Плод добрых трудов славен конспект урока

Конспект 5 класс однкнр

Тема «Плод добрых трудов славен».

Планируемые результаты:

Предметные: умение назвать нравственные качества человека труда, привести примеры и дать оценку

Метапредметные:

П: способность выделять существенную информацию, взаимодействовать с учителем и одноклассниками во время беседы

Р: способность самостоятельно формулировать цели урока, умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, корректировать свою деятельность

К: умение излагать свои мысли в устной форме, высказывать свою точку зрения, слушать и слышать других

Личностные: признание (осознание) ценности созидательного труда

Цель:

— создать условия для осознания учащимися того, что добрые дела, труд человека приносят славу не только ему, но и Отечеству;

— способствовать формированию чувства патриотизма, чувства гордости за людей, которые прославили нашу Родину трудолюбием, мужеством, героизмом;

— развивать навыки общения, навыки работы в коллективе.

Ход урока

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Займите свои рабочие места. Всем нам хочется учиться, Чтоб работою гордиться. Будьте же внимательны И во всём старательны! Нас ждут интересные и увлекательные дела. От Вашей активности и внимательности будет зависеть, какой у нас получится урок.

Работа в группах по 2 чел

II Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

— Вы слышали такое слово «плод»? Какие плоды растений вы знаете? (яблоко, груша, орех).

— А слово «плод» в переносном значении означает: результат, итог чего-либо.

— А как вы объясните значение слова «добрый», например, добрый человек (дарит добро), добрый поступок? (несет людям добро)

— Вспомните и назовите пословицы о добре.

Доброму бог помогает.

Доброму гостю хозяин рад.

Доброму добрая память.

Не ищи красоты, ищи доброты.

На свете не без добрых людей.

Добрые умирают, да дела их живут.

— Что такое труд? (работа, занятие, деятельность человека)

— Вспомните пословицы о труде.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Делу — время, потехе — час.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без хорошего труда нет плода.

Кто не работает, тот не ест.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Труд кормит, а лень портит.

— Давайте мы с вами представим русскую армию. Чем солдаты и командиры прославляют русскую армию, Россию? (мужеством, стойкостью, героизмом, сам Наполеон осознал, что русская армия сильная и непобедимая о славе русского солдата и командиров в годы Отечественной войны 1812 г. с французами).

— Легко ли солдатам досталась слава? (нет, нелегко, более 40 тысяч солдат и командиров полегло на поле брани)

— Итак, слава (известность) достается тем, кто вершит добрые дела во имя своего народа, села, города, страны, кто совершает добрые поступки.

— Наш урок мы продолжим с одного стихотворения замечательного поэта прошлого века В.Я. Брюсова. Оно находится у вас на партах. Но вот беда – одно слово в нём за давностью лет утеряно. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках и восстановим его!

Слайд №1(слайд дан без названия стихотворения и без слова, которые учащиеся должны восстановить).

Учащиеся, работая в группах, самостоятельно читают стихотворение, вставляют «потерянное» слово.

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «труд!»

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие трудов! ….

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!

— Какое слово вы вставили в стихотворение? Прочитайте, пожалуйста, свое четверостишие со вставленным словом.(С каждой группы один ученик читает свое четверостишие).

Ответы учащихся.

— Ребята, мы с вами говорили уже о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться не только для себя, но и своим трудом приносить пользу людям. А как вы понимаете, что такое труд?

Труд — это деятельность человека, направленная на достижение определенных целей, на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.

Ответы учащихся.

— Предлагаю обратиться к нашему помощнику — Толковому словарю и найти смысловое значение данного слова. Работа со словарем. Объяснение значения слов «труд». Учитель поясняет значение слова «целеустремленный» Направленный к определенной цели, добивающийся чего-нибудь определенного. , обращает внимание на слова «общественно полезный», разъясняет их. Слайд №2

— Ребята, давайте вернемся к нашему стихотворению.Обратите внимание, что в нем, в каждом четверостишии употребляются формы слова, которое мы записали (труд, трудом, трудов, труды, трудах).Но есть еще одно слово но оно также относится к труду. Кто догадался, какое слово я имею в виду? Слайд №3

Ответы учащихся.

— А кто же такие труженики? Тот, кто трудится, работящий человек. Тот, кто отличается трудолюбием.

Ответы учащихся.

— Давайте снова обратимся к Толковому словарю и найдем смысловое значение этого слова.Работа со словарем. Объяснение значения слова «труженик». Слайд №4

— Мы говорили о трудолюбии, о том, что необходимо трудиться, а сегодня узнали новое понятие, значит,о ком мы будем говорить на нашем уроке? И тема нашего урока? «Плод добрых трудов славен», т.е. мы будем говорить о том, что результатом добрых дел, труда человека может стать слава (известность).

Ответы учащихся.

— Ребята, давайте откроем стр. 43 учебника и проверим, правильно ли мы думаем. Слайд №5

— Ребята, посмотрите, по мнению поэта только «труженикам — слава, только

им — венок в веках». Как вы думаете, почему поэт так думает?

Ответы учащихся.

— Я вижу, что вы затрудняетесь ответить и предлагаю этот вопрос мой оставить открытым и вернуться к нему в конце урока.

— В любую историческую эпоху, любой народ был богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие страны, её культуры. Вспомним лишь некоторых из тех, чья жизнь и труд могут служить нравственным примером для каждого человека.

— Например, посадили поле пшеницы, вырастили хлеб, собрали хороший урожай, тем самым прославили свое село, район, область. Слайд №6

III Работа по теме урока.

— Ребята, сейчас вы будете работать по группам. Вспомним правила, которых вы должны придерживаться, работая в группе.

Ответы учащихся.

— Работать в группе вы будете по следующему плану:

1. Внимательно прочитайте текст.

2. Распределите вопросы, на которые вы будете отвечать, между собой.

3. Обсудите ответы на вопросы между собой.

— Каждый из вас должен стараться не подвести свою группу, свой коллектив. Ребята, вы будете самостоятельно работать с текстом. Постарайтесь рассказать о своем герое, «человека труда» так, чтобы и другим группам, не читая текст, было все понятно. Другие группы, которые не выступают, должны внимательно слушать и потом оценить работу группы . Слайд №8

Подводя итоги, мы должны выбрать, чья группа выступила и рассказала лучше всех, кто лучше всех потрудился.

Время работы в группах- 10 мин. Время выступления- 2 мин.

IVФизкультминутка
Потрудились отдохнем встанем глубоко вздохнем руки встороны вперед влево в права поворот 3 наклона прямо встать руки вниз и вверх поднять руки планвно опустили всем улыбки подарили.

V Продолжение работы по теме урока.

Отчет групп.

— Итак, каждая группа начинает представлять своего героя «человека труда».

1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» Слайд №10

Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:

  1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.

  2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?

  3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?

  4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?

  5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:

«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?

Оценивание группы другими группами.

2 группа.Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:

Слайд №12

  1. В каком году и что обсуждалось на собрании?

  2. Как зовут и кем был герой текста?

  3. Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?

  4. Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?

  5. Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?

Оценивание группы другими группами.

3 группа.Карточка №3с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики» Слайд №13

Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:

  1. Кого называют основоположником космонавтики?

  2. Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?

  3. Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?

  4. Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?

Оценивание группы другими группами.

4 группа.Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики» Слайд №14

Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:

  1. Что доказал ученый?

  2. Что красочно и верно описал русский ученый?

  3. В чем был твердо убежден Циолковский?

  4. Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?

Оценивание группы другими группами.

VI Подведение итогов урока.

— Ребята, мы выслушали все группы. Каждая группа представляла своего «человека труда» и оценивала другую группу. Сегодня мы с вами говорили о достойных гражданах нашей страны, что в 2013 году указом президента была утверждена высшая награда – Герой труда РФ. Ребята, ранее мы с вами говорили о ратном подвиге, а сегодня говорили о трудовом. Повзрослев, вы можете оказаться в любом месте нашей страны. Будем надеяться, что войны не будет, и мы с вами будем нацелены проявить себя в жизни как Герои труда, будем стараться совершить трудовой подвиг, трудиться на благо нашей страны, чтобы быть ее достойными гражданами.

Те, кто хотел бы совершить трудовой подвиг, те люди, о которых мы говорили на уроке для вас стали примером для подражания, и выхотели бы трудиться также на благо Родины.

Скажите, могут ли они стать примером для подражания? Почему?

Ответы учащихся.

Сейчас в конце урока, когда мы с вами узнали о людях труда, вы можете согласиться с тем, что только «труженикам слава, только им венок в руках»? Слайд№17

Ответы учащихся.

— Ребята, подведем итогтому, о чем мы говорили на уроке. Прошу открыть учебник на стр.48 и прочитать его (хоровое чтение).

Слайд № 18

Самоотверженный труд многих наших соотечественников может служить примером для подражания. Труд таких людей обогащает российскую культуру, свидетельствует о любви к Родине и своему народу. Если человек заботится только о своем благополучии, богатстве, не думает о других, его нельзя назвать достойным гражданином своей страны.

VII Рефлексия.

Слайд №19

— А какие добрые дела, поступки совершаете вы, ученики школы, чтобы прославить свою школу и свое село? В каких общественно-значимых акциях вы участвуете ежегодно?

(сажаем деревья, разбиваем клумбы, убираем улицы села, территорию школы и памятника от мусора; готовим концерты – поздравления ко Дню учителя, ко Дню пожилого человека, ко Дню матери, ко Дню Победы и др.)

— Ребята, а чем вы, ученики можете прославить себя и школу прежде всего? (учением). Каков ваш самый главный труд сегодня? (учеба)

— Какими качествами вы должны обладать, чтобы ваш труд был успешным?

(усердием, добросовестностью, ответственностью, усидчивостью, силой воли, трудолюбием, любознательностью…)

— Обладаете ли вы этими качествами? Почему «да», почему «нет»?

— Итак, ребята, в заключение нашего урока мне хочется вам пожелать: «Славьте нашу школу, наше село добрыми делами и поступками, чтобы вами гордились и мы, учителя, и ваши родители, и ваши друзья и знакомые.

Помните и гордитесь героями нашей страны, героями-односельчанами, которые своим трудом и мужеством подарили мирное небо, счастливое детство, подарили нам жизнь и свободу. Всего всем доброго!»

Домашнее задание (по выбору): Слайд №20

Подготовить сообщение (на выбор) на тему: «Герои космоса», «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».

Слайд№21

— Ребята, вы сегодня молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Карточка №1

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: «__________!»

Карточка №2
Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано __________:
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Карточка №3
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ____________! ….

Карточка №4

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные _________!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

Карточка №5
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в _________:
Только _____________ — слава,
Только им — венок в веках!

1 группа. Карточка №1 с.43-44 «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири»

Прочитайте текст «Харитон Лаптев – исследователь севера Сибири» и ответь на вопросы:

  1. Какая цель была у судна «Якутск» в 1739 году? Назовите руководителей похода.

  2. Почему команда вынуждена была покинуть корабль?

  3. В каких условиях продолжалось изучение северного края?

  4. Какие нравственные качества характеризуют братьев Лаптевых?

  5. Можно ли охарактеризовать жизнь братьев Лаптевых словами:

«Любовь к Родине может проявляться не только ратными подвигами, но и упорным трудом во благо родной страны»?

2 группа. Карточка №2с.45-46 «Самолет имени Головатого» и ответь на вопросы:

  1. В каком году и что обсуждалось на собрании?

  2. Кем был герой текста и как его зовут?

  3. Что хотел сделать пчеловод Ферапонт Петрович Головатый для фронта?

  4. Как ты думаешь, правильно ли он сделал? Может быть, достаточно было внести небольшую сумму, а не отдавать свои сбережения?

  5. Какие нравственные качества характеризуют Ферапонта Петровича?

3 группа.Карточка №3с.46-47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

Прочитай текст «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

со слов «»Русского ученого…» до слов «Циолковский не оставил научных занятий» и ответь на вопросы:

  1. Кого называют основоположником космонавтики?

  2. Что впервые предложил использовать Константин Эдуардович Циолковский?

  3. Что писал, вспоминая о своем детстве Циолковский?

  4. Как жил Циолковский, после того как не поступил в училище?

4 группа.Карточка №4с.47 «К. Циолковский – основоположник космонавтики»

Прочитай текст со слов «Ученый доказал…» до слов «освоение космоса поможет решить многие современные проблемы землян» и ответь на вопросы:

  1. Что доказал ученый?

  2. Что красочно и верно описал русский ученый?

  3. В чем был твердо убежден Циолковский?

  4. Какие качества характера помогли К. Циолковскому стать великим ученым?

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: » «

Все, что пьем мы полной чашей,
В прошлом создано :
Все довольство жизни нашей,
Все, чем красен каждый дом.

Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лет бесследный,
Все — наследие ! ….

Все искусства, знанья, книги —
Воплощенные !
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.

И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в :
Только — слава,
Только им — венок в веках!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *