Подлый

Эгоизм — это единственный грех, подлость — единственный порок, ненависть — единственное преступление. Все остальное легко обращается в добро, но эти упрямо сопротивляются божественному.

КАРМА231 Подлость и эгоизм — единственные пороки, которые я нахожу трудным простить; однако, именно они распространены повсеместно. Поэтому нужно не ненавидеть их в других, но уничтожить в самих себе.

Я знаю, что у английской интеллигенции найдется масса причин, объясняющих ее трусость и нечестность, более того, я наизусть знаю все доводы, приводимые ею в свое оправдание. Но давайте тогда не будем говорить о защите свободы от фашизма. Если свобода что-нибудь да означает, она означает право говорить людям то, что они не хотят услышать. Простые люди до сих пор неосознанно придерживаются этого принципа и следуют ему. Но у нас в стране — в других странах это не так: по-иному было в республиканской Франции, по-иному сегодня в Соединенных Штатах — как раз свободомыслящие боятся свободы, и интеллектуалы совершают подлость по отношению к интеллекту.

На этой планете нет благородных образцов жизни; во всем подлость и торговля. Человек — ничтожество, и все его цели ничтожны, как он сам.

На этой планете нет благородных образцов жизни; во всем подлость и торговля. Человек — ничтожество, и все его цели ничтожны, как он сам. Ибо благородные образцы жизни ищут других миров.

Даже если совершенная тобой подлость пойдет на пользу твоим соплеменникам, они никогда не вспомнят о тебе с благодарностью. Они будут стыдиться тебя и твоего поступка, потому что моральные принципы — это единственное, что отличает общество от стада. И только их наличие гарантирует будущее.

Дипломат — существо особое, подлость для него не порок, а профессия.

Каждая разумная раса проходит в своем развитии несколько этапов. Я говорю не о набивших оскомину этапах развития знания, я говорю о духовном росте. В этом плане, как и в интеллектуальном, распределение индивидуумов разного уровня крайне неоднородно. Есть первый, низший уровень, люди простых желаний, буду говорить люди, хотя это касается любого вида разумных. Среди них могут оказаться и наиболее высоко стоящие на лестнице интеллектуального развития. Данные индивидуумы стремятся только к получению собственной выгоды, достижению только своих целей, невзирая на цену, которую за их успех платят другие. Как я уже говорил, они не обязательно обладают низким интеллектом, они могут быть даже гениальны в интеллектуальном смысле. Но высочайший интеллект не делает их выше в духовном плане, наоборот, гений этого типа чрезвычайно опасен, так как использует свою гениальность только для достижения собственных целей и идет по трупам хоть в буквальном, хоть в переносном смысле. Но гениев среди них, слава Богу, очень мало, большинство являются попросту обывателями, не способными оторвать глаз от корыта и взглянуть в небо. Такова, к моему глубочайшему сожалению, основная масса населения. Еще из этой группы можно выделить подгруппу жаждущих власти и добивающихся этой власти любыми средствами, часто такие являются прирожденными лидерами и обладают огромной силой воли. Лидеры способны на многое и обычно многого достигают, но движущих стимул у них всех один — собственная власть. Второй уровень духовного развития человека — воспринимать как свои собственные потребности какой-нибудь группы людей, не родных ему по крови. Группы, народа, партии, государства, религии. Из людей второго уровня тоже выделяются прирожденные лидеры, но эти лидеры уже способны заботиться не только о собственных интересах. Лучшие монархи, руководители государств и вообще любых организаций вышли именно из лидеров второго типа. Да и простые люди этого уровня развития способны работать не только ради себя, а ради отвлеченной идеи. Но по отношению к тем, кто для них чужд, могут быть жестоки настолько, что даже морально ограниченные ужаснутся. Ведь последние жестоки только если им это выгодно или если они психически ненормальны. Порой эти люди попросту не воспринимают не принадлежащих к их клану, стране или религии как разумных существ, и полностью уверены в своем праве творить с чужаками все, что взбредет им в голову. Эта степень ксенофобии, к сожалению, очень распространена… Переходим к главному, людям третьего уровня духовного развития. Это люди, изначально стремящиеся к чему-то большему, чем окружающая их реальность, люди, стремящиеся сами стать лучше, добрее и чище, чем они есть на данный момент. Люди, не хотящие жить корыстью, не способные на подлость физически. Последние — стержень любого народа, любой цивилизации, хотя сами этого не осознают, часто являясь стихийными бунтарями. Но именно они обеспечивают путь народа вперед, обеспечивают саму возможность подняться выше для остальных. Чаще всего у них ничего не получается, они мучаются и гибнут, но обязательно оставляют после себя след в душах людей. Делают этих людей чище и добрее, пусть на тысячную долю процента, но все же…

Очень легко оправдывать свое падение влиянием среды, родителей, друзей, условий жизни. Только вот другой в такой же ситуации почему-то не падает, удерживается. Человек делает свой выбор сам и сам же несет за него ответственность перед Господом. Людям дано то, чего не дано никому иному — свобода выбора. Ведь они созданы по образу и подобию Божьему. Только вот кто задумывался, что значит это самое «по образу и подобию»? Господь ведь не имеет тела, он везде, вокруг нас и в нас самих. В каждой пылинке, да что там, в каждом атоме. Он создал этот мир. Так чем похожи на него люди? Не телом же? Ответ ведь очень прост… Способностью к творчеству! И что же большинство людей делают с собой? Рвутся к материальным благам и удовольствиям, забывая, что их век очень короток. А там ведь спросят за все. За каждую подлость и каждую жестокость. Но есть то, за что спрашивают куда страшнее. За равнодушие.

Разночтение термина

В российской истории много терминов, которые связаны с определением места той или иной социальной группы. Каждая из этих групп имеет свое место, свой род деятельности, традиции. Однако не все из этих групп имеют четкие очертания и границ в определении их статуса. К таковым относится категория «подлые люди».

Термин «подлые люди» восходит к XVIII в. Он упоминается в разных источниках. Они содержат различные варианты толкования термина.

Согласно позиции ряда авторов, в том числе авторов Большой советской энциклопедии, «подлые люди» – низшие слои городских жителей. Регламент Главного магистрата 1721 г. называл «подлыми людьми» лиц, которые работали по найму и на черных работах, т. е. «нерегулярных» граждан, которые входили в состав мещанства.

Другая группа авторов относит «подлых людей» к «податному крестьянскому сословию».

В.И. Даль в своем словаре указывал, что «Подлый» – человек из черни, «темного, низкого рода-племени, из рабов, холопов, крепостного сословья».

Откуда пошло слово?

Словари русского языка зачастую содержат информацию о том, что слово «подлый» в буквальном смысле означает «низший», и первоначально оно использовалось как термин и не содержало бранного оттенка.

Тем не менее, слово «подлый» изначально в русском языке содержало презрительную интонацию, поскольку свидетельствовало о своеобразной дворянской оценке простого люда. Отдельные местности говорили о «подлых» как о «бедных». Та трактовали слово «подлый» в Перми, Соликамске, Чердынске.

Само слово «подлый» появилось в нашем литературном языке в XVII в. Позаимствовано из украинского языка, в котором оно возникло в XVI в., на который в свою очередь оказал влияние польский язык. Согласно версии М.О. Кояловича, с появлением слова «шляхетство» необходимо было противоположное по значению слово и им стал «подлый народ».

И.Г. Прыжов датировал распространение слова «подлый» началом XVIII в. Это слово использовалось применительно ко всему народному: подлые люди – народ, подлая речь – народная речь. Однако к концу XVIII в. значение «социально низкий» в слове «подлый» уходит и появляется негативная интонация.

Толковый словарь русского языка, который выдержал несколько изданий в конце XVIII − первой половине XIX в. содержит несколько транскрипций слова «подлый»:

1) 1-е издание (1789 − 1794):

— в части происхождении – слово используется для обозначения низкого происхождения;

— в части поведения – слово применяется для нечестно поступающих, заслуживающих презрения людей.

2) 2-е издание (1806 − 1822):

— в части происхождения – низкость, худородие;

— в части поведения – «свойство, качество или состояние того, кто подлую душу имеет, поступает низко, презрения достойно».

В 3-м издании 1847 г. термины, изложенные во 2-м издании, переставлены местами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *