Плодитесь и размножайтесь Библия

Заповедь плодиться и размножаться

Каждый ноахид, изучая Пятикнижие с самого начала, неоднократно встречает в тексте повеление Бога плодиться и размножаться и заполнять Землю. Например, читая о первом человеке Адаме, мы встречаем слова «И сотворил Б-г человека в его образе, в образе Б-жьем сотворил Он его; мужчиной и женщиной сотворил Он их. И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!». Или в обращении к Ноаху: «И благословил Б-г Ноаха и его сынов, и сказал Он им: Плодитесь и умножайтесь и наполняйте землю», «А вы плодитесь и умножайтесь, воскишите на земле и умножайтесь на ней». Или к Яакову: «И сказал ему Б-г: Я Б-г Всемогущий. Плодись и умножайся!».

Другой, более продвинувшийся в изучении Писания, сможет процитировать пророка Ишайау: «Ибо так сказал Г-сподь, сотворивший небеса, Он – Б-г, образовавший землю и создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить». Или царя Шломо в Коелет: «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо». Одним из традиционных пониманий этого стиха является то, что необходимо плодиться в молодости, но и в зрелом возрасте не оставлять этого, ибо возможно ,не дай Бог, кто-то из рожденных детей умрет.

Все это наводит на мысль, что заповедь плодиться и размножаться есть и касается всего человечества, как евреев так и неевреев. Так ли это постараемся сейчас выяснить.

В Талмуде приводится общее правило: заповеди, которые были даны БН, но не были заново даны на Синае, перешли от БН к евреям. Далее Талмуд спрашивает: «Но ведь заповедь плодиться и размножаться была дана БН, как сказано «А вы плодитесь и умножайтесь» и была повторена на Синае как сказано «Иди скажи им пусть вернутся к себе в шатры», но все же у евреев она есть, а у БН нет». Затем дается некий ответ на этот вопрос, но сути он не меняет — согласно Талмуду здесь у БН после дарования Торы на горе Синай и до сегодняшнего дня нет заповеди плодиться и размножаться.

Однако в другом месте в Талмуде встречается на первый взгляд противоположное мнение. Талмуд приводит спор амараев раби Йоханана и Реш Лакиша о нееврее, прошедшем гиюр и уже породившем до гиюра детей. Раби Йоханан считает, что заповедь плодиться и размножаться тот уже исполнил, а Реш Лакиш с этим не согласен. Обсуждая этот и еще другой их спор, Талмуд говорит, что у БН есть заповедь плодиться и размножаться. Комментатор Раши пишет, что эта заповедь учиться из слов Творца, обращенных к Ноаху и его сыновьям. Таким образом по мнению Раши заповедь плодиться у БН есть. Также комментатор Меири пишет, что из этих слов Талмуда следует, что БН заповеданно плодиться и размножаться.

Комментатор Тосафот там обращает внимание на это противоречие между двумя местами в Талмуде и объясняет, что тут не имеется в виду буквально, что БН заповеданно плодиться. Тут это означает, что у БН их дети считаются законом их детьми, то есть хоть заповеди и нет, но результат (дети) может быть учтен, например, если он прошел гиюр.

Рав Ахай Гаон в книге «Шеилтот» также как и Раши считает, что у БН заповедь плодиться есть. В комментарии Аэмэк Шеела дается обоснование этому мнению, которое основано на Талмуде в Йевамот, мнении Раши, а Талмуд в Санедрин объяснен иначе так, что он не противоречит этому мнению.

Таким образом мнения раввинов в этом вопросе разошлись.

Каково мнение Рамбама по данному вопросу? Прямо он об этом не пишет. В 9 и 10 главах в законах о царях, где Рамбам перечисляет законы БН, он не пишет, что для ноахидов есть заповедь плодиться. Возможно это значит, что согласно Рамбаму такой заповеди у бней Ноах нет.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что автору этой статьи кажется более убедительным мнение, что такой заповеди у ноахидов сегодня нет.

И хотя эта заповедь не является одной из семи заповедей, данных потомкам Ноаха, они, тем не менее, обязаны вносить свой вклад в заселение мира. В идеале — праведными людьми , живущими по закону Торы.

Берешит 1:27-28
Берешит 9:1
Берешит 9:7
Берешит 35:11
45:18
11:6
Раши на этот стих, Йевамот 62б
Санедрин 59
Санедрин 59б
Дварим 5:27
Йевамот 62
Шеилта 165
Йешаягу 45:18, так же Шульхан Арух, Эвен га-зер 1.

Арье Мирецкий

Плодитесь и размножайтесь… или нет?

ПРЕДИСЛОВИЕ

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю.

– Бытие 9:1

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

– Бытие 11:1,2,4

Когда вода, наконец, убыла, ковчег остановился на горе, и животные разошлись каждый своим путей. Таким образом Ной и семья его избежали Божьего осуждения за зло, совершенное на земле. Не потому, что сами были безгрешные, а потому, что поверили Богу. И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. Число потомков Ноя росло, но они оставались единым народом. Они не стали наполнять землю, как повелел им Бог. Напротив, они построили город. А затем стали строить башню, достигающую небес. Это было Богу не угодно.

– Надежда», глава 4

Наблюдать и принимать во внимание

Хотелось ли вам когда-нибудь начать все сначала? Ною и его семье после потопа удалось это сделать самым необыкновенным образом. Перед ними был абсолютно чистый лист, с которого можно было начать новейшую историю жизни. Кроме того, Бог обещал благословить их умножением (Бытие 9:1-7). И еще Бог обещал никогда больше не посылать потоп на землю… и свое обещание он скрепил печатью – на небе появилась радуга (Бытие 9:13-15)!

Шанс начать все заново был уникальный. Но, к сожалению, использовать его не удалось.

Бог повелел Ною и его семье наполнять землю. Вместо этого они собрались в одном месте и построили город. Они хотели быть одним народом в одном месте. Но Бог хотел совершенно другого. В следующем уроке мы рассмотрим как Бог отреагировал на их непослушание, а сегодня мы разберемся с тем, как они могли упустить удивительную возможность ходить по пути, приносящем благословения!

Согласно Божьей истории, Ной и его семья вошли в ковчег на второй неделе второго месяца того года. А покинули они ковчег на 27 день второго месяца следующего года (Бытие 8:14-15). Если учитывать датировку по лунному календарю (365 дней), то Ной с семьей могли провести в ковчеге практически целый год!1 Задумайтесь над этим прежде чем идти вперед.

Когда они, наконец, вышли из ковчега, что должны были они чувствовать? Что могло предстать их взгляду на земле, которая провела практически год под водой? Было ли это зрелище ужасающим, странным или быть может, сюрреалистичным? Из всех живущих тогда людей от Ноя и его семьи можно было ожидать послушания Богу в независимости от того, что они увидели на земле.

  • Они были единственными людьми, которых Бог сохранил во время потопа.
  • Они лично слышали голос Божий и наблюдали чудеса, которые Он творил.
  • Бог обещал им благословенную жизнь.

Но, несмотря на то, что ранее Ной и его семья могли полностью доверять Богу, несмотря на то, что они на себе испытали верность Его слова, исполнить то, чего от них хотел Господь, они не смогли. Что было тому виной? То, что они невнимательно слушали Бога или то, что не хотели проявить послушание? Возможно вы слышали мнение о том, что безопасность людей зависит от их численности. Может быть они боялись рассредоточиться, и поэтому остались все вместе. Каковы бы ни были причины, факт в том, что Бога они ослушались. Они не приложили усилий к тому, чтобы наполнить землю.

Из сегодняшнего урока задумайтесь над следующим:

  • Бог хотел, чтобы Ной и его семья плодилась и наполняли землю (Бытие 9:1). Через исполнение этого повеления они увидели бы Божьи благословения. Но для них на тот момент такой путь не выглядел как путь будущих благословений. Люди боялись быть рассеянными по всей земле (Бытие 11:4). Разница между «наполнением» земли (как задумал Бог) и «рассеянием» в том, что первое делается добровольно, а второе насильно.
  • Они хотели «сделать себе имя» (Бытие 11:4). Такое горделивое отношение очень напоминает события, предшествующие падению сатаны (урок 14).
  • Несмотря на то, что они не хотели быть послушны повелению Бога, на небо попасть они все же хотели. Но сделать это решили собственным способом, построив башню (Бытие 11:4).

Спросить и ответить

  • Почему Ной и его семья не были послушны Богу после великих чудес Божьих, которые наблюдали лично?
  • Можете ли вы вспомнить случаи из собственного жизненного опыта, когда то, что Бог хотел от вас не предвещало благословения, но в результате оказалось таковым?
  • Что вы можете сказать человеку, который пытается попасть на небо собственными путями?
  • Можете ли вы сопоставить себя с регрессирующим духовным состоянием Ноя? Было ли такое, что раньше вы доверяли Богу больше, чем сейчас? Почему так произошло?

Решить и действовать

В прошлом уроке мы рассмотрели, что доверять Богу нужно также, как Ной доверял Богу при строительстве ковчега. Однако дальнейшее знакомство с жизнью патриарха дает нам тревожные сигналы. Нельзя прекращать доверять Богу и быть Ему послушным. Если вы слабеете духовно, не медлите с тем, чтобы решить эту проблему.

Жители Вавилона строили башню, чтобы попасть на небо. Также поступали и многие другие люди и религии, пытаясь построить свою дорогу в небеса.2 Но путь на небо есть только один… и это Божий путь.

Для дальнейшего изучения

Сноски:

Писанием Цитаты из RUSV

Недолгая жизнь в раю

А как же быть с тем, что слова о возникновении близких отношений между первым мужчиной и первой женщиной в Писании идут сразу после упоминания об изгнании: «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала» (Быт.4:1)? Многие толкователи считают, что данное предложение следует понимать в прошедшем времени, то есть «познание Евы» предшествовало уходу людей из рая. Об этом также рассказал Андрей Кураев на страницах издания «Российская газета».

Тем не менее, ни в одном из религиозных текстов не указано точного количества дней, месяцев или лет, в течение которых Адам и Ева проживали в раю. Это связано с тем, что время в раю не существовало в принципе. Именно времени человечество обязано наличием смерти, о которой все созданные Богом животные и растения поначалу даже подозревали. Так святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Растения не были подвержены ни тлению, ни болезням; и тление, и болезни, и самые плевелы явились после изменения земли вслед за падением человека». Игнатию вторил и Феофан Затворник: «… быв создана нетленною, по причине грехов человеческих сделалась тленною, ибо и мы из нетленных сделались тленными».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *