Покровский храм в боровске

Земля боровская — настоящий архитектурный заповедник. Двадцать восемь древних храмов построили на ней когда-то наши предки. До 1917 г. Боровск называли городом церквей. Они были свидетельством крепкой веры боровчан. Большинство церквей еще во второй половине XX века были включены в реестр памятников архитектуры, охраняемых государством. Каждый из храмов уникальное произведение искусства, имеющее немаловажное значение в истории развития русской национальной культуры.

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В тихом живописном месте всего в ста километрах от Москвы располагается древняя обитель, основанная в середине XV века прп. Пафнутием Боровским. С тех пор это место как магнит притягивает к себе паломников со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Они приходят, чтобы в монастырских стенах отдохнуть от житейских проблем, скинуть со своих плеч бремя повседневных забот, насладиться внутренней тишиной намоленного веками места.

Боровский монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти прп. Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоцкий монастырь. Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря относятся к XVI–XVII векам. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил знаменитый архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря.

Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье. В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил свой герб. Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, Роща, ул. Димитрова, 1

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Благовещенский Кафедральный собор издревле существовал в г. Боровске. Правда, в древности он был деревянным и находился на территории городища. (Сейчас это двор районной администрации). Когда центр жизни города стала смещаться с городища на торговую площадь, вероятней всего, после очередного пожара, Благовещенский собор возвели на новом месте каменным, где он и ныне стоит. Во время войны 1812 года Благовещенский собор, как и многие русские святыни, подвергся поруганию и разорению. В 1819 году к четверику собора были пристроены трапезная с приделами и колокольня. Южный придел в честь святителя Николая был освящён в 1819 г. епископом Филаретом Гумилевским; северный – в честь Казанской иконы Божией Матери, освящён в 1829 г. епископом Гавриилом. Таким образом, нынешний вид Благовещенского собора сложился к 1819 году.
В советский период Благовещенский собор не закрывался и не разорялся. Здесь не прерывались церковные службы и общие молитвы.
В настоящее время большое внимание и большие средства в Благовещенском соборе отданы реставрации. Восстанавливаются внутренний и внешний вид храма, ведётся реставрация икон, киотов, иконостасови облачений. При соборе действует мастерская церковного и лицевого шитья, в задачи которой входит реставрация старинных, и создание новых предметов церковного шитья в древнерусских традициях.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, пл.Ленина 1

ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ СПАСА НА ВЗГОРЬЕ

На центральной площади Боровска расположен храм Преображения Господня «на взгорье». Многие столетия на этом месте стоял деревянный храм, но сколько раз он возобновлялся — неизвестно.
Кирпичная однокупольная церковь в стиле классицизма с небольшой трапезной и колокольней. Сооружена в 1804 купцом В. С. Просвириным. В трапезной Покровский и Петропавловский приделы. Закрыта в 1920-х, использовалась как склад. В народе -«Спас на керосине”. В конце 1980-х была отремонтирована. В 2001 передана епархии, приписана к Благовещенскому собору, а с 2007 — к Пафнутьеву монастырю. Ведётся ремонт. В настоящее время является архиерейским подворьем. 14 октября 2009 г. состоялась первая Божественная Литургия после закрытия храма.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, на пересечение пл.Ленина и улицы Урицкого (ранее ул. Спасская)

ХРАМ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА ВЫСОКОМ
Старинный деревянный храм. Находится недалеко от Свято-Пафнутьева Боровского монастыря на окраине города Боровска (ул. Рабочая 41).
Ранее на этом месте находился Высоко-Покровский Боровский монастырь, основанный в середине XIV в. В этом монастыре в 1414 – 1444 годах подвизался преподобный Пафнутий Боровский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – уникальный, единственный в Калужской области деревянный храм XVII века, возведенный русскими мастерами-древоделами из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитые Кижи. Такие храмы в нашем климате без реставрации не сохраняются более двухсот лет. Милостью Божией, молитвами преподобного Пафнутия, и за гробом почитающего родителей своих, Пресвятая Богородица хранит свой храм почти четыре века. Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, мкр. Высокое, улица Рабочая

ХРАМ ВО ИМЯ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Впервые упомянут как деревянный в 1650 г. В 1814 на средства прихожан был построен кирпичный храм. В 1925 г. храм был закрыт, и приспособлен под машинно-тракторную станцию. Во время войны здание храма сильно пострадало от артиллерийского обстрела. после войны здание не восстанавливали. а приспособили под водонапорную башню: разобрали свод и вместо него поставили бак, в результате храмовое здание потеряло исторический облик. В начале 90-х годов ХХ века были начаты работы по восстановлению облика храма, продолжающиеся и сейчас.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, угол ул. Мира и ул. Володарского (ранее ул. Воздвиженская)

ХРАМ ВО ИМЯ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НА РОЩЕ

В 1701 году здесь на погосте стояла деревянная церковь с пределом апостола Андрея Первозванного. Существующий ныне каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы на старом кладбище, окруженном оградой, высится на левом берегу реки Протвы значительно выше селения, террасами спускающего к реке. Выразительный силуэт одноглавой церкви, построенной в 1708 году, с трех — ярусной колокольней, возведенной вместе с трапезной в конце 18 века, господствует над местностью. Церковь несколько приземистым восьмериком на двух — цветном четверике построена в стиле барокко и является интереснейшим образом его поздней разновидности. Главный пятиярусный иконостас украшен деревянной резьбой с позолотой. В храме находится Иверская икона Божией Матери со Святой Горы Афон. В 1923 году в дар храму была принесена икона Господа Вседержителя, некогда принадлежавшая родственникам грузинского царя Давида. Особо почитается также икона Божией Матери «Утоли моя печали», обретенная, по преданию, в реке Протве.
В советское время храм действовал с небольшими перерывами, а после Великой Отечественной войны богослужения в нем совершались регулярно. Особенно примечателен факт о венчании в этом храме в 1880 г. К.Э. Циолковского.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, ул. Шмидта, 35 (ранее Рощинская слобода).

ХРАМ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО

На левом берегу Протвы и речки Истермы в Рябушинской слободе, бывшей до 1764 г. подмонастырской служней Пафнутиева монастыря, на самой высокой точке местного рельефа — на обрыве, круто спадавшем к Протве, поставлен каменный храм вмч. Димитрия в 1804 г. В храме три престола: центральный — в честь великомученика Димитрия Солунского, северный — в честь святителя Николая, южный — в честь великомученика Георгия Победоносца. Главной святыней храма является чудотворный образ великомученика Димитрия Солунского, написанный по левкасу и вызолоченный сусальным золотом. Особо почитаются иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и «Троеручица», а также Распятие с предстоящими. Возле храма есть два святых источника: великомученика Димитрия Солунского, расположенный под горой, и святителя Николая в 400-500 метрах от храма по реке Протве.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, село Рябушки, улица Пугачева, 10

Старообрядческая часовня – памятник во имя святых мучениц и исповедниц боярыни Феодосии Морозовой (в инокинях Феодоры), княгини Евдокии Урусовой и иже с ними пострадавших за правоверие в XVII в. (Боровское городище)

Часовня-памятник пока единственная в Боровске современная культовая постройка. Появление ее на Боровском городище связано с последними годами жизни и местом захоронения здесь сестер Соковниных — боярыни Феодосии Морозовой и княгини Евдокии Урусовой. Это место стало чтимым у старообрядцев— со своими горестями и печалями приходили они на могилу святых жен и просили о помощи. Могила боровских мучениц до нашего времени не сохранилась. Часовню строили на народные деньги в течение 2001- 2005 гг.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, ул. Советская, 8А

СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

История появления этого храма связана с Всесвятской общиной, объединившей старообрядцев. Долгое время для богослужений старообрядческой общиной использовался дом на улице Успенской (ныне улица Ленина), затем в 1905 г., с получением свободы вероисповедания, моленный дом стал приобретать внешний вид храма. В 1928 г. храм был закрыт, и почти сразу в нем был размещен Дом культуры. В 1970-х гг. был существенно переделан фасад храма. В настоящее время здесь располагается Музейно-выставочный центр.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Ленина 27

СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Существующий храм был построен усилиями боровских старообрядцев. Это кирпичная одноглавая неоштукатуренная церковь в псевдорусском стиле, сооруженная в 1906-1908 попечением Ф. М. Шокина. Принадлежала окружнической общине, первоначально освящена как Покровская. Шатровая колокольня пристроена в 1912-1914. После революции прихожан не сразу лишили храмового здания, его закрыли в 1938 г., и разместили здесь деревообделочную артель. С кон. 1940-х использовалась как инкубаторная станция. Богослужения старообрядческой общины в 1940-1970-х проводились на дому. Во время оккупации города немецко-фашистскими войсками храм вернули старообрядцам. Однако, в декабре 1941 г., отобрали у прихожан и приспособили под тюрьму для пленных красноармейцев. В 1945 г. в храме устроили хранилище зерна и овощей, а затем передали инкубаторской станции. В 1989 г. храм вернули старообрядческой общине. Отреставрирована, освящена в 1990 как Введенская.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Циолковского (ранее ул.Круглая)

СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ ВО ИМЯ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен в 1912 г. Объемы храма, на которые замахнулись старообрядцы, оказались столь внушительными, что до 1917 г. отделка его не была полностью завершена. Дальнейшим работам помешала революция. С 1930-х годов на территории храма расположился автогараж, в последствие выросший до крупного предприятия — автоколонны. В ноябре 2005 года собор был поручен попечению инокинь для возрождения в Боровске Покровского древнеправославного девичьего монастыря. В настоящее время в храме богослужения не проходят.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Коммунистическая, в районе дома №63

ХРАМ ВО ИМЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ СПАСА НА ПЛОЩАДИ (не сохранился)

Прежде на месте каменной Преображенской церкви стояла деревянная во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы с приделом пророка Илии. В 1649 г. вместо нее возвели новый деревянный о трех главах храм, нареченный, видимо, тогда же в честь Преображения Спаса. При храме была колокольня из деревянных брусьев с пятью средними и малыми колоколами. В 1654 г. в нем значились два придела: пророка Илии и святой Параскевы Пятницы, в 1685 г. – один придел, посвященный святой Параскеве Пятнице. В том же 1685 г. отмечалось, что «… по сказке той церкви попов и выборных старожилов, та церковь и в ней месные образы и книги и сосуды и ризы и колокола и всякая церковная утварь строение той церкви приходских людей Ивана Селезнева с товарыщи…» Особо выделялся резной образ святой Параскевы Пятницы в киоте, «а на нем прикладу 2 венца жемчужных, ожерелье низаное ж, жемчуг в венцах и в ожерелье мелкой; у той же иконы пятеры серги с жемчуги». В 1736 г. прихожанами был построен кирпичный храм так же с приделом святой великомученицы Параскевы Пятницы и колокольней. Приход храма в тот год состоял из 54 дворов.

Революционные потрясения 1917 г. и последовавшая за ними антирелигиозная компания самым негативным образом сказалась на дальнейшей судьбе этого храма. В 1929 г. его закрыли. Во время оккупации фашистские захватчики использовали храм под тюрьму. В полуразрушенном состоянии здание храма простояло лет 15. В конце 50-х годов его взорвали. Позже на этом месте построили трибуну с памятником В. Ленину. В 2008 г. трибуну разобрали, а на ее месте разбили сквер с фонтаном. ХРАМ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА ( не сохранился) Храм святого равноапостольного князя Владимира был построен на Текиженском кладбище в 1893 г. на средства боровского уездного земского врача коллежского советника Ивана Владимировича Ададурова и числился приписным к Благовещенскому собору. На должность боровского уездного врача И. В. Адададуров поступил в 1866 г. и занимал ее 40 лет, отличаясь бескорыстием и честностью, благородством и трудолюбием. С открытием земских учреждений на него были возложены и обязанности земского врача. Занимая такие должности и одновременно около 30 лет являясь заведующим городской больницей, И. В. Ададуров сделал все для улучшения ее состояния: способствовал передаче больницы в ведение земства, принимал деятельное участие в покупке для нее дома и устройстве в ней вместо 12 коек, как было ранее, более 40. Земское собрание неоднократно избирало его почетным мировым судьей, а прихожане — церковным старостой Благовещенского собора. За заслуги перед обществом и государством он высочайше был пожалован почетным гражданином г. Боровска. Скончался И. В. Ададуров 18 июня 1908 г. и после отпевания в Благовещенском соборе 21 июня был погребен в им же построенном здании Владимирской церкви. Храм-усыпальница имел свой доход: от кружечного сбора и проценты с капитала, положенного на вечное поминовение. В кредитных учреждениях на его счетах в 1916 г. хранилось 7498 рублей 13 копеек. Храму принадлежали сторожка, крытая железом, и деревянная часовня. Служба в храме совершалась только в летнее время по субботам. Октябрьские события 1917 г. сказались на дальнейшей судьбе храма не лучшим образом. В 1923 г. его закрыли, с возможным использованием как «оборонной точки». Применялся ли он по этому назначению в октябре 1941 — январе 1942 гг., неизвестно. Документально подтверждено лишь то, что соглашением от 25 сентября 1944 г. боровский райфинотдел продал здание храма боровской фабрике «Красный Октябрь» на слом за 6000 руб.

Тюремный храм

Тюремный храм ул. Берникова Тюремный замок, в котором расположился храм, возвели еще в 1866 г. на окраине Боровска. Рассчитан «замок» был на 63 уголовных заключенных и имел статус исполнительной тюрьмы. Храму отвели место на втором этаже центрального корпуса «замка». В его обустройстве принимали участие боровчане, в том числе и старообрядцы. Вот как об этом писал журнал «Церковь» в 1914 г.: «3-го сего февраля было освящение нового храма при боровской уездной тюрьме. Священник боровской Спасской церкви Иоанн Чистяков в конце Литургии сказал слово, называя в слове старообрядцев раскольниками. И старообрядцы жертвовали на сей храм. Некоторые были видныя лица на сем торжестве в храме, как-то: боровский городской голова Пафнутий Егорович Капырин и Алексей Пафнутьевич Ежиков, крупный фабрикант… После освящения в квартире Боровского уездного исправника был обед для лиц, участвовавших в торжестве освящения церкви…» Среди присутствовавших находились и духовные лица: архимандрит Пафнутьева монастыря Венедикт, благочинный 1-го округа Боровского уезда протоиерей Петр Георгиевский и протоиерей Благовещенского собора Василий Покровский. Деньги на устройство иконостаса тюремного храма внес личный почетный гражданин Иван Давыдович Зуев, состоявший церковным старостой при храме Успения Пресвятой Богородицы с. Нижнего Боровского уезда. Служба в храме проходила обычно в праздники, здесь же венчались и местные жители. После октябрьских событий 1917 г. «замок» продолжали использовать под тюрьму, но называли ее Боровским уездным исправительно-трудовым домом. В помещение тюремного храма устроили клуб. В 30-е гг. ХХ в. ввиду нехватки жилья Тюремный замок превратили в «Дом ударника», куда стали селить передовиков производства ткацкой фабрики «Красный Октябрь» (бывшей Полежаевской). В клубе нуждаться тоже не стали — его помещение разделили стеной и обустроили две квартиры. В 1993 г. при ремонте одной из них были выявлены фрагменты масляной живописи на религиозную тематику. Лишь они и служат до сих пор напоминанием о бывшем тюремном храме. Кстати, во имя какого святого или церковного праздника был освящен храм, пока остается загадкой. В настоящее время освобожденные от жильцов исторические тюремные постройки находятся в довольно плачевном состоянии.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Берникова, 66

ЦЕРКОВЬ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ (не сохранилась)
Год постройки:1793.
Год утраты:Не установлен.

Кирпичная церковь в стиле провинциального барокко, построенная в 1793. Здание типа восьмерик на четверике с трапезной с южным Михаило-Архангельским приделом и колокольней. Закрыта и разобрана в 1930-х, на месте церкви пустырь

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (не сохранилась)

Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная вместо каменного здания 1659. В XV-XVIII вв. тут существовал женский Рождественский монастырь, упраздненный в 1764. Трапезная и колокольня со шпилем выстроены в 1817, однокупольный главный храм с боковыми шестиколонными портиками сооружен в 1837. В трапезной Казанско-Тихвинский и Сретенский приделы. Закрыта и снесена в 1930-х. На месте церкви в настоящее время расположено здание школы.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Ленина 41 (ранее Успенская).

ЦЕРКОВЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (не сохранилась)

Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1826. Однокупольный храм с боковыми портиками, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней под шпилем. В трапезной был придел Михаила Малеина. Была приписана к Благовещенскому собору. Закрыта в 1925, занята производством. Взорвана в середине 1960 годов. На её месте был построен кинотеатр.
С 1633 до XVIII в. тут существовал небольшой мужской Успенский, что на Гноище, монастырь.

Год постройки:1826.

Год утраты:Не установлен.

Адрес: Калужская область, Боровский район, город Боровск, улица Ленина, находился на месте дома № 9.

Жабинка — районный центр Брестской области, расположенный в 30 км от областного центра. И хотя это небольшой город с населением в 13 тысяч человек, тем не менее, населённый пункт располагает несколькими достопримечательностями, заслуживающими внимания туристов. Одной из них является Покровская церковь, расположенная на улице Комсомольской, 82 в западной части города, недалеко от водохранилища Визжар.

Церковь была возведена в 1885 году из дерева и является образцом белорусского зодчества с характерными чертами, присущими такому архитектурному направлению как эклектика, получившему широчайшее распространение в странах Европы, в том числе и Российской империи, в состав которой на момент строительства храма входила Жабинка.

Церковь получила своё название в честь Покрова Пресвятой Богородицы — одного из великих православных праздников, который отмечается 1-го октября по юлианскому и 14-го октября по григорианскому календарю.

Согласно преданию, христианскому святому Андрею Юродивому, родившемуся в IX веке в Скифии, явилась Дева Мария. Произошло данное событие во Влахернской церкви Богородицы в предместье Константинополя, в котором хранилась почитаемая православными верующими реликвия — Риза Богородицы, представлявшая собой одежду Божьей Матери. В житии святого сказано, что Богородица явилась в храме, заполненном народом, когда там проходило всенощное бдение. Сопровождали Деву Марию Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Остановившись рядом с амвоном, она сняла сияющий омофор, держа его в руках перед молящимся народом. Данное видение было растолковано как спасение горожан от противника, войска которого вскоре отошли от города. Это событие произошло в начале Х века, впоследствии получило широкую огласку и сегодня широко почитается верующими.

В архитектурном плане церковь в Жабинке представляет собой прямоугольник, имеющий притвор, основной объём и пятистенную апсиду с боковыми ризницами. Четырёхскатная крыша увенчана восьмигранным барабаном, на котором установлен полусферический купол. Ещё один купол расположен над колокольней. Храм имеет два входа: центральный и боковой, каждый из которых украшен треугольным фронтоном. Оконные проёмы обрамлены рустованными архивольтами. Фриз выполнен поясом городков.

Церковь принадлежит Брестской Епархии Белорусской Православной церкви и является действующим храмом. Настоятелем церкви с 2007 года является священник Сергий Петрусевич.

Сооружение изначально возводилось в качестве православной церкви. Строительство велось на протяжении полутора лет. Основной вклад в строительство церкви был внесён священником Андреем Мижевским, прах которого сегодня покоится на территории церкви.

В годы Первой мировой войны епархия на некоторое время приостановила свою деятельность, имущество церкви было эвакуировано. Колокольня храма использовалась в качестве наблюдательного пункта. Была ли церковь действующей во время Второй мировой войны, точно не известно. В послевоенное время храм был действующим.

Сегодня при церкви действуют воскресная школа, клиросный и детский хоры. Также активную деятельность осуществляют молодёжное братство и сестричество.

Кирпичные стены и осыпающаяся штукатурка, голые лампочки, висящие на длинных проводах, фанерные царские врата – таким несколько лет назад я впервые увидела русиновский храм. Сегодня в Интернете легко найти сайт Социально-духовного проекта Русиново, а в самом храме стены побелены, подсвечники блестят и сложена новая печь вместо железной печки-буржуйки. Построено здание воскресной школы, а в нем чайная с террасой, где любой желающий может попить чаю и полюбоваться боровскими красотами. Рядом – голубятня. Блестят золотом купола… Но в целом – всё так же: много бумажных икон, открытый для общения батюшка и тишина…

Русиновский храм сегодня

– Я приехал с Урала, там есть храмы на берегу Енисея и на берегах других рек, но такого живописного вида я нигде не встречал, – признается настоятель храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, в населенном пункте Русиново Боровского района Калужской области протоиерей Александр Падылин. – Либо гора и храм – реки нет, либо река и храм – горы нет, либо есть храм – но ни горы, ни реки… А у нас – высокий косогор, из-за него река Протва виднеется, монастырь и другие храмы – как на ладони всё.

Мы говорим с батюшкой об этом сельском храме и социально-духовном центре, о чудесах и об антиклерикализме, о жизни священника и о любви.

От преподобного Пафнутия Боровского до наших дней

Согласно преданию, храм в Русиново появился еще при жизни преподобного Пафнутия Боровского. Некий баскак Русанов повздорил со святым, рассердился и даже хотел его ударить, но когда замахнулся – рука у него отсохла. Испугавшись, он упал в ноги преподобному и стал просить вместе с ним помолиться об исцелении. А в знак благодарности выздоровевший баскак отписал свое село Русиново монастырю, подворьем которого долгое время был здешний храм.

Деревянная церковь дважды горела и последний раз была разграблена и уничтожена наполеоновскими войсками. Осенью 1812 года в ознаменование победы в Отечественной войне заложили первый камень восстанавливаемого храма.

– Приходская жизнь здесь была весьма полноценная, – рассказывает нынешний настоятель, ­– не просто один священник, который сам себе поет, сам себе кадило подает: служащих хватало. И совершалась эта церковная жизнь до конца 1930-х годов.

Последнюю Литургию в Русиново отслужили на зимнего Николая Чудотворца 19 декабря 1939 года, после чего священника арестовали и сослали, а храм был закрыт. Иконы и утварь местные жители забрали и попрятали. Поговаривают, что многое до сих пор закопано в земле.

Во время фашистской оккупации церковная колокольня использовалась немцами для обстрела находящегося неподалеку Инютинского аэродрома. Со стороны аэродрома по храму было сделано три выстрела: первый прошел высоко над куполом, второй пробил в куполе три дыры, а третьим сбило верх колокольни – прямо со снайпером-наводчиком. Тело брошенного фашистами солдата было найдено в 2010 году во время строительных работ на территории храма и передано соответствующим германским службам.

После войны в разрушающемся храме хранился цемент, а когда часть кровли обвалилась, церковь вообще стала никому не нужна…

«Свой» храм

Переданный Калужской епархии в 1998 году храм представлял собой страшное зрелище: снаружи – растут трава и деревья, внутри – перемешались и зацементировались кирпич, кровля, мусор.

Вместе с назначенным сюда для восстановления храма иеромонахом Иоанном (Кесариным) жители – в основном женщины, старики и дети – вручную, лопатами и кирками вычищали завалы.

Несмотря на то, что в Боровском районе, где в какую сторону ни посмотри, увидишь либо купола, либо колокольню, к тому времени уже были открыты несколько церквей и действовал монастырь, у русиновцев была потребность в храме.

– У людей оставалась память именно о своем храме… – поясняет отец Александр.

Отец Александр приехал в Русиново из Екатеринбургской епархии в 2009 году, когда в храме уже можно было начинать служить.

– Мы сделали подобие иконостаса, – рассказывает он, – в алтаре поставили подобие престола, отец Иоанн приобрел церковную утварь, и 19 декабря, ровно через 70 лет после предыдущей, мы совершили в Русиново Божественную Литургию. Тогда, в первую службу, в четверике уместилось 170 человек. Люди стояли как сельди в бочке. Приехали из разных мест: из Боровска, из соседних сел, из Балабаново и из Подмосковья. Стены кирпичные, обшарпанные, где-то временами хлопьями опадает старая штукатурка, но служба была очень радостная, очень праздничная.

Антиклерикализм и стройка

Восстановительные работы еще не закончены, а здесь уже заняты еще одним делом – организацией социально-духовного центра. Проект масштабный: воскресная школа с библиотекой, певческая школа для всех желающих, трапезная, гостиница для паломников, целая долина источников – благо, источников на близлежащей территории около двух десятков, – зона отдыха с тропами для пешеходов и велосипедистов, да и это еще не всё.

На фоне растущих день ото дня антиклерикальных настроений идея наверняка у многих вызовет недоумение: источники, дорожки – зачем всё это? Отец Александр Падылин ни на секунду не задумывается:

– Затем, чтобы люди могли прийти на территорию храма и просто побыть в тишине. У нас очень много суеты в миру, она заедает. А когда приезжаешь в какое-то такое место, где близко природа, суета не отходит, но теряет первостепенное значение – и душа отдыхает. Может быть, на фоне потрясающих видов, которые открываются отсюда, человек немножечко успокоится, отдохнет, приостановится в своем жизненном беге, этой гонке, и сможет заглянуть в себя, в свое сердце. Это нужно как верующим, так и неверующим. И территория эта и для тех, и для других.

Антиклерикальные настроения, уверен отец Александр, возникают от незнания Церкви:

– Видя некоторые вещи, люди не умеют их для себя объяснить и начинают додумывать. А священник мог бы в неформальной обстановке что-то рассказать, какой-то негатив исключить.

Именно для этого в центре планируется проведение встреч – с просмотром фильмов и их обсуждением, с беседами со священником… Расчет, в первую очередь, как говорит отец Александр, на местных жителей, но не тех, кто уже уверовал, а «сочувствующих».

Особое внимание тем вдруг здесь оказавшимся, кто от церковной жизни совсем далек:

– Я разговариваю с людьми и знаю, что многие сегодня не приемлют евангельскую точку зрения, считая ее устаревшей. Но святые отцы – что десять столетий назад, что два, что современные старцы – говорят: Бог неизменен! И при сотворении мира, и сегодня, и при окончании мира это Один и Тот же Бог. И данные Им правила жизни неизменны, они универсальны для всех случаев жизни, что бы ни происходило вокруг и как бы себя ни вели рядом люди. Другое дело, что донести эту истину до многих непросто…

О беспокойстве

Перебраться с далекого Урала в Калужскую область отца Александра и его матушку благословил отец Власий – знаменитый старец Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря, к которому за советом едут даже из-за рубежа. Бывала у него и супруга отца Александра.

– Я, – смеется батюшка, – прикрывался авторитетом старца, когда у владыки сюда просился.

Но, надо сказать, просился-то отец Александр не на легкую жизнь, а скорее наоборот. Чужое село за тысячи километров от родного дома, новый приход с незнакомыми людьми, восстановление, стройка, организационная работа…

– Удивительно, – говорит священник, – но почему-то совершенно не страшно было переезжать. Была какая-то внутренняя уверенность, что нам тут понравится.

И правда, понравилось. И служба идет, и работа спорится.

– Всё – по прямому действию святителя Николая Чудотворца в нашем храме, – говорит русиновский настоятель.

Времени только не хватает. Но это ничего – может, станет поспокойнее.

– Хотя, – улыбается отец Александр, – когда успокаиваешься, можно в гроб ложиться. Надо беспокоиться, надо волноваться, надо желать большего.

За чудесами

Когда в русиновском храме нужно было ставить маковку на четверик, денег на то, чтобы ее, уже готовую, выкупить, не было. После службы на Казанскую отец Александр со своими невеселыми раздумьями прибирался в алтаре и продолжал молиться Богородице. В церкви оставались только староста и свечница. Вдруг заходит незнакомый человек и прямо с порога заявляет: «Я хотел бы вашему храму помочь».

Незнакомец оказался очень занятым бизнесменом с Алтая. В праздник Казанской иконы Божией Матери он был в Пафнутьевском монастыре и на обратном пути, проезжая мимо указателя «Храм Николая Чудотворца в Русиново», решил заглянуть, а увидев, без лишних слов понял, что тут нужна помощь. Оставленной им суммы хватило как раз на маковку и ее установку.

Событие так впечатлило приход, что один из уже оборудованных при храме источников был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Место здесь удивительное, считает отец Александр.

– Я здесь почти за четыре года службы, – говорит он, – чудес увидел больше, чем за предыдущие тринадцать на Урале. Ежедневных, больших и маленьких.

И люди многие едут в этот уголок Калужской земли именно за чудесами. Но правильно ли это, нет ли в этом какой-то подмены – подмены веры на ожидание Божественных подарков?

– Это настоящий духовный вопрос… Я бы, наверное, на него ответил так… – задумывается отец Александр. ­­– Человек состоит из духа и души, но есть еще и тело. То есть союз души и тела. И телу тоже нужно что-то для веры – увидеть своими глазами, пощупать руками… Чудеса нужны вот для этого нашего человеческого естества. Поэтому люди и не сидят на месте, а часто путешествуют по святым местам: в Иерусалим, на Афон, по разным уголкам России – в том числе и сюда.

Много есть свидетельств, как, помолившись перед находящейся в Русиново иконой богоотец Иоакима и Анны, называемой также Зачатьевской, люди, на которых уже даже и врачи махнули рукой, рожали детей. Много есть свидетельств, как от воды из источника Николая Чудотворца, находящегося неподалеку от храма, получали исцеление.

– Даже был один случай, – рассказывает отец Александр, – когда исцеление получил человек, скептически относящийся к вере. Он возил паломническую группу в монастырь, а потом и к нам. В группе – одни женщины, в основном уже немолодые. Они взяли его «на слабо» – мол, мы, бабушки уже, не боимся, а ты – мужик – и испугался. И чтобы лицом в грязь не ударить, он облился водой из источника. Потом он рассказал, что, когда они ехали из монастыря к нам, у него очень разболелись руки – такое, видимо, с ним уже бывало, – и он стал даже бояться, что не сможет довести машину до Москвы. Но когда он поднимался в горку от нашего источника Николая Чудотворца, руки у него болеть перестали, и они благополучно доехали. Он сам приезжал сюда еще раз, чтобы поблагодарить за это чудо.

Но самое главное чудо, которое удается наблюдать священнику в своем служении, признается русиновский батюшка, это «когда приходит человек с каким-то маловерием – может быть, не смог справиться с житейскими ситуациями, выход не может найти, – а поговоришь с ним, вместе помолишься и видишь, ощущаешь на каком-то незримом уровне, как отходят уныние и отчаяние, возвращается надежда и появляется в душе у человека ощущение близости Господа».

Отец Власий

Неподалеку от Русиново находится Свято-Пафнутьевский Боровский монастырь, куда едут и за советами, и за чудесами – к отцу Власию. А старец не отказывает, помогает. К нему приходят посоветоваться, и решение оказывается таким очевидным, таким простым… Только когда приезжают как к гадалке, рассказывает отец Александр, батюшка начинает юродствовать, каким-то образом показывать людям, что они не о том спрашивают.

Сам же отец Власий чудеса отрицает. Говорит: я просто опытный священник.

– Всем старцам свойственно свои дары прятать, – поясняет отец Александр, – потому что в свете Божественных даров обнажается человеческое недостоинство, и люди, которым такое дано, умоляют, чтобы у них эти дары были отобраны, потому что особо остро ощущают это несоответствие.

– А каково это, – спрашиваю, – служить рядом со старцем? На вас близость отца Власия как-то влияет?

– Блюсти себя приходится, – с улыбкой отвечает отец Александр.

Старец принимает участие и в жизни прихода.

– Вообще храм восстанавливается благодаря благословениям отца Власия, – признается настоятель. – Когда вопрос какой-то сами разрешить не можем, мы обращаемся за советами к нему.

Как «человек с улицы» стал священником

Отец Власий не единственный старец, принимавший участие в судьбе отца Александра Падылина. На его пути к священству был и еще один подвижник. Историю свою батюшка рассказывать не очень любит, улыбается: «Обо многом я хотел бы умолчать». Но прежде, чем говорить о путешествии молодого человека Саши на остров Залит, надо все-таки хотя бы коротко рассказать о том, что ему предшествовало.

– По молитвам мамы и брата мой первый сознательный опыт встречи с Богом произошел, наверное, после армии, – рассказывает батюшка. – А потом мне, человеку с улицы, было благословение идти в священники.

Помогая своему крестному – пономарю поселкового храма, в котором даже не было своего батюшки, – он оказался в епархиальном управлении.

– И вот мы приехали, крестный пошел к архиерею, а я помогал старенькой бабушке-казначею. Вдруг передо мной вырастает правящий архиерей, тычет в меня пальцем: ты кто такой?! От неожиданности я чуть не присел на пол. Говорю: так-то и так-то, зовут Александр, помогаю крестному. А владыка поворачивается к крестному и говорит: «Вот вам священник!»

Первая реакция – шок: «Ну какой из меня священник?» А потом привычное «ну и что, все так живут, а я еще не хуже всех» сменилось на иное, какое-то новое понимание и ощущение своей греховности.

Крестный дал прочесть Евангелие, Апокалипсис, жития старцев, еще какие-то книги. А через пару дней завел разговор.

– Сначала он спросил меня, верю ли я во Христа. Я ответил: «Да», – вспоминает отец Александр. – Тогда он продолжил: «А ты понимаешь, что будет момент, когда тебе придется перед Ним предстать на ответ? И Он скажет: «Я тебя звал”. Ты не сможешь Ему соврать. Что ты Ему ответишь, когда Он спросит, почему ты не пришел?» Это был последний аргумент. Я только и сказал: «Что мне делать?»…

Решение, в общем-то, было принято. Но перед тем, как заняться его воплощением в жизнь, вместе с крестным Саша отправился на остров Залит – за советом и благословением к отцу Николаю Гурьянову.

На дворе был март, на Псковском озере ветер, волны, местами лед уходит под воду… Добраться на остров трудно, а потому у отца Николая никого не было. Старец много сказал крестному, тоже ставшему впоследствии священником, и подтвердил благословение владыки Саше.

После этой поездки молодой человек стал изучать церковное дело и церковнославянский язык, вскоре стал келейником у правящего архиерея, а в 1997 году был рукоположен в священники.

Секрет семейного счастья

Супругу свою отец Александр тоже встретил в храме, где она регентовала.

– Помогает вам супруга-то? – спрашиваю.

– Как же не помогает? – даже удивляется батюшка. – Помогает! У нас пятеро детей. И мало того, что она несет подвиг материнства и весь крест устройства домашнего очага на нее ложится, помимо этого она еще и участвует в богослужениях, регентует, ведет воскресную школу. То есть нагрузка у нее весьма и весьма серьезная.

Старшей дочери отца Александра и матушки Анны 15 лет, затем идут дочка 13 лет, девятилетний сын и младшие – шестилетние двойняшки. Живет вся эта большая семья в небольшой съемной квартирке. Местные власти выделили им клочок земли, но на то, чтобы построиться, денег нет. Удалось заложить фундамент нового дома, но когда стройка будет продолжена – неизвестно.

– Я уверен, Бог поможет, всё устроится, будет дом, – говорит батюшка, – а пока терпим.

У отца Александра звонит телефон:

– Да, я занят немножечко, интервью даю, перезвоню тебе, хорошо? – голос его делается ласковым-ласковым, а я думаю о старой избитой пословице про «рай в шалаше».

– В чем секрет, – спрашиваю, – сейчас ведь кругом разводы: и неверующие, и верующие, и священники?.. Есть он, секрет-то?

– Есть, – смеется, – да только это не секрет. Есть такое слово – любовь, – и отец Александр делается серьезным. – Большая беда, что сейчас к любви относятся как к эмоции, а это – качество души. Оно само по себе никогда не возникает, его нужно в своем сердце воспитывать. Не друг в дружке воспитывать, а в себе. Тогда совместная жизнь приобретает и яркость, и смысл, и скучно вместе жить никогда не станет.

О любви

Телефон у отца Александра звонит всё чаще и чаще – пора заканчивать беседу и возвращаться к делам, и так засиделись…

Напоследок мне все-таки хочется спросить, что же самое сложное в жизни священников – каково это, пропускать через себя чужие проблемы, жертвовать своим личным временем ради своих прихожан, а помимо этого еще и строить, организовывать и просто жить в режиме ненормированного рабочего дня?

Но вместо ожидаемого ответа отец Александр начинает рассказывать совсем о другом:

– Сложности у священника, как у всех людей: неуверенность, какие-то страхи, личные качества души, которые мешают совершать служение, личные грехи, личные пороки, которые мы берем в сан из обычного мира, – это всё мешает. С Божией помощью пытаешься свои пороки бороть, а они скрываться начинают, пригибают головы, чтоб их видно не было… Ты только расслабишься, а они, эти страсти, в самый неподходящий момент лезть начинают. Опять помощь Божию призываешь… Всё как у обычных мирян, только при этом всегда надо помнить, что ты еще и облачен священным саном. А это настоящий Божий дар, и за то, как его реализуешь, во много раз больше спросится. Когда начинаешь анализировать, просто страшно становится, как перед Богом потом отвечать будешь. Но Господь пока не оставляет, поддерживает, помогает, дает знать, что Он близок, несмотря на наши человеческие грехи. Очень важно – веру не потерять, не пустить в душу цинизм, не впасть ни в уныние, ни в отчаяние…

На вопрос, случалось ли ему испытывать отчаяние, отвечает: «Бог миловал!» И смотрит открытым живым взглядом. И глядя отцу Александру в глаза, хочется спросить про что-то самое важное, самое главное в жизни.

– Сказано в Священном Писании: «Да любите друг друга!» Это самый основной закон нашей жизни – и духовной, и мирской, – говорит священник.

– Это возможно?

– Возможно, – кивает. – Когда мы пытаемся свою любовь совершать, мы ждем ее в ответ от других. А ждать не надо. Надо самим любить. Тогда будешь человеком полноценным, открытым для Бога, и Бог для тебя будет открыт всегда, неизменно. Любовь трудна. Любовь тяжела. Это крест. Но крест радостный и благодатный.

Я слушаю отца Александра, и всё, что он говорит, кажется таким понятным, очевидным. Только вот дело в том, что часто мы не знаем даже, с какой стороны к этому радостному и благодатному кресту подступиться. А чтобы это понять, нужно, наверное, хотя бы ненадолго отгородиться от суеты и побыть в тишине…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *