Поля засейте накормите

Правописание НЕ и НИ

Правописание НЕ и НИ

  1. Они шли по ещё (не)засеянному полю.
  2. Уроки были (не)сокращены.
  3. Ответ другого ученика тоже оказался (не)верным.
  4. (Не)доделанная до конца работа не давала Олесе покоя.
  5. (Не)дочитанная до середины книга лежала на тумбочке.
  6. Рассеянный, (не)внимательный пассажир оставил зонтик в метро.
  7. Тайна (не)раскрыта.
  8. В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.
  9. Если человек привык бросать дело, (НЕ)ДОВОДЯ его до конца, искоренить эту вредную привычку очень сложно.
  10. Чем ближе мы подходили к морю, тем яснее был слышен (НЕ)УМОЛКАЮЩИЙ шум беспокойных волн.
  11. Блюдо было ещё (НЕ)ГОТОВО, но по всей кухне уже струился восхитительный аромат.
  12. Для жителей тайги охота была (НЕ)ЗАБАВОЙ, а способом выживания.
  13. От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.
  14. (не) широкая, а рыбная река
  15. Поезд идёт (не) быстро и (не) медленно.
  16. Глубокая, (НЕ)ТРОНУТАЯ даже шелестом сухого листа тишина простиралась в лугах.
  17. У этого водоёма были (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ твёрдые берега, а густое сплетение белокрыльника, багульника, трав, корней и мхов.
  18. Я (НЕ)РАЗ в своей жизни попадал в сложные ситуации, но всегда на моём пути встречались хорошие люди, которые помогали мне.
  19. За окном горел, никак не мог погаснуть (НЕ)ЯРКИЙ, но очень красивый закат.
  20. Разговор был ещё (НЕ)ОКОНЧЕН, когда в кабинет вошла секретарша и сообщила, что Николая Сергеевича просят срочно спуститься в цех.
  21. Но искали они эту правду совсем (не)там, где их идейные противники.
  22. Софья Николаевна (не)очень постарела за это время.
  23. (Не)легко было читателю в то время разбираться в противоречивых оценках.
  24. Куплена (не)дорогая, а дешёвая мебель.
  25. Он всё время (не)доедал во время войны.
  26. Вот уже восьмой год ей казалось, что дети (не) доедают.
  27. Мы жили бедно, постоянно (НЕ) ДОЕДАЛИ, меняли на продукты те вещи, которые привезли с собой.
  28. Мальчик (не) доедал до конца суп.
  29. У него постоянно (не)достаёт времени.
  30. Якорь (не)достаёт до дна.
  31. Он (не)доставал до выключателя.
  32. Ему(не) достаёт такта.
  33. В кружок (не)добрали несколько человек.
  34. (Не)досмотреть спектакль до конца.
  35. (Не)досмотреть за ребёнком.
  36. Лесник (не)доумевал по поводу внезапного исчезновения палаточного лагеря.
  37. (Не)дооценить свои возможности.
  38. (Не)досолить суп.
  39. (Не)хватает денег на жизнь.
  40. (Не)доглядеть за ребёнком.
  41. (Не)довесить товар.
  42. Постоянно (не)досыпать.
  43. (Не)довыполнить работу.
  44. (Не)взирая на обиду, мы всё-таки помирились.
  45. (Не)смотря на молодой возраст, Пётр добился многого .
  46. Шёл, (не)смотря себе под ноги.
  47. В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
  48. (Не)замеченный контролёром изъян.
  49. Мы встретились в (НЕ)ОБСТАВЛЕННОЙ комнате, чтобы обсудить её будущий дизайн.
  50. Всё это свидетельствует о чрезвычайной доброте его тихого и ничуть (НЕ)ЗЛОПАМЯТНОГО сердца.
  51. Эта коробка (НЕ)МЕНЬШЕ той, но значительно легче.
  52. (НЕ)УСПЕВ закончить один роман, он тут же приступил к написанию следующего.
  53. В тишину, еще никем (не)потревоженную, врывается шорох камней.
  54. Солнце, ещё не скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
  55. Никогда ещё в его жизни не было такой кромешной (не)ясности.
  56. Малый он был далеко (не)глупый, выражался бойко и довольно забавно.
  57. (Не)прекращавшийся в течение суток дождь.
  58. Почти (не)тронутая дождём почва.
  59. Проект (не)согласован.
  60. Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.
  61. (Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.
  62. Новобранцы были (НЕ)ПОХОЖИ на местных жителей.
  63. (Не)смотря на дождливую погоду, дети прекрасно себя чувствовали на даче.
  64. Ничуть (не)занимательный рассказ.
  65. Манера, отнюдь (не)свойственная актёру.
  66. (Не)выученный вовремя урок.
  67. Он вошёл в комнату, вовсе (НЕ)ПОХОЖУЮ на первую.
  68. Эдуард говорил хоть и (НЕ)ГРОМКО, но все в комнате слышали каждое его слово.
  69. «Мне этот товар (НЕ)ДАРОМ достался, заплатил за него золотом!» – объяснил отец.
  70. Все знали, что она (не)виновна.
  71. Все чаще шли обложные дожди, (не)прекращающиеся иной раз целые сутки.
  72. Дверь на веранду была (НЕ)ЗАКРЫТА.
  73. Рукопись эта проливает свет на страну, никому до сего времени в подробностях (НЕ)ИЗВЕСТНУЮ.
  74. Халат имел в глазах Обломова тьму (НЕ)ОЦЕНЁННЫХ достоинств.
  75. Воздух здесь был (НЕ)НАШ, чужой, и у меня защемило сердце.
  76. Ящик оказался (НЕ)ЧЕМ иным, как хранилищем патронов.

Методическая разработка по русскому языку на тему «Контрольная работа в формате ЕГЭ» (11 класс)

II вариант

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Общество должно радикально пересмотреть своё отношение к природе, чтобы избежать необратимых изменений в биосфере, которые вызваны ростом экономики в ХХ веке и ведут к гибели человечества.

2) Начало грандиозных и во многом необратимых изменений в биосфере было положено всей предшествующей XX веку историей освоения планеты.

3) В течение всего времени своего существования человек ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление».

4) Массированно воздействуя на биосферу, можно остановить грандиозные и во многом необратимые изменения, происходящие в ней вследствие бурного роста экономики в XX веке.

5) Чтобы остановить вызванные ростом экономики в XX веке необратимые изменения в биосфере, ведущие к гибели человечества, люди должны радикально пересмотреть своё отношение к природе.

(1)Бурный рост экономики в XX веке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. (2)Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». (3)<…>, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть своё отношение к природе.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

1) Потому что

2) Именно

3) Наоборот,

4) Вопреки этому

5) Но

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРО́ДА, -ы, жен.

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

манЯщий

каталОг

добелА

избАлованный

пЕрчить

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В предстоящем чемпионате Второго дивизиона зону «Восток» ПОПОЛНИТ команда из Якутска.

На книжном фестивале всем желающим будет ПРЕДОСТАВЛЕНА возможность встретиться с любимыми современными писателями и задать им вопросы.

В НЕПРОГЛЯДНОЙ тьме невозможно было различить даже очертания домов.

Юные футболисты ОДЕЛИ спортивную форму и под ободряющие возгласы болельщиков выбежали на поле.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

среди известных ГРУЗИН

ЛЯГТЕ на диван

ИХ дети

пять БЛЮДЦЕВ

больше ПЯТИДЕСЯТИ рублей

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1) И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

апл..дировать

распроп..гандировать

ижд..венец

непозв..лительно

пол..гать

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

вд..гонку, з..копчённый;

п..янящий, меж..ярусный;

пр..норовиться, пр..наряженный;

ра..тревожить, и..бежать;

п..мчаться, нер..сположение.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

движ..мый

выпяч..вать

заботл..вы

забол..вать

счастл..во

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закручива..мый

завис..мый

задерж..шься

выгор..шь

невид..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Они шли по ещё (не)засеянному полю.

Уроки были (не)сокращены.

Ответ другого ученика тоже оказался (не)верным.

(Не)доделанная до конца работа не давала Олесе покоя.

На экзамене (не)разрешается пользоваться никакими справочниками и учебниками.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА)ПОПЯТНУЮ.

(В)ТЕЧЕНИЕ года выпуск продукции на предприятии увеличился (В)ДВОЕ.

Если ты и (В)ПРАВДУ живёшь мечтой, важно продолжать верить в неё, ЧТО(БЫ) ни говорили тебе окружающие.

(ПО)ЭТОМУ мосту, представлявшему собой два натянутых каната с бамбуковыми перекладинами, идти (В)ДВОЁМ было опасно.

(ПО)НАЧАЛУ Гоша ТО(ЖЕ) побаивался сурового егеря, но вскоре был совершенно пленён его умением обращаться с лошадьми и собаками.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Цифры указывать в порядке возрастания.

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгорячё(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Багряные золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.

2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

3) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

5) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора издавался трижды.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Молодые ребята произвели на рассказчика очень приятное впечатление.

2) В Эрмитаж некоторые ходят лишь ради того, чтобы похвастаться, что были там.

3) Ермаков не мог похвастаться высокой начитанностью и любовью к «высокому».

4) Честнее быть безразличным к искусству, чем фальшиво им восхищаться.

5) Для того, чтобы человека уважали, недостаточно быть честным тружеником, мастером своего дела и человеком слова, без тяги к прекрасному человек неполноценен.

(1)Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. (2)Разговор шёл о новых книгах. (З)Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. (4)Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. (5)Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (6)Они сидели передо мной в своих замызганных спецовках, но видны были их модные стрижки, слова они употребляли на уровне наивысшего образования, разговаривать с ними было трудно и интересно.

(7)Когда они ушли, я обернулся к прорабу и похвалил его ребят. (8)»Понравились… а Ермаков, значит, не произвёл?» — сказал он как-то неприятно-насмешливо.

(9)Ермаков был плотник, с которым я разговаривал до этого, и Ермаков действительно «не произвел «. (10)Ничего он не читал, не видел, ни к чему не стремился. (11)Был он, очевидно, из тех забойщиков «козла», что часами стучат во дворах или режутся в карты.

(12)Так-то оно так, и прораб согласно качал головой. (13)Однако, к вашему сведению, Ермаков — золотой человек, один из самых честных и добросовестных работников. (14)Тот, на кого можно положиться в любой ситуации, сердечный, отзывчивый человек, работу которого, кстати, можно никогда не проверять. (15)Не то что эти молодцы, тяп-ляп, кое-как, лишь бы скорее. (16)Прораб говорил об этих троих с подчёркнутым пренебрежением, он был обижен за Ермакова, и мои оценки задели его несправедливостью. (17)Позднее я имел возможность проверить его слова. (18)Он был прав, удручающе прав…

(19)Годами не убывающая очередь стоит в Эрмитаж. (20)С утра до вечера его залы полны горожан и приезжих издалека. (21)Какая-то часть из приходящих сюда действительно что-то получит для себя, как-то взволнуется произведениями великих

мастеров, но сколько зайдёт сюда, чтобы отметиться, чтобы сказать, что был в Эрмитаже, для престижа, сколько из них скользят равнодушно-спокойным взглядом, запоминая, чтобы знать! (22)Ермаков, тот вообще не был в Эрмитаже, и в Павловске не был, и в Пушкине. (23)Был в Петергофе, фонтаны смотрел. (24)Огромная культурно-художественная жизнь такого города, как Петербург, проходит мимо него. (25)Но, может быть, этот откровенный неинтерес более честен, чем формальное приобщение к культуре.

(По Д. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1919 г.) — русский писатель, автор множества романов, повестей, эссе, очерков.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложения 19—20 содержат повествование.

2) Предложения 10–11 объясняют содержание предложения 9.

3) В предложении 13 представлено повествование.

4) Предложения 19–25 включают рассуждение.

5) Предложение 6 включает элемент описания.

22. Из предложений 15 —18 выпишите контекстные синонимы со значением «плохо, некачественно».

23. Среди предложений 19–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«В тексте нет прямого ответа на вопрос, волнующий Д. Гранина. Однако хорошо видно отношение автора к героям. Так, троп — (А)_____ («наивысшего образования» в предложении 6) — и приём — (Б)_____ («не произвёл» в предложениях 8—9, «прав» в предложении 18) – помогают автору дать оценку молодым строителям. Дать плотнику Ермакову ёмкую характеристику помогает синтаксическое средство — (В)_____ (в предложениях 10,13) — и троп — (Г)_____ («сердечный человек»)».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) просторечие

3) диалектизм

4) литота

5) ряды однородных членов

6) эпитет

7) ирония

8) риторическое обращение

9) противопоставление

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Ключ

№ п/п

№ задания

Ответ

1

407

15|51

2

349

Но

3

12

2

4

2770

избалованный

5

1864

НАДЕЛИ

6

801

блюдец

7

9985

59321

8

3897

непозволительно

9

4288

приноровитьсяпринаряженный|принаряженныйприноровиться

10

5456

заболевать

11

4757

закручиваемый

12

2787

неверным

13

9308

поначалутоже

14

4403

12|21

15

3789

41|14

16

400

34|43

Самостоятельные (зачетные) работы по русскому языку в 7 классе по теме «Причастие»

Работа 1.

ПРИЧАСТИЕ. Причастие как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот.

ВАРИАНТ 1

1. Подчеркните причастия.

Светлый, позеленела, горевший, допечатав, сжатая, читая, зелёный, читающий, оберегаемый, осенний, брошенный, гонимый, красива, открыта, невинный, решена, безымянный, отвечающий.

2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж, число и род причастий, обозначьте их окончания. Выделите графически причастные обороты.

1) Ускользнувшая из рук рыба кажется всегда большой. 2) Сорвавшееся слово не догонишь на самом быстром ск..куне. 3) Журавль на засохш..м дереве гн..зда не св..вает. 4) Мятущ..юся душу успоко..т труд. 5) Не спрашивай брат у брата выросшего, куда он коня прав..т. 6) Люди восходящ..му солнцу покланяются. 7) Слово, идущ..е от сердца, согрева..т три зимы подряд. 8) От камня, брошенн..го другом, боль сильнее. 9) Заходящ..е солнце косо смотр..т на восходящ..ю луну.

(Пословицы)

3. Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1) Серебрится слабо озаряемая река луной.

2) Засеянные поля пшеницей дали дружные всходы.

3) Лежащая книга на столе уже прочитана.

4) Из освещенных окон солнцем неслись звуки музыки.

4. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Укажите синтаксическую роль причастий.

Сколько сто..т хлеб? Рязанскому юноше спасш..му от огня хлебн..е поле он сто..л ж..зни.

Ш..роко извес.ны имена школьников пренебрегавших опасностью и вступавш..х в борьбу за хлеб со стихией.

Пал на обуглившейся ниве калининский мальчик Гена Воронов. Газета «Пионерская правда» ра..сказывавшая о делах ребят писала об отважн..м поступк.. школьника из Смоленской области Васи Богомолова поднявш..м на борьбу с огнём за хлеб всё село.

Нет н..чего горше и обиднее, чем боль нан..сённ..я хлебу. В хлебе заключена ж..знь. Нельзя ув..жать человека не ценящ..го хлеб. К каждому кол..ску подобранному в пол., к булк.. в школьн..й ст..ловой должно быть бережн..е отношение. (Из газеты)

Работа 1.

ПРИЧАСТИЕ. Причастие как часть речи. Правописание гласных

в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот

ВАРИАНТ 2

1. Подчеркните причастия.

Изученный, неожиданный, песчаный, свернувшись, сваренный, выученный, учёный, упавший, исписана, аккуратна, похожий, закрыта, летящий, видимый, одеваемая, растворив, зелёный, одарённый, думающий.

2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите падеж, число и род причастий, обозначьте их окончания. Выделите графически причастные обороты.

1) Солнце уже спряталось, и на цветущ..й ржи растянулись вечерние тени. (А. Чехов) 2) Всё смешалось в один звук, продол-жавш..йся минуты две. (А. Чехов) 3) яблонями. (И. Тургенев) 5) Широкое сугробистое поле так и алело под лучами поднявшегося солнца. (А. Эртелъ) 6) Это мелкий дождик сеет на зацветш..ю с.рень. (А. Ахматова) 7) Чайки плещ..тся в пене набежавш..й волны. (Н. Рубцов) 8) Над пожелтевшими садами чуть заметно зажглись звёзды. (Л. Толстой) 9) Частые раскаты грома, сливающееся в (не)прерывный гул, предвещают град. (Нар. примета)

3. Найдите ошибки и запишите предложения в исправленном виде.

1) Смотревший охотник с берега удивлённо протирал глаза.

2) Едва видимая тропинка во мгле сбегает к реке.

3) Не освещенные горы солнцем выделялись на посветлевшем небе.

4) Осенью часто мы видим тихо падающие жёлтые листья на землю.

4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Укажите синтаксическую роль причастий.

К.Паустовский писатель пользующейся признанием совр..ме(н,нн)иков. Он пытался разрешить коре(н,нн)ые проблемы ж..зни волнующ..е человека. Проблемы смысла ж..зни счастья и творчества. Он выраб..тал своеобразный «эталон» ж.-зни вобравш..й всю красоту и значительность мира. Паустовский открыл перед читателем мир в его первозданной свежеет., и чистоте очищенн..й от наноси..го будничн..го.

Каждой строкой своих произведений Паустовский обращается к читателям Всё вокруг вас полно поэзией любите её!

(По Е. Клепиковой)

Работа № 2

Действительные и страдательные причастия. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

ВАРИАНТ 1

1. Подчеркните страдательные причастия.

Плавающий, читавший, распиленный, разбитый, решаемый, любящий, мешавший, решённый, хранимый, засеянный, нёсший.

2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий. Обоснуйте выбор букв, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

Колеблющийся флаг ( )

строящийся дом ( )

освеща..мый фонарём ( )

бор. .щийся за свободу ( )

завис.мое слово ( )

слыш..мый звук ( )

3. Образуйте от данных ниже глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

Сморщить (лоб) — причесать (волосы) —

накрасить (ресницы) — обидеть (взгляд) —

усыпать (веснушками) _ заспать (лицо) —

потерять (взгляд) — затуманить (очи) —

4. Работа с текстом.

(1)»Берёзовая роща» Куинджи явля..щ..яся одним из лучших п..йзажей в русской живописи привлекает своим композицио(н,нн)ым решением. (2)К..ртина пор..жает радос(?)ным мировосприятием. (З)Всё в ней построено на контрасте цветовых пятен осв..щённых и неосвещённых мест. (4)Привл..кает внимание густая х..лодная тень ш..рокой пол..сой заполняющая передний план к..ртины. (5)3ат..мнённые стволы берёз расположенные по бокам к..ртины подчеркивают яркость осв..щённ..й солнцем поляны покрыт..й ковром з..лене..щей сочной травы.

Выполните задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Над всеми причастиями надпишите, действительное это причастие (д) или страдательное (с).

Работа № 2

Действительные и страдательные причастия. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

ВАРИАНТ 2

1. Подчеркните страдательные причастия.

Приученный, подгоревший, обижающийся, обожаемый, глядящий, мечтавший, думающий, умываемая, сжата, исписанная, распиленный.

2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы причастий. Обоснуйте выбор вставленных букв, записывая рядом с причастиями глаголы, от которых они образованы.

Вяж. .щий фрукт ( )

освеща..мые лампой ( )

кле..щий обои ( )

немысл..мые усилия ( )

дыш..щий свободно ( )

выпускаемый ежемесячно ( )

3. Образуйте от данных ниже глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

Взволновать (море) — сощурить (глаза) —

разлохматить (волосы) — сосредоточить (взгляд) —

задрать (кверху нос) — нахмурить (брови) —

испугать (взгляд) — измучить (взгляд) —

4. Работа с текстом.

(1)Я ш..л лесом. (2)Впереди ст..яла чуть выд..вавш..яся к дорог.. берёза вся прошит..я солнцем. (3)Трепещ..щая от тепла и лёгк..го освежа..щ..го дуновения происходящего в кроне берёза восх..щала своей осе(н,нн)ей красотой. (4)Вдруг я ул..вил еле елыш..мое движение замет..л св..тящ..йся в воздух.. листок.

(б)Медленно и торжественно пад..л он ц..плялся за изветр..нную кожу за отлом..нные сучки.

(По В. Астафьеву)

Выполните задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Над всеми причастиями надпишите, действительное это причастие (д) или страдательное (с).

Работа № 3

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия.

ВАРИАНТ 1

1. Раскройте скобки.

Гружё(н,нн)ый песком состав, вяза(н,нн)ая шапочка, задача реше(н,нн)а, жела(н,нн)ый гость, жаре(н,нн)ая рыба, асфальтирова(н,нн)ая дорожка, прочита(н,нн)ая книга, лакирова(н,нн)ые туфли, ране(н,нн)ый пулей боец, запрещё(н,нн)ый приём, сгущё(н,нн)ое молоко, непокраше(н,нн)ый пол, жаре(н,нн)ая в сметане картошка, ошибка исправле(н,нн)а, нескоше(н,нн)ое сено, письмо получе(н,нн)о, ране(н,нн)ое сердце, обещание исполне(н,нн)о.

2. Раскройте скобки. Над причастиями надпишите прич. Над прилагательными — прил.

Девочка воспита(н,нн)а в строгости; девочка воспита(н,нн)а; дети рассея(н,нн)ы; семена рассея(н,нн)ы; поле засея(н,нн)о; ботинки вычище(н,нн)ы; вещь потеря(н,нн)а; дети дисциплинирова(н,нн)ы; болты закруче(н,нн)ы.

3. Работа с текстом.

(1)Хорош.. и кр..сив чистый сосновый бор. (2)Опавш..й прошлогодн..й хвоею украш..(н,нн)а земля. (З)Через малонаезж..(н,нн)ую песча(н,нн)ую д..рогу протянулись дли(н,нн)ые узластые корни. (4)Седым мягким мохом пор..ели (не)высокие кочки. (б)Кое(где) можно заметить зелене..щие листочки брусники. (б)Через высокие унёсш..еся в небо зелё(н,нн)ые в..ршины пробиваются такие жела(н,нн)ые лучи солнца. (7)Пахн..т смолой и землёю.

(8)Хорош.. и подр..ста..щий мелкий сосновый бор. (9)Одна к одной жмут..ся мол..дые сосенки покрыт..е зелё(н,нн)ой хвоею.

(10)В т..ни этих деревьев в..сною и летом нужно искать грибы. (11)Ра(н,нн)..й в..сною здесь р..стут сморчки а летом — кр..сивые ж.. лтые рыж. .ки.

(12)На б..лотистых местах покрытых кочками р..стёт низк..росл..я б..лотная трава. (13)Идёш.. по такому сосновому бору — (не) видно конца-края осып..(н,нн)ым дозрева..щ..й клюквой моховым кочкам. (14)То и дело выпархивают из(под) ног б..лотные белые куропатки с..рвёт..ся пол..тит тяж..лый глухарь. (По И. Соколову-Микитову)

Выполните задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Среди предложений 9—11 найдите причастие, выпишите и проведите его морфемный и морфологический разбор.

4. Среди предложений 4—7 найдите предложение с причастным оборотом. Разберите по членам это предложение.

Работа № 3

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия.

ВАРИАНТ 2

1. Раскройте скобки.

Растворё(н,нн)ое окно, сорва(н,нн)ый цветок, вяза(н,нн)ый бабушкой, мочё(н,нн)ые яблоки, непокраше(н,нн)ый пол, асфальтирова(н,нн)ое шоссе, правило изуче(н,нн)о, изране(н,нн)ый воин, вспаха(н,нн)ое поле, варё(н,нн)ая рыба, кипячё(н,нн)ая в кастрюле, решё(н,нн)ый пример, трава скоше(н,нн)а, излома(н,нн)ая изгородь, некоше(н,нн)ая трава, несвяза(н,нн)ая кофта, сочинение провере(н,нн)о, смышлё(н,нн)ый ученик.

2. Раскройте скобки. Над причастиями надпишите прич., над прилагательными — прил.

Девочка взволнова(н,нн)а; сестра взволнова(н,нн)а последними событиями; комиссия образова(н,нн)а вчера; девочка хорошо образова(н,нн)а; дети рассея(н,нн)ы; актриса сдержа(н,нн)а; варежка потеря(н,нн)а.

3. Работа с текстом.

(1)Велел Иван Калита обнести стольный город деревя(н,нн)ой крепостью. (2)Возвед..(н,нн)а она была из дуба. (3)Отб..рались самые крепкие — кремлёвые — брёвна. (4)Поэтому укрепления состоящ..е из утолщё(н,нн)ых стен с башнями-стрельницами стали называться кремлём.

(5)При внук.. Ивана Калиты князе Дмитрии Ивановиче Донском вокруг гор..да выстроили из обтёс..(н,нн)ых известковых глыб мощн..ю крепость с толстыми и высокими стенами и выступающими вперёд девятью башнями. (6)В три неприступные линии без малого в два километра дли(н,нн)ою встал новый Кремль и н..дёжно огр..дил Москву от (не)приятеля. (7)По верху стен и стрельниц были устро..(н,нн)ы боевые площадки. (8)С боевых площадок в случае вражь..го приступа сподручно было вести прицельный огонь и д..ржать оборону.

(9)С тех пор стала зват..ся Москва Бел..каме(н,нн)ой.

(По В. Соловьёву)

Выполните задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Озаглавьте текст.

3. Среди предложений 7—9 найдите причастие, выпишите и проведите его морфемный и морфологический разбор.

4. Среди предложений 1—4 найдите предложение с причастным оборотом. Разберите это предложение по членам.

Работа № 4

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Б и Б после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени .

ВАРИАНТ 1

1. Раскройте скобки.

Книга (не)прочитана, (не)доумевающий взгляд, (не)вспаханное поле, (не)сделанная вовремя работа, письмо (не)отправлено, (не)прекращающийся дождь; (не)увядшие, а свежие цветы; (незакрытая форточка, никем (не)тронутый завтрак, (не)приученный к труду, никого (не)уважающий, (не)изменяемая часть речи, поле (не)вспахано, (не)исправленная ошибка, ещё (не)хоженые дороги, (не)признающий никаких препятствий, (не)увлечена ничем.

2. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора букв Ё—Е после шипящих в суффиксах причастий.

Сберечь — привлечь —

испортить — ограничить —

лишить — подстричь —

увлечь —

3. Работа с текстом.

(1)Горы ещё (не)освещ..(н,нн)ые солнцем выделялись на посв..тлевш..м небе. (2)На тёмн..м фон., гор покрытых дремучими лесами проносились клочья тумана. (З)Река Лена (не)сков..(н,нн)ая льдом мрачно к..тила свои свинц..вые воды. (4)Х..лодный ветер (не)прогнавший остатки ноч(?)ного тумана забирался под одежду.

(5)Вдруг на в..ршин.. (не)большого утёса вспыхнули и засветились в..рхушки листве(н,нн)иц ещё (не)пот..рявш..х игл. (б)Первый луч (не)взошедш..го а только проснувшегося солнца к..снулся утёса. (7)(Не)взошедшее солнце посылал., нам свои лучи. (8)Но земля пока была (не)освещ..(н,нн)а.

(По И. Соколову-Микитову)

Выполните задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Напишите о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. Свой рассказ проиллюстрируйте примерами из текста. При необходимости добавьте свои примеры.

Работа № 4

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Буквы Е и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

ВАРИАНТ 2

1. Раскройте скобки.

(Не)засеянное поле, параграф (не)изучен, (не)навидящий взгляд, (не)прекращающийся дождь; (не)убранное, а скошенное сено; (не)написанное мною сочинение, (не)закрытое окно, ещё (не) созревшая рожь, (не)подкреплённые делом слова, (не)выученные правила, (не)выполненное в срок задание, (не)мигающий взгляд, (не)выкрашенный подоконник, книга (не)прочитана, задание (не) выполнено, (не)замерзающий зимой ручей, (не)признанный современниками писатель, (не)доумевающим взглядом.

2. От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора букв Ё—Е после шипящих в суффиксах причастий.

Испечь — очистить —

закрутить — вырастить —

сжечь — осветить —

закоптить —

3. Работа с текстом.

(1)Сквозь (не)занавеш..(н,нн)ое а только чуть приоткрытое окно Семёнов выгл..нул в сад.

(2)Слабая утре(н,нн)..я заря исчерче(н,нн)ая ч..рными в..твями деревьев постепенно роз..вела. (З)Огромный (не) ухож..(н,нн)ый сад звал на свои тр..пинки.

(4)Семёнов знал все уголки детства в этом запущ..(н,нн)ом но дорогом его сер..цу саду. (5)Вот старая разлапист..я яблоня, её паданцы были его излюбл..(н,нн)ым лакомством. (6)А вот и (не)глубокий овраг, заполн..(н,нн)ый черёмушником.

(7)3десь, в р..дных краях, зар..дилась его ю(н,нн)ая ещё (не) осозн..(н,нн)ая любовь к природе здесь открывался ему (необозримый мир трав и цветов.

(8)Живучи и (не)истребимы (не)тле(н,нн)ы воспом..нания детства!

(По А. Алдан-Семёнову)

Выполните задания

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

2. Напишите о слитном и раздельном написании НЕ с причастиями. Свой рассказ проиллюстрируйте примерами из текста. При необходимости добавьте свои примеры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *