Похороны в Индии

Душа после смерти тела

Индусы верят в бессмертие духа. После гибели бренной плоти он освобождается и готовится к реинкарнации — вселению в следующую оболочку. Тело должно быть полностью уничтожено, иначе дух будет обречен на вечные скитания между мирами. Кроме того, недавно умерший может стать покровителем для своих живых родственников. Покойного надо задобрить хорошими похоронами.

Представители западной культуры уверены, что сожжение — это желание сэкономить на достойном погребении. На самом деле, кремация в Индии является недешевой.

А погребальный костер для индуса несет особый смысл.

Подготовка к церемонии

Готовиться к похоронам следует еще до того, как человек умер. При первых признаках наступающей смерти умирающего нужно положить на пол. Также можно вынести его на веранду или оставить на земле. Во время предсмертной агонии родные должны находиться рядом и усердно молиться. Это поможет душе освободиться от тела намного легче. Считается, что дух покидает плоть черед одно из 9 отверстий. Если человек был праведником, душа вылетит изо рта, носа, темени или ушей. У грешника она выйдет через анус.

После того, как человек умер, его голову необходимо освободить от волос и провести омовение. Мужчинам волосы сбривают, женщинам — опаливают. Покойного нужно вымыть священной водой, умастить благовониями, посыпать зернами риса и украсить гирляндами. Иногда вместо гирлянд используется тина реки Ганг. На лице умершего следует нарисовать особые ритуальные знаки. Гробы у индусов использовать не принято. Их заменяют саваном, в который заворачивают усопшего. Мертвых связывают веревками. Переносить тело полагается на носилках. По цвету савана можно узнать, к какому полу и к какой возрастной категории принадлежал умерший. Молодых девушек оборачивают в красную ткань, мужчин — в белую, женщин преклонного возраста — в оранжевую.

Похороны должны быть проведены в течение 24 часов после смерти.

Особенности церемонии

  • Руководить проводами умершего должен его старший сын. Именно поэтому каждый индус мечтает о рождении наследника мужского пола. Если сына нет, приглашают брахмана, но это считается нежелательным. Похороны — сугубо семейный ритуал;
  • При отсутствии родственников покойного должны похоронить люди одной касты с ним. Несмотря на то, что в современной Индии границы между кастами постепенно стираются, верующие люди предпочитают не нарушать это правило. Человек из более низкой касты не имеет права прикасаться к человеку из более высокой касты и наоборот;
  • Ритуальные костры обычно складывают на берегу реки. Прежде чем приступать к сложению костра, сын умершего должен бросить в воду вареный с кунжутом рис. Это блюдо должно послужить пищей для оболочки усопшего в другом мире;
  • Тело кладут на подготовленный костер и сверху накрывают хворостом. После этого сын 5 раз обходит вокруг тела и поджигает дрова, сопровождая свои действия произнесением специальной молитвы. В огонь полагается влить ароматические эссенции и топленое масло, бросить 7 поленьев сандалового дерева. Все это необходимо для того, чтобы принести жертву богу огня;
  • Женщины, присутствующие на индийском похоронном обряде, должны громко плакать, причитать и рвать на себе одежду;
  • Когда труп наполовину истлеет, сын должен взять полено и разбить покойному череп, поскольку именно эта часть тела остается практически нетронутой после окончания церемонии. Чем меньше останков сохранилось на ритуальном костре после похорон, тем лучше. Душа при выходе из своей оболочки могла застрять в какой-либо ее части. Сын должен помочь родителю освободиться от тела;
  • После сожжения трупа все присутствующие на похоронах должны пройти обряд очищения. Для этого члены семьи покойного погружаются в воду. Очиститься поможет и жертвоприношение. Душа и тело умершего считаются нечистыми до первых поминок. Нечистоту разделит и вся его семья;
  • На 4 день после похорон родственники возвращаются на кострище, чтобы «собрать кости». Семья 3 раза обходит ритуальное место. Затем пепел собирают в специальную глиняную урну, которую наполовину закапывают в землю. Через несколько дней родственники возвращаются, чтобы развеять прах над рекой.

Погребальный город Варанаси

Все верующие в Индии хотят быть похороненными в Варанаси. Однако не каждый сможет себе это позволить, поскольку церемония обойдется в 2–3 тысячи долларов даже при проведении самого скромного обряда. 80 % населения страны находятся за чертой бедности. Чтобы осуществить мечту, копить на достойные похороны придется еще при жизни.

Варанаси располагается на берегу священной реки Ганг. Считается, что эта река когда-то текла в раю. Спустившись на землю, она принесла людям райскую благодать. Если прах человека окажется в священной воде, душа умершего не будет скитаться по земле. Индусы уверены, что скитания среди живых — еще большее горе для усопшего, чем переход в низшие миры (у христиан, иудеев и мусульман — в ад). Так как тело должно быть предано огню в течение 24 часов после смерти, некоторых индусов по их просьбе привозят в священный город заранее.

Верующие могут несколько недель умирать под открытым небом.

Кремация в Варанаси и других городах проводится на набережных, которые называют гхатами. Они представляют собой ступенчатые сооружения, уходящие в воду. Таким образом, люди, пришедшие на набережную, могут спуститься в Ганг для очистительного омовения. На набережных работают представители касты неприкасаемых. Это люди из низшей касты, которым запрещено иметь собственные дома и входить в храмы. Неприкасаемые доставляют на набережную дрова для ритуальных костров. Эта работа считается очень прибыльной. Богатые семьи предпочитают покупать только самые дорогие сандаловые дрова, тратят много денег на эссенции и масло.

Другие виды похорон

Не всех умерших хоронят на костре. Если родственники усопшего настолько бедны, что не смогут обеспечить ему достойные похороны, они бросают мертвое тело на берегу реки или закапывают его в землю.

Некоторые категории умерших не подлежат сожжению. К ним относятся беременные женщины или те, которые погибли во время родов. Считается, что такие женщины освободились от колеса Сансары с помощью страданий. Человек, умерший от укуса кобры, тоже не нуждается в очищении. Дети младше 12 лет, праведные люди и монахи безгрешны. Их не следует очищать огнем. Трупы таких людей сбрасывают в Ганг. В священную реку можно броситься еще при жизни. По мнению верующих, это поможет прервать череду перерождений.

Похороны брахманов

Брахманы относятся к одной из высших каст. Их похороны отличаются особой роскошью. После проведения церемонии семья должна установить 2 камня. Один находится в доме усопшего, другой — на берегу реки. Эти своеобразные памятники символизируют присутствие души среди живых людей.

В течение 10 дней после похорон родственники должны жертвовать камню злаки. На протяжении всего траурного года полагается каждый месяц устраивать поминальный обед. На годовые помины нужно пригласить нескольких брахманов. Они приносят жертву в честь покойного и читают молитвы об отпущении грехов. Раньше для принесения жертвы использовалась только кровь животных.

Сегодня допускается применение овощей, фруктов и зерна.

Богатые индийцы, в том числе брахманы, строят каменные мавзолеи в честь своих умерших предков. Для строительства культовых сооружений выбирают священные места. Если нет возможности строить на участках земли, которые принято считать священными, мавзолей возводят на берегу реки (желательно, чтобы это был Ганг).

Сати — ритуальное жертвоприношение

Обряд сожжения вдовы покойного вместе с мужем на ритуальном костре называется сати. Название ритуала с санскрита можно перевести, как «настоящая», «правдивая». Согласно легенде, богиня Сати выбрала себе мужа. Однако ее отец бог Дакша не одобрил выбор дочери и унизил ее избранника. Обиженная Сати принесла себя в жертву и умерла на костре.

Как возникла традиция

Специалисты считают, что традиция умерщвлять вдов, а иногда и других родственников, появилась в 500 году нашей эры. Настоящие истоки этого обычая неизвестны. Некоторые исследователи полагают, что жертвоприношение никак не связано с легендой о богине. Сати не была вдовой на момент смерти. Вероятно, на территорию Индии обычай был завезен.

Существуют предположения, что ритуал был необходим для того, чтобы защитить мужчину от отравления. Многие женщины выходили замуж за нелюбимых по требованию родителей. Ненавидя своего мужа, молодая жена была способна предпринять попытку избавиться от него. Сати могли применять по отношению к бездетной вдове, которая оставалась без средств к существованию и детей. Со временем ритуальное сожжение вдовы стало применяться ко всем женщинам, потерявшим мужей. Согласно некоторым версиям, сати изначально распространялось на всех близких родственников, которые своей смертью должны были выразить любовь и преданность усопшему. Ритуал существенно сократил численность населения, в связи с чем было решено сжигать только вдову.

Добровольно или насильственно

Предполагается, что сати — добровольное решение скорбящей женщины. Ее никто не принуждает это делать, однако общество ожидает, что моральные принципы вдовы не позволят ей остаться в живых после смерти мужа. На деле нередко оказывалось, что вдову принуждали совершить самоубийство. Женщина шла на костер добровольно, но делала это под давлением общественности.

Известны случаи, когда по отношению к вдове применяли силу. Свидетельством тому являются многочисленные рисунки, оставленные свидетелями-европейцами, которые присутствовали на церемонии. На большинстве рисунков женщины связаны или каким-то образом зафиксированы на погребальном костре. Место сожжения окружают люди с длинными шестами. Их задача состоит в том, чтобы не дать вдове возможности избежать определенной для нее участи.

Обряд использовался не во всех регионах. В большинстве случаев он применялся среди представителей высших каст. Сожжению часто подвергались королевские жены, наложницы и рабыни.

Любимые женщины господина должны были последовать за ним в другой мир.

Отношение к ритуалу в обществе

Сати до сих пор практикуется в некоторых регионах страны. Чаще всего ритуал можно встретить в сельской местности. В 1947 году было зафиксировано около 40 случаев ритуального сожжения женщин. Один из последних случаев был зарегистрирован в августе 2006 года.

В современной Индии правительство предпринимает все необходимые меры для борьбы с сати. Проведение ритуала преследуется по закону. Отвечать перед судом придется не только тем, кто склонял женщину к проведению обряда или помогал ей его подготовить, но и пассивным наблюдателям, которые присутствовали на проведении кремации в качестве зрителей. Строго запрещена любая пропаганда «преданности» и высоких моральных качеств вдов, закончивших жизнь на погребальном костре. К пропаганде относятся сооружения памятников на кострищах, паломничество к местам проведения сати и т. п.

Индуизм считает сожжение вдов варварской традицией, не имеющей никакого отношения к истинной религии индусов. В качестве аргумента приводится тот факт, что индуизм строго осуждает любые формы суицида. Человек должен покинуть этот мир естественным путем, не прикладывая к этому никаких усилий. Обрывая свою жизнь самостоятельно, самоубийца теряет возможность выйти из колеса Сансары. Это означает, что ему еще раз придется вернуться в этот мир для прохождения испытаний. В следующем воплощении самоубийца может оказаться представителем низшей касты или животным.

Индия — удивительная страна с богатой культурой, привлекающая туристов со всего мира. Современный путешественник не станет свидетелем такого экзотического и жестокого по представлению европейца обряда, как сати. Тем не менее, многие красивые древние обычаи все же сохранились. Туристы, побывавшие на индийских свадьбах, надолго остаются под приятным впечатлением.

Кострище для кремации

Кострище делается не менее чем один метр высотой, для него берется примерно пять килограмм дров на каждый килограмм веса умершего человека. Обеспеченные семьи для погребального костра выбирают такую древесину, как сандал и другие элитные дорогие породы. Для бедных людей существуют сорта попроще, нужно сказать, что древесина в Индии – это всегда очень дорого.

Самые бедные граждане для кострища берут вещи умершего человека, которые пригодились бы ему в ином мире до перевоплощения. И все же, главный критерий — не актуальность вещи в загробном мире, а его горючие свойства.

Богатые люди кидают в кострище алмазы и высоко ценящийся в Индии редкий янтарь. До начала кремации сын умершего человека бросает в реку специальную жертвенную смесь (рис и кунжут), это делается, чтобы освобожденная из тела душа смогла воплотиться в специальную временную оболочку.

После этого тело умершего человека водружают на сложенные дрова, которые складываются специальным образом и поливаются топленым маслом и особыми ароматическими жидкостями, а сын умершего человека факелом зажигает костер и при этом читает молитву. Другие члены семьи в этот момент кричат и громко оплакивают покойного человека специальными ритуальными причитаниями.

Не лишим считается расцарапывание собственных лиц и громкие крики женщин, которые присутствуют на церемонии. Кроме этого, женщины должны время от времени падать на землю и биться в рыданиях.

Примерно в середине всей процедуры кремации сын разбивает череп полусгоревшего трупа с помощью специальной деревянной палки, это дает сто процентную гарантию для выхода души из тела, если она к этому времени еще не покинула тело умершего человека. После того, как костер полностью затух, участникам церемонии похорон очищаются проточными водами реки, если реки нет поблизости, то они омываются водой с кунжутом.

Для полного очищения души покойного человека требуется быстро совершить первое жертвоприношение из смеси риса, кунжута и овощей. Спустя четыре дня после церемонии кремации, все участники похорон приходят на место кострища и совершают особый обряд, который состоит из сбора остатков костей, которые вместе с пеплом загружаются в погребальную урну из глины. Урну временно вкапывают в землю (примерно наполовину по высоте или объему). Еще спустя несколько дней прах из урны развеивают по воздуху над какой-нибудь рекой или озером.

Кого запрещено сжигать

Есть некоторые нюансы в кремации. Существуют категории граждан, которые не подвергаются кремации. Сюда относятся:

  • Малолетние дети до тринадцати лет.
  • Монахи и другие садху (люди, которые отреклись от мира с его радостями и посвятили свою жизнь духовным практикам).
  • Беременные женщины.
  • Незамужние девушки.
  • Бедняки, у которых нет денежных средств на процедуру кремации.
  • Люди, больные лепрой.
  • Люди, которые умерли от укуса кобры.

Остановимся на последней категории. Примечательно, что в Индии считается, что человек, которого укусила кобра, не умер, а находится в коме, именно по этой причине сжигать его – это нечто нечеловечное и жестокое убийство.

Укушенного коброй человека обворачивают в пленку и погружают в лодку, которая делается из бананового дерева. На человека прикрепляют табличку с его именем и домашним адресом и сталкивают в реку. Монахи-садху, которые медитируют на берегу реки, стараются выловить этих людей из реки. Делается это для того, чтобы попытаться их вернуть к жизни с помощью своих медитаций.

Сложно делать вывод о том, получается ли у монахов это сделать или нет, но, бесспорно, такая их попытка – это во всех отношениях очень благородный и достойный поступок. Есть поверье, согласно которому одному садху, который медитировал на реке, удалось оживить укушенного коброй человека. Семья этого человека была очень рада и предлагала неведомые богатства монаху, но тот отказался брать эту награду в соответствии со своим священным обетом.

Значение рек

Индия – это страна, которая хранит много обычаев древности. И если бы похороны в Индии были бы стандартными для среднестатистического гражданина нашей страны, то это было бы странно. Индия экзотична во всем, даже в таких моментах, как похороны.

Река Ганга в Индии, впрочем, как и некоторые другие реки, используется для обрядов захоронения людей. Сразу скажем, что вид захоронения тел с использованием реки – это вариант не для богатых граждан. Альтернатива использования реки для бедных – это закапывания тела в землю. Но все же, использование реки Ганга в Индии в качестве кладбища – более распространенное мероприятие. Какие еще водоемы используют?

Особенно чтятся реки Ганг и Брахмапутра. Сюда отправляют тела тех людей, которые при жизни считались святыми или посвященными. Традиции таковы, что люди, причисляемые к святым или посвященным, не требуют очистки души огнем, так как их души при жизни были чистыми. Кроме этого, в водоемах иногда проводят ритуалы похорон детей и беременных женщин (иногда женщин, которые умерли во время родовой деятельности).

Подготовка тела

Подготовка тела усопшего у индусов к похоронным ритуалам проходит по обычаям брахманизма. Если быть точным, то эти мероприятия начинаются еще при жизни умирающего, в тот момент, когда становится всем понятно, что его кончина уже близка и неизбежна.

Умирающего человека кладут на пол в комнате дома (веранды дома или же на землю вне помещения). Пока его душа отходит в мир иной, члены его семьи находятся рядом с ним и просто молятся. С помощью молитв происходит ускорение отхода души из бренного тела. Душа выходит в одно из десяти отверстий тела человека. Есть такое поверье, согласно которому у праведника душа выйдет через макушку, рот, нос или же уши, а грешная душа покинет тело строго через анальный проход.

Сразу после смерти, по индийскому обряду, умерший человек обматывается в ткань, и вокруг него раскидывают бетель. Чаще всего это делает его сын, который является главным лицом в проведении всего обряд похорон. Если же в семье умершего человека нет сына, то для проведения обряда похорон приглашают специального брахмана, но, как говорит религия, лучше иметь сына.

Индийские традиции таковы, что тело усопшего необходимо захоронить за сутки после смерти. Перед похоронами нужно обрить волосы на голове и бороду (если таковая имеется). Если умирает женщина, то ее волосы опаливают с помощью специального факела, а затем тело обтирают благовонными маслами и оборачивают в другое одеяние.

После этих процедур умершего человека украшают яркими плетенными цветочными гирляндами, а также рисуют на его лице различные религиозные знаки, а на лоб сыплют рис и бетель.

Далее с помощью носилок умершего человека несут к месту его будущего сожжения (если выбран вариант с кремацией тела), на пути следования к установленному месту совершают остановки для молитв. В это время все женщины, которые присутствуют на похоронах, громко причитают и плачут, разрывая на себе одежды. Идеальным вариантом на похоронах в Индии считается, когда оплакивание умершего человека проходит в форме длинных, грустных и скорбных речитативов.

После захоронения

После всех мероприятий по захоронению тела, семье умершего человека необходимо поставить в честь произошедшего события два камня. Один камень ставится дома, а второй на берегу ближайшего к дому водоема. Камни станут неким символом духа покойного человека. Последующие десять дней после похорон людей в Индии, над камнями положено совершать обряды возлияния водой, а также производить жертвования различных злаков. Также в течение года (один раз в месяц) в честь умершего человека приносятся жертвы в виде пищи.

Через год на поминки среди прочих людей приглашается несколько специальных брахманов, они делают жертвоприношения, а также читают молитву, которая призвана для отпущения грехов умершему человеку. В глубокой древности для проведения этого ритуала требовалась кровь животного, но в современной Индии кровь заменили на зерно, овощи и фрукты.

Богатые жители в Индии иногда ставят для своих умерших предков специальные небольшие мавзолеи из камня с различными резными барельефами. Места для мавзолея выбираются на священных землях, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то мавзолей ставят у воды. Сюжеты каменных барельефов обычно рассказывают о жизни богов (чаще всего Шивы и Парвати).

Итог

Сегодня вы узнали, как хоронят людей в Индии различными способами. Конечно, нужно признать, что для нас некоторые моменты в захоронении кажутся немного странными и даже порой диковатыми. Но это традиции далекой для нас страны. Возможно, для жителя Индии также странно выглядят похороны в нашей стране.

Особенностью процедуры можно считать отличие ритуалов, к примеру, для похорон детей и взрослых людей. Хотя это далеко не одна особенность традиций захоронения в Индии. Для нас все кажется необычным и особенным. Однако это — отличие религий, культур и прочего.

Очень часто удивление иностранцев, которые наблюдают процессом захоронения, граничит с изумлением и даже ужасом. Туристов поражает больше всего то, что в реку сбрасывают пепел, остатки умерших людей и даже трупы, и тут же местные жители пьют из этой реки воду и купаются в ней.

Есть обнародованные данные лабораторных экспертиз речной воды Индии. Исследования проводились каналом «Дискавери». Весь мир, кроме Индии, пришел в ужас. В пробах воды найдено невероятное количество микробов, инфекций и прочего. Видимо, есть такие вещи в нашем бренном мире, которые можно понять только тогда, когда живешь с ними рядом. Это точно касается и вопроса о том, как хоронят людей в Индии.

Особенности похоронного обряда в Индии. Организация похорон

Кострище (высотой в 1 метр и более) делают из дерева, которого требуется довольно много – в среднем от 5-ти кг. дров на 1 кг. веса усопшего. Семьи богатые для погребального костра берут сандал и другие дорогие породы, победнее – простую древесину (что тоже далеко не всем по карману в связи с высокой стоимостью дерева в Индии). Во многих случаях при подготовке к кремации в поленницу кладут разные жертвенные вещи, которые должны послужить духу в потустороннем мире до его нового воплощения. Главное при их выборе – высокая степень горючести, так как все, что не будет уничтожено огнем, не сможет принести пользу душе. Особым шиком считается возможность сжечь вместе с умершим алмазы и высоко ценящийся редкий янтарь. До начала церемонии кремации сын покойного бросает в реку жертвенную смесь риса и кунжута, чтобы освобожденная душа смогла воплотиться во временную оболочку.

Потом тело водружают на особым образом сложенные дрова, которые поливают топленым маслом и ароматическими жидкостями (жертва очистительному огню), а сын факелом зажигает костер, читая молитву. Все это время члены семьи кричат и громко оплакивают покойного ритуальными причитаниями. Достойными и правильными считаются расцарапывание лиц и громкие крики женщин, которые время от времени должны падать на землю в рыданиях.

В середине всей процедуры сын должен разбить череп полусгоревшего трупа деревянной палкой, чтобы гарантированно освободить выход душе, если она еще не покинула тела.

После того, как костер потухнет, участникам похорон необходимо очиститься проточными водами реки или омыться водой с кунжутом.

Для очищения души покойного требуется как можно быстрее совершить первое жертвоприношение рисом, кунжутом и овощами. Спустя 4 дня те же участники похорон приходят на кострище и совершают обряд сбора костей, которые вместе с пеплом помещаются в урну из глины. Ее временно вкапывают в землю примерно наполовину объема. Еще через несколько дней прах развеивают по воздуху над рекой или озером.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *