Письменный источник

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 37

4. Объясните значения слов:

а) еретик; б) симония; в) индульгенция.

5. Соотнесите даты, имена, события:

А) 1096-1099гг.; а) Английский король;

Б) Фридрих I Барбаросса; б) III Крестовый поход;

В) 1270 г.; в) Римский папа, призвавший освобо-

Г) Урбан II; дить гроб господень в Иерусалиме;

Д) Ричард Львиное Сердце; г) Последний Крестовый поход;

Е) 1189-1192 гг. д) Первый Крестовый поход;

е) Германский король.

Какие духовно-рыцарские ордена были созданы после I Крестового похода в Палестине ?

7. Назовите основные государства крестоносцев, которые возникли на восточном побережье Средиземного моря:

а) Королевство Италия; б) Государство Триполи; в) Эдесское княжество.

8. Соотнесите термины и определения:

А) десятина; а) Специальный церковный суд;

Б) мощи; б) Обет безбрачия;

В) инквизиция; в) Восточная христианская церковь;

Г) целибат; г) Особый налог на содержание духовенства и храмов

Д) тевтонец; д) Останки тел святых мучеников;

Е) православие. е) Немецкий рыцарь — член духовно-рыцарского

ордена.

9. В IV Крестовом походе крестоносцы обнаружили себя с особенной силой, так как во время этого похода они:

а) разграбили богатейший город Константинополь;

б) уничтожили Иерусалим;

в) организовали детский поход.

Назовите последствия крестовых походов.

II вариант

1. Центром православной церкви после раскола в середине XI века на востоке стал город:

а) Рим; б) Киев; в) Константинополь.

2. Глава католической церкви:

а) патриарх; б) римский папа; в) кардинал.

Перечислите источники богатств католической церкви.

4. Объясните значения слов:

а) целибат; б) аббат; в) инквизиция.

5. Соотнесите даты, имена, события:

А) Филипп II; а) Детский поход;

Б) 1204 г.; б) Римский папа, призвавший к IV

В) 1212 г.; Крестовому походу;

Г) Иннокентий III; в) Захват Иерусалима во время

Д) Саладин; I Крестового похода;

Е) 1099 г г) Разграбление Константинополя;

д) Египетский султан, изгнавший крестоносцев из

Иерусалима;

е) Французский король.

Назовите основные группы населения, принявшие участие в крестовых походах.

7. Назовите основные государства крестоносцев, которые возникли на восточном побережье Средиземного моря:

а) Иерусалимское королевство; б) Антиохское княжество; в) Королевство Бургундия.

8. Соотнесите термины и определения:

А) Великий магистр; а) Член духовно-рыцарского ордена;

Б) Индульгенция; б) Глава рыцарского ордена;

В) Тамплиер; в) Западная христианская церковь;

Г) Анафема; г) Грамота, освобождающая от грехов;

Д) Сословие; д) Церковное проклятие;

Е) Католичество; е) Большая группа людей с одинаковыми правами и обязанностями.

ПЛАН

1. Введение.

2. Возникновение христианства.

а) Источники раннего христианства.

б) Идейные истоки христианства.

3. Культурно-исторические условия становления христианства.

а) Первые христианские общины и учение ранних христиан.

4. Отношение государства к Церкви.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

На Земле, более миллиарда людей исповедует христианство. На основе христианства выросли современные европейская и американская цивилизации.

В своей работе я поставила цель в том что, более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство с его православной разновидностью утвердилось в России. В общественной, государственной и культурной жизни нашей страны христианство играло и по сей день играет исключительную роль. Без знания основ христианства невозможно понять корни современной цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуру разных эпох и народов, русскую культуру.

Задача реферата изучать христианство. Так как оно представляет собой огромный богатейший мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких чувств и переживаний.

Объектом исследования является христианство. Это великая мировая религия, которая в ходе своего исторического развития распалась на три большие ветви: православие, католичество и протестантизм. Каждая из них, в свою очередь, имеет направления, течения и церкви. Несмотря на существенные различия между верующими этих течений и церквей, их всех объединяет вера в Иисуса Христа — Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдания во имя искупления человеческого греха и вознесшегося на небо.

Возникновение христианства

Источники раннего христианства

Христианство (от слова christos – это греческий эквивалент еврейского слова «мессия», что значит «помазанный, намазанный». Прозвище «христиане» значило «те, кого натирают мазями») — великая мировая религия, которая зародилась как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине.

Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства было запрещено. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем рассказывает Новый Завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей степени предосудительным, граничащим с ересью. Благодаря просветителям восемнадцатого века сделалось возможным научное исследование происхождения христианства. Изучались самые разнообразные источники произведения античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских богословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые сами христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя – Иисуса Христа, приведены его слова и поучения.

Традиционное представление видит в христианстве создание одного человека, Иисуса Христа. И это представление продолжает господствовать и в настоящее время. В последнем издании «Британской энциклопедии” личности Иисуса Христа посвящено двадцать тысяч слов – больше чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Конфуцию, Магомету или Наполеону. В научных трудах, посвященных исследованию проблемы историчности Иисуса Христа, существует два направления – мифологическое и историческое. Первое направление считает Иисуса мифологическим собирательным образом, созданным на основе земледельческих или тотемических культов. Все евангельские рассказы о его жизни и чудесных деяниях – заимствования из мифов. А историческое направление признает, что в основе образа Иисуса Христа

лежит реальная историческая личность. Последователи Иисуса Христа считают, что развитие образа Иисуса Христа связано с мифологией, обожествлением действительно

существовавшего проповедника из Назарета.

Отрывок из «Иудейских древностей” в третьей главе 18-й книги речь идет о римском прокураторе Понтии Пилате и сказано следующее: «В это время жил Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец, учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел много приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был Христос. Хотя, по доносу знатных людей нашего народа, Пилат приказал распять его, его ученики, любившие его, остались ему верными. Ибо на третий день после своей смерти он опять явился к ним воскресший, как это, наряду с другими чудесными делами его, было предсказано пророками. От него ведут свое название христиане, секта которых с тех пор не прекращается”.

Это свидетельство всегда очень высоко ценилось христианами. Ведь оно принадлежит не христианину, а иудею и фарисею, который родился в 37 году н. э. и жил в Иерусалиме и, следовательно, мог иметь вполне достоверные сведения об Иисусе. Свидетельство его заслуживало бы тем больше внимания, что, как иудей, он не имел никакого основания совершать подлог в пользу христиан. (Интересно, что означает слово «Христиане»? Оказывается «христиане” — это те, кого натирают мазями. Со временем последователи Христа привыкли к этому прозвищу, и сами начали его употреблять. Но до этого они себя называли «святыми”, «братьями”, «избранными”, «сыновьями света”, «учениками”, «бедными”, а чаще всего «назареями”.)

Первыми последователями Христа были люди в большинстве своем простые и невежественные. Лишь немногие из них умели читать и писать. Главным носителем мудрости в то время был не письменный документ, а устная традиция. В течение первых десятилетий после смерти Иисуса его учение распространялось только устно, путем так называемого «катехизиса” (поучения, наставления). Пропагандистами новой веры были бродячие учителя и проповедники. Учение Христа излагалось в форме легко запоминающихся афоризмов. Эти подлинные или мнимые изречения Иисуса в сочетании с драматическими событиями его биографии обретали живые краски народных притч, и таким образом возникала устная традиция, обладающая явными

признаками фольклора.

Назареи, после смерти Иисуса Христа, верили в его скорое возвращение, А вернувшись, он осудит неправедных и создаст царствие божье на земле.

Однако ожидаемый день господень так и не наступал. Христиане стали задумываться над вопросом, почему Иисус не вернулся на землю, как обещал. Вместе с тем проснулся интерес к его биографии; ведь в том, что он делал, говорил, переживал скрывается, быть может, разгадка, которая укрепит их пошатнувшуюся веру. В такой обстановке начали появляться описания жизни и учения Христа, задачей которых было отстаивать, объяснять и доказывать, что Иисус действительно был мессией.

Самым старым евангелием считается Евангелие от Марка, которое было написано не раньше, чем через пятьдесят лет после смерти Иисуса. Все, что Марк рассказывает, представляет продукт полувекового легендарного творчества.

За Марком следует Лука, затем так называемый Матфей и, наконец, последний из них, Иоанн, евангелие которого относится к середине второго столетия и написано не раньше ста лет после смерти Иисуса.

Ввиду всего этого, в девятнадцатом веке многие исследователи признали полную непригодность евангелий как исторических источников. Тексты Нового завета – это не более чем древние литературные памятники, синтетическое соединение древних мифов, библейских пророчеств, описаний исторических событий и произведений фольклора. Нельзя отрицать их значение для исследования. Они дают нам возможность заглянуть в обыденную жизнь, сообщают очень много сведений о социальном характере, об идеалах и стремлениях ранних христианских общин.

Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни.

Идейные истоки христианства

Как и всякая новая религия, христианство возникло не на пустом месте. Именно поэтому необходимо рассмотреть явления, которые оказали влияние на происхождение, развитие, становления христианской религии и, следовательно, основных ее идей. Оно впитало идеи и представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма.

Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины в I в. н.э. и в других странах Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан — Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма — Ветхий завет. Источником, из которого христиане получают духовную информацию о Боге, земной жизни Иисуса Христа, его учеников и основах христианского учения, является Библия. В состав Библии входит множество книг Ветхого Завета (до пришествия Иисуса Христа) и Нового Завета (жизнь и учение Христа и его учеников — апостолов). Библия — строго каноническая (канон с греч. норма, правило) книга. Ее христиане называют Священным писанием, т.к. верят в то, что она, хотя написана конкретными авторами, но по внушению самого Бога (путем божественного откровения).

Иудаизм — первая последовательно монотеистическая религия. В ней противоречиво сочетались суровые традиции древних племен с жертвоприношениями, насилием, жестокостью, и черты нового в духовной и нравственной сферах, подготовившие почву для христианства.

Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон. Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения с Богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний.

Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им,

во-вторых, идею мессианизма, и в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология — учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию. Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток средиземноморской культуры.

Культурно-исторические условия становления христианства

Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом — через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональной религией.

Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкоэтнический характер (яркий пример — иудаизм) и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения, более того, они разъединяли их.

Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями.

Первые христианские общины и учение ранних христиан

Во второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения христиан.

Христиане принимали всех, кто приходил к ним: они не скрывали своей принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь из них попадал в беду, они тут же приходили на помощь. Но при всей «открытости» своих общин, христиане не совершали публичных богослужений, не принимали участия в полисных празднествах. Их религиозные собрания были для них таинством, которое нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они внутренне отделяли себя от окружающего мира, именно в этом заключалась тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны многих образованных людей того времени. Обвинение в секретности стало поэтому одним из распространенных обвинений, которые бросали христианам их противники.

Община жила по своим законам, чаще всего, уйдя в свой внутренний мир и «бойкотируя внешний”.

Социальный состав первых общин мы можем определить лишь приблизительно. В основном это были рабы и бедняки, но были и зажиточные люди, по тем или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы…). Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли «драгоценными сокровищами церкви». Святым делом считалось у христиан освобождение раба. «Раба выкупить — значит душу спасти». Христианский епископ Киприан учил: «В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у Диавола».

Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это — дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

Ранние христианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, — это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком.

В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями веры, «совершенными» христианами, и множеством непосвященных. От «совершенных» христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.

Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если посвященный впадал в грех, его «отлучали» от общины и принимали вновь, лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между «совершенными» и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя.

В первые годы существования общины освобождение от всего земного вылилось в форму отказа от имущества, от всякой собственности, когда члены общины продавали все, что имели и приносили деньги к ногам апостолов.

В Евангелии Иисус говорит: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие” И в этом случае богатый осужден за свое богатство, а не за грехи. Видно, что быть богатым и наслаждаться своим богатством составляет преступление, которое требует самого мучительного наказания.

Рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением их классового характера потребовали исполнения целого ряда функций: по организации трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава ранних христианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше проповедовать мог любой из общины, то по мере вытеснения апостолов и пророков, епископ становится центральной фигурой пропагандистской деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют пророков и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению старой внутри церковной дисциплины.

Христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленных сердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя. Христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности

мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.

Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. Это — одна из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире любой человек, будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние.

Христианство учило, что все дурное в жизни — есть производное греха, глубочайшего разложения личности, которое случается, если эта личность отступает от божественного закона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что «мы теперь дети божьи”. Это учение о причастности человека к божеству, бывшее еще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека на небывалую высоту, открыв ему, светлые перспективы будущего заповедью: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш.

Но, будучи радостной вестью, для каждого отдельного человека, учение Христа говорило о спасении и всего мира. Спасение не только в том, что спасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что спасается каждая тварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений в Евангелии носит название Царствия Божьего или Царствия небесного.

Царствие Небесное, идеальный, божественный мир, но человек может, если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни он может соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его в себя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не осуществилось. Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни. Это — основные идеи христианства. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с

государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.

Отношение государства к Церкви

Если выше мы рассмотрели отношение церкви к государству, то сейчас рассмотрим, каково же было, наоборот, отношение государства к Церкви в первый век ее существования.

Очевидно, что к середине I века власти научились различать христиан от иудеев. Это различие указывает как на увеличение общины, так и на то, что власти стали подозрительно относиться к секте христиан. По мнению некоторых ученых преследовались христиане (на первом этапе) не за идеи, а за якобы совершенные ими поджоги Рима. С этой точки зрения можно сделать вывод, что власти не осознавали еще в полной мере всей опасности христиан для империи. По мнению других, христианство рассматривалось властями как оппозиционное государственной власти, императору движение. Так или иначе, гонения на христиан имели место на протяжении довольно большого отрезка времени.

Более того в коммунистической «организации” общины они видели источник анархизма, к которому чувствовали неприязнь и ненависть. Они презирали эту пролетарскую религию. Поэтому позже, уже в 4 веке, когда христианство стало господствующей религией, последовательные язычники оставались при том же презрительном отношении к христианству.

Обращение рабов и неимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями, порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятое позволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства, выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась как определенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры по защите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и роста оппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христиан принимала все большие масштабы.

Положение христиан было трудно, потому что римские правители во времена империи очень подозрительно относились ко всяким союзам и обществам, даже самым невинным. Они боялись, что может завестись заговор, измена.

Заключение

Я пришла к выводу, что христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология.

Обилие направлений в раннем христианстве, острота споров между их приверженцев свидетельствует о том, что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить все духовные потребности населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной власти. Стоить учитывать и то обстоятельство, что на протяжении всей истории человечества, вплоть до наших дней, религия была неотъемлемым атрибутом в жизни общества, волнующие людей проблемы облекались в религиозную форму.

Ранее христианство оставило неизгладимый след в культуре человечества, прежде всего Запада. Вряд ли можно многое понять до конца в истории литературы, изобразительного искусства и музыки прошлого, не зная сказаний о законах Моисея, угрозах пророков, проповедях Иисуса, не имея представления о посланиях Павла, приключения Товии, мучительных вопросах Иова или истории Сусанны и старцев.

В настоящее время в РФ, где более 70 лет православная церковь подвергалась гонению, когда вместе с храмами уничтожалась православная идеология. После падения коммунистического режима, в обществе возник духовный вакуум, который может заполнить только вера людей в Бога. И русская православная церковь является тем спасительным маяком, на который ориентируется современное российское общество.

Источники христианства делятся на:

1. Христианские – те, которые вышли от христиан.

2.Нехристианские – те , которые вышли не от христиан.

Христианские источники делятся на:

1. Канонические. Сформировались в 4 веке н.э. Признаны церковью. Это:

— христианская редакция Ветхого Завета

— Новый Завет: 4 канонических евангелия(от Матфея, Луки, Иоанна, Марка), Деяния (автор Лука), серия соборных посланий апостолов церквям, Апокалипсис Иоанна Богослова.

— Писания отцов церкви.

2. Неканонические.

— апокрифы. Около 50-ти Евангелий и жизнеописаний новозаветных героев: Иосифа, Девы Марии, Иисуса Христа,

Нехристианские источники :

1. Греко-римские:

— Корнелий Тацит «Анналы»

— Святоний Транцсвилл «Жизнеописание 12 цезарей»

— Плиний Младший

— Цельс «Правдивое слово» (знаем по произведению Аригена «Контрацельс»)

— Неоплатоник Порфирий

— «Диалог Цецилий», автор Минуций Феликс.

2. Иудейские:

— Талмут (комментарии к Танаху — еврейскому Священному писанию. По содержанию, «Танах» почти полностью совпадает с «Ветхим Заветом» христианской Библии)

— «Иудейская война» и «Иудейские древности», автор Иосиф Флавий.

Нехристианские источники относились к христианству либо плохо, либо никак.

Христианские источники использовали нехристианские источники для исторических доказательств жизни Иисуса Христа.

Христос — сын Божий и сын Человеческий. Христос как Логос

1. Иисус имя скрытое, означает » спаситель», Христос открытое, означает » мессия». Он является мессией и спасителем. Мессия в переводе » помазанник»- то есть помазанный на царство. Помазанный особым маслом ( елеем) было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан.

Бог- отец сказал Христу, что он сын Божий. Его так называли еще при осуждении и сомнениях. Он же называл себя сыном Человеческим. И лишь когда апостол Пётр говорит, что Иисус есть сын Божий, сам Христос отвечает, что не сам сказал сие. «Се человек»- говорит Понтий Пилат, в попытках оправдать Иисуса на суде. Сам же Иисус говорит:» Я есьм Альфа и Омега, Начало и Конец.»- из откровений Иоанна Богослова. Апостол Павел говорит о Христе, что тот является последним Адамом животворящим. Он первый из земли и второй Господь с неба. Образ Адама- создан по подобию божьего, Он ест с древа добра и зла и думает, что знает, что такое добро и зло. «Мудрость земная учит нас собирать все богатства и знания, а мудрость небесная учит нас отказаться от всего. Даже место где распяли Христа- Галгофа- переводится как место черепа — это могила Адама.

Христос родился от земной женщины Марии. Он человечен и воспитан среди людей. Но он есть и сын Божий. Он божественен и воспитан в Боге. Он — мессия, объединивший людей их верой в Отца своего. Он — мост, связывающий Бога и людей.

2. Логос- переводится как слово. Евангелист Иоанн Богослов называет сына божьего, второе лицо пресвятой троицы. «В начале было слово.» И слово это было у бога, речь идет о процессе произнесения этого слова. Слово- это святой дух, а слово это бог, то есть бог отец. Бог отец есть мысль, святой дух это процесс говорения, Иисус это произнесенное слово. Не произнесенные мысли это архангел Михаил. Логос- первоначально включало 3 понятия: огонь, время и речь. В ветхом завете все, что говорит бог- это Давар.

Рождество Христово. Проблема Рождества

Архангел Гавриил (пер. Сила Божья, Человек Божий) – является одним из двух ангелов противостояния. В его компетенции – раскрывать мистические видения. В его ведении власть над стихиями, особенно над водой; он связан с созреванием плодов. Способен вещать человеческим голосом. Именно он и должен был явиться к Марии и принести ей весть, что она родит Сына Божьего. Дева Мария (евр. – Мириам). Имя Мария переводится как «сильная прекрасная», по другой версии – «быть горьким». Мессия должен быть из рода Давидов (Иосиф, отец Иисуса, был из этого рода). Есть версия, что и Мария тоже была из рода Давидов (источник — Апокриф «Детство Девы Марии»). Ее отец был раввином. Мать Марии, Анна, пообещала свою дочь господу.

Иисус (Иешуа, Иегошуа) – Бог-помощь, спасение или спаситель. Его имя было предначертано заранее, он должен был искупить первородный грех Адама. Евангелие от Филиппа: «Иисус – имя скрытое, Христос – открытое». Имя Иисус важнее, оно имеет тайну и несет смысловую нагрузку. Еще одна причина, по которой пришел Иисус – превозмочь человеческую смертность.

Христос (Машиях) – мессия, или помазанник Божий. Это же имя было дано царю Давиду (первый образ мессии в «Ветхом завете»). Давид, как и Иисус, тоже родился в Вифлееме.

Мессия в иудейском богословии:

1. Ортодоксальный (перекличка Давида с Иисусом).

2. Мистический (мироздание было создано позже мессии, Яхве создал мессию).

Мессия – вечный образ, как и образ Бога (он сын Бога изначально).

Мессия – это образ Метатрона («стоящий у престола», «князь лика Божьего», «указующий перстом Божьим»). Метатронами являются: архангел Гавриил, архангел Михаил, Иисус Христос.

В иудаизме мессия – посредник между Богом и народом и несет волю Господа; в христианстве, помимо этого, он еще и сын Божий и сам исполняет Божью волю.

Царь Давид решил пересчитать людей (первая перепись населения), и потому Иосиф вместе со своей беременной женой Марией отправился в Вифлеем, так как он был из рода Давидов. Прибыв в Вифлеем, Мария вот-вот была готова родить, но из-за того, что множество людей прибыло для переписи, им не нашлось места на постоялом дворе, и они вынуждены были остановиться в пещере (вертепе). Пещера символизирует жизнь (женское лоно) и смерть (могила). Пещера была вытянута с востока на запад. Самое большое противоречие: рождение самого дорогого на земле в хлеву, среди животных.

«Евангелие от Матфея» (прочитать обязательно!!!) — история об Иисусе и царе Ироде. Ирод думал, что Иисус – это новый Давид, новый царь, который займет его трон, и потому приказал убивать младенцев (загубил 4.000 младенцев).

Нарративные источники — это источники, историческая действительность в которых отражается через призму личных наблюдений автора. В одних случаях автор — участник или свидетель события, либо ни участник, ни свидетель.

Применительно к феодальной эпохе круг нарративных источников широк:

Летописи, сюжетно-исторические повествования, хроники и хронографы, житийная литература, дидактическая литература, публицистка, источники личного характера (мемуары, переписка, дневники), художественная литература.

— Летописи

Самая распространенная разновидность вплоть до XVII в.

Летописи — историческое повествование с погодной формой изложения материала (материал привязан к датам), включая предания, сказания из житейской литературы, законодательства и сюжетные повествования. После XVII в. летописание теряет свои позиции, постепенно угасает (сохранили свои значимость Сибирские летописи вплоть до XVIII в), утрачивается погодная форма изложения, а вместо нее — рассказ, близкий к художественному произведению.

— Сюжетно-исторические повествования

Известны на Руси с XI в. На раннем этапе трудно отличимы от художественных произведений, публицистике, близки к житийной литературе.

XII в: «Сказания о киевских князьях (Игорь, Ольга)»; «Моление (слово) Даниила Заточника», «Повесть о привхождении суздальцев на Новгород» (1170), «Повесть об ослеплении Василька Требокльского»;

XIII в. повествования связан с борьбой за независимость: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о погибели земли русской», «Новгородское сказание», «Псковская повесть о благоверном князе Довмонте и о храбрости его»; конец XIV в: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»; XV в: «Повесть о начале Москвы»; XVI в: «Казанская повесть»; XVII в сюжетно-исторические повествования сменяют летописцы: о смуте «Сказание Авраама Палицына», «Иное сказание», летописи — «Новый летописец» (около 1630) «Летопись о новых мятежах» (1660), коллективные произведения, летописные тексты «Истории о царях и великих князьях земли Русской» (1669, Федор Грибоедов), «Степенная книга» (1560-1563, материал по княжениям с Владимира до Ивана, публицистическая направленность, для демонстрации родства Рюриковичей и Романовых);

— Хроники и хронографы

Появился на Руси с середины XV в. (самый ранний -1512 г). В хронографах русская история излагалась на фоне всемирной (история древних православных стран). Широко распространяются с начала XVIII в. (от XVII — до XVIII более 150 хронографов)

— Житийная или агиографическая литература

Значение было оценено еще Ключевским в XIX в. Ценный источник для изучения политической (Олег, Ольга, Игорь, Борис, Глеб) и экономической истории Руси. В последствии, в XIV, XV, в житийной литературе просматривается элемент художественности и усиливается элемент назидательности. «Житие Епифания премудрого», «Житие Пахомия Логофета», «Житие Сергия Радонежского», содержащие в том числе сведения экономического характера о хозяйственной деятельности монастырей. Постепенно снижается информативная насыщенность. Обширный материал по монастырской колонизации, хозяйственной деятельности, социальных отношениях в деревнях, повинностях сельского населения и социальной борьбе «Житие Засилия и Соватия Соловецких угодников»

— Дидактическая литература

Постепенно > назидательный характер. Есть литература, художественная форма которой служит для выражения знаний и идей автора, с целью воздействия на читателя. Появилась в XI в. «Слово о законе и благодати» (Илларион). XII-XIII — «Поучения» (Владимир Мономах), «Поучения Новгородского архиепископа Ильи». В XII в. — распространение, в XIII — резко сокращается количество дидактики, а в XIV в. — совсем исчезает, а XV в. — ненадолго возрождаются. Последнее произведение XVI в. — «Домострой» (сост. при участии Сильвестра). К дидактике близка публицистика. Вся литература средневековой Руси в той или иной мере публицистична и дидактична.

— Публицистка

До XV в. трудноотличима. Но в XV в. появляется для идеологической борьбы. Развиваются еретические настроения (жидовсвующие) > всплеск публицистической литературы, публиковались работы нестяжателей (Нил Сорский, Максим Грек). Публицистический характер носят письма псковского монаха Филарета на имя Василия III, «Сказание о князьях владимирских», сочинения Ивана Пересветова в форме челобитных, переписка Ивана IV с Андреем Курбским (+ элементы мемуарного жанра, эпистолярный характер) и вообще все письма Ивана IV публицистичны. В смутное время наблюдалось широкое распространение сюжетных повестей чисто публицистического характера: «Новая повесть о преславном Российском царстве», «Сказание Авраама Палицына», «Иное сказание» (о восстании Болотникова), «История книги сея от прежних лет». Так же относится к публикации «раскольничья летопись» — политические произведения, исходящие от старообрядцев. В дальнейшем наблюдается резкое ? публицистической литературы в связи с петровскими преобразованиями и Северной войной: трактаты Феофана Прокоповича, книга «О скудности и богатстве» (Посошков), трактат, появившийся в 1717 г. накануне мирного конгресса на Аландских островах «Рассуждения о причинах северной войны…». В дальнейшем, жанр публицистики развивается совместно с журналистикой, при этом появляются публицистические произведения Фонвизина, Новикoва, Радищева, Екатерины II. Публицистика существует как вполне самостоятельный жанр, отражающий общественно-политические настроения.

— Источники личного характера (мемуары, переписка, дневники)

Различные свидетельства иностранцев

Значение исторического источника не равноценно во времени: наибольшую ценность представляют свидетельства, относящиеся к самому раннему периоду. Свидетельства иноземцев фиксировали множество важных фактов. Самые ранние сведения в трудах греческих, византийских, арабских историков. Лишь меньшинство было в славянских землях — большинство руководствовались рассказами очевидцев, опосредованно. Определенный интерес для исследователей представляют свидетельства послов и путников, проезжавших через русские земли. Сведения о Руси фиксировались очень предвзято: XV-XVI вв. «Записки Герберштейна», записки иностранцев, служивших в опричном войске (Шлихтинг, Штаден), свидетельства Флетчера и Горсей. В смутное время свидетельства иностранцев — Маржерет, Буссов, Паярле. После смуты: записки Фабрициуса, Миерберг. С XVIII количество отечественных источников ?, а значения иностранцев не так важны. Зачастую материал иностранцев интересен политикой и дипломатическими переговорами, а так же описанием элементов повседневной жизни, абсолютно чуждой для иноземных граждан.

Документация личного происхождения

ПЕРЕПИСКА

Наиболее ранний жанр. В ранние периоды сложно отделить личную переписку от деловой. Наиболее ранние имеют новгородское происхождение (на бересте). Пергамен — материал дорогостоящий, а бумага появилась в XIV в. К настоящему времени известно более 1000 берестяных грамот, принадлежащих к эпистолярному жанру. В боярских республиках Новгорода и Пскова бояре занимали выборные должности, постоянно поддерживали связь с управителями их хозяйств (инструктаж) в достаточно свободной форме. Параллельно жанр переписки распространяется среди других слоев населения: городские жители, торговцы, ремесленники, служилые люди, феодалы. Характерен для берестяных грамот минимум этикетных форм, сведены на минимум приветствия: от…к… + поклон. Писать необходимо было кратко — одно письмо, одна берестяная грамота. Содержание различное: хозяйственное, извещения о личной жизни, признания в любви, различные бытовые детали. Переписка важна для изучения экономической и социальной повседневности, форм феодального хозяйства. Со временем, жанр получил широкое распространение, письма стали пространными, представление о формуляре и усложнение этикетных форм. С XV в. распространяются образцы эпистолярного жанра — письмовники, формулярники (для делово переписки) как правило, византийского происхождения. Иногда под видом переписки скрывается жанр публицистики: переписка Ивана IV, расширяется содержание круга вопросов, усложняются этикетные формулы. C XV-XVI вв. поклоны заменяются челобитными. В XVIII в. происходит дальнейшее развитие, совершенствуется почтовая служба, личная переписка в большей степени отделялась от деловой, завершается становление двух других жанров — мемуары и дневники.

ДНЕВНИКИ

— Повседневно ведущаяся запись различного содержания: в ряде случаев хозяйственные вопросы, фиксировавшие различные хозяйственные вопросы;

— Различные аспекты научной деятельности;

— Официального характера по поручениям тех или иных инстанций, повседневные записи о выполнении поручений;

?

Относятся к делопроизводственной документации

— Личные дневники

Объектом является сам автор, как правило, семейная хроника. В XVII в. уже этот жанр существовал. Самая ранняя семейная хроника — 1684-1696 московских подьячих Шонтуровых. В XVIII в. не всегда отделяется личное от официального. Дневники назывались на французский манер — журналами. Часто содержание дневников имело как личный, так и официальный характер. При канцелярии Петра I велся и личный, и служебный дневник князя Куракина, его издали после смерти Петра. Такой же характер имел журнал Меншикова о его повседневной деятельности, походы, поездаки, командировки (сам он не записывал, этим занимался служебный человек). В середине XVIII в. дневник офицера, отправившегося в Крымское ханство, в августе-сентябре 1955 в журнале. Гвардейский офицер Порошин, служивший при Павле тоже фиксировал события своей жизни. «Записки Хроповицкого» — личный секретарь Екатерины II. Во второй половине XVIII появляются дневники и других социальных слоев. 4 тома воспоминаний Болотова, дневник днепровского купца Талченова «Запись жизни и приключений» 43 года (1769-1812). Зачастую личные дневники использовались при написании мемуаров.

МЕМУАРЫ

Художественные произведения, повествования о событиях, участником или очевидцем которых являлся автор. Основной источник — личные воспоминания автора. Мемуаристика начинается с XVI в, когда появился жанр хожений, заметны некоторые элементы в письмах Ивана IV, и в основном произведении его оппонента «История о великом князе московском» Курбского, «Сказание Авраама Палицына» о смутном времени, можно отнести сюда и «Житие Протопопа Аввакума». В XVIII в. мемуаристика обособляется. Выделяются мемуары сподвижников Петра I: Матвеева, Желябужского, Неплюева. События дворцовых переворотов были отражены в мемуарах княжны Долгорукой, воспоминаниях Миниха, Дашковой, Екатерины II до вступления на престол. По эпохе Екатерины — воспоминания Грибоедова, Дашкова. По периоду Павла и перевороту 1801 г. — Вельяминов-Зернов, Сабуков + обширный материал по истории XIX в. — в мемуарах Болотова.

Историографический факт.

Исходным материалом для историографического исследования является историографический факт. Под историографическим фактом А.М. Сахаров понимал научное знание, добытое исследователем, в результате определенных научных операций. Однако предложенное определение вызывает возражение как несколько общее. Чаще других в литературе используется определение, данное в статье А.И. Зевелева и В.П. Наумова: «Историографическим фактом является факт исторической науки, несущий информацию об исторических знаниях, используемых для выявления закономерностей развития истории исторической науки». Это определение выглядит достаточно емким и, в большей степени, отражает содержание предмета историографии. Историографический факт базируется на историческом факте, при этом важно учитывать, что исторический факт более широкое понятие, в то время как историографический факт составляет лишь часть этого общего понятия, т.е. понятие более узкое.

Чем же отличаются исторический и историографический факты? Исторический факт существует объективно, независимо от того, познан он или не познан. Историографический же факт субъективен, является продуктом творчества субъекта, т.е. историка. Существо историографического факта в его истолковании, интерпретации. Важно понять, что факты остаются, даже если имеющиеся о них представления оказываются ложными. Понят факт или нет, верно он объяснен или его интерпретация ошибочна — все это не меняет положение дела. Сам факт объективно существует вне сознания историографа, независимо от его интерпретации, исследовательских подходов и оценок.

Не менее важно освоить и такое понятие как историографический источник. К этому вопросу обращались многие историки. Если попытаться сблизить их позиции, то можно остановиться на определении, что историографическим источником следует признать всякий источник, содержащий данные по истории исторической науки. Правда, такое несколько упрощенное определение вызывает серьезные возражения. Так, Е.Н. Городецкий считает, что «определение историографического источника нуждается в большей масштабности», оно должно включать «… материалы, которые важны и необходимы для понимания процесса развития исторической науки». В этом замечании речь, в конечном счете, идет об информации о процессах, протекающих в исторической науке.

Историографический факт по своей функциональной нагрузке шире, чем историографический источник. Не каждый историографический факт «материализуется» в источник, доступный для широкого изучения (например, материалы лаборатории историка, рукописи книг и диссертаций, неизданные стенограммы дискуссий и научных конференций).

Историографические источники принято классифицировать по видам, происхождению и авторству. Одним из самых многочисленных историографических источников считаются труды историков. В тоже время, труды являются и главными историографическими фактами.

Историография занимается изучением не только работ, но и творческого пути историка, его лаборатории. Поэтому наряду с научными трудами в поле внимания историографов попадают подготовительные материалы, черновики неопубликованных рукописей, дневники, мемуары, автобиографии, анкеты, письма и многое другое. Известно, что при работе с источниками личного происхождения требуется высокий уровень критического анализа. Не следует забывать, что в подобного рода источниках, зачастую встречается необъективное отношение историков к представителям других школ и направлений. В связи с этим весьма важно выяснить побудительные мотивы оценок, вскрыть элементы субъективизма и тенденциозности.

К историографическим источникам относятся диссертационные работы, тексты лекций, учебные программы, методические указания по курсам историографии. Они позволяют исследовать деятельность научных центров, процесс становления историографии как научной дисциплины, подготовку специалистов этой сферы исторического знания. Для историографии имеют значение материалы конференций, симпозиумов и других научных сообщений по проблемам развития исторической науки. Конечно, предложенная вам классификация включает лишь наиболее значимые группы историографических источников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *