшим подобные проблемы. Поэтому в письмах из Оптиной последовательно утверждались духовные и нравственно-этические основы жизни. Речь могла идти о семейной жизни, о защите Отечества, о воспитании детей, о недопустимости праздных разговоров и многом другом.

В вышеназванной книге собраны письма четырех великих старцев: иеросхимонахов Льва (Наголкина), Макария (Иванова), Амвросия и Анатолия (Зерцалова), живших в XIX веке. Впрочем, составители вспоминают и другие имена — схиархимандрита Варсонофия (Плеханкова), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина) и последнего, скончавшегося в 1926 году великого старца Нектария (Тихонова).

Особенно прославился ведший большую переписку с мирянами преподобный Амвросий Оптинский. Вл. Лосский в книге «Старцы Оптиной пустыни» рассказывает: «Корреспонденция старца Амвросия была необъятной. Ежедневно он получал от тридцати до сорока писем. Их раскладывали перед ним на полу и он своим посохом указывал на те, которые требовали немедленного ответа. Часто он знал содержание какого-либо письма еще до его вскрытия».

В одном из своих писем старец Амвросий писал: «Несть греха побеждающее милосердие Божие, хочет бо во всем спастись и в разум истинный придти. Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся соблюдать заповеди Божии; а в чем согрешишь, кайся и исправляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: в терпении вашем стяжите души ваши, и претерпевый до конца, той спасен будет. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидящих тебя; милостью Божиею спасешься, аще сотворишь сие, то есть, заповеди Божии».

Амвросий Оптинский оставил и еще одно коротенькое и обаятельное изречение, запоминающееся как небольшое стихотворение:

Как жить? Жить не тужить,
Никого не осуждать,
Никому не досаждать,
Всех любить,
И всем мое почтение!

Эта заповедь, понятная даже детям, звучит в фильме Ст. Говорухина «Благословите женщину», давая предельно простую и в то же время мудрую жизненную установку не только вымышленным героям, но и всем нам, размышляющим о смысле жизни.

К Оптинской мудрости и святости прибегали многие великие писатели — Николай Гоголь, Федор Достоевский, Лев Толстой, Анна Ахматова… И каждый из них находил в обители ответы на свои сложные, философские, порой неразрешимые в мирской жизни вопросы.

Письма Оптинских старцев будут востребованы и впредь. Их уже изучают на филологических факультетах университетов, в курсе истории русской литературы, православной психологии и педагогики. «Читайте эти письма, — писал преподобный Амвросий Оптинский о письмах старца Макария. — Не сомневаюсь, что в них найдете вы себе обильное назидание и утешение в ваших скорбях и разрешение встречающихся вам недоумений».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *