Подвиги русских святых

Духовный подвиг святых заступников. 2

Каждый в сердце сохраняет Бога.
Православие на святыни обильно!
Не кончается познания дорога —
Вера православная всесильна!
Жизнь святых подвижников во все времена была суровой, они посвящали её Господу, преодолевая искушения, не поддаваясь праздности. Были строги к себе и братии (те, кто жил в монастыре), особенно в исполнении богослужебных дел. Как Василий Великий, они являли собой пример духовного подвига. Люди старались найти у святых поддержку и были благодарны им.
Когда великий праведник скончался,
Народ толпою шёл проститься с ним…
Он в памяти людей навек остался
Василием. Великим и Святым!
Праведники исцеляли, строя больницы, раздавали своё имущество бедным и просвящали, не требуя для себя ничего.
Апостолы святые шли за Господом, следуя Его примеру, стараясь донести до людей слова Иисуса, которые навечно впечатались в их сердца.
Так, апостол Андрей Первозванный первым последовал за Христом. Он предвидел великое будущее христианства на Руси и первым принёс туда благодать Божию.
Святой Андрей закончил жизнь распятым на кресте.
Он проповедовал Христову веру,
Шёл от Днепра до Новгорода самого.
За ним шли люди, вдохновлённые примером,
Внимая проповедям Первозванного!
Апостол Иоанн Златоуст своими пламенными речами привлекал к себе толпы народа,
объясняя им постулаты святой веры Христовой, призывая поклоняться Иисусу Христу.
Речь текла рекою с его уст —
Потому был прозван Златоуст,..
Слушали его и стар, и млад с волненьем.
И язычники внимали поученьям!
Святые апостолы Пётр и Павел разными путями пришли к вере, но проповедовали оба страстно, заходя в разные страны, рассказывая об Иисусе Христе, о Его учении.
Оба приняли смерть в один день.Петра распяли на кресте вниз головой, а Павла усекли мечом. Верные слова о Петре и Павле сказал Блаженный Августин:
«Апостолы святые много потрудились, проповедуя евангельские истины по всему миру, пострадав за веру Христову».
Апостолы святые Пётр и Павел —
Каждый из них по-своему Бога славил,
Всей жизнью повторяя вновь и вновь:
«Спасёт нас только братская любовь!»
Необычен путь к вере апостола Фомы. Узнав о Воскресении Христа, он не поверил, пока не увидел своими глазами следы от ран на теле Иисуса.
Во всём Фома сначала сомневался,
Не верил никому,пока не убеждался.
Он шёл от отрицания к сомнению,
А от сомнения-к признанью, убеждению.
Не так ли мы сейчас приходим к Богу?
Через сомненья-к вере.- Славная дорога!
Святой Иоанн Богослов-евангелист был самым молодым из апостолов, старался перенимать их опыт «ловцов людей». Ко всем сомневающимся пылал всепрощающей
любовью, прилагал немало усилий, чтобы они почувствовали в душах притяжение Христовой веры и пошли за ним.
Написал Евангелие Святое,
Церковь славит его сердце золотое.
Самый юный из апостолов и кроткий, Иоанн,
Для забот о Богородице Иисусом был избрАн.
Святые евангелисты Матфей, Марк и Лука также написали каждый своё Евангелие, по которым мы можем проследить жизненный путь Иисуса Христа.
Святой Матфей-мытАрь,известный иудей.
Он к вере приводил толпы людей.
Учеником Иисуса был он новым.
И первым написал Евангелие Христово!
Святой Марк молился в церкви, когда пришли убийцы.
Захватили Марка-в церковь ворвались:
«Отрекись от Бога и продолжишь жизнь!»
Рассмеялся:»вам и не понять,
Как легко за Бога жизнь отдать!»
Святый Лука-евангелист обладал не только талантом слова, но и талантом иконописи.
Самые первые лики Богородицы он писал с любовью.
В Евангелии он слово Божье передал.
В своих иконах Богородицу писал!
Евангелисты,»не требуя от жизни ничего, Иисусу вторили:»Любите брата своего!»
Так апостолы Иисусовы жизнь строили —
Суть прелюдию святую Царства Божия-
Паству к вере по Нагорной готовили,
Сообщив, что в ней вся жизнь изложена!
Великомученики святые Пантелеимон, Екатерина, Варвара, Николай-угодник, Георгий Победоносец, Людмила, Иоанн Креститель — каждый в сердце сохранял Бога.
Святой великомученник Пантелеимон жизнь свою посвятил страждущим, больным, убогим. Ему за веру император голову отсечь велел. Нынче с Богом врачеватель!- Быть с Христом всегда хотел!
Великомученица Екатерина …в юные годы приняла крещение и обличала горько заблуждения. А император грозный Максимин, Александрии хитрый властелин, разгневался, подверг её мученьям и обезглавил с явным наслаждением.
Великомученица Варвара, дочь Диаскора -язычника, была помещена им в высокую башню, к ней никого не пускали, чтобы она, случайно, не узнала о христианской религии. Но один из стражей темницы рассказал ей о Христе, и она объявила себя христианкой…. Когда отец Варвары, Диоскор, узрел, что дочка молится и христианкой стала, он обезглавил дочь, не пожалел. Так от руки отца она за веру пострадала.
Великий пастырь Николай-угодник был щедр и милостив к бедным. Когда он узнал, что
один бедняк не может выдать замуж своих дочерей, он …снабдил большим приданым дочерей отчаянного бедняка, и тот их выдал замуж… Когда однажды корабль, на котором плыл Николай-угодник, начал тонуть, он молился и спас людей…Невинно осуждённых защищал и с ересями -арианством- он сражался. Чудотворенья даром обладал, навечно в памяти людей остался.
Святой Георгий Победоносец подвергся усечению головы….При жизни много он чудес свершил, копьём Святитель змея пригвоздил. И на гербе Московском видим мы Победоносца, Великомученика-копьеносца.
Святая Людмила старалась передать христианскую веру своему внуку, но её невестка- язычница- подослала к ней убийц, которые задушили святую. Людмила перед смертью прошептала:»К Тебе, Благословенный, я иду!» И жертва вознеслась к воротам Рая,
убийцы же её горят в аду.
Креститель Иисуса -Иоанн Предтеча- возвестил приход Христа, проповедовал веру христианскую, чем досаждал Ироду и Иродиаде. Иродиада подговорила дочь свою , после того, как она танцевала для Ирода, просить за великолепный танец голову Крестителя. Ирод распорядился отрубить голову Иоанну и принести её на блюде.
…Восплачем, Иоанн, тебя мы вспоминая, но и возрадуемся о твоей судьбе: награда тебе выпала большая -крестить Иисуса выпало тебе!
Духовные наставники были рады умереть за Христа, как Он пострадал за людей. Они с .радостью принимали мученичество, неутомимо молясь об окаменевших сердцах ослеплённых злобой истязателей. Веря, что Велик Бог христианский, укрепляющий христиан в жестоких муках. И ничто не могло заставить их отречься от Христа.
Каждый был готов идти на истязания и смерть, но не предавал, горячо молясь:
«Благодарю Тебя, Господи, за то, что ты не оставил меня беспомощным в руках моих
врагов. И прошу Тебя, не оставляй меня и помоги до конца совершить этот подвиг и получить венец правды со всеми, кто возлюбил имя Твоё, ибо Ты один славен во веки. Аминь.»(молитва святого Трифона — мученика).
Они стойко выносили все муки, отвечая мучителям:» Вы можете содрать с меня эту ветхую одежду, Господь облечёт меня в новую, сверкающую! Вам этого никогда не понять и не добиться от меня, чтобы я отрёкся от Господа моего!»
«Если будете иметь веру с горчичное зерно.., ничего не будет невозможного для вас»- заповедовали они нам.
Семена веры в Бога вызревают постепенно, поэтому не может вера сразу же поселиться в сердцах наших. Для этого нужно приложить усилия, молиться и открыть Богу свою душу. Если будем просить Господа с сердечным старанием, Он откликнется. Это знали люди ещё в давние времена.
Ещё в древней Руси можем мы увидеть святых праведников, таких, как княгиня Ольга и князь Владимир-Красно Солнышко.
Равноапостольная Великая княгиня Ольга стала первой женщиной, принявшей веру Христову:
Жизни государства созидательница
И земель Российских собирательница,
Мудрости великая искательница,
Веры Христианской зачинательница.
Ольга просила сына своего Святослава последовать её примеру, но он отказался.
Зато внук,князь Владимир, весь русский народ привёл к православию!
Крестил людей Владимир-Красно Солнышко —
Русь христианская исполнилась величия.
И душу каждого до самого, до донышка,
Перевернул он, одолев язычество.
Устои христианства неуклонно соблюдал
И веру новую Руси Великой дал!
Большую лепту в развитие православия внесли Кирилл и Мефодий, создав глаголицу, с помощью которой перевели богослужебные книги:»Евангелие» и «Псалтирь».
И о святой Ольге , и о святом Владимире с благоговением и благодарностью вспоминают православные.
Со временем в России святые праведники продолжили дело первых российских христиан. Многие из подвижников обладали даром провидения.Это ревнители духовные: Святые Сергий Радонежский, батюшка Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Матрона Московская,, Иоанн Кронштадтский… Они совершали свой прорыв в бессмертие, в жизнь высокую, духовную и светлую, исполняя главную заповедь, веря, что Бог в своём существе — это сама любовь!
Они приносили своим подвигом благость людям, наполняя их души немеркнущим светом истины, проповедуя святую православную веру, спасая души.
Святый Сергий Радонежский радел за всю землю Русскую, помог своими молитвами Дмитрию Донскому одержать первую победу над Золотой ордой. Народ любит святого Сергия, называя его «Светоч всенародный, надежда и спасенье всей земли!»
Святой батюшка Серафим Саровский — земной Ангел, каждого встречал со словами «Радость моя!» Он…Матерь Божию глубОко почитал, святостью Марии умиляясь, Пресвятой Владычицей назвал, и Она не раз ему являлась. Там, где ноги Богородицы ступали, дивные цветы тотчас произрастали, рядом с ними зеленела травка — славна вышла Богородицы Канавка!
Блаженная Ксения Петербургская, странница бездомная, после смерти любимого мужа, надела его одежду и, роздав всё своё имущество, в зной и стужу скитаясь,заклинала, чтобы не звали её Ксенией, а звали Андреем Феодоровичем. Она приняла на себя трудный подвиг юродства. Раздавая имущества и встречая сочувствие, говорила:»На всё есть Божья воля! Значит, у меня такая доля.»
Святая Матронушка любима людьми за её мудрость, за готовность всем помочь своими
Наставлениями:»Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков? Чаще креститесь! Крест такой же замок как на двери. Силою Честного Животворящего Креста спасайтесь и защищайтесь!» Похоронена она в Покровском соборе….Матронушка, Великая Святая, душой и сердцем видела слепая. Течёт поток народный, единая семья! К Покровскому
собору в асфальте — колея!
Пастырь праведный Иоанн Кронштадский был священником в Андреевском соборе, он исповедовал, причащая по двеннадцати часов в сутки, почти без отдыха… Неверие и ересь осуждал, предвидел страшные в России битвы, скончался на руках родных, прославлен праведный в лике святых!
Души этих подвижников бессмертны, как бессмертны в памяти народной их дела!
Святый Серапион — епископ Владимирский, Суздальский и Нижнегородский призывал свою паству:»Любите Бога и друг друга. И тогда мы, заповеди исполняя, заживём так радостно, как мы не жили никогда.»…Мы Богом созданы для счастья, для любви. Грехи отвергни, нравственно живи! Пусть сердце будет праведным и честным, тогда спасёшься в Царствии Небесном.
Патриарх Московский и всея Руси Тихон был не однажды арестован за сопротивление властям, пережил два покушения, но, благодаря келейнику Якову, остался жить, он… с амвонов разных храмов выступал, говоря, что нужно Богу приносить повиновение, а не властителям всегда дарить обожествление…И власть старалась патриарха погубить. Скончался Тихон. Не смогли его убить. В народе Тихон до сих пор живой — в сердце у каждого подвижник тот святой.
Митрополит Московский Алексий в детстве…услыхал во сне слова: «Ты вскоре веру православную узнаешь-ловцом ты человеков станешь! Так и случилось: веру он узнал и многим путь к святыням указал.
Охраняли они души христиан от ереси, наполняя их немеркнущим светом правды Христовой, на подвиг каждый был готов.
Всё время земной жизни посвящали утверждению веры и оптинские старцы-прозорливцы: Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Нектарий, Никон и Амвросий способствовали тому, чтобы чрез них доходили до людей лучи Божьей благодати.
Святые отцы, чистые сердцем, всегда рядом, это сокровища мудрости и многолетнего опыта, великие любители смирения, безмолвия и молитвы.
«Мы должны жить так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится»- так советует преподобный Амвросий. Верой Христовой — неоскудевающим источником благодати Божией держится земля Российская. Поэтому нужно благодарить Господа за то, что вера утешает сокрушённые сердца, привносит в жизнь тишину, мир, небесную радость в души верующих. И сердца становятся огромными и сияющими, наполняются великой силой, силой святости и любви, чувством великой благодарности к Господу нашему.
От пещеры Рождения до Его Вознесения —
Это путь Бога к вечности, к Воскресенью Его!
Путь страданья жестокого, путь Служенья Высокого:
Для людей — путь спасения, для себя-ничего.
Сердце дрожит и болит из-за жестокости, предательства, Голгофы. Но Господь простил распявших Его и выдержал всё, чтобы дать людям жизнь вечную.
Но, представить невозможно, как больно было Богородице, как страдало и трепетало сердце матери, видевшей Его мучения.
Стояла Мать, прекрасна и чиста, у этого огромного креста,
Креста, к которому Святого Агнца пригвоздили.
» О, Боже, лучше бы они меня убили,
Чем видеть муки сына моего!
Я не могу поправить ничего…
Я боль твою всем сердцем ощущаю,
А чем помочь тебе, родной, не знаю.»
«Мой Бог, ты почему покинул нас?
Ты сына, почему от мук не спас?»
Толпа до зрелищ падкая всегда,
Ждала расправы скорой до суда.
Пьяны от вида казни, весело кричат…
«Прости, Отец, не ведают, чего творят!»
«Распятый, он не думал о себе,
Он покорился избранной судьбе.
Он обо мне, о Матери родной,
Подумал в час последний свой»:
«Возьми заботу, Иоанн, о Матери моей,
Будь сыном верным и послушным ей.
Я не могу, родная, этой чаши миновать,
Прости, что так тебе приходится страдать.
Я не жалею ни о чём, я точно знаю,
Что все грехи людей я смертью искупаю.»
«Прости и ты меня, кровиночка моя,
За то, что не могу спасти тебя!»
Последний вздох —
и солнце вмиг погасло…
ПУСТЬ ТВОЯ ЖЕРТВА
БУДЕТ НЕ НАПРАСНА!
Давайте будем помнить, что душа без веры — очаг без огня. Не надо никогда отчаиваться, если не сразу получается то, к чему мы стремимся. Просто «…и для самого сильного человека слишком тяжек даже самый лёгкий крест, если нести его без небесной помощи» -объяснял Святитель Николай Сербский.
Будем хранить в своём сердце крепкую веру Христову и завещать детям. Ведь иногда бывает и так:
В час испытаний мы, как водится,
Зовём:»Помилуй, Богородица!»
Мы обещаем больше не грешить,
Примером христианским в жизни быть.
Мы часто очень много обещаем,
А чуть беда уйдёт, молиться забываем…
Чтобы такого с нами не случалось, нужно чутко слушать своё сердце, и благодарить Бога и Пресвятую Богородицу за каждый прошедший день.
Праведники учили, что назначение человека, его призвание — Божественное! Они давали людям величайшую духовную радость от постижения сути православия, радость, которая длится и до сего дня и будет продолжаться!
Мы благодарны всем святым, в земле Российской просиявшим, и всем мученикам, гонимым за веру Христову.
Богочеловек — Иисус Христос — призывает нас любить друг друга, почитать Богородицу, святителей, сеявших в наших душах семена христианского благочестия, любви и благодарности Господу — искупителю рода человеческого.
» Человек рождается, по-настоящему, не тогда, когда мать его рождает на свет, но, когда он поверит в Воскресение Бога»- писал Иустин Сербский.
В таком случае — С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, ХРИСТИАНЕ!

ТОП-10 Русских святых воинов (Часть первая)

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

2. Преподобный Илия Муромец

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

3. Благоверный великий князь Дмитрий Донской

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

4. Преподобный Александр Пересвет

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

5. Преподобный Андрей Ослябя

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи — Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Вторая часть ТОПа

Андрей Сегеда

Широко разлилась река Великая около селения Выбуты. Там через неё проходил важнейший военно-торговый «путь из варяг в греки». В Х веке многие варяги уже приняли христианство, и в Константинополе служил даже их отдельный полк. Чтобы преодолевать реку, требовалась постоянная переправа. Историки России уверены: заведовать ею должен был генерал, в крайнем случае — полковник.

Молодой киевский князь Игорь встретил у переправы девушку удивительной красоты и редкого ума — генеральскую или полковничью дочь варяжку Хельгу. Она стала его женой, потому что по социальному положению была ему ровней. И с тех пор именовалась по-русски — Ольгой.

Храм под Выбутами над рекой Великой

В 942 году у Игоря и Ольги родился сын. Назвали его красиво и многообещающе — Святослав.

В Киеве тогда было много христиан — особенно среди знати. Грамотные, ответственные, честные — они были надёжной опорой княжеской власти.

В 944 году (Святославу два года!) князь Игорь заключил дружественный договор с греками, в котором сказано: «Если кто из русских помыслит разрушить такую любовь и если он крещён, да примет отмщение от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в сей и в будущий век. А если не крещён, да не имеет помощи от Бога, ни от Перуна…»

Договор скрепляли отдельно христиане и язычники. Христиане — в Константинополе в русском соборном храме Илии Пророка, а в Киеве — тоже в храме Илии Пророка. Он уже был!

В следующем 945 году князь Игорь объезжал владения и собирал дань с подданных: мёд, воск, меха. И показалось князю, что с древлян надо бы ещё взять дани — во второй раз. Он вернулся к ним. Но древляне такой двойной сбор восприняли как несправедливый и убили Игоря.

Ольга осталась вдовой. Наследнику престола Святославу всего три года. До его совершеннолетия она стала правительницей Руси.

Первое деяние Ольги — жестокая, ненасытная месть древлянам. Обманами, обещаниями, войной Ольга почти истребила их, пленила, уничтожила город. Проявила решимость, коварство, хитрость, изобретательность.

Когда, в какой момент княгиня уверовала во Христа? Это остаётся тайной. Но в вере она была так же решительна, пряма и неотступна, как во всём остальном.

Апрель 957 года (Святославу пять лет!). Ольга отправляется в Константинополь. Русь имела с ним обширные торговые связи, поставляла туда в больших количествах те же мёд, воск, меха и даже рыбу. А брала изделия византийских ремесленников, предметы искусства. Караваны русских судов часто пересекали Чёрное море.

С Ольгой в Константинополь прибыла большая свита — послы, чиновники, переводчики, служанки. А ещё — пресвитер Григорий. Он указан в греческих протоколах. Возможно, Ольга уже была крещена — и тогда это её духовник. Или она готовилась к Крещению в столице Православия — и явилась туда с катехизатором.

Великая княгиня привезла с собой богатые дары. В конце XII — начале XIII века в храме Святой Софии видели большое блюдо из золота — её подношение. Блюдо было украшено поверху жемчугами, в середине его находился дорогой камень с ликом Христа.

Караван прибыл в апреле, но только осенью, в среду 9 сентября, русскую княгиню, наконец, принял греческий император. Принял сухо, официально — на уровне сарацинского посла. Это опять же зафиксировали придворные протоколы.

Через месяц с небольшим, 18 октября, перед самым отплытием Ольги на Русь, приём повторился. Был он несколько богаче, но так же официален и сух.

Судя по всему, Ольга не получила в Царьграде, чего хотела. Откуда это известно? Вернувшись в Киев, она разорвала дипломатические отношения с Византией. Вот как это было.

Вслед за Ольгой на Русь приплыли послы от греческого императора. Летописи сохранили сведения: император напоминал ей, что она обещала прислать ему челядь, воск, шкуры и воинов в помощь. Но Ольга сказала послам:

—Если он так же постоит у меня в Почайне, как я у него в Суду, то всё это получит!

Для чего же она, властная, независимая, терпела такое унижение — и несколько месяцев болталась на борту судна в Босфоре? Вероятно, думала о Крещении Руси — и искала помощи у соседей-христиан. Ей представлялось, что можно было бы породниться с византийским императором, получить из царского дома невесту — для сына. Из варварской страны превратить Россию в христианскую.

Но греков в тот момент почему-то не заинтересовало распространение христианства на огромных заморских просторах. Они не оценили важности момента и сосредоточились на товарах, поступавших из Руси.

В 964 году Ольга передала власть над страной сыну Святославу. Он вырос язычником — и это было торжество неверов. Из летописей известно, что Ольга увещала его:

—Я, сын мой, узнала Бога — и радуюсь. И ты, если узнаешь Его, радоваться будешь.

Но он отвечал:

—Как я могу один принять веру? А дружина моя смеяться начнёт!

Ольга возражала:

—Если ты веру примешь, дружина тоже примет!

И, конечно, была права. Зато Святослав никогда не притеснял христиан, ставил их на руководящие посты. Вероятно, им приходилось терпеть насмешки от язычников. Но терпела и великая княгиня Ольга.

Ольга до конца поверила Богу, Его промыслу о ней, сыне, стране. Жила в доверии Христу. Не покушалась на власть, ни в чём не мешала правителю-сыну. Только воспитывала в христианстве внука Ярополка, наследника престола. Его женили на гречанке. Да ещё в своих владениях великая княгиня строила храмы. Так она проповедовала Христа русскому народу.

Ольга умерла в глубокой старости. Погребали её по христианскому обряду. Похоронили на том месте, которое сама указала.

Внук великой княгини Российской Ольги стал крестителем Руси. Правда, другой внук — Владимир. Святые, равноапостольные, они принесли христианскую веру нам, своим потомкам.

В Крещении Ольга получила имя Елена. Её святая покровительница — равноапостольная царица Елена была дочерью станционного смотрителя. А сын её — святой равноапостольный император Константин Великий. Какие интересные аналогии встречаются в истории!

В «Летописи временных лет» есть такие слова об Ольге, первой нашей святой: «Сию хвалят сыны русские как начальницу, которая и после смерти молит Бога за Русь».

Наталия ГОЛДОВСКАЯ

24 июля – память святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, в Святом Крещении Елены

28 июля – память равноапостольного великого князя Владимира, в Святом Крещении Василия. Теперь это государственный праздник — День Крещения Руси.

Первые русские святые .Почему они считаются первыми святыми?

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *