Покровка храм

Никитников переулок – один из самых коротких в Москве, здесь почти нет зданий – это фактически проулок между несколькими крупными постройками. Известность ему придает церковь Троицы Живоначальной, что в Никитниках. Ее изображения можно встретить во всех учебниках архитектуры, а над фасадами и интерьерами потрудились лучшие мастера своей эпохи. Лишь местоположение у нее не очень «выигрышное»: здания ХХ века загородили ее почти со всех сторон, уничтожив прекрасный старомосковский пейзаж, а сама церковь едва не была утрачена из-за строительного бума.

Название переулка и церкви появилось благодаря стараниям купца Григория Леонтьевича Никитникова, перебравшегося в Москву из Ярославля. Именно он вместо сгоревшего в 1626 году деревянного храма святого великомученика Никиты начал строить в 1628 году каменную церковь святой Троицы. Возведение ее несколько раз останавливалось и затем возобновлялось, декоративные элементы оттачивались и добавлялись – в результате существующий облик церковь приобрела в 1651 году, а внутренняя отделка продолжалась и позднее. При этом Никитников создал не только приходской храм, но и собственную домовую церковь с семейной усыпальницей в южном приделе святого Никиты – после смерти он, как храмоздатель, будет здесь похоронен. Изначально здание церкви соединялось специальным переходом с домом Никитникова, стоявшим рядом. Кроме того, купец использовал обширный церковный подклет (нижний этаж) в качестве хранилища своих товаров.

Московское церковное зодчество второй половины XVII века во многом происходит от церкви Троицы в Никитниках: заложенные в ней принципы узорочья будут использоваться практически до времен Петра I. Декоративное пятиглавие с пирамидой кокошников, поставленных в несколько рядов и украшенных зелеными изразцами, широкие шатровые крыльца (из двух, существовавших у Троицкой церкви, сохранилось одно), шатровая колокольня, богато декорированные наличники окон – все это станет образцом для новых московских церквей. Особое внимание привлекает окно на южном фасаде, выходящем в переулок: в боковых частях его наличника видна тонкая резьба с изображением попугаев. Не менее замысловато украшен и соседний портал: есть версия, что белокаменная резьба ранее была еще и покрашена в разные цвета. Но самое главное, что у этого декора есть немало общего с убранством окон Теремного дворца 1636 года в Кремле, что позволяет увидеть в них общее авторство. Не исключено, что Никитников нанял царских мастеров для постройки и отделки своей церкви. Тем более что для ее иконостаса образа выполнялись в Оружейной палате Кремля, над некоторыми из них трудился лучший мастер своего времени – Симон Ушаков. В то же время есть и деталь из ярославских храмов: в частности, колокольня поставлена над северо-западным углом церковной галереи. Росписи же, созданные русскими мастерами, в качестве прообраза имеют голландские гравюры середины XVII века на библейские сюжеты.

Кроме главного Троицкого престола и придела святого Никиты в церкви также существовал придел святого Николая Чудотворца, созданный потомками Григория Никитникова, а в пространстве под колокольней был устроен придел святого Иоанна Богослова.

Известно и другое народное название Троицкой церкви – во имя Грузинской иконы Божьей Матери. Этот образ 1654 года, хранившийся в храме, стал широко известен среди москвичей как чудотворный, и церковь начали называть по нему. Но лишь в 1904 году на средства церковного старосты А.В. Александрова, в память о посещении храма императором Николаем II, в подклете церкви был создан одноименный придел.

В 1871 году Московскому археологическому обществу пришлось приложить немало усилий, чтобы не допустить сноса Троицкой церкви ради возведения комплекса деловых зданий. Он все же появился по соседству в 1901 году под названием «Боярский двор», закрыв вид на церковь со Старой площади, но, тем не менее, храм не был затронут.

После революции церковь Троицы в Никитниках, отнесенная к памятникам I категории, была отреставрирована и передана Историческому музею в качестве филиала. Окружающая застройка, включая одноярусный дом причта, снесена в 1960-х годах, а на ее месте возникли многоэтажные корпуса ЦК КПСС, окончательно перегородившие вид на храм практически со всех сторон. Из господствующей над окружением, церковь Троицы в Никитниках стала зажатой между громоздкими зданиями. Но, тем не менее, она сохранила не только внешний облик, но интерьеры: росписи, иконостасы, решетки. В 1990-х годах церковь в качестве музея была закрыта, принято решение о передаче здания православной общине. Однако лишь в 2000-х годах богослужения возобновились в подклете, в приделе Грузинской иконы Божией Матери. С 2010 года, после долгой и кропотливой реставрации, во время которой пришлось спасать пошатнувшееся крыльцо храма, возобновились богослужения в главном храме. Однако реставрационные работы еще не полностью завершены.

Первое упоминание о храме на этом месте относится к XVI веку – это был деревянный храм в честь Святого Василия, позже при нем были освящены приделы в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Троицы. В середине XVII века храм был выстроен в камне — он простоял почти сто лет, но в 1742 году обрушилась колокольня храма с нижней и верхней трапезной. Вероятно, это произошло потому, что участок, на котором был построен храм, время от времени подтапливался – рядом протекала река Рачка, вытекавшая из пруда, который носит сейчас название Чистый, она пересекала Покровку и шла дальше вниз по Колпачному переулку. Весной, а также после больших дождей, Рачка разливалась и превращала соседние владения в топкую и грязную местность. Собственно, отсюда и произошло название «на Грязях».

В 1745 году было начато строительство новой церкви с главным приделом Троицы Живоначальной. Храм, законченный к 1752 году, был выполнен в формах раннего барокко; есть версия, что его строителем был известный архитектор Иван Мичурин.

В пожаре 1812 года церковь не пострадала и не была разграблена французами. Однако уже к середине XIX века Троицкий храм стал тесен и не вмещал всех прихожан. Тогдашний церковный староста храма купец и фабрикант Евграф Владимирович Молчанов решил перестроить его на собственные средства. Он обратился к известному архитектору Михаилу Доримедонтовичу Быковскому, который разработал проект новой Троицкой церкви. Он кардинально перестроил старый храм, существенно увеличив площадь церковного здания. Новый храм был увенчан большим куполом, с западной стороны была возведена высокая трехъярусная колокольня (в ее строительстве, которое длилось до 1870-х годов, принимал участие сын архитектора Константин Михайлович Быковский); фасады храма были выполнены в классических формах. Строительные работы завершились в 1861 году, церковь была освящена Святителем Филаретом, митрополитом Московским. В храме хранилась местночтимая икона Божией Матери «Трех радостей», по которой он получил свое второе название – «Трех радостей». Построенный архитектором Быковским храм стал новой высотной доминантой района Покровки и Ивановской горки, наряду с древней церковью Успения и храмом Архангела Гавриила (Меньшиковой башней).

Донатор Троицкого храма Евграф Молчанов – потомственный почетный гражданин и статский советник – был крупным фабрикантом, владельцем нескольких текстильных и ситценабивных предприятий в Москве и Подмосковье. Он был известен также как благотворитель, помогавший бедным семьям и сиротам. Молчанов имел усадьбу на Покровке, прямо напротив Троицкого храма, старостой которого он был долгие годы. Архитектор Михаил Быковский много строил по заказу Молчанова – в тех же 1860-х годах он перестроил его усадебный дом на Покровке (нынешний дом 10) и выстроил Знаменский храм в молчановской усадьбе Ховрино (Грачёвка).

После большевистской революции 1917 года храм продолжал действовать, пока не был закрыт в 1930 году под устройство здесь зернохранилища. Высокий купол храма и 3 яруса колокольни были разобраны, над бывшим приделом был надстроен этаж, внутреннее пространство было разделено перекрытиями и перегородками – после этих реконструкций в здании с трудом можно было опознать бывший храм. С 1950-х годов здесь располагался дом культуры. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим.

В 2014 году были проведены реставрация и воссоздание основания и фундаментов здания, каменных кладок и конструкций (в том числе раскрытие оконных и дверных проемов, устройство отсечной гидроизоляции). Отремонтированы и отреставрированы стропильная система, кровля, главки над входной группой, позолоченные кресты и подкрестные яблоки. Заменены медные водосточные трубы. Восстановлены гранитный, белокаменный и терракотовый цоколи; гранитные площадки и ступени входных групп.

Масштабные работы проводились по восстановлению исторического оформления фасадов. Были реставрированы и воссозданы белокаменный и лепной декор; терракотовые капители пилястровых портиков; дубовые оконные и дверные столярные заполнения и оконные решетки. Произведена штукатурная отделка и окраска фасадов.

Известная с самого начала XVII века, после Смутного времени церковь пропадает из московских источников и вновь появляется лишь в 1635 году. Впрочем, первоначально церковь стояла чуть поодаль – на углу 1-го и 3-го Колобовских переулков. Другим было и посвящение: в честь Климента папы Римского, что на Яру. Переход на стрелку 1-го и 2-го Колобовских переулков, ближе к Петровке и дальше от реки Неглинной, случился в 1676 году.

После освящения нового каменного здания в 1681 году церковь получила и новое наименование – иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами. Это должно было обозначить новое местоположение храма и его связь с городскими воротами, которые охранял стрелецкий полк под командованием полковника Никифора Ивановича Колобова. Именно его подчиненные были основными храмоздателями каменной церкви, его же фамилия увековечена в названии трех местных переулков. Местная стрелецкая слобода была одной из крупнейших в столице, насчитывая около тысячи дворов.

Церковь несимметрична: обособленный Климентовский придел внешне имеет форму отдельного сооружения. Редкий для Москвы случай: придел увенчан не одной, а пятью главами. Такое же пятиглавие, но несколько более крупное, завершает основной объем церкви. Второй ярус традиционной для XVII века шатровой колокольни отмечен необычной «двойной» иконой. Внутри большой иконы, изображающей двух ангелов, есть выемка, в которой находился образ Божией Матери «Знамение», утраченный в ХХ веке. Вход, расположенный под колокольней, украшен большим порталом с каменной резьбой, которая ранее была богато расписана. Не менее пышное убранство получили и окна храма с северной и южной сторон.

Помимо главного Знаменского престола, в трапезной храма существовал придел во имя Всех Святых, а после пожара 1812 года Климентовский придел переосвятили в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1844 году в церкви венчался знаменитый московский актер Пров Садовский.

Храм был закрыт в 1932 году и передан сначала московской милиции под архив, а позже – Академии наук СССР под химическую лабораторию. При переделках было полностью утрачено ее убранство, уничтожен иконостас, закрашены росписи (в том числе созданные по эскизам М.В. Нестерова в 1909 году), внутреннее пространство разгорожено на три этажа. Рядом с алтарными апсидами появилась пристройка. Внешне здание было отреставрировано в 1980-х годах, когда оказались вскрыты кокошники на основном четверике, а Климентовский придел снова увенчался пятью главами.

В 1997 году в здании возобновились богослужения. Церковь имеет официальный статус храма при ГУВД Москвы, располагающемся через дорогу. Реставрация продолжается.

Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот (Москва)

Идёт загрузка карты…

Церковь Троицы на Грязех у Покровских Ворот построена в 1861 году по проекту архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е .В. Молчанова. Храм построен в классико-ренессансных традициях и выходит западным фасадом на улицу Покровку.

История

Строительство храма

Построена в 1861 году по проекту известного московского архитектора М. Д. Быковского на средства надворного советника Е. В. Молчанова. Ей предшествовали 4 каменных храма, последовательно сменявших друг друга в XVI—XIX вв.

Деревянная церковь с престолом Василия Кесарийского известна на этом месте с 1547. Она стояла на заболоченном берегу небольшой речки Рачки, почему и получила название «грязи».

С 1619 года известен престол Покрова.

В 1649 году построена первая каменная церковь с обоими престолами.

В 1701 году построена вторая, с новым приделом Введения.

Летом 1742 года рухнула колокольня с нижней и верхней трапезной, вероятно оттого, что были выстроены на топком месте.

В 1745 году разрешено строить новую церковь без васильевского придела.

Престол Введения освящен в июле 1748, главный — Троицкий, в 1752 году.

В 1819 году теплая церковь разобрана и на средства Борисовской выстроена новая с престолами Собора Богоматери и св. Николая.

В 1855 — 1884 годах протоиереем церкви был Александр Соколов.

В 1899 году храм, построенный Быковским был обновлён и освящён 31 октября.

Советский период

В 1929 году храм был захвачен представителями так называемых «григорианцев» (образовавшими Временный Высший Церковный Совет — ВВЦС) во главе с лжемитрополитом Борисом (Рукиным).

В январе 1930 года храм Троицы был закрыт по решению Моссовета от 20 декабря 1929 года для занятия церкви под зернохранилище.

В середине 1950-х годов здание храма было переоборудовано под дом культуры. Купол и колокольня снесены. Внутренний объём здания был разделен перегородками и перекрытиями на множество помещений, помещавшихся на трех этажах. При этом своды северного придела были разрушены и достроен третий этаж. В центральном приделе был устроен киноконцертный зал со сценой на месте Алтаря.

В 1979 году на своде бывшего храма появилась трещина. Дом культуры решено было закрыть и провести капитальный ремонт. В 1980—1981 годах были проведены ремонтные работы и укреплён фундамент.

В начале 1990-х годов в здании размещался Центр досуга и отдыха московского областного комитета профсоюзов.

Возрождение храма

В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви. Проект реставрации был подготовлен В. А. Тишкиной и О. А. Данилиной.

В 2009 году закончилась реставрация фасадов, предстоит восстановление колокольни и центрального купола. Идут регулярные богослужения.

Описание

Внутреннее убранство

Крупное величественное сооружение храма Троицы на Грязех вместе с несохранившейся церковью Успения на Покровке, стоявшей западнее на той же стороне улицы, в значительной степени определяло облик этого участка Покровки.

Церковь построена с использованием приёмов и образцов архитектуры Ренессанса. Прямоугольный в плане 4-столпный храм с пониженными угловыми ячейками и колонным портиком был завершен монументальным купольным барабаном и высокой многоярусной колокольней над западным притвором.

Сохранились пилястровые портики большого ордера, на повышенных ризалитах в центрах восточного и южного фасадов храма, привлекающие внимание совершенством пропорций и пышной отделкой композитных капителей. По верху стен здание опоясано великолепным фризом с насыщенным лепным растительным орнаментом. Интересно решено крыльцо перед главным входом со стороны улицы, представляющее собой небольшую башенку с фигурным завершением.

В объём существующего здания вошли части стен церкви XVIII века и более позднего её северного придела.

Святыни

Икона Божией Матери «Три Радости»

  • Чтимая икона Божией Матери «Трех радостей»
  • Икона преподобного Давида Гареджийского с частицей его мощей (имеет особую благодать помогать женщинам в недугах)
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского
  • Икона благоверных Петра и Февронии с частицами мощей
  • Икона святителя Луки Крымского
  • Частица мощей святого праведного Иоанна Кормянского
  • Икона сирийских подвижников, основателей грузинского монашества
  • Икона с частицей мощей святого Владимира, митрополита Киевского и Галицкого
  • Икона Божией Матери «Иверская»
  • Икона святителя Николая Чудотворца
  • Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Частица мощей святого великомученика Меркурия
  • Икона Покрова Пресвятой Богородицы
  • Частица мощей святителя Филарета, митрополита Московского
  • Образ Почаевской иконы Божией Матери со святыми преподобными Иовом и Амфилохием Почаевскими и частицами мощей преподобных
  • Икона Божией Матери «Всецарица»
  • Икона Божией Матери «Домостроительница»

Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Иконы Богородицы «Трех Радостей» — 8 января

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Преподобного Давида Гареджийского — 20 мая

Как добраться

Адрес: 101000, Москва, ул. Покровка, 13

Телефон: +7(495)625-59-00

Телефон/факс: +7(495)624-97-84

Проезд:

  • м. «Чистые пруды» или Тургеневская, выход к памятнику Грибоедова. Далее две остановки на любом трамвае.
  • м. «Китай-город», выход на ул.Маросейка, далее минут 10 пешком по левой ее стороне (ул.Маросейка переходит в ул.Покровку)

Паломнику

Расписание богослужений:

В храме службы совершаются по субботам и воскресеньям, а также в праздники.

Кроме того, по понедельникам обычно совершаются молебны прп.Давиду Гареджийскому, по средам – молебны перед иконой Божией Матери «Три Радости», а по четвергам – молебны свт. Николаю Чудотворцу.

Литургия в воскресный день у нас начинается в 8:30; в прочие дни – в 8:00.

Вечерние богослужения в субботу-воскресенье начинаются в 17:00, а в понедельник-пятницу – в 18:00.

Расписание богослужений на месяц

Фото

  • Икона прп. Давида Гареджийского с частицей его мощей

Видео

Москва. Мифы и легенды Храм Святой Троицы на Грязех

Храмовый праздник

Ссылки

Храм Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА



Приход храма Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских ворот известен с 1547 года.
Современное здание трехпрестольного храма построено в 1861 году. Архитектор Михаил Доримедонтович Быковский.
Главный престол (южный) освящён во имя Живоначальной Троицы, Центральный престол — во имя иконы Божьей Матери ТРИ РАДОСТИ, Северный — в честь святителя Николая Мирликийского.
В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в декабре 1929 года.
В 1991 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, а в 1992 году приходу было передано бывшее здание храма.
С 1992 года по настоящее время в здании храма ведутся ремонтно-восстановительные работы.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Икона Божьей Матери ТРИ РАДОСТИ. Икона преподобного Давида Гареджийского с мощами. Два ковчега с мощами святых угодников Божиих. Иверская икона Божией Матери.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В субботу в 08.00 утреня, часы и Божественная Литургия, в 17.00 Всенощное бдение.
В воскресенье в 08.30 часы и Божественная Литургия.
В понедельник в 18.00 молебен с водосвятием прп. Давиду Гареджийскому.
В среду в 18.00 молебен с акафистом пред иконой Божией Матери «ТРИ РАДОСТИ».
В четверг в 18.00 молебен с акафистом свт. Николаю, арх. Мирликийскому.
В дни церковных праздников по будням начало утреннего богослужения в 8.00, вечернего в 18.00

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Иоанн Глебович КАЛЕДА, и.о. настоятеля.
Родился 20 января 1954 года.
Образование: 1-ый Московский медицинский институт; Московская Духовная Семинария.
24 апреля 1994 года рукоположен в сан диакона.
14 февраля 1995 года в сан пресвитера.
27 декабря 1996 года назначен вр.и.о. настоятеля храма.
11 февраля 1997 года назначен и.о. настоятеля храма.
Протоиерей Сергей Михайлович КОВАЛЕВ.
Родился 31 июля 1961 года.
Образование: МВТУ им. Баумана; Московская Духовная Семинария.
20 апреля 1997 года рукоположен в сан диакона.
19 мая 1999 года рукоположен в сан пресвитер.
Чтец, Антон (Антоний) Андрееич ЖАРОВ.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт

СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до ст. метро м. «Чистые пруды» или Тургеневская, выход к памятнику Грибоедова. Далее две остановки на любом трамвае. м. «Китай-город», выход на ул.Маросейка, далее минут 10 пешком по левой ее стороне (ул.Маросейка переходит в ул.Покровку)
В приходе храма действует: детская Воскресная школа; молодёжный клуб «Иван-чай на Грязех»; пункт оказания помощи бездомным; юридическая консультация.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *