Подобным образом

Уважаемый Авраам!

Рав Хаим из Воложина пишет в начале своей знаменитой книги Нэфеш а-Хаим: на уровне сод «всё, что связано с образом и подобием, необычайно значимо, и в этом заключено большинство тайн Зоара».

Далее рав Хаим из Воложина разъясняет это выражение на уровне пшата («простого смысла»). Приведём его объяснение.

Рав Хаим пишет: речь не идёт о том, что Всевышний создал человека полностью подобным Самому Себе. Ведь у Всевышнего нет тела и Его нельзя постичь с помощью понятий материи и времени. Об этом сказано в книге пророка Йешаягу (40, 18): «И какой образ сопоставите с Ним?». Слова «по образу и подобию» означают, что человек в чём-то подобен Всевышнему. Царь Давид употребляет это слово (Тэилим 102, 7): «Уподобился я пеликану пустынному…». Понятно, сказанное не означает, что у царя Давида выросли крылья и клюв или что он уподобился пеликану формой тела. Речь идёт о том, что Давид скитался, подобно пеликану пустынному — птице, живущей в одиночестве, не имеющей постоянного гнезда.

Прежде, чем объяснить, в чём же человек подобен Б-гу, рав Хаим обращает наше внимание на другую «проблему» в этом стихе. Сказано в Торе (Бэрейшит 1, 27): «И сотворил Б-г (Элоким) человека по образу Своему, по образу Б-жию (Элоким) сотворил его…». Мы знаем, что Всевышнего называют различными Именами (см. «Как зовут Б-га?»). Почему в приведённом стихе используется именно имя Элоким?

Рав Хаим из Воложина объясняет: в Шулхан Арухе (Орах Хаим 5) приводится, что имя Элоким указывает на всесилие Б-га (слово элока означает на иврите «сила»). Это имя говорит о том, что любая сила в любом из миров каждое мгновение зависит только от Б-га. Всевышний поддерживает их каждое мгновение, только Он является источником силы и мощи (см. «Как это «нет ничего, кроме Б-га”?»), и Он управляет этими силами каждое мгновение.

В этом, говорит рав Хаим, человек частично подобен Б-гу. Желание Всевышнего было в том, чтобы действия человека влияли на эти силы. Своими добрыми делами, словами и мыслями человек поддерживает некоторые высшие святые силы и миры, добавляет им святости и света. И, не дай Б-г, наоборот: своими недобрыми делами, словами и мыслями человек разрушает какие-то высшие святые силы и миры — без счёта.

Рав Хаим подводит итог: «Потому и сказано (Бэрейшит 1, 27): «И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию …”, «…ибо по образу Б-жию создал Он человека” (Бэрейшит 9, 6). Всевышний владеет всеми силами во всех мирах и управляет ими каждое мгновение по воле Своей. И человека Он поставил по воле Своей управлять тысячами тысяч сил и миров со всеми их делами и устройством каждое мгновение, чтобы влияли на них дела, и слова, и мысли человека, как будто от человека также зависит их сила». (Здесь важно обратить внимание: рав Хаим употребляет слова «как будто». Понятно, что человек не является властелином всех этих сил, не имеет на них «самостоятельного» влияния. Человек может влиять на эти силы и миры лишь потому, что таково желание Всевышнего — чтобы различные духовные силы зависели от действий человека).

В заключение приведём этический вывод, который делает отсюда рав Хаим (там же, часть 4).

«Пусть ни один еврей не скажет, не дай Б-г, в своём сердце: «Кто я и что моя сила, чтобы я мог совершить своими жалкими действиями хоть что-то в этом мире”. Но должен понимать, и знать, и утвердить в мыслях своего сердца, что ни одна частица его дел, и слов, и мыслей в каждую минуту и мгновение не пропадает, и как велики его дела, насколько огромны и возвышенны: ведь каждое из них поднимается, как предписано, чтобы воздействовать в высотах высот, на высшие миры и свет». Рав Хаим продолжает: «И, действительно, у того, кто вдумается в это хорошо, сердце затрепещет от ужаса и страха, когда он поймёт, на каком уровне его недобрые, не дай Б-г, дела оказывают влияние, что он портит и разрушает небольшим грехом».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Что такое Пардес?

  • Об образе и подобии Божием в человеке прот. Серафим Слободской
  • Образ и подобие Божие прот. Ливерий Воронов
  • Богословие образа В.Н. Лосский
  • Взаимосвязь понятий «личность» и «образ Божий» в православном богословии прот. Вадим Леонов
  • Образ и подобие Божие в человеке митр. Макарий (Булгаков)
  • Образ Божий в человеке протопресв. Михаил Помазанский
  • Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему преп. Анастасий Синаит
  • Антропология свт. Григория Паламы. Образ и подобие Божие архим. Киприан (Керн)
  • О образе и подобии Божиих в человеке свт. Игнатий Брянчанинов
  • Образ и подобие Божии в нас – в творении и восстановлении свт. Феофан Затворник
  • Образ и подобие Божие в человеке прот. Олег Давыденков
  • Образ Божий свящ. Андрей Лоргус
  • О сотворении Адама по образу и подобию Божию прот. Константин Буфеев
  • Человек как образ и подобие Бога Ю.М. Зенько

О́браз Бо́жий – духовное основание человеческой личности, непосредственно сотворенное Богом и отражающее такие свойства Творца, как разумность, свобода воли, бессмертие, способность творчества и др. Образ Божий в человеке – сходство человека со своим Первообразом – Богом.

Духовно-творческую реализацию возможностей, предначертанных Образом Божиим, отцы и учителя Церкви связывают с понятием «подобие Божие», означающим свободное и ответственное уподобление человека Божественному совершенству. Образ Божий дает человеку возможность обо́жения, но требуется свободная воля человеческой личности, чтобы через синергию свободы и благодати, при решающей роли благодати, реализовалась эта возможность.

Грехопадением человечество утратило черты богоподобия, оставаясь искаженным образом Божиим. С целью восстановить падшего человека, обожить его, пришел на землю Спаситель Иисус Христос. Исполнение Его заповедей (и достижение через это подобия Божия) предоставлено свободной воле (черта образа Божия) человека – неприкосновенной и ненарушимой даже Самим Творцом.

Человек, созданный по образу Бога, должен обрести подобие Ему – святость. Если Бог есть Любовь, значит любящий уподобляется Богу; Бог милостив, милосердие уподобляет нас Богу; Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу… Уподобиться Богу можно только с Его помощью в нашем отпавшем от Бога состоянии.

Из людей высшей степени богоподобия достигла Пресвятая Богородица.

* * *

В каком случае понятия «образ Божий» и «подобие Божие» могут использоваться как синонимы?

Под образом Божьим в человеке подразумеваются такие его особенности, которые отображают Божественные совершенства. Эти особенности свойственны человеку по природе (по естеству). Среди них выделяют: обладание разумом, волей, способностью любить, проявлять справедливость, милосердие и пр.

Смысл выражения «подобие Божье» используется в богословии, как правило, в ином значении. Уподобление человека Богу выражается в обретении добродетельности, святости. Уподобление Богу подразумевает раскрытие черт образа Божьего, но такое раскрытие, которое соответствует призванию и предназначению человека. Например, если человек использует разум и волю во зло — это не ведёт его к богоуподоблению. Другое дело, если он направляет их на добро.

Впрочем, выражение «подобие Божье» может употребляться (осмысливаться) и в ином значении, близком по значению к выражению «образ Божий». В этом осмыслении: быть образом Бога значит быть подобным Ему. То есть, если мы говорим, что человек — образ Божий, подразумевая, что он отображает в себе совершенства Творца, то в этом же смысле может употребляться и выражение: «человек подобен Богу» (подобен тем, что отображает в себе Божественные совершенства).

На страницах Священного Писания понятия «по образу» и «по подобию» встречаются вместе в первой главе Книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26).

***

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5).
«А мы имеем ум Христов» (1Кор.2:16).

***

Игумен Иларион Алфеев:
Некоторые Отцы Церкви отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни: «выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно» (Иоанн Дамаскин). Все свои способности человек должен реализовать в «возделывании» мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.
Максим Исповедник говорит в своих писаниях, что человек принадлежит двум мирам: с одной стороны, он взят из земли, то есть является как бы последним звеном земного творчества Божия, но, с другой стороны, Бог вдохнул в него жизнь – причем не просто животную жизнь, но то дыхание жизни, как говорится в Библии, которое его делает способным познать Бога, полюбить Его, прислушиваться к Нему, входить в гармонию с Ним. И вот потому что человек был создан таким, он может все земное приобщить к духовному, и в конечном итоге – к небесному и Божественному. Это задача человечества.

Священник Даниил Сысоев:
Все мы сотворены по образу, то есть в нас есть нечто, что нас делает похожими на Бога: Бог разумен, и человек обладает разумом; Бог свободен, и человек обладает свободой, волею; Бог обладает чувствами, человек тоже обладает ими; Бог обладает властью над Вселенной, и такая же власть дана человеку; Бог может творить, и человек может творить; Бог – Личность, и мы – личности. Это то, что по образу Божию в нас есть. Бог обладает Словом, Слово Божие – это Христос. И человек обладает словесной способностью – это то, что его отличает от всех животных, живых существ на земле. Более того, благодаря свойствам и способности властвовать над Вселенной, человек ближе к образу Божию, чем Ангелы, хотя Ангелы по природе своей больше похожи на Бога, потому что они духи. У человека бессмертная душа, которая оживляет его смертное тело, и она тоже сотворена по образу Божию.
Но что такое подобие? Подобие Божие – это сходство с Ним в Его жизни, нравственной жизни. Бог есть Любовь, мы знаем это из Священного Писания, значит человек, который любит, поистине любит, уподобляется Богу. Бог есть милосердие, милосердный человек уподобляется Богу. Бог – кротость, кроткий человек тоже уподобляется Богу. Смирен Господь, и смиренный уподобляется Богу. Подобие заключается в том, что человек со временем может стать похожим на Бога не только по природе, но и по своей воле. Но это произойдет не сразу, так как Богоподобие человека достигается со временем и в сотрудничестве с Богом. Вот в этом главная цель Бога Творца: человек, созданный по образу, должен обрести подобие.

См. АДАМ

Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:

  • идиомы – фразеологизмы как переосмысленные образные значения;
  • пословицы и поговорки, образовавшиеся в фольклоре;
  • крылатые выражения – фразы афористического характера, относящиеся к какому-нибудь определенному автору, художественному, литературному или кинематографическому произведению.

Что значит «По образу и подобию»? Значение «По образу и подобию»

Что это такое означает?
«По образу и подобию» – это делать что-либо по существующему образцу.

Происхождение

Откуда и какое происхождение фразы?
Источник крылатого выражения «По образу и подобию»: Библия (Бытие, 1, 26). «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему».

Другие русские выражения

Другие значения и истории происхождения выражений, фразеологизмов, поговорок, пословиц и крылатых фраз на сайте из нашего словаря слов и выражений русского языка:
Попасть в кабалу
Попасть в переплет
Попасть в самое яблочко
Попасть в цейтнот
Попасться как ворона в суп

В словаре Даля

ср. (доба, время, пора, срок, год, година: добрый, удобный, сдобный и пр.) сходство, согласие, одновидность, схожесть. И подобия нет подлинника. | Вещь сделанная по образцу или в подражанье; изображенье чего; образ чего-либо. Иссеченное из камня подобие человека. Весьма неудачное подобие, подражанье. Подобный, похожий на что, схожий с чем, близкий, подходящий, одного вида, образа, свойств или качеств. Этот дом подобен моему. И я видел подобный сему случай. Подобные треугольники, в математ. в коих углы равны, и стало быть стороны опостен (т. е. параллельны). Человек подобен Богу и подобен скоту. | церк. стар. удобный, своевременный, кстати; должный, приличный, пристойный: достойный. Искаше подобна времени, да предаст его, Лука. И мы, великий государь, не замедлим по подобну времена побывать, стар. Подобный возраст для брака, по Кормчей, юноше 15, девеце 12 лет. Земля в подобно время (в должное) плода не подаде, понеже не бысть дождя, стар. Он человек подобный, южн. каким быть подобает, обходительный, образованный. Это не подобное дело! невероятное; негодное, дурное. Подобно, хорошо, кстати, прилично; должно. Неподобно жить, южн. непотребно, дурно. | Подобно чему, подобне церк. как, так, таким же родом, образом, способом, побытом; схоже с чем. Туманное солнце светит подобно луне. Подобать безличн. быть должну, приличну, пристойну; идти, быть кстати, следовать, надлежать. Многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Много баять не подобает, семинарское. Подобаться чему, сходствовать или походить, уподобляться, быть похожим. Это лето подобится плохой осени. | Мне подобится, подобается вещь эта, южн. малорос. нравится, подходит. Сподобиться чего, удостоиться. Уподобиться чему, быть похожу, походить. Подоба ж. церк. естественная потребность, побужденье. Подобен и. церк. образцовый стих, напев, по коему поют прочие стихи. Подобень м. южн. вор. поличие, портрет, образ; | снимок с чего. Подобец м. подобная ж. ровня, дружка, противень, пара. Подобник, -ница, подобный кому, подражатель, последователь. Подражатель Господень апостольский подобник. Всяк с подобником своим, со своим братом знается. Подобообразный или подобовидный, схожий, похожий. Подобонравные братья. Подобострастный церк. с такими же страстями, как и другие люди. Илия человек бе подобострастен нам, Иак. Y, 17. 11 Раболепный, пристрастно приверженный или рабски покорный. Подобострастно склонив повинную, оу стоял у дверей. C подобострастным взором выжидал он приказаний.

В словаре Ожегова

В словаре Ефремовой

Ударение: подо́бие

В словаре Д.Н. Ушакова

ПОДО́БИЕ, подобия, ср.
1. только ед. Образ чего-нибудь, нечто похожее, сходное. От него после болезни не осталось и подобия прежнего человека. Даже подобия благородства он не проявил. Осталось жалкое подобие статуи.
2. В геометрии — тождество фигур по форме при различии по величине (мат.).
• По образу и подобию кого-чего — чрезвычайно сходно с кем-чем-нибудь (из библейского выражения). На подобие — см. подобие» title=’что такое наподобие, значение слова наподобие в словаре Ушакова’>наподобие.

В словаре Синонимов

В словаре Энциклопедии

геометрическое понятие, характеризующее наличие одинаковой формы у геометрических фигур, независимо от их размеров. Две фигуры F1 и F2 называются подобными, если между их точками можно установить взаимно однозначное соответствие, при котором отношение расстояний между любыми парами соответствующих точек фигур F1 и F2 равно одной и той же постоянной k, называемой коэффициентом подобия. Углы между соответствующими линиями подобных фигур равны. См. также Гомотетия.

В словаре Синонимов 2

сущ1. сходство, схожесть, похожесть, близость, родственность, сродство2. сходство, схожесть, похожесть

В словаре Синонимы 4

видимость, единство, карикатура, намек, пародия, равенство, род, сходство

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *