Почему женщинам нельзя в алтарь?
Содержание
У алтарников свои обязанности и правила
- Перед входом в алтарь необходимо поцеловать икону на воротах.
- Затем поклониться три раза с крестным знамением. В будни – земные поклоны, в праздники – поясные.
- Далее попросить благословения у находящегося священника.
- Проходя рядом с горним местом, нужно перекреститься.
- Ни в коем случае нельзя громко разговаривать и смеяться.
- Во время Евангелия, прочтения канона и херувимской песни нельзя допускать шума. Должна слышаться лишь молитва.
- Строго запрещено прикасаться к престолу и жертвеннику.
- Необходимо стараться как можно меньше ходить перед Престолом.
- Нельзя проносить с собой какую-либо еду.
- Запрещено проходить через Царские ворота.
- Недопустимо проносить с собой технические средства.
- Отвлекать священнослужителя вопросами также нежелательно.
- При любом наружном кровотечении алтарник обязан удалиться.
В некоторых женских монастырях в эту часть допускают женщин – монахинь в преклонном возрасте. И еще реже к алтарю допускается кто-то из прихожан.
Попытаемся понять, почему настолько строги рамки нахождения у алтаря для мирян.
По словам архимандрита Алипия Светличного, недопущение этой категории прихожан происходит по объективным причинам:
- Женщин – из-за «ежемесячного непроизвольного течения».
- Простых прихожан – потому что алтарь – это святилище.
Алтарь – это средоточие молитвы, там должен царить порядок. Потому он и отделен от остальной территории храма, дабы сохранить святость этого места. Исключить суету, шум и толкотню, что неизбежно при большом скоплении людей.
Если разрешить вход в алтарь всем мирянам, он перестанет быть священным местом, а станет проходным. А отсюда – вполне объяснимый беспорядок и, соответственно, помехи для совершения священнодействий.
Итак, мы постарались дать ответы на интересующие вас вопросы, один из которых «Почему женщинам нельзя заходить в алтарь?».
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
О вхождении в алтарь существуют правила, принятые древними соборами. Согласно им никто (ни мужчина, ни женщина) в алтарь входить не может. Только священнослужители. Шестой Вселенский (Трулльский) собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу (правило 69). Епископ Никодим (Милош) дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц», – вот общее правило церкви, как восточной, так и западной. Трулльские отцы теперь это лишь узаконяют. В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь, причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь, в виду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады. Из этого видно, как строго соблюдалось предписание этого правила; это и поучительно в том отношении, как следовало бы обращать на это внимание и ныне, и вообще всегда. Исключение допускает правило только для царской особы, притом на основании какого-то древнего предания, когда император пожелает принести Богу дар. Что этот обычай существовал гораздо раньше этого собора и что, следовательно, был действительно древний, – свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Вселенского Собора: «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем по принесении оставляем его и занимаем принадлежащее нам место». То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары. Подобное свидетельство находим и у Созомена. Этот обычай соблюдался в православной церкви во все последующие века, так что царям всегда дозволено было входить в алтарь, и в алтаре как Божиим помазанникам причащаться, наравне со священнослужителями» (Правила Православной Церкви, т.1).
Как видим, правила не дозволяют входить в священный алтарь и оставаться там никому, кроме тех, кто совершает службу. Даже цари после принесения дара Богу должны оставлять алтарь. К сожалению, это правило сейчас не соблюдается. В результате в алтарь привносится много суеты. Исчезло благоговейно-трепетное сознание присутствия в месте, где совершается величайшее таинство – Евхаристия.
Ранее Лаодикийский собор принял 44-е правило: Не подобает женщине в алтарь входить. Епископ Никодим (Милош) пишет: «Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще, Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей». В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре.
Изначально алтарь это место, в котором совершались ритуальные жертвоприношения, в том числе и кровавые, и это достаточно подробно описано в Ветхом Завете. С приходом христианства, искупительной жертвой для которого является Сын божий, окропление кровью алтарей прекратилось. Теперь строго требуется принесение жертв бескровных, символических, где кровь и плоть заменена вином и хлебом. Сейчас в алтаре совершается подготовка к таинству Евхаристии, то есть причастия. Это, несомненно, относит данное место к наиболее священным для адептов веры.
Не только женщинам.
Правила, принимаемые древними соборами, запрещают посещение алтаря любому, не принадлежащему к церковной иерархии, человеку, независимо от пола. Женщинам, правда, запрет на вхождение в алтарь ограничивался особо из-за истечения крови во время месячных, которые могут начаться внезапно, независимо от их воли. Именно поэтому женщин не допускают к принятию духовного сана.
Алтарь, святыня, не терпящая суеты.
Алтарь в христианстве находится строго в восточной части храма. Она отделена или как-либо огорожена от молельного зала. Священнодействия в этом месте предполагают исключение суеты, неизбежного беспорядка, который происходит при частом посещении многими, в том числе посторонними, людьми. В храме алтарь занимает особенное положение.
- В православии и в католицизме взгляды на алтарь несколько разнятся, что, впрочем, не отменяет общее особое отношение к этой части храма. Так, в православии алтарь — это отгороженное место, где находится престол Господень. В православном алтаре не возбраняется несение нескольких служб в течение суток.
- В католицизме же сам престол и называется алтарем, причем обычно он не огораживается. Но существует запрет на проведение в одни сутки нескольких служб. Поэтому в католических храмах можно увидеть и по нескольку алтарей одновременно.
- Заходить в это священное место разрешается только священнослужителям. Впрочем, с благословения епископа, вход в алтарь разрешается и некоторым мирянам. Среди них ученики духовных семинарий, причетники, пономари, алтарники, осуществляющие уборку и подготовку этого места к службе, но только через боковые врата.
Символизируя собой место проведения Тайной Вечери и занимая особое место в храме, алтарь содержится в неукоснительной чистоте и всяческого рода благоукрашении. У входящего в алтарь священника не должно быть каких-либо кровоточащих ран. Иначе придется заново производить освящение.
Интересно, что с благословения высших чинов, архиерея или епископа, вход в алтарь таки возможен для воцерквленных женщин. Среди них диаконисы или инокини. В женских монастырях они допускаются для уборки и подготовки, а также и к таинству крещения лиц женского пола. В этом случае также строго необходимо отсутствие месячных истечений на момент посещения алтаря.
Когда нельзя оправдано.
В христианстве алтарь занимает особое место. Один из строжайших запретов для появления в нем, как, впрочем, и в храме в целом, является запрет на кровотечение. При этом в данном правиле нет исключений даже священников высокого ранга. Примечательно, что там не принято держать даже иконы с изображением святых жен. Исключение составляет только Богородица. Женское присутствие в алтаре запрещено ни в коей мере не из-за унижения или иной дискриминации женского пола. Запрет существует только по причине возможности внезапных кровотечений, что настрого запрещается. Известно, что даже посещение храма женщинами во время месячных не рекомендуется многими священниками.