Подсвечник семисвечник

Менора — символ света, веры и надежды. В его миссии — сохранение веры в спра­вед­ливость. Менора в иудаизме символизирует: божественный свет, мудрость, защиту, возрождение, жизнь, преемственность, чудо.

Идеи древа жизни, древа познания добра и зла, а также восьмиконечной звезды созвучны, инвариантны идее иудейской меноры.

Мено́ра (ивр. менора́, букв. «светильник”) — золотой семиствольный светильник (семисвечник). Менора имела семь ветвей, заканчивающихся семью светильниками, орнаментированными в виде золотых цветков.

Семиконечный подсвечник, по мнению авторов, имплементирует и развивает идею древнеармянской восьмиконечной фигуры креста. В настоящее время МЕНОРА (наряду с маген-Давидом) — наиболее распрос­тра­нен­ная национальная и религиозная еврейская эмблема.

Она служит основным элементом герба Государства Израиль. Однако в Израиле не смогли найти прототип Меноры, который согласно библейскому тексту был сделан по образцу, показанному на горе (то есть по наскальному рисунку). «…Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе”. (Исх.25:31-40).

Его образ был перенят евреями, которые сделали светильник из золота. Следовательно, до появления технологии плавки золота древними евреями архаичный прототип образа ими не использовался, не входил в религиозную традицию.

По предположению археологов, начало системной добычи было положено на Ближнем Востоке, откуда золотые украшения поставлялись, в частности, в Египет. В Египте в гробнице королевы Зер и одной из королев Пу-аби Ур в Шумерской цивилизации были найдены первые золотые украшения, датируемые III тыс. до н. э.

Следы развития металлургии можно отследить во многих прошлых культурах и цивилизациях Среднего и Ближнего Востока, древнего Египта, Армянского нагорья и Араратских — Армения и т. д.

Латинское aurum означает «жёлтое» и родственно с «Авророй» (Aurora) — утренней зарёй (восходом Солнца или Ваагна и появлением утренней звезды Венеры или Астхик по армянской традиции). «Золото» санскр. hiranyam, авест. zaranya, осет. zærījnæ, также санскр. hari «жёлтый, золотистый, зеленоватый», на арм. «зард» украшение, «зардонк» пробуждение, «зардавест» орнаментальное искусство.

По апокалиптическому видению Св. Иоанна Богослова: «…и обратившись, уви­дел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Чел­о­ве­ческому… Он держал в деснице своей семь звёзд…

Тайна семи звёзд, которые ты ви­дел в дес­нице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей”. — Откр. 1:12-20. «…и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих…” — Откр. 4:5.

Данная история напоминает рождение огнеокого Ваагна – Сына Человеческого, который как символ креста имплеметирован в образ светильника (восьмиконечной звезды). Крест является ключом, раскрывающим тайну семи звезд.

Древняя модель мира включала в себя семь небес, состоящих из семи планет и семи сфер. Еврейский философ Филон Александрийский придерживался подобной модели и утверждал, что семь планет — это высшие небесные объекты, доступные восприятию наших органов чувств, что золото меноры и свет меноры символизируют Божественный свет или Логос (Слово), ср. с арм. словами бан, ван, ванк, аван, иванд. Армянский Ваагн и есть Божественный свет или Логос (Слово).

«Светильник, состоящий из семидесяти составных частей, напоминает знаки, через которые проходят планеты, а семь светочей на нем указывают на течение планет, которых также семь”. Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.

Рис.25. Наскальный рисунок мотива древа жизни, прототип меноры (а), Армения. Фигура божества — древа жизни (б), 2 тыс. до н.э., ГМИА, обнаружен при раскопках на Кармир-Блуре, Музей «Сардарапат”. Образец каменного идола, Музей «Эребуни” (б), Армения. Символ троицы (трезубца — безглавого тела Сына Человеческого с приподнятыми руками) — знак царской власти в образе дерева жизни (в). Надписи на арамейском языке. Граничный камень из Армении (г). Мотив дерева жизни с изображением солнца и растительных элементов – аналог восьмикрылого креста (д), Урарту, 11-7 вв. до н.э. Монета (Матитьягу) Антигона II последнего царя Иудеи (е) из династии Хасмонеев (37г. до н.э.)Рис.26. Фрагмент наскального рисунка (а), Армения. Ваагн и Астхик сидят на тронах у древа жизни, прототипа меноры (б), Музей цивилизаций Армянского нагорья (музей Анатолийских цивилизаций). Древо жизни, менора, Крест, св. Эчмиадзин, Армения. Менора (г, д), Израиль

Начиная со II века менора становится опознавательным символом иудаизма. В иудаизме, как и в христианстве, свече придаётся особенное значение, как сказано: «Душа человека — светильник Господень» (Прит.20:27).

Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота. Долгое время учёные сомневались в том, что описание меноры принадлежит эпохе не ранее V или IV веков до н.э. Древнее происхождение ме­но­ры не оспаривается.

В Каппадокии были найдены ассирийские печати с изображением светильника с семью разветвлениями. Семисвечники были обнару­же­ны при раскопках древних святилищ Си­рии и Ханаана, (главным образом — в слоях, относящихся к XVIII-XV вв. до н.э.), а также в Армении, в Мецаморе 5-4 тыс. до н. э. Однако это бы­ли глиняные светильники с семью углублениями для фитилей, либо с семью чашечками.

Свечи используются в религиозных церемониях различных верований. Их использование восходит к древней форме языческого мировоззрения, выражавшегося в уважительном отношении к огню, солнцу. «Свечи церковные — принадлежность богослу­жения, восходящая к древним представлениям об очистительной силе огня» (Христианство: Словарь / Под ред. Л. Н. Митрохина. М., 1994. стр. 411).

Свечи используются для выражения покло­нения Богу, как символ божественного света. «По традиции, заимствованной у языч­ни­ков, иконы украшали цветами и возжигали перед ними светильники, по-гречески — лампады» (Кузищин В. И. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1993. стр. 273). Первоначально в алтарях древних христианских храмов возжигали две свечи как символ двух естеств во Христе. Постепенно при формировании алтаря по подобию Скинии на престол стали ставить семисвечник, подобный меноре.

© Ваганян Г.А., Ваганян В.Г., 2013

Крест в наскальном искусстве Армении — Этимология знака

«Крещение в колыбели” — Прототип библейского мотива крещения

Генеология восьмиконечного креста и восьмиконечной звезды — От Армении до Европы

Генеология свастики — Архетипы свастик в наскальных рисунках Армении

«Патеразма Хач” Сасунци Давида и щит Давида — «маген”

Крест как венец

Могендовид — Древнейший интернациональный символ

На многих старинных зданиях Израиля и археологических находках можно встретить символ еврейского народа. Менора — это золотой подсвечник на семь свечей, который был важнейшей принадлежностью Скинии, а со временем и Иерусалимского храма. Символизировал присутствие Господа среди людей. Сегодня изображение знака является распространенной эмблемой.

История семисвечника

Господь указал Моисею, как сделать менору и как правильно ее зажигать. Его послание можно увидеть в Библии. По преданию, задание для пророка оказалось непосильным, и Всевышний самостоятельно создал семисвечник. Он был выполнен из чистого золота и имел такой вид:

  • ствол по центру с основанием;
  • от него отходило по 3 ветви в две стороны — каждая членилась двумя и завершалась своеобразными емкостями, которые называются гвиим;
  • эти чашечки в виде бокалов — скульптурные изображения завязей плода и цветка;
  • горелки снимались;
  • лампады направлены к центру.

Всего реликвия имела 22 гвиим, 11 завязей и 9 цветков. Чашечки отличались широким отверстием и зауженным днищем. Завязь заостренная, немного угловатая. Цветок отличался отвернутыми краями. Мудрецы Талмуда считали, что менора имела такие размеры:

  • высота — 18 ладоней, что составляет 1,33-1,73 м;
  • ножки в качестве основания длиною в 3 ладони;
  • ширина — 9 ладоней.

Старинная менора

В Скинии семисвечник размещался в святилище перед завесой с южной стороны. Ветви были направлены на юг и север. Менора освещала священнослужителей. В Скинии была сооружена лестница из акации, имевшая три ступени. В честь царя Соломона ее сделали из мрамора. По ней поднимался священник, чтобы зажечь светильник. На второй ступени размещались оливковое масло, лопатки, щипцы и др.

Согласно древним еврейским источникам, существует связь между семисвечником и неким растением. Есть утверждение, что им является мориа — цветок из рода шалфея. Но он не всегда имеет 7 разветвлений. Особо напоминает менору дикий вид этой культуры. Согласно одному из мнений, чаши, орнаментированные в виде золотых цветков, это цветы белой лилии.

Еврейская менора, или минора, появилась задолго до Звезды Давидовой. Ее история неоднозначна.

Период Первого Храма

В Х веке до н. э. Соломон построил храм. В нем была размещена менора, а кроме нее, еще пять других золотых подсвечников.

Есть упоминания о еврейском семисвечнике во времена второго взятия Иерусалима вавилонянами. Но принимая во внимание некоторые источники, можно говорить о том, что название использовали для всех светильников. Лишь со временем термином снова начали обозначать принадлежность святилища.

Менора Первого Храма на саркофаге

В 586 году до н. э. Навуходоносор разрушил Соломонский храм. Вся золотая утварь была уничтожена, в т. ч. и меноры. Дальше о них упоминания отсутствуют. Но согласно одной из легенд, семисвечники были спрятаны и возвращены евреями по окончании их изгнания.

Времена Второго Храма

Точных сведений о присутствии во Втором храме меноры с начала его строения нет. Примерно в 170 году до н. э. она была уже точно. Размещалась в храме одна — другие подсвечники не использовались. На это указывает Бэн-Сира. В 169 году до н. э. семисвечник отправили в Сирию. В 164-163 годах до н. э. утварь была возобновлена и менору начали зажигать снова. Мудрецы полагают, что сразу после восстановления она была железной, со временем семисвечник выполнили из золота.

Завоевание Иерусалима римлянами

За 70 лет до начала новой эры римляне осадили Иерусалим. Многие принадлежности храма были закопаны в землю, чтобы они не достались врагам. Но кое-что недруги нашли, в т. ч. и два светильника. Вероятно, что многое так и осталось под завалами.

Зажигание лампад

В процессе использовали оливковое масло первого отжима, потому что в нем нет осадка. Зажигали менору придерживаясь определенных правил.

  1. С вечера в чашечки наливали масло, количество которого было всегда одним и тем же — половина лога. Его хватало на наиболее длинные ночи. Если они были короткими, то масло оставалось на утро.
  2. Семисвечник должен был гореть целую ночь, поэтому первосвященник зажигал его в сумерки, а утром чистил горелки.
  3. Две крайних лампады с запада должны гореть до завершения утренней службы. Во Втором Храме 3 свечи были зажженными и днем.

Пламя Меноры имеет название Нер тамид, что в переводе означает «постоянный светильник».

Согласно преданию, с одной из ветвей случилось чудо, которое не могли объяснить. Говорится о средней лампадке, которая размещалась ближе к западу от трех восточных. Она всегда горела дольше других, хотя в горелку наливали такое же количество масла. За 40 лет до разрушения Второго Храма чудо прекратилось.

Менора на монетах царя Маттатии Антигоноса. Бронза. 37-40 до н.э. Музей Израиля, Иерусалим

Существуют разные мнения насчет продолжительности горения западного светильника. Одни утверждают, что он давал свет до полудня, другие указывают, что лампада горела до вечера. Некоторые исследователи говорят о том, что зажигали святой атрибут раз в год.

Использование символа

После развала храма семисвечник потерял свое практическое значение. Запрещалось делать точные его копии в качестве других храмовых принадлежностей. Поэтому позднее появились другие виды светильников — без сложных элементов декора, с 4, 6 или 9 ветвями.

Наиболее точное изображение меноры, которое сохранилось до теперешнего времени, можно встретить на знаменитой арке Тита, которая находится в Риме. Она была сооружена при царе Домициане. По центру на барельефе изображены пленные, несущие семисвечник. Это изображение — основа символа, присутствующего на гербе Израиля.

Описание меноры в Библии

Некоторые исследователи находят в знаке отличия от меноры, которая описана в Библии. Ими выдвинуто предположение, что римляне заполучили не известный семисвечник, а другой светильник храма. Критики этой версии говорят о таких возможных причинах происхождения отличий:

  • основание реликвии было повреждено и заменено;
  • художник изображал ее по памяти.

Еврейские корни знака

Евреи выбрали символ, чтобы отметить свою религиозную и национальную принадлежность. Менору используют в качестве опознавательного знака иудаизма, как крест у христиан. Исследователи указывают на разные причины выбора изображения семисвечника как символа евреев.

  1. Менора — единая храмовая принадлежность, изготовлена из одного куска золота.
  2. Предмет имеет большое символическое значение. Уступает только Ковчегу, предназначенному для хранения Скрижалей Завета. Его скрывали от посторонних глаз. А семисвечник могли видеть все.
  3. Реликвию создал сам Всевышний. Это единственное храмовое имущество, полученное в результате чуда.
  4. Светильник не использовали в языческих ритуалах.
  5. Свечам в этой религии отводится особое место.

Применение в давний период

На давних захоронениях еврейского народа всегда встречается знак Меноры. Такие подсвечники найдены при раскопках храмов древней Сирии и Ханаана. Они принадлежат к периоду, который датируется XVIII-XV веками до н. э. Но предметы были из глины, имели 7 чаш и в большинстве случаев у них отсутствовала ножка.

Менора на погребальном камне

Подтверждением того, что меноры появилась очень давно, являются ассирийские печати родом из Каппадокии с нанесенным символом. До этого многие поддавали сомнению утверждение о том, что семисвечник принадлежит периоду не ранее V или IV веков. Изображения символа встречаются также на таких предметах:

  • монеты Антигона — 37 год до н. э.;
  • часть штукатурки 37-4 года до н. э. — найдена в Верхнем иерусалимском городе;
  • солнечные часы I века н. э. — раскопаны около Храмовой горы;
  • лампы из глины 70-130 годов до н. э. — найдены в результате археологического исследования Древнего Хеврона.

Детали изображений отличаются. Общими являются три элемента — ствол, основание, 6 ветвей. Ранние символы имеют бокалы, расположенные на одном уровне или в виде дуги. Поздние — планку, которая соединяет ветви и предназначена для горелок.

Со II века еврейский народ использовал символ для украшения стен гробниц, саркофагов. Его также изображали на полах синагог, фресках, росписях. Из-за своего мистического значения рисунок наносили на емкости из стекла, талисманы, печатки и т. д.

В Средние века семисвечник используют в качестве элемента рукописей, окладов. Позднее символ использовали, как рисунок для Мизрах. Его применяли для декорирования Ковчега. На талисманы наносят 7 слов или столько же стихов в виде подсвечника.

Настоящее время

Изображение меноры сегодня наиболее распространенный символ евреев. Он встречается на синагогах, в витражах, разных архитектурных зданиях. Им украшают футляр Торы, Ковчега. Знак наносят на монеты, марки, сувениры. Семисвечник является основным элементом израильского герба, потому что он истинно отражает принадлежность к еврейскому народу.

Золотая Менора в Иерусалиме

В 1956 году парламент Британии подарил скульптуру в виде меноры. Она имеет 5 м в высоту, отлита из бронзы. Размещена возле входа в Кнессета в Иерусалиме. В этом здании также есть мозаика на стене, элементом которой является светильник.

Значение меноры

Исследователи указывают на символичность каждого элемента реликвии. Некоторые говорят только о его эстетическом значении. На этот счет существуют разные мнения.

  1. Семисвечник — олицетворение науки, корни которой стоит искать в Торе.
  2. Менора указывает на человека, который может принимать Божественный свет, используя Тору. Поэтому высота этой храмовой принадлежности достигала его роста.
  3. Реликвия символизировала веру в приход Мессии.
  4. Светильник означает многообразность человеческой природы. Все люди имеют общие истоки и цели, но для их достижения выбирают разные пути.
  5. Ветви символизируют Дерево Жизни. Иногда менору трактуют как перевернутое дерево, которое питается с помощью небес.
  6. Огонь меноры указывает на нужду человечества в свете не только сверху, но и снизу. Каждый должен вносить свою мудрость в окружающий мир.

Части меноры с названиями

Основное значение семисвечника в иудаизме — божественный свет, мудрость, возрождение, бытие, чудеса. Число 7 у евреев — это гармония сил мироздания. Означает полноту и завершенность дней творения мира.

У каббалистов семисвечник имеет мистическое значение. Они считают, что символ обеспечивает надежную защиту от нечистых сил.

Ханукия

Светильник, имеющий 9 ветвей, называется Ханукия. Ее зажигают на протяжении 8 дней праздника Ханука. В давние времена чаши наполняли маслом, теперь используют свечи. Восемь светильников символизируют чудо, когда Маккавеи одержали победу над греками. Девятый – используется для зажигания других.

Первые экземпляры Ханукии были выполнены так, что их подвешивали на стену. Светильники находились на одном уровне. Сегодня встречаются разные формы. Появилась традиция зажигать Ханукии в синагоге. Евреи считают, что делают они это в пользу бедных или тех, кто не смог прийти. Со временем такие светильники появились в домах.

Светильник в христианстве

В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:

  • символ меноры Скинии и Храма;
  • Дух Святой.

Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.

Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне с крестом. Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.

Большая менора в храме

Соединение знаков имеет два объяснения:

  • предметы принадлежали обращенным евреям;
  • христиане перенесли символику на новую веру.

Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.

Такой атрибут традиционного церковного убранства как семисвечник пришел в православие из Ветхозаветных богослужений. Но на данный момент символика семисвечника существенно отличается от более ранней символики. Данный осветительный прибор являет собой светильник, на котором красуется семь ветвей. В каждую из веток подсвечника устанавливаются восковые свечи или же лампады. Помимо практического использования для освещения семисвечник имеет глубокую христианскую символику.

Впервые семисвечник упоминается в повествовании о скитании евреев по пустыне. На протяжении многих веков формировалась символика этого предмета, и возрастало его значение.
Ныне, семисвечник является обязательным элементом православной церкви.

Значение и символика семисвечника в христианстве

Купить семисвечник напрестольный может практически каждый, но далеко не все знакомы с его древней символикой и ролью в современной церкви. История использования этого неотъемлемого атрибута внутреннего убранства церкви уходит далеко в века.

В древние времена алтарь христианского храма освещался при помощи двух свечей. Они символизировали два естества Иисуса. Но такое малое количество свечей связанно не только с глубинной их символикой, а и с постоянными преследованиями христиан. Следовательно, им приходилось проводить тайные богослужения, а малое количество света было обязательным – чтобы как можно меньше привлекать внимания.

С ходом времени древние служители церкви стали больше ориентироваться на описание церковного алтаря в Библии, и семисвечник занял свое место на престоле.

Семисвечник символизирует Дух Божий, который дарит семь даров Премудрости, что происходят от одного источника. В современное время основным символом семисвечника считается символ семи церковных Таинств. Но и этим его символика не исчерпывается, часто его связывают с семи Вселенскими Соборами, а так же всевозможными вариациями связанными с числом семь.

Условно можно разделить семисвечники на два вида – напрестольный и запрестольный. О символике напрестольного семисвечника сказано выше. В то же самое время запрестольный семисвечник несет в себе вселенский символ Древа Жизни, которое находилось в центре Рая. Именно поэтому ныне семисвечник устанавливается в самом центре храма – за престолом.

Производство и продажа семисвечников

Церковный интернет магазин предлагает к вашему вниманию семисвечник запрестольный купить, купить который вы можете, непосредственно оформив заказ на сайте — перезвонив по телефону в разделе контактов. Семисвечник изготовлен из латуни под установку лампад или восковых свечей. Ознакомиться с существующими моделями запрестольных и напрестольных семисвечников вы можете в нашем каталоге.
В конечном этапе изготовления вся продукция проходит тщательную полировку и покрытие защитным лаком, что не только придает дополнительной эстетики подсвечнику, а и защищает его от всяческих внешних влияний и коррозии.

Реконструкция меноры Второго Храма, установленная на иерусалимском кардо

Мено́ра (др.-евр. מְנוֹרָה букв. — «светильник») — золотой семирожковый светильник, или подсвечник на семь свечей (семисвечник), который, согласно Библии, находился в скинии собрания во время исхода, а затем и в иерусалимском храме, вплоть до разрушения второго храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Символ меноры широко распространился по Римской империи с I-го века и, вероятно, символизировал ожидание мессии. Своеобразием отличаются ханукальные лампы в виде меноры с девятью ветвями, которые были распространены в быту евреев. Ханукию имела каждая еврейская семья, в связи с этим в XVIII—XIX веках они стали предметом массового производства.

В XX—XXI веках изображение меноры (наряду со звездой Давида) является наиболее распространённой национальной и религиозной еврейской эмблемой. Менора изображена и на гербе Израиля.

Символ меноры используют также самаритяне. Христиане примерно до 800-х годов использовали менору наравне с крестом. Церковный семисвечник одновременно указывает на менору храма Соломона и Дух Святой; по форме христианский семисвечник отличается от еврейской и самаритянской меноры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *