Почему бог не уничтожил дьявола?

Почему Бог не пресечет действия дьявола? №10 (56), октябрь 2011 г.

Первые люди на земле счастливо жили в прекрасном и гармоничном Божьем раю. Однажды Адам и Ева легкомысленно послушались змия-искусителя и нарушили единственную заповедь, данную им Богом. Когда они съели некий запретный плод с древа познания добра и зла, мир атаковало зло, а природа всех живых существ была повреждена и искорёжена. Первородители потеряли связь с Богом, стали грешными и были изгнаны из рая. Земной мир был создан Творцом для людей и взаимосвязан с ними. Когда хозяева природы потеряли величие и бессмертие, изменилась и вся среда их обитания. Из-за Адамова падения и грехов его потомков человек из владыки превратился в раба природы, своего тела и страстей, земля потеряла способность обильно плодоносить, и все живые существа, так или иначе, обречены на страдания.
Многие недоумевают: если Господь не хотел, чтобы люди познали добро и зло, то зачем Он вообще повесил на дерево запретный плод?! Это ведь всё равно, что в комнате с малыми детьми повесить оголённый провод и требовать, чтобы они к нему не прикасались, а когда их всё-таки стукнет током — ещё и жестоко наказать за любопытство! Зачем Бог допустил до людей дьявола и не препятствовал надвигающейся катастрофе? Попробуем разобраться.
Согласно учению Церкви, первозданный человек обладал полнотой ведения и глубочайшим знанием сотворенного мира. Бога он знал лично, так близко и очевидно, как ни единому святому не удавалось впоследствии узнать. Уже поэтому сравнение Адама с маленьким ребенком не может быть объективно.
Лишь в одном аспекте ведение прародителей было неполным. Они не знали на практике, что такое зло, не имели реального опыта соприкосновения с ним и плохо себе представляли, что такое бытие без Бога, и в какое ничтожество превращается человек, отпав от Создателя. Предостережение Бога «смертию умрешь» было для них лишь теоретическим знанием. Не подкрепленная практикой теория не смогла удержать от нарушения рокового табу. Но вряд ли стоит винить Адама и Еву в этой глупости. Окажись любой из нас на их месте – наверняка и мы поступили бы точно так же.
Шутка Марка Твена: «Если бы змей был запретным, Адам и его бы съел» очень близка к истине. Ведь самая первая заповедь была установлена Богом, чтобы человек мог непринуждённо реализовать свою любовь к Нему, либо — так же свободно отказаться от этой любви. В древнееврейском языке словосочетание «древо познания добра и зла» является устойчивой идиомой, означающей абсолютную полноту познания, делающую человека равным Богу и независимым от Него. Посему запретный плод нельзя воспринимать примитивно и буквально. Прародителей погубило не само его употребление, а — мотивация их действий и состояние их душ в момент, когда они усомнились в благости и правде Божией, поверили сатане и решили стать «как Бог» — самодостаточными и великими. Нарушив заповедь, человек, по сути, предал Господа, растоптал любовь к Нему и заразил смертью собственную душу.
Дальнейшие печальные последствия были не наказанием, а естественным следствием отпадения от Источника всего бытия. Чтобы образно понять суть этой катастрофы, представьте себе отломанную от дерева ветку, которая хотя и будет некоторое время зеленеть в вазе, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу. Или вообразите разумный компьютер, который по локалке был соединен с мощнейшим сервером, а потом вдруг решил, что он вполне самодостаточен и порвал с ним связь, став беззащитным перед сетевыми вирусами, хакерами и программными ошибками. Так уж устроено, что полнота бытия человека осуществима лишь в его союзе с Богом. Разрыв с Ним неизбежно влечет за собой деградацию, разрушение и прочие тяжкие последствия.
Искорёжив свои души и собственную природу, Адам и Ева уже не могли оставаться в раю. Их тяготило общение с Богом и чувство собственной нераскаянной вины. Дальнейшее пребывание в Едемском саду становилось мучительным. Эта тягота присутствием Божиим и желание укрыться от Него, будет преследовать падшего человека до самого окончания земной истории.
Все разговоры о том, что Бог кого-либо наказывает и карает — не более чем фигура речи, которую примитивным людям понять проще, чем рассуждения о Боге-Любви. На самом деле никакого наказания со стороны Отца Небесного не было. Главная сущность зла кроется в отходе от Бога и разрыве с Ним. Адам и Ева сами себя наказали, вступив на путь зла и попав во власть закона смерти и страдания. Все заманчивые обещания дьявола оказались гибельной ложью.

Змий и его команда

Доктор С. был великолепно образован, пользовался уважением и подавал большие надежды. Но однажды он захотел стать самым главным доктором на свете. Однако все его интриги и попытки добиться руководящего поста закончились крахом. С. сошёл с ума, был уволен и стал опасным шарлатаном, создав собственный «центр», где пациентов только обдуривают и калечат, к тому же обдирая как липку. Пока что его ещё терпят, предупреждая людей об опасности лечения у сего безумца. Но рано или поздно горе-доктору придётся дать ответ за всё, что он за эти годы натворил…
Нечто похожее на эту образную историю произошло и в небесных сферах. Первыми в мироздании, ещё до сотворения материального мира, пали сотворённые Богом ангелы. Один из главных помощников Бога — Денница, он же Люцифер, однажды от безмерной гордыни повредился рассудком. Божье создание захотело стать Богом и занять Его место, и примерно треть небесных духов поддержали его. Столь неадекватная оценка Люцифером своего могущества и совершенства вылилась в войну, в результате которой бунтари были побеждены и низвергнуты.
Падение возгордившихся ангелов создало не само зло, а его бесплотных носителей, бытие которых превратилось в унылый безысходный ад. Когда же Господь создал человека, одаренного свободой и имеющего плоть, перед злыми духами открылась возможность соблазнять людей и уже через них вносить в земной мир дисгармонию, злобу и страдания.
Завидуя Богу, но, не имея ни малейшей возможности причинить Ему вред, демоны всю свою ненависть к Творцу распространили на Его творения. Их злоба настолько велика и безгранична, что они ненавидят даже друг друга. Сам факт собственного бытия является для них весьма мучительным, хуже, чем у любой бешеной собаки. Смыслом существования для них стало стремление к разрушению и уничтожению всего, к чему они могли приложить свои «грязные лапы».
Любовь Божия беспредельна, и в случае покаяния демоны могли бы вернуться в ангельский чин. Но их чудовищная неистребимая гордость и злобность навеки закрыла для них путь к спасению. Они способны лишь неуклонно развиваться во зле и зависти.

Почему Бог терпит зло?

Но почему Бог не уничтожил демонов и позволил им вредить и соблазнять людей на зло? Однозначный ответ на этот вопрос в земной жизни мы вряд ли получим, но кое-что в общих чертах можем понять.
Очень вероятно, что не будь дьявола – человек пал бы и без его помощи. Люди имеют дурную привычку погрязать в грехах, безверии и не приносящей пользу душе пустой суете, забывая о Боге. Многие сами себя отдают во власть сатаны. А ведь смысл жизни заключается отнюдь не в земных удовольствиях и благах. Истинная цель всей нашей земной жизни – подготовка к Вечности. Каждому из нас необходимо познать добро и зло, научиться их различению и сделать добровольный выбор. Наша участь после смерти напрямую зависит от того, насколько мы чисты и готовы соединиться с Господом. Неподготовленной грязной душе в загробном мире будет, мягко говоря, весьма неуютно и тяжко. Тот же, кто прожил жизнь не зря – обретёт вечную радость и счастье, и уже никогда не наступит на Адамовы грабли.
Если оказаться в помещении, наполненном природным газом, на котором мы готовим себе еду – можно смертельно отравиться или взорваться. В чистом виде газ не имеет запаха. Чтобы вовремя заметить и устранить его утечки, в него добавляют зловонный химический одорант, запах которого знаком каждому.
Людские страдания и боль тоже являются своего рода «одорантом», сигнализирующим, что наши тела и души – в опасности, и что ими завладели вредные разрушительные процессы. Например, любители самоотравляться алкоголем вынуждены мириться с тяжким похмельем и депрессиями. А человек, причиняющий своим ближним обиды и вред, или разлагающий душу безнравственными мыслями и поступками – мучается угрызениями совести.
Понятно, что можно глушить похмелье лекарствами и новыми дозами яда, а совесть злодеев со временем окаменевает и атрофируется, переставая причинять беспокойство и дискомфорт. Но результаты такой жизни довольно скоро приводят к необратимым последствиям. Представьте себе потерявшего чувствительность человека. Он пьёт кипяток, суёт руки в огонь, не чувствует боли от ожогов и ран. Разумеется, он вскоре неизбежно погибает.
«Я никому не делаю зла, не имею вредных привычек, и всё равно страдаю – за что мне это?!» – возмущаются иные люди. Но если тщательно разобраться, у любого из нас найдутся недостатки и грехи, мешающие прийти к совершенству, необходимому для спасения в Вечности. Без потрясений и страданий люди пребывают в мире иллюзий и самообольщения. Кто из нас полностью свободен даже от мыслей осуждения и гнева, от притворства и лжи в любых её проявлениях, от страстей и запретных желаний? Внешне мы можем казаться добрыми и праведными, но если хорошо и честно покопаемся в своей душе – то можем найти в ней такие язвы и чёрные пятна, о которых даже думать не хочется, и в которых мы подчас самим себе боимся признаться. А копаться в себе и признаваться в горькой правде ой как не хочется! Проще придумать отговорку, что некоторые Божьи заповеди «устарели» и уже неактуальны. Как сказал немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц: «Если бы геометрия так же противоречила нашим страстям и интересам, как нравственность, то мы бы так же спорили против неё и нарушали её вопреки всем доказательствам».
В душе человека всю жизнь идет борьба добра и зла. Попуская нам скорби, Господь лечит наши внутренние «болячки». Зачастую, только после серьёзных падений люди приходят в себя и начинают борьбу со своим злым «вторым я», которое, кстати, притягивает к нам и нашим близким беды и страдания. Утешением же для нас может служить тот факт, что Бог, в отличие от неумолимой автоматической «кармы», в которую верят представители восточных учений, зачастую укрывает человека от последствий его грехов, отводя от него те вполне заслуженные «кары», которые он мог бы и не вынести. Попускает нам страдания только в той мере, которая способствует нашему исцелению. Именно поэтому не ведающий, что творит, хулиган и безобразник может долгое время казаться неуязвимым баловнем судьбы. А на без пяти минут праведника неудачи и скорби порой сыплются как из рога изобилия, даже за самые, казалось бы, пустяковые помыслы, делая его ещё крепче и закалённее.
Весьма поучителен «Предсмертный дневник» Иоанна Кронштадтского. Умирая от рака, он страдал сильнейшими болями. Есть запись, в которой он кается и сокрушается в том, что при очередном невыносимом приступе – сорвался и хулил Бога и Божию Матерь, за то, что он так страдает. Даже такой великий святой, исцеливший своими молитвами тысячи больных, способен через боль обнаружить в своей светлой душе тёмные пятна! Но он прекрасно понял суть своей столь болезненной реакции на страдание, и благодарил Бога за то, что Тот дал ему возможность увидеть — каково истинное состояние души, и какие ещё «болячки» надо залечить и очистить покаянием.
Как бы не мечтали демоны всё испортить, они отнюдь не свободны в своих действиях, и могут творить только то, что им попустит Бог. Укус ядовитой змеи смертелен, но искусный врач умеет готовить из её яда лекарство. Так и Господь, обращающий любые злые замыслы к благу, использует носителей зла как средство для исцеления человеческих душ. Сатана, бесы, а также творящие зло люди – на поверку оказываются своего рода «скальпелем» в руке милостивого Бога, старающегося каждую человеческую душу довести до ума и совершенства, исцелить и спасти, пусть даже ценой весьма болезненных «операций».
Увы, прожить на этой земле без страданий – невозможно. Но мы можем относиться к ним не как к неизбежному злу, а как к школе самопознания и личного воспитания, обучающей нас братской любви, смирению и мудрости, и отрешенности от всего мелочного и суетного. Искренне верующий христианин даже в самых ужасных и нечеловеческих условиях жизни может стать праведным и совершенным, и получить опыт райского бытия уже на Земле.

В то время, как те, кто верят в Бога и стремятся следовать Его заповедям, усердно трудятся, чтобы сохранить свою религиозную свободу, есть те, кто насмехается над их усилиями, иногда очень откровенно.

В штате Оклахома группа сатанистов захотела поставить свою ​​собственную статую рядом с памятником Десяти заповедей около Капитолия в Оклахома-Сити. В 2009 году этот, контролируемый республиканцами, законопроект был одобрен при финансировании из частных источников, и в прошлом году такой памятник был установлен, несмотря на возражения юристов, которые поставили под сомнение его конституционность. Лидер группы сатанистов сказал, что христиане и их статуя проложили путь для петиции от его группы.

В то время, как это может показаться остроумным доводом против тех, кто верит в свободу вероисповедания, реальность гораздо темнее и зловещее. Алексис де Токвиль, французский политический историк и мыслитель 19-го века, дал американцам такой совет:

«Когда любая религия пускает глубокие корни в демократию … охраняйте ее бережно, как самое драгоценное наследие» (Алексис де Токвиль, «Демократия в Америке», издание, переведенное и отредактированное Харви С. Мэнсфилд и Делба Уинтроп, Чикаго: Университет Чикаго Пресс, 2000 г., стр. 519).

Бог против Сатаны – это настоящая борьба, а не миф

Сатана реален, и он обладает реальной властью. Те, кто поднимают его статус, должны полностью понимать, кто он такой, и каково его отношение к Богу и Его Сыну, Иисусу Христу. Бог — наш Небесный Отец, буквальный Отец наших духов. Каждый человек, который живет, когда-либо жил или будет жить на земле, является духовным сыном или дочерью Бога, нашего Отца. Сатана и его последователи — также духовные дети Небесного Отца.

Мы все жили с Ним в Небесном доме до прихода на землю. Прежде чем мы пришли сюда, наш Небесный Отец созвал Великий семейный совет, где Он объяснил цель жизни. Он сказал, что пошлет нас на землю, чтобы испытать и проверить, будем ли мы следовать Его заповедям во всем, несмотря ни на что. Он знал, что мы будем совершать ошибки, поэтому Он послал Спасителя для нас, чтобы стать примером и совершить Искупление — которое позволит нам покаяться в своих грехах.

Иисус Христос предложил стать нашим Спасителем, говоря: «Отче, да будет воля Твоя, и слава да будет Твоя вовеки» (Моисей 4:2 в Драгоценной Жемчужине — книге священных откровений, которая была переведена и сокращена Джозефом Смитом, основателем и Пророком Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, которую иногда ошибочно называют Церковью мормонов).

Но Люцифер, который был ангелом Божиим с доверенной ему властью (и который позже стал сатаной), восстал (См. Учение и Заветы 76:25 -26. Учение и Заветы — это книга откровений, данных современным пророкам). Старейшина Л. Том Пэрри, член Кворума Двенадцати Апостолов (который вместе с Первым Президентством является руководящим органом в Церкви Иисуса Христа), объяснил:

«Когда Бог, Отец Вечный, представил людям Свой план в начале времен, сатана захотел изменить его. Он сказал, что искупит все человечество. Ни одна душа не была бы потеряна, сатана был уверен, что сможет осуществить предложенный им план. Но там была неприемлемая цена — нарушение человеческой свободы, которая была и остается даром, данным людям Богом (см. Моисей 4:1–3). Об этом даре Президент Гарольд Б. Ли сказал: «После самой жизни, самый большой подарок Бога человечеству — это свобода выбора». Так что то, что сатана пренебрег свободой выбора человека, — это дело серьезное».

Люцифер не просто предложил изменить план Отца для Его детей, он убедил треть жителей небесных последовать за ним — и они сражались против Небесного Отца и тех, кто следовал за Богом (Учение и Заветы 29:36-37). Это называлось войной на Небесах, и мы боролись, чтобы сохранить наше право на выбор. Люцифер и его последователи были изгнаны, и поэтому никогда не получат физических тел. Те, кто последовал за Богом, были и будут посланы на землю, чтобы получить физические тела — то есть каждый человек, который жил, живет или когда-либо будет жить, решил следовать плану Небесного Отца.

Старейшина Пэрри продолжал:

«Но сатана еще не закончил войну. Его запасной план — план, который он претворяет в действие со времен Адама и Евы, — заключается в том, чтобы искушать мужчин и женщин, главным образом, с целью доказать, что они не достойны данного им Богом дара свободы выбора. У сатаны есть много причин делать то, что он делает. Возможно, самым сильным его мотивом стала месть, но также он желает сделать всех людей такими же несчастными, как и он сам. Никто из нас никогда не должен забывать, как сильно сатана желает достичь успеха».

Бог и Сатана оба очень реальны, а также и эта битва между ними.

Вы должны знать своего врага, чтобы победить его

Сатана реален, и мы должны понять, кто он, и что он делает. Мы должны знать, как он поступает. В любой битве вы должны понимать врага, чтобы победить его. Именно поэтому важно знать не только, кто такой сатана, но и какова его тактика.

Старейшина Джеффри Р. Холланд, Апостол Иисуса Христа, сказал:

«… Сатана, или Люцифер, или отец лжи, — зовите его, как хотите — в реальности есть само олицетворение зла. Его мотивы присутствуют в каждом злонамеренном деле, и он бьется в корчах при появлении света Искупления и самой мысли об истине… он вечный противник Божественной любви, Искупления Иисуса Христа и дела мира и спасения. Он будет бороться против них всегда и везде, где только сможет. Он знает, что в итоге будет побежден и изгнан, но он настроен увлечь за собой как можно больше людей».

Так как же нам избежать того, чтобы стать жертвой на стороне сатаны в этой войне? В этом нам помогает религия. Мы узнаем основные моральные ценности и разницу между правильным и неправильным из Священных Писаний и в церкви. Мы учимся, как относиться друг к другу, и как не относиться. Мы узнаем золотое правило, а также о милосердном самарянине. Мы учимся, что мы хранители нашего брата. Будь то в синагоге, в храме, в соборе, в доме собраний или в мечети, мы узнаем об этих ценностях от рук наших духовных и религиозных учителей.

Это причина того, почему де Токвиль сказал, что если религия имеет глубокие корни в рамках демократии, мы должны сохранять ее, как бесценное наследие.

Десять заповедей — критерии для оценки самих себя

Да, многие страны были построены на иудее-христианских ценностях и убеждениях. Но это не уменьшает жизнеспособность и влияние других религий на граждан страны. Все важно, поскольку это учит нас, как относиться друг к другу. Но если мы потеряем значение религии в нашем обществе, мы теряем моральный компас, который направляет нас, как общество. И Десять заповедей предлагают рекомендации о том, как оставаться праведными, как народ, и подсказывают нам, если наш моральный компас становится неточным.

Старейшина Пэрри сказал:

«Способ оценить и сравнить себя с прошлыми поколениями связан с одним из старейших стандартов, известных человеку, — Десятью заповедями. Для большей части цивилизации, особенно для иудее-христианского мира, Десять заповедей давно стали самой принятой и прочной границей между добром и злом.

На мой взгляд, лишь к четырем из Десяти заповедей относятся столь же серьезно, как и прежде. Наша культура презирает и осуждает убийство, воровство, ложь, и мы по прежнему считаем, что дети имеют ответственность перед своими родителями».

Старейшина Пэрри объясняет, что они ставят других «богов» или приоритеты прежде истинного Бога; боготворят знаменитостей, богатство, а иногда и идолов, или предметы; произносят имя Бога напрасно, как ругательство, и богохульствуют другими способами; проводят день субботний в походах за покупками и играх вместо того, чтобы соблюдать его в святости; завидуют другим и относятся к сексуальным отношениям вне брака как к «отдыху и развлечению» (см. Исход 20:3-17). Несоблюдение этих заповедей приводит к потере уважения к Богу и Его власти. Это также ведет к потере уважения к любой власти. Люди, которые не чувствуют ответственности за свои действия перед Высшей Силой, не имеют причин держать свои действия под контролем. И другие американцы — и члены их семей — платят за это.

Старейшина Пэрри сказал:

«Главное влияние этих обесценивающихся позиций относительно святости брака приходится на семью — сила семьи уменьшается с пугающей скоростью. Это приносит вред обществу. Я вижу прямые причину и следствие. Забывая о преданности и верности своему супругу, мы уничтожаем клей, на котором держится наше общество».

И это разрушение приходит, когда мы теряем уважение и любовь к Богу и Его заповедям. Десять заповедей являются универсальными истинами, которые могут помочь нам и вести на нашем пути. Нам не надо быть иудеями или христианами, чтобы видеть мудрость этих заповедей — они напоминают нам о том, как быть достойными, порядочными людьми независимо от того, какому Богу мы поклоняемся.

Религия является основой свободного и цивилизованного общества

Итак религия является основой свободного и цивилизованного общества. Именно поэтому свобода религии настолько важна — она дает нам наш моральный компас. Без нее все ценности и нравы общества выйдут из под контроля.

Старейшина М. Рассел Баллард, Апостол Иисуса Христа, сказал:

«Я считаю, что был бы очень обеспокоен, если бы увидел время, когда гражданам запрещено молиться на открытых заседаниях; когда люди утверждают, что «вы не можете узаконить мораль», как будто любой принятый закон не имеет в своей основе какого-либо понятия добра и зла; когда церкви считают навязчивыми, если они выступают против государственной политики, которая противоречит заповедям Божьим; когда многие люди отвергают корректирующее влияние церквей, если оно нарушает их повседневный образ жизни; когда религия воспринимается как социальная организация, а не неотъемлемая часть национальной культуры; когда люди выходят из себя, если представители церквей выступают где-то еще, кроме кафедры.

Мы видим печальную реальность современной жизни, когда многие из тех же людей, которые защищают право автора порнографических изданий распространять эксплуататорские фильмы и фотографии, отрицают свободу слова людям веры, якобы опасаясь того, что может произойти в результате религиозного влияния на правительство или общественные собрания. В то время как большая часть общества смотрит сквозь пальцы на то, как азартные игры охватывают их общины, оставляя на сломанных семьях и отдельных лицах их душераздирающий след, оно же сохраняет самые жестокие насмешки для тех, кто выступает за послушание заповедям Божиим и за единые, вдохновленные стандарты того, что правильно и неправильно».

Как мы можем остановить этот разрушительный путь безнравственности и беззакония? С помощью религиозных учений.

Старейшина Баллард говорит:

«Конституционные положения, касающиеся правительства и религии, не были предназначены для управления религиозными правами людей. Скорее, они были задуманы, чтобы расширить их и избавиться от страха государственного вмешательства. Эти положения должны были разделять религию и правительство, чтобы религия была независимой …

На самом деле, авторы Конституции, вероятно, предполагали, что религиозная свобода позволит религии служить надзорным органом над правительством, и считали, что свободные церкви неизбежно будут стоять и выступать против аморального и коррумпированного законодательства. Все церкви имеют не только право говорить о публичных, моральных проблемах, но у них есть торжественное обязательство делать это. Религия — это совесть общества, и церкви должны высказываться откровенно, когда правительство выбирает курс, который идет вразрез с законами Бога. Устранение влияния религии на государственную политику просто потому, что некоторых не устраивают моральные ограничения ни в какой степени, подобно пассажиру на тонущем корабле, который выбрасывает свой спасательный жилет, потому что он неудобный и стесняет его».

Мы не можем вытеснить Бога с общественной площади

Стремление возвести сатану на пьедестал — это насмешка над Богом. Бог — это все, что хорошо, чисто и свято. Сатана — это все злое, подлое и унизительное. Они — противоположности во всех отношениях. Бог – Всевышний. Сатана — самый низкий из низких. Те, кто строит памятник сатане — дьяволу, отцу всякой лжи, который символизирует все мерзкое, отвратительное, недостойное и темное, стремятся делать это лишь как издевательство над Богом и всем хорошим, что Он представляет. Когда это происходит, мы должны сделать шаг назад и серьезно оценить, как это случилось, что мы сошли так далеко с пути праведности, как общество.

От атеистов до сатанистов, они и все другие антирелигиозные сторонники пытаются вытеснить религию с общественной площади. И в нашем рвении к политкорректности, поддаемся ли мы на удочку их ораторского искусства? Неужели мы забыли свои корни — тех, кто боролся за право поклоняться, как они хотели? Америка была построена людьми, которые верили в Бога. Даже наши отцы-основатели знали, что демократия работает только тогда, когда люди считают, что они несут ответственность перед высшей силой –а не той, которая пытается возвысить сатану, разрушителя душ.

Старейшина М. Рассел Баллард, Апостол Иисуса Христа, сказал:

«Хотите верьте, хотите нет, но в свое время само понятие управления было связано не столько с политикой, сколько с добродетелью. По словам Джеймса Мэдисона, которого часто называют отцом Конституции: «Мы сделали ставку всего будущего американской цивилизации не на силу правительства – отнюдь нет. Мы сделали ставку будущего всех наших политических институтов на способности всех и каждого из нас управлять собой в соответствии с Десятью Заповедями Божьими» (Рас Уолтон, «Библейские принципы важности богоподобных христиан», Нью-Гемпшир: Плимут Фонд, 1984 г., стр. 361)».

Понимание Десяти Заповедей, как символа самоуправления, не ставит одну религию над другой -это просто напоминание о том, как мы, люди, должны вести себя. В конце концов, как отец-основатель Джон Адамс сказал:

«У нас нет правительства, вооруженного силой, способной бороться с человеческими страстями, необузданными моралью и религией» (Джон Адамс, «Работы Джона Адамса, второго президента США», Чарльз Ф. Адамс, 1854 г.).

Когда мы, как общество, теряем уважение к Богу и религии, мы теряем основу, на которой строится самоуправление. Те, кто насмехаются над Десятью Заповедями, уничтожают именно те ограничения, которые поддерживают моральный компас цивилизованного и свободного общества. Общество нельзя заставить быть цивилизованным — это происходит изнутри.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Часто в результате своего греха человек причиняет страдания окружающим, которые не виноваты в его выборе. Не следовало бы предотвратить хотя бы эти последствия? Почему Бог позволяет страдания невинных?

Бог создал мир как гармоничное единство, люди призваны к общению между собой, с Богом и с ангелами. Мы, люди, по своей природе, существуем в различных отношениях друг с другом — и это Божий замысел. Мы можем любовью служить друг другу, и даже в этом падшем мире так бывает — гении искусства или науки делятся своими открытиями и творениями с другими, мудрые люди помогают другим стать мудрее, мы постоянно соприкасаемся с теми или иными проявлениями доброты и служения со стороны других — хлеборобы растят для нас хлеб, пекари его выпекают, водители развозят его по магазинам, дворники поддерживают чистоту и т.д.

Но грех тоже может использовать эту взаимосвязанность — злые люди могут распространять ложные и пагубные идеи, мошенники — обманывать, убийцы — убивать, и вообще люди могут проявлять несправедливость по отношению друг ко другу. В мире, где свободные существа призваны проявлять любовь и заботу в отношении своего ближнего и возрастать в мудрости, они могут отказаться от любви и мудрости и поступать по ненависти и соперничеству.

Можно ли пресечь эту несправедливость? В конце концов Бог это и сделает, и для этого надо будет как-то изолировать тех, кто творит зло, изъять их из мира — «отделить злых от среды праведных», как говорит Писание. Мы называем это событие Страшным Судом, и мы называем место этой изоляции адом.

Бог мог бы совершить Суд в эту самую минуту, но тогда все, кто не отозвался на Его призыв к покаянию и вере, останутся снаружи. Бог терпит злых — даже когда они причиняют зло невинным — потому что ожидает их покаяния.

Но каким образом мы можем быть виновны в Падении — событии, которое произошло задолго до нас и без нашего участия?

Падение — это не только событие, которое имело место когда-то в прошлом. Рассказ в третьей главе книги Бытия описывает и наш опыт тоже — и мы сами слушаем змея, а не Бога, а согрешив, перекладываем ответственность на других, как Адам на Еву (и косвенно на Бога), а Ева — на змея. Мы являемся не только наследниками, но и активными участниками Падения.

Почему Бог не может или не хочет изменить человека сразу, как только он попросит — например, от дурных привычек бывает очень трудно избавиться?

Потому что человека невозможно переделать моментально, не разрушив. Это бы означало, что Бог уничтожил человека, и на его место просто создал кого-то другого. Просьба «Господи, сделай меня добродетельным, но так, чтобы я не принимал в этом участия» — это просьба «Господи, сделай меня не мной».

Исправление наклонностей, характера, привычек, предпочтений — это долгий процесс духовного и нравственного роста, в котором невозможно обойтись без воли самого человека.

Это процесс, который совершает благодать Божия, но совершает изнутри, через волю самого человека. Например, моя лень или гневливость — это мои черты, часть меня, это то, что могу изменить только я, приняв для этого помощь Божию.

Христиане говорят, что за злом мира стоит дьявол, который «борется с Богом». Но как он мог бы бороться со всемогущим Богом? Почему Бог не покончит с дьяволом, в таком случае?

Действительно, за злом мира стоит первомятежник — могущественный дух, восставший против Бога на заре мироздания и увлекший за собой множество других духов, которых мы называем «бесами». Слово «сатана» значит «противник», а дьявол (греч. «диаболос») — клеветник. Уже в третьей главе книги Бытия он появляется в образе змея, подстрекая прародителей нарушить заповедь Божию. Люди грешат по своей воле, но диавол выступает в качестве обманщика, клеветника и подстрекателя. Например, «диавол… вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать » (Ин 13:2) или Анании — солгать Духу Святому (Деян 5:3), именно сатана «обольщает» то есть обманывает народы (Откр 13:4), именно он стоит за гонениями на Церковь и богоборческими идеологиями, он действует в мире через совращенных и обманутых им людей.

Сатана не подает визитной карточки, и его внушения достигают нас в виде приходящих нам мыслей (в аскетической традиции такие мысли называются прилогами) или через других людей.

Однако каждый человек сам несет ответственность за свой выбор: он может слушать или не слушать подстрекательств сатаны, он сам решает — охотно увлечься грехом или противиться ему.

Диавол никоим образом не является неким «противобогом», он всего лишь творение, и ему на небесах соответствует не Бог, а архангел Михаил. Диавол существует только потому, что Бог позволяет ему существовать.

Вопрос «почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло», который в знаменитом романе Пятница ставит Робинзону, имеет сразу несколько ответов.

Во-первых, дьявол это не столько личность, сколько должность — если уничтожить данного духа, его место внизу адской иерархии тут же займет кто-то из его товарищей по падению. Истребить же всех падших существ, которые когда-либо воспротивились Богу, значило бы искоренить из мироздания свободную волю как таковую.

Во-вторых, это не было бы победой. Победа, к которой Бог желает привести людей — это победа через добровольный разрыв с сатаной и воссоединение с Богом. Если, например, ребенок связался с плохой компанией, обеспокоенный отец может ее перестрелять, но вернет ли он этим любовь и доверие ребенка? Скорее всего, нет. Свобода человека означает, что он сам решает, с кем водить компанию, даже если эта компания очень плохая. Бог борется с сатаной не за ресурсы или территории — это было бы бессмысленно, сатана всего лишь творение — а за души людей. Простое насилие — взять и прихлопнуть сатану — тут неэффективно.

В-третьих, мы можем обратиться к еще одному образу конфликта между Богом и сатаной, который мы находим в Писании — образу судебного процесса. Бог побеждает, утверждая правду, а не силу.

Людям оказана честь быть активными участниками космической битвы между силами добра и зла — и эта битва разворачивается, прежде всего, в их душах.

Как говорит книга Откровения, «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр 12:9—11).

Мы видим здесь не победу, одержанную насилием, а победу, одержанную кровью (то есть жертвенной смертью) Иисуса Христа и верным, до смерти, свидетельством мучеников об истине.

Как сказал один подвижник, мы можем прославлять Бога через хорошие вещи, когда принимаем их с благодарением, и через плохие, когда мы их решительно отвергаем.

Возможность сказать «нет» пострекательствам сатаны — это возможность духовного исправления и роста. Мы как бы оказываемся в ситуации эдемского сада, когда змей подстрекает нас нарушить заповедь, и говорим ему «нет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *