Плодородный полумесяц

Первое «иностранное» завоевание Древнего Египта, возможно, на самом деле могло быть совершено кем-то из своих жителей. Примерно 3 600 лет назад фараоны ненадолго утратили контроль над северной частью государства. Власть перешла в руки гиксосов — правителей, которые выглядели и вели себя как выходцы из области, простирающейся от современной Сирии на севере до Израиля на юге. Традиционное объяснение — гиксосы были захватчики-чужестранцы. Но свежий анализ скелетов из их древней столицы дает альтернативную точку зрения: гиксосы были рожденные в Египте потомки иммигрантов, которые подняли бунт и захватили власть.

Фараоны владычествовали над Египтом примерно с 3100 года до н. э. до 30 года до н. э., но их господство не всегда было абсолютным. Их власть пошатнулась около 1800 года до н. э. после вереницы слабых фараонов, которые никак не могли навести в стране порядок. По древним текстам, вакуумом власти воспользовались гиксосы, захватив северный Египет и оставив фараонам лишь узкую полосу земли на юге.

Археологи знают, что гиксосы были непохожи на типичных египтян: у них были имена, как у жителей соседнего региона Передней Азии. Древние произведения искусства изображают их в длинных разноцветных одеждах, в отличие от белых накидок, которые носили египтяне. Но что это были за люди, точно не ясно.

Плодородный полумесяц

Плодоро́дный полуме́сяц — условное название региона на Ближнем Востоке, в котором в зимние месяцы наблюдается повышенное количество осадков. Название является переводом английского термина «Fertile Crescent», введённого в научный оборот археологом Чикагского университета Джеймсом Генри Брэстедом в его книге «Древние летописи Египта» («Ancient Records of Egypt») в 1906 году. Местность была так названа из-за ее богатой почвы и формы, напоминающей полумесяц.

С юга регион ограничен Сирийской и северо-аравийскими пустынями Саудовской Аравии, с юго-запада — Синаем, с запада — Средиземным морем, с севера — хребтом Тавр и Армянским нагорьем, а с востока — горами Загрос.

Состоит из Междуречья и Леванта, который, в свою очередь, делится на историческую Сирию и Израиль.

Занимает современные территории Ливана, Израиля, Сирии, Ирака, юго-востока Турции и северо-запада Иордании. Иногда в его состав включают также долину нижнего течения Нила (Египет).

Плодородный полумесяц считается первым из центров, где зародились земледелие и скотоводство, появившиеся в каменном веке. Также он является местом древнейших известных городских культур мира (Иерихон, Чатал-Гуюк).

  • 1 География
  • 2 Климат и растительность
  • 3 Генетика и языки
    • 3.1 Северокавказские народы
  • 4 Современная ситуация
  • 5 См. также
  • 6 Примечания

География

Несомненно, реки и болота сыграли большую роль в возникновении цивилизации в Плодородном полумесяце, но они были не единственной причиной процветания района высокого плодородия. Область явилась «мостом» между другими районами Африки и Евразии. Эта связующая роль позволила Плодородному полумесяцу сохранить более обширное биоразнообразие, чем Европе или Северной Африке, где изменения климата во время ледникового периода привело к непрекращающемуся вымиранию из-за уменьшения размеров экосистем, чего нельзя сказать о водах Средиземного моря. В сочетании с теорией насоса Сахары этот средневосточный «мост из земель» имел крайне важное значение для интенсивного распространения флоры и фауны Старого Света, включая и расселение человечества.

Тот факт, что эта область несет на себе основную тяжесть тектонических расхождений между африканскими и арабскими плитами и сходящимися арабскими и евразийскими плитами, также сделал этот регион очень разнообразной зоной пустынного плоскогорья, высоких заснеженных гор, плодородных, аллювиальных бассейнов рек, что еще сильнее увеличило биоразнообразие и способствовало развитию в доисторические времена видов, не найденных в других местах.

Климат и растительность

Наличие в Плодородном полумесяце разнообразного климата, а также основные климатические изменения стимулировали эволюцию многих однолетних растений «r»-типа, которые производят более питательные семена, чем многолетние растения «K»-типа. Чрезвычайное разнообразие возвышенностей региона породило множество видов съедобных растений, которые удалось успешно культивировать при первых попытках земледелия. Важным фактором является и то, что в период зарождения сельского хозяйства в Плодородном полумесяце произрастали дикие прародители из восьми основных неолитических культур (то есть дикие предки пшеницы двузернянки, пшеницы однозернянки, ячменя, льна, нута, гороха, чечевицы и горькой вики) и боролись за существование предки четырех из пяти наиболее важных видов домашних животных: коров, коз, овец и свиней, а пятый вид, лошадь, — жил неподалеку.

Будучи местом обнаружения многочисленных останков и культурных артефактов древних и ранних современных людей (таких как, например, пещера Кебара в Израиле), охотников-собирателей позднего плейстоцена и полуоседлых охотников-собирателей эпипалеолита, эта область также является известнейшей благодаря археологическим раскопкам, связанным с зарождением сельского хозяйства. На территориях к западу от Иордана и верхнего течения Евфрата находятся первые известные неолитические земледельческие поселения (так называемый Докерамический неолит (PPN), датируемые примерно 9000 г. до н. э., включая такие доисторические поселения, как Иерихон. Этот регион, наряду с Месопотамией (простирающейся к востоку от Плодородного полумесяца, между реками Тигр и Евфрат)), также был свидетелем появления ранних сложноустроенных человеческих сообществ в течение последующего бронзового века. В этом же регионе обнаружены ранние свидетельства зарождения в этом регионе письменности и формирования первых государств. За это его стали по праву именовать «Колыбелью цивилизации».

Исток обеих рек (Тигра и Евфрата) находится в Таврских горах, на территории нынешней Турции. Ежегодно земледельцам юга Месопотамии приходилось защищать свои поля от наводнений, и для спасения от них они строили дамбы, в то время как в северной Месопотамии сельское хозяйство было обеспечено за счет достаточно умеренных дождей.

Уже в бронзовом веке естественное изобилие региона было дополнительно расширено за счет ирригационных работ, от которых и по сегодняшний день продолжает зависеть бо́льшая часть сельскохозяйственного производства. За последние два тысячелетия ирригационная система региона неоднократно претерпевала спад и восстановление. При смене народов и государств предыдущие работы приходили в упадок или изменялись последующими поколениями. Одной из важнейших проблемой сельского хозяйства в регионе является засоление — в почвах с долгой историей орошения наблюдается постоянное повышение концентрация соли и других минералов.

Генетика и языки

Северокавказские народы

Современные северо-кавказские народы: чеченцы, ингуши, бацбийцы и народы Дагестана имеют прямые языковые связи с Плодородным полумесяцем.

«Лингвистически, большинство языков в регионе и в самом Плодородном полумесяце относительно недавние и прибыли из других мест. Современный лингвист Джоанна Николс из Университета Калифорнии, Беркли, целенаправленно использовала языковой метод установления родственной связи современных жителей Кавказа с древними земледельцами Плодородного полумесяца. В своей работе она анализировала нахо-дагестанскую языковую семью, которая сегодня включает чеченский, ингушский и бацбийский языки, относящиеся к нахам, и еще около 24-х языков народов Дагестана. В своей работе она приходит к выводу, что можно предположить, что земледельцы региона Плодородного полумесяца были прото-нахо-дагестанцами. «Языки нахо-дагестанцев являются самыми близкими к прямому продолжению культурного и лингвистического сообщества, которое дало начало Западной цивилизации», — говорит Николс.»

Также ингуши показали наибольшую (89 %) частоту гена J2, который имеет прямое отношение к Плодородному полумесяцу.

Современная ситуация

В современную эпоху пресные речные воды остаются потенциальным источником конфликтов в данном регионе. Река Иордан лежит на границах Израиля и Иордании, а около четверти реки Евфрат, от которой в значительной степени зависит сельское хозяйство находящегося в низовьях Ирака, контролируется Турцией и Сирией.

См. также

  • Машрик
  • Левант
  • Великая Сирия

Примечания

Для улучшения этой статьи по географии желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Природа Египта на большей части его территорий не благоприятствовала развитию земледельческих культур, как кажется на первый взгляд. Неплодородные почвы, иссушенные жарким солнцем, располагались на многие километры. Однако вблизи рек климат был гораздо лучше. В долине Нила природные условия позволяли снимать богатый урожай. Земледелие в Древнем Египте было основным занятием населения, которое сосредотачивалось главным образом в дельтах рек. Главным богатством Двуречья являлись воды Нила и плодородный ил.

Жизнь Древнего Египта очень зависела от ежегодных разливов Нила, которые были предсказуемы. В августе река поднималась, огромные площади оказывались затопленными. Вода стояла долго, вплоть до октября. В октябре вода уходила, и в распоряжении фермеров оказывались влажные илистые почвы, которые давали возможность выращивать в короткие сроки большие урожаи.

Земледельцы в Египте делились на классы. Самым многочисленным классом были феллахи – крестьяне, обрабатывавшие собственные наделы. Эти общинники жили деревнями. Помимо своих ароуров (то есть площадей, выделенных им фараоном во временное или постоянное владение), они обрабатывали земли помещиков. Крупные землевладельцы имели центральную усадьбу, а также селения и дворы. В каждом из таких имений служили домоправитель, писцы, мерщики зерна, хранители хозяйственных книг.

Поля обрабатывали мужчины – женщины практически не занимались сельскохозяйственными работами, они лишь провеивали зерно.

Труд феллахов был тяжелым, условия, в которых они жили, могли поменяться в любую минуту в зависимости от воли «бога» – фараона. Несмотря на то, что дельта Нила и некоторые другие районы были благоприятны для земледелия, плодов, полученных от урожая, не всегда хватало до нового. К тому же вся земля считалась принадлежащей фараону, и он мог за какие-либо прегрешения отобрать ароуры как у крестьян, так и у знатных вельмож. В качестве орудий труда использовались мотыги и деревянные серпы. В плуг запрягали не только быков, но и коров. Считалось, что эти животные обладают более спокойным нравом, и ими легче управлять.

Египтяне применяли приспособление для полива под названием «шадуф». Согласно оставшимся в источниках описаниям и картинкам, это были балки на каменной либо деревянной основе. На одном конце крепилась емкость для воды, а на другой – противовес (например, камни).

пример шадуфа

В полях выращивали род пшеницы – эммер. Кроме того, обязательной земледельческой культурой был ячмень, из которого варили пиво. Зерно хранили в особых «башнях» – хранилищах цилиндрической формы. Зерно засыпали сверху, а отбирали по мере необходимости через отверстие, проделанное сбоку, ближе к основанию.

Крупные землевладельцы разбивали на берегах Нила сады, где выращивали плодовые деревья. Это были сикиморы, гранаты, финиковые пальмы.

Развито было виноградарство.

Египтяне изобрели оригинальную ирригационную систему, при помощи которой было легко орошать значительные площади с минимумом затрат. Ирригация строилась по принципу так называемого «бассейнового орошения». Осадков большую часть года практически не было, зато в период разлива Нила воды прибывали в огромных объемах. Египтяне сформировали целую сеть земляных валов, которые задерживали большие массы воды. Влага задерживалась надолго, пропитывая обширные территории земли. Когда почва увлажнялась достаточно, воду «перенаправляли» в район тех участков, где ощущался ее недостаток.

Быт большинства населения Египта отличался скромностью. Одежды вельмож и простого люда были легкими, нередко оставляли открытой значительную часть тела. Мужчины оборачивали вокруг бедер кусок ткани, грудь украшали массивными ожерельями. Женщины носили длинные сарафаны. Простолюдинки нередко обходились минимумом одежды, поскольку она сковывала движения, мешая работать. Одевались египтяне преимущественно в лен и хлопок.

Жилища жителей Междуречья строились из кирпича-сырца. Дом знатного вельможи состоял из множества комнат, помещений для хозяев, для прислуги, для хранения и приготовления пищи. Простые земледельцы порой довольствовались хижиной из папируса.

Знать питалась финиками, оливками, злаковыми, в качестве напитка гостям всегда предлагали качественное домашнее вино со своих виноградников. Поскольку скотоводство было не очень развито, мясную пищу нельзя считать преобладающей в рационе жителей Древнего Египта.

Чечевица, злаки и пиво составляли основу того, что ели феллахи.

Египет был огромным государством, и география разных районов различалась. Растительный мир был значительно богаче там, где разливалась река, а потому именно там, возле большой воды, сосредотачивалась большая часть населения. Образ жизни мог варьироваться в зависимости от местоположения, поэтому сложно дать единую характеристику жизни и быта населения в целом. Однако можно отметить: египтяне сумели использовать по максимуму природные особенности доставшегося им местообитания, создать прекрасную ирригационную систему, наладить сельскохозяйственное производство и сделать его основой экономики мощного государства.

П. М.

Опытный и мудрый строитель чем выше возводит стену, тем чаще сверяет ее с основанием: нет ли кривизны? нет ли уклонения? В противном случае, разрушение неминуемо.

Не должно ли и нам, христианам, достигшим последних веков, внимательней и чаще смотреть на жизнь и упование мужей, проложивших путь веры? Возвращаться назад — значит простираться вперед! Смотреть в прошлое — значит видеть будущее! Слушать древние гимны веры — значит улавливать звуки торжественной симфонии рая! Таковы парадоксы истинного христианства.

ДРУГ БОЖИЙ — ОТЕЦ МНОЖЕСТВА

После повествования о масштабных, преобразующих мир событиях (всемирный потоп, расселение народов) Священное Писание сосредотачивает наше внимание на человеке по имени Авраам. Великий пример веры этого праведника сияет яркой звездой из глубокой древности. Жизнь этого патриарха оставила светлую полосу во мраке всеобщего язычества тех далеких времен. Какую богатую россыпь благословенных истин находил тот, кто, вчитываясь в святые строки, следовал за Авраамом в Ханаан, кто вместе с ним искал вожделенный город, которого художник и строитель — Бог (Евр. 11, 10)!

Два предмета, две вещи стали символом жизни Авраама — шатер и страннический посох. «И жил Авраам… как странник…» (Быт. 21, 34). Авраам, горячо откликнувшись на Божий призыв, стал человеком неустанного стремления. Его сердце простиралось все дальше, его взгляд постоянно был устремлен к горизонту, его походный стан был всегда в движении. Заманчивые картины, встречавшиеся на пути, не могли его прельстить — он спешил вперед. Серьезные препятствия, преграждавшие дорогу, не в силах были остановить движение — он их преодолевал. Авраам с радостью называл себя пришельцем и странником на земле и даже в мыслях не имел того отечества, из которого вышел (Евр. 11, 1315).

В жизни Авраама, рожденного на заре истории человечества, так много дел евангельских, новозаветных. Весьма далек был славный час искупления мира, но Авраам всем существом: духом, душой и телом так близко подошел к Голгофе, когда вознес на жертвенник своего сына Исаака. Посему уверовавший Авраам и назван другом Божьим, ибо так же, хотя и отчасти, познал, что значит жертвовать единородным сыном.

Вдохновенное Богом Писание беспристрастно отмечает и подвиги Авраама и падения, и верные шаги, и ошибки. Библия не идеализирует своих героев, скрывая их грехи; не делает из них людей особых, не похожих на нас, слабых и обыкновенных. Этим и ценна святая Книга, рассказывающая о простых и спотыкающихся, но глубоко уповающих на Бога и горячо любящих Его, потому и преображающихся в сильных победителей, в героев веры, в подвижников Божьих.

ПРИЗВАНИЕ

«Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама». Неем. 9, 7

Перенесемся мыслью в древние времена, когда мир еще был юн, и обратим наш взор на ту землю, которую многие богословы называют колыбелью человечества, ибо, как полагают они, именно здесь, в междуречье Тигра и Евфрата, когдато цвел и благоухал Едемский сад.

Месопотамия (так называлась эта земля) во времена Авраама (2000 лет до Р. Х.) была уже хорошо обжитой. Здесь было немало городов, защищенных мощными каменными стенами. Самый крупный из них Вавилон, жители которого могли быть всякий день вразумляемы при взгляде на мрачные развалины Вавилонской башни. На юге от него располагался другой, не менее интересный для нас город, Ур Халдейский, в котором жил человек, ставший впоследствии отцом всех верующих.

Если бы мы смогли рассмотреть этот город, то обратили бы внимание на два явления, одно из которых, возможно, немало удивило бы нас, другое — весьма огорчило. Первое — это высокая степень технического, культурного, экономического развития древнего города. В этом нас убеждают археологические раскопки. Освобожденный от пластов грунта Ур Халдейский впечатлял археологов. В нем были школы, магазины, площади, двухэтажные дома. На обнаруженных учеными многочисленных глиняных табличках — исторические письмена, записи торговых сделок.

Второе явление — удручающее. Жители города были фанатичными язычниками. Лучшие центральные места в городе занимали огромные идольские капища. Народ в помрачении разума приносил жертвы богу Луны. В капищах совершались языческие оргии, которые, как правило, включали в себя элементы жестокости и аморальности. Вот так совмещалось, казалось бы, несовместимое: цивилизованность и язычество, и уже в древности ясна была истина: образование и культура не делают человека чище и гуманнее. Об этом громко вопиет и наш современный мир. Нет для него ни в чем исцеления от греха, как только в Крови Агнца Божьего.

Авраамово родство ничем не отличалось от большинства и также блуждало сердцем во мраке язычества. Позже вождь народа израильского Иисус Навин с горечью напоминал об этом Авраамовым потомкам: «За рекою жили отцы ваши издревле… и служили иным богам» (И. Нав. 24, 2).

Невольно возникает немаловажный вопрос: почему же Бог обратил внимание на человека, рожденного в городе идолов? Что отличало Авраама в толпе Ноевых сынов, совершенно забывших заветы своего праотца? Непременно в этом человеке было нечто, привлекшее Божий взор, ибо нелицеприятен Господь, обративший чудные слова призыва, слова спасения именно к нему.

Убежденно и уверенно можно сказать, что Божьего благоволения не сыщут ни сила, ни тонкий ум, ни другие способности. Всем этим обладали сыны Каина. Были среди них и люди лирической души, как Иувал, и искусные ваятели из железа и меди, как Тувалкаин и успешные селекционеры, как Иавал (Быт. 4, 20—22). Однако всепоглощающие воды потопа, эти орудия гнева Божьего, навеки скрыли мятежный род гордых нечестивцев.

Авраам не обладал особой силой, выдающимися способностями. Более того, отличался некой ущербностью — он не имел детей. Именно эта подробность нарушает лаконичность родословия Авраама. «И Сара была неплодна и бездетна» (Быт. 11, 30). Не это ли именно удручающее обстоятельство побудило Авраама размышлять и тосковать по неведомому Богу, Который властен давать новую жизнь? Едва ли Авраама посещала мысль взывать к мертвым богам, за которыми стоят бесы и которые не служат, но требуют служения; не помогают, но обременяют; не освобождают, но порабощают; не даруют, но отнимают; не спасают, но губят. Авраам, по-видимому, осознавал всеобщее безумие соотечественников и, убежденный в бессилье идолов, порывался сердцем в манящую даль Небес, чтобы найти милосердного Бога, Который пожелает ему, слабому и нуждающемуся, помочь.

И если в основных чертах происходило так, как мы предполагаем, значит, Авраам знал коренное различие между живым, истинным Богом и ложными богами. Истинный Бог не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду. Он Сам дает всему жизнь и дыхание и все (Д. Ап. 17 гл.). Когда эту великую истину забывали Авраамовы потомки, Господь напоминал им: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49, 9—12). Господь Вседержитель есть Наполняющий все во всем (Еф. 1, 23). Он — Бог благословляющий, Бог дарующий. Если в ложных религиях поток даров течет от людей к божеству, то в истинной религии поток даров течет от любящего, благого Бога к людям.

Эту восхитительную истину неоднократно подчеркивал Сын Божий Господь Иисус: «…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марк. 10, 45). От этой чудной вести исстрадавшаяся душа невольно приходит в радостное волнение, согревается, ибо она, находясь на далекой чужбине греха, расслышала родной голос Отца, который жаждет ее спасти и оживить.

Дорогой друг, еще не уверовавший в истинного Бога, не откликнувшийся на Его добрый призыв! Святая Книга (Библия) убеждает тебя в том, что истинный Бог, обладающий всем, не отнимает, но дарует и обогащает: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17). Истинное христианство не сковывает, не ущемляет душу, но, напротив, — раскрепощает и освобождает.

Есть только одно, что Господь берет от нас. Агнец Божий принял на Себя наши грехи, наше зло и вознес эту безмерно тяжкую ношу на крест. Он умер. Он воскрес. И тем самым открыл для нас сокровищницы небесные.

Авраам также встрепенулся душой, когда услышал Божий призыв. Он не был привязан сердцем к капищам и храмам языческого града. Об этом свидетельствует его горячий отклик на Божий призыв. Невероятно, чтобы человек, довольный всем, не ищущий лучшего, не томящийся сердцем, слепо преданный религии отцов, так легко оставил бы обжитое место и изменил удовлетворяющий его образ жизни. Да и услышал бы он голос Божий?

Друзья христиане, сколь многим из нас, некогда блуждающим на путях погибели, Божественной премудростью было допущено испытать скорбь, боль, ущерб, стеснение, чтобы мы смогли отрезветь умом и сердцем и начать поиск Того, Который пришел послужить и отдать душу Свою для искупления многих!

Христова притча о приглашении званных на ужин ярко отражает действительность земной жизни (Лук. 14, 16—24). Привязанность к преходящим ценностям ослепила ум приглашенных на пир людей и они пренебрегли радушием господина, не захотели вкусить радость торжества, ибо не считали, что их жизнь уныла и пуста. Это род людей, счастливых без Бога, род сынов, радостных без Отца, род твари, довольной без Создателя. Но какое несчастье быть человеком счастливым без Бога, какая печаль быть сыном радостным без Отца, какое томленье быть тварью довольной без Создателя!

Иначе отнеслись к приглашению господина люди ущербные: хромые, слепые, нищие. Они воспрянули душой и поспешили в дом веселия. Их несчастье помогло им оценить приглашение на пир. В их жизнь пришел праздник — они за богатым столом господина! Утешились и возрадовались плачущие, вкусили и насытились алчущие и жаждущие, облеклись в светлые одежды и обогатились нищие. Итак счастливые стали несчастными, а несчастные счастливыми. Первые стали последними, а последние первыми.

Удержим же уста от ропота в пору страданий, ибо всякая скорбь, с благодарностью воспринятая нами, делается волной, несущей наш жизненный челн к берегам вечной Родины. Да будет прославлен Спаситель за все, что допускает в нашей жизни!

ПЕРЕХВАЧЕННАЯ ИНИЦИАТИВА

«Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего… и пойди в землю, которую покажу тебе». Д. Ап. 7, 2—3

Неоднократно в Слове Божьем наиболее важные события из жизни патриархов или из истории израильского народа уточняются и поясняются в книгах пророков или в новозаветных Писаниях. В первом повествовании о призвании Авраама в книге Бытие мы не находим Божьих слов к Аврааму, еще жившему в Уре Халдейском, но первомученник Стефан в своей речи к синедриону недвусмысленно об этом говорит: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран…»

«Выйди из земли твоей…» Услышав эти слова единого живого Бога, Авраам стал спешно собираться в путь. Но что это? Произошел какой-то переворот! Мы с удивлением читаем: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота… и Сару… и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую…» (Быт. 11, 31). Неужели и отец Авраамов пробудился сердцем и готов был все оставить, всем пожертвовать? Неужели он, услышав призыв Божий, с радостью откликнулся на него? Если так, то это весьма отрадно! Может, и Лот привлек к себе внимание Всемогущего Бога? Может, и Лот слышал из уст Господних свое имя? Увы, нет. Нигде в Священном Писании мы не находим, что Бог обращал к этим людям Свое слово. Слышал Господа лишь Авраам. Только Авраам вошел в личные отношения с Богом.

Возможно, читатель возразит: «Столь ли важно было каждому услышать призыв Божий? Не гораздо ли важнее, что они вышли и направились в Ханаан?» Дальнейшая судьба этих людей показывает, насколько существенна эта деталь, насколько важно начало, как важен побудительный мотив, какую ключевую роль играет исходная точка. Только Авраам достиг желанной цели, остальные же сошли с дистанции, оставили это славное поприще и печально закончили свои дни.

К сожалению, в современном христианстве лишь немногие испытывают основание своего духовного строения, размышляют о первом шаге следования за Христом, об исходной точке подлинной христианской жизни, которая называется возрождением. Многие легкомысленно, заодно с друзьями, с родством примыкают к христианству, а затем дерзко бросают вызов благоразумию: «К чему излишние заботы! Я — член церкви, я успешный христианин! Более того, я положительно влияю на других». Но и Фарра (отец Аврама) не отставал по пути в Ханаан и даже предводительствовал группой путешественников. И Лот бодро поспешал за родственниками. Однако и тот, и другой нашли земные города, которые соответствовали их плотской жизни, их вкусам, их поискам. Здесь и открылось великое различие этих людей с Авраамом, ищущим город, которого художник и строитель Бог.

Невозможно стать истинным христианином только в силу убеждений. Невозможно стать учеником Христа, только симпатизируя Его учению. Невозможно войти в Церковь Христову заодно с родственниками, друзьями, лишь формально сожалея о своих грехах. Все это значит перелазить во двор паствы Божьей инде (Иоан. 10, 1). Истинная дверь — Христос! И в подлинном христианстве определяющим фактором являются личные отношения со Христом.

«Вестник истины», № 2, 1999.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *