Пора мой друг

Меню статьи:

  • Текст стихотворения
  • История создания произведения
  • Легенды о стихе
  • Жанровые особенности поэзии
  • Тематика и идея стиха
  • Композиция текста
  • Первая часть
  • Вторая часть
  • Художественные особенности стихотворения
  • Тропы
  • Образы

Текст стихотворения

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

История создания произведения

Александра Пушкина мировая литература считает мастером любовной поэзии. «Пора, мой друг, пора!» – прекрасное философское произведение русского гения. Стих нашел свою аудиторию лишь после смерти автора. В этом – особенность этого лирического образца. Далее мы детально проанализируем историю написания и художественные особенности этого стиха.

Критики придерживаются мнения, что отсутствие прижизненных публикаций стиха означает одно: текст был очень личным, сокровенным. Александру Сергеевичу исполнилось 35 лет. Этот период оказался переломным для поэта. Пушкин хотел получить отставку, переехать в деревенское имение. Император Николай, однако, не отпускал экстравагантного поэта далеко. Государь боялся, что Пушкин будет чрезмерно выражать свою позицию – либеральную, вольнодумную. Но это не единственная причина решения Николая. Императору нравилась жена Александра Сергеевича – Наталья. Кстати, именно жене поэт и посвятил анализируемый нами стих.

Шел 1834-й год. Пушкину присвоили чин камер-юнкера. Это звучало, как оскорбление: обычно камер-юнкерами становились совсем юные мужчины, совсем мальчики. Но Пушкин не мог отказать царю. Николай заставил писателя постоянно появляться на службе. Кроме того, поэт отчаянно нуждался в финансовых средствах. Назначение очень оскорбило гениального автора. Об этом свидетельствует запись, которую Александр Сергеевич сделал в январе того года. Возникает вопрос, чего хотела Наталья. Хотела ли девушка вернуться в деревню? Или, может, светскую красавицу вполне удовлетворяли балы и роскошь столицы?

Легенды о стихе

Литературоведы отмечают, что в пушкинском произведении чувствуется некий судьбоносный прогноз. Поэт будто сам предрекает себе скорую кончину, ведь считает, что жизнь катится к закату. И правда: существует легенда, которая рассказывает, что писатель знал о скорой смерти. Некая цыганка нагадала Александру Сергеевичу кончину на дуэли. Женщина даже описала убийцу – светловолосого молодого мужчину.

Пушкин отнесся к предсказанию легкомысленно. Однако грустные мысли и тревога глубоко засели в душе поэта. Во-первых, Пушкин – не заядлый дуэлянт. Оружие поэта – не пуля, а едкая эпиграмма. Но, во-вторых, писателю трудно было предусмотреть, что биться на дуэли он будет не из-за собственной гордости, а из-за чести жены. Светское общество не зря считало Наталью Гончарову удивительной красавицей. У Александра Сергеевича было множество поводов для ревности. Через три года, в 1837-м, Пушкина не станет. Гибель русского гения прояснит многие смыслы, спрятанные в тайном стихе от 1834-го года.

Жанровые особенности поэзии

1830-е годы ознаменовались интересом Пушкина к реализму. Поэтому этот период творчества русского писателя называется реалистическим. Эта поэзия, между тем, не закончена. Рукописи намекают, что поэт планировал продолжить произведение – тоже в духе реализма. Критики называют стих философской лирикой.

Стих «Зимняя дорога» относится к реализму. Природа, окружающая путешественника, и его чувства передаются реальными образами. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Подобными чертами характеризуются также пушкинские произведения, созданные в период Болдинской осени. В те годы писатель остался один, в изоляции, когда Российскую империю охватила эпидемия холеры. Это случилось накануне заключения брака с Натальей Гончаровой.

Какие планы строил автор касательно продолжения поэзии? Лирический герой должен был пережить эволюцию. Возраст приносит герою зрелость, толкает на переезд в деревенский дом. Герой желает прожить счастливую, спокойную жизнь вместе со своей возлюбленной. Поэт жаждет наслаждаться простыми радостями жизни: полями, садами, трудом крестьян, книгами, поэзий, семьей, любовью, наконец – религией. Финал жизни – мирная смерть в кругу родных людей.

Тематика и идея стиха

При анализе произведения стоит помнить: Пушкин не закончил свое творение. Это объясняет, почему нельзя делать однозначных выводов о теме и идее данной поэзии. Основная мысль прослеживается нечетко, потому что автор не успел реализовать изначальный замысел. Писатель посвящает поэзию прежде всего своей супруге, Наталье Гончаровой. Автор нередко и в других текстах называет свою жену «другом».

Автор пишет о спокойной и свободной жизни в деревенском доме. Какова же ключевая мысль произведения? Об этом не нужно гадать. Писатель сам раскрывает идею своей поэзии. В юности человек не стремится к домашнему уюту.

Но в зрелости одиночество навевает страх. Александр Сергеевич рассуждает о счастье.

Человек обретает счастье тогда, когда находит любимую женщину, создает семью. Спокойный и комфортный деревенский дом, природа, любимая работа, семья, вера – вот ключевые факторы счастливой жизни. Пережив этот опыт, человеку не страшно умирать. Пора зрелости толкает людей именно к такой форме жизни.

Композиция текста

Структурно произведение состоит из двух частей. Однако незавершенность произведения проливает свет на композиционные нюансы пушкинского шедевра. Первая и вторая строфы выглядят так, будто противоречат одна другой. Но это лишь на первый взгляд. Если помнить о том, что перед нами не финальная версия поэзии, между частями стиха появляется прочная связь.

Первая часть

Основная тема первой строфы – быстротечность жизни. Поэт не вкладывает в свои рассуждения трагический смысл. Несмотря на это, критики порой трактуют эту часть произведения в пессимистическом ключе. Писатель не упоминает, что предчувствует свою кончину. Поэт сосредотачивает внимание на периоде зрелости.

Стихотворение Александра Пушкина «Анчар» вошло в историю литературы как одно из самых известных. Горечь размышлений о власти воплотилась в мастерских аллегорических образах. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Молодость уходит, постепенно приближается старость. Линия человеческой судьбы естественным образом венчается смертью. Как лучше провести последнюю часть жизни? Для Пушкина это очевидно: рядом с любимым и родным человеком, «другом».

Вторая часть

Пушкин начинает вторую строфу афоризмом. В мире трудно найти счастье (да и есть ли оно вообще?), но зато можно отыскать покой и волю. Подобное выражение свидетельствует о мудрости, которая приходит к человеку в зрелые годы. Счастье разочаровывает, отрада же ищется в спокойной и свободной жизни. Для Пушкина это означает освобождение. Поэт называет себя «усталым рабом», который вдруг обретает новые цели. Теперь писатель ощущает счастье не в бурных переживаниях, событиях, суете, а в покое. Автор стремится удалиться от общества, уединиться в доме с родными людьми.

Последняя часть произведения отсутствует. Критики предполагают, что писатель собирался добавить размышления о счастливой жизни зрелого человека. Потом Пушкин, вероятно, описал бы старость, а затем – смерть в кругу близких людей.

Художественные особенности стихотворения

Пушкин использует шестистопный ямб, парную рифмовку и чередование рифм. Произведения отличается ритмичностью: писатель почти не пропускает ударения. Александр Сергеевич реализует главный замысел: создать лирическую жизненную программу зрелого человека. Такая идея потребовала от автора придать произведению четкую форму и содержание.

Тропы

Пушкинское творение пестрит точными метафорами и олицетворениями. Поэт подает абстракции в виде деятельных существ:

  • «сердце просит покоя»;
  • «дни летят»;
  • «каждый час уносит частичку бытия» и т. д.

Деятельная жизнь абстракций противопоставляется усталости, человеческой кончине. Самая яркая метафора, которую вводит русский поэт, – «усталый раб». Александр Сергеевич не подразумевает «раба жизни», который ждет смерти. Скорее речь идет о рабстве рутины, в которое попадает человек, покоряясь привычкам, обязанностям. Такая покорность внешним обстоятельствам лишает людей возможности дышать полной грудью, жить полноценной жизнью.

Образы

Центральные образы пушкинского творения формируются с помощью антитезы. Поэт противопоставляет жизнь и смерть, счастье и покой, рабство и свободу. Во второй части поэзии автор уделяет внимание деревенским пейзажам, сельским идиллиям. Яркие, живописные образы сочетаются со старославянизмами и эпитетами. Описание деревни также отличается перифразами.

Ключевой эпитет – «усталый раб» – выражается прилагательным. Этот образ поражает постоянством во времени. Просто уставший человек возвращает себе бодрость после отдыха. Однако ментально усталый от светской жизни человек не может так легко вернуть себе свежесть. Отдых здесь не поможет. Единственный выход – бегство.

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить… И глядь — как раз —умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора» было написано Пушкиным в сложный период его жизни — в 1834 году. Он только что успел получить оскорбительную для себя должность камер-юнкера при царском дворе. Должность, назначаемую 17-летним юношам-дворянам. Отказаться от нее, уйти в отставку поэт не может, поскольку эта служба является условием его пользования царскими архивами.

Пушкин полон творческих планов и замыслов, но в то же время он чувствует, что воспитанная на романтической литературе публика теряет интерес к его произведениям. Критики всех мастей набрасывались на него, как коршуны на подранка. Это не могло не действовать на ранимую психику поэта. Пушкин в своем творчестве опередил время и читательскую публику.

Предположительно в этом стихотворении звучит послание к жене. Стихотворение изложено почти александрийским стихом. В последних его строках звучит мечта поэта уединиться в деревне Болдино, где он чувствовал себя весьма комфортно, и где осенью 1830 года он довольно продуктивно успел поработать.

Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора» является прекрасным образцом философской лирики. Оно нигде не публиковалось при жизни поэта, что указывает на то, что было очень личным, сокровенным для Александра Сергеевича. Подготовка к уроку литературы в 11 классе будет более качественной при использовании краткого анализа «Пора, мой друг, пора» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пора, мой друг, пора.

История создания – Стих написан в 1834 году и посвящен супруге Наталье.

Тема стихотворения – Мечты об уединении и спокойной, праведной жизни.

Композиция – Стихотворение так и не было закончено, оно состоит из двух четверостиший. Построена на антитезе «жизнь – смерть».

Жанр – Философская лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с использованием парной рифмовки.

Метафоры – «дни летят».

Эпитеты – «усталый», «дальняя», «завидная».

Сравнения – «усталый раб».

Олицетворения – «покоя сердце просит».

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу вольнодумца, что очень не нравилось государю Николаю I. Он опасался свободомыслия поэта и той силы пера, которой тот обладал. Узнав, что Пушкин решил покинуть Санкт-Петербург и обосноваться с семьей в родной деревне, он поступил весьма хитро – произвел поэта в камер-юнкеры и тем самым обязал Александра Сергеевича исправно ходить на службу. К слову сказать, это назначение было весьма оскорбительным для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера получали юноши.

Однако главная причина разочарования поэта крылась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить в уединении в своей деревне. Однако его попытка уйти в отставку оказалась неудачной. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, мой друг, пора» своей любимой жене Наталье.

Тема

При анализе «Пора, мой друг, пора» следует помнить, что произведение не было завершено. На это указывают некоторое противопоставление между двумя строфами стихотворения.

В первой строфе ведется речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчиваются смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытие.

Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – «покой и воля». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.

По замыслу поэта далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.

Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.

Композиция

Стих состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Подобный эффект вызван тем, что произведение не было завершено поэтом.

Оно начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. По идее, кульминацией произведения должен был послужить отъезд героя с любимой супругой в деревню, где он мог бы наслаждаться простыми радостями вплоть до самой смерти.

Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».

Жанр

Стихотворение принадлежит жанру философской лирики. Стихотворный размер – шестистопный ямб с использованием парной рифмовки, когда происходит чередование пар женских и мужских рифм.

Произведение отличается ритмичностью, в нем практически отсутствуют пропуски ударения.

Средства выразительности

Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести свое настроение читателю.

Так, лирического героя он сравнивает с «усталым рабом», эпитеты «усталый», «дальняя», «завидная» придают образам большего драматизма. Также в произведении использованы метафоры («дни летят») и олицетворения («покоя сердце просит»).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *