Полиелейная служба

Часто можно увидеть следующую картину: до полиелея храм полон народу, а после прочтения Евангелия и помазания освященным елеем пустеет наполовину.

Это прискорбно, потому что, фактически, все всенощное бдение вместе с Литургией – это и есть Литургия как наше общее дело служения Господу. Практика совершения вечерни, утрени, часов и Литургии как единой службы сохранилась в афонских монастырях. Кто бывал на афонских бдениях, знает, что они длятся практически всю ночь и завершаются ранним утром Литургией как кульминацией молитвы.

Современный человек немощен, поэтому в нашей практике между всенощным бдением и Божественной литургией установлен перерыв для отдыха. Для работающего всю неделю человека простоять еще и всю ночь с субботы на воскресенье на бдении было бы непосильной ношей. В этом Церковь идет навстречу человеку. Но пропуская всенощное бдение как какую-то необязательную прелюдию к Литургии, христианин сам себя лишает службы и опыта, который он мог бы на ней приобрести.

90% Литургии – неизменяемые части. Она всегда одинакова. Лишь 10% ее молитвословий (тропари и кондаки на часах, тропари и кондаки по входе, Апостол и Евангелие) посвящены памяти дня. Литургия концентрируется вокруг искупительного подвига Христа, ее смысловое ядро – Евхаристический канон, во время которого происходит пресуществление Святых Даров. Основная молитвенная и информационная нагрузка памяти дня (святого или события) приходится на всенощное бдение. Львиная доля этой духовно-информационной нагрузки припадает именно на канон.

Слово «канон» в греческом языке имеет очень обширное употребление – почти такое же, как и «логос», т.е. «слово». В своем прямом значении канон – это правило, мерило, норма – специальная палочка для измерения при строительных работах, типа современной линейки. Позже слово «канон» перекочевало в богослужебную практику, литературу, юриспруденцию. Оно стало обозначать некое произведение, которое создано по строгим единообразным правилам.

Богослужебный канон имеет четкую унифицированную композицию: девять песней, состоящих из ирмосов (с греческого – связь, сплетение, ряд) – кратких молитвословий, которые служат связкой, переходом между тропарями, и собственно тропарей, на которых лежит основная информационная нагрузка.

Слово «тропарь» часто переводится с греческого языка как «тон, лад, мелодия», но лично мне больше нравится перевод профессора Киевской Духовной Академии Михаила Скабаллановича. Он говорил, что изначально слово «тропарь» переводиться на русский язык как «победное знамя, флаг». Тропарь – это краткое молитвословие, выражающее суть праздника, и это действительно вербальное знамя победы Христа над диаволом, грехом и смертью. Наиболее ярко это видно на примере известного всем пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Канон читается на утрени во время и после помазания. В нем подробно рассказывается о празднике, его истории и духовном смысле или о подвиге поминаемого святого. Образно говоря, Бог рассказывает о Себе или о Своем угоднике, который приблизился к Нему и вошел в Царствие Небесное, что тем более для нас должно быть интересным и поучительным, так как и мы стремимся туда же. Почему бы не поучиться на опыте другого человека, который дошел с Божьей помощью в рай?

Уходя с канона, мы словно говорим Богу: нам неинтересно то, что Ты нам рассказываешь. Было бы нам приятно, если бы мы кому-то открылись, начали многословно и искренне изливать душу, а наш друг в середине разговора пожал плечами и сказал: «Извини, мне это не интересно», – и ушел? Наверное, он нанес бы нам очень сильную душевную рану. Так и мы своим равнодушием к молитве, как образно выражались святые отцы, распинаем Христа. Кроме того, это проявление неуважения к священнослужителям и церковнослужителям – чтецам и певцам.

Творцы канонов – преподобный Андрей Критский, святитель Софроний Иерусалимский, преподобные Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Иосиф Песнописец – сделали по внушению Святого Духа все, чтобы и в богослужебном, и в психологическом смысле канон был не только целостным, но и интересным, привлекательным произведением.

Поются ирмосы и катавасии (ирмосы, не начинающие, а завершающие песнь), читаются тропари канона, которые отделяются друг от друга краткой молитвой, посвященной празднику или святому – например, «слава, Господи, Святому Воскресению Твоему» или «преподобне отче Сергие, моли Бога о нас». После третьей, шестой и девятой песни вступают священнослужители с малой ектенией. Все это должно удерживать внимание молящегося. Мы же – священнослужители и церковнослужители – часто сами отбываем канон. Живем от полиелея до великого славословия, а между ними, пользуясь водительским сленгом, включаем пятую скорость ртом – и уже не разобрать, кому читается канон, о чем он читается – все сливается в один монотонный и невыразительный гул. Это тоже очень печально.

Верующий, который уходит после помазания, лишает себя участия в слышании не только канона, но и нежнейшей и трепетной песни, посвященной Пресвятой Богородице – «Честнейшую Херувим…», называемой еще «Песнь Богородицы». Он также лишает себя великого славословия – напряженной молитвы, в которой мы благодарим Бога за все те блага, которые Он нам посылает.

В жизни бывает всякое. Мама с маленькими детьми пришла на всенощную, помазалась, и дети больше не могут стоять. Или кто-то спешит на поезд, или возникли другие неотложные обстоятельства. В таком случае со службы можно уйти раньше, но уход до отпуста без действительно уважительной причины нужно исповедовать как грех.

Дорогие братья и сестры, давайте научимся любить службу, причем не только материальную ее сторону – целование Евангелия и помазание, но и духовную – молитву. Давайте постараемся приобрести навык слушания и слышания богослужебных текстов, ведь в Царствии Небесном ангелы и святые пребывают в непрерывной молитве, которой мы должны научиться еще здесь – в земной Церкви.

Иерей Андрей Чиженко

  • Фотоальбом: «Всенощное бдение»
  • Полиелей Богословско-литургический словарь
  • Полиелей проф. М.Н. Скабалланович
  • Полиелей архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Знаки Типикона

Полиеле́й (от греч. πολυέλεοσ (полиелеос) (от греч. πολύς — многий, и ἔλεος — милость) – многая милость, (в древних Уставах — многомилостивое) – торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Это название связано с частым повторением при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

«По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс. «Исповедайтеся Господеви».

Основания для таких сроков:

1) полиелей, занимая более времени, чем Непорочны, поется по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и, следовательно, бдение приходится начинать раньше и оканчивать позже;

2) полиелей отменяется 20 декабря — 14 января от стечения в этот период великих праздников, имеющих полиелей более торжественный, чем воскресный, отчего впечатление последнего ослаблялось бы;

3) в Великий пост полиелей отменяется по скорбности этого периода.

Псалмы 134 и 135 однородны по содержанию. Они приглашают Израиля к прославлению Бога Творца (134, 6; 135,5—9) и Промыслителя (134, 7; 135, 25) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от египетского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водворение в земле обетованной (134, 10—12; 135, 17—20); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества (134,15—18).

Однородность псалмов доходит по местам до буквального сходства в выражениях (134,10—11 и 135,17—20). Оба псалма дышат самой восторженной радостью, изливающейся в неудержимом потоке благодарности; но второй псалом, развивая мысли первого, восторженнее и сильнее его («хвалите» и «исповедайтеся»; 134,5: «Господь наш над всеми боги» и 135, 2—3: «Богу богов», «Господеви господей»; 134, 3: «яко благ Господь», 135: «яко в век милость Его»); особенную торжественность второму псалму сообщает сопровождение каждого стиха его припевом «Яко в век милость Его», который повторяется, следовательно, 26 раз и особенно сильно звучит в 17—20 ст., где он разделяет на 4 части одно грамматическое предложение («поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его»). – По Симеону Солунскому, полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

«Полиелей, т. е. «многомилостивый», есть техническое вы­ражение нашего богослужебного устава, применяемое к двум псалмам (134—135), поемым на торжественной праздничной утрени после кафисм и седальнов с их назидательными чтениями из свв. отцов и перед чтением праздничного или воскресного Евангелия. Назван он так потому, что говорит о тех великих милостях, которые Бог посылает в многотрудной и бурной жизни Израильского народа, в частности, во время исхода из Египта, во время странствования по пустыне и т. д.

В приходских церквах, в которых устав не блюдется, полиелей поют на всякой воскресной утрени, причем обыватели называют его «Хвалите», что совершенно неправильно, так как под «хвалитными» псалмами понимаются псалмы на утрени после канона и перед славословием. По уставу полиелей поется, вместо «непорочных», только в известные периоды года, а именно: от 22 сентября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. Термин «полиелей» известен Иерусалимскому канонарю VII в.»
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛУЖБА С ПОЛИЕЛЕЕМ. Полиелеем называется самая торжественная часть Утрени. Утреня — это Богослужение, которое совершается утром,либо вечером вместе с Вечерней (в расписании Богослужений тогда пишется: Вечерня. Утреня, либо также вечером, но как часть Всенощного Бдения, например, накануне какого-либо большого праздника или воскресенья, либо утром (тогда в расписании Богослужений пишут: Утреня. Часы. Литургия). В состав Утрени полиелей входит не всегда. Есть обычные будничные Утрени (без полиелея), а есть службы полиелейные. Это определяется Богослужебным Уставом. Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из Псалмов 134 и135: «Хвалите имя Господне…» и оканчивается чтением Евангелия. Слово «полиелей» означает «обилие масла» («поли» — много, «елей» — масло), так перед началом полиелея возжигали все масляные лампады (в настоящее время возжигаются все светильники, а на подсвечниках — свечи). По прочтении Евангелия все молящиеся подходят к праздничной иконе, прикладываются к ней и помазываются освященным елеем (маслом). Этот елей является символом Божией милости, Божьего благословения, жизни и радости. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит как бы внешним знамением нашего участия в благодати и духовной радости праздника, нашей сопричастности Церкви. Некоторые называют помазание на Утрени Миропомазанием. Это неправильно. Миропомазание — это Таинство, совершаемое при Святом Крещении (сначала происходит Крещение, а потом — Миропомазание). К помазанию святым елеем могут приступать все верующие христиане, а также тот, кто еще не принял Святого Крещения, но испытывает желание посещать храм и обращаться к Богу.

Рубрика: Богослужения, Церковный этикет

Церковные богослужения

Православные храмы необходимы для совершения церковных служб, главная из которых Литургия. Богослужения бывают вечерние, утренние и дневные. Они состоят из частей, каждая из которых имеет свое название, особую роль и свое символическое значение. Так, накануне Великих праздников и воскресных богослужений после прочтения кафизм и особых церковных песнопений совершается особое действо. В храме загораются все светильники и открываются царские врата. Все священнослужители торжественно выходят на середину храма. Так начинается полиелей. Полиелей — что это такое?

Священник помазывает верующего маслом во время полиелея

Полиелей — что это?

Греческое слово «Полиэлеос» состоит из двух частей: «πολυς» — «многий» и «ελεος» — «милость». Дословно на русском «Полиелей» означает «многомилостивое», «многая милость». Это название относится к торжественному пению псалмов 134 и 135. Во втором из них звучит часто повторяются слова «Яко в век милость Его». Поэтому за пением этих псалмов и закрепилось название «Полиелей».

Многие допускают распространенную ошибку, будто перевод слова «Полиелей» — это «многомаслие». Недоразумение возникло из-за схожести звучания по-гречески слов «милость» («ἔλεος») и «масло» («ἔλαιον»). Доводом в пользу такого неверного понимания является использование масло (елея) на полиелейной службе. До наших дней сохранилась традиция помазания лба всех молящихся в храме освященным маслом.

История возникновения полиелея

В ветхозаветные времена совершались особые ночные богослужения, предваряющие начало нового дня. В раннехристианский период была составлена особая службы — утреня. Со временем ее чин сильно претерпел изменения. Были оставлены только отдельные псалмы. А духовные поэты и гимнописцы, такие как Роман Сладкопевец, составили специальные песнопения для утрени. Современное чинопоследований утрени закрепилось Студийским (9 век) и Иерусалимским (11 век) Уставами, регулирующими порядок ведения церковных служб. К этому времени относятся первые упоминания о пении полиелейных псалмов.

С 15 века на Всенощном бдении Полиелей, наряду с Литией (усердным молением) и Великим славословием, отличается молитвенной насыщенностью и торжественным участием священнослужителей. Раньше во время полиелея молящиеся стояли с зажженными свечами. Это свидетельствовало о духовном горении человека в чувстве любви ко Господу. До наших дней такая традиция не сохранилась. В современной церковной практике только священник на полиелее держит свечу.

Полиелейные псалмы

Содержание псалмов 134 и 135 созвучно. В них избранный народ Божий, Израиль, призывается совершить славословие Творцу (134, 6; 135, 5-9) и Промыслителю (134, 7; 135, 25). Так верующие должны выразить благодарность за все оказанные Творцом милости. Это освобождение от египетского рабства (134, 8-10; 135, 10-16) и дарование обетованной (обещанной) земли (134, 10-12; 135, 17-20). За все это избранный народ обязан сохранять верность Богу (134, 15-18). В некоторых местах псалмы буквально повторяют друг друга (134, 10-11 и 135, 17-20). Все содержание этих псалмов наполнено восторженной радостью, которая изливается в благодарных словах.

Псалом 135 более восторженный и торжественный. Например, если в псалме 134 стих 5 сказано «Господь наш над всеми боги», то в псалме 135 стихи 2-3 — «Богу богов», «Господеви господей». Каждый стих псалма 135 сопровождается величественным припевом «Яко в век милость Его». Его повторение 26 раз наиболее сильно звучит в стихах 17-20.

Здесь одно предложение разделено этим припевом на четыре части:

«поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его».

Это

«песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, то есть диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса» (святой Симеон Солунский, 14-15 век).

Типикон и другие богослужебные книге не указывают чин пения полиелея. По сложившейся традиции псалмы поют в сопровождении припевов «аллилуйя» после каждого стиха. Иногда припевы поются по трижды.

Порядок совершения полиелея

Согласно Уставу, по прочтении одной из кафизм и малой ектении (молитвенного прошения) зажигается весь свет в храме. Это символизирует нетварный Божий Свет, который был явлен людям Сыном Божиим. Открываются царские врата. Все священнослужители выходят из алтаря и становятся в центре храма перед иконой праздника. Алтарники подают священникам зажженные свечи на специальных подсвечниках. Хор торжественно читает стихи полиелейных псалмов.

Далее священник, совершающий службу, начинает каждение всего храма (окуривание ладаном). Сначала он подходит к иконе праздника в центре храма при пении величания. Затем — к престолу (высокому столу, стоящему посредине алтаря). Потом покидает алтарь, кадит иконостас, молящихся и весь храм.

Полиелей сопровождается каждением, которое в

«богослужении отмечает наиболее торжественные и священные моменты. Символизируя собою, как и всегда, силу и богоугодность молитвы, которая действительно достигает при пении этих псалмов высшей степени напряжения; символизируя и привлекаемую такой молитвой благодать Духа Святого; способствуя подъему душевного настроения приятным запахом благовоний, каждение в данном случае имеет еще отношение к воспоминанию, связанному с этой частью утрени: оно напоминает о том душистом мире, которое «с милостивными слезами» растворяли в этот час ночи воскресения мироносицы» (Михаил Николаевич Скабалланович, Толковый Типикон).

По сложившейся традиции после полиелея все присутствующие на богослужении целуют икону праздника и Евангелия. В напоминание о братской трапезе первых христиан, сопровождавшейся помазанием благовонным елеем, священник храма совершает начертание знака креста на лбу подходящих к иконе.

«Полиелей представляет собой некоторую границу в вечернем богослужении. После него оно переходит от символического изображения напряженного ожидания Мессии в Ветхом Завете к тихой радости о пришедшем в мир Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. В последовании совершения полиелея собраны почти все особенности православного богослужения, символизирующие радость от молитвенного соприкосновения с Богом: возжжение свечей и всех светильников, праздничное каждение, велегласное и торжественное пение воскресных тропарей или величаний» (иерей Василий Писцов).

Когда совершается полиелейная служба

По Уставу полиелей совершается во время праздничной утрене перед великими и некоторыми другими праздниками (в церковном календаре они отмечены красным крестиком). Также полиелейная служба совершается накануне престольного праздника. Престольный праздник — день святого или события, в память которого освящен храм. В настоящее время полиелей совершаться почти каждую субботу, на вечерней службе, которая считается уже воскресной. Исключение — определенные периоды года, когда по Уставу псалмы 134 и 135 заменяются чтением 17-ой кафизмы («Непорочными»). Так, отсутствует полиелей в период с недели после праздника Пасхи до отдания праздника Воздвижения (5 октября по новому стилю). Также не поются полиелейные псалмы со 2 января (предпразднество Рождества Христова) до 27 января (отдание праздника Крещения). От Сырной седмицы (неделя перед началом Великого поста) до Страстной седмицы (последняя неделя Великого поста).

На Страстной и Светлой седмице (недели до и после Пасхи) полиелей совершается, если на это время приходятся конкретные праздники. Это Благовещение (7 апреля), день памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая) или престольный праздник конкретного храма.

Метки: полиелей что это, полиелей что это такое, полиелейная служба, что такое полиелей

13. 5. Полиелей, обиходный напев(ля минор)– см. 13. 1(ми минор)и 13. 7(фа минор)

13. 6. Полиелей, муз. Арзуманова трехголосное(ми минор)(с малым числом стихов)

13. 7. Полиелей, придворный напев(фа минор)(ркп. ноты) – см. 13. 1 и 13. 5 (др. тональн.)

13. 8. Полиелей, муз. Арзуманова трехголосное(ми минор)(с большим числом стихов)

13. 9. Полиелей, Афонское(соль мажор)– см. также 13. 17

13. 10. Полиелей «из старых нот»(фа мажор)– см. также 13. 3

13. 11. Полиелей, исон(ре минор)

13. 12. Полиелей, Греческое двухголосное(фа минор)

13. 13. Полиелей, муз. архим. Матфея(ля минор)

13. 14. Полиелей, «ин роспев»(ре мажор)

13. 15. Полиелей, гармонизованный знаменный роспев(фа мажор)

13. 16. Полиелей, муз. иером. Нафанаила(ре минор)– см. также 13. 4 (его же)

13. 17. Полиелей, Афонское(ре мажор)– см. также 13. 9

14. 1. Ангельский собор, малого знаменного роспева одноголосное(ре минор)

14. 2. Ангельский собор, подобен Радуйся, Живоносный Кресте(ми минор)

14. 3. Ангельский собор, малого знаменного роспева четырехголосное(ми минор нат.)

15. 1. Малая ектения по полиелее(она же ПРОСИТЕЛЬНАЯ)Боровская(3-дольн.)(ре минор)

16. 1. От юности, муз. Озерова, перел. архим. Матфея(ля минор)

16. 2. От юности Греческое (соль мажор)

16. 3. От юности обиходное(фа мажор)

16. 4. От юности знаменного роспева одноголосное(ре минор)

16. 5. От юности, московский напев(ми минор)

16. 6. От юности Лаврское(ля минор)

16. 7. От юности, муз. архиеп. Ионафана(ми минор)

16. 8. От юности греческого роспева(фа мажор)

16. 9. От юности, напев Соловецкого монастыря, гарм. Трубачева(фа мажор)

16. 10. От юности, из валаамского Обихода, перел. архим. Матфея(до мажор)

Некоторые прокимены утрени

18. 1. Опев Евангелия, напев Троице-Сергиевой лавры(фа мажор)

19. 1. Литийная ектения, обиходный напев(ре мажор)

19. 2. Литийная ектения киевского роспева, гарм. Фатеева(соль минор)– см. также 9. 3

УТРЕНЯ, часть 2 (канон)(20. 1 – 23. 0)

20. 1. Отверзу уста моя сокращенного киевского роспева, гарм. Чеснокова(ля минор)

20. 2. Отверзу уста моя обиходного роспева, гарм. Архангельского(соль мажор)

20. 3. Ирмосы гл. 4 (Моря чермную:) обиходн. роспева, гарм. Архангельского(соль мажор)

21. 1. Малая ектения, подобен Отверзу уста моя в гарм. Чеснокова(ми минор)

22. 1. Величит душа моя Ракитянское(соль мажор)– см. также 22.8 (другая гармонизация)

22. 2. Величит душа моя киевского росп., подобен Верую(соль мажор)(ркп. ноты)(образец)

22. 3. Величит душа моя гл. 1, подобен Небесных чинов, излож. игум. Никифора(ля минор)

22. 4. Величит душа моя, муз. Мясникова(до мажор)

22. 5. Величит душа моя киевского роспева, подобен Верую(соль мажор)(полностью)


22. 6. Величит душа моя, напев Зосимовой пустыни(ми минор)(образец)

22. 7. Величит душа моя Вифаниевское(соль мажор)(рукописные ноты)

22. 8. Величит душа моя (соль мажор)(ркп.ноты) – см. 22. 1 (обычная гарм.)

22. 9. Величит душа моя, излож. архим. Матфея(ми минор)(рукописные ноты)

22. 10. Величит душа моя, обиходный напев(фа мажор)– см. также 22. 17 (другая гарм.)

22. 11. Величит душа моя гл. 6, подобен Волною морскою(ми минор)

22. 12. Величит душа моя, муз. Файнера(ре минор)

22. 13. Величит душа моя Полтавское(соль минор)(рукописные ноты)

22. 14. Величит душа моя сокр. греч. росп., гарм. Хиндрикса(фа мажор)– см. также 22. 19

22. 15. Величит душа моя знаменного роспева, исон(ключ «до»)

22. 16. Величит душа моя, муз. Тихова(фа мажор)

22. 17. Величит душа моя, обих.напев, гарм. Касторского(фа мажор)– см.22.10(обыч.гарм.)

22. 18. Величит душа моя, напев Леснинского монастыря(ми минор)

22. 19. Величит душа моя сокращенного греческого роспева(соль минор)– см. также 22. 14

23. 0. Свят Господь Бог наш и Всякое дыхание, восьми гласов, исон(ключ «до»)

УТРЕНЯ, часть 3(23. 1 – 28. 1)

23. 1. Евангельские стихиры 1 – 11(тексты)

24. 1. Преблагословена с запевом, подобен Егда от Древа(фа мажор)

25. 1. Великое славословие Киевское(ми минор)

25. 2. Великое славословие Киевское, гарм. архим. Матфея(ля минор)

25. 3. Великое славословие, обычный напев(ми минор)

25. 4. Великое славословие, обычный напев(ля минор)

25. 5. Великое славословие Феофановское(ми минор)

25. 6. ПРЕБЛАГОСЛОВЕНА,великое славословие и ДНЕСЬ СПАСЕНИЕ,исон(ключ»до»)

25. 7. Великое славословие знаменного роспева одноголосное(соль мажор)

25. 8. Великое славословие, муз. Самсоненко(ми минор)

26. 1. Воскрес от гроба, муз. Турчанинова четырехголосное(ля минор)(рукописные ноты)

26. 2. Днесь спасение, знаменного роспева(ре минор)(рукописные ноты)

26. 3. Воскрес от гроба, знаменного роспева(ре минор)(рукописные ноты)


26. 4. Днесь спасение, четырехголосное(соль минор)

26. 5. Воскрес от гроба, четырехголосное(соль минор)

26. 6. Днесь спасение, знаменного роспева(ре минор)(рукописные ноты)

26. 7. Воскрес от гроба, знаменного роспева(ре минор)

26. 8. Воскрес от гроба, знаменного роспева(ре минор)(рукописные ноты)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *