Почему болеют дети с точки зрения православия?

Содержание

Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей? Как относиться к болезни и инвалидности ребенка? Мнения священников

В нашем обществе до сих пор процветает настороженное и отстраненное отношение к инвалидам. И то, что о проблемах инвалидов говорят гораздо чаще, чем лет 20 назад, мало что меняет – с одной стороны, нравы многих обычных граждан смягчаются, с другой – то и дело отторжение по отношению к инвалидам подогревается периодическими публичными высказываниями не вполне адекватных людей.

Многим памятны, например, выступления журналиста Алексея Никонова, полагающего, что у родителей должно быть право на умерщвление «бракованного» ребенка. К сожалению, у Никонова оказалось немало сочувствующих. То и дело звучат еще и огульные обвинения в адрес родителей детей-инвалидов – дескать, сами виноваты, пьяницы и наркоманы, вот и дети у вас больные рождаются. Хотя любой, кто мало-мальски «в теме», знает, что инвалиды часто рождаются во вполне социально адекватных семьях, а многие дети инвалидами не рождаются, а становятся, в том числе и из-за неквалифицированных действий врачей.

Однако в церковном обществе есть и специфические проблемы, связанные с темой детской инвалидности. Иногда и здесь можно услышать заявления, не всегда соответствующие даже ветхозаветным представлениям о человеческой личности и человеческих взаимоотношениях. Лейтмотив – тема вины родителей. И поскольку вина порой приписывается в том числе и тем, кто старается вести себя в соответствии с христианской нравственностью, уместно было бы вспомнить, а то и перечитать ветхозаветную же книгу Иова. А пока предлагаем вам несколько комментариев санкт-петербургских священников и не только по поводу двух мнений, которые можно услышать в церковной среде.

— Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей?

Иерей Константин Щербак, клирик храма Св. Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря:

— Если мы отталкиваемся от Священного Писания, то сразу вспоминается фрагмент из 9-й главы Евангелия от Иоанна, когда ученики Христа видят слепого от рождения человека и спрашивают Господа: «Кто согрешил, он или родители его?». А Христос отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1-3). Здесь подчеркивается идея о том, что иной раз не стоит искать прямую связь между конкретными грехами человека или его ближайших родственников и состоянием его здоровья.

В определенном смысле ветхозаветный принцип ответственности за грехи предков присутствует и в нашей жизни – об этом говорит та же генетика. Но не нужно здесь искать каких-то прямых связей, все не так поверхностно и рационально. Ведь есть примеры, когда у «непутевых» родителей рождаются очень неплохие дети – и в нравственном плане, и в творческом, и в плане здоровья. А сколько людей в этом мире, которые внешне полноценны и физически здоровы, но их нравственный облик оставляет желать лучшего?

Все люди составляют некий единый духовный организм. Просто, находясь на низком уровне духовной жизни, мы этого не чувствуем. А чем выше уровень духа, тем больше мы чувствуем соборность. По христианским представлениям о человеке мы связаны не только с нашими ближайшими родственниками, но с гораздо более широким кругом людей. У апостола Павла в 5-й главе послания к Римлянам мы читаем о нашей болезненности и смертности, о том, что смерть перешла во всех человеков от Адама потому, что «в нем все согрешили» (Рим. 5:12). То есть все люди причастны природе Адама. Соответственно, искаженность этой природы проявляет себя в очень своеобразных метаморфозах в каждом из нас. А кто и в каком поколении получит какие-то повреждения своей человеческой природы, остается для нас тайной и до конца не может быть познано.

Надо сказать, что у каждого человека есть и некоторые предрасположенности, унаследованные им от своих предков – темперамент, болезненные склонности (например, к алкоголизму), которые при определенных условиях могут с легкостью получить развитие в жизни человека. Но, с другой стороны, нравственный облик человека формирует не только и не столько генетический фонд, но воспитание. И, наверно, нравственное состояние человека даже каким-то таинственным образом может влиять и на его генетику.

Как относиться к людям, которые имеют какие-то болезненные отклонения? Этот вопрос стоял во все времена. В классической античной культуре считалось, что тех, кто не способен приносить пользу обществу и государству, нужно уничтожать. Но евангельский взгляд на человека иной: если человек родился, не важно, какой он – в нем есть живая душа. И человек ценен просто потому, что он человек, а жизнь в этом мире – это только ступенька к переходу в вечность. Христос облагодатствовал ветохозаветные представления о человеке в духе любви. И если мы видим человека, который нуждается, не нужно задумываться, кто у него родители, и почему он таким родился – важно, что и в этом человеке есть образ Божий. Поэтому и в притче о Страшном Суде Христос говорит, что если мы помогли больному, значит, мы помогли Ему. А у человека условно полноценного часто бывает так, что его любви и сострадания попросту не хватает для того, чтобы принять людей, внешне выглядевших неполноценными. И мы начинаем себе придумывать всякие лишние вопросы.

Иерей Даниил Василевский, настоятель храма Св. Марии Магдалины при Детской городской больнице №2, исполнительный директор благотворительного фонда Св. Димитрия Солунского:
— Болезнь — это посещение Божие. Как говорят на Афоне: «Здоровье – дар Божий, болезнь – дар бесценный». Господь ближе к тем, кто болеет и страдает. Служа в детской больнице, можно наблюдать, как болезнь духовно преображает ребенка и родителей. Иногда, глядя, как терпеливо, благородно детки переносят страдания, ловишь себя на мысли, что эти ангелочки страдают за наши грехи. Недопустимо исследовать, за какие грехи родителей или других близких страдает ребенок. Когда-то Господь сказал Антонию Великому, задумавшемуся о промысле Божием в жизни людей: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

В моей практике было несколько случаев, когда умирали младенцы, родители которых не были связаны узами брака. И ни в коем случае нельзя говорить здесь о Божией каре. Нет! Скорее, можно сказать, что в наше неустроенное, сложное время, нам очень внимательно надо следить за тем, чтобы не отходить от Бога, не лишаться Его милости и поддержки. А бывало, что Господь забирал деток у очень благочестивых родителей. Да, это непостижимо! Но твердо мы знаем, что Господь ждет нашего покаяния, исправления и особенно слышит материнскую молитву. Вместе с тем, мы, родители, должны помнить, что здоровье ребенка во многом зависит от нас. Сколько болезней дети получили только из-за неправильного питания, неправильного образа жизни, увлечения компьютером!

Иерей Андрей Битюков, настоятель храма имя Св. Мчц. Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой:
— Мы живем в Новом Завете, и просто абсурдно в наше время думать, что болезнь ребенка – наказание за грехи родителей. Думаю, больной ребенок – это для его родителей еще один шанс стать святыми. Любая болезнь – самого человека или близких ему людей – ставит его перед своего рода «стенкой» между ним и очень большим злом, которое человек не может преодолеть, и Господь знает об этом. И поэтому весь потенциал человека, его сердца, его ума, сосредотачивается на этом ребенке. Если ты будешь отворачиваться, будешь только терять, будешь с этим ребенком – будешь приобретать.

Я знаю такой пример: человек не сел в тюрьму, не сошел с ума, не пострадал физически просто потому, что у него из троих детей двое – инвалиды. Все, кто пытался втянуть его в какие-то авантюры, уже получили по заслугам, а у него был постоянный тормоз – «Мне надо к детям». И это избавило его от многих несчастий. Ведь в этой ситуации, если человек к ней правильно относится, происходит множество чудес. Важно только понять: «Этого ребеночка мне дал Господь, чтобы мы вместе пришли к Нему». Конечно, это тяжело – особенно потому, что наше общество не подготовлено к восприятию таких детей и таких ситуаций. Слава Богу, появляются сообщества неравнодушных людей. Но родители особого ребенка должны понимать, что эта ситуация дана им для чего-то, а не за что-то. Слова Иоанна Златоуста: «Тот, кто с терпением переносит свои болезни, недалек от святости» касаются непосредственно того человека, который правильно оценил подобную ситуацию в своей жизни и ведет себя соответственно.

— В среде верующих людей можно встретить такое мнение о попытках реабилитации детей с различными отклонениями: «Если Господь с самого начала чего-то не дал, то и не надо пытаться это получить». Как вы это прокомментируете?

Отец Андрей Битюков:
— Неизвестно, когда у человека может произойти ментальный сдвиг. Вот многие, наверно, читали книгу Рубена Гальего «Черное на белом». И, например, из этой книги можно понять, что иногда в самой несчастной и жалкой телесной оболочке скрывается колоссальный потенциал. К тому же, родители должны понимать, что рано или поздно они состарятся, так что их усилия, потраченные на хоть какую-то медицинскую и социальную реабилитацию ребенка, отнюдь не напрасны. Если их ребенок сможет как-то сам себя обслуживать, они смогут умереть спокойно.

Иерей Даниил Всилевский:
— Можно продолжить: если голодный, то не кормить, а раз раздетый, то и не одевать. Но это фашизм. И виноват в болезни ребенка не Бог, который «не дал», а виновато наше общество, то есть мы сами: например, не воспитали хороших акушерок, не научили мамочку правильно питаться, не дали ей возможность не работать во время беременности, рекламировали сигареты и алкоголь и так далее. Помогать больным – это заповедь нашего Господа Иисуса Христа. Знаю мамочек, которые, усыновив сложных, больных, отстающих в развитии детей из детского дома, своей заботой и терпением реабилитировали их и сделали полноценными людьми.

Феодосий Амбарцумов, председатель правления благотворительного фонда «Православная детская миссия»:
— Вот пример. Год назад мы взяли из детского дома девочку-инвалида в очень тяжелом состоянии. Первое время было очень трудно. Мы стали каждое воскресенье возить ее к протоиерею Иоанну Миронову. Он сам много раз говорил нам, что нужно делать, к каким врачам обращаться, какие делать процедуры. Сейчас ребенка не узнать. Бог очевидным образом дает ей исцеление.

Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Св. Блгв. Кн. Александра Невского в Красном Селе:
— У любого ребенка есть потребности, а у ребенка с отклонениями потребности повышенные. Уход от удовлетворения этих потребностей со стороны родителей — это уход с креста. То же можно сказать о новорожденном, который еще не умеет говорить: «Раз Бог не дал — зачем его учить говорить?».

Жизнь таит много загадок, которые человек пытается понять и получить ответы на свои вопросы. Порой жизнь кажется крайне несправедливой и приводит в отчаяние. Например, почему рождаются больные дети? Почему рождаются инвалидами? За что маленьким детям такие страдания? Почему к ним так не справедлива судьба, Бог?

Материалисты сразу же заговорят о генной предрасположенности, наследственности и других биологических и физиологических факторах. Но оставим все это им — материалистам. У каждого свой взгляд на мир. Но что же думают на этот счет верующие?

Мы можем понять, если тяжело заболел взрослый человек, то возможно – это ему в наказание за какие-то грехи, как говорят верующие. Но за что же болеет ребенок, который ничего не успел натворить или вообще родился больным?

На этот вопрос у многих верующих сразу находится ответ – за грехи родителей страдают дети. Но где же тогда божья справедливость в отношении душ детей? Понятно, что родители получают урок и страдают при этом. Но страдает и ребенок, причем ему физически больно. За что ему это? Почему он должен испытывать боль за кого-то, сам ничего не сделав плохого? Такое можно ожидать от темных сил, но не от Бога же? Почему милосердный Бог допускает не только детские слезинки, но и ужасные страдания безвинной души только для того, чтобы кого-то другого научить? Тогда должны страдать только те, кто совершил неправильные поступки в жизни, но не как ни ребенок? Неужели у Бога нет других способов наказать или показать на грехи родителям, как только через страдания безвинного? Получается как-то не совсем справедливо… Как-то это не стыкуется со всемогуществом и всесправедливостью Бога…

Но в своем большинстве люди об этом не задумываются. Ну а если кто и задаст подобный вопрос – ими ответят, что на все воля Бога, и не нам об этом судить. Кто-то даже скажет, что пострадав в детстве или всю свою жизнь, этот ребенок станет возлюбленным у Бога, или что он страданиями возвысит свою душу, и прочее, и прочее. Эти ответы снова уведут сознание в сторону от странной справедливости Бога, которую нам вообще не возможно и не должно понимать…

Почему же так происходит? Оправдывается несправедливость, потому что Бог не может по определению быть несправедливым, но при этом никак иначе нельзя оправдать все это. Все что мы не можем оправдать, все, на что не можем ответить сразу же — называется неведомым промыслом божьим и все. Вопросы исчерпаны. То есть, происходит просто уход от них. Но в глубине сознания остается осадок, если человек продолжает мыслить, конечно, а не просто отбрасывает всякие мысли и продолжает жить с суете земных дел. Такое так же происходит, если он полностью начинает зомбировать себя, что Богу виднее и начинает пребывать в стадии ребенка, за которого все делают другие или Бог и думают тоже за него. Но при таком подходе развитие его интеллекта и души останавливаются в этом детском состоянии на всю жизнь. Смыслом его жизни становится духовное рабство и не желание задавать какие-либо подобные вопросы вообще, жизнь – как полное подчинение божьей воле без всяких объяснений.

Живущие так будут думать, что они живут в Боге, что они спасены и им уже никто не сможет объяснить, что от имени Бога их исподволь можно заставить поверить во что угодно. Они будут паствой, а проще стадом (что есть одно и то же) безропотных овец, полностью доверяющих своим пастырям (пастухам). Они будут думать, что пастухи заботятся о них, и уж точно, в их головах никогда не будет мысли, что, однажды, пастух может погнать часть стада на убой для своих нужд… Им никогда и никто не докажет уже, что они – есть часть системы, которую специально кто-то построил для своего благополучия и отвел им место в стаде…

Но ответы на неугодные вопросы все же существуют. И они ничуть не умаляют справедливость Высших сил. Эти ответы знают, многие, кто сталкивался с учениями Востока и не только. Эти ответы знали и наши предки – славяне, пока хранили ведические знания. Эти знания и сейчас хранит информационное поле Земли.

Так почему же часто дети рождаются больными? Почему часто они могут умереть во младенчестве? За что страдают души детей? Откуда берутся души младенцев? Когда рождаются души?

Информация на эту тему пришла из информационного поля Земли через осознанное сновидение. Доверять ей или нет – дело лично каждого. Знания никому не могут быть навязаны силой, как и вера. Пусть каждый верит в то, что ему близко. Но, возможно, кто-то еще пытается задавать неудобные вопросы… И тогда он получит некоторые ответы…

Ночь рассыпалась искрами звезд. Призрачный свет луны осветил хрустальные ветви зимнего леса. Мохнатые ели обвисли под тяжестью снега, и только звериные тропы блуждают между стволов и манят куда-то вдаль. А там, вдали – круглая поляна. По краям ее – деревянные столбы в высоких снеговых шапках. Но столбы-то не простые. Лица на них вырезаны, и смотрят в небо немигающими, деревянными взглядами.

Закружилась поземка, задул ветер и соткал из снега фигуры странные, будто отделившиеся от идолов деревянных. И пошли они в хоровод ходить по кругу, а в центре круга сияние засветилось. И вот оно все ярче и ярче. И вот уже вместо него кружится женщина в длинных узорчатых нарядах. Белая как снег она, и глаза бездонные лунным светом светятся.

«Не страшись меня», — вдруг сказала она, не шевеля губами. «Звали меня предки ваши Карною. И приходила я к ним с Мареной холодной, когда души их готовы были покинуть Явь. Но приходила я к ним и с Живой огненной, когда души в Прави сияющей готовы были в плоть войти и народиться в Яви. Помогаю я отворять врата жизни в Явь, то есть жизни телесной, как в одну, так и в другую стороны.

Таинство великое для людей есть сей переход. И страха полны люди и неведения об этих явлениях. Поэтому во дни давние приходила я к людям и рассказывала, что страха не должно быть. Рассказывала о мирах Прави за гранью жизни телесной, мирах, куда уходят души, освобождаясь от тел бренных, мирах, откуда приходят души детей их.

Позже, когда тяжело мне стало к людям являться из-за утяжелевшего мира земного, знания эти передавали потомкам волхвы. Но когда знания древние поруганы стали учением новым, переписанным под диктовку жрецов иных – забыли люди, что жизнь телесная лишь сну подобна, и что снов таких великое множество проходит за жизнь вечную.

Жрецы новые стали тоже рассказывать, что у человека есть жизнь вечная, но она якобы вся протекать будет на том свете – в райских кущах или в адских котлах… А про жизнь телесную жрецы новые стали говорить, что она одна и единственна, что каждая душа приходит в тело единожды и потом уходит в жизнь вечную. Но откуда же берутся все новые и новые души, чтобы рождаться в теле младенцами?

Новые жрецы христианские по-разному отвечали на этот вопрос. Одни говорили, что с каждым рождением Бог творит очередную душу, а другие и вовсе были материалистами в вашем нынешнем восприятии, ибо вещали, что души рождаются от душ родителей, как и тело от тел людских…

Но неведение все это говорило устами жрецов, не знавших истину или укрывавших ее вознамеренно. Ведь если бы это было истиной, то возник бы иной вопрос – за столько веков и тысячелетий сколько ж душ то народилось и все они где-то обитают… Где же все они умещаются? Каких размеров ад и рай? И снова ответами будут лживые сказки, либо ответ единый на все вопросы – «Тайна сия велика есть» и «Не следует стремиться познать богово, ибо невозможно сие»…

И тут вдруг лицо Карны преобразилось, и расцвели цветы в венке на ее голове. И снег исчез куда-то, и сочная зелень трав отразилась в одеждах, и солнца румянец зарделся на ее щеках.

«Сокрыли от вас жрецы новые знаний много» — продолжила свой рассказ Карна. «На Востоке некоторые знания сохранились. Там еще помнят, что не одну телесную жизнь живут люди на Земле, а множество и колесо перерождений Сансарой зовут. Ваши же предки тоже знали это в древности и называли Колородом или кругом рождений. А если есть круг рождений, то каждая душа не с первого раза рождается давно.

Каждая душа рождена была вместе со Вселенной. С ее выдохом вылетают души в мир проявленный духовный. Ведь проявлен не только ваш мир физический. Тонкие миры тоже проявлены. Только плотности они разной… А не проявленное – не проявлено, но только знанием оно является о том как проявляться. Не проявленное не имеет формы ни физической ни тонкой, не проявленное даже силы не имеет, энергии. Это просто знание, идея.

В таком состоянии вся вселенная пребывает во время ночи Бармы или Брахмы, как его зовут на Востоке. Но приходит время просыпаться и все не проявленное вспыхивает энергией-силой и проявляется, обретая формы тонкие, а потом уже и физические.

Так начинается день Бармы – очередное рождество Вселенной. Ведь Вселенная так же рождается циклично, и спит в свою ночь и бодрствует в свой день. На Востоке это зовут Манвантарой. И было их таких манвантар в нашей Вселенной 33. И с каждым пробуждением – рождаются души новые. Но новорожденные души настолько малы, что воплощаются в частицах, атомах, минералах. Те же души, что рождены были в прошлых манвантарах, с новым пробуждением перерождаются в новых царствах существ – в растениях, грибах, животных. И чем старше и опытнее душа, тем в более высокое царство существ она приходит. Только пройдя множество таких творений, пройдя мириады воплощений в плоти каждого царства существ, душа, наконец, может попасть в разумные общества и начать путь своего развития человеком или ему подобным существом в других мирах и на других планетах. И пройдя мириады воплощений в разумных формах жизни, получив опыт и саморазвив себя, она сможет воплотиться в мирах высших существ, коих вы почитаете за Богов, Учителей, ангелов и прочих.

Есть множество разных путей развития, а значит роста душ, и каждый из них каждая душа выбирает сама. Можно идти по пути животных, а затем человечьих жизней, а можно воплощаться в камнях и планетах, звездах и галактиках. Жизнь многообразна. Все есть жизнь, смерти не существует. Смерть лишь переход между разными жизнями…

И все зависит в этих жизнях уже от самой души, от ее личной работы над собой, от ее личного прозрения. Выдыхаются Вселенной одинаковые капли духа при рождении душ. Но каждая капля в конечном итоге должна вместить в себе все знания Вселенной и стать океаном, возвратившись в изначальное… Так развивается и совершенствуется сама Вселенная. Ведь Вселенных тоже огромное множество и многие из них прожили мириады манвантар. Наша еще очень молода пока. Но вот души, рожденные другими вселенными иногда проникают и в нашу вселенную, чтобы помогать развиваться всем каплям мироздания. Нет ничего, где бы не было души. Каждая пылинка имеет душу, только разного развития. Но развитие это зависит только от самой души, а не от творца и Учителей – помощников.

Если душа осознала себя только на уровне животного, то она и будет рождаться в звериных шкурах, а если добралась до человека – будет человеком. И в человеческих телах будет воплощаться столько раз, пока не дорастет до сознания и понимания Учителей. Это и называют на Востоке просветлением и прерыванием перерождений в человечьем круге. Души, вырвавшиеся из Сансары или Колорода человечьего – уходят перерождаться в высших мирах.

Сейчас в нашей вселенной идет середина 33 –го дня Бармы. Середина… Каждый день его равен примерно 24 миллиардам ваших лет и столько же длится ночь. Вы уже прожили около 12 с половиной миллиардов лет от пробуждения Брамы. Это событие ваши ученые иногда именуют большим взрывом.

Поэтому все души во всех царствах природы в этом дне родились не впервые после пробуждения. Знайте, нет сейчас у вас новорожденных душ. Нет даже только пришедших в первый раз в человечьи или животные или иные тела. Все, кто сейчас живет в Яви и Нави – все живут уже мириады воплощений. И на Земле нет ни одного человека, чья бы душа только пришла в человечье тело из мира животных, камней или вообще бы была только рождена. Все вы живете множество воплощений. Среди вас нет новорожденных. Самым старшим из живущих духов нашей вселенной 33 манвантары, самым младшим одна, но не меньше. А это значит, что самые младшие духи имеют возраст 12 миллиардов ваших лет. И они за это время никак не могли воплотиться в человеках. Ведь естественный переход из одного царства жизни в другое происходит только во время ночи Брамы при следующем его пробуждении. Поэтому самые молодые духи имеют тела атомов и частиц в физическом мире или живут элементалями в мирах тонких.

Вы же люди, пережили не одну манвантару, но то какие вы – зависит только от вас. Если вы до сих пор живете животными страстями, то развитие ваше чуть-чуть оторвалось от животного царства. И от вас же зависит и дальнейшая ваша судьба. Если до окончания этого дня Брамы вы так и останетесь человеческим животным, то с новым выдохом Вселенной вы улетите в животное царство на последующие 24 миллиарда лет жизни и еще на 24 миллиарда лет покоя очередной ночи Брамы.

Все зависит только от наработок осознания вшей сущности божественной капли Вселенной и от ваших действий, поступков, мыслей.

Но этот масштаб, возможно, вам будет непонятен. Я лишь показала, что он существует. Вам ближе более мелкий масштаб. Но и в нем вам покажется бесконечность. Ведь в телах человеческих вы рождались тысячи раз за этот день Брамы.

Поэтому младенец – это не чистый лист бумаги. Новорожденное только тело его, но не душа. Душа каждого ребенка вашего прожила множество жизней человеческих только в этой манвантаре и множество жизней в других царствах природы в манвантарах прошлых.

Душа каждого ребенка вашего – взрослая, она ровня вам, а не ваша собственность и не беспомощная и глупая, как вам может показаться. Глупое и беспомощное тело у нее, потому что она еще не научилась пользоваться им. Это мозг может быть чистым, как новый электронный аппарат, но вот карту памяти вы в него вставляете со старой информацией. Это есть грубое сравнение с информацией души и новым мозгом. Не всегда душа может быстро овладеть новым мозгом, как инструментом для жизни в вашем плотном теле. Тем более это сам мозг блокирует знания души. Иногда младенцы еще помнят прошлые перерождения, но вот со временем все это уходит и мозг уже оперирует, говоря вашим языком только новыми понятиями, полученными от родителей и других людей.

Вся эта блокировка вписана в ДНК теми, кто переделал людской род на Земле в своих лабораториях, назвав после все это творением Адама и Евы. Это были анунаки с Нибиру, которые хотели вырастить себе послушных рабов. А лучшие рабы получаются из тех, кто не помнит своей свободы, кто не помнит сам себя. Поэтому ануначные «творцы» заблокировали возможность воспоминания прошлых воплощений и полученных в прошлом знаний генетически. (См тему: «Адам — сын Лилит и Пацуцу, или Кто, как и кого создал… «).

Но иногда сбои все же происходят, особенно в результате травм, и дети, а то и взрослые люди начинают вспоминать свои прошлые жизни.

Еще раз говорю – ребенок это не пустой сосуд, который родителям нужно наполнять. Ребенок не чистый лист бумаги, на котором все будет так, как вы напишите. Ребенок не просто кусок бессознательного мяса, и уж конечно не вещь и не ваша собственность. Он ничуть не ниже вас. Его душа может быть намного мудрее вашей, только в новом теле еще не адаптировалась.

Это, конечно, не говорит о том, что воспитывать детей нельзя. Нужно обучать их души пользоваться новым телом, приучать к новым условиям, новому обществу и его порядкам, обучать новой речи, правилам поведения. Это и есть воспитание. Но не навязывание своих личных родительских интересов, не делание из ребенка продолжения себя и своих личных амбиций. Не лепите из ребенка балерину, спортсмена или ученого, военного или кого-либо еще, если это была ваша собственная заветная мечта. У души пришедшей к вам в теле ребенка может быть совсем иная заветная мечта и другое предназначение…

Его душа такая же личность, как и вы. Но люди об этом не думают и в большинстве своем считают детей просто своим продолжением или еще хуже собственностью. Именно при таком подходе так легко вкладываются ложные представления в их головы о том, что дети страдают за грехи родителей. Почему так происходит, а потому, что дети – лишь продолжение родителей, их собственность. Поэтому, мол, и могут за них страдать, это, мол, такое наказание родителям. Чувства детей вообще не подразумеваются, будто они еще неодушевленны и есть только придаток своих родителей.

Но это не так. Дети такие же личности со своей свободой выбора и взрослые могут направлять их только советами и примерами своей жизни, что бы приучить новый мозг работе с душой. Не за грехи чужие они страдают. За кого-то ничего нельзя сделать в этом мире. Только личный опыт души ведет ее к совершенству. А страдания за кого-то безвинно блокируют развитие души, ибо несправедливость это. Да и родителям с особо черствыми неразвитыми душами это не пойдет в урок, ибо если не сами страдают – то для них хорошо это, а на любовь к детям своим и сострадание к ним такие просто не способны… Чему и кого так учить? Многие неразвитые, почерневшие души родителей сам готовы бросить на страдание своих детей и даже убить их, лишь бы самим не страдать. Многие животные выше их по развитию душ. Для таких, явно, болезни детей — не уроки.

Так почему же дети рождаются неизлечимо больными, почему они заболевают и умирают рано. Все это – результат их действий в прошлых воплощениях. Никто из вас не видит то, чем занималась душа ребенка в прошлом, кем она была. Но для информационных полей и закона воздаяния, который на Востоке называют кармой все видно. И от этого закона космоса никто не может уйти. Вы видите разных людей вокруг и честных, добрых и порочных, злых. И все они после смерти вновь идут на воплощение.

И вот рождаются в новых телах по делам своим. Кто много натворил неправильного, кто загубил кого-то в прошлом — рождаются больными, чтобы через страдания свои искупить грехи прошлого, но свои грехи, а не чужие.

А вот приходят души бывших грешников как раз к тем родителям, которые в этой жизни наделали много неправильного. И это не наказание. Это просто закон того, что притягиваются подобные вещи, как капли воды. Тяжелые души воплощаются в семьях, где есть тяжелая атмосфера, вот и все. Это — то же самое, что после смерти тяжелая душа проваливается в нижние слои Нави по своему весу, ибо не может удержаться в слоях верхних – легких. Тяжелее она – вот и проваливается. Физика такая.

Так и вновь рождаясь в Яви, так же попадает она в ту среду, которая близка ей по вибрациям. Так тяжелые вибрации душ родителей притягивают тяжелые души из низших слоев Нави к себе в ребенка. И если у пришедшей души еще есть шанс исправиться, то по законам кармы будет она страданиями искупать свою вину, то есть получать себе то, что когда-то причинила другим, чтобы восстановилось равновесие свое с царством жизни, в котором воплощается в этой манвантаре, ибо только при наличии такого равновесия перед ней откроется вновь путь к самосовершенствованию.

Каждая душа для совершенствования должна соответствовать тому царству жизни, в котором проходит свои воплощения в конкретной манвантаре. Так души животных должны соответствовать животному царству или находиться с ним в равновесии, а души людей – человеческому. Это, тоже, можно сказать, физика. А плохие поступки, причиняющие кому-либо вред, нарушают это равновесие и не позволяют душе самосовершенствоваться. Они заставляют ее скатываться в более низкое царство жизни или вообще распадаться до пустоты как шлак, оставляя лишь изначальный зародыш души, который вынужден начать свой долгий путь к росту духа сначала, воплощаясь в царстве атомов и частиц.

И чем больше нарушено это равновесие, чем тяжелее душа – тем сильнее будет воздаяние, для восстановления этого равновесия.

Но существует и черта, когда такое восстановление в этой манвантаре не может быть возможным, так сильно утяжелена душа. В очень тяжелые души вселяются демоны антимира, и тогда рождается монстрик. Он может физически быть здоровым, ибо никакое страдание уже не исправит его и не вернет равновесие. Вот откуда берутся очень жестокие дети. Это воплотившиеся монстры антимира. И приходят они так же в близкую себе среду, к много нагрешившим родителям.

Но иногда темные силы антимира при помощи черных магов и колдунов могут исказить ауру семьи. Таким образом, проклятия и колдовство могут иллюзорно показать ауру семьи очень черной, и в нее приходит монстрик или очень больной ребенок.

Поэтому больные дети или монстрики приходят в семьи либо по темным делам родительским, либо в результате проклятья черного на семью. Такое, увы, возможно в вашем мире трехмерном, так как тяжел он и близок мирам тьмы пока. И восстановить справедливость можно часто только после ухода душ из него в миры тонкие, но это вы смертью зовете…

Единственное нужно помнить, проклятье причиняет вред только семье, а не ребенку. Ребенок всегда отрабатывает свое. А вот если он родился, принеся горе безвинным родителям – это черное проклятье.

Вы можете много вопросов задать. Например, о том, что больные дети часто добры очень. Это так, ибо души их опомнились и в покаянии своем, часто не осознаваемом новым мозгом детского тела, отвергают теперь зло. Но чтоб вернуть равновесие душам своим, чтоб почистить их для соответствия высоким мирам, они должны получить все то, что наделали в прошлом другим безвинным душам, хоть и по неведению и из-за гордыни, зависти и прочего. Так идет рост их духовный и очищение. Особенно видно это у детей – даунов.

Их души раскаялись в своих грехах настолько, что уничтожили в телах новых возможность гордыни и зависти на физическом уровне, но это привело к изменениям тел их в каждой клетке и особенно в мозге. Их души настолько устали бороться с гордыней и пороками, что покалечили свое новое тело, ибо невозможно убрать из мозга, из тела что-то не навредив другому органу, системе, клеткам. Тяжесть их прошлых деяний же не позволяет в нормальном теле не сорваться в пороки вновь.

И, возможно, только такой путь поможет им восстановить вибрации души и уже в следующем воплощении быть в силах, чтобы совладать с гордыней и другими пороками в здравом уме и теле. Так же обстоит дело и с врожденным слабоумием, кретинизмом, аутизмом и им подобными заболеваниями. Это либо отчаянная попытка воплотившейся в ребенке души избавиться от своих пороков, либо подселение темных сущностей, если душа очень уж тяжела. Но различить одних от других всегда возможно. Раскаявшиеся души всегда будут добрыми детьми, а вот с подселенцами из мира тьмы – злыми и жестокими монстриками.

Ваша жизнь скоротечная – лишь искра в плотном мире Яви. Она одна из мириадов искр, которые вспыхивают на протяжении одной жизни настоящей и бесконечной, жизни равной жизни самой Вселенной. Ведь каждая ваша настоящая жизнь, состоящая из рождений во множестве миров есть часть жизни Единого Бармы, Брахмы, который есть – Вселенная, Род живой.

Вы видите только отблеск вашей сияющей в данный момент искры жизни и более ничего, поэтому и не можете судить целое, не можете судить свою вечную жизнь. Только выйдя за пределы искры жизни плотной в лоно Матери великой, в лоно Единое видится жизнь вечная. Но и между искрами воплощений то же видится многое и оно дает возможность душе осознать себя и свои поступки в воплощениях плотных, и оно дает возможность измениться и расти душе далее, что заложено в нее природой космической.

Вы вечны и бессмертны, как само мироздание, вы живете в его дыхании, только осознать это в мгновение гаснущей искры очень сложно. Не судите того, что не видится за пределами мига ваших жизней земных, но и не утверждайте, того что «тайна сия велика есть». Тайна всегда откроется ищущему, если он не отгораживается от нее догмами. И наступят времена, когда догмы уйдут вместе с теми, кто изменил ваши тела и направил ваши мысли по ложному пути…», — так говорила Карна. А розовый рассвет зазвенел в щебетании птиц и зашелестел листвою над капищем и древними идолами тех, кто хранил и хранит вечное знание Мира…

Записала Валерия Кольцова

Древние старцы говорили о тех, кто будет жить в более поздние времена: неспособные на подвиги, они будут спасаться терпением скорбей и болезней. И те, которые по-христиански понесут недуги, войдут в Царство Небесное. Наши болезни и скорби, даже при всем неприятии их, большинству из нас понятны. Но часто болеют дети, даже совсем маленькие, болеют очень тяжело. Почему болеют безгрешные малыши, как можно им помочь? И как жить взрослым, чтобы уменьшить детские страдания? — рассказывает отец Петр Семащук, настоятель храма во имя прп. Феодора Освященного.

КРАТКАЯ СПРАВКА: Ежегодно в Украине фиксируют около 1000 онкобольных детей — это 11-12 случаев на 100 тыс. населения детского возраста (до 18 лет).

Злокачественные новообразования детского возраста занимают 7 место в структуре детской инвалидности. По показателям смертности от злокачественных новообразований детей Украина занимает 5 место в Европе (5 случаев на 100 тыс. населения).

— Как давно вы опекаете онкобольных детей, и почему выбрано именно это направление работы у вас в храме?

— После того, как здесь начали возрождать храм, начали богослужебную деятельность, к нам очень скоро пришли волонтеры из онкогематологического отделения областной больницы, которая расположена неподалеку от храма. На территории больницы недавно построили Варваринский храм, и теперь наша общая помощь детям, надеюсь, будет возрастать. Но когда мы пришли сюда шесть лет назад, было непросто. Одной из причин, почему к нам обратились волонтеры, хотя они были людьми далеко не церковными, это беспокоившая их проблема в отделении – туда часто приходили «свидетели иеговы», разные протестантские проповедники, и ребята подспудно понимали, что на самом деле никакой пользы пациентам подобные «миссионеры» не приносят. Тогда они решили эту нишу заполнить — и пришли к нам. Предложили сотрудничать, и мы, конечно, согласились. И вот уже шесть лет совместно опекаем детей.

Если в прошлые годы мы приглашали артистов для проведения праздника, то в этом году бывшие пациенты провели… рок-концерт

— В чем заключается ваше сотрудничество?

— Каждое воскресенье и во все большие праздники мы ходим причащать деток. На Крещение окропляем все отделение водой, на Рождество идем с детьми воскресной школой с вертепом, и на Пасху, конечно, приходим. Хотя сам режим отделения не позволяет бывать там часто, некоторые дети находятся на специальном режиме — им противопоказан близкий контакт, но выбираем формат, время и приходим.

Буквально три года назад у нас появилась еще одна традиция – по-особому отмечать праздник Сретения. Это — Всемирный день борьбы с окозаболеваниями, в который мы устраиваем выставки, проводим концерты, презентации.

Цель этих мероприятий – привлечь внимание общественности, а также собрать средства на лечение детей. Вот у нас в зале представлена выставка этого года – рисунки и поделки. Отдельно на одной из стен представлены работы детей, которые успешно вылечились.

Если в прошлые годы мы приглашали артистов, разных известных людей, то в этом году на празднике в основном были бывшие пациенты, которые провели рок-концерт. Приходят, конечно, и известные люди. Скажем, Ани Лорак, не афишируя, всегда приходит, делает подарки, общается с детьми, целый день посвящает ребятам.

Болели бы сами родители, возможно, никогда не обратились к Богу, а через детей приходят к Господу. Мы наблюдаем титанические изменения родителей

— Как вы считаете, почему так тяжело болеют дети, ведь онкозаболевание – страшная болезнь, особенно тяжело переносят её малыши. Нам понятно, когда болеет взрослый, согласны даже, что есть за что, а маленькие — ведь они нагрешить еще не могли, даже не успели понять, если что плохое и сделали.

— Это глубокий, сложный вопрос, так сразу на него и не ответишь. Есть несколько объяснений. Первое – дети болеют за грехи родителей, но не в том смысле, что они напрямую отвечают за те или иные действия родителей. Но так же, как и физическое тело несет в себе ту или иную наследственность, так и душе передаются определенные наклонности. Это какие-то нераскаянные грехи, безбожие, нежелание ходить в церковь. Все накладывается на поколения, и через болезнь детей Господь стучит в сердце родителей. Вот вы сказали: «Почему дети болеют, они ведь не понимают?» Именно поэтому — болезнь детей очень сильно трогает сердце и душу родителей, болели бы сами родители, они, возможно, никогда не обратились к Богу, не задумались бы над духовными вопросами, а через детей приходят к Господу. Это очень сильный повод задуматься о своей жизни. Мы по своей практике наблюдаем титанические изменения родителей – люди приходят к Богу, люди просят, молятся, несут свой крест и выходят из этих обстоятельств, уже по-другому оценивая себя и свою жизнь.

Второе. Есть такое мнение, в частности у митрополита Антония Сурожского: именно через болезнь невинных детей Господь избирает из человеческого общества самое лучшее. Мы все несем свой крест, и этот крест — отражение Креста Христова. Христос пострадал безвинно, добровольно за наши грехи. Когда нам кажется, что крест очень тяжелый, это как раз указывает, что Господь избрал именно этого ребенка для особой миссии, для несения этого креста и для исполнения Его воли в этой жизни.

99% родителей понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Все от Бога

— Все ли родители больных деток обращаются к Богу, становятся верующими?

— Скажу так – я не встречал в больнице родителей, которые враждебно относились к церкви, священникам. Как минимум, они не препятствуют приходить к детям. В разной степени, конечно. Кто-то быстрее отзывается и понимает, что будет, если он обратится к Богу, и Бог дарует исцеление. На самом деле, 99% — это родители, которые понимают, что если их дети лечатся, то все это не случайно. Кроме того, у них там каждый день чудеса происходят, и родители видят это. Представьте себе, разве не чудо, когда ребенку, которому нужна срочная операция, и на нее необходимо 100 тысяч долларов, а таких денег у родителей нет – и вдруг эти средства находятся. И подобные чудеса происходят постоянно, в любое время – кризис, не кризис, в любой ситуации. Всегда находятся люди, готовые помочь. Многие волонтеры не афишируют свою деятельность, помогают тайно, движимые бескорыстным желанием помощи. Поэтому родители, каждый день встречаясь с чудесами милосердия, понимают, что такое под силу только Богу.

Когда болеют дети, родители приходят к Богу, получают такие силы, что сбить их с пути, нарушить веру – сложно

— А бывают случаи, когда родители тяжко горюют, говорят – мы молились, просили, а Господь все равно забрал? Их отчаяние можно понять.

— Такое бывает редко. После ухода детей люди становятся верующими, церковными. Это тяжело на первых порах, может появиться и ропот…

— …как же так — почему Бог одной рукой дает, а другой забирает?

— Православный человек в воле Божией сомневаться не должен. Может такое случиться, но временно. На самом деле мы понимаем, что все продиктовано Божественной любовью, а если мы не поняли или нам тяжело это принять, то только потому, что мы не доросли до нужного уровня. Господь не дает испытаний выше наших сил, больше, чем мы можем понести. Я скажу так – за период, когда болеют дети, родители, благодаря тому, что они приходили к Богу, молились, получали такие силы, что как-то их сбить с пути, нарушить веру – сложно.

Маленькие дети понимают, что больны, скорее седрцем, чем умом. Им нравится, что мы совершаем молитвы, что их причащают, раздают просфоры… Они ждут это с радостью

— А как дети переносят такие испытания? Ведь в больницу попадают также детки из неверующих семей. Как они начинают понимать, что есть Бог, есть Ангел-Хранитель, есть какие-то неведомые ранее силы, что жизнь так или иначе привела его сюда?

— Маленькие дети на каком-то традиционном или бытовом уровне воспринимают это. Скорее сердцем, чем умом. Им нравятся те обряды, которые мы совершаем, молитвы, им нравится, что их причащают, раздают просфоры, святую воду. Они ждут это с радостью. К определенному времени приносят с собой чашки, так как в отделении особая гигиена. А старшие в тяжелые моменты задают вопросы священнику, обращаются к волонтерам. Мы проводим с ними и их родителями беседы. Взрослые дети больше понимают, они больше прожили, у них были друзья, привязанности, а тут их вырвали из привычной среды, изолировали – поэтому и вопросов больше, больше знания и понимания.

Хочется отметить, что наше общество не пассивно к этим детям. Более того, многие люди постоянно пребывают в заботе о них. Благо, есть волонтерское движение людей неравнодушных. Понятно, что большой группе людей сложно прийти в больницу. Поэтому волонтеры выбирают: кто о ком уже постоянно заботится, звонят, договариваются, решают проблемы, связанные с лечением.

В отделении есть игровая комната, где дети между собой общаются, есть разные кружки. Наши выставки проходят благодаря тому, что есть кружок арттерапии. Его ведет профессиональная художница Екатерина Сапожкова, довольно известная личность – у нее проходят выставки и у нас, и за границей. Она для себя решила, что должна помогать таким детям и очень успешно это делает – дети рады. Надеюсь, дети не чувствуют себя обделенными. Да, бывает тяжело, бывают разные периоды, но каждый, кто приходит, старается им помочь.

— В этой больнице находятся дети из Киевской области, а сколько лечится с онкозаболеваниями?

— Все время по-разному, где-то 40-50. Есть такие, которые приезжают на короткий период. Потом бывают наездами, по мере необходимости лечения.

— Как часто, по вашим наблюдениям, дети излечиваются полностью?

— Могу судить из сообщений волонтеров — они приходят туда чаще. По их наблюдениям, где-то процентов 60-70 пациентов, о которых с уверенностью можно сказать, что болезнь — отступила. Тем более, что медицина развивается. Да и в наших условиях всегда есть возможности помочь. Если болезнь выявлена на раннем этапе, диагностирована на ранних стадиях, большая вероятность, что ребенок совершенно выздоровеет.

Сказать, что у этих детей детство было – ничего не сказать. Они все — мученики… Смотришь на них и понимаешь: никаких проблем у тебя нет

— А как дети переносят смерть своих товарищей по палате, больнице?

— Это в любом случае — шок. В такие моменты в отделении даже воздух депрессивный, болезненный. Представьте себе, они все понимают. Им нелегко: ведь вчера их товарищ был жив, они играли вместе, но еще они понимают, что сами тоже могут уйти. Вообще эти дети особенные. Сказать, что у них детство было – ничего не сказать. Они все — мученики, потому что все в чем-то ограничены – и болью, и передвижением.

Даже нам бывает непросто, что о них говорить. Я часто наблюдал — есть тяжелые недели, как с понедельника началось – все какие-то трудности. Под конец недели уже думаешь – все, нет сил. А в воскресенье приходишь в отделение, смотришь на детей и понимаешь, что на самом деле никаких проблем у тебя нет. Еще это хорошо понимаешь, когда возвращаешься домой. У меня своих двое детей, и когда они на тебя прыгают, кувыркаются, радостно встречают папу, то видишь, как они свободны в своих движениях, эмоциях. А дети в отделении, можно сказать, привязаны, они же почти постоянно с системами. Они ходят и на занятия с капельницами, катетерами, и когда мы приходим причащать их, то большинство детей выходит с такими специальными стойками, от которых более чем на полтора-два метра нельзя отойти.

— Как же они приходят в храм, если в отделении строгая стерильность?

— Есть разная степень лечения, есть т.н. интенсив, когда они не могут покидать палату, и к ним тоже нельзя заходить, они изолированы практически полностью, хотя и к таким мы приходим по вере и просьбе родителей. Практически все отделение поделено на две неравные части — меньшая, где очень сложные дети, большая часть, где дети на стационаре, но они имеют возможность выйти в игровую комнату, в коридор, даже на улицу выходят, ну и к нам в храм приходят.

— За эти шесть лет, в течение которых вы опекаете пациентов больницы, больше или меньше стало детей с таким тяжелым заболеванием?

— Можно сказать, стабильно одинаково, особого всплеска не было, но, к сожалению, и меньше не становится.

Мы должны не только приводить к Богу детей, но и сами приходить, не только причащать детей, но и сами причащаться

— Что бы вы могли посоветовать родителям здоровых детей. Ведь каждый переживает за своего ребенка, волнуется, чтобы, не дай Бог, ничего подобного не случилось. Как заботиться о своих детях?

— Прежде всего, через заботу о себе и своем духовном состоянии, это касается всех родителей, дети ведь болеют разными болезнями. В отделении мы акцентируем внимание родителей на том, что они должны не только приводить к Богу детей, но и самим приходить, не только причащать детей, но и самим исповедоваться и причащаться. Где-то я читал, что если у тебя есть какие-то греховные наклонности, и ты не хочешь, чтобы их повторяли твои дети – искорени их в самом себе. Хочешь передать более чистую духовную природу — наведи порядок в своей душе. С себя нужно начинать. И уже как следствие, как результат — дети будут здоровее.

Приводить людей к Богу, потому что чем больше мы укореняемся в церковной, духовной жизни, тем чаще мы соизмеряем свою жизнь с волей Божией. И тогда мы растем духовно, растут определенные знания, мы в состоянии понять промысел Божий и соизмерять свою жизнь с Богом. Даже тогда, когда человек достигает такого уровня, в его жизни случаются те или иные трудности. Но в таком случае он понимает, для чего это, почему, и соответственно реагирует. Для него это не становится шоком, он не впадает в депрессию, не замыкается, а принимает все как волю Божию, как определенную горькую пилюлю, для того чтобы стать лучше, стать совершеннее.

Пример для нас – преподобный Пимен Многоболезненный, который с детства тяжко болел. Но благодаря тому, что смиренно все переносил и благодарил Бога, он достиг таких высот, что по его молитвам люди исцелялись. Он даже воскрешал мертвых. Однажды братия стала ему говорить: «Пимен, ты уже достиг таких высот, что можешь попросить у Бога исцеления для себя». Он отвечал: «Нет, наоборот, я прошу, чтобы Господь удержал эту болезнь, так как хочу, чтобы через нее и через несение этого креста достичь большего совершенства». Святые, когда заболевали, говорили: «Господь посетил». Теоретически, конечно, легко рассуждать, но с другой стороны – когда Господь посылает испытания, то дает и силы, чтобы нести их, преодолевать.

Эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя ее растратить на водку, сигареты…

— Вы говорили, что те дети, которые исцелись, сейчас приезжают к больным. А они становятся верующими, укрепляются в вере?

— На последнем концерте, на Сретенье, было интересно слушать этих детей, их выступление. Я скажу так: по крайней мере, эти дети понимают ценность жизни, понимают, что нельзя жизнь растратить на водку, сигареты, гулянки, наркотики, а ее нужно использовать для чего-то полезного, нужного. Потому, что они столкнулись лицом к лицу со смертью, чувствовали дыхание смерти. Что значит «верующий человек»? Я бы не сказал, что это тот, который поклоны бьет в храме – это необязательно, потому что можно выйти из храма и вести себя, как будто в храме и не был. Главное, чтобы человек правильно жил, а если он будет правильно жить, будет настоящим человеком, то у него нет другого выхода, как придти к Богу и стать христианином.

В этом мире все продиктовано не чьей-то злой волей, а именно — Божественной любовью

— Что Вам дает силы нести такое служение, каждый раз видеть тяжело больных детей?

— Бывают разные моменты, периоды… Иногда в воскресенье причащается 10 детей, бывает и один ребенок. Правда, почти никогда не бывало, что никого нет. Там, в отделении, есть специальный зал, в углу — иконы, аналой. Часто родители просят прийти в палаты. Несколько раз было, когда я думал: «Может, и не стоит сейчас идти…» Но Господь всегда подавал верные знаки.

Однажды, когда думали, что уже в последний раз идем, вдруг видим – «свидетели иеговы» оккупировали отделение. Ну, как можно допустить, чтобы людей ввели в соблазн или обманули! Или, например, приходим и видим полный зал людей, они благодарят и говорят, что мы их сильно поддерживаем, укрепляем. В любом случае мы видим, что это нужно, они нас ждут. Дети ждут, спрашивают: где батюшка, приходят к тому времени. Я понимаю, что, может быть, мы что-то не успеваем, что-то не доделываем. Планируем в ближайшее время более плотно заняться опекой над детьми. Может, определить какой-то день в середине недели, чтобы священник приходил и общался с родителями не только в воскресенье, чтобы осмысление происходящего было более глубоким и комплексным. Да, мы приходим постоянно, это востребовано, это нужно, но это порционно, возможно, что некоторые родители до конца и не поняли всю глубину и значение церковных Таинств. Надо, чтобы была возможность поговорить со священником чаще, особенно тем, кто только попал в больницу.

Самая необходимейшая мысль и осознание: в этом мире все продиктовано не чьей-то злой волей, а именно — Божественной любовью. Наверное, поэтому верующему человеку легче переносить испытания, без веры в них нет никакого смысла. А если есть смысл, если ты понимаешь, что это от Бога, то ты готов терпеть хоть сто, хоть двести лет, потому что ты понимаешь — это от Бога. Господь ничего не дает просто так, это не слепой случай. Повторюсь: все в мире продиктовано Божественной любовью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *