Поморская древлеправославная церковь

Краткая история Древлеправославной Поморской Церкви ДПЦ самоопределилась после Никоновых реформ сер. 17 в. сохраняя чины и традиции древлецерковного благочестия. Большую роль в становлении ДПЦ сыграли соборы в Соловецком мон. в 1658 г. и в Куржецкой обители в 1656 г., с решениями которого выразили согласие многие епископы, архимандриты, игумены, протопопы, не согласные с церковными реформами патриарха Никона. Собор вынес решение твердо соблюдать устои древлеправославия. На этом же соборе епископ Павел Коломенский на вопрос об угасании священства сформулировал основу беспоповства — «в вас самех есть мужие священноиноцы и иноцы, простии благоочестивии мужие, боящиеся Бога. Сами себе опасно и безбедно соблюдают, могут и приходящих к ним пользовать и помогати в приключившихся нуждах» (Щит Веры. 1913). Но упорство людей в сопротивлении реформам вызвало волну преследований и казней, скрываясь от которых бежали на Дон, в Сибирь, Керженец, Стародубье, где основывались скиты.Особую притягательность имел древний центр духовности — Русский Север. Большой вклад в сохранение Старой Веры внесли такие северные монастыри как Сунарецкий скит, Куржецкая обитель, Саразерский скит, Палеостровский мон. и др. Самым авторитетным являлся Соловецкий монастырь, который категорически не принимал новых реформ. Монастырь неоднократно разорялся, монахи подвергались казням, но сопротивление продолжалось вплоть до взятия монастыря царскими войсками в 1676 г. Однако те, кто сумели бежать от преследований, в Прионежье, на реке Выг основали новые скиты, на месте которых в 1694 г. братья Андрей и Симеон Мышецкие организовали обитель. Выговская киновия стала центром древлеправославия. Именно там утверждается право мирян проводить крещение и исповедь. По преданию, именно здесь были написаны «Дьяконовы ответы», по просьбе керженских старообрядцев-поповцев. Здесь же Андрей Дионисиевич в 1722 г. участвовал в создании «Поморских ответов» — первого ясного изложения взглядов старообрядчества.Хотя в старообрядчестве зарождались разногласия, но вплоть до середины XVIII в. они не были кардинальными. В начале XVIII в. исследовалась возможность восстановления иерархии, однако священства, которое отвечало бы всем требованиям обнаружено не было. После этого беспоповцы более не испытывали судьбу, «не восхищали утерянное по промыслу Божию». В поморском беспоповстве первоначально сомневались в законности совершения брака после «истребления истинного священства», однако со временем по примеру древней Церкви стали признавать церковное безсвященнословное благословение на брак и наставники начинают благословлять на брачное житие. На рубеже XVIII-XIX вв. в Москве в Покровской «Монинской» моленной при наставниках отцах Василии Емельянове и Гаврииле Скачкове окончательно сложился «чин брачного молитвословия» (т. е. порядок совершения брака у приемлющих этот институт беспоповцев). Однако и до этого времени подобные же чины (в которых опущены чисто иерейские молитвы) практиковались среди беспоповцев Вологды, Рыбинска, Саратова, Самары, Чугуева, Патриаршины (нынешний Орехово-Зуевский р-н Московской обл.). До 1909 г. нынешняя ДПЦ состояла из самостоятельных приходов-общин, центральных органов управления в ней не было, а соборы имели региональное значение и созывались не регулярно. В начале XX в. духовным центром поморцев становится Москва: в 1907 г. в Москве регистрируется община Токмакова пер. (официально именовавшаяся второй общиной Поморского брачного согласия). Храм в Токмаковой переулке становится всероссийским центром поморцев, в нем происходят соборы, съезды и формируются координационные органы.

А с чем вообще были связаны реформы в 17-м веке? С тем,что греки пришли и указали на »неточности» ;в то время как в каждой Церкви (Антиохийской,Иерусалимской,Греческой,Русской) были свои поместные традиции-в России об этом не знали.Так как Русская церковь была молодой ,то подчинилась авторитету Греческой.
Пришли бы из Антиохии,тоже сказали бы,что служите не так как надо и т.д.
Нѣчто о расколѣ въ Россійской церкви.
«1.
Христіанская вѣра торжественно введена въ Россію при св. великомъ князѣ Владимірѣ I, который крестился въ 988 году по Рождествѣ Христовѣ.

Церковь российская, принявъ свое начало отъ греческой церкви, приняла отъ оной и ученіе о христіанскомъ благочестіи, и іерархію, и всѣ чины и обряды Богослуженія.

Хотя въ мрачную годину татарскаго порабощенія Россіи появились (О хожденіи напр, по солнцу, былъ въ 1472 г. споръ у Геронтія, коломенскаго епископа, даже съ великимъ княземъ Іоанномъ III, который былъ увлеченъ въ ученіе, церковію не принятое ) и возрасли нѣсколько (Некоторые въ 1551 году хотѣли даже было утвердить оные соборомъ), а въ смутное время самозванцевъ получили и некоторую силу (Сами патріархи россійскіе нашлись въ недоумѣніи, когда греческіе патріархи стали имъ указывать на особенности сіи, какъ во всей православной греческой церкви неизвѣстныя и нетерпимыя) мнѣнія, составляющая нынѣ тѣ особенности, ради коихъ мнимые старообрядцы оставили великороссійскую церковь; но принимавшихъ и не принимавшихъ оные христианъ россійскихъ, между собою не разделяли (Изъ дѣяній напр. Стоглаваго собора видно, что въ Новгородѣ и Псковѣ аллилуіа произносимо было троекратно; однакоже новгородцевъ и псковитянъ москвитяне такъ не чуждались, какъ нынѣ чуждаются православныхъ раскольники). Bcѣ россійскіе христіане до времени патріарха Никона состояли при одной и той же церкви Христовой (Греческихъ патріхарховъ и другихъ іерарховь, пріѣзжавшихъ въ Россію и жившихъ въ Россіи, никогда не соглашавшихся на помянутыя особенности, никто изъ россіянъ не чуждался, всякъ принималъ отъ нихъ благословеніе), хотя иные изъ нихъ держались и помянутыхъ особенностей (Стоитъ только взглянуть въ т. 1-й, Собранія госуд. грамотъ и договоровъ, хранящихся въ Государственной коллегіи иностранныхъ дѣль, где показаны на печатяхъ разнообразныя сложенія перстовъ у рукъ благословляющихъ ).
4
Сіи особенности въ обычаяхъ, усилившаяся особенно после самозванцевъ, наконецъ вошли даже и въ некоторыя печатныя книги (Въ мнимо-Кириллову 1644г., въ учебную Псалтирь 1647 г., въ книгу о Вѣрѣ 1648 года), кои книги столь же разнообразились между собою, сколь разнообразныя попадались рукописи, съ коихъ печатались книги, по неискусству или злонамеренности переписчиковъ, или вернее: сколь разномысленны были надсмотрщики за печатаніемъ книгъ (Не только въ разныхъ книгахъ объ одномъ и томъ же напр. перстосложеніи писано различно, но даже однѣ и тѣ же книги, напр. Служебники разныхъ выходовъ, чрезъ пять лѣтъ при одномъ и томъ же патріархѣ Іосифѣ печатанных, не во всемъ согласны между собою).

Церковь россійская видела это, и для исправленія церковныхъ книгъ, для приведенія ихъ въ точное согласіе съ подлинниками греческими (Смотря на 2-й пунктъ сей статьи, надобно сказать, что тѣ книги славянскія правильнее, кои согласнее съ подлинниками греческими) принимала все возможныя, по времени и обстоятельствамъ меры, для чего
1) въ начале XVI века вызванъ былъ изъ Греціи ученый мужъ, монахъ Максимъ Грекъ (Ученикъ Флорентійскаго и Парижскаго университетовъ, сведущій въ еллинскомъ и славянскомъ языкахъ),
2) въ половине XVI века положено соборнымъ правиломъ озаботиться исправленіемъ книгъ, съ строгимъ воспрещеніемъ употреблять въ храмахъ неисправленныя книги (Въ 5-мъ вопросе Стоглава сказано: «Божественных книги писцы пишутъ (у насъ) съ неправленныхъ переводовъ, а записавъ, не правятъ же, опись въ описи прибываетъ и недописи, а чтецы не по правымъ тѣмъ книгамъ въ церквахъ Божіихъ чтутъ и поютъ, и учатся и пишутъ съ нихъ»).
3) все патріархи россійскіе преемственно имѣли тоже попеченіе (См. предисловіе къ Потребнику изданному при Филаретѣ; такъ же предисловіе въ Потребнику, изданному въ 1639 году при Іосифѣ), а при царѣ Алексіѣ Михайловичѣ и патріархъ Іосіфѣ былъ нарочно посыланъ въ Грецію строитель Сергіевой Лавры iepoмонахъ Арсеній Сухановъ для собранія книгъ, съ коими слѣдовало сообразить употреблявшіяся въ россійской церкви книги и между собою сдѣлавшіяся разногласными;
4) преемникъ патріарха Іосифа, патріархъ Никонъ, съ необыкновеннымъ умомъ и ревностію къ правовѣрію, пользуясь особеннымъ къ себѣ благоволеніемъ царя Алексія Михайловича, обратилъ всю свою дѣятельность на приведеніе того въ исполненіе, о чемъ такъ издавна и такъ много заботилась церковь россійская, т.-е. решительно исправить нити. Въ это время уже были всѣ нужныя пособія къ поправленью, какъ-то: знающіе языкъ греческій и языкъ славянскій, опытные въ древностяхъ церковныхъ, довольно собрано книгъ и рукописей (Изъ восточныхъ монастырей Афонской и Синайской горы доставлено въ Москву около пятисотъ древнихъ книгъ, изъ коихъ иныя писаны за 500, другія за 600 и 700 лѣтъ прежде тогдашняго времени, а одно Евангеліе за 1050 лѣтъ). Царь Алексій Михайловичъ въ 1654 году повелѣлъ собрать соборъ, пригласилъ вселенныхъ патріхарховъ (Вселенскіе патріархи присутствовали на соборѣ не въ 1654 г. Изд.), и въ присутствии всероссійскаго патріарха Никона поручилъ собору со всевозможнымъ тщаніемъ кончить дѣло исправленія книгъ, часто возобновляемое, но дотолѣ некончанное.

Державную волю благочестивѣйшаго государя соборъ (Разумѣется не соборъ 1654 г., а соборъ, составленный собственно для наблюденія за исправленіемъ книгъ, открывшій свои занятія въ 1656 г. Изд.) исполнилъ съ особливою точностію: церковныя книги были сверены съ древнѣйшими рукописями, съ вѣрнѣйшими греческими подлинниками, отъ погрешностей очищены, и наконецъ въ 1667 году на соборе (на которомъ патріархь Никонъ, преставшій управлять церковію еще въ 1660 году, лишенъ патріаршества) по воле государя Алексія Михайловича повелено отселе употреблять при церквахъ сіи исправленныя книги.

Но сей случай, обрадовавшій православную церковь россійскую, завистникамъ славы великаго патріарха, оскорбленнымъ твердостію его характера самочинникамъ, а наипаче невеждамъ корыстолюбивымъ и буйнымъ (Въ числѣ таковыхъ главные: протопопъ Аввакумъ, попъ Лазарь, Никита Пустосвятъ, дьяконъ Федоръ, Григорій Нероновъ и царевій духовникъ Стефанъ Вонифатьевъ) открылъ предлогъ отделиться отъ великороссійской церкви, свергнуть съ себя ея управленіе, съ собою отторгнуть некоторыхъ простодушныхъ и назвать себя для большаго обольщенія староверами и старообрядцами (Мнимые наши старообрядцы тѣми только обрядами разнятся отъ великороссіянъ православныхъ, кои появились въ Россіи по времени послѣ св. князя Владиміра, и о коихъ обрядахъ въ православной греческой церкви ни въ одномъ уставѣ, ни въ одвомъ церковномъ нынѣ писано не было. Напр. на какомъ соборѣ вселенскомъ, или какимъ православнымъ учителемъ — отцомъ греческой церкви было бы написано: ходить посолонь, слагать два, а не три персты для крестнаго знаменія, двоить аллилуіа, а не троить, въ брадѣ и усахъ образъ Божій полагать и проч.?). Такъ въ конце XVІІ века получилъ въ церкви российской начало расколъ, который по времени и обстоятельствамъ умножился и раздробился на многочисленный секты.

Въ настоящее время по Пермской губерніи изъ всехъ сектъ россійскаго раскола особенное на себя обращаетъ вниманіе поповщина.

Въ 1800 году состоялись Высочайше утвержденныя правила, по коимъ дозволено строить единоверческія церкви.

По симъ правиламъ все то дозволено, чемъ дорожитъ поповщина, т.-е. и книги, при патріархѣ Іосифѣ и до патріарха Никона напечатанныя, и обряды и обычаи, за древніе поповщиною признаваемые, какъ-то: хожденіе посолонь, сложеніе двухъ перстовъ для благословенія и моленія, служеніе на седми просфорахъ, небритіе брадъ и усовъ, и проч.

За всемъ темъ некоторые изъ поповщины не соглашаются принять церковь даже и на единоверческихъ правилахъ, за однимъ обстоятельствомъ: при единоверческой церкви не дозволено иметь беглыхъ поповъ, долженъ быть священникъ правильный, благословенный, въ вѣдѣніи епархіальнаго начальства состоящій.

Изъ вышеположеннаго явствуетъ, что
1) церковь великороссійская, церковь единоверческая и принадлежащие къ секте поповщины имеютъ одно и то же ученіе о вере, принимаютъ одинъ и тотъ же символъ веры, на первыхъ двухъ вселенскихъ соборахъ составленный, одни и те же седмь таинствъ, одни и те же седмь вселенскихъ и девять поместныхъ соборовъ — одно основаніе.
2)На таковомъ одномъ основаніи церковь великороссійская употребляетъ при богослуженіи исправленныя книги, церковь единоверческая неисправленныя, равно какъ и отщепенцы, принадлежащіе къ поповщине, — въ семъ отношеніи единоверческая церковь съ поповщиною совершенно одно.
3) Имея одне и те же богослужебныя книги, церковь единоверческая по правиламъ, въ техъ именно старопечатныхъ книгахъ положеннымъ, имеетъ у себя священство съ благословенія святителей великороссійскихъ; но поповщина вопреки и симъ своимъ книгамъ (Смотр. Законникъ правилъ сокращенныхъ л. 149 и 154. Здѣсь упоминаются отлученные, въ числѣ коихъ должно разуметь не тѣхъ, кои при церкви состоятъ и управляются по правиламъ церкви, а конечно тѣхъ, кои соборомъ церкви отъ церкви отлучены, или по своей волѣ сами себя отлучили. Или на обор. л. 57. о духовномъ же служеніи и проч.), единомысленно съ единоверческою церковію пріемлемымъ, не хочетъ иметь благословенныхъ священниковъ, и домогается бѣглыхъ, независимыхъ отъ іерархіи великороссійской, вопреки духу первенствующей церкви апостольской (1 Тимоф. гл. 3), вопреки правиламъ святыхъ вселенскихъ и поместныхъ соборовъ (Собор. Антіох. прав. 5; 4-го Вселенскаго 4), вопреки древле-грекороссійской церкви (Древле-грекороссійская церковь никогда безъ іерархіи не была).
4) Итакъ не вѣра разделяетъ мнимыхъ старообрядцевъ отъ великороссійской церкви, ибо вера ихъ со всею православною грекороссійскою церковію въ основаніи своемъ одна; не обряды препятствуютъ имъ соединиться съ россійскою церковію, ибо въ россійской единоверческой церкви точь въ точь те же соблюдаются обряды, какіе и у мнимыхъ старообрядцевъ; а одно желаніе или остаться безъ управленія церковнаго по примеру не древнихъ, а недавно, именно съ небольшимъ за 150 летъ, отторгшихся отъ церкви самочинниковъ, или иметь свою іерархію, никакими законами гражданскими, никакими правилами соборными, ни однимъ словомъ ученія евангельскаго не дозволяемую. Это подтверждается между прочимъ и тѣмъ, что они, мнимые старообрядцы, въ просьбахъ своихъ никогда не ссылаются на соборныя правила, а указываютъ только на однихъ предковъ, и то не упоминая ихъ именъ.
5) Они, мнимые старообрядцы, ссылаются въ упорстве своемъ на свою совесть и на свои чувствованія; но и совесть ихъ и чувствованія, при малейшемъ безпристрастіи къ делу, найдутъ себе удовлетворительное успокоеніе въ присоединении къ церкви:
а) они, присоединясь къ церкви, будуть иметъ священниковъ не отъ другой какой, а отъ той же самой церкви, отъ которой и теперь убегшихъ принимаютъ, т.е. отъ великороссійкой, съ которою они, какъ выше показано, по основанію единоверны;
б) они, присоединясь къ церкви, если захотятъ, могутъ иметь священниковъ не по другимъ какимъ, а по темъ же самымъ книгамъ служащихъ, по коимъ книгамъ служать и кои чины и обряды наблюдаютъ и своевольно перебѣгшіе къ нимъ попы: въ удостовѣреніе — предъ ихъ глазами единообрядная съ ними церковь единоверческая Спасская (Въ Екатеринбургѣ. Открыта въ 1805 г. Изд.) напр., Сосновская (Рождества Богородицы въ селѣ Сосновскомъ. Откр. 1832г. Изд.), Неволинская (Спасо-Никольская въ Неволинскомъ. Откр. 1829 г. Изд.) и проч.;
в) они, принявъ таковое богослуженіе въ освященныхъ по правиламъ храмахъ, при благословенныхъ священникахъ вступятъ действительно на стезю техъ благодатныхъ предковъ своихъ, кои составляли церковь древле-грекороссійскую, кои повиновались монархамъ россійскимъ и въ дѣлѣ спасенія водились Духомъ Божіимь чрезъ іерарховъ россійскихъ, следовали примеру святыхъ, никогда отъ церкви не отделявшихся, держались св. Евангелія Христова паче всего, по крайнему и точному разумѣнію онаго, св. отцами церкви засвидетельствованному…» (Стр. 35-42).
АРКАДІЙ АРХІЕПИСКОПЪ ПЕРМСКІЙ И ПЕТРОЗАВОДСКІЙ; НЕКОТОРЫЯ ЕГО СОЧИНЕНІЯ ПРОТИВЪ РАСКОЛА; Н. СУББОТИНА; МОСКВА; ТИПОГРАФІЯ Э. ЛИССНЕРА и Ю. РОМАНА, Воздвиженска, Крестовоздвиженскій пеρ., д. Лисснера; 1890.

На протяжении нескольких веков староверы были гонимы и соответственно лишены возможности иметь свои печатные издания. Все изменилось после Высочайшего манифеста 1905 года даровавшего древлеправославным христианам свободу, чем они воспользовались и уже более века имеют различные средства массовой информации.
Все СМИ в т.ч. старообрядческие могут быть периодическими, непериодическими, разовыми, регулярными и делятся на газеты, журналы, инфомационные вестники и бюллетни, к которым в последнее время добавились электронные средства массовой информации.
После Церковного раскола 1666 года среди хранителей Старой Веры образовалось несколько согласий и течений объединенных в соответствующие Церкви что нашло свое отражение в старообрядческих СМИ, которые могут принадлежать и выражать точку зрения только одного согласия и Церкви, а могут быть и общестарообрядческими в которых объеденина информация двух и более старообрядческих толков. Так же СМИ принадлежащие одному согласию, могут на своих страницах публиковать материалы о жизни других согласий и Церквей, показывая существующую разницу и противоречия утверждая среди своей паствы учение Церкви.
Исторически сложилось так, что в Латвии проживают староверы-беспоповцы поморского согласия объединеные в Древлеправославную Поморскую Церковь, соответственно и старообрядческие СМИ в Латвии преимущественно являются поморскими, кроме двух известных случаев.
Особое, наиболее важное место среди староверческих СМИ занимают календари, без которых на сегодняшний день невозможно представить жизнь староверов, хотя за годы своего существования они выходили в свет не всегда регулярно. Стабильно календарь начинает выходить с 1954 года.
Первый известный истории календарь был издан на 1911 — 1912 годы еще в Российской империи и назывался Старообрядческий адрес-календарь.
Следующий календарь вышел в свет только через 10 лет на 1923 год и назывался Календарь-справочник старообрядцев в Латвии. Данный календарь был отпечатан в Латвийской республике, а издателем стал Центральный комитет по делам старообрядцев Латвии.
Затем наступил 3-х летний перерыв в издании календаря и в конце 1926 года, он выходит под новым названием — Старообрядческий календарь на 1927 год. Календарь был издан председателем Духовной Комиссии старообрядцев Латвии, настоятелем Новостроенского храма г.Даугавпилса, о.Авдеем Иосифовичем Екимовым. В последующем А.И.Екимов издал 5 календарей: на 1927, 1928, 1929, 1930 и 1931 годы. Необходимо отметить что Старообрядческий календарь на 1928 год (год издания второй) значится как «Издание Центрального Комитета по делам старообрядцев Латвии и Общества распространения знаний среди старообрядцев Латвии под редакцией наставника А.И.Екимова».
Следующий календарь был уже издан в Риге Гребенщиковской общиной в 1935 году и назывался Древлеправославный календарь на 1936 год. Календарь на 1936 год вышел в свет под редакцией наставника о.Льва Сергеевича Мурникова и Ивана Никифоровича Заволоко.
После нескольких благополучных лет для календаря наступили в 1940 году трудные времена. Включение Латвии в состав Советского Союза, вторая мировая война затруднили выпуск календаря. Но даже в годы фашистской оккупации Рижская Гребенщиковская община издала два календаря на 1943 и 44 годы.
Следующий календарь выходит только в 1949 году, а уже регулярное его издание начинается с 1954 года. За эти годы годы над календарем работали многие известные деятели Поморского староверия – Иван Ульянович Ваконья, Даниил Давыдович Михайлов, Лаврентий Силыч Михайлов. По возвращении из ссылки возобновил работу в редакции Календаря И.Н.Заволоко. За этот период, под руководством выдающихся староверов-поморцев в Календаре были накоплены богатые издательские традиции. Календарь окормлял староверов Древлеправославной Поморской Церкви во всем мире и издавался в Риге. Основным издателем все эти годы была Гребенщиковская община к которой в последующем, в разные годы добавились соиздатели в лице Высшего Старообрядческого Совета Литвы, Поморской и Преображенской Московских общин, Старообрядческой общины г.Ленинграда.
Долгие годы Календарь был единым, с редакцией в Риге, но начиная с 1996 года Календарь начинает размножаться делением. В России стали издавать свой календарь как поморцы, так и федосеевцы, а события произошедшие в Латвийском староверии так же привели к изданию двух календарей один из которых издавался Центральным Советом избранным на Гривском Соборе 1995 года, хотя официально издателем значилась 1-я Даугавпилсская община и назывался Старообрядческий Церковный календарь.
Другой календарь под названием Старообрядческий Поморский Церковный календарь издавала Гребенщиковская община. После очередной смены власти в общине календарь прекратил свое существование. Последним календарем стал календарь на 2001 год.
Календарь же издаваемый 1-ой Даугавпилсской общиной так же прекратил свое существование в 2001 году по причине объединения с календарем издаваемым российскими староверами.
В прошлом году был издан Древлеправославный календарь на 2008 год. Выход в свет Древлеправославного календаря на 2008 год восстановил временно прерванную традицию издания Календарей с редакцией в Риге. Соиздателями Древлеправославного Календаря являются региональные старообрядческие центры Эстонии, Литвы и Польши, а так же Рижская Поморская Богоявленская старообрядческая община, Староверческое общество им.И.Н.Заволоко и Общество культуры и развития староверов Эстонии.
За эти годы выработалась структура календаря. Все упомянутые календари имеют один обязательный раздел – месяцослов, который и определил название издания – Календарь. Обязательными разделами являются алфавитный перечень имен святых, большинство календарей содержат Устав соборной службы на воскресные и праздничные дни, а так же необходимые повседневные молитвы. Другие разделы Календарей наполнены исторической информацией и текущей о происходящих событиях, поучениями и наставлениями отцов церкви. В некоторых первых календарях имеются материалы сельскохозяйственной тематики.
За годы выхода в свет Календарь стал для староверов основным источником необходимой информации, а вся подшивка является по своей сути энциклопедией поморского староверия.
Помимо Календарей в разное время инициативные староверы предпринимали различные, многочисленные попытки создания староверческих СМИ. Некоторые из них ограничивались только одним номером, другие выходили и выходят на протяжении нескольких лет, какие то издания прекращали свое существование по объективным и не очень объективным причинам.
Наиболее активно староверческие СМИ издавались во времена I-ой Латвийской Республики, а так же перед падением коммунистического режима и после востановления Латвией своей независимости.
Во время I-ой Латвийской Республики основным видом староверческих средств массовой информации были журналы или издания журнального типа. Формат изданий был различный от А4 до В5. Газет как таковых в то время не было.

Староверческие Поморские СМИ
времен I-ой Латвийской Республики

Старообрядческий мир – печатный орган Центрального Комитета по делам старообрядцев Латвии. Вышел 31 декабря 1924 года в городе Двинске (ныне г. Даугавпилс). Ответственным редактором значится Стефан Родионович Кириллов.
Родная старина – староверческий исторический вестник посвященный вопросам религиозно-нравственного и национального просвещения. Издавался рижским Кружком ревнителей русской старины с 1927 года по 1933. Ответственным редактором значится А.Р.Смейльс, но фактическим редактором был И.Н.Заволоко. Вышло 13 номеров в 12 выпусках.
Вестник Совета старообрядческих соборов и съездов в Латвии – информационное издание Совета старообрядческих соборов и съездов в Латвии. (Совет старообрядческих соборов и съездов в Латвии был основан в г.Двинске в 1929 году, председателем совета был Стефан Родионович Кириллов). Первый номер Вестника вышел в 1931 году, второй и третий в 1932 году. К третьему номеру приложением был выпущен календарь на 1933 год. Редактором Вестника являлся Арсений Иванович Формаков (1900-1983 гг.).
Старая вера – староверческий религиозно-нравственный вестник Певческого староверческого общества в Латвии, основанного в октябре 1932 года. Создателем Певческого староверческого общества, а так же вестника и его ответственным редактором и автором многих статей являлся Порфирий Феодорович Фадеев (1904-1964гг.). Объявленной редакцией целью Вестника было: «Послужить во благо церкви Христовой и религиозному просвещению среди родного нам Староверия». Вестник печатался в типографии П.Ф.Фадеева. Всего изданно пять номеров.
Наставник – духовный орган старообрядцев в Латвии издавался в 1937 году Советом Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Ответственный представитель издания был В.Г.Кудрячев, редактор И.У.Ваконья. Всего изданно три номера.
Это известные староверческие средства массовой информации времен I-ой Латвийской Республики. Находясь под коммунистическим и атеистическим гнетом Советского Союза единственным возможным староверческим изданием был Календарь, о котором сказанно выше. Но как только режим стал слабеть, староверы в начале 90-х годов стали активно создавать новые староверческие СМИ. Этот период продолжается до сего дня. За это время в основном издавались газеты, как более доступный и более дешевый вариант печатного слова. Особенно богато на газеты получилось последнее 10-ти летие. Так же в это время предпринимались попытки издавать и журналы.

Староверческие Поморские СМИ времен
II-ой Латвийской Республики

Бюллетень Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии – информационный вестник Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии (ЦС ДПЦЛ). (ЦС ДПЦЛ был создан в феврале 1989 года, на съезде представителей старообрядческих общин Латвии, как духовный центр Латвийского староверия.) Первый номер Бюллетня вышел в феврале 1989 года. Всего изданно шесть номеров.
Златоструй – старообрядческий журнал, издаваемый Рижской Гребенщиковской старообрядческой общиной. Первый номер журнала был издан в 1990 году, а второй в 1992. Главный редактор журнала – И.И.Миролюбов, ответственный секретарь –М.Б.Пашинин. Еще один, третий номер журнала вышел в 2000 году под редакцией Б.И.Миролюбова.
Старовер – информационный вестник Центрального Совета и Духовного Суда Древлеправославной Поморской Церкви Латвии избранных на Гривском Соборе в июле 1995 года. Первый номер под названием – Информационный вестник Центрального Совета и Духовного Суда Древлеправославной Поморской Церкви Латвии – вышел в свет в августе 1995 года. Со второго номера издавался под названием – Старовер. Выходил не регулярно. Последним является 16 номер изданный в июле 2002 года, который вышел под новым названием — Староверец.
Поморский Вестник («ПВ»)– издание Старообрядческого общества Латвии газетно-журнального формата. В настоящее время позиционирует себя как журнал. Учредителями Поморского Вестника являются Рижская Гребенщиковская старообрядческая община и Старообрядческое общество Латвии. Пробный выпуск вышел в свет в мае 1999 года и назывался — Камо грядеши. Первый номер «ПВ» был издан в августе того же года. По некоторым причинам в 2002 году выход Поморского Вестника прекратился, но возобновился в 2003 году. Формат издания А4. Первым редактором с 1999 года по 2001 был С.П.Пичугин, с 2003 года редактором является И.И.Иванов, один номер выпускающим редактором был А.Т.Емельянов.
В оформлении издания, особенно в последних номерах, присутствуют элементы не свойственные как поморским, староверческим, так и до раскольным издательским традициям. Некоторые материалы, особенно зрительного ряда пропагандируют идеи и образы чуждые Поморскому староверию и учению Древлеправославной Поморской Церкви.
За время своего издания Поморский Вестник, особенно в первых номерах, уделял значительное внимание происходящим в Гребенщиковской общине конфликтам и скандалам, которые судя по всему становятся перманентными. Скандалы Гребенщиковской общины Поморский Вестник показывал однобоко, освещая происходящие события только с позиций одной из конфликтующих сторон.
Перезвоны – газета Латгальского старообрядческого общества. Единственный номер формата А3 был полностью цветным и вышел в августе 1999 года.
Щит веры – газетное издание молодых причетников Даугавпилсской 1-й Новостроенской общины. Издавался с весны 2000 года. Всего вышло в свет 13-ть номеров, последний номер был издан в апреле 2005 года. Формат издания А4. В настоящее время не издается.
Информационный выпуск Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии – издание Редакционно-издательского отдела ЦС ДПЦЛ для старообрядческих общин Латвии, в нем предлагается официальная информация о работе Центрального Совета. Выпуск №1 вышел в 2005 г., а в 2006 году вышел второй номер.
Меч духовный – старообрядческая периодическая газета, издаваемая староверческим обществом им. И.Н. Заволоко с сентября 2000 года. Формат А3, в черно-белом варианте, на данный момент издано 27 номеров. Редакция старается по возможности придерживаться ежеквартального выпука в свет очередной газеты. Редактор – Петр Алексеев. Большинство номеров газеты изданы при поддержке Секретариата министра по особым поручениям по делам общественной интеграции.
За годы своего выхода в свет Меч духовный стал известен во многих странах где проживают не только староверы, но и интересующиеся и изучающие историю и культуру староверов.
Более десяти последних лет поморские старообрядческие СМИ в Латвии выходили в трудное для древлеправославных христиан время. За этот период были предприняты попытки увести крупнейшую старообрядческую поморскую общину под крыло патриаршей церкви (по староверческой терминологии – никонианской), а один из наставников общины открыто перешел на служение в Лоно Московской Патриархии. Соответственно, староверческие СМИ, которые находились в тот период под контролем сторонников коренных изменений в Поморском староверии Латвии могут содержать в себе идеи и пропаганду чуждые Древлеправославной Поморской церкви. Эти издания требуют к себе повышеного внимания чтобы отличить учение Древлеправославной Поморской Церкви от псевдопоморского. Изданиями возможно содержащими псевдопоморское учение могут быть номера Поморского вестника издававшегося на рубеже ХХ и ХIХ веков, а так же третий номер журнала Златоструй. Основная опасность может заключаться в том, что издатели продолжали позиционировать себя поморцами, а неподготовленный читатель может незаметить подвоха. По этому некотоым изданиям последних лет можно и нужно давать более развернутую характеристику, нежели та которая дана в этом докладе.

Общестарообрядческие СМИ

Старая Русь – старообрядческий двухнедельный иллюстрированный журнал. Пробный номер журнала вышел в декабре 1911 года. Издавался в Риге. Издателями было заявлено, что журнал будет выходить 1 и 15 числа каждого месяца и «явится прогрессивным органом современного старообрядчества, объединенного на культурной почве». Над журналом работали представители всех старообрядческих согласий, среди сотрудников и авторов журнала были профессор Н.К.Каптерев, И.А.Кирилов, А.С.Пругавин, С.П.Мельгунов, известные староверы-поморцы: Н.П.Ануфреев, В.З.Яксанов, А.И.Волович (рижский старовер – выполнял обязанности секретаря), И.У.Ваконья и др. Редактором-издателем журнала был Е.Т.Поспелов. Последним журналом стал объединенный номер № 15-16-17, который вышел в августе 1912 года.
На протяжении своей истории староверы сохраняли стойкость в Вере, но при этом являлись не только сторонниками технического прогресса, но и его проводниками. Конец ХХ и начало ХIХ века дали человечеству новые возможности, в т.ч. развития СМИ. Староверы не приминули использовать появившиеся шансы и создали в Интернете свои сайты.

Староверческие электронные средства массовой информации Латвии
Поморские сайты

Екабпилская Поморская старообрядческая община – сайт Екабпилской старообрядческой общины.Сайт в основном освещает жизнь общины, но имеется информация и о других общинах. Информация на странице доступна на 2-х языках – русском и латышском. Сайт создан при поддержке Екабпилсской городской думы.
Староверцы Даугавпилса – сайт 1-ой Новостроенской Даугавпилсской старообрядческой общины.Сайт создан по решению Совета Новостроенской Даугавпилсской старообрядческой общины, а в объявленных целях сказанно: «На нашей страничке будет представляться информация о всех важнейших событиях, которые произошли в Поморской Церкви Латвии, и о текущей жизни отдельных староверческих общин. Особенно же будет отражаться староверческая жизнь Даугавпилса. В этом богоспасаемом городе существует и действует шесть староверческих храмов: Гривский, Гайковский, Старофорштадский, Новостроенский, Юдовско-Малютинский и Нидеркунский». Информация на странице доступна русском языке.
Основная информация на сайте Староверцы Даугавпилса относится к 1-ой Новостроенской Даугавпилсской общине. В последнее время на портале стали появляться материалы Центрального Совета, информация об училище на базе Гребенщиковской общины, электронная версия последних номеров Поморского вестника в формате ПДФ. Материалы и информация о жизни других, пяти общин г.Даугавпилса на сайте отсутствует. Таким образом, можно говорить о том, что название сайта не соответствует размещенным на нем материалам, а так же объявленным целям особенно отражать староверческую жизнь Даугавпилса.
Старофорштадский Старообрядческий Николо-Покровский сайт г.Даугавпилса – домашняя страница Старофорштадской старообрядческой общины г.Даугавпилса.
Сайт в Интернете находился некоторый период, был небольшой по объему и представленному материалу. Вся информация была посвящена Старофорштадской общине. За весь период работы не обновлялся. Информация на сайте была доступна русском языке. В настоящее время больше не существует. Адрес сайта был — http://www.starover.lv/
Домашняя страница старообрядческого культурно-просветительского общества Беловодие.
Первый Латвийский староверческий сайт появившийся в Интернете. Содержит различную информацию касающуюся староверия, достаточно подробно рассказывает о жизни общества Беловодие, и проводимых им мероприятиях. Информация на сайте доступна русском языке.
Культурно-историческое наследие староверов Латгалии. Адрес сайта был — http://www.vecticibnieki.lv
Информация на сайте была доступна на 3-х языках – русском, латышском, английском. В настоящее время страница больше не существует.
Старовер-поморец — сайт Староверческого общества им.И.Н.Заволоко.Сайт находится во всемирной сети с 5 октября 2004 года. На странице размещена информация относящяяся к Поморскому староверию. Дается отчет о жизни общества им.Заволоко, о мероприятиях проводимых как самим обществом, так и о тех где участвуют представители общества. На сайте доступна электронная версия газеты Меч духовный издаваемой обществом им.Заволоко. Основной язык сайта – русский, но некоторые материалы доступны на латышском и английском языках.

Белокриницкий сайт

Екабпилсская старообрядческая община – сайт Екабпилской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии.
Старообрядческая община Белокриницкой иерархии в г.Екабпилсе образовалась в 2006 году, после того как наставник Екабпилсской Поморской общины принял белокриницкое священство. В Латвии исторически проживают староверы Поморского и Федосеевского упования и данный опыт белокриницкой общины в Латвии является единичным и разовым.
Сайт Екабпилской старообрядческой общины Белокриницкой иерархии – открылся 5 января 2008 года. Содержит минимальную информацию о белокриницких старообрядцах в т.ч. и о жизни своей общины. С материалами на странице можно ознакомиться только на русском языке.
Староверы – поморцы проживают по всему миру, но наиболее активно староверческие, поморские средства массовой информации создавались и продолжают создаваться в Латвии. Это является признанным фактом.

Петр Алексеев,
председатель Староверческого общества им.И.Н.Заволоко

Современное официальное наименование Христианской Православной Церкви. По вероисповедальной принадлежности придерживается Российского Православия, существующего до отступнических реформ патриарха Никона в сер. 17 века. Другие названия бывшие в 17 — 20 вв.: Восточная Соборная Церковь, Церковное общество Христиан-Поморцев, Старообрядческая Поморская Церковь и др.
Древлеправославная Поморская Церковь (безпоповская) — является преемницей по Символу Веры «Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви» Христовой, исповедающей Святую Троицу и Спасителя мира Господа нашего Исуса Христа. Принявшая исповедание от Восточно-Кафолической Церкви и находившаяся в едином Церковном лоне Русского Православия до реформ Никона в середине 17 века. Не отвергающая священства, но лишившаяся его по условиям Последнего времени и пребывающая под Божественной Благодатью.
Таким образом, ДПЦ сохраняет все догматы и обряды дораскольной Древле-Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства. ДПЦ является Православной Церковью, не имеющей трехчинной иерархии. Преемственно сохраняются и совершаются избранными мирянами — духовными наставниками, таинства крещения и покаяния, проводятся богослужения и требоисполнения.
Основами вероучения являются: Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых Апостолов, Святых вселенских и поместных Соборов, Святых отцов).
В своей церковной деятельности ДПЦ руководствуется каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями поместных Соборов Православной Церкви в России, принятыми до сер. 17 века, постановлениями Всероссийских Соборов Поморской Церкви 1909 и 1912 годов.
Большую роль в сохранении Православной веры во время Никоновских реформ, сыграл Соловецкий монастырь, а также Выгорецкое общежительство находящиеся в Поморье в память о котором Церковь стала называться Поморской..
В настоящее время существует шесть поместных объединений ДПЦ, координационным органом является Единый Совет ДПЦ. На территории России имеется более 200 общин с числом прихожан от 10-15 до нескольких тысяч человек. Значительная часть общин не зарегистрирована. В Белоруссии действует 37 общин, на Украине — 45 общин, в Эстонии — 11, Латвии — 67, Литве — 27, Польше — 4, кроме этого в США — 4 общины, в Казахстане — 18, Киргизии — 3, в Молдове одна община. Есть сведения о группах Христиан-Поморцев в таких странах как: Румыния, Финляндия, Швеция, Германия, Франция, Бразилия, Аргентина. О других общинах и группах информации в настоящее время не имеется.
Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Ежегодно издается Церковный календарь ДПЦ и два раза в год Извещение РС ДПЦ.

В Токмаковом переулке находится один из самых оригинальных по своей архитектуре старообрядческих храмов Москвы – храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1907-1908 годах для Второй московской общины поморского законобрачного согласия.

На протяжении долгих веков старообрядцы подвергались преследованиям, им нельзя было строить свои церковные здания, открывать школы; государство и официальная православная церковь относилась к ним с недоверием. Ситуация стала меняться в лучшую сторону лишь после революционных событий 1905-1906 годов и появления Высочайшего указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В частности, старообрядцам было разрешено строить свои церкви – в результате за десять с небольшим лет (до 1917 года) в Москве и по всей России было построено огромное количество новых старообрядческих храмов.

Церковь в Токмаковом переулке построена по проекту известного архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, который много работал по заказу старообрядческих общин. Бондаренко был одним из провозвестников неорусского стиля, ставшего столь популярным в начале ХХ века, и в своих работах обращался в первую очередь к наследию древнерусского искусства. Не стала исключением и церковь в Токмаковом переулке. Архитектор так писал об этом: «Предо мною развернулось широкое поле деятельности, на котором я мог проверить свои силы. Появилась возможность дать новое, исходя из хорошего старого русского народного искусства. Я вспомнил наш Север… Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой.».

Воскресенско-Покровский храм, освященный летом 1908 года, был построен по типу древних новгородских и псковских церквей XVI века с элементами поморской архитектуры. Но те приемы, что характерны для древнерусского зодчества, были переосмыслены архитектором по-новому, это была не стилизация, не копирование памятников прошлого, а новое направление в архитектуре, воплотившее все, что было накоплено искусством к началу ХХ века. Спроектированный Бондаренко храм был двухэтажным, с большой моленной и комнатами для собраний общины. Одной из достопримечательностей храма была звонница, покрытая изразцовой черепицей, ее фасад был украшен майоликовым панно с изображением ангелов, держащих икону Воскресения (эта икона – копия с чудотворного образа, располагавшегося над Спасскими воротами Кремля). Майоликовой плиткой были оформлены и боковые фасады церкви, а окна были украшены разноцветными витражами. Внутри храма помещалось множество старинных икон, некоторые из которых относились к XVI-XVII векам.

Храм в Токмаковом переулке стал общероссийским центром поморцев, приемлющих брак. Это были приверженцы одного из течений старообрядчества, которые «священства не приемли», поскольку считали, что истинное священство прекратилось со смертью тех, кто был рукоположен еще в старые, дониконовские времена (т.е. до церковного раскола). Такие старообрядцы стали жить вообще без священников, отчего и получили название «беспоповцы». Из церковных таинств приверженцы этого учения сохранили крещение и исповедь. Отдельные функции священников у беспоповцев выполняли миряне. Поморским согласием называется одно из самых многочисленных беспоповских обществ, возникшее в конце XVII века – это те старообрядцы, кто считает, что таинство брака также могут совершать миряне (потому их еще зовут беспоповцами-брачниками).

После прихода к власти большевиков храм продолжал действовать вплоть до 1930 года, когда был закрыт. Ценные иконы и утварь были переданы в музеи, а в самом церковном здании размещался сначала театр, потом швейный цех и штемпельная фабрика. Храм был возвращен верующим только в начале 1990-х годов. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *