Порядок чтения апостола

Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария

Во время пения Трисвятого (или песнопения, заменяющего Трисвятое) чтец получает благословение от священника на чтение Апостола, после чего выходит северной дверью из алтаря на солею, спускается по ступеням амвона, держа при этом Апостол в обеих руках немного впереди себя над головой. Спустившись, он становится перед амвоном (между амвоном и аналоем с иконой праздника), лицом к царским вратам. Затем чтец открывает книгу и дожидается окончания пения Трисвятого.

Обычная схема чтения одного Апостола (вместе с одним прокименом и аллилуарием) за литургией такова:

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец:»Прокимен, глас…(называет глас и говорит текст прокимена)».

Хор поет прокимен.

Чтец говорит стих прокимена.

Хор поет прокимен.

Чтец говорит 1-ю половину прокимена.

Хор допевает 2-ю половину прокимена.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание апостольского чтения в зависимости от того, из какой книги берется зачало:

«Деяний святых Апостол чтение».

«Соборнаго послания Иаковля чтение».

«Соборнаго послания Петрова чтение».

«Соборнаго послания Иоаннова чтение».

«Соборнаго послания Иудина чтение».

«К Римляном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Галатом послания святаго апостола Павла чтение».

«Ко Ефесеем послания святаго апостола Павла чтение».

«К Филипписием послания святаго апостола Павла чтение».

«К Колоссаем послания святаго апостола Павла чтение».

«К Солуняном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Тимофею послания святаго апостола Павла чтение».

«К Титу послания святаго апостола Павла чтение».

«К Филимону послания святаго апостола Павла чтение».

«Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение».

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст апостольского зачала.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец:»Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Если читается два (или три) Апостола и поется два прокимена, то схема будет следующей:

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Прокимен, глас…(называет глас и говорит текст 1-го прокимена)».


Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит стих 1-го прокимена.

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец «Прокимен, глас…(называет глас и говорит текст 2-го прокимена)».

Хор поет полностью 2-й прокимен.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание 1-го апостольского чтения в зависимости от того, из какой книги берется первое зачало:

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст сначала первого, затем второго апостольского зачала, в обоих случаях начиная с вводных фраз. Если читается три зачала, то чтение, которое полагается по Уставу «под зачало», не имеет вводной фразы и присоединяется к одному из двух других чтений; полученное составное чтение выглядит как зачало с преступкой.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа» и сразу говорит 1-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих 2-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Приведенная нами схема чтения двух Апостолов и пения двух прокименов и аллилуариев выглядит наиболее обоснованной, хотя в точности не приводится ни в одной богослужебной книге. М. Скабалланович высказывает мнение, что само молчание Устава «предполагает, что каждый из… прокимнов и аллилуиариев должен петься полностью; а то обстоятельство, что в некоторых из таких случаев… при втором прокимне дается и стих его, решает вопрос в направлении, совершенно противном принятой практике, т<о> е<сть> при двух прокимнах нельзя петь второй без стиха, а нужно 1-й и 2-й петь со стихом, след<овательно>, 1-й два раза, а второй 2½раза; аллилуиа же при 4 стихах 5 раз, и каждый раз по трижды». Очевидно, что приведенное мнение основано на том, что в некоторых случаях второй прокимен дается со стихом и второй аллилуарий имеет два стиха (например, память святых отцов VII Вселенского Собора, 11 октября). Однако гораздо больше праздников, в которые второй прокимен приводится без стиха, а второй аллилуарий имеет только один стих (1 сентября, 26 октября, 1 августа), что свидетельствует в пользу установившейся практики, приведенной нами выше.


Также необходимо сказать, что в некоторых храмах на практике в случае чтения трех стихов на «Аллилуиа» имеют место отступления от приведенной нами схемы, когда вместо двух стихов первого аллилуария и одного стиха второго читают только по одному стиху от каждого аллилуария. Иногда такие нарушения объясняются элементарным незнанием, иногда же практической трудностью, связанной с тем, что неудобно сразу после окончания чтения Апостола открыть аллилуарий, тогда как хор, не дожидаясь чтеца, начинает петь «Аллилуиа». Такая практика ничем не может быть оправдана, так как противоречит явным указаниям Устава, зафиксированным в тех службах, когда в один день случается два праздника и приводятся два стиха первого аллилуария и один стих второго (см. Типикон, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа). Можно посоветовать в таких случаях чтецу постараться запомнить первый стих первого аллилуария, а хору проявить терпение.

Устав чтения Апостола

В начале каждого зачала помещается звездочка (если на одной странице два зачала, то в начале второго стоят две звездочки), которая играет роль ссылки и соотносится с подстрочником. Внизу страницы в подстрочном аппарате указывается день чтения данного зачала, и здесь же приводится вводная фраза, которой следует начинать чтение зачала. Чаще всего используются следующие вводные фразы: в книге Деяний — «Во дни оны», в соборных посланиях — «Возлюбленнии», в посланиях апостола Павла — «Братие» (в пастырских — «Чадо Тимофее» и «Чадо Тите»).

Таким образом, при чтении Апостола за богослужением следует, во-первых, в приложениях найти прокимен и аллилуарий, также с помощью приложений определить номер зачала, которое назначается для чтения в этот день. Затем, открыв нужное зачало, следует сразу убедиться на основании подстрочника в том, что оно действительно предназначено для чтения в данный день. Далее необходимо полностью взять вводную фразу из подстрочника и затем читать с тех самых слов, которые стоят после звездочки (то есть слова, стоящие перед звездочкой в основном тексте Апостола, в этом случае опускаются). Заканчивается же чтение не там, где начинается следующее зачало, а только в том месте, которое обозначено словами «конец…» (например, «конец великомучеником» или «конец недели»). Если же в середине чтения одного зачала встречается начало другого чтения, то в этом случае необходимо следовать основному тексту, не обращая внимания на подстрочник.

Некоторые апостольские чтения, как и евангельские, имеют разрыв в тексте, или преступку, когда определенный отрывок в середине данного зачала опускается. В этом случае необходимо, дойдя до отметки «преступи…», пропустить следующий отрывок, найти заметку «чти…» и сразу продолжить чтение с этого места. В качестве иллюстрации приведем апостольское чтение с «преступкой», которое полагается на праздник Богоявления — к Титу зачало 302-е (Тит. 2, 11–14; 3, 4–7):

Чадо Тите, явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал eсть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит Себе люди избранны, ревнитeли добрым делом.

Преступи Крещению.

Чти Крещению:

Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Eго милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Eгоже излия на нас oбильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Eго, наследницы будем по упованию жизни вечныя.

Конец Крещению.

Что такое зачало в православном богослужении

Чтение евангельского зачала за Божественной литургией в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре

Зача́ло (греч. перико́па (περικοπή) «нечто отделенное со всех сторон») – пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для прочтения при совершении богослужений.

Существуют «рядовые зачала» – на каждый день в течение года, зачала для праздничных служб, для богослужений во время Великого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» (Ин. 1:1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» (Деяния. 1:1-8).

В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 355. Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже.

Азбука веры

Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь

О важности чтения: Слово Божие — пища для души и тела.

В обязанность христианина входит каждый день: не лягу спать, если не прочитаю:

1. Главу Евангелия (начиная с 1-ой главы Евангелия от Марфея до последней главы Евангелия от Иоанна);

2. Две главы из Апостола, начиная с Деяниях Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса; причем последние 7 глав читаются по одной в сутки, в следствии чего чтение Евангелия и Апостола кончиться одновременно. Затем ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири. Это правило так же устанавливалось и Оптинскими Старцами.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски, не читая его? Когда мы молимся — мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться.

А прочтете все — снова начинайте, и так всю жизнь.

Ежедневно в течение года в Церкви за богослужением звучит чтение из Святого Евангелия и Апостола определенное на каждый день года (их порядок можно посмотреть в Православном Церковном календаре или в Библии, в Указателе Евангельских и Апостольских чтений церковных). Так в течение года прочитываются все четыре Евангелия и весь Апостол. Святые отцы благословляли прочитывать эти чтения дома. Такое чтение имеет специальное название — рядовое чтение. Указанное рядовое чтение не следует путать с предлагаемым ежедневным чтение Евангелия, Апостола и Псалтири.

Перед чтение глав Апостола прочти сию молитву:

«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришлец аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.» (Псалом 118, 18, 19)

Или, если можешь, то прочти сию молитву перед чтением духовных Святителя Иоанна Златоуста:

«Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.»

А перед и после чтения Евангелия прочти сию молитву:

«Спаси, Господи, и помилуй раба твоего — (имя рек) словами Божественного Евангелия чтомыми спасении раба твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Молитвы для подобающего чтения Псалтири в Библии отсутствуют. Они (молитвы) даются либо в молитвословах, либо в Псалтири, изданной отдельной книгой.

А поскольку в Церкви чтение Евангелия, Апостола и Псалтири идет на церковно-славянском языке, то православному христианину желательно научиться читать и понимать их на этом же языке.

мес

дни

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

1

Мф 1

Деян 1.2

К 1

Мк 4

Рим 14,15

К 12

Лк 16

1Фес5

2Фес1

К 20

Мф 2

Деян 3.4

К 11

Мк 4

Рим 14,15

К 1

Лк 19

1Тим 3,4

К 12

2

Мф 2

Деян 3.4

К 2

Мк 5

Рим 16. 1

Кор1

К 13

Лк 17

2Фес 2,3

К 1

Мф 3

Деян 5.6

К 12

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 2

Лк 20

1Тим 5,6

К 13

3

Мф 3

Деян 5.6

К 3

Мк 6

1Кор 2,3

К 14

Лк 18

1Тим 1,2

К 2

Мф 4

Деян 7.8

К 13

Мк 6

1Кор 2,3

К 3

Лк 21

2Тим 1,2

К 14

4

Мф 4

Деян 7.8

К 4

Мк 7

1Кор 4.5

К 15

Лк 19

1Тим 3,4

К 3

Мф 5

Деян 9.10

К 14

Мк 7

1Кор 4.5

К 4

Лк 22

2Тим 3,4

К 15

5

Мф 5

Деян 9.10

К 5

Мк 8

1Кор 6,7

К 16

Лк 20

1Тим 5,6

К 4

Мф 6

Деян 11.12

К 15

Мк 8

1Кор 6,7

К 5

Лк 23

Тит 1,2

К 16

6

Мф 6

Деян 11.12

К 6

Мк 9

1Кор 8,9

К 17

Лк 21

2Тим 1,2

К 5

Мф 7

Деян 13.14

К 16

Мк 9

1Кор 8,9

К 6

Лк 24

Тит 3

Флм 1

К 17

7

Мф 7

Деян 13.14

К 7

Мк 10

1Кор 10,11

К 18

Лк 22

2Тим 3,4

К 6

Мф 8

Деян 15.16

К 17

Мк 10

1Кор 10,11

К 7

Ин 1

Евр 1,2

К 18

8

Мф 8

Деян 15.16

К 8

Мк 11

1Кор 12,13

К 19

Лк 23

Тит 1,2

К 7

Мф 9

Деян 17.18

К 18

Мк 11

1Кор 12,13

К 8

Ин 2

Евр 3,4

К 19

9

Мф 9

Деян 17.18

К 9

Мк 12

1Кор 14,15

К 20

Лк 24

Тит 3,Флм 1

К 8

Мф 10

Деян 19.20

К 19

Мк 12

1Кор 14,15

К 9

Ин 3

Евр 5,6

К 20

10

Мф 10

Деян 19.20

К 10

Мк 13

1Кор14

2Кор1

К 1

Ин 1

Евр 1,2

К 9

Мф 11

Деян 21.22

К 20

Мк 13

1Кор14 2Кор1

К 10

Ин 4

Евр 7,8

К 1

11

Мф 11

Деян 21.22

К 11

Мк 14

2Кор 2.3

К 2

Ин 2

Евр 3,4

К 10

Мф 12

Деян 23.24

К 1

Мк 14

2Кор 2.3

К 11

Ин 5

Евр 9,10

К 2

12

Мф 12

Деян 23.24

К 12

Мк 15

2Кор 4,5

К 3

Ин 3

Евр 5,6

К 11

Мф 13

Деян 25.26

К 2

Мк 15

2Кор 4,5

К 12

Ин 6

Евр 11,12

К 3

13

Мф 13

Деян 25.26

К 13

Мк 16

2Кор 6.7

К 4

Ин 4

Евр 7,8

К 12

Мф 14

Деян 27.28

К 3

Мк 16

2Кор 6.7

К 13

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 4

14

Мф 14

Деян 27.28

К 14

Лк 1

2Кор 8,9

К 5

Ин 5

Евр 9,10

К 13

Мф 15

Иак 1.2

К 4

Лк 1

2Кор 8,9

К 14

Ин 8

Апок 2.3

К 5

15

Мф 15

Иак 1.2

К 15

Лк 2

2Кор 10,11

К 6

Ин 6

Евр 11,12

К 14

Мф 16

Иак 3.4

К 5

Лк 2

2Кор 10,11

К 15

Ин 9

Апок 4,5

К 6

16

Мф 16

Иак 3.4

К 16

Лк 3

2Кор 12,13

К 7

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 15

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 6

Лк 3

2Кор 12,13

К 16

Ин 10

Апок 6,7

К 7

17

Мф 17

Иак 5. 1Пет 1

К 17

Лк 4

Гал 1,2

К 8

Ин 8

Апок 2.3

К 16

Мф 18

1Пет 3,4

К 7

Лк 4

Гал 1,2

К 17

Ин 11

Апок 8,9

К 8

18

Мф 18

1Пет 3,4

К 18

Лк 5

Гал 3,4

К 9

Ин 9

Апок 4,5

К 17

Мф 19

1Пет 4,5

К 8

Лк 5

Гал 3,4

К 18

Ин 12

Апок 10,11

К 9

19

Мф 19

1Пет 4,5

К 19

Лк 6

Гал 5,6

К 10

Ин 10

Апок 6,7

К 18

Мф 20

2Пет 1,2

К 9

Лк 6

Гал 5,6

К 19

Ин 13

Апок 12,13

К 10

20

Мф 20

2Пет 1,2

К 20

Лк 7

Еф 1,2

К 11

Ин 11

Апок 8,9

К 19

Мф 21

2Пет 3

1Ин 1

К 10

Лк 7

Еф 1,2

К 20

Ин 14

Апок 14,15

К 11

21

Мф 21

2Пет 3. 1Ин 1

К 1

Лк 8

Еф 3,4

К 12

Ин 12

Апок 10,11

К 20

Мф 22

1Ин 2,3

К 11

Лк 8

Еф 3,4

К 1

Ин 15

Апок 16

К 12

22

Мф 22

1Ин 2,3

К 2

Лк 9

Еф 5,6

К 13

Ин 13

Апок 12,13

К 1

Мф 23

1Ин 4,5

К 12

Лк 9

Еф 5,6

К 2

Ин 16

Апок 17

К 13

23

Мф 23

1Ин 4,5

К 3

Лк 10

Флп 1,2

К 14

Ин 14

Апок 14,15

К 2

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 13

Лк 10

Флп 1,2

К 3

Ин 17

Апок 18

К 14

24

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 4

Лк 11

Флп 3,4

К 15

Ин 15

Апок 16

К 3

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 14

Лк 11

Флп 3,4

К 4

Ин 18

Апок 19

К 15

25

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 5

Лк 12

Кол 1,2

К 16

Ин 16

Апок 17

К 4

Мф 26

Рим 2,3

К 15

Лк 12

Кол 1,2

К 5

Ин 19

Апок 20

К 16

26

Мф 26

Рим 2,3

К 6

Лк 13

Кол 3.4

К 17

Ин 17

Апок 18

К 5

Мф 27

Рим 4,5

К 16

Лк 13

Кол 3.4

К 6

Ин 20

Апок 21

К 17

27

Мф 27

Рим 4,5

К 7

Лк 14

1Фес 1,2

К 18

Ин 18

Апок 19

К 6

Мф 28

Рим 6,7

К 17

Лк 14

1Фес 1,2

К 7

Ин 21

Апок 22

К 18

28

Мф 28

Рим 6,7

К 8

Лк 15

1Фес 3,4

К 19

Ин 19

Апок 20

К 7

Мк 1

Рим 8,9

К 18

Лк 15

1Фес 3,4

К 8

Мф 1

Деян 1.2

К 19

29

Мк 1

Рим 8,9

К 9

Ин 20

Апок 21

К 8

Мк 2

Рим 10,11

К 19

Лк 16

1Фес 5.2Фес1

К 9

Мф 2

Деян 3.4

К 20

30

Мк 2

Рим 10,11

К 10

Ин 21

Апок 22

К 9

Мк 3

Рим 12.13

К 20

Лк 17

2Фес 2,3

К 10

Мф 3

Деян 5.6

К 1

31

Мк 3

Рим 12.13

К 11

Мф 1

Деян 1.2

К 10

Лк 18

1Тим 1,2

К 11

мес

дни

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1

Мф 4

Деян 7.8

К 2

Мк 7

1Кор 4.5

К 13

Лк 22

2Тим 3,4

К 4

Мф 7

Деян 13.14

К 14

Мк 10

1Кор 10,11

К 4

Лк 24

Тит 3,

Флм 1

К 14

2

Мф 5

Деян 9.10

К 3

Мк 8

1Кор 6,7

К 14

Лк 23

Тит 1,2

К 5

Мф 8

Деян 15.16

К 15

Мк 11

1Кор 12,13

К 5

Ин 1

Евр 1,2

К 15

3

Мф 6

Деян 11.12

К 4

Мк 9

1Кор 8,9

К 15

Лк 24

Тит 3

Флм 1

К 6

Мф 9

Деян 17.18

К 16

Мк 12

1Кор 14,15

К 6

Ин 2

Евр 3,4

К 16

4

Мф 7

Деян 13.14

К 5

Мк 10

1Кор 10,11

К 16

Ин 1

Евр 1,2

К 7

Мф 10

Деян 19.20

К 17

Мк 13

1Кор14. 2Кор1

К 7

Ин 3

Евр 5,6

К 17

5

Мф 8

Деян 15.16

К 6

Мк 11

1Кор 12,13

К 17

Ин 2

Евр 3,4

К 8

Мф 11

Деян 21.22

К 18

Мк 14

2Кор 2.3

К 8

Ин 4

Евр 7,8

К 18

6

Мф 9

Деян 17.18

К 7

Мк 12

1Кор 14,15

К 18

Ин 3

Евр 5,6

К 9

Мф 12

Деян 23.24

К 19

Мк 15

2Кор 4,5

К 9

Ин 5

Евр 9,10

К 19

7

Мф 10

Деян 19.20

К 8

Мк 13

1Кор14

2Кор1

К 19

Ин 4

Евр 7,8

К 10

Мф 13

Деян 25.26

К 20

Мк 16

2Кор 6.7

К 10

Ин 6

Евр 11,12

К 20

8

Мф 11

Деян 21.22

К 9

Мк 14

2Кор 2.3

К 20

Ин 5

Евр 9,10

К 11

Мф 14

Деян 27.28

К 1

Лк 1

2Кор 8,9

К 11

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 1

9

Мф 12

Деян 23.24

К 10

Мк 15

2Кор 4,5

К 1

Ин 6

Евр 11,12

К 12

Мф 15

Иак 1.2

К 2

Лк 2

2Кор 10,11

К 12

Ин 8

Апок 2.3

К 2

10

Мф 13

Деян 25.26

К 11

Мк 16

2Кор 6.7

К 2

Ин 7

Евр13

Апок 1

К 13

Мф 16

Иак 3.4

К 3

Лк 3

2Кор 12,13

К 13

Ин 9

Апок 4,5

К 3

11

Мф 14

Деян 27.28

К 12

Лк 1

2Кор 8,9

К 3

Ин 8

Апок 2.3

К 14

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 4

Лк 4

Гал 1,2

К 14

Ин 10

Апок 6,7

К 4

12

Мф 15

Иак 1.2

К 13

Лк 2

2Кор 10,11

К 4

Ин 9

Апок 4,5

К 15

Мф 18

1Пет 3,4

К 5

Лк 5

Гал 3,4

К 15

Ин 11

Апок 8,9

К 5

13

Мф 16

Иак 3.4

К 14

Лк 3

2Кор 12,13

К 5

Ин 10

Апок 6,7

К 16

Мф 19

1Пет 4,5

К 6

Лк 6

Гал 5,6

К 16

Ин 12

Апок 10,11

К 6

14

Мф 17

Иак 5

1Пет 1

К 15

Лк 4

Гал 1,2

К 6

Ин 11

Апок 8,9

К 17

Мф 20

2Пет 1,2

К 7

Лк 7

Еф 1,2

К 17

Ин 13

Апок 12,13

К 7

15

Мф 18

1Пет 3,4

К 16

Лк 5

Гал 3,4

К 7

Ин 12

Апок 10,11

К 18

Мф 21

2Пет 3

1Ин 1

К 8

Лк 8

Еф 3,4

К 18

Ин 14

Апок 14,15

К 8

16

Мф 19

1Пет 4,5

К 17

Лк 6

Гал 5,6

К 8

Ин 13

Апок 12,13

К 19

Мф 22

1Ин 2,3

К 9

Лк 9

Еф 5,6

К 19

Ин 15

Апок 16

К 9

17

Мф 20

2Пет 1,2

К 18

Лк 7

Еф 1,2

К 9

Ин 14

Апок 14,15

К 20

Мф 23

1Ин 4,5

К 10

Лк 10

Флп 1,2

К 20

Ин 16

Апок 17

К 10

18

Мф 21

2Пет 3. 1Ин 1

К 19

Лк 8

Еф 3,4

К 10

Ин 15

Апок 16

К 1

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 11

Лк 11

Флп 3,4

К 1

Ин 17

Апок 18

К 11

19

Мф 22

1Ин 2,3

К 20

Лк 9

Еф 5,6

К 11

Ин 16

Апок 17

К 2

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 12

Лк 12

Кол 1,2

К 2

Ин 18

Апок 19

К 12

20

Мф 23

1Ин 4,5

К 1

Лк 10

Флп 1,2

К 12

Ин 17

Апок 18

К 3

Мф 26

Рим 2,3

К 12

Лк 13

Кол 3.4

К 3

Ин 19

Апок 20

К 13

21

Мф 24

2Ин 1

3Ин 1

К 2

Лк 11

Флп 3,4

К 13

Ин 18

Апок 19

К 4

Мф 27

Рим 4,5

К 13

Лк 14

1Фес 1,2

К 4

Ин 20

Апок 21

К 14

22

Мф 25

Иуд 1

Рим 1

К 3

Лк 12

Кол 1,2

К 14

Ин 19

Апок 20

К 5

Мф 28

Рим 6,7

К 14

Лк 15

1Фес 3,4

К 5

Ин 21

Апок 22

К 15

23

Мф 26

Рим 2,3

К 4

Лк 13

Кол 3.4

К 15

Ин 20

Апок 21

К 6

Мк 1

Рим 8,9

К 15

Лк 16

1Фес 5.2Фес1

К 6

К 16

24

Мф 27

Рим 4,5

К 5

Лк 14

1Фес 1,2

К 16

Ин 21

Апок 22

К 7

Мк 2

Рим 10,11

К 16

Лк 17

2Фес 2,3

К 7

К 17

25

Мф 28

Рим 6,7

К 6

Лк 15

1Фес 3,4

К 17

Мф 1

Деян 1.2

К 8

Мк 3

Рим 12.13

К 17

Лк 18

1Тим 1,2

К 8

К 18

26

Мк 1

Рим 8,9

К 7

Лк 16

1Фес 5

2Фес1

К 18

Мф 2

Деян 3.4

К 9

Мк 4

Рим 14,15

К 18

Лк 19

1Тим 3,4

К 9

К 19

27

Мк 2

Рим 10,11

К 8

Лк 17

2Фес 2,3

К 19

Мф 3

Деян 5.6

К 10

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 19

Лк 20

1Тим 5,6

К 10

К 20

28

Мк 3

Рим 12.13

К 9

Лк 18

1Тим 1,2

К 20

Мф 4

Деян 7.8

К 11

Мк 6

1Кор 2,3

К 20

Лк 21

2Тим 1,2

К 11

29

Мк 4

Рим 14,15

К 10

Лк 19

1Тим 3,4

К 1

Мф 5

Деян 9.10

К 12

Мк 7

1Кор 4.5

К 1

Лк 22

2Тим 3,4

К 12

30

Мк 5

Рим 16. 1Кор1

К 11

Лк 20

1Тим 5,6

К 2

Мф 6

Деян 11.12

К 13

Мк 8

1Кор 6,7

К 2

Лк 23

Тит 1,2

К 13

31

Мк 6

1Кор 2,3

К 12

Лк 21

2Тим 1,2

К 3

Мк 9

1Кор 8,9

К 3

Примечания
1. Все четыре Евангелия содержат 89 глав и прочитываются за квартал, поэтому в таблице начало каждого квартала совпадает с началом очередного чтения Евангелия. За год все четыре Евангелия и Апостол прочитываются 4 раза, а Псалтирь — 18 раз, причем чтение Евангелия и Апостола начинается и оканчивается одновременно.
2. В клетках даны по три надписи: верхняя — глава Евангелия, средняя — главы Апостола, нижняя — номер кафизмы.
3. Наличие в таблице незаполненных мест указывает на резервные дни, в которые чтение будет произвольно.
4. Главы Апостола следует читать прежде глав Евангелия, как это принято в Церкви за богослужением.
5. Вначале ежедневное чтение может состоять только из глав Евангелия, потом по мере сил, нужно прибавить главы Апостола и затем добавить кафизму Псалтири. Опытно познано — если случается пропускать чтение, то продолжать его лучше всего строго по таблице, а номера пропущенных глав записать и эти главы дочитывать потом постепенно.
6. По учению Святых Отцов лучше читать Слово Божие утром, Жития Святых — в обед, Творения Святых — вечером.

При составлении памятки использованы
1. В помощь кающимся. Из сочинений Епископа Игнатия (Брянчанинова). Оптина пустынь, 1991 — 15с.
2. Воронежский Епархиальный Вестник, 1992, №7(27) — 64с.
3. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по Церковным чтениям из Слова Божия. Издательство «Правило Веры». Москва, 1995 — 369с.
4. Полный Церковно-Славянский Словарь. Протоiерей Г . Дьяченко. Издательский отдел Московского Патриархата. Москва, 1993 — 1120с.
5. Прологъ въ поучениях. Часть I. Составилъ Протоiерей Викторъ Гурьевичъ. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 — 441с.

Объяснение Божественной Литургии

Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов.

В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст, установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней.

Kниги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала, подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Kнига Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал.

Одни из зачал распределены на все дни года (за исключением дней, когда не положена полная литургия), без применения к особенностям седмичной или праздничной службы, и читаются подряд, сперва из одного Евангелия и послания, потом из другого, так чтоб можно было прочесть в церковный год все Евангелие и весь Апостол. Такое чтение называется рядовым, дневным, Евангелием по ряду, Евангелием дне, Апостолом дне38.

Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

Представим несколько примеров апостольских и евангельских чтений на литургии, примененных к особым церковным воспоминаниям в известные дни.

В субботу перед Рождеством Христовым Церковь готовит нас к этому празднику чтением из Послания к Галатам (Гал. 3, 8–12) о том, что оправдание зависит не от дел закона, ибо сам закон грозит проклятием всякому, не исполнившему всех его предписаний, – а от веры, и что в этом именно смысле надо понимать обетование, данное Аврааму, о благословении в нем всех народов (Быт. 12, 3). Это обетование дано Аврааму как отцу верующих, прежде чем он стал отцом обрезанных. Так как благословение народов в Аврааме есть собственно благословение в его семени (Быт. 22, 18), а это семя есть Христос, происшедший от рода Авраамова, то понятно, с какой целью положено в субботу перед Рождеством Христовым напомнить об обетовании Аврааму: чтобы показать соответствие обетования с исполнением. Евангельское чтение в ту же субботу составляют притчи Спасителя: о горчичном зерне, из которого вырастает большое дерево, и о закваске, малое количество которой достаточно для заквашивания и для поднятия большого количества теста, и учение о тесном пути Царствия (Лк. 13, 18–29).

Чтением указанных притчей перед праздником Рождества Христова Церковь располагает

нас к благоговению перед путями Промысла, открывшимися в празднуемом событии, которое, словно мелкое, едва заметное зерно, было незаметно для современников, хотя этим событием положено начало Церкви, которая впоследствии распространится по всему миру и сенью своею покроет все народы. Но слава христианской веры открылась не только в ее внешнем распространении, но и в том, что она должна была, подобно закваске, претворить внутреннюю жизнь в людях. Учение о тесном пути напоминается для вразумления, что как Самому Христу тесным путем уничижения, начавшегося в вертепе и яслях, надлежало войти в Свою славу, так и Его последователям предлежит тесный путь к Царству Славы.

В субботу перед Воздвижением Креста чтением из Апостола (1Кор. 2, 7–9) напоминается, что в искуплении нас крестной смертью Господа Славы открылась высочайшая премудрость Божия и что это дело премудрости Божией от века было сокрыто от плотских людей, так что никому из них, даже самым мудрым, и на сердце не приходили великие блага, приготовленные в смерти Христовой любящим Бога.

Евангельское чтение в субботу перед Воздвижением (Мф. 10:37–42, 11:1) готовит нас к этому празднику учением о Кресте, или самоотвержении, свойственном всем желающим быть истинными последователями Христа.

За три седмицы до Великого поста Церковь готовит нас к нему воскресными службами и службами всей Сырной седмицы. K этому приготовлению применен выбор евангельских и апостольских чтений на воскресных литургиях.

Так, в первое приготовительное к посту воскресенье читается Евангелие о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14). Этим чтением христианам, готовящимся к подвигам поста, напоминается что главным из этих подвигов должно быть уничтожение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытарева покаяния: Боже, милостив буди мне грешному.

В следующее воскресенье притчей о блудном сыне (Лк. 15, 11–32) Церковь обнадеживает милосердием Отца Небесного кающихся грешников, внушая им, что, как бы ни было глубоко их падение, они будут приняты в объятия многомилостивого Отца Небесного, если с сердцем сокрушенным и смиренным обратятся к Господу, повторяя вопль блудного сына: несмь достоин нарещися сын твой, приими мя яко единаго от наемник твоих (Лк. 15, 19).

В Мясопустное воскресенье, за неделю до Великого поста, на литургии читается из Евангелия изображение Страшного суда (Мф. 25, 31–46). Этим чтением Церковь предостерегает беспечных христиан от преступной надежды на бесконечное милосердие Господа, также напоминая о Его бесконечном правосудии.

В Сыропустное воскресенье, накануне первого дня Великого поста, Церковь через евангельское чтение (Мф. 6, 4–21) внушает нам, что для получения прощения от Бога в наших грехах нам самим должно прощать ближних, согрешающих перед нами, и предостерегает нас от лицемерного поста.

Чтения из Апостола в приготовительные к Великому посту Недели, так же, как и чтения из Евангелия, соответствуют времени приготовления к предстоящим подвигам.

Так в воскресенье Блудного сына предлагается чтение о том, что само тело христианина, как член Христов, как храм Святого Духа, живущего в нас Своей благодатью, подаваемой в Таинствах, должно быть священным для нас, и потому страшный грех – осквернять его блудом (1Кор. 6, 12–20).

В Мясопустное воскресенье увещанием апостола Павла не соблазнять ближних ядением идоложертвенного мяса Церковь предостерегает нас от нарушения церковных правил касательно поста к соблазну блюстителей поста (1Кор. 8:8–13, 9:1–2).

В Сыропустное воскресенье как бы в обличение беспорядочного поведения христиан в Сырную седмицу, которая по намерению Церкви должна быть проводима в сердечном сокрушении, предлагается апостольское чтение о том, как неприлично христианам подражать язычникам в плотоугодии, в пиршествах, в пьянстве, в сладострастии и распутстве, в ссорах (Рим. 13:11–14, 14:1–14).

В праздники Господские, Богородичные и в честь святых избираются из Апостола и Евангелия чтения, имеющие прямое или косвенное отношение к празднованию.

Так, в праздник Богоявления предлагается чтение из Послания апостола Павла к Титу (Тит. 2:11–15, 3:1–7) о явлении спасительной для всех людей благодати Божией и об обязанностях, свойственных возрожденным в Таинстве Крещения. Это чтение в праздник Богоявления положено потому, что Таинство Крещения, возраждающего нас к духовной жизни, освящено примером крещения в Иордане Самого Христа Спасителя. Содержание евангельского чтения в этот праздник составляет повествование о крещении Христовом (Мф. 3, 13–17).

В праздники в честь Богородицы предлагается апостольское чтение или из Послания к Филиппийцам (Флп. 2, 5–11) об уничижении Иисуса Христа и о Его прославлении, или из Послания к Евреям (Евр. 9, 1–7) об устройстве ветхозаветного святилища. Первое чтение представляет Единосущного с Богом Отцом Сына Божия, принявшего зрак раба, соделавшегося подобным человеку, и через это напоминание о Его вочеловечении возводит мысль к Тому, от Kого Он приял человеческое естество. Второе чтение усвоено праздникам в честь Богоматери потому, что ветхозаветное святилище со всеми его принадлежностями прообразовало Богоматерь, которая в церковных песнопениях именуется храмом Божества, таинственною свечою, трапезой для хлеба жизни, кадильницею, сосудом манны, жезлом Аароновым, очистилищем и т.п.

Предметом евангельского чтения в Богородичные праздники служит повествование евангелиста Луки о посещении Господом Иисусом Христом Марфы и Марии и об Его ответе на восклицание жены, ублажившей чрево, Его носившее, и сосцы, Его питавшие (Лк. 10:39–42, 11:27–28). От Марии, сестры Марфы, внимательно слушавшей слова Господа Иисуса Христа, Святая Церковь хочет возвести нашу мысль к Марии Богоматери, любившей поучаться в Слове Божием, как показывает Ее песнь при свидании с Елизаветой, сотканная из слов ветхозаветного Писания, но преимущественно любившей внимать учению своего Божественного Сына и слагать оное в сердце своем (Лк. 2, 51).

В праздник бесплотным Силам читается зачало из Послания к Евреям о том, что неповиновение Евангелию, возвещенному Самим Сыном Божиим, опаснее, чем неповиновение ветхозаветному закону, дарованному при посредстве Ангелов (Евр. 2, 2–10). Ясно, что это зачало положено читать в праздник Ангелов по упоминанию об Ангелах. Не таким ясным представляется, почему в этот праздник положено евангельское чтение о возвращении с проповеди семидесяти учеников Иисуса Христа (Лк. 10, 16–21), тогда как в повествовании евангелиста Луки в этом событии ничего не упоминается о святых Ангелах. Но если не прямо, то косвенно это повествование указывает на Ангелов тем, что в нем передаются слова возвратившихся учеников об изгнании бесов силой имени Христова и слова Самого Иисуса Христа, возвещающие о низвержении сатаны и его Царства. Злые духи самой своей противоположностью напоминают о добрых духах и о том, что последние собственным произволением утвердились в добре, устояли в любви и повиновении Богу, а не увлеклись примером тех ангелов, которые возмутились против Бога и сделались злыми.

Не вдаваясь в подробности касательно апостольских и евангельских чтений в праздники прочим святым: пророкам, апостолам, святителям, преподобным, юродивым, – ограничимся общим замечанием, что в этих чтениях либо передается празднуемое событие, либо утверждается словами Христа и апостолов та добродетель или тот подвиг, которые ублажаются Церковью в лице святого.

Чтение Апостола предваряется прокимнами, чтение Евангелия – пением аллилуиа с псаломскими стихами, каждением и тайной молитвой священника. Внимание к прокимнам и чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возгласами из алтаря: вонмем, мир всем, премудрость, прости. Рассмотрим все эти частности.

Чтецу Богослужебной книги Апостол

(45 голосов: 4.5 из 5)

Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с порядком чтения книги Апостол за богослужением в церкви, а также для всех желающих расширить свой кругозор.

Во время службы в церкви читаются богослужебные книги «АПОСТОЛ» и «ЕВАНГЕЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — великий момент богослужения. Сначала вещается слово апостолов. Нужно собрать все духовные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засорила и не заглушила его сорная трава.

Порядок чтения «АПОСТОЛА» и «ЕВАНГЕЛИЯ» — следующий:

Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.

Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем».

Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.

Иерей: «Премудрость, вонмем».

Чтец: «Прокимен, псалом Давидов…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.

Лик между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.

Два же прокимна поются так: первый прокимен берётся от первого зачала апостола. Прежде читается прокимен дню, потом стих его, потом прокимен святому. Например, в воскресный день прежде читается воскресный, потом стих его, потом прокимен святому. Если святой в святцах в этот день не указан, тогда святому не читаем, чтем Богородице, аще настоятель изволит. Паче же если храм Богородицы, тогда чтем неотложно, если святаго нет. По прочтении прокимна чтецом, лик поёт его. По прочтении стиха прокимна чтецом, лик поёт первый прокимен. По прочтении второго прокимна чтецом, лик поёт второй прокимен. Стих же второго прокимна, а если будет три зачала, то и третий прокимен с его стихом, оставляются. Но из трёх оставляется прокимен от того апостола, который читается в середине, под главу первого (как читается второе зачало под главу перваго описано ниже).

По прокимнах иерей возглашает: «Премудрость».

Чтец сказывает надписание послания апостола, например: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение» или «Деяний святых апостол чтение» и т.п.

Посём иерей: «Вонмем».

Чтец же чтёт послание апостола, те зачала, которые предписаны в этот день. Если два зачала, то оканчивая первый, чтец возвышает голос с небольшим наконец понижением. Первый и второй зачал начинает со слов надписания наверху или внизу страницы, например: «Братие, святии вси иже верою…» и продолжает читать текст зачала после звёздочки. Заканчивается чтение второго зачала возвышением голоса без понижения.

Перед началом чтения первого зачала, чтец и весь народ в церкви ограждает себя крестным знамением. Перед началом чтения второго зачала ограждать себя крестным знамением устав не повелевает.

Когда же будет три зачала, тогда первому не делается в голосе окончания, и второй начинается не с начального слова надписания «Братие…», но прямо с точки под главу первого, то есть читается как единое целое с первым зачалом.

По окончании чтения Апостола, иерей возглашает: «Вонмем, мир ти».

Чтец: «И духови твоему» (чтец кланяется в пояс).

Иерей: «Премудрость, вонмем».

Чтец: «Псалом Давидов, аллилуйя».

Тогда иерей от царских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю церковь. Лик же по стихам чтеца поёт аллилуйя пятикратно. Первый раз по возгласу чтеца «Псалом Давидов, аллилуйя», второй и третий раз по прочтению чтецом стихов аллилуйных первого апостола, четвёртый по прочтению аллилуйного стиха второго апостола, пятый по возглашении чтецом «Аллилуйя».

Но когда бывает два стиха по аллилуйя второго апостола, то и второй стих его сказывается (два стиха соединяются и произносятся без приостановки в голосе). Если бывают аллилуйя не на Литургии, а на часах (например, когда совершается служба без священника или со священником, но когда нет возможности служить Литургию), тогда вместе с последнею аллилуйя сказываются причастные стихи обоих апостолов (написаны там же, после последнего стиха и обозначены словом «Причастен»).

Если бывает один апостол на Литургии и стихов для пятикратного прочтения не хватает, то к четвёртой аллилуйя чтец повторяет тот стих, который говорил по прокимне или по первой аллилуйя, а в пятый раз возглашает едину аллилуйя.

После этого чтец подаёт книгу Апостол на клирос, и положа три поклона, прощается, поклоняясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и наконец на всю церковь.

Порядок чтения Апостола и Евангелия

В конце книги «Апостол» имеются указатели чтений: «СКАЗАНИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТВЕРОДЕСЯТНИЦЫ», «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», «ПРОКИМНИ И АПОСТОЛИ И АЛЛИЛУАРИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗЛИЧНИИ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ВОСКРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ДНЕВНИИ».

В этом разделе имеется:

  • указание дня или праздника;
  • прокимен и стих его;
  • номер зачала, которое должно быть прочитано в данный день;
  • аллилуйные стихи и причастны.

Весь текст книг АПОСТОЛ и ЕВАНГЕЛИЕ для удобнейшего чтения в церкви разделён на зачала. Зачало — это пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но расположены они в определенной последовательности. Используя богослужебный круг чтения Апостола и Евангелия в течение всего года, вы прочтете весь Апостол и все Евангелия. Книга Апостол содержит:

а) Деяния святых апостолов;

б) семь Соборных посланий;

в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла.

Все зачала идут непрерывным порядком. От начала Деяний до конца Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50-х и двух 51-х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. апостола Иакова. 50-е и 51-е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51-е зачала первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33-е и 49-е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зачало 29-го августа — в день Усекновения главы св. Иоанна Предотечи, а 49-е зачало — 21 мая в день памяти святого равноапостольного Константина Великого).

Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.

Некоторые многоопытные уставщики по — иному объясняют факт наличия двух 50-х и двух 51-х зачал. Приведём такое объяснение. «Для начала следует уяснить, что строгого деления на главы/зачала в древних рукописях нет. Послание Иаковле в одних книгах начинается 50-м зачалом, а в других 51-м. Например в Чудовской рукописи Нового Завета писанной, по преданию, Алексием, митрополитом Московским, чудотворцем (ум. в 1378 г.) в Послании Иаковли пять 51-х зачал и два 52-х.!

Второй немаловажный момент выяснения от чего такая нестыковка в нумерации — это уяснить себе, какие были книги в употреблении Церковью. Первоначально были переведены с греческого Евангелие-апракос и Апостол-апракос. В апракосе текст расположен так, как он читается на церковных службах, начиная от Пасхи. Например в известном Остромировом Евангелии (1057г.) ежедневные чтения даны на период от Пасхи до Пятидесятницы. А на весь оставшийся год только чтения субботние и воскресные. В Апостолах-апракосах после Деяний св. Апостолов всегда шли Послания св. апостола Павла. А Соборные Послания находились в конце книги, также и сейчас они положены в конце годовых чтений после Послания к евреям. Например, такое расположение книг в Новом Завете (Деяния, Послания апостола Павла, Соборные Послания) принято на Западе у католиков и протестантов. На Востоке же при составлении четьего Апостола — Соборные Послания стали размещать после Деяний Апостольских. Вот тут, как я полагаю, и произошла нестыковка в номерах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Послание Иаковле начинается с 50-го зачала. Деление на такое число, видимо не случайно, как символика Пятидесятницы и сошествия Святаго Духа. Например, диакон Аммоний в 4 веке Деяния разделил на 40 глав. Тоже символическое число!».

В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два надписания. Например, зачал 280-й (к Тимофею послание святаго апостола Павла) имеет такое деление. Первая половина читается 2-го октября, а вторая в неделю 31-ю.

Текст в богослужебных книгах печатается черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). При каждом зачале стоит звездочка, а внизу указано, когда это зачало читается и какими словами надо начинать чтение этого зачала. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла.

Зачала бывают:

  • рядовые — на каждый день в течение года;
  • для праздничных служб;
  • для богослужений во время Великого поста;
  • для «общих служб» святым;
  • зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб).

Знакомиться с текстом, который будет читаться на службе, необходимо заранее. Следует помнить, что текст читаемый чтецом, понимающим смысл слов, могут понять и слушающие люди. Если же чтец сам не понимает смысла читаемого, то и люди слушающие не имеют шансов понять его, разве что кто-то заранее будет знаком с читаемым зачалом. Поэтому чтецу необходимо накануне службы, ознакомиться с прокимнами и их стихами, с зачалами и аллилуйными стихами на предстоящий день.

А порядок чтения Апостола и Евангелия следующий:

В ВОСКРЕСЕНЬЕ: Всегда прежде читается недельное, потом если есть, то святому, а если два святых, то и обоим, меньшего под главу недельного. А если нет святому, то к недельному прилагается второе Богородице, но во время Триоди, исключая недели мытаря, блуднаго, второй недели Великого Поста, Богородице не прилагается, разве только когда будет ей нарочитое праздненство, тогда в Триодный период10 Богородице не отлагается.

В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом святому, а если два святых, то обоим, меньшему под главу дневного.

В СУББОТУ: Во время Триоди порядок тот же, как и в седмичные дни, но кроме Триоди, дневной уже не предшествует святому, но последует оному, произволяющие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апостол и Евангелие читаются только, когда нет святому. Таким же образом заупокойные зачала Апостола и Евангелия читают не только в субботу, но и равно во все седмичные дни.

В ВЕЛИКИЕ ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ, равно же и святым, ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ — чтение Апостола и Евангелия бывает только единому празднику, а рядовое дню читается в предыдущий день под главу.

Иногда бывает недостаток зачал Апостола и Евангелий до недели мытаря и фарисея. В этом случае необходимо отступить вспять и снова начать читать уже прочитанные зачала, по количеству недостающих седмиц, сколько их не хватает до недели мытаря и фарисея. Такое действие называется отступкой.

ПЕНИЕ АНТИФОНОВ. В великие праздники бывает пение особых праздничных антифонов в виде стихов из псалмов, содержащих пророчества или предуказания на данный праздник. В книге Апостол есть указание на пение таких антифонов в следующие праздники:

  • В неделю Пасхи;
  • в четверг Вознесения;
  • в неделю Пятидесятную;
  • в неделю цветную (Вербное воскресение);
  • на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста;
  • на Рожество Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
  • на св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
  • на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.

При этом к первому антифону бывает припев:

«Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко 2-ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рождеися от Девы…» или: «Преобразивыися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Аллилуиа, (трижды)». Третьим антифоном являются стихи из псалмов, чередующиеся с пением тропаря праздника.

Во всех вышеперечисленных случаях после второго антифона на «Слава, и ныне» поется всегда торжественный гимн Воплотившемуся Сыну Божию, составленный по преданию императором Юстинианом: «Единородный Сын Слово Божие, безсмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися, от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распятся Христе Боже, смертию на смерть наступивыи, Едине сыи Святыя Троицы, спрославляемыи Отцу и Святому Духу, спаси нас».

Приведём конкретный пример действий чтеца при пении особых праздничных антифонов на праздник Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст антифонов этого праздника приведён в книге Апостол в разделе «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», месяца января в шестой день.

Во время чтения ектении, чтец берёт книгу Апостол и становится перед иконой Спасителя (справа от Царских Врат). Благословляться перед этим не нужно. По окончании чтения ектении, чтец поворачивается лицом к ведущему клиросу, (назовём его — первый лик) кланяется в пояс и читает текст: «Во исходе Израилеве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея святыни Его, Израиль область Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется второму лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя, второй лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает третий стих также как предыдущие стихи. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает четвёртый стих тем же порядком. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Второй лик тем временем отпевает этот стих.

Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает стихи второго антифона, тем же порядком, что и первый антифон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и останавливается. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и торжественный гимн «Единородный Сын Слово Божие…».

Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает стихи третьего антифона, тем же порядком.

Чтец: «Исповедайтеся Господеви, яко благ яко в век милость Его. Во Иордане крещающуся Тебе Господи».

Лик же отпевает тропарь полностью: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утвержение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

По прочтении всех стихов третьего антифона до слов «Вход», все клирошане (первый и второй лик) выходят на центр храма и там поют последний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спасителя, а по возвращении клирошан на свои места кладёт книгу Апостол.

При возглашении стихов антифона, следует обращать внимание на встречающиеся иногда вместо стихов надписи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повторяет ранее прочитанный стих.

Вышеуказанный порядок чтения антифонов применяется в том случае, если чтец не облачён в священные одежды. При чтении антифонов лицами в священном облачении, например свещеносцами, облачёнными в стихарь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спасителя, а переходит через красную дорожку (на которую могут наступать только священные лица) от одного клироса к другому. Во всем остальном порядок действий сохраняется тем же.

Обычно после того как «Святый Боже…» будет пропето в третий раз.

Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников. С этим Божественным приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. Этим возгласом предлагается людям внять следующему: мир всем — означает соединение, ибо Христос разорил вражду между Богом и человеком, чтобы мир Божий превосходящий всякий ум, соблюдал сердца наши и разумения о Христе Иисусе.

Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.

Возглас «Премудрость, вонмем» — обращает внимание людей на значение прокимна от псалма Давидова.

Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.

Прокимен это краткий стих из псалмов, который предшествует чтению Священного Писания (пророческого, апостольского и евангельского) или пению других стихов, и выражает или силу и содержание следующего за ним чтения, или значение настоящего дня. Стих избранный в прокимен из псалмов Давида, один никогда не бывает, но за ним всегда следуют другие стихи, которые объясняют и подтверждают содержание и силу заключающуюся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повторяется.

Слова «Прокимен, псалом Давидов …» не произносятся если первым читается зачал Богородице или святым отцам. Тогда чтец сразу возглашает: «Песнь Богородице…» или «Песнь отцем…».

Лик — хор певчих.

Возгласы «Премудрость» и «Вонмем», к началу чтения, употребляются только в смысле внимательного слушания читаемого.

Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.

Это каждение установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святаго Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной.

Апракос значит недельный. Этим названием определяли Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.

Апракос значит недельный. Этим названием определяли Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.

ТРИОДЬ ПОСТНАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ — службы предпасхального и послепасхального периода. Постная Триодь содержит молитвословия на дни Великого Поста и на недели, приготовительные к нему, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Цветная Триодь заключает в себе песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девятая неделя по Пасхе или первая по Пятьдесятнице).

Антифон — означает попеременное пение церковных песнопений, которое исполняется на обоих клиросах, обоими ликами.

Антифон — означает попеременное пение церковных песнопений, которое исполняется на обоих клиросах, обоими ликами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *