Почему женщинам нельзя в алтарь?

У алтарников свои обязанности и правила

  • Перед входом в алтарь необходимо поцеловать икону на воротах.
  • Затем поклониться три раза с крестным знамением. В будни – земные поклоны, в праздники – поясные.
  • Далее попросить благословения у находящегося священника.
  • Проходя рядом с горним местом, нужно перекреститься.
  • Ни в коем случае нельзя громко разговаривать и смеяться.
  • Во время Евангелия, прочтения канона и херувимской песни нельзя допускать шума. Должна слышаться лишь молитва.
  • Строго запрещено прикасаться к престолу и жертвеннику.
  • Необходимо стараться как можно меньше ходить перед Престолом.
  • Нельзя проносить с собой какую-либо еду.
  • Запрещено проходить через Царские ворота.
  • Недопустимо проносить с собой технические средства.
  • Отвлекать священнослужителя вопросами также нежелательно.
  • При любом наружном кровотечении алтарник обязан удалиться.

В некоторых женских монастырях в эту часть допускают женщин – монахинь в преклонном возрасте. И еще реже к алтарю допускается кто-то из прихожан.

Попытаемся понять, почему настолько строги рамки нахождения у алтаря для мирян.

По словам архимандрита Алипия Светличного, недопущение этой категории прихожан происходит по объективным причинам:

  • Женщин – из-за «ежемесячного непроизвольного течения».
  • Простых прихожан – потому что алтарь – это святилище.

Алтарь – это средоточие молитвы, там должен царить порядок. Потому он и отделен от остальной территории храма, дабы сохранить святость этого места. Исключить суету, шум и толкотню, что неизбежно при большом скоплении людей.

Если разрешить вход в алтарь всем мирянам, он перестанет быть священным местом, а станет проходным. А отсюда – вполне объяснимый беспорядок и, соответственно, помехи для совершения священнодействий.

Итак, мы постарались дать ответы на интересующие вас вопросы, один из которых «Почему женщинам нельзя заходить в алтарь?».

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О вхождении в алтарь существуют правила, принятые древними соборами. Согласно им никто (ни мужчина, ни женщина) в алтарь входить не может. Только священнослужители. Шестой Вселенский (Трулльский) собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входити внутрь священнаго олтаря, но, по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу (правило 69). Епископ Никодим (Милош) дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц», – вот общее правило церкви, как восточной, так и западной. Трулльские отцы теперь это лишь узаконяют. В XII веке поднят был вопрос о том, может ли монах (конечно, не принадлежащий еще к клиру) войти в алтарь, причем патриарх константинопольский Николай, в первом своем каноническом ответе, высказывает мнение, что монаху не следует возбранять вход в алтарь, в виду чести монашеского чина, однако только тогда, когда надлежит зажигать свечи и лампады. Из этого видно, как строго соблюдалось предписание этого правила; это и поучительно в том отношении, как следовало бы обращать на это внимание и ныне, и вообще всегда. Исключение допускает правило только для царской особы, притом на основании какого-то древнего предания, когда император пожелает принести Богу дар. Что этот обычай существовал гораздо раньше этого собора и что, следовательно, был действительно древний, – свидетельствуют следующие слова императора Феодосия Младшего, содержащиеся в актах III Вселенского Собора: «Мы, которые всегда нужным числом государственных оруженосцев окружены, и которым не приличествует быть без оруженосцев, когда однако входим в храм Божий, оставляем вне храма оружие и даже снимаем с головы диадему императорского величества; когда же приносим дары, вступаем в св. алтарь, причем по принесении оставляем его и занимаем принадлежащее нам место». То же самое повествует Феодорит о Феодосии Великом, который, по выдержании публичного покаяния, наложенного на него св. Амвросием, вошел в храм и затем, когда наступил час приношения, вошел в св. алтарь, чтобы и ему, по обычаю, принести Богу дары. Подобное свидетельство находим и у Созомена. Этот обычай соблюдался в православной церкви во все последующие века, так что царям всегда дозволено было входить в алтарь, и в алтаре как Божиим помазанникам причащаться, наравне со священнослужителями» (Правила Православной Церкви, т.1).

Как видим, правила не дозволяют входить в священный алтарь и оставаться там никому, кроме тех, кто совершает службу. Даже цари после принесения дара Богу должны оставлять алтарь. К сожалению, это правило сейчас не соблюдается. В результате в алтарь привносится много суеты. Исчезло благоговейно-трепетное сознание присутствия в месте, где совершается величайшее таинство – Евхаристия.

Ранее Лаодикийский собор принял 44-е правило: Не подобает женщине в алтарь входить. Епископ Никодим (Милош) пишет: «Напоминая в толковании этого правила о воспрещении входить в алтарь всякому мирянину вообще, Зонара прибавляет, что тем более это должно быть воспрещено женщинам, у которых, независимо от их воли, бывает и течение месячных кровей». В женских монастырях по благословению правящего архиерея разрешается пожилым монахиням или инокиням нести послушание в алтаре.

Изначально алтарь это место, в котором совершались ритуальные жертвоприношения, в том числе и кровавые, и это достаточно подробно описано в Ветхом Завете. С приходом христианства, искупительной жертвой для которого является Сын божий, окропление кровью алтарей прекратилось. Теперь строго требуется принесение жертв бескровных, символических, где кровь и плоть заменена вином и хлебом. Сейчас в алтаре совершается подготовка к таинству Евхаристии, то есть причастия. Это, несомненно, относит данное место к наиболее священным для адептов веры.

Не только женщинам.

Правила, принимаемые древними соборами, запрещают посещение алтаря любому, не принадлежащему к церковной иерархии, человеку, независимо от пола. Женщинам, правда, запрет на вхождение в алтарь ограничивался особо из-за истечения крови во время месячных, которые могут начаться внезапно, независимо от их воли. Именно поэтому женщин не допускают к принятию духовного сана.

Алтарь, святыня, не терпящая суеты.

Алтарь в христианстве находится строго в восточной части храма. Она отделена или как-либо огорожена от молельного зала. Священнодействия в этом месте предполагают исключение суеты, неизбежного беспорядка, который происходит при частом посещении многими, в том числе посторонними, людьми. В храме алтарь занимает особенное положение.

  • В православии и в католицизме взгляды на алтарь несколько разнятся, что, впрочем, не отменяет общее особое отношение к этой части храма. Так, в православии алтарь — это отгороженное место, где находится престол Господень. В православном алтаре не возбраняется несение нескольких служб в течение суток.
  • В католицизме же сам престол и называется алтарем, причем обычно он не огораживается. Но существует запрет на проведение в одни сутки нескольких служб. Поэтому в католических храмах можно увидеть и по нескольку алтарей одновременно.
  • Заходить в это священное место разрешается только священнослужителям. Впрочем, с благословения епископа, вход в алтарь разрешается и некоторым мирянам. Среди них ученики духовных семинарий, причетники, пономари, алтарники, осуществляющие уборку и подготовку этого места к службе, но только через боковые врата.

Символизируя собой место проведения Тайной Вечери и занимая особое место в храме, алтарь содержится в неукоснительной чистоте и всяческого рода благоукрашении. У входящего в алтарь священника не должно быть каких-либо кровоточащих ран. Иначе придется заново производить освящение.

Интересно, что с благословения высших чинов, архиерея или епископа, вход в алтарь таки возможен для воцерквленных женщин. Среди них диаконисы или инокини. В женских монастырях они допускаются для уборки и подготовки, а также и к таинству крещения лиц женского пола. В этом случае также строго необходимо отсутствие месячных истечений на момент посещения алтаря.

Когда нельзя оправдано.

В христианстве алтарь занимает особое место. Один из строжайших запретов для появления в нем, как, впрочем, и в храме в целом, является запрет на кровотечение. При этом в данном правиле нет исключений даже священников высокого ранга. Примечательно, что там не принято держать даже иконы с изображением святых жен. Исключение составляет только Богородица. Женское присутствие в алтаре запрещено ни в коей мере не из-за унижения или иной дискриминации женского пола. Запрет существует только по причине возможности внезапных кровотечений, что настрого запрещается. Известно, что даже посещение храма женщинами во время месячных не рекомендуется многими священниками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *