Плод же духа любовь

Александр Серков — Урок 7. Дух Святой и плод Духа

Дух Святой и плод Духа – это тема седьмого урока. Начну сразу с вопроса на основании памятного стиха. Прежде процитирую сам стих:
«Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: На таковых нет закона» (Гал.5:22-23).
Вот теперь вопрос. Скажите, сколько плодов Духа вы здесь насчитали: девять, восемь, семь или другой вариант? Хотя апостол Павел перечисляет девять различных аспектов этого плода, тем не менее это один плод, который следует рассматривать как единое целое. Концепция памятного стиха поможет нам понять концепцию триединого Бога. А теперь давайте по порядку.
I Условие плодотворной жизни
Интересную аналогию привел Иисус Христос. Прочитайте Иоанна 15 главу. Тесная взаимосвязь, как между Христом и Отцом, так и между Христом и христианами. Иисус рисует иллюстрацию, взаимосвязь виноградаря с виноградной лозой, и лозы с веткой. Плодоношение зависит от связи с лозой. Если взять всю главу, то мы видим, что Иисус наставляет учеников в трех сферах взаимоотношений. Им следует поддерживать правильные взаимоотношения с Ним (стихи 1-10); друг с другом (стихи 11-17) и с миром (стих 18 — 16:4). Иначе говоря, пребывать в Нем, любить друг друга и свидетельствовать миру.
Метафора о виноградной лозе свидетельствует о том, что не всякий, кто называет себя Христовым учеником («ветвью Его»), действительно является истинным Его последователем. Ветвь, не приносящая плода, — мертва. Образ в целом знаком был слушателям Иисуса: ежегодно в Палестине виноградари обрезают виноградные лозы, удаляя мертвые ветви и делая все необходимое для того, чтобы живые ветви могли успешнее плодоносить. Неизменное пребывание ученика в Иисусе Христе (кто пребывает во Мне) и Его пребывание в ученике (и Я в нем) есть залог обильного «плодоношения» (стих 8). Но тех, кто не верит в этот принцип, постигнет катастрофа, потому что ветвь «вне лозы» засохнет и, как бесполезную, ее бросят в огонь; а пребывающий во Христе приносит много плода.
Радостным стимулом в жизни верующего служит сознание чудной любви к нему Христа, которая по свойствам своим и безграничности такова же, как и любовь Отца к Нему. Фраза «пребудьте в любви Моей» прозвучала бы мистически, если бы Иисус не конкретизировал ее. От христиан требуется такая же покорность заповедям Отца, какая требовалась от Него Самого. Искреннее упование на Бога и послушание Ему в любви, вот те тропы, которыми надо следовать детям Божиим, чтобы пребывать в любви Иисуса.
II Плод Духа — любовь
Вот теперь мы вплотную подойдем к рассмотрению нашего памятного стиха. Еще раз прочитайте его и вникните в суть написанного.
Читая предыдущие стихи, мы обнаруживаем контраст. Рабская зависимость от вожделений плоти, это с одной стороны, и сила Святого Духа, данная для того, чтобы проявлять в своей жизни те девять прекрасных качеств, которые перечислены ниже. Важно, однако, отметить, что эти качества (плод) — не от самого человека, но их производит Дух Святой, действующий в верующем, который пребывает в живом единении со Христом.

Слово «плод» стоит в единственном числе, и этим подразумевается, что упомянутые качества образуют некое единство, и все составляющие его должны быть присущи христианину, живущему под контролем Духа. В конечном смысле этот «плод» означает жизнь верующего, в котором живет Сам Христос.
Вы заметили, как тесно все переплетено: Бог – три в одном; плод Духа – девять в одном; Закон Божий – десять в одном. Говоря о триедином Боге, создается впечатление, что Отец самый главный из трех, однако они все равны, во всяком случае, не ниже Божественности, но каждый выполняет Свою функцию. Почему у нас возникает тенденция принимать подчиненность одной Личности другой, как некое ущемление прав одной стороны, и властность – с другой? Как мы воспринимаем такие выражения, как «послал», «пошлю»? Да, для выхода из кризиса во Вселенной и для спасения человечества, Христос добровольно подчинился Отцу, а Дух Святой Отцу и Сыну. Но в понятиях Неба, это подчинение не несет отрицательный характер. Это несравнимо с человеческими отношениями раба и господина. Христос выразил дух Неба следующим образом: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою» (Мк 10:43). Понимаете, у Бога совсем по-другому построены взаимоотношения, они совсем не привычные для нас. Вот и получается, наши оппоненты заявляют: Христос подчинен Отцу, значит Он не Божественная Личность. Логичен такой вывод? Нет.
Христос заявил о Себе: «Я и Отец – одно» (Ин 10:30). И что, теперь надо считать, что Отец сначала проявил Себя в Сыне, а потом в Духе? А такие заявления есть. Вы слышали? Я слышал. Но Христос предложил и ученикам быть едиными с Ним и друг с другом. А как быть здесь? Вот в том-то и дело, не надо отвергать третью Личность Божества, Которая наставляет нас на всякую истину, тогда мы не будем блуждать в богословских дебрях.
Из девяти качеств любовь также стоит на первом месте, и не только в порядковом списке, но она является основой всего, радикалом всего плода Духа. Но это не значит, что все остальные качества не актуальны. Целостный плод – все девять качеств. Это подобно тому, Бог – это не одна Личность, а все три Личности.
Говоря о характеристике плода, мы видим, что первые три качества отражают состояние души человека, и источник их в Боге. Любовь (агапе) названа первой, поскольку она является основой всех прочих добродетелей. Бог есть любовь, и Он любит мир (1Ин 4:8; Ин 3:16). Именно такого рода самоотверженную любовь, что послала Христа на смерть за грешников, являют в своей жизни верующие, которые действительно находятся под контролем Духа Святого.
Одно из наиболее известных обетований Иисуса, записанных в Евангелии, это обещание послать Святого Духа, или Помощника, Который остался бы с учениками после вознесения Христа на небо (см. Ин 14:16). Это библейское обетование подарило многим верующим, начиная с самих учеников Иисуса, великую надежду и силу в испытаниях и страданиях, встречающихся в этой жизни. Однако, рассуждая о роли Духа, мы часто упускаем из виду стих, предшествующий обещанию Иисуса Своим ученикам. Этот стих гласит, что все, кто любит Христа, будут соблюдать Его заповеди (см. Ин 14:15).
Библия не требует строгого или законнического соблюдения Божьих заповедей ради обретения спасения. Она четко учит нас, что любовь есть исполнение Закона Божьего (см. Рим 13:10). Павел в нескольких словах блестяще излагает суть исполнения закона в жизни христианина.
Существует мнение, что основная весть послания Павла христианам в Галатии записана в Гал 2:19-20: «Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего» (РБО). Итак, как был распят Христос, так и плоть, и ее желания в жизни христианина были распяты (см. Гал 5:24). В таком случае, как христианин будет исполнять закон любви, распяв свою жизнь со Христом? В представлении Павла такая жизнь определяется плодом Духа. Работа Духа в жизни верующего приносит плод любви, радости и мира. Она не зависит от внешних обстоятельств, поскольку основана на осознании того факта, что все находится под властью всемогущего Бога (Рим 8:28).
Итак, любовь направляет и венчает различные качества плода Духа, пронизывая собой весь плод. В определенном смысле все другие перечисленные качества можно рассматривать как аспекты любви. Поскольку Бог есть любовь (1Ин 4:8), наибольшей христианской добродетелью является любовь (1Кор13:13). Божья любовь — основа и источник всякого блага, она изливается в наши сердца через Святого Духа (Рим 5:5). Любовь Бога заверяет нас в том, что мы — Его дети.
III Радость, мир, долготерпение
Ап. Павел писал Филиппийцам:
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп 4:4).
Порой испытания и трудности, неизбежные в жизни, не дают человеку чувствовать себя счастливым. Но Павел и не говорит своим читателям, чтобы они всегда чувствовали себя счастливыми. Его призыв звучит иначе, а именно: Радуйтесь всегда в Господе. В 4 стихе он повторяет дважды: «радуйтесь». Дело в том, что Христос Сам по Себе — и только Он — является сферою и неиссякаемым источником радости.
Конечно, в жизни христиан нередко складываются такие обстоятельства, в которых невозможно чувствовать себя счастливым. Однако и в них верующие могут радоваться в Господе. Сам Павел был отличным тому примером, ибо и тогда, когда подвергался преследованиям, сидел в тюрьме, готовился к смерти, т. е. в самых, казалось бы, горестных обстоятельствах, оставался человеком, которого не покидало ощущение внутренней радости.
Есть два вида радости: радость мирская и радость в Господе. В чем их радикальное различие? Мирская радость заключается в удовлетворении своих эгоистичных потребностей, порой в ущерб ближнему. Радость в Господе названа еще совершенной радостью. Совершенная радость приходит от удовлетворения соделанного добра ближнему. Вот пример истинной радости:
«А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» (Лк 15:5).
Говоря о мире, о душевном, внутреннем мире, мы можем констатировать, что он приходит в результате оправдания верой в Господа нашего Иисуса Христа (Рим 5:1). Связывая мир с оправданием человека через веру, Павел ещё более поясняет, что оправдание не есть только урегулирование отношений грешников с Богом в рамках закона. Одно прощение ещё не приносит мира. Человек, получивший прощение за какое-либо преступление, обыкновенно ощущает чувство благодарности к своему благодетелю и страстное желание не терять эти добрые отношения с Ним, и это удовлетворяет его и умиротворяет внутреннее состояние.
Вот теперь начинается процесс освящения. Если бы оправдание имело только единственное Божье деяние, то оно находилось бы в явном противоречии с планом Божиим относительно воспитания нас до полного совершенства. Единственный путь, посредством которого Божественный образ может быть восстановлен в падшем человечестве, есть постоянное общение с Иисусом Христом через веру. Поэтому Бог не только прощает, но и примиряет. Он, если можно так выразиться, ставит нас в правильное отношение с Собой. Он обращается с нами так, как будто мы никогда и не грешили, вменяя нам праведность Своего Сына, которая покрывает наши прошлые грехи. Но Он приглашает также нас иметь общение с Иисусом, которое позволит нам иметь уверенность в будущем и даст нам пример, как нам поступать в нашей жизни.
Когда мы находимся в мире с Богом, Святой Дух побуждает нас быть добрыми и терпеливыми к другим людям. Благодаря тому, что Бог мира будет с нами посредством пребывания в нас Святого Духа, мы не будем сварливыми и мстительными. Мы будем стремиться иметь мир со всеми, насколько это возможно.
Долготерпение или самоконтроль. В современном обществе понятие «сам» широко известно. В книжном магазине литературе по самосовершенствованию отведен самый большой отдел. Нас призывают самостоятельно отстаивать свои права в конфликтах с медицинскими работниками; родители стремятся помочь своим детям повысить самооценку; и мы пытаемся найти в своем безумно перегруженном расписании время для заботы о самих себе. И хотя в чистом виде в этих стремлениях нет ничего предосудительного, из-за греховного побуждения сосредоточить все свое внимание только на себе самоконтроль для нас становится практически недоступным.
Но Бог предусмотрел решение этой проблемы. В Гал 5:23 говорится, что кротость и умение владеть собой являются плодом Духа. В данном контексте слово плод означает что-либо производимое или накапливающееся. Внимательно изучив эти качества, мы видим, что каждое из них является необходимой базой для формирования следующего. К примеру, если вы стараетесь любить, весьма вероятно, испытаете и радость. Лучший пример — это радость нашего Господа, когда Он сотворил человека по образу Своему и когда было найдено решение проблемы греха через искупительную жертву. После радости, превосходящей простую веселость, к нам приходит мир. Пребывая в мире, можно стойко (или терпеливо) переносить все, что происходит. А терпеливый дух легче контролирует всплески эгоизма.
IV Благость, милосердие, вера (верность)
Вот следующие три компонента плода Святого Духа: благость, милосердие, вера. Начнем с благости. Что такое «благость»? В современном русском языке оно не употребляется, оно ушло уже в архаизм. Хотя двух коренные слова остались, такие как благодарность, благоразумие, благословение, благотворительность. Хотя последние два слова тоже уже в светской литературе и в СМИ не встречаются, они заменены новыми словами, такими как «поощрение» и «гуманитарность».
Что подразумевает само слово благость? Приятный, умиротворяющий, приносящий благо. Отсюда «благосклонный», «доброжелательный», «благожелательный». Итак, благость – желание людям добра. И нанизывается на это качество следующее «милосердие». Недостаточно иметь доброе пожелание по отношению к людям, нужно иметь открытое сердце для удовлетворения нужд ближних. То есть, милосердие, это любовь в действии. Вспомните притчу о милосердном самарянине. Он назван милосердным, потому что проявил благость не на словах, а на деле.
Говоря о вере, Писание больше подразумевает не веру во что-то или даже в кого-то, а доверие кому-то. Мы читаем:
«Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк 18:8).
Речь идет не о верующих в Бога, сегодня почти все верят в Бога, Христос говорит о доверившихся Ему. На русском языке мы имеем одно слово на два понятия, поэтому надо в каждом случае исходить из контекста, о чем идет речь. Ап. Петр хорошо подчеркивает два значения этого понятия:
«Уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога» (1 Петр 1:21).
Он пишет о тех, кто уже уверовал в Бога. Но теперь им предстоит иметь веру (доверие) и упование на Бога. Уверовавшие через Иисуса Христа доверили свою жизнь Богу. А раз доверили жизнь Богу, то это слово приобретает третий оттенок – верность. Верность Богу в исполнении Его Закона и верность финансовая в возвращении средств, принадлежащих Ему. А верность – это надежность союза и исполнение обещанного. И эта верность возможна благодаря действию Святого Духа.
V Кротость и воздержание.
Что такое кротость? Человек кроткий, это незлобивый, покорный, смирный. В Нагорной проповеди мы читаем:
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5).
Так, кто такие кроткие? И какая земля будет отдана им в наследство? Давайте разберем. Слово, которое стоит в оригинале ????? пра`ис, имеет значение: кроткий, смиренный. Но не хотелось бы, чтобы это качество характера мы неправильно поняли. Кроткий, это не тот, кто нагнется и позволит, чтобы об него вытирали ноги. Интересный подход к этому вопросу мы находим у греческого философа Аристотеля, который определял не только кротость, но и каждую добродетель как среднее между крайностями, то есть, золотую середину. Так, например, — пишет он, — «одна крайность – расточительный, другая крайность – скряга, а посередине – щедрый человек. А о кротости он пишет, как о чем-то среднем между чрезмерным гневом и чрезмерной незлобивостью».
Кротость, это еще и свобода от гордыни. Если мы мертвы для греха, значит мертвы. Попробуйте похвалить мертвого человека, он как-нибудь на это отреагирует? А попробуйте покричать на него, да посильней. Он вам что-нибудь ответит на это? Вот так мы должны быть мертвы для греха.
Кротость, это также и осознание своего невежества. Один из великих римских учителей ораторского искусства Квинтилиан говорил о своих учениках: «Они, несомненно, были бы отличными учениками, если бы не были убеждены в том, что все знают». Человек, у которого нет скромности, не может научиться ничему, потому что первый шаг к учению – осознание своего невежества. Никто не может научить человека, который уже все знает. Без скромности не может быть любви, ибо в основе любви лежит чувство своей недостойности. Без скромности не может быть подлинной религии, ибо каждая религия начинается с осознания нашей слабости и нашей потребности в Боге. Человек только тогда достигает подлинной зрелости, когда осознает, что он – создание, а Бог – его Создатель, и что без Бога он не сможет сделать ничего.
Но ????? пра`ис употребляется в оригинале еще и в таком смысле: контроль каждого своего желания, обуздание всяких порывов и взрывов чувств. Кроткий человек, это тот, кто полностью владеет собой, то есть, он во всем сдержанный. Но это значение не совсем отражает то, что Бог от нас ожидает. Приведу пример: «Что мне делать со своим мужем?» – просила одна женщина совет у своей подруги. Подруга ей посоветовала: «А ты делай так, как делаю я. Когда муж не в настроении и кричит, ты набери воду в рот». «Ну, как, помогло?» – встретившись позже, спросила подруга. «Нет, у меня вода закипела во рту, и я ее выплюнула ему прямо в лицо». Бог желает вписать закон нам в сердце, чтобы и без воды во рту гнев не имел у нас места.
Кроткие, — говорит Иисус, — наследуют землю. Это уже эсхатологический аспект обетования. Хотя история показывает, что величия достигали люди уже здесь на земле, это были люди, способные управлять своими страстями, порывами и инстинктами, одним словом, люди кроткие. В Книге Чисел сказано о Моисее: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ 12:3). Моисей не был безвольным и бесхарактерным человеком; он мог быть неистово гневным; но держал свой гнев в узде, а иногда тоже срывался. Автор Книги Притчей Соломоновых пишет: «Владеющий собой лучше завоевателя города» (Прит 16:32).
Последним качеством плода Духа является воздержание, или самоконтроль, можно назвать это и самообладанием. Петр в так называемой Лестнице Петра также раскрывает это качество. Мы читаем:
«В рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие» (2 Петра 1:6).
Воздержание – это не узкий какой-то аспект, это воздержание во всем, что вредно нам самим, что греховно и что приносит ближнему неприятные чувства. Мы называем это качество плода еще христианским воздержанием. Я не буду в этом уроке раскрывать все аспекты невоздержания, остановлюсь на главном, победив которое, с Божьей силой будет легче бороться с остальными. Это воздержание в аппетите. Приведу пару выдержек из книги «Вести к молодежи».
«Миссионерская работа в области медицины имеет замечательные перспективы. Невоздержание в еде и пренебрежение законами природы часто являются причиной многих болезней и бесчестия Бога. Не желая идти путём самоотречения, многие дети Божьи не способны подняться на тот высокий духовный уровень, который Он предлагает им. Учите людей не столько тому, как вылечиться от болезней, сколько тому, как лучше сохранить своё здоровье. Мы должны быть мудрыми воспитателями, уча людей избегать самоугождения. Видя несчастье, уродства и болезни, которые стали уделом человечества в результате неведения, можем ли мы оставаться в стороне, когда незнающие нуждаются в просвещении и страждущие ждут нашего сочувствия и помощи?» (Вести для молодёжи, стр. 218).
«Бог не разрешает человеку нарушать законы его естества. Но человек, поддавшись искушениям сатаны, проявляет невоздержание и подчиняет высшие способности своего существа животным чувствам. Когда последние одерживают над ним верх, тогда он как творение, только немного уступая ангелам, и наделённый способностью к самому высокому развитию, отдаст себя во власть сатаны. Те, которые являются рабами своего аппетита, становятся лёгкой добычей сатаны. Вследствие своего невоздержания одни теряют половину, а другие две трети своих физических, умственных и нравственных сил, и таким образом делаются игрушкой врага» (Вести для молодёжи, стр. 236).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Плод Духа — это результат действия Божьей любви, которая изливается на человечество самыми разными путями, которые связаны между собой. Самопожертвование произведет плод Духа, в котором, как в зеркале, отразится жертва Христа на кресте. Плод появляется не в результате наших попыток угодить Богу, а как следствие работы в нас Святого Духа. Духовный опыт складывается из нашего стремления связать свою жизнь с Богом и во всех своих делах являть Христа. Только развивая эти отношения, мы сможем ощутить и показать миру Божью любовь, благодаря которой мы и приносим плод, прилепившись ко Христу, нашей виноградной Лозе. Связь с Богом, нашим Садовником, позволяет обрезать омертвевшие фрагменты нашей жизни, чтобы плоды могли расти свободно.
Принимая осознанные решения, мы становимся способны приносить плод, происхождение которого не подлежит сомнению: он — с дерева Божьего. Полагая основание своей веры во Христе и питаясь плодом, который Он приносит вместе с другими христианами, мы можем возрастать и дальше, ища новые возможности для развития. Наши отношения со Святым Духом напрямую связаны с приносимым нами плодом Духа — любовью, радостью, миром, стойкостью, добротой, щедростью, верностью, кротостью и самообладанием. Если каждый момент нашей жизни и отношения станут бескорыстной демонстрацией плода Духа, мы сможем достичь на этом пути еще большего.

Толкования Священного Писания

Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера

Отказавшись однажды навсегда, в принятии веры и в крещении, и потом постоянно отказываясь, в жизни, от внушений и влечений самости со страстями, христианин ревностный, всегда верный своему призванию, под действием благодати Святаго Духа развивает в себе и возращает в противоположность страстям и похотям добрые и богоугодные расположения и стремления, которые, став строем его сердца, составляют в нем того потаенного в сердце человека, которому предопределено быть человеком блаженной вечности.

Похоти и страсти, дела плотские, пришли в нас и расплодились из самости, сего злого семени, всеянного искусителем; а добрые расположения сродны нам: они неотъемлемые качества богоугодного духа. Когда благодать, нисшедши внутрь нас, оживляет дух наш, приходят в движение и все, сродные ему, расположения и стремления. Не вдруг, однако ж, приходят они в силу. Их возращают труды действования по влечению духа. Ибо отверженная самость с полчищем страстей своих стоит тут против, лицом к лицу, и мешает им свободно развиваться. Против каждого доброго расположения своя страсть. По мере убития страсти возникает доброе расположение. Тут то же происходит, что когда человек высвобождается из трясины или из облепивших его цепких трав, то одну руку, то другую, то одну ногу, то другую высвобождает он. Так, у христианина со страстями. Чрез борьбу с собою, трудами подвижничества, отчищает он от страстей одно доброе расположение за другим, пока все отчистит, и они явятся в свойственной им полноте, силе и красоте.

Без труда и подвига этого не достигнешь. Но и труд, и пот свой ничего не дает твердого и прочного. Желание, искание и труд – наш, а – плод Дух Божий сокровенно, под прикрытием бесплодного по себе труда нашего, производит в сердце. Борется, например, с собою гневливый и ищет кротости; но самую кротость возращает и укрепляет в сердце благодать Святаго Духа. Вот почему святой Павел озаглавливает этот список добрых расположений так: плод духовный есть. Духовный – по-гречески: πνευματος, – Духа, то есть плод Духа. Святой Златоуст и говорит: «злые дела от нас одних происходят, потому Апостол и называет их делами плоти; а добрые (расположения) требуют не нашего только старания, но и человеколюбия Божия (то есть благодати Духа)». «Ибо при содействии Духа преуспевает душа в каждом из сих дел» (блаженный Феодорит). Так и все наши толковники.

Перечисляя самые добротности, какими Дух украшает сердце верного христианина, Апостол не ставит их в прямое соответствие с перечисленными выше страстьми и похотьми. Но и здесь два их рода, как и там. Против раздражения с порождениями его ставит Апостол несколько доброхотных расположений; а против всех дел похоти – одно воздержание.

В подробное рассмотрение сих добродетелей не входят наши толковники. Только блаженный Иероним делает несколько замечаний на каждую из них.

Любы. Как все страсти от самолюбия, все к себе стягивающего; так все добрые расположения от любви, поправшей самость и всем готовой жертвовать для блага других, не помышляя о себе. «И какой из добродетелей прилично держать первенство между плодами Духа, как не любви, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями и от которой рождаются все блага? И в законе и в Евангелии ей предоставлено главенство: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею силою твоею: и ближияго твоего, якоже самаго себе (ср.: Втор. 6:5; Мф. 22:37, 39)» (блаженный Иероним). Святой Павел в Послании к Коринфянам, сказавши, что без любви всё ни во что, описывает потом дела любви так: любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (ср.: 1 Кор. 13:4-8). Все последующие добродетели указывают лишь разные стороны любви.

Радость. Радость, конечно, о Дусе Святе, в порядке духовной жизни: ибо нечестивому несть радоватися (ср.: Ис. 57:21). Обычная радость – от получения земных благ. Радость духовная — от ощущения благобытия в духе. Как чувство здравия неотъемлемо от здорового; так радость духовная – от живущего духом и похотей плотских не совершающего. Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть; она сама рождается и стоит. Заповедь Апостола: всегда радуйтеся (1 Сол. 5:16), – может быть, еще более признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине. По уверению Палладия Еленопольского в «Лавсаике», в обители аввы Аполлоса было братии до 500, и они все всегда радовались, несмотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь, на земле, не укажет такой радости и веселия телесного. Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говаривал: «не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» (Лавсаик. 47).

Мир. Поправший страсти имеет мирное устроение сердца, ничем невозмутимое, светлое состояние духа, стоящего в сердце сознанием пред Богом, все неправое отревающего и в одном правом ходящего. Это внутреннее мирное устроение является и вовне мирностию со всеми и распространением мира вокруг. Есть такие благодатные личности, которые, как только явятся в каком круге, тотчас водворяют мир и согласие. «Это блаженные миротворцы, коих отличил Господь чрез наименование сынами Божиими. Они и с ненавидящими мира бывают мирны (см.: Пс. 119:6). За то и Бог в них обитает: ибо в мире место Его (ср.: Пс. 75:2)» (блаженный Иероним не слово в слово).

Долготерпение. Оно, как несокрушимая стена, ограждает мир, радость и любовь, само от них получая и закаленную крепость, и нерасторжимый цемент. Мир во зле лежит. Живя в нем, нельзя избавиться от уязвлений зла. Скорби и лишения не столько разят, сколько напраслины и нападки злых людей. У врага они суть самые сильные оружия к возмущению живущих в духе. К ним он приступает обычно с этим оружием, когда увидит, что они не поддаются уже ни в чем пожеланиям похоти. Видя, что этим путем нельзя их взять, он направляет против них злых людей, чтоб, если ушел кто от похоти, задержать его гневом и ненавистию к обидчикам и чрез то отнять у него содеваемое им спасение: ибо гневаяйся на брата повинен геенне (см.: Мф. 5:22). Против этих козней благодать Божия воздвигает в сердце необоримую стену – долготерпение, которым отражаются все стрелы лукавого. Долготерпение все стоит на том убеждении, что напраслины и нападки от других суть не их дело, а дело врага; потому оно не на людей восстает гневом, а на врага вооружается неприязнию, храня к людям доброе расположение. Этим долготерпение перехитряет врага. Почему о нем говорит Премудрый: долготерпелив муж мног в разуме: малодушный же крепко безумен (ср.: Притч. 14:29).

Благость, χρηστοτης, – «приятность, располагающее к содружеству обращение, сладкая речь, привлекательные приемы» (блаженный Иероним). Особую печать носят на себе те, кои живут в духе. Как у них все стройно, всё ко времени, к месту и лицам, и в слове, и в поступках! И это не умом определяется, а идет прямо из сердца. Всем они по душе, для всех как елей на раны. И это всегда почти без всяких внешних преимуществ: ни знатность рода, ни образование, ни достатки не имеют части в этом качестве. Оно от богатства духа, покрываемого глубоким смирением.

Милосердие, αγαθωσυνη,– сердоболие и сострадательность, с готовностию все сделать в благо другого. Как мать болит о детях, так милосердие о всех христианах. Их благо – его благо себя не помнить. Оно готово себя раздеть, чтоб одеть другого, себя оставить голодным, чтоб накормить другого, свое тело здоровое отдать больному, а его, больное, взять себе. Оно паче всех добродетелей восхвалено будет на суде.

Вера – не догматов содержание, а уверенность в Боге, что Он никогда ни в чем не оставит, что держит и ведет самым лучшим путем и приведет к благому концу, что всё от Него и всё во благо, хотя бы неприятно было, что никто ничего ни сказать, ни сделать не может, на что не соизволил бы Бог, что во всем воля Его святая, почему живет покойно в преданности в волю Божию. Эта вера породила мучеников, а после них произвольных страдальцев, пустынных подвижников. Она и всюду воодушевляет благочестие и жизнь в духе.

Кротость – «противоположна гневу и всякой раздражительности. За нее раб Божий Моисей удостоен такого свидетельства: Моисей, кроток зело паче всех человек, сущих на земли (ср.: Числ. 12:3). И о Давиде сказано: помяни, Господи, Давида и всю кротость его (Пс. 131:1), которая особенно проявилась в нем в отношениях к Саулу, Авессалому и Семею» (блаженный Иероним). Это не бесчувствие сердца, а Духом, деяния плотские умерщвляющим, в сердце образуемое расположение, за которое Господь обетовал наследие земли благих: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (ср.: Мф. 5:4). И в Себе Господь указал для подражания наипаче кротость смиренную: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11:29).

Воздержание – не только как начало целомудрия, но и как обуздание пожеланий относительно пищи, пития и всякого другого похотствования (см.: блаженный Иероним). Есть воздержание первоначальное, когда, возлюбив сию добродетель, ищут ее. Тут помыслы и пожелания возбуждаются и нередко порождают сочувствие и влечение, но отвергаются силою воли, духом укрепляемой. Воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою. Предмет воздержания – обучение тела и приспособление его к жизни духовной, чрез навык удовлетворять необходимые потребности его наименьшим коштом. Подвижники говорят: обучи тело, и оно будет тебе самым добрым помощником в жизни по духу. Всякая сласть – от удовлетворения тела сном, пищею, одеждою и жилищем – только тогда теряет свою привлекательность, когда возрождаются и возрастают утешения духовные.

На таковых несть закона. Κατα τοιουτων – против таковых, то есть против сих добродетелей или против тех, кои имеют сии добродетели. Мысль остается одна и та же. Закон представляется гонителям всякого греха и сберегателем от него людей. Кто же обладает показанными плодами Духа, у того не только из круга дел изгнан всякий грех, но и из сердца всякая страсть. Следовательно, у такого нечего гнать закону, нечего и его самого сторожить. Он – не для таких лиц. Святой Златоуст говорит: «кто может научить того, кто сам в себе имеет все, и совершеннейшим учителем мудрости – любовь? Как кроткие кони, и сами по себе делающие все, не имеют нужды в биче, так и душа, делающая добро действием Духа, не имеет нужды в предписаниях закона. Итак, Апостол и здесь с удивительною мудростию отвергает закон, не потому, чтобы он был худ, но потому, что он ниже мудрости, подаемой Духом».

И здесь – как впереди, где сказал: аще ли Духом водими есте, несте под законом. Сказал, что водимые Духом не суть под законом; теперь, исчисливши плоды Духа, то есть показавши, кто суть водимые Духом или в чем открывается это водительство, ему приходилось сказать: вот какие не под законом. Но он говорит другими словами, в той же, однако ж, мысли: на таковых несть закона. Закон таких не касается, не имеет в виду. Вообще, где речь идет о законах добродетелей, там, хотя говорится о ненужности таких законов, но совсем не потому, чтобы добродетели не были обязательны для христиан, а потому, что они носят их уже в сердце своем; законы сии новым образом написаны у них в сердцах, как обетовано и чрез Пророков.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Мы живем в эпоху, перенасыщенную информацией плохой и хорошей, нравственной и аморальной. Ее настолько много, что большую часть из нее мы не в состоянии ни анализировать, ни осмыслить ее значение.

В моем компьютере, на котором я набираю этот текст, находится больше книг о Боге, чем в любой отдельно взятой семинарии. И если я заработаю еще немного денег, то обязательно куплю себе дополнительный жесткий диск. И книг станет в несколько раз больше. Но стану ли я от этого стяжания ближе к Богу? Не знаю.

Я — современный христианин. Каждый раз, когда я прихожу с воскресного богослужения домой, я немного отдыхаю, а затем сажусь за компьютер, захожу на церковный сайт и смотрю в прямом эфире богослужения моих русскоязычных друзей из Германии или Бельгии.

Поздно вечером я просматриваю богослужения братьев из Соединенных Штатов. В моем мобильнике закачано более ста проповедей десяти различных проповедников. И там же находится три различных перевода Библии, один из которых — греческий подстрочный перевод. Я уже не говорю о музыке и пении.

Я «окружен» Богом и всем, что говорит мне о Боге. У меня рюкзак с символом Петра-рыбака, футболка — с девятью плодами духа. В моей церкви есть кондиционер и усилитель звука. Я слушаю слова о Боге с комфортом, как на пляже.

Как проповедник, я пользуюсь дорогим микрофоном и сижу на дорогом стуле. Но в моей душе нет мира и уверенности, что я принят Богом и Он доволен моей жизнью. Чего-то мне не хватает.

Возможно, того, что было у первых христиан, запуганных солдатами, бедных, простых, неграмотных. Где-то в своем духовном развитии я свернул не на ту дорожку, и идти становится все тяжелее и тяжелее…

Поступайте по духу

Как-то мне пришлось слушать одного пустослова, который рассказывал о том, какие большие яблоки росли в саду его деда, когда тот еще мальчиком ухаживал за ним.

— Плоды — во-о-о! — говорил он. — А клубника — вот такая! — разводил он руками, как заправский рыбак. — А сейчас? — он небрежно махнул рукой вниз. — Что клубника, что ягоды — все на клюкву похоже. Не то, что раньше.

Я смотрел на него и думал: «Еще один член партии… «А вот в наше время…». Представители этой группы всегда считают, что хорошо было вчера и там, где нас не было. Но в определенном смысле в чем-то я с ним согласен.

Мир меняется с каждым годом. И то, что обильно плодоносило раньше, сейчас едва ли окупает затраченное на него время. Я говорю не только о земле и природе.

Мы, христиане, хорошо начавшие, почему-то идем к бесславному концу. Подобно еврейскому народу, круг за кругом петляем по пустыне, пытаясь увидеть в своем рутинном мытарстве высокий смысл. На самом деле смысл заключается в послушании Богу, а не в том, чтобы размышлять, пережевывая свои беды и страдания.

Современный мир все больше мне напоминает блудного сына, который однажды взял все, что ему причиталось, и отправился своим путем. Прошло время, и он стал нуждаться. Но, в отличие от сюжета библейской притчи, современный «блудный сын» все еще продолжает упорно искать выход из кризиса.

Он пренебрегает здравым смыслом, который указывает ему на дорогу домой.

Апостол Павел указывает нам на причину человеческой трагедии, на источник всех тех бед, которые постигли людей в целом по всей земле: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы».

Далее он указывает на решение этой дилеммы: «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал. 5:16-26).

Быть по-настоящему счастливым и свободным без Бога невозможно, потому что истинное счастье — это плод Духа Святого, Его дар верному, результат нашего послушания Божьему Духу. Павел в послании коринфской церкви писал: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17).

Удовлетворенность от жизни происходит от послушания Богу. Как о том пишет псалмопевец: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Пс. 1:3).

Без послушания плоды невозможны

Жизнь человека, который слушает и поступает так, как указывает ему Дух Святой через Церковь, Писание, духовный опыт, наполнена плодами, результатами его послушания. Другими словами, послушание воле Божьей дает положительный результат и избавляет человека от тех проблем, в которых так прочно увяз весь этот мир.

Причина кризиса современных христиан и нехристиан в том, что они не хотят слышать голос Бога, который говорит, что и как необходимо делать. Они живут так, как считают правильным, полагаясь на свой опыт и знания, на так называемую «новую мораль».

Они решают проблемы так, как были тому научены. Они сражаются с проблемами, решая одни и порождая при этом другие.

Апостол называет этот процесс поединком духа и плоти. И в этом поединке однажды победу одержал Иисус Христос. Поэтому Павел, уповающий на его благодать, пишет эти слова: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14).

Поверить во Христа — это единственный путь к обретению Божьего прощения. В момент нашего примирения с Богом мы понимаем, что Дух Божий работает в нашей душе, давая нам понимание и разумение реалий жизни.

Однажды Христос, проявив послушание Богу, освободил нас от власти греха и неизбежности провести всю жизнь в борьбе духа и плоти. Сейчас каждый человек имеет право выбрать, какой дорогой ему идти, кому служить, кому молиться.

Сделав правильный выбор, он обретает способность слышать голос Божий, который указывает ему правильный путь, и признаком этого правильного пути будут благословение и гармония души, которые Павел в своем послании называет по-иному: «Плодами Духа Святого».

Как верно подметил Апостол: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1 Кор. 2:11-13).

А теперь подведем итог всему, что было сказано.

1. Однажды Христос смертью Своей и воскресением родил нас для Бога, чтобы мы служили Ему и славили Его святое Имя.

2. Перечисленные выше добродетели не появляются в мгновение ока или от тяжелого изнурительного религиозного подвига.

3. Духовной гармонии и плодоношению предшествует покаяние и смиренное сердце, в котором обретает свое жилище Святой Дух.

4. Послушание Божьей воле, явленной нам в Писании и в церковном служении, способствует возникновению и проявлению любви, мира, радости, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания.

«Поступайте по духу», — советует Павел. Совет очень простой. Но в нем — глубокий смысл.

Одной набожной женщине приснился сон. Она стояла у большого супермаркета, где Бог продавал любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание. Подойдя, она купила у него все, что ей было необходимо.

У самого выхода она открыла пакет, чтобы взглянуть, что там внутри, и с удивлением обнаружила, что внутри нет нарисованных на упаковке плодов. Она с возмущением подошла к Богу и высказала Ему свои претензии. Он ответил ей: «Не обижайся, здесь нет обмана. Я торгую лишь семенами, а плоды ты должна вырастить сама».

Однажды Бог придет посмотреть на то, как мы плодоносим и чем славим Его святое Имя. Конечно же, какое-то время мы можем удачно подражать работе Духа Святого, имитируя любовь, радость, мир.

Но мы сможем обмануть только церковь, но не Бога. Он видит, что происходит в нашей душе, и знает наши мысли. Поэтому нет другой возможности принести Богу плод, как научиться слушать Духа Святого и поступать по Его воле, благой, угодной, совершенной.

Любовь – путь к пониманию Бога, мира и ближнего

Однажды Христос сказал своим унылым ученикам, которые расстроились из-за того, что Он собирался покинуть их, что, хотя они и нескоро Его увидят, Он будет всегда с ними: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Инн. 14:16,17).

Далее Он продолжал: » Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Инн.16:13,14).

Путь любви — это всегда сложный и неблагодарный труд. На этом пути вам придется столкнуться с непониманием и стереотипами мирской любви. Но Бог обещал всякого, кто попросит у него хлеба, дать именно то, что он просит. По обетованию Писания Дух Христа научит и наставит нас в истине и не оставит во мраке неведения.

Любовь имеет свой источник и объект. Источником вечной, совершенной любви есть Дух Святой. Объектом является все Божье творение, включая Самого Творца. Павел неслучайно начинает с любви свой список качеств характера, определяющих плод Духа.

Любовь является главной добродетелью христианина, ибо эта черта более всего характеризует Бога. Несмотря на то, как много Павел пишет о справедливости Божьей, о Его непримиримости ко греху, именно любовь побудила Бога сотворить и поддерживать нас, открывать Себя и отдать нам Своего Сына ради нашего искупления. Иоанн говорит об этом ясно и просто: «Бог есть любовь» (1 Инн. 4:16).

Поскольку любовь является основной чертой Божьего характера, она должна быть также и нашей основной чертой: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (ст. 16).

Как-то одного мальчика отец попросил постричь газон. За это он обещал заплатить, и тот согласился. Трава была очень большой, а местами достигала подростку до пояса. Дойдя до левого края лужайки, он с удивлением обнаружил большую старую лягушку, которая сидела в траве на газоне и не собиралась покидать своего места.

Возраст сделал свое: мальчик, недолго думая, обстриг траву вокруг того места, где она отдыхала, и продолжил свою работу. Отец долго ругал мальчика за такого рода сентиментальность.

Но что поделать с тем, что в любви есть некое несовершенство рационализма и логики. Она непонятна «умникам» века сего и открыта «нищим духом». К сожалению, сегодня слово «любовь» даже христианами используется слишком свободно.

Мы говорим, что любим определенного человека, определенную пищу, любим свою бабушку. Но такая любовь не проходит испытание на истинную богоподобную любовь. Любовь — это не только чувство.

Это нечто совсем иное, что влияет на все наше существо, на наш образ жизни, наши отношения с другими людьми. Любовь — это образ мысли, совокупность качеств, а не список, из которого мы можем выбирать наиболее понравившиеся нам элементы, пренебрегая остальными.

Иисус сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мтф. 22:37-39).

Иудейский народ знал, что первая из всех заповедей — возлюбить Бога всем сердцем, душой, разумом и, как добавляет Марк, всею крепостию (Мрк. 12:30). Указывая на все четыре аспекта человеческого естества, Иисус просто называет всё, что характеризует человека. Он говорит: «Вам нужно любить Бога всем своим существом».

Господь не намеревался разбирать значение каждого слова, однако изучение этих четырех аспектов может оказаться весьма полезным. Возлюбить ближнего своего, как самого себя, означает любить людей всем сердцем.

Любовь, о которой говорится во «второй заповеди», — это та же любовь, что и в «первой заповеди». Это действенная любовь, включающая волю и стремление. Любить ближнего, как самого себя, означает заботиться о ком-то таким же образом, как бы мы заботились о себе.

Отражая Божий свет

Легко говорить о необходимости любить ближнего, однако нелегко осуществлять это. Но то, каким образом мы усваиваем трудные уроки умерщвления своего «я», чтобы служить нуждам других, определяется нашим послушанием Святому Духу.

Мы любим настолько, насколько научились этому у Духа Христова. То, насколько мы рассмотрели Божью любовь в своей жизни, определяет и то, насколько мы научились любить.

Одним из первых в списке плодов, о которых говорит нам Павел, стоит любовь. Пожалуй, самым лучшим гимном любви, написанным апостолами, является 1-е послание Коринфянам, 13 глава.

«Любовь долготерпит, милосердствует… не мыслит зла… не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:4-8).

Определение любви является первым шагом, проявление любви — следующим. Мы должны быть осторожны, чтобы не заявлять многоречиво о своей любви, а лучше нам постараться приобрести этот дар.

Представьте, какими стали бы наши церкви, если бы по Божьей благодати мы постоянно практиковали эти качества истинной любви. Какое это благословение — жить в таком окружении, где члены всей общины всегда позитивно настроены и поддерживают друг друга!

Возможно, мы не в состоянии добиться этого от других, но если сами будем применять эти принципы, то увидим, какое сильное влияние они могут оказать на других. С любовью невозможно спорить, это самая могущественная сила во всем мироздании.

Люди могут не соглашаться с вашим богословием, образом жизни, убеждениями, верой. Но какой аргумент можно привести против безусловной любви, любви, открытой миру через Христа, любви, которую мы по благодати Христа можем проявлять к другим?

Обратите внимание на то, чего любовь не совершает. Негативные утверждения подчеркивают позитивные характеристики любви. Размышляя о значении любви, подробно описанной в этой главе (1Кор. 13), мы можем оценить характер нашего Небесного Отца, Который является воплощением любви.

Мы также можем видеть, что слово «любовь», широко используемое в современном мире, далеко не соответствует правильному пониманию любви Божьей.

Один ученый направил в коробку луч света. Но он сделал так, что свет не отражался от ее внутренних поверхностей (до тех пор, пока он не отразится от чего-либо, свет будет невидим). Затем он взял палочку и поместил ее в темную коробку.

Сама палочка была освещена с той стороны, откуда шел свет. Казалось, будто тоненький лучик света падал только на палочку и никуда больше, хотя свет был во всей коробке. Свет становился видимым только тогда, когда отражался от предмета (палочки).

В противном случае свет был тьмою. На Земле солнечный свет, разливаясь по небу, становится синим, серым или красным, в зависимости от погоды и времени суток. На Луне, независимо от количества солнечного света, если бы вы посмотрели на небо, то, как и в коробке, увидели бы абсолютную тьму, темноту пустого пространства.

Это происходит потому, что на Луне нет ни атмосферы, ни воздуха, ни влаги, ни газов, ни дыма, которые, отражая солнечный свет, превращают его в богатство красок, которые мы видим на Земле. В чем же смысл? Если свет не отражается от чего-то, он кажется кромешным мраком.

Любовь – это божественная любовь, имея которую христианин любит всех людей подобно тому, как их любит Бог. Это означает нерушимую благожелательность. Это значит, что, независимо от отношения людей, верующий будет желать им только добра.

Важно отметить, что в самом человеке нет способности любить ненавидящих, гонящих его, а также молиться за всех обижающих. Получив любовь, которая изливается в сердце Духом Святым (Рим. 5:5), христианин уподобляется в своем характере Иисусу Христу и любит окружающих, как и Христос возлюбил их.

«Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Инн. 4:12). Пусть то, как вы понимаете совершенную любовь, отличает вас от всех в этом мире. Но то определение, которое ей дает Библия, и есть самое главное и правильное.

Читаем Апостол. 5 декабря. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание

Аудио

Святой Церковью читается Послание к Галатам. Глава 5, ст. 22–6, ст. 2.

5:22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

5:23. кротость, воздержание. На таковых нет закона.

5:24. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

5:25. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

5:26. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

6:1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

6:2. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

(Гал. 5, 22 – 6, 2)

Этот отрывок, дорогие братья и сестры, хорошо знаком всем, кто достаточно регулярно посещает богослужения, потому что именно он читается на память преподобных. Преподобными мы называем святых, например: преподобный Сергий, преподобный Серафим Саровский. Этот отрывок также читается в день памяти святого князя Александра Невского, святых благоверных князей Петра и Февронии, поскольку все они закончили жизнь уже в монашестве, даже с другими именами, их можно почитать как преподобных.

Практически всегда читается данный отрывок в память преподобных, и это закономерно, потому что они явили собой именно путь развития духовной жизни. Как правило, это аскеты, подвижники, молитвенники. Все остальные святые ничем не хуже и не лучше: мученики, святители, благоверные князья, но чаще всего человек, который ищет духовной жизни, духовного восхождения, равняется на преподобных. Это были люди, которые часто пребывали в молчании, в молитве, в каких-то трудах, то есть это были действительно, как говорят, бескровные мученики, борцы со своими страстями, со своим ветхим эгоистичным человеком.

В Послании к Галатам, которое мы в основном прочитали (поскольку сегодня суббота, то Церковь напоминает нам некоторые мысли этого замечательного Послания), до сегодняшнего отрывка апостол Павел говорит о том, каковы есть дела плоти, греховного «ветхого» человека. С 22-го стиха Павел говорит о плодах Духа в жизни «нового» человека, обновленного в Духе Святом.

Сразу надо отметить, что, как мы уже говорили, во многих посланиях есть неточность перевода: часто слово дух пишется с маленькой буквы, а в подавляющем числе случаев надо бы писать с большой, потому что имеется в виду Дух Святой. В церковнославянском языке вообще нет такого понятия, как заглавная буквы для каких-то особых слов, скажем, Бог, Дух, Богородица (для этого используются особые слова под титлом, но это отдельная тема). Получается, что русский перевод иногда оставляет с маленькой буквы те слова, которые с точки зрения современного русского языка должны писаться с большой буквы как слова, связанные с Божественной, сакральной темой. Поскольку имеется в виду Дух Святой, то в начале 22-го стиха Плод же духа слово дух должно быть с большой буквы, как имеющее отношение к Духу Святому. Так же и в 25-м стихе: Если мы живем духом (Духом Святым), то по духу (Духу Святому) и поступать должны.

Какие же плоды Духа перечисляет апостол Павел? Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Мы видим традиционно христианские добродетели и качества, первые из которых любовь, радость и мир. Возможно, у апостола Павла не было специального умысла писать эти добродетели именно в таком порядке. На мой взгляд, любовь, радость и мир – действительно фундамент христианского бытия и отношения к жизни. Христианин – это тот, кто в первую очередь всегда любит, поскольку Бог есть Любовь, и это главное послание христианства. Христианин всегда сохраняет радость в Духе Святом, радость о Господе, несмотря на любые испытания, выпадающие на его долю; он никогда не ропщет, всегда благодарит, поэтому всегда пребывает в радости. Также христианина отличает внутренний мир, внутренний покой, который не колеблется никакими внешними факторами.

На таковых нет закона. Эту мысль апостол Павел тоже постоянно проводит, в особенности в наиболее ранних традиционных посланиях: к Галатам, к Римлянам, к Коринфянам. Христианином невозможно стать по приказу, невозможно и собственными силами заставить себя возгреть в своем сердце эти плоды Духа. Я уже обращал внимание на это, напомню и еще раз: когда речь идет о плоти, то есть о грехе, или даже о каких-то делах закона, но совершаемых еще в ветхом состоянии, тогда апостол Павел употребляет слова дела плоти, дела закона. То есть человек – субъект деятельности, человек сам делает что-то, плохо или хорошо, но участвует его «Я», его эго. Когда речь идет о действии благодати Святого Духа, то апостол Павел не говорит «дела Духа», он говорит плоды Духа. То есть человек является уже не собственно субъектом, а почвой, на которой вырастают плоды. Выращивает эти плоды не сам человек, а Сам Дух Святой. Поэтому человек по собственному желанию не может встать утром и сказать себе: «Я сегодня решил стать христианином, поэтому буду всех любить» или «буду всегда радоваться», «буду сохранять мир» и так далее.

Христианство – это вера, это отношения с Богом. В нем никакого законничества; христианство – это путь, который следует пройти со своими падениями, своими ошибками, своими заблуждениями. Научиться моментально, возгреть в себе плоды Духа как по закону или приказу – невозможно. Нужно постоянно следить за «почвой» и стараться наибольшим образом открыться действию благодати Святого Духа. Поэтому, перечисляя эти плоды Духа, апостол Павел говорит: на все эти плоды нет закона, закон не может ни заставить человека вести себя таким образом, ни запретить. Действие Святого Духа ставит человека как бы над законом, ведь говорится, что Христос избавляет человека от греха, смерти и бремени закона. В отношениях с Богом через действие Духа Святого у человека наступает совсем другая стадия, другое отношение, другой уровень, другой горизонт. Человек уже не просто раб Божий, как говорит апостол Павел, но через Христа Иисуса он ребенок, чадо Божие, следовательно, это отношения совсем иного уровня. В отношениях между отцом и сыном в большей степени всегда действует любовь, сострадание, забота, а в отношениях господина и раба действует закон, система наказаний, поощрений, и любовь совсем не обязательна. Это важнейшая мысль, которая есть в этом отрывке, как и во всем богословии спасения апостола Павла.

Об этом небольшом отрывке можно говорить много, но обратим внимание на последний стих: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Относитесь друг ко другу со снисхождением, не пытайтесь «задавить» своего ближнего каким-то осуждением, обличением, излишним бременем закона. Носите бремена друг друга, то есть будьте человеколюбивы, поддерживайте друг друга, и в этом вы найдете способ как исполнить закон Христов. Слово закон, как говорят многие толкователи, в некотором смысле находится в кавычках, потому что, повторю, нельзя стать христианином через дела закона. Об этом говорит все богословие апостола Павла. Поэтому здесь закон Христов – это принцип, который дал нам Спаситель – любите друг друга. В чем эта любовь заключается? Принимайте друг друга в вашем отличии друг от друга. Если человек от тебя отличается, может быть, он даже греховный (а может быть, тебе кажется, что он такой, а на самом деле он ближе к истине, ближе к Богу), ты его прими, не обличай, не дави, не уничтожай, понеси его бремя. Тем самым ты будешь выполнять тот единственный и главный принцип, который оставил нам Христос, заповедь да любите друг друга так, как Он нас возлюбил.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

«Плод духовный есть любы, радость»

Из бесед с Паисием Святогорцем

— Геронда, апостол Павел, говоря: «Плод духовный есть любы, радость», имеет в виду то, что радость есть доказательство правильной жизни?
— Да, потому что есть мирская радость и есть божественная радость. Когда что-то недуховно, нечисто, то в сердце не может быть истинной радости и мира. Радость, которую испытывает духовный человек, — это не та радость, за которой многие сегодня гонятся. Не надо путать разные веши. Имели ли святые радость в том ее виде, что ищем мы? Матерь Божия имела такую радость? Христос — смеялся ли Он? Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не хотящие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? Если я избегаю волнений, ради того чтобы быть радостным, ради того чтобы не нарушать своего покоя, ради того чтобы быть мягким, то я равнодушен! Духовная кротость — это одно, а мягкость от равнодушия — это другое. Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным.» Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, — не духовный человек. Духовный человек — весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Но за эту боль ему воздается божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость — невыразимая и заливающая сердце.

Из книги «Духовное пробуждение»

Старец Паисий Святогорец о радости

Старец Паисий Святогорец. Где Христос — там истинная радость
Старец Паисий Святогорец. О радости
Плод духовный есть любы, радость (Из бесед со Старцем Паисием)
Две радости. Притчи старца Паисия
Какая дорога ведет к счастью? Притчи старца Паисия
Старец Паисий Святогорец. Настоящая радость обретается близ Христа
Старец Паисий Святогорец. Дающий приемлет Божественную радость

О Старце Паисии

О Старце Паисии Святогорце
Смирение. О старце Паисие Святогорце

О разных духовных вопросах

Старец Паисий Святогорец. Как найти Христа?
Старец Паисий Святогорец. О познании Бога
Старец Паисий Святогорец. Сегодня Бога отодвигают на последнее место
Что бы ни делал человек, он должен делать это ради Бога (Из бесед со Старцем Паисием)
Старец Паисий о гордости, смирении и послушании
Какая отвага была у святых (Из бесед со Старцем Паисием)
Старец Паисий Святогорец. Благодать Святого Духа
Старец Паисий Святогорец. О Божией Премудрости и окружающей среде
Старец Паисий Святогорец. Пост с любочестием

О молитве

Старец Паисий о молитве
Старец Паисий Святогорец. О молитве
Старец Паисий Святогорец. Детям о молитве
Старец Паисий Святогорец. Неделя жен мироносиц
Старец Паисий Святогорец. Молитвы за усопших
Старец Паисий. Молитва к Богородице

Притчи

Две радости. Притчи старца Паисия
Какая дорога ведет к счастью? Притчи старца Паисия
Как поделить сливы. Притчи старца Паисия
Лягушка и буйвол. Притчи старца Паисия
Старец Паисий. Притча о Жадине монахе
Паисий Святогорец. Притча о трех европейцах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *