Послание ефесянам

Послание Ефесянам Апостола Павла.

Послание адресовалось прежде всего для церкви в Ефесе, поскольку апостол Павел столь долго жил и трудился в этом городе, который был столицей провинции Асия. Некоторые ученые считают это послание энцикликой, т. е. циркулярным письмом, рассчитанным на прочтение в нескольких необозначенных местных церквах, находившихся в Асии. Если это послание предназначалось и другим церквам после прочтения его в Ефесе, то оно могло пойти в Лаодикию и Колоссы — в Послании к Колоссянам Павел просил их прочитать письмо «из Лаодикии» (Кол. 4:16), и, возможно, он имел в виду именно Послание к Ефесянам.

Город Ефес был крупным административным центром Римской империи. Павел провел там короткое время, возвращаясь в Антиохию из своего второго миссионерского путешествия (Деян. 18:19-21). Во время же третьего миссионерского путешествия он оставался в Ефесе три года (Деян. 20:31). Там произошло немало примечательных вещей. Павел крестил двенадцать последователей Иоанна Крестителя (Деян. 19:1-7).

Он учил в училище некоего Тиранна (Деян. 19:8-10). Явные чудеса имели место в Ефесе (Деян. 19:11-12), и странные события происходили там (Деян. 19:13-16): к Христу обратились даже некоторые чародеи (Деян. 19:17-20); но затем город поднялся против Павла, подстрекаемый серебряных дел мастером Димитрием, испугавшимся, что он и его коллеги потеряют работу, так как люди, обращавшиеся к Христу, переставали поклоняться великой богине Ефеса Артемиде (Деян. 19:23-41), чей храм славился своим великолепием в древнем мире.

По дороге в Иерусалим из своего третьего миссионерского путешествия Павел обратился с трогательными прощальными словами к ефесским пресвитерам, встретившись с ними в прибрежном городе Милите. Это была его последняя встреча с ними (Деян. 20:36-38) до посещения Павлом Ефеса после того, как он побывал в Риме (сравните 1-Тим. 1:3 с 3:14).

Место и время написания.

Полагают, что в этот же период времени, наряду с посланием к Ефесянам, им были написаны и послания к Филиппийцам, Колоссянам и Филимону, которые поэтому называют «тюремными посланиями» (Фил. 1:7; Кол. 4:10; Филим. 1:9). Поскольку в данном послании нет намеков на скорое освобождение Павла, которые находим в Послании к Филиппийцам (1:19-26) и в Послании к Филимону (стих 22), логично предположить, что к Ефесянам апостол писал в самом начале своего заключения, т. е. в 60 году. Он жил тогда под стражей, но в собственном доме, который арендовал (Деян. 28:30). После освобождения апостол снова отправился в путь; им были написаны 1 Тимофею и послание к Титу, затем он снова был арестован и написал 2-Тимофею; вскоре после этого Павел был казнен в Риме.

Цель написания.

Хотя никаких особых вопросов в этой книге не поднимается, цель ее написания станет ясной, если принять во внимание характер взаимоотношений апостола с верующими в Ефесе. Возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия, Павел сказал ефесским пресвитерам в Милите, чтобы остерегались как лжеучителей, приходящих со стороны, так и склонных проповедывать членов церкви, которые учат превратным вещам (Деян. 20:29-30).

Из книги Откровения мы видим, что Ефесская церковь преуспела в отпоре лжеучителям (Откр. 2:2), но со временем утратила накал своей первой любви ко Христу (Откр. 2:4). Это находит подтверждение в 1-Тим. 1:5 — апостол писал тогда Тимофею из Македонии в Ефес (около 62 года), что цель его наставлений — это «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры». Таким образом в обращении к святым в Ефесе особенно подчеркивалась тема любви.

Подсчитано, что из всех писем апостола более чем 1/6 часть всех «ссылок» на «любовь», а также слов, производных от него, — приходится на послание к Ефесянам. Это письмо начинается с «любви» (1:4) и заканчивается ею (6:23-24). Кроме того, послание учит, что иудеи и язычники составляют одно целое во Христе, о чем свидетельствует их любовь друг к другу. Такая любовь может прийти только от Бога. Возможно, Павел, замечая, что ефесяне начинают терять свою первую любовь, потому и написал им это послание, чтобы укрепить их в их любви как к Богу, так и во взаимной братской любви.

План книги:

I. Призвание Церкви (главы 1-3)

А. Вступление (1:1-2)

Б. Хвала Богу за Его благословения, предназначенные от века (1:3-14)

1. Излияние духовных благословений (1:3)

2. Причина и цель благословений (1:4-14)

В. Молитва о мудрости и откровении (1:15-23)

1. Причина благодарности (1:15)

2. Просьба (1:16-23)

Г. Новое положение каждого уверовавшего (2:1-10)

1. Прежнее положение: мертвые для Бога (2:1-3)

2. Новое положение: живые в Боге (2:4-10)

Д. Новое положение верующих в теле Христовом (2:11-22)

1. Констатация единства (2:11-13)

2. Объяснение единства (2:14-18)

3. Последствия единства (2:19-22)

Е. Возвещение Павлом тайны Божией (3:1-13)

1. Вступление (3:1)

2. Тайна (3:2-6)

3. Служение (3:7-12)

4. Увещание (3:13)

Ж. Молвтва об укреплении любви (3:14-21)

1. Подход к молитве (3:14-15)

2. Содержание молитвы (3:16-19)

3. Завершение молитвы (3:20-21)

II. Образ жизни Церкви (главы 4-6)

А. Хождение в единстве (4:1-16)

1. Основание единства (4:1-6)

2. Сохранение единства (4:7-16)

Б. Хождение в святости (4:17-32)

1. Характеристика прежнего человека (4:17-19)

2. Харакетиристика нового человека (4:24-32).

В. Хождение в любви (5:1-16)

1. То, чего следует держаться: любите других (5:1-2)

2. То, от чего следует удерживаться: от всякого рода зла (5:3-6)

Г. Хождение во свете (5:7-14)

1. Не будьте сообщниками злых людей (5:7-10)

2. Не участвуйте в делах тьмы (5:11-13)

3. Заключение: в свете Христовом (5:14)

Д. Хождение в мудрости (5:15 — 6:9)

1. Увещание (5:15-21)

2. Практическое поведение в семье и в доме (5:22 — 6:9)

Е. Участие в войне (6:10-20)

1. «Облечение во всеоружие» (6:10-13)

2. Оставаться в броне и наготове (6:14-16)

3. Довершение вооружения (6:17-20)

Ж. Заключение (6:21-24)

1. Павел ставит ефесян в известность (6:21-22)

2. Приветствие (6:23)

3. Славословие (6:24)

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Приветствие (1–2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3–14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15–23)

Еф.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:

Еф.1:2. бла­го­дать вам и мир от Бога Отца нашего и Го­с­по­да Иисуса Христа.

Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он обращается к Коринфянам в 1-м и 2-м посланиях. – «Волею Божиею» – см. 1Кор.1:1. – «Апостол Иисуса Христа» – см. 1Пет.1:1. – «Святым и верным во Христе Иисусе». Христиане названы «святыми» в том смысле, что они представляют собою выделенное из грешного мира общество. Они «верны» Богу, т. е. твердо стоят в вере. Тем и другим они обязаны «Христу Иисусу» (см. Рим.1:1): благодаря Его заслугам, они стали святы и с помощью Его благодати сохраняют верность призвавшему их Богу. – «Благодать и мир» – см. Рим. 1и 1Пет.1:2. – «Отца нашего» – см. Мф.6:9.

Еф.1:3–14. Начиная первую, догматическую, часть своего послания, Ап. в форме восхваления Бога дает читателям общее изображение величия христианства. Прежде всего он говорит, что христианство имеет предвечное основание: мы, христиане, избраны Богом прежде сложения мира во Христе Иисусе к ближайшему общению с Богом. Потом Ап. указывает на то, что мы искуплены кровью Христа от грехов, получили высокую мудрость от Бога и во Христе уже вступили в теснейшее единение с Богом – даже получили печать того, что мы стали наследниками небесного блаженства.

Еф.1:3. Благословен Бог и Отец Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, благо­словив­ший нас во Христе всяким духовным благо­слове­нием в небесах,

«Благословен Бог и Отец..». См. 2Кор.1:3. Ап. прежде всего говорит с Еф.1по Еф.1о том, что Бог сделал для христиан в доисторическое время, или, можно сказать, от вечности. Он «благословил», т. е. назначил нам во Христе, – Который здесь мыслится как существовавший до Своего воплощения, от самой вечности, – «всякие», т. е. касающиеся всех сторон нашего существа, «благословения». – «Духовным», – т. е. принадлежащим к высшей, божественной, духовной области бытия. В Нов. Завете слово «духовный» обыкновенно употребляется для обозначения высшего, божественного происхождения какого-либо явления. – «В небесах». Самое действие благословения имело место на небе (ср. ст. 4-й: «прежде создания мира»).

Еф.1:4. так как Он избрал нас в Нем пре­жде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,

«Благословение» – это не первое дело, за которое Ап. хочет благодарить Бога. В основе этого «благословения» лежит «избрание» (так как – по греч. стоит κατώς собственно: cогласно с тем как, но здесь, как можно заключать из контекста речи, этот союз имеет значение союза причины ср. Рим. 1:28). – «В Нем», т. е. во Христе. Христос, Сын Божий, уже от вечности был избран Богом для совершения спасения людей, и мы точно также, благодаря этому, уже от вечности были предизбраны Богом к тому, чтобы составить общество верующих. – «Святы и непорочны» – не в смысле нашего нравственного самоусовершенствования, а, как видно из контекста речи, в общем смысле: мы предназначены составить из себя общество избранных Божиих, которые освящаются кровью Христа. – «Пред Ним», т. е. назначены на служение Богу. – «В любви». Так как здесь речь идет вообще об отношении Бога к нам, то лучше разуметь здесь не нашу любовь, а любовь Бога к людям. Многие древние и новые толкователи относят это выражение к 5-му стиху, что представляется более вероятным, так как иначе это выражение слишком было бы отдалено от глагола, к которому оно только и могло бы относиться («избрал»).

Еф.1:5. предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благо­воле­нию воли Своей,

«Предопределив». В одно время с избранием совершилось и наше предназначение к усыновлению Богу во Христе. О «предопределении» – см. Рим.8:29. Здесь Ап. прибавляет, что это предопределение основано на любви Бога к нам. – «Усыновить». Понятие «усыновления» было известно и в Ветхом Завете (Исх.4:22; Втор.14:1), но там это усыновление было уделом народа как единого целого, а в Новом Завете оно дается каждому верующему в отдельности (Гал.4:7). – «По благоволению воли Своей». По толкованию св. Иоанна Злат., под «благоволением» нужно разуметь «сильное хотение нашего спасения». При этом нужно сказать, что это «хотение» или решение является совершенно свободным (ср. Лк.2:14). По отношению к «хотению» любовь Божия, о которой Ап. сказал в начале стиха, является его внутреннею основою.

Еф.1:6. в по­хвалу славы бла­го­дати Своей, которою Он обла­го­дат­с­т­во­вал нас в Возлюблен­ном,

«В похвалу». Нельзя сказать, что Бог имел прямой целью в Своем деле по отношению к людям Свое прославление: это противоречило бы ранее указанному мотиву действий Божиих, каким является любовь. Здесь Ап. только указывает на то, что должно явиться естественно само собою, как совершенно нормальное последствие действий Божиих. – «Славы благодати». Выражение «славы» представляет собою определение к слову «благодати». «Благодать», т. е. расположение Бога к людям, является как славная, величественная, и мы естественно восхваляем ее. – «Которою Он облагодатствовал нас». Эти слова представляют собою переход к следующему изображению того состояния, в каком христиане уже находятся (Ранее шла речь о том, что было сделано для них Богом до их действительного призвания в Церковь). Бог теперь «облагодатствовал», т. е. подарил нам в изобилии Свою благодать (ср. Ин. 1:16). По толкованию Златоуста и нек. др. древних толкователей, здесь дана и мысль о том, что Бог Своею благодатью сделал нас любезными или приятными Себе, – конечно, чрез то, что Сын Его очистил Своею кровью нас от всякого греха. – «В Возлюбленном». Согласно с контекстом речи, это выражение следует понимать как обозначение «возлюбленного нами». Такое понимание стоит в соответствии и с заключительными словами послания (см. Еф.6:24).

Еф.1:7. в Котором мы имеем искупле­ние Кровию Его, про­ще­ние грехов, по богат­с­т­ву бла­го­дати Его,

От предвечного действия благодати Божией Ап. переходит к изображению ее действия в настоящее время. – Во Христе («в Котором» – относится к выражению Еф.1:5: «чрез И. Христа») «мы имеем искупление» (о значении этого слова см. Рим.3:24), а плодом этого искупления, совершенного сразу для всех людей, является «прощение грехов» каждого из нас в отдельности. Это «прощение» нельзя понимать как только акт юридический, а нужно видеть в нем действительное отнятие от нас греха, очищение греха (ср. Мф.26:28; Лк.1:77; Рим.5:1). Но то и другое соответствует («по богатству») богатой благодати Божией: благодать Божия – это величайшая сила Божия, подающая нам множество духовных сил.

Еф.1:8. каковую Он в пре­избытке даровал нам во всякой пре­мудрости и ра­зу­ме­нии,

«Каковую Он в преизбытке даровал нам». Благодать или, как выражается Ап. Петр, божественная сила (2Пет. 1:3) дарована нам в виде «всякого рода премудрости и разумения». Под «премудростью» нужно разуметь способность проникать умом в самую сущность и достоинство вещей, а под «разумением» – способность правильно относиться к вещам, известный нравственный такт.

Еф.1:9. открыв нам тайну Своей воли по Своему благо­воле­нию, которое Он пре­жде по­ложил в Нем,

Новое доказательство любви Бога к людям. Бог открыл нам то, что составляло Его собственную тайну – тайну Его воли, что было тайно предрешено Им относительно мира. Открыл Он эту тайну по благоволению Своему к людям, какое Он возымел к ним во Христе. Из этого мы можем заключать, что Бог теперь относится к нам как к Своим искренним друзьям, потому что тайнами делятся только те, кто стоит в дружеских отношениях между собою.

Еф.1:10. в устрое­нии по­лноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.

В чем же состояла эта тайна? «В устроение полноты времен», т. е. когда наступил назначенный Богом срок, когда все периоды, какие должны были предшествовать пришествию Христа, прошли (εις οικονομίαν ­ в силу того, что смотрение или домостроительство о спасении людей пришло к концу), Бог решил все существующее привести снова в первоначальное нормальное состояние, в каком мир находился до падения («соединить под главою – Христом» – ανακεφαλαιοῦν ­ собственно: объединить, привести разрозненные части к единству, но здесь, в отношении к делу Христа, это слово может значить и восстановить в первобытном состоянии). Это приведение в нормальное состояние есть следствие искупления, совершенного Христом и, начавшись с основания Церкви Христовой на земле, будет продолжаться в течении всего периода существования человечества на земле. Без сомнения, это действие не простирается на демонские силы, которые не искуплены: они не способны к восстановлению (понятие полного «восстановления» вообще чуждо Новому Завету).

Еф.1:11. В Нем мы и сделались наследниками, быв пред­назначены к тому по определе­нию Соверша­ю­щего все по изволе­нию воли Своей,

Еф.1:12. дабы по­служить к по­хвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.

Еще новую милость мы получили от Бога во Христе: мы «стали наследниками», т. е. приобрели право на вступление в славное царство Божие и на обладание благами этого царства. К получению этого высокого права мы были предназначены свободною благою волею Бога. – «Дабы послужить..». Так велико это право наследников, что мы должны постоянно прославлять даровавшего нам это право Бога. – «Ранее уповали на Христа». Ап. говорит здесь о всех христианах вообще и называет их «ранее уповавшими» или, точнее, предуповавшими потому, что имеет в виду то обстоятельство, что полное исполнение христианских надежд последует только в будущем, когда будет даровано нам полное наследие (проф. Богдашевский). Прич. прош. времени здесь стоящее (προηλπικότας) обозначает не прошедший факт, но продолжающий свое существование.

Еф.1:13. В Нем и вы, услы­шав слово истины, бла­го­ве­с­т­вование вашего спасе­ния, и уверовав в Него, запечатлены обетован­ным Святым Духом,

Здесь Ап. обращается уже к тем христианам, которые будут читать его послание. – «В Нем», т. е. во Христе читатели послания «запечатлены обетованным Святым Духом», после того как услышав «слово истины» или «благую весть» о своем спасении, уверовали в эту весть («уверовав в Него», т. е. во Христа – перевод неправильный, потому что везде в II-ой главе одна мысль присоединяется к другой, предыдущей, посредством местоимения ός, а здесь и стоит: εν ῶ). Самое «запечатление», как видно из контекста речи, есть акт не только внутренний, но и наблюдаемый вне, людьми посторонними (ср. 1Кор.9:2). Здесь Ап., несомненно, разумеет ниспослание благодати Духа Святого на верующих в праздник первой христианской Пятидесятницы (Деян.2) и последующее излияние духовных даров на вступавших в Церковь. Бог этими дарами отмечал христиан как людей святых, избранных.

Еф.1:14. Который есть залог наследия нашего, для искупле­ния удела Его, в по­хвалу славы Его.

«Который есть залог наследия нашего». Дух Святый, какой получали христиане, был еще только свидетельством того, что они со временем получат все те блага, какие обещал им Христос («наследие свое»), т. е. небесную славу2. – «Для искупления удела Его». Здесь Ап. имеет в виду, как можно выводить из контекста речи, будущее искупление или освобождение «удела» Божия или общества верующих3. Ведь пока мы, христиане, живем на земле, мы все еще не составляем исключительно владения Божия. Но со временем, благодаря дарованным нам силам благодати Св. Духа, мы должны освободиться от власти земных обстоятельств и тогда-то прославится Бог вполне. Впрочем это «освобождение» будет совершено не сразу, а постепенно.

Еф.1:15–23. Ап. знает, что Ефесяне имеют веру и любовь. Теперь он испрашивает у Господа, чтобы Он еще дал им вникнуть в великое значение христианской надежды. Пусть, с помощью посланных им от Бога премудрости и разумения, они поймут и самое существо этой надежды, и ее основание и, наконец, способ, каким она осуществляется. А чтобы самая эта надежда была в Ефесянах более твердою, Ап. указывает на то, что уже сделано Богом по отношению ко Христу: совершенное в этом отношении так велико, что христиане могут быть уверены в том, что Бог совершит и для них то, сравнительно малое, что составляет предмет их надежды.

Еф.1:15. Посему и я, услы­шав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

«Посему», т. е. в виду дарования христианам многоразличных благословений (см. Еф.1и сл.). – «И я» – подобно вам, т. е. принимая участие в вашей радости и благодарении за вышеуказанные благодеяния. – «Услышав» – по всей вероятности, от приходивших к нему из Ефеса христиан. – «Ко всем святым» – ко всем христианам.

Еф.1:16. непрестан­но бла­го­дарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах мо­их,

Еф.1:17. чтобы Бог Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа пре­мудрости и открове­ния к по­знанию Его,

Ап. благодарит постоянно Бога за то, что Ефесяне сделались участниками божественных благословений. Он вспоминает о них и в молитвах, т. е. молится за них, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения. – «Бог Господа», т. е. Бог Христа по Его человеческой природе. – «Отец славы» – Которому принадлежит слава или величие, как никому еще, от Которого исходит это величие (ср. 1Кор.2:8). – «Духа премудрости и откровения». Дух Св. уже принадлежит христианам (Еф.1:13) и молиться о Его даровании нет нужды. Поэтому выражение: «чтобы дал…» лучше перевести так: «чтобы Бог сделал пребывающий уже в вас Дух Духом, производящим в вас премудрость и откровение». «Премудрость» – см. Еф.1:8. – «Откровения» – конечно, не откровения о чем-либо новом в религиозном отношении, а о снятии с нашего разумения всяких, мешающих нам ясно понимать величие христианства, покрывал (ср. 1Кор.2:10). – «К познанию Его» – точнее: в познании Его (εν επιγνώσει αυτοῦ). Слова эти лучше отнести к следующему стиху.

Еф.1:18. и про­светил очи сердца вашего, дабы вы по­знали, в чем состо­ит надежда при­звания Его, и какое богат­с­т­во славного наследия Его для святых,

«И просветил..». В области ведения о Боге («в познание Его» – Еф.1:17) пусть Ефесяне обладают «просвещенными очами сердца», т. е. пусть они совершенно светлыми глазами души («сердце» – центральное седалище и центральный орган личной жизни Рим.10:10) познают Бога. – «Дабы вы познали..». Прежде всего это просвещение душевных очей в области познания Бога нужно для того, чтобы Ефесяне познали, «в чем состоит надежда призвания Его», т. е. в чем заключается предмет христианской надежды, которая основывается на божественном призвании (ср. Рим.8:24). – «И каково богатство..». Здесь определяется, в чем именно состоит предмет христианской надежды: это – «наследие» Божие, чрезвычайно величественное, которым пользуются и будут пользоваться святые Божии («для святых» – точнее: «среди святых». «Святые» – здесь в собственном смысле, а не вообще христиане).

Еф.1:19. и как безмерно величие могущества Его в нас, веру­ю­щих по действию державной силы Его,

Наконец, просвещенные очи сердца нужны христианам для того, чтобы понять, как велико могущество Божие, проявляющееся уже в настоящее время на нас, верующих. – «По действию державной силы Его». Слова эти естественнее относить к выражению 20-го стиха и таким образом здесь видеть ту мысль, что великое могущество Божие проявляется в отношении к верующим сообразно тому действию державной силы Божией, которою Бог действовал в отношении ко Христу (см. след. стих).

Еф.1:20. которою Он воз­дей­с­т­во­вал во Христе, воскресив Его из мертвых и по­садив одесную Себя на небесах,

В отношении ко Христу державная сила Божия проявилась в том, что Бог воскресил Христа из мертвых (см. Рим. 8:11) и посадил Его – как прославленного человека (по Божеству Своему Господь Иисус Христос никогда не покидал Божественного трона. Златоуст) – на небесах по правую руку от Себя (см. 1Цар.20:25; 3Цар.2:19; Пс.109:1).

Еф.1:21. превыше всякого началь­ства, и власти, и силы, и го­с­по­дства, и всякого име­ни, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,

Несомненно, что здесь речь идет не о земных властях, а об ангельских чинах: в предыдущем стихе сказано уже, что Бог посадил Христа на небесах. Конечно, здесь разумеются только добрые ангелы, потому что здесь Ап. говорит о возвышении Христа, а не о победе Его над силами ада. Некоторые толкователи (напр. проф. Богдашевский) полагают, что перечисление чинов ангельских идет здесь в восходящем порядке. – «И всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем». Ап. хочет сказать, что Христос выше всех чинов ангельских, о существовании каких мы знаем уже, и всяких иных, о которых мы узнаем только в будущей жизни (Бл. Феодорит). – «Век сей» – время до второго пришествия Христа, а «век будущий» – будущая жизнь.

Еф.1:22. и все по­корил под ноги Его, и по­ставил Его выше всего, главою Церкви,

См. Пс.8:5–7. – «И поставил Его выше всего, главою Церкви». Правильнее перевести с греческого нужно так: «и Его (Христа) дал, как главу над всем, Церкви». Только, конечно, в этом случае нужно добавить, что Христос дан Церкви не только как дар (Рим.5:15), но тоже как Глава. Церковь особенно возвышается чрез то, что ей дана такая Глава, которая является главою всего существующего4.

Еф.1:23. которая есть Тело Его, по­лнота Наполня­ю­щего все во всем.

Чтобы показать особую близость Церкви ко Христу, Ап. называет ее «Телом Христовым». Христос есть голова, а Церковь – тело. Если из головы идут все нервы, управляющие движениями тела, то и от Христа Церковь получает все силы для своей жизни5. – «Полнота наполняющего все во всем». Это выражение одни толкователи (Златоуст, бл. Феофилакт) понимают как обозначение значения Церкви – (полнота – πλήρωμα в действ. значении), говоря, что Церковь восполняет собою Христа, хотя Христос Сам наполняет все. Другие (напр. проф. Богдашевский) понимают это выражение в страдательном значении («полнота» – то, что наполняется или наполненное. Параллельные выражению πλήρωμα есть выражения άγγελμα, κήρυγμα, тоже имеющие страдательное значение). Последнее мнение представляется более правильным, потому что везде в рассматриваемой главе речь идет о том, что Церковь получила, а не о том, что она сама дает. – «Наполняющего все во всем». По более распространенному толкованию, Ап. говорит здесь о том, что Церковь есть полнота Того, Кто весь мир наполняет всеми предметами, находящимися в мире. Но с таким толкованием трудно согласиться главным образом потому, что, с принятием его, мы уменьшим значение Церкви. В самом деле, что особенного будет в том, что Церковь наполняется Христом, как и весь мир? Лучше поэтому принять выражение εν πᾶσιν (по-русски: перев. во всем) как мужской род6 и видеть здесь указание на отдельные лица – на членов Церкви, а под выражением «все» (τά πάντα) понимать все стороны деятельности этих «всех» лиц. Таким образом, все это выражение можно передать так: «Наполняющего или исполняющего всех членов Церкви во всех сторонах их внутренней жизни». Все же выражение «полнота Наполняющего…» всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях. Но такова идея ее, а осуществление этой идеи совершается только постепенно в жизни верующих, чрез действие Христа. Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы все восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть «меры возраста исполнения Христова» (Еф.4:13).

Поделиться

Еф., 229 зач., V, 8-19.

8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10 Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 дорожа временем, потому что дни лукавы.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

Священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начитается с довольно простых слов: вы были тьма, а теперь вы свет. Мы считываем эту метафору довольно легко, ваша жизнь была полна грехов и пороков, но теперь вы очистились и живете праведно. Так можно было бы сказать о ком угодно, кто решил начать жизнь с чистого листа. Но апостол говорит не просто о свете, он называет своих учеников «светом в Господе», потому что их обновление, их укоренение в добре — это результат не простой психологической настроенности, не простой ориентации на свет и добро… Это результат их единства со Христом, единства свободного и благодатного.

Но кто-нибудь скажет, что все это слова, к тому же еще и непроверяемые. И даже если человек считает себя принадлежащим к свету, как он может это доказать? Для апостола ответ очевиден: надо поступать как чадо света. Получив Духа в Пятидесятницу ученики Христовы должны являть плоды Его присутствия в своей жизни.

Интересно, что для чтения во второй день праздника, Церковь избирает не рассказ о чудесном схождении Духа на кого-нибудь из апостольских учеников, хотя таких историй не мало в книге Деяний. Акцент в сегодняшнем чтении на другом: на плодах, которые должны наполнять жизнь человека. И такой выбор чтения совершенно не случаен. Дело в том, что абсолютное большинство из нас, современных христиан, не переживали таких откровений, которые описываются в книге деяний. Увидев чтение, которое совершенно отлично от нашей жизни, мы могли бы с грустью отметить, что услышали еще одну историю о чем-то чудесном, но с нашей реальностью плохо соотносящемся. Всякий христианин пережил в своей жизни личную Пятидесятницу, он был миропомазан после таинства крещения и получил Дары, которые должен был развивать. И если рассказ о видимом схождении Духа в образе огненных языков сложно применить к себе, то слова апостола о том, о стремлении к благу, к праведности и истине сказаны о каждом из нас. И задумываться каждый должен не о том, чтобы получить выгоду, обеспечить себя и карьерно вырасти, но о том, что благоугодно Богу, что будет исполнением Его воли. При этом поступать нужно не топорно, не просто исполняя заповедь как инструкцию, но задумываясь над тем, чтобы все получили наибольшую пользу. Это, последнее может показаться чем-то простым, но в реальности мы так часто стремимся действовать по шаблону и не желаем духовно трудиться, что достигаем лишь внешнего и временного благополучия. Но что же нам делать, если дни лукавы и каждый понимает пользу по-своему… Апостол дает ответ и на этот вопрос: искать не своей пользы, но пользы общей, а кроме того читать Писание и молиться, обращаясь в сердцах наших к Господу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *