Плоть

  • Плоть Энциклопедия изречений
  • Плоть Библейский словарь
  • Понятия «тела» и «плоти» в христианском учении о человеке Л.Ф. Шеховцова
  • Плоть свт. Василий Великий
  • Плоть, плотский, плотяной Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Плоть свт. Димитрий Ростовский
  • Слово в день обретения мощей преп. Cepгия свт. Филарет (Дроздов)
  • О необходимости распинать плоть свою прот. Григорий Дьяченко
  • Свойственно ли православной аскетике понятие «умерщвление плоти»?

Плоть – 1) одна из двух субстанций человеческого естества; 2) понятие православной аскетики, имеющее два значения: а) тело; б) совокупность принадлежащих грешнику плотских страстей.

С одной стороны, под плотью христианские подвижники понимают человеческое тело, участвующее вместе с душой в подвигах. С другой стороны, под плотью ими понимается совокупность страстей, гнездящихся в человеке.

Говоря о жизни по плоти, апостол Павел говорит не о телесной (физиологической) жизни человека, но о действии греховных страстей в членах человеческого тела (Рим.7:5). Он учит, что делами плоти являются не только телесные грехи, но и душевные – вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси (Гал.5:20). Людей, живущих по греховным страстям, он называет плотскими, а по евангельским заповедям – духовными. «Он знал, что и плотские имеют душу, и духовные – тело, – говорит святой Ефрем Сирин, – но по причине преобладания того, чего в человеке больше, именование преобладающего усваивает целому человеку». Если в человеке господствует пристрастие к земному, то он – плотской (плоть как тело сотворена из праха земного). Если в человеке преобладает стремление к Божественному, то он – духовный. Борьба этих стремлений означает, по слову апостола Павла, борьбу плоти и духа (Рим.8:7; Гал.5:17).

Победа земных пристрастий позволяет распространить понятие «плоть» на саму человеческую душу. По слову св. Петра Дамаскина, и душа может именоваться плотью, если исполняет пожелания страстей, добровольно коснеет в совершенном неведении о духовной жизни. Если же она тянется к Богу, то вслед за ней и весь человек становится духовным. При этом само тело, как учит св. Григорий Палама, возвышается вместе со стремящимся к Богу умом, «вкушает божественного общения», «бывает стяжанием и домом Божьим».

Свойственно ли православной аскетике понятие «умерщвление плоти»?

Обузданием плоти в той или иной мере занимается каждый христианин. Внешне оно может выражаться в постах, бдении, богоугодном физическом труде, воздержании или в других формах.

Ближайшей целью обуздывания плоти является раскрепощение духа, освобождение его от влияния плотских греховных движений; врачевание страстей; наконец, укрепление воли, ориентация её в направлении Добра, устремление от мирского к Небесному, от тленного — к вечному, Божественному.

Плотские помышления могут пагубно сказываться как на самой плоти, так и на душе. Подчеркивая, насколько опасными могут быть плотские помышления, апостол Павел соотносил их с враждой против Бога (Рим.8:7).

Уже с апостольских времен люди, не преуспевавшие в борьбе с плотским греховным началом (а тем более — не желавшие в этом преуспевать), именовались плотскими (1Кор.3:3).

Плотским могли именоваться и новоначальные христиане, как младенцы во Христе, как не достигшие духовной зрелости (надлежащей степени духовного совершенства) (1Кор.3:1).

Борьба с плотским греховным началом должна вестись христианином со всею ответственностью. Поскольку речь идёт не о простом уклонении от греха, а об истреблении, искоренении его влияния и власти, постольку эта борьба именуется умерщвлением: умерщвлением плотских дел (Рим.8:13) умерщвлением плоти (по подобию того как и об отказе от зла вообще говорится: умереть для греха (Рим.6:2)).

Не секрет, что великим христианским аскетам, подвижникам, борьба с плотским началом свойственна в большей степени, чем обыкновенным мирянам. Внешне эта борьба проявляется в более суровом отношении к собственной плоти, в частности: в более строгих постах, в исполнении более тяжёлых послушаний, в простоте одежд, в более частых и продолжительных молитвенных стояниях по ночам, в проживании в тесных (нередко — холодных) помещениях (кельях, лачугах, пещерах).

Случается, что при таком отношении к собственному телу подвижники доводят его до измождения. Кому-то даже может показаться, что они занимаются напрасным и бессмысленным деланием: членовредительством. Но это не так. Повторим, измождение плоти осуществляется ими не ради измождения (это — не самоцель), а ради торжества духа над плотью.

***

Святитель Филарет (Дроздов), митр. Московский: «Нам, христиане, повелевается умерщвлять плоть не карательными орудиями, не мучением или уродованием создания Божия, не повреждением орудия души, но духом, то есть духовным законом, духовными рассуждениями, духовными правилами, духовным воззрением на образ жизни и распятия Христова, и силой, почерпнутой из этих живых источников».

Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский: «Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением «плотских дел, земных членов» (Кол.3:5) или плотских страстей; распятием плоти с ее «похотями» (Гал.5:24), раздранием сердца396 или обрезанием сердечным397. Умерщвление плоти совершается через непрерывное упражнение души в вещах и делах духовных, каковы чтение Слова Божия398 и размышление о нем, молитвы, любовь ко всем человекам, уничижение себя и прочее; через занятия тела полезными399 и усиленными400 трудами, через пост401, бодрствование402, коленопреклонение и распростирание по земле403, обуздание чувств, уединение404 и прочее».

Преподобный Исидор Пелусиот: «Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно».

Святитель Антоний Великий: «Утончим тела свои, чтобы иметь силу держать себя в порядке, ибо если мы поработим тело и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут через умерщвление плоти. Тогда просветится душа и соделается храмом Богу».

Если мы поработим тело и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут через умерщвление плоти.

Святой Антоний Великий

Иисус Христос (Спаситель)

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк.14:38).

Апостол Павел

Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны, они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5:16-24).

И потому я бегу не так, как на неверное… но усмиряю и порабощаю тело мое

Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух, но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор.9:24-27).

Святой Антоний Великий

Плотские помышления умерщвлены будут через умерщвление плоти

Утончим тела свои, чтобы иметь силу держать себя в порядке, ибо если мы поработим тело и отдадим его в рабство души, то плотские помышления, любовь к которым есть вражда Богу, умерщвлены будут через умерщвление плоти. Тогда просветится душа и соделается храмом Богу.

Если хотите получить Его <великого огненного Духа>, так чтобы Он пребыл в вас, принесите прежде труды телесные и смирение сердца и, восторгая помышления свои на небо, день и ночь, взыщите с правотою сердца Духа сего огненного, — и Он дастся вам… Пребудьте в молитвах с приболезненным исканием от всех сердец ваших, — и дастся вам. Ибо Дух тот обитает в правых сердцах. И Он, когда принят будет, откроет вам высшие тайны, отгонит от вас страх людей и зверей, и будет у вас небесная радость день и ночь, и будете в этом теле как те, кои уже находятся в Царствии Небесном.

В уединении и безмолвии удобнее можем мы победить врага и достигнуть совершенства.

Преподобный Исаак Сирин

Умерщвление плоти – отречение от мiра

Умерщвление плоти означает, что человек должен быть чужд всем своим знакомым, своей семье, своим родственникам, уйти в чужую страну и избрать для себя спокойное место, которое спокойно от всякой суеты. И будет он жить там в телесной нужде, в одиночестве, в бедности, лишенный общения с людьми, видимого собеседования с ними и утешения. В слезах и плаче, с болью сердечной умоляет он Бога помочь ему преодолеть склонность к греху и отложить от себя члены ветхого греховного человека, которые суть мирские поползновения. Это умерщвление тела порождает в нас умерщвление души.

Все доброе и худое, что ни приключается с плотию, почитай за сновидение.

Очищение плоти есть неприкосновенность к плотской скверне.

Преподобный Кассиан Римлянин

И умерщвлением плоти одержал победу в духовном ратоборстве

Хочешь ли слышать истинного борца Христова, сражающегося по законному правилу ратоборства? – Внимай. –Аз, говорит он, тако теку, не яко на неверное, тако подвизаюсь, не яко воздух бияй, но умерщвляю и порабощаю тело мое, да не како проповедуя другим сам неключим буду (1 Кор. 9:26,27). Видишь, как он в себе самом, т.е. в плоти своей, как на твердейшем некоем основании, установил главное дело ратоборства, и весь успех борьбы совместил в одном измождении плоти и покорении тела своего? Аз, говорит, тако теку, не яко на неверное. Не течет на неверное тот, кто, созерцая небесный Иерусалим, имеет в нем неподвижную мечту, к коей ему должно неуклонно направлять скорое течение сердца своего. Не течет на неверное тот, кто, забывая заднее, простирается в преднее, стремясь к предназначенной почести вышнего звания Божия о Христе Иисусе (Фил. 3:13,14), куда устремляя всегда взор ума своего, и куда спеша со всею готовностью сердца своего, с уверенностью взывает: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох (2 Тим. 4:7). И поелику сознавал, как неутомимо, с живейшим по всей совести рвением, тек в след вони мастей Христовых (Пес. Пес. 1:3), и умерщвлением плоти успешно одержал победу в духовном ратоборстве, то с несомненным упованием наводит, говоря: прочее соблюдается мне венец, правды, егоже воздаст ми Господь в день он, Праведный Судья (2 Тим, 4:8). А чтобы и нам открыть подобную надежду воздаяния, если в подвиге того же течения будем подражать ему, прибавил: не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его , провозглашая, что в день суда и мы сделаемся причастными его венцу, если, любя пришествие Христово, – не только, в коем Он явится и для не хотящих, но особенно то, в коем Он всегда сшествует святым душам, – одержим победу в ратоборстве чрез умерщвление плоти. О сем последнем пришествии Господь говорит в Евангелии: Аз и Отец Мой придем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23). И еще: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною (Апок. 3:20).

Авва Исайя

Крещение есть умерщвление плоти

Крещение есть умерщвление плоти подвигами, растворяемыми смиренномудрием и безмолвием. Ибо Иоанн, как говорит Писание, имел одежду из власов верблюжьих, был опоясан кожаным поясом по чреслам и жил в пустыне. Это есть знамение умерщвления плоти подвигами и образ покаяния, которые предварительно очищают человека и соделывают его способным к восхождению на крест. Крест служит предзнаменованием будущего бессмертия, когда им заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи представляют (собою) образ неверия и безнадежия, фарисеи же злобы, лицемерия и тщеславия. Ибо сказано в Писании: «ниже смеяше кто от того дне вопросити Его» (Иисуса) (Мф. 22:46). Господь послал Петра и Иоанна приготовить пасху. Это служит нам образом следующего: когда ум увидит себя, что он уже не порабощается никакой страстью, то приготовляется к бессмертию, сосредоточивая чувства свои и соделывая их единым телом питая и содержа их с собою в согласии нераздельно. Еще сказано: Иисус молился и говорил: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26:39).

Это служит нам наставлением, что ум, желая взойти на крест, должен прилежать многим молитвам, многим слезам, с покорностью повергаться ежечасно пред Богом и испрашивать помощи от Его благости, для укрепления хранения своего, пока Господь приведет его в обновление святое и непобедимое. Во время несения креста должен иметь сообщниками Петра, Иакова и Иоанна, то есть непорочную веру, твердую надежду и пламенную любовь к Богу.

Преподобный Исидор Пелусиот

Для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление…

Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно.

Плоть рвется и скачет, нелегко уступает изнуряющим ее, но нередко, побежденная в юности, за поражения сии вознаграждает себя победами в старости и уничтожает славные памятники, после побед над нею воздвигнутые.

Преподобный Нил Синайский

Разжжение плоти соделается матерью вечного огня

Пока пища утучняет тело, восстает и самовластвует плотское мудрование, узаконяя подвластным, что ему угодно.

Давай плоти то, что ей нужно, а не что хочет она получить.

Изнуряй плоть добрыми трудами, но позаботься не приводить ее в совершенный упадок.

Всего лучше гнушаться плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют.

Плотские нравом извергнуты будут вне Царствия.

Не услуживай без меры рабе <плоти> чревоугодием, чтобы, забыв свою меру, не сделалась она самоуправною, и не осмелилась поднять оружие на владельца.

Скакание плоти и срамное пожелание, наказав бичом поста и словом, убедим безмолвствовать.

К чему так щедро утучняешь плоть свою, которая, еще немного, и станет пищею червей.

Авва Фалассий

Кто ум свой отрешил от любления и ласкания плоти, тот Животворящим Духом умертвил деяния плотские (Рим. 8:13).

Не думай отрешиться от склонности к плотскому, если ум твой еще занимается тем, что свойственно плоти.

Святитель Андрей Кесарийский

(Толкование на Апокалипсис святого Иоанна Богослова)

Гусли указывают на умерщвление плоти

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.

Стеклянное море, думаем мы, означает множество спасаемых, чистоту их покоя и светлость святых, лучами которой они воссияют подобно солнцу (Мф. 13:43). Море смешено с огнем, и это нужно понимать из слов апостола: когождо дело, яковоже есть, огнь искусит (1 Кор. 3:13). Этот огонь нисколько не повреждает чистых и неосквернившихся, потому что, по изречению Псалмопевца (Пс. 28:7), обладает двумя свойствами: одним попаляющим грешников, и другим, как понимал это Василий Великий, просвещающим праведных. Правдоподобно будет и то, если понимать под огнем Божественное ведение и благодать Животворящего Духа, ибо в огне Бог явился Моисею и Дух Свитый сошел на апостолов в виде огненных языков. Гусли указывают на умерщвление плоти и жизнь, руководимую Духом Святым и благоустроенную в гармонии добродетелей.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Плоть наша — друг неверный

Плоть наша — друг неверный: вожделевает другой плоти не только по собственному побуждению, но и по побуждению чуждому, по побуждению падшего духа, находящегося в осквернениях плоти, ему не принадлежащей, наслаждение для себя. Неожиданно является ее непристойное, наглое, усиленное требование! По этой причине преподобный Пимен Великий говорил: «Как оруженосец царя предстоит ему всегда готовым: так душе должно быть всегда готовою против беса блудного» (Алфавитный Патерик).

Плоти своей можно доверить только тогда, когда она уляжется в гроб

Преподобный Антоний Великий, как повествуется в житии его, был усиленно борим блудными помыслами и мечтаниями. Многие из святых, уже по обновлении их Святым Духом и по достижении в пристани блаженного бесстрастия, внезапно подвергались непристойным побуждениям и влечениям естества, нашествию нечистых помыслов и мечтаний, как то случилось с преподобными Макарием Александрийским, Иоанникием Великим и другими. Потому-то святые отцы сказали, что плоти своей можно доверить только тогда, когда она уляжется в гроб (Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27, гл.2).

Святитель Дмитрий Ростовский

Умертвивши свою плоть, человек становится легким и пернатым как птица

Бог Дух Святой, явившийся в виде голубя, призывает летать и Своих птенцов — девственников, ибо ему свойственно делать человека крылатою птицею, которая бы могла проникать в самые высокие области. Святой Дамаскин поет, призывая духовных голубей, святых девственников летать. Особые же крылья добродетелей у тех голубей суть: умерщвление плоти и духа. А что умерщвление плоти есть одно из крыл, возносящие человека к небу, о сем святой Амвросий (Медиоланский), толкуя слова Евангелия: «вы лучше многих птиц» (Мф. 10:31), говорит так: «плоть, расположенная к исполнению Закона Божьего и совлекшаяся греха, по чистоте чувств уподобляется естеству души и возносится к небу на духовных крыльях». Здесь святой учитель Церкви говорит об уподоблении естеству души, имея в виду умерщвление, которых действительное естество плоти, как бы переходит в естество души, когда худшее подчиняется лучшему и плоть порабощается духу, когда человек освобождается от греха и очищает свои чувства, что не возможно без умерщвления. Умертвивши же свою плоть, человек становится легким и пернатым как птица, и возносится к небу на духовных крыльях.

Итак умерщвление тела для девства, воспаряющего к небу, есть первое крыло, ибо желающему соблюдать чистоту прежде всего подобает умертвить свою плоть, на что указывает словами пророка Давида Святой Дух когда обращается ко Христу с такими словами: «Все одежды Твои, как смирна и алой и касия» (Пс. 44:9). Здесь толкователи Божественного Писания разумеют под смирною — умерщвление страстей, под стактями — смирение, под кассией — веру. Эти благоухания исходят от одежд Христа, т. е. от его святой Церкви, от верующих, в которых Он облекся как в одежду, приняв на Себя плоть и вселяясь в тех, кто живет чисто и свято. Итак Дух Святой как бы так говорит: умерщвление страстей, смирение и вера, как драгоценные ароматы, благоухают пред Отцом Твоим от Твоей Церкви, от чистых и девственных людей, которые сохраняют указанные добродетели в своих сердцах как бы в сосудах для сохранения ароматов. Но спросим: для чего Дух Святой, за разные добродетели прославляя Церковь Христову, прежде всего, хвалит ее за умерщвление страстей верующих, поставляя именно на первом месте смирну? Поистине для того, чтобы показать, что вслед за подавлением беззаконных вожделений, за прекращением плотского сластолюбия, за умерщвлением тела идут все другие добродетели, как бы за вождем своим. Итак, духовным птенцам Духа Святого, т. е. девственникам, желающим иметь гнездом своим небо, прежде всего, нужно иметь это крыло, т. е. умерщвление плоти.

Святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

Умерщвление плоти

Как ежедневное покаяние способствует истреблению со деланных грехов, так умерщвление плоти их предотвращает. Оно называется в Св. Писании умерщвлением »плотских дел, земных членов» (Кол. 3:5) или плотских страстей; распятием плоти с ее «похотями» (Гал.5:24), раздранием сердца или обрезанием сердечным. Умерщвление плоти совершается через непрерывное упражнение души в вещах и делах духовных, каковы чтение Слова Божия и размышление о нем, молитвы, любовь ко всем человекам, уничижение себя и прочее; через занятия тела полезными и усиленными трудами, через пост, бодрствование, коленопреклонение и распростирание по земле, обуздание чувств, уединение и прочее.

умерщвлять

несов. перех.
1.Лишать жизни; убивать.
2. перен.Прекращать развитие чего-либо, делать пассивным; укрощать.

умерщвлять

несов. перех.
1) Лишать жизни, убивать.
2) перен. Прекращать развитие чего-л., делать пассивным, укрощать.

умерщвлять

умертвить кого, мертвить, лишать жизни, предать смерти, убить, или извести иначе; порешить, покончить кого, сокротить, укротить, сгубить, уморить. Камфора или персидская ромашка умерщвляет насекомых. | о страстях, обуздывать, смирять, укрощать, подчинять, убивать плоть. Аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете, Римл. Корысть умерщвляет всякое чувство, мертвит, угнетает. -ся , быть умерщвляему; | умертвить себя. Умерщвленье ср. , об. действие по глаг. Умерщвлятель, умертвитель, -ница , умертвивший кого, в ком, что-либо. Уморить кого, морить, заморить, изводить, извести, довести исподволь до смерти. Коли больной умрет, то сетующие говорят: его лекарь уморил! Покинув деревцо без поливки, уморишь его. Не смертию ли умориши мя? Иеремия. Дай боли волю, уморит. | * Довести до крайней усталости, до изнеможенья, умучить, умаять. Дай коню выстояться. вишь, как смаял, уморил его! | * Уморить кого со-смеху, заставить хохотать до надсаду, смешить так, чтоб надрывались смехом. -ся , быть уморену; | уморить, извести себя, напр. отравиться. | Устать до самой крайности, изнемочь. Уморенье, действие по глаг. Умор, смерть. От умору нет снадобья. Побила кошку прокудницу чуть не до умору! * Смеяться до умору. Умора жен. умор, умерщвление, смерть; мор, повальная смерть. В худое лето скоту умора. | Умора, уморушка и уморушки мн. смешно, забавно, нельзя не хохотать до упаду. Ну умора с ним, да и только! Уморительный случай, крайне смешной, забавный. Уморительный человек, смешник, забавник, проказник, который всех морить со смеху, или смешной по себе, которого дурачат, насмехаясь. Уморник, -ница , то же, в первом значении забавник или потешник. | Уморник. ядовитая трава, уморчивое зелье. Уморный, умористый собеседник, забавный, потешный. Уморщик, -щица , уморивший кого до смерти. Чай уморно работать в зной, тяжело. Умирать, умереть, умирывать; умерть калуж. умерти зап. или умерти, малорос. умрети

умерщвлять

умерщвлять несов. перех.
1) Лишать жизни, убивать.
2) перен. Прекращать развитие чего-л., делать пассивным, укрощать.

умерщвлять

умерщвляю, умерщвляешь (книжн.). Несов. к умертвить.

умерщвлять

умерщвлять, -яю, -яет

умерщвлять

лишать жизни, убивать прекращать развитие чего-либо, делать пассивным, укрощать

Власяни́ца (также вре́тище), церков.-слав.

  1. длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти.
  2. то же, что и вре́тище, темного цвета грубая ткань из козьей шерсти, в виде мешка, надевавшаяся в знак печали.

В наше время власяница — это длинная рубашка из простой ткани, часть монашеского одеяния, которая в первую очередь надевается монахом во время монашеского пострига. В прошлом власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причём жёсткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении.

власяница Нила Сорского
=====================
Власяница упоминается в древних текстах как грубая рубашка из волос или козьей шерсти.
Эта одежда которая еще в древности считалась грубой и мрачной одеждей. Достаточно упомянуть откровение Апокалипсиса: «солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь»
Власяница в течение многих столетий считалась покрытием и знаком отличия аскетов, намеренно умерщвляющих и уязвляющих свое тело ради духовного знания. Страдания, причиняемые постоянной чесоткой и раздражением кожи, преодолевались силой духа, молитвой и так далее. Наверняка, власяница могла доводить слабого человека до безумия, причиняя постоянный дискомфорт и раздражая кожу. И внешний вид власяницы также считался мрачным, устрашающим. Агрессия, направленная внутрь. Одежда, созданная для того, чтобы страдать телу. Обыватели использовали подобную одежду в ситуациях траура и печали.

Tags: вторая кожа, исследование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *