Подворье лавры Москва

Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры (еще называют Троицким подворьем, Московским подворьем или Московским подворьем Троицкой лавры) — культурный и религиозный памятник с многовековой историей.

Это первое подворье Троице-Сергиевой лавры и одно из самых важных духовных центров. Основание Московского подворья было заложено еще при жизни преподобного Сергия Радонежского.

Стены храма буквально пропитаны духом тех событий, которые навсегда войдут в историю. Бунты, крещение членов царской семьи, революция, советское время. Мы погрузимся не только в прошлое, но и расскажем, чем живет Московское подворье сейчас.

Панорама комплекса подворья, Google Maps

Расписание богослужений Московского подворья в 2020 году

Службы в Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры проходят ежедневно.

В будние дни полунощница начинается в 06:30, литургия — в 07:00, в 17:00 — вечерня, в выходные и праздники в это же время — всенощная. Более подробная информация о богослужениях размещена на сайте подворья.

Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры

На территории Московского подворья есть не только храм, куда приходят прихожане, и где проходят богослужения. Московское подворье — целый комплекс, включающий в себя храм Троицы Живоначальной и домовый храм, помещения для воскресной школы и библиотеки, музейные комнаты.

Структура подворья:

  • храм Троицы Живоначальной — здесь проходят богослужения;
  • домовый храм — там расположены кельи. Стены украшают фрески, на которых изображен преподобный Сергий Радонежский;
  • воскресная школа — занятия в ней проводятся регулярно по выходным. В школу ходят дети от 4 до 13 лет;
  • хоровая школа — в Московском подворье есть занятия по хоровому пению для детей и подростков от 5 до 15 лет, а также для мужчин и женщин;
  • театральная студия — в постановках и организации выступлений принимают участие дети, их родители и другие прихожане. У студии есть свой художественный руководитель. Для постановок берутся сюжеты из духовной и русской классической литературы;
  • библиотека — фонд насчитывает около 18 000 экземпляров книг, журналов, газет, аудио- и видеозаписей;
  • музейные комнаты — в них регулярно проходят тематические выставки;
  • отдел тканей и облачений — в Московском подворье есть собственная швейная мастерская, где изготавливают на продажу рясы, стихари, подризники и т. д.;
  • издательство, которое существует с 1995 года. Выпускаемая литература разнообразна — богослужебные книги, жития святых, православные календари и многое другое.

Также в комплекс Московского подворья входит склад для утвари и церковная лавка. Рядом с храмом разбит небольшой сад.

История Московского подворья

История Московского подворья Троице-Сергиевой лавры началась в XIV веке: обитель была основана еще при жизни святого Сергия Радонежского.

Первое летописное упоминания монастыря (комплекс носил этот статус до 1744 года) относится ко времени строительства каменной Богоявленской церкви — 1460 году. Возведенный храм не уступал существовавшим шедеврам зодчества. Вскоре монастырь официально стал Богоявленским — по престолу его главной церкви. В 1661 году на территории возведена и освящена церковь Феодора Стратилата.

На протяжении XIV–XIX обитель часто оказывалась в центре событий государственной важности: в монастыре Сергия Радонежского часто бывали государи, в нем крестил своего сына Василий III, именно здесь в 1607 году произошло и всенародное покаяние горожан в госизмене. Те, кто ранее признали Лжедмитрия, пришли к обители, чтобы покаяться в грехе. С подворьем связано и начало царствования династии Романовых.

В 1764 году монахи были вынуждены покинуть обитель: императрица Екатерина II подписала указ о передаче земли государству, а монастырь был выселен. Там разместились Судный приказ и Комендантский дом.

Через какое-то время в храме снова стали проходить богослужения. До революции подворье не раз посещали царствующие особы — Александр II и Мария Александровна, Николай II.

В советское время на территории подворья размещался детский сад, затем мюзик-холл, проходили репетиции симфонического оркестра. С уходом советской власти подворье восстановили и в 1992 году передали РПЦ.

Сейчас в Московском Троицком подворье регулярно проходят службы. Главная святыня обители — икона Божией Матери «Достойно есть».

Как добраться

Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры находится в Троицкой слободе в Москве. Адрес: 2-й Троицкий переулок, 6, строение 9.

Автобусы

Ближайшая автобусная остановка расположена на Олимпийском проспекте (остановка общественного транспорта называется «1-й Троицкий переулок»). До нее ходят автобусы № 24, 38, т13. Расстояние от остановки до подворья — примерно 200 метров.

Остановка общественного транспорта на карте

Метро

Если вы добираетесь на метро, то ближе всего к подворью находятся станции «Достоевская» (придется пройти примерно один километр до храма) и «Цветной бульвар» (до подворья около 800 метров). Ниже по карте смотрите расположение этих станций.

Станции метро «Достоевская» и «Цветной бульвар» на карте

Такси

Через мобильные приложения вы можете вызвать авто от Яндекс.Такси, Uber, Maxim или Gett.

Московское подворье Троицкой лавры на видео

До недавнего времени было даже удивительно, что в центре Москвы, рядом с грохочущей магистралью Садового кольца, обстроенной громадами домов, сохранялся такой идиллически тихий уголок. Троицкие переулки, более похожие на провинциальный город, чем на центральную часть современной столицы, прихотливыми изгибами залегли на склоне холма к бывшему руслу Неглинной.
Ну от бывалой тишины и зелени мало что осталось. По руслу Неглинки проложили Олимпийский проспект. Но кое-что интересное еще осталось.
Мы там тоже гуляли в хорошей компании.
Переулки называются Троицкими по подворью Троице-Сергиевой лавры. Крупнейший монастырь России, обладавший несметными богатствами, имел в Москве несколько подворий.

Одно подворье находилось далеко от города, среди полей, лесов и огородов, здесь, у Неглинной. Возможно, что земля под это подворье была дана монастырю еще в 1609 г., вновь закреплена за ним в 1613 г. и повторно в 1625 г., когда бояре стали самовольно захватывать ее. Тут, на большом участке, к 1760 г. выстроили двухэтажное здание покоев архимандрита лавры — дом этот сохранился в перестроенном виде в глубине квартала между 1-м Лаврским переулком и Троицкой улицей. В 1879 г. архитектор Н. Н. Никитин существенно перестроил его. Архимандрит лавры был по совместительству московским митрополитом, и в покоях Троицкого подворья жили многие известные церковные иерархи: митрополиты Платон. Филарет. Иннокентий, патриарх Тихон.
Он был арестован здесь и отвезен отсюда под домашний арест в Донской монастырь. В его покоях находилась крестовая церковь, где монахи Сергиевой лавры ежедневно совершали положенное по уставу богослужение. Рядом с алтарем помещалась небольшая моленная, уставленная иконами.
К Троицкому подворью относится жилой дом под N 6 по 2-у Троицкому переулку: украшенный деталями, заимствованными из арсенала русской архитектуры, он построен в 1914 г. по проекту архитектора А. А. Латкова.
Другое здание (N 4), строгих пропорций, лишь скупо украшенное скромным портиком и замками над окнами первого этажа, построено в послепожарное время (возможно, в 1820-х гг.).
Сам 2-й Троицкий переулок уже почти исчез, превратившись в большую строительную площадку, и только у начала его каким-то чудом уцелел красивый деревянный домик (N 7/1) с резными украшениями. Если внимательно осмотреть его, то можно заметить, что он состоит из двух разновременных частей: одна, ближайшая к углу, выстроена к 1820 г. титулярной советницей О. Н. Еиновой, а другая была пристроена к первой к 1848 г. купцом П. Ф. Недыхляевым.
В наши дни, мне кажется, над ним хорошо поработали реставраторы. Когда-то в нем размещалось издательство «Вагриус». Сейчас какой-то фонд и Музей по-моему. Не помню какой.
На главной улице слободы — Троицкой — сохранилось совсем немного интересных зданий — вот только у конца ее, у перекрестка с Мещанской, находится здание особняка (N 21/7), в основе которого был деревянный дом с каменным первым этажом, выстроенный, возможно, к 1816 г. Ф. П. Мартенем по одному из апробованных, то есть одобренных, типовых проектов. Этот дом неузнаваемо изменился в 1896 г., когда архитектор В. И. Мясников придает его фасаду совершенно новый вид; возможно, что переделка была связана с помещением там 6-й женской гимназии, находившейся в этом доме до 1903 г.
В начале XX в. лавра решила извлечь побольше дохода из своего обширного земельного участка и предложила городу распланировать часть его, занимавшуюся огородами, и отдать под застройку. Так образовалось несколько переулков и, в частности 1-й Троицкий (с 1954 г. переулок Васнецова). На углу его с Мещанской находится жилой дом (N II), выстроенный по проекту архитектора П. В. Харко в два приема — в 1902 и 1906 гг.
А далее в переулке сохранилась замечательная московская достопримечательность — дом-музей В. М. Васнецова.
Теперь его одноэтажный домик с бревенчатой башней кажется совсем чужым в окружении надменно смотрящих на него бетонных жилых домов, выстроившихся геометрически правильными рядами. Но так было не всегда, еще сравнительно недавно его окружали примерно такие же как он небольшие домики, прятавшиеся под старыми деревьями среди буйно разросшихся кустов.
В 1893 г. в Троицкую слободу решил переселиться известный тогда художник, автор нашумевших произведений, с восторгом встреченных современниками — «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Богатыри» — Виктор Михайлович Васнецов. Художник мечтал о собственной мастерской давно, еще в то время, когда он только-только приехал в Москву, но средств у него не было, и пришлось ждать много лет для исполнения своей мечты. Только когда Васнецов получил деньги за эскизы росписи киевского Владимирского собора, он смог с помощью Саввы Мамонтова начать строить собственный дом. Место для него Васнецов присмотрел тоже очень давно: «Возвращаюсь я как-то от Мамонтовых на Садовой, — вспоминал художник. — Дело было ночью. Вместо того, чтобы итти домой на Остоженку, пересек Садовую, взобрался по горке вверх и остановился среди маленьких домиков, из которых наибольшими были двухэтажные. Посмотрел с пригорка вдоль — к Тверской, Кудрину, Кремлю и подумал: вот бы где хорошо устроить собственное гнездо!»
Он приобрел небольшой участок в Троицкой слободе, на котором уже стоял одноэтажный домик, выходивший своими окнами на Троицкий переулок. Васнецов просил строительное отделение Управы позволить ему построить деревянный жилой дом с большой мастерской при нем, помещавшейся в высокой, также деревянной пристройке, но ему в этом было отказано, так как по противопожарным соображениям в городе запрещалось возводить высокие деревянные строения. Васнецов 22 сентября 1893 г. отправляет новое прошение в Городскую Управу, объясняя, что «…помещаться мастерская должна по возможности не близко от земли во избежание рефлексов земли и ближайших зданий… Я смог бы надеяться, — писал Васнецов, — что Управа, сочувствуя развитию отечественного искусства, обратит внимание на мое объяснение и разрешит мне в городе Москве устроить мастерскую художественной деятельности», прибавляя, что «строить для себя каменный дом… я, к сожалению, средств не имею». Разрешение было получено, и Васнецов стал строить собственный дом: «…в месяцы стройки я был архитектором, плотником, подрядчиком. Я радовался каждому венцу растущих стен, каждой положенной половице пола, каждому поставленному окну или двери».
С 1894 г. Васнецов поселился в новом, еще не отделанном доме и тут же перевез туда большую картину «Богатыри», над которой тогда работал: «…это был один из счастливейших дней моей жизни, когда я увидел стоящих на подставке в моей просторной, с правильным освещением мастерской милых моих «Богатырей». Теперь они могли уже не скитаться по чужим углам, не нужно было выкраивать для них подходящее место в комнате».

С 1953 г. здесь находится музей, где сохраняется мастерская художника, его картины, обстановка.
На этом красивом особнячке я и зкончу рассказ о Троицкой слободе.
Мы засняли там еще несколько доходных домов конца 19 нач. 20 века. Но что за дома мне не удалось раскопать. По-этому я их вам и не показываю.
Фактический матриал об истории взят из книги Романюка.

Добрый день, читатели Отзовика.
Я хотела бы рассказать о новом храме, который построили в городе Троицк в Новой Москве.
Свое название наукоград унаследовал от села Троицкое, которое находилось примерно в том же месте, что и современный город. Из названия города понятно, что получено оно в честь Святой Троицы. И вот в 2009 году в городе решили основать Троицкий храм. Было найдено место и установлен поклонный Крест, который, судя по информации на официальном сайте, неоднократно спиливался.
На территории храма есть фотографии о ходе его строительства.

Показаны периоды строительства храма. Строительство храма продолжалось примерно 8 лет. Вначале был сруб, а в 2010 -2011 приступили и к строительству каменного храма.

Храм был открыт в 2017 году. На мой взгляд, такого объекта Троицку явно не хватало. Здесь не так много достопримечательностей или каких-либо знаковых мест. Троицк — город сравнительно молодой и в нем исторических зданий просто нет. А архитектура храма Живоначальной Троицы выполнена в традициях новгородско-псковского храмого строительства 15-16 веков.

Сейчас в городе вот такая красота.

Храм Живоначальной Троицы находится почти при въезде в город на кольце у автомобильной дороги.

У храма есть приличная парковка.

На данный момент территория храма ухожена, все новенькое и красивое. Просто приятно погулять и отдохнуть морально и физически.
У храма есть несколько входов, а сама территория огорожена.

Осенью природа становится особенно красивой и какой-то возвышенно-поэтичной. Даже новый храм на фоне природы в погожий осенний день вызывает умиротворение. Профессионалы и любители могут сделать замечательные фотографии.

На территории храма много лавочек, можно присесть отдохнуть и подумать о чем-то умиротворяющем. Рядом с храмом мне становится спокойно, появляется философский взгляд на многие вещи.

Как я уже писала, у храма есть несколько входов. Мне очень понравилась простота и в то же время красота новеньких ворот.

Архитектура храма скромная, местами монументальная, и в то же время изящная.
Декора на стенах минимум, присутствует тяжеловесность форм.

Церковь одноглавая, на стенах есть несколько фресок.

Главный вход венчает Святая Троица.

Помимо многочисленных лавочек, территорию храма украшают клумбы.

Мне повезло: я посетила храм в будний день и людей было мало. В основном везде только рабочие доделовали кое-какую работу.
О детках в храме тоже позаботились. Для их комфортного пребывания установлена детская площадка.

При храме есть воскресная школа Лествица. Принимают детей от 5 лет и старше. Занятия в школе следующие: закон Божий для детей, изобразительное искусство, хореография, мастерская рукоделия, театральная студия. Есть и занятия для взрослых. Это евангельские беседы для взрослых и основы иконописи для взрослых.
На территории храма есть церковная лавка.

Даже в будний день в лавке были посетители.
Колокольня у храма небольшая. Как же приятно слушать колокольный перезвон. Он действительно обладает целебными свойствами. Он способен исцелить и душу, и тело.

В храме было пустовато. Я пришла без платка и в джинсах, поэтому меня спасли платки, которые были при входе в храм.

В самом храме тоже много лавочек.

Хоть сам храм небольшой, но помещения просторные. Лаконичный монументальный псковский храмовый стиль чувствуется и внутри.
В храме можно заказать службу на Афоне.

На нижнем уровне храма есть икона Троицы.
Хоть храм и новый, но все же в нем чувствуется какая-то преемственность со стариной. Храм построен с нуля, а не открыт в бывшем ресторане или кафетерии, поэтому и чувствуется здесь особый дух, а выбранный старинный стиль архитектуры довершает общее впечатление.

В храме и вверху и внизу можно испить освященной воды.

До открытия храма Живоначальной Троицы в Троицке были еще два храма в больницах. Один храм блаженной Матроны расположен на третьем этаже Троицкой центральной городской больницы. Другой больничный храм преподобномученицы Елисаветы расположен в Троицкой больнице РАН. Оба храма стали приписными к храму Живоначальной Троицы.
Вот еще немного фотографий внутреннего убранства церкви.

Люстры меня впечатлили. Я часто бываю в храмах, но на них внимание не заостряла. А здесь люстры как из Средневековья. Скромность стиля и торжественность — вот, что чувствуется внутри храма.

Мраморный пол и позолота смотрятся ничуть не вычурно на фоне белых стен. Иконостас заставляет смотреть на него с замиранием сердца. Хоть я и не особо вхожий в храм человек, но православное воспитание дает о себе знать. Смотришь на иконы и вспоминаешь все, что связано с этими святыми, какая была у них жизнь. И все мои мирские заботы и проблемы отступают куда-то на второй план.

В этом крыле иконы выполнены с преобладанием голубого цвета — получилось легко и воздушно. Здесь же есть икона Матроны Московской.
На сегодняшний день приход, судя по сайту, живет насыщенной жизнью. Регулярно проводятся богослужения, приходские встречи, на которых можно поговорить об актуальных для православного человека темах.
Храм Живоначальной Троицы выпускает газету Православный Троицк. Есть печатный вариант, который абсолютно бесплатен и можно взять в самом храме. Также есть в электронном виде, вот парочка скриншотов.

Все номера доступны на официальном сайте храма.
Помимо прочего, все желающие могут принять участие в церковном хоре. Он называется народный, но вот занятия проходят по будням. Жаль, я бы сходила, но время мне не подходит.
Сам храм открыт ежедневно. Благоустроенная территория уже привлекла жителей Троицка. К сожалению, больших парков город не имеет, так что территория храма стала нашим семейным любимым местом прогулок. Вечером здесь замечательная подсветка.
Я считаю, что этот храм стал одной из главных достопримечательностей города, культурной ценностью. Думаю, что даже люди, далекие от православия, должны по достоинству оценить такое архитектурное украшение города. Оно хоть как-то разбавит унылый вид панельных домов и поумерит пафос элитных жилых комплексов.
Я рекомендую посетить храм Живоначальной Троицы в Троицке, если будете проездом. Храм открыт ежедневно с 7.00 до 21.00.
Всем спасибо за внимание к моему отзыву.

Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского.В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние.
В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом.Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья.
Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглиннойвыросло новоеблагоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенныхархимандричьих(позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.
Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободкы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского. В 1815 году оно становится постоянной резиденцией московских митрополитов — настоятелей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поэтому и в документах, и в литературе Троицко-Сухаревское подворье часто называлось Митрополичьим. Первым здесь поселился архиепископ Августин (Виноградский) — духовный писатель и блестящий проповедник. В 1819 году его сменил митрополит Серафим (Глаголевский). А с 1825 года на долгие 46 лет хозяином Подворья становится митрополит Филарет (Дроздов). Он пожертвовал значительную сумму денег на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви.В 1868 году сюда переезжает новый Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов), просветитель Алеутских островов и Аляски.При нем восточной стороны домовой церкви Митрополичьих палат был достроен второй придел.17 сентября 1875 года его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.
В 1898 году на Московскую кафедру вступает митрополит Владимир (Богоявленский) — строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник. При нем над домовым храмом возводится световой барабан, сооружается купол и устраивается колокольня. 1 сентября того же года митрополит Владимир в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) совершил полное переосвящение храма.
Святитель Макарий (Невский), ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет занимал московскую кафедру с 1912 по 1917 год. При нем в 1913-1915 годах возводится трехэтажный надвратный корпус.
До революцииТроицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович,последний императорНиколай II, великая княгиня Елизавета Федоровна.
5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован.После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академияьобновленческой Церкви.В 1929 году ее сменил детский сад.Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр…
В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь.Первая Литургия на Подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершилна Подворье БожественнуюЛитургию.
Сейчас при Троицком подворье работает воскресная ихоровая школы, театральная студия, молодежный клуб, книжное и музыкальное издательство, паломнический центр, приходская библиотека, иконописная мастерская, а также мастерская по пошиву церковных облачений.Завершена реставрация храмаЖивоначальной Троицы. Его Великое освящение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в 2000 году на празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных его приделах — во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев.
Одна из наиболее почитаемых икон Подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее — столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года.Еще одна святыня — икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году.На Подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *