По святым местам иерусалима

Места паломничества в Храме и режим «status quo»

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания — место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа — место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.


Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года


Блаженный патриарх Иерусалимский Диодорос на церемонии в Св. Дворе


Церемония Омовения в Великую Пятницу

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, «… об одежде Моей бросали жребий «(Иоанн. 19 : 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале — крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма


Церемония Святого Огня в Великую Субботу


Православные паломники, участвующие в одной из церемоний Храма Гроба Господня

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как «status quo».


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина

Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.

Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат. Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.

Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев — ровесники времён Христа.

Грот Измены в Гефсимании

Гефсиманский сад последней молитвы

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.

Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.

Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, — лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.

Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до .н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).

Овечий Источник Вефесды

Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.

Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, — так начался Крестный Путь Страстей Господних.

Церковь Претория

Часть лисостратуса (мостовой), с вырезанным изображением римской игры

Тюремные камеры Римского Преториума

Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Лисостротус в Претории.

Отдельные части лисостратуса.

Воробьиная цистерна под лисостратусом.

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19 : 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием «Се Человек» (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре — Греческом Претории — сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.

Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.

Крестный путь в Великую Пятницу

Греко-православный патриарх на Крестном Пути в Великую Пятницу

Крестный Путь — Via Dolorosa

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь — в городе, и остальные — на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27 : 32. Марк. 15 : 21, Лук. 23 : 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19 : 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19 : 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19 : 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19 : 41-42).

Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей,» … Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, … «(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.

Гора Сион с христианскими местами паломничества

Патриархальная школа Сиона

Могила Давида на горе Сион

Католическое место паломничества «петух прокричал» на горе Сион.

Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери , двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.

Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная — гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь — часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

Православная Вербная церемония.

Православная Вербная церемония

Православный монастырь Св. Онуфрия в поле Акелдама

Базилика Элеони и окружающий её район. Базилика была построена Св. Еленой в 4 в. на гроте, в котором последний раз учил Христос.

Паломническое место-часовня Вознесения эпохи крестоносцев

Скала Вознесения с отпечатком ступни Иисуса.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения, паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.

Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.

Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.

Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен , около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику — Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании — это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.

Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая — посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

Место паломничества в русский монастырь Св. Иоанна Крестителя в горном районе

Древний христианский мозаичный пол византийской церкви святого Иоанна Крестителя в Эйн Кареме

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.

Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, …» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса — это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества — не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.

Стена Плача во время молитвы

Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2 :13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.

Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Интерьер мечети Омара со скалой, с которой Магомет вознёсся на небо

Мозаика, украшающая интерьер мечети Омара

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль — Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа («Новая» по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение — мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.

Интерьер мечети Эль-Акса

Подробнее описание маршрута индивидуальной экскурсии святыни Иерусалима и горы Сион.

Вас встретит гид у Яффских ворот.

Гид расскажет Вам краткую историю города Иерусалима и проинструктирует по маршруту.

Далее вы проследуете за гидом в Старый город к историческому музею Башня Давида. Гид расскажет о цитадели ее основании и зарождении Иерусалима. Цитадель сама по себе является захватывающим археологическим памятником. Обнаруженные внутри находки являются свидетельством богатого событиями прошлого Иерусалима и дают представление об Иерусалиме и его различных исторических периодах в микромире. С башен Цитадели открывается панорамный вид на Старый город Иерусалима, а также на современные районы города.

Посещение Башни Давида не входит в маршрут экскурсии.

Далее вы проследуете по Старому городу к Храму Гроба Господня. Вы узнаете подробную историю храма, его реконструкциях и историю о Воскрешении Иисуса Христа. Также гид расскажет Вам о примыкающих церквях и сооружениях.

Самый главный храм для христиан всего мира, место святого паломничества, получения божьей благодати и благословения — Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Уже две тысячи лет, на которой расположен современный Израиль, сохраняет и оберегает места жизни, Крестных страданий, Искупительной жертвы, и Воскресения сына божьего Иисуса Христа.

Внутреннее устройство храма
  • Камень миропомазания в храме Гроба Господня. Лежит недалеко от центрального входа. Именно на нем ученики готовили тело Христа к вознесению: мазали мирой и алоэ, обертывали в льняную ткань — плащаницу.
  • Место казни — Голгофа. По преданию, там находится могила ветхозаветного первого человека Адама. Серебряным кругом отмечено место распятия сына Божьего.
  • Кувуклия Храма Гроба Господня. Часовня построена в центральной ротонде над пещерой-усыпальницей, состоит из двух пределов: Ангела и места Вознесения сына Божьего — погребального ложе. В 1555 г. оно было накрыто белой мраморной плитой для защиты от порчи паломниками и пилигримами.

После посещения Храму Гроба Господня Вы с гидом подниметесь на гору Сион.

В Святой Земле много древних гор, и на каждой из них когда-то непременно происходило нечто важное и значительное. Гора Сион символ государства, победы и утраченной родины для Израиля. Пророки называли Иерусалим «дочерью Сиона», а как иначе? Не возьми Давид главную вражескую крепость, не было бы Иерусалима, стоял и стоял бы Иевус!

Сейчас на горе Сион расположен религиозный комплекс и в него входят и мечеть, и церковь, и синагога.

Вы посетите Гробницу Давида. Горницу Тайной Вечери — где по приданию была совершена Тайная Вечеря, последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками. Горница находится на втором этаже готического здания, прямо над Гробницей Давида. Храм Успения Пресвятой Богородицы и подземную крипту, где находится камень, на котором закончила свой земной путь Богоматерь.

После посещения горы Сион вы с гидом отправитесь к Львиным ворота Старого города. По пути будут много интересных мест, о которых подробнее вам расскажет гид по пути.

Далее вы проследуете крестным путем Христа — Виа Долороса.

Путь начинается от мусульманской медресе (начальной школы для мальчиков) Умария по улице, носящей красивое и печальное название: Виа Долороса (с латыни — Дорога Скорби). Изначально название «виа долороса» носил паломнический ритуал. Пилигримы с пением псалмов шли по улицам Иерусалима, вспоминая о пути Христа на Голгофу. Лишь к концу XIX в. в одном из руководств для паломников Via Dolorosa, появляется уже как четкий маршрут по одноименной улице, воспроизводящий дорогу к месту казни.

Однако христианская традиция прочно связала названные в Евангелиях и преданиях остановки Иисуса Христа на крестном пути с 14 пунктами. 9 из которых находятся на самой улице, 5 — на земле Храма Гроба Господня. Число этих остановок (или «стояний») менялось, пока не определилось окончательно как 14.

Некоторые христианские церкви, находящиеся на Via Dolorosa, обычно бывают закрыты, и посетить их можно только по предварительной договоренности, при бронировании экскурсии за 2-3 дня.

Иерусалим называют Святой землей и городом трех религий: иудаизма, ислама и христианства. Краткая история Иерусалима

  • Главные святыни иудаизма – Храмовая гора и Стена плача (западная стена Иерусалимского храма).
  • Ислама – архитектурный комплекс на Храмовой горе Аль-Харам аль-Шариф.
  • Христианства – Храм Воскресения Господня (Храм Гроба Господня) и все церкви, возведенные там, где ступала нога Иисуса. Следовательно множество паломнических и экскурсионных туров в Иерусалим дают возможность поклониться святым местам.

Иерусалим Святая земля

Климат Иерусалима

В Иерусалиме климат можно разделить на два сезона: дождливую зиму и сухое лето. Как следствие зима длится примерно с октября по апрель. Средняя температура воздуха +7°С. А летом, которое продолжается почти с мая по сентябрь, +20°.

Город расположен на возвышенности, поэтому для него характерна резкая перемена погоды. Так зимой может температура опуститься ниже нуля и пойти снег. А летом столбик термометра иногда «доползает» до рекордной отметки +44°С. Это говорит только об одном: собираясь на отдых в Святой город, продумайте, какую одежду с собой взять именно на это время.

Гостеприимство Карта Иерусалима

Радушие и гостеприимство покоряют гостей Иерусалима с первых минут пребывания. Так уютные кафе и рестораны предложат вам вкусные и полезные, и что немаловажно, блюда национальной кухни. Кроме того отличное обслуживание в отелях запомнится надолго.

Самое главное это местные рынки с разнообразными продуктами, в том числе, экзотическими овощами и фруктами, которые могут позволить себе люди разного достатка. Кстати, тех, кто приобретает туры в Иерусалим, привлекают весьма доступные цены.

Поломничество Поломничество

Сотни тысяч паломников и туристов из разных стран с замиранием сердца знакомятся с теми местами, которые связаны с пребыванием Иисуса Христа.

Атмосфера города

В Иерусалиме необычная духовная атмосфера. Многочисленные музеи открыты для посетителей ежедневно. Каждый год в городе проводятся фестивали симфонической музыки, театральные и джазовые фестивали, международный кинофестиваль. Особенно много зрителей собирает прославленный Иерусалимский международный фестиваль искусств.

Воздух Иерусалима

Вдохнув в Иерусалиме воздух святых мест, зарядитесь какой-то особенной энергией. В результате вы вернетесь домой спокойные и умиротворенные.

Достопримечательности Иерусалима

Очень трудно найти город, где было бы собрано так много уникальных достопримечательностей и памятников старины, как в Иерусалиме. Прогуливаясь по Старому городу, который разделен на четыре квартала, вы сможете увидеть многие из них.

Знали ли вы что Иерусалим был дважды разрушен, 23 раза осажден, 52 раза подвергался нападениям, 44 раза переходил из рук в руки? ДаНет В Христианском квартале

  • храм Гроба Господня – прежде всего это главная святыня всех христиан. Под его сводами находятся шесть христианских храмов: православный, католический, коптский, армянский, сирийско-маронитский и эфиопский; храм Гроба Господня
  • церковь Марии Магдалины, построенная в изящном русском стиле императором Александром III в память о своей матери, русской императрице Марии Александровне. церковь Марии Магдалины

В Армянском квартале

  • собор Святого Иакова, главная армянская церковь. Множество масляных ламп, подвешенных к потолку храма, вместе со свечами и солнечными лучами создают особую атмосферу. Возможно потому здесь теряется ощущение времени. собор Святого Иакова

В Мусульманском квартале

  • мечеть Аль-Акса является одной из самых крупных мечетей – в ней одновременно могут находиться до 5000 молящихся;
  • мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы), внутри которой находится часть скалы, откуда, по преданию, пророк Мухаммед вознесся на небо.

В Еврейском квартале

  • Стена Плача Стена Плача

    Названная так потому, что евреи здесь оплакивают разрушенные Первый и Второй Храмы;

  • Цитадель Давида Цитадель Давида основана в 1310 году

    Здесь находится Музей истории Иерусалима, а с Башни Давида открывается прекрасный вид на Святой город.

Чем заняться в Иерусалиме?

Купить в храме Гроба Господня себе и родным свечи

Здесь их продают связками по 33 штуки. У входа горят свечи, зажженные от Благодатного огня. Во-первых поднесите к ним те, которые купили. Во-вторых, когда они загорятся, сразу же их потушите. В этом случае свечи обретают святость.

Оставить записку с заветным желанием в Стене Плача

Задумайтесь о вечности, о бренности бытия, о том, что вас волнует.

Далее посетите Иерусалимский зоопарк. Он находится недалеко от города, в парке Менахат. И потому живописная долина, тишина и почти 200 видов разнообразных животных создают ощущение, что вы находитесь в сказочной стране. «Изюминка» зоопарка – выступление слонов, которое забыть невозможно!

Побывать в Саду роз у Кнессета

В этом изумительном саду собрано более 450 (!) сортов «королевы цветов». Прежде всего не откажите себе в удовольствии полюбоваться и вдохнуть восхитительный аромат!

Советы

С наступлением вечера пятницы и до субботнего вечера жизнь в Израиле замирает – начинается шабат, или День субботний. Эта традиция восходит еще ко временам ветхозаветным. А потому соблюдается строго, с такой страстью, на которую способны только здесь, в Израиле. В этот день почти не ездит общественный транспорт, не работают многие магазины и заведения. Потому на шабат ничего не планируйте, а просто прогуляйтесь по городу или поваляйтесь на пляже.

Рассчитывая время, обратите внимание на то, что при входе в супермаркеты, нужно проходить через рамки металлоискателя и предъявлять вещи для осмотра. Это касается также вокзалов и прочих мест массовых скоплений людей. Не волнуйтесь, это делается для вашей безопасности. И потому просто выполняйте предписания четко и максимально быстро, не допуская шуточек, полицейские их не любят.

Долгое время многие арабские страны не впускали на свою территорию граждан, в паспортах которых есть отметка о посещении Израиля. Сегодня ситуация меняется. Но перед посещением конкретной страны все-таки зайдите на официальный сайт ее консульства и ознакомьтесь с правилами въезда. Поверьте, это не помешает.

В арабских районах страны или кварталах Иерусалима живут ортодоксальные иудеи. Посещая эти места, одевайтесь, пожалуйста, соответственно: длинные рукава, закрытые колени, а женщинам лучше прикрыть голову. И если в официальном учреждении или ресторанчике на ваши шорты и майку не обратят внимания, то в среде религиозных людей могут быть не только косые взгляды, но и окрики, а-то и камушек в спину…

Служба безопасности Израиля не дремлет. Поэтому будьте готовы к тому, что при пересечении границы вас могут долго и досконально обыскивать, допрашивая чуть про историю и причину появления чуть ли не каждого предмета в вашей сумке. Просто смиритесь и ждите, когда неприятная процедура закончится. Зато все надежно и безопасно!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *