После причастия молитва

Православная благодарственная молитва после причастия

В жизни каждого православного человека есть события, которые выходят далеко за рамки повседневных радостей и огорчений. Это дни, когда над ним совершается таинство Святого Причастия. Они лежат в совершенно иной жизненной плоскости. Они несут радость, но эта радость особого рода, не соизмеримая с той радостью, что даёт нам земная жизнь. Это дни нашего единения с Богом.

В чём значение для нас Святого Причастия?

Великое таинство причастия тела и крови Господней делает наше человеческое естество родственным Богу. Его тело и кровь становятся частью нас, органично входят в состав нашей души и тела. Как человек наследует от своих биологических родителей, частью которых он стал в силу родства по крови, определённые, присущие им качества, так и восприняв в себя тело и кровь Господню, мы становимся наследниками его качеств.

Господь в своей земной жизни, принося искупительную жертву, умер, а затем воскрес в совершенно иной плоти. Эта плоть была наделена свойствами, недоступными обычному человеку. Но Святое Причастие делает нас ― творения его рук – наследниками и этой плоти, и этого бессмертия. Кроме того, Иисус Христос, воплотившись от Девы Марии, воспринял все человеческие качества, кроме греховности. Господь безгрешен.

Читая молитвы, входящие в Последование к Святому Причастию, мы просим у Бога избавить нас от рабства греха, тяготеющего над нами со дня грехопадения первых людей ― Адама и Евы. И молитвы наши обоснованны. Ведь, становясь причастниками Божественного тела и крови, мы должны избавиться от греховного плена. За великую радость духовного обновления и обретения бессмертия мы благодарим Господа Бога, вознося ему благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Где и как читаются эти молитвы?

Причащение Святых Тайн тела и крови Христовых совершается в храме во время литургии. По окончании же читается от имени всех, кто сподобился в этот день святого таинства, благодарственная молитва после Причастия. Обычно её читает псаломщик. Но иногда прихожане, вернувшись домой из храма, открывают молитвослов и читают сами.

Текст, который составляет благодарственные молитвы по Святом Причастии, включает в себя пять самостоятельных молитв. Далее следуют знаменитые слова святого преподобного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши…» – и затем читаются тексты тропарей и кондаков, в зависимости от того, литургия какого святого совершалась в этот день. Всё это молитвословие служит одной цели ― достойно воспеть и возблагодарить Господа Бога за дарование нам великой милости. Недаром благодарственные молитвы по Святом Причащении предваряются словами, призывающими читать их горячо и от души.

Молитва первая

Эта молитва начинается со слов благодарности Богу за то, что, несмотря на всю нашу греховность, он не отверг нас и явил причастниками святых своих тайн. Далее следует просьба о том, чтобы тело и кровь его послужили душевному исцелению и телесному здравию. Чтобы они помогли отразить любого врага, видимого и невидимого, просветить познанием Божественных Тайн во укрепление веры и даровали силы для соблюдения святых заповедей Господних. Эта первая благодарственная молитва после Причастия заканчивается словами, выражающими желание впредь посвятить жизнь служению Богу, и просьбой о благодатной помощи на этом пути. Далее следует молитва, написанная в IV веке святителем Василием Великим.

Молитва святого Василия Великого

Прежде всего необходимо сказать несколько слов об этом святом. Василий Великий родился в Кесарии в 303 году. Получив в детстве прекрасное образование, он продолжил его в Афинах. Здесь он познакомился с другим столпом христианства ― Григорием Богословом. Их дружба продолжалась всю жизнь. В Афинах святой Василий вступил на путь аскетизма и познания христианского учения. Вскоре он принял духовный сан. Святой много путешествовал. Собрав круг единомышленников, он стал их духовным наставником.

Им написано много дошедших до нас богословских трудов. Благодарственная молитва после Причастия, написанная святителем Василием Великим, полна глубокого и искреннего чувства. Он начинает её со слов благодарности за все блага, дарованные ему Богом. Святитель просит Господа всегда хранить его благодатью и божественной силой. В завершение он молится о том, чтобы Господь сподобил его сберечь незапятнанной свою совесть и всегда приступать к святым таинствам с сознанием своей духовной чистоты.

Молитва третья

Автором её является святой преподобный Симеон Метафраст, живший в Греции на рубеже IX-X веков. Он вошёл в историю христианства как выдающийся богослов и историк. Им создано обширнейшее собрание житий святых, отредактированное и снабжённое комментариями. Написанная им благодарственная молитва после Причастия читается третьей по счёту. Начиная её, он уподобляет Господа Бога огню, пожигающему всех недостойных. Преподобный молит, сохранив ему жизнь, попалить греховные тернии, гнездящиеся в нём, и сделать его обителью Духа Святого. Преподобный вручает себя Божьему промышлению и уповает на его защиту.

Совсем короткая, четвёртая молитва

Эта малая по объёму молитва наполнена очень глубоким смыслом. В ней заключено обращение к Богу с просьбой о даровании вечной жизни ― главной и вожделенной цели каждого христианина. Затем слова молитвы взывают к Господу о ниспослании милости на Страшном суде, который последует за вторым пришествием.

Благодарственная молитва Богородице

Пресвятая Богородица пользуется особой любовью и почитанием у всех христиан. К ней совершенно особенное отношение. Своей чистотой и святостью она превосходит ангельские сонмы. С ней не сравнятся даже херувимы и серафимы. Поэтому молитва, обращённая к ней, начинается словами, полными искренней любви. «Свет помрачённой души, покров, прибежище, утешение и радость» ― вот эпитеты, с которых начинается приносимое ей благодарение за то, что она сподобила нас причаститься крови и тела её Сына.

В молитве мы, признавая себя умерщвлёнными грехом, просим Пречистую оживить нас. Для неё, родившей источник бессмертия, нет ничего невозможного. Мы просим направить наши помыслы на благие дела и наполнить сердца Божественной любовью. И как все предыдущие молитвы, благодарственная молитва Богородице завершается просьбой о даровании нам возможности до конца жизни принимать святыню пречистых тайн.

Отрывок евангельского текста и последующие тропари

По окончании молитвы к Пресвятой Богородице читается короткий библейский текст, включающий в себя слова святого преподобного Симеона Богоприимца, произнесённые им, когда он Святым Духом прозрел в принесённом в храм младенце Иисусе воплотившегося Бога. Его «Ныне отпущаеши…» завершает благодарственные молитвы после причащения, описание которых приводится выше.

Но на этом наше благодарение не заканчивается. Далее читаются тропари и кондаки, причём, какие именно, зависит от того, литургия какого святого совершалась. Это могла быть литургия святителя Василия Великого, а могла быть ― Иоанна Златоуста. Кроме того, если служилась литургия Преждеосвящённых даров, то читается тропарь святому Григорию Двоеслову и соответствующий кондак. Благодарственная молитва ангелу-хранителю в данный перечень молитв не входит, но вполне понятно, что мы не можем не возблагодарить хранителя нашей души и тела, не отдать ему должное за всё, чем мы ему обязаны, в том числе и за благодать Святого Причастия. Существует много молитв к нашему ангелу-хранителю. Можно читать любую из них. Главное, чтобы шла она от чистого сердца. Готовясь к Святому Причастию, каждый читает большое количество молитв, предписанных церковным уставом. Среди них есть канон ангелу-хранителю. Очень хорошо перечитать его и после совершения святого таинства.

Наш день после Святого Причастия

Но молитвы благодарственные по Причастии не завершают собой круг наших обязанностей, связанных с этим важнейшим таинством. Святая церковь настоятельно рекомендует посвятить этот день изучению слова Божьего, богомыслию и заботам о сохранении душевной чистоты. Лучше в этот день устраниться от всего праздного и лишённого духовности. Рекомендуется воздержание от всевозможных развлечений. Даже те из них, которые в обычные дни не осуждаются церковью, в день Причастия могут быть неуместны. Также возбраняется супружеская близость и курение. Уста, которые приняли в себя тело и кровь Господню, не должны ничем оскверняться. Поэтому совершенно недопустимо употребление бранных слов.

Господь даровал нам для общения с ним мощное и надёжное средство ― православные молитвы. Благодарственные, просительные и покаянные – они возвышают наши души и сердца. Независимо от того, идёт ли речь о церковной молитве, читаемой в храме, или о домашней ― келейной, благодатными они становятся лишь при условии нашей глубочайшей веры и искренности, с которой мы их произносим. И каждый раз, приступая к ним, мы обязаны помнить, что совершаем в данный момент великое таинство общения с Богом.

Священник: Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же.

Благодарственная моли́тва, 1-я (заглавия молитв не читаются):

Благодарю́ Тя, Го́споди, Бо́же мой, я́ко не отри́нул мя еси́ гре́шнаго, но о́бщника мя бы́ти святы́нь Твои́х сподо́бил еси́. Благодарю́ Тя, я́ко мене́ недосто́йнаго причасти́тися Пречи́стых Твои́х и Небе́сных Даро́в сподо́бил еси́. Но Влады́ко Человеколю́бче, нас ра́ди уме́рый же и воскресы́й, и дарова́вый нам стра́шная сия́ и животворя́щая Та́инства во благодея́ние и освяще́ние душ и теле́с на́ших, да́ждь бы́ти сим и мне во исцеле́ние души́ же и те́ла, во отгна́ние вся́каго сопроти́внаго, в просвеще́ние о́чию се́рдца моего́, в мир душе́вных мои́х сил, в ве́ру непосты́дну, в любо́вь нелицеме́рну, во исполне́ние прему́дрости, в соблюде́ние за́поведей Твои́х, в приложе́ние Боже́ственныя Твоея́ благода́ти и Твоего́ Ца́рствия присвое́ние; да во святы́ни Твое́й те́ми сохраня́емь, Твою́ благода́ть помина́ю всегда́, и не ктому́ себе́ живу́, но Тебе́, на́шему Влады́це и Благоде́телю; и та́ко сего́ жития́ изше́д о наде́жди живота́ ве́чнаго, в присносу́щный дости́гну поко́й, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, и безконе́чная сла́дость, зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную. Ты бо еси́ и́стинное жела́ние, и неизрече́нное весе́лие лю́бящих Тя, Христе́ Бо́же наш, и Тя пое́т вся́ тварь во ве́ки. Ами́нь.

Влады́ко Христе́ Бо́же, Царю́ веко́в, и Соде́телю всех, благодарю́ Тя о всех, я́же ми по́дал благи́х, и о причаще́нии пречи́стых и животворя́щих Твои́х Та́инств. Молю́ у́бо Тя, Бла́же и Человеколю́бче: сохра́ни мя под кро́вом Твои́м, и в се́ни крилу́ Твое́ю; и да́руй ми чи́стою со́вестию, да́же до после́дняго моего́ издыха́ния, досто́йно причаща́тися святы́нь Твои́х, во оставле́ние грехо́в, и в жизнь ве́чную. Ты бо еси́ хлеб живо́тный, исто́чник святы́ни, Пода́тель благи́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Да́вый пи́щу мне плоть Твою́ во́лею, огнь сый и опаля́яй недосто́йныя, да не опали́ши мене́, Соде́телю мой; па́че же пройди́ во у́ды мо́я, во вся́ соста́вы, во утро́бу, в се́рдце. Попали́ те́рние всех мои́х прегреше́ний. Ду́шу очи́сти, освяти́ помышле́ния. Соста́вы утверди́ с костьми́ вку́пе. Чувств просвети́ просту́ю пятери́цу. Всего́ мя спригвозди́ стра́ху Твоему́. При́сно покры́й, соблюди́ же, и сохра́ни мя от вся́каго де́ла и сло́ва душетле́ннаго. Очи́сти и омы́й, и украси́ мя; удобри́, вразуми́, и просвети́ мя. Покажи́ мя Твое́ селе́ние еди́наго Ду́ха, и не ктому́ селе́ние греха́. Да я́ко Твоего́ до́му, вхо́дом причаще́ния, я́ко огня́ мене́ бежи́т всяк злоде́й, вся́ка страсть. Моли́твенники Тебе́ приношу́ вся́ святы́я, чинонача́лия же безпло́тных, Предте́чу Твоего́, прему́дрыя Апостолы, к сим же Твою́ нескве́рную чи́стую Ма́терь, и́хже мольбы́ Благоутро́бне приими́, Христе́ мой, и сы́ном све́та соде́лай Твоего́ служи́теля. Ты бо еси́ освяще́ние и Еди́ный на́ших, Бла́же, душ и све́тлость; и Тебе́ лепоподо́бно, я́ко Бо́гу и Влады́це, сла́ву вси́ возсыла́ем на всяк день.

Те́ло Твое́ Свято́е, Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, да бу́дет ми в живо́т ве́чный, и Кровь Твоя́ Честна́я во оставле́ние грехо́в: бу́ди же ми благодаре́ние сие́ в ра́дость, здра́вие и весе́лие; в стра́шное же и второ́е прише́ствие Твое́ сподо́би мя гре́шнаго ста́ти одесну́ю сла́вы Твоея́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех святы́х.

Молитва 5-я, ко Пресвятой Богородице:

Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, све́те помраче́нныя моея́ души́, наде́ждо, покро́ве, прибе́жище, утеше́ние, ра́дование мое́, благодарю́ Тя, я́ко сподо́била мя еси́ недосто́йнаго, прича́стника бы́ти Пречи́стаго Те́ла и Честны́я Кро́ве Сы́на Твоего́. Но ро́ждшая и́стинный Свет, просвети́ мо́я у́мныя о́чи се́рдца; Я́же Исто́чник безсме́ртия ро́ждшая, оживотвори́ мя умерщвле́ннаго грехо́м; Я́же ми́лостиваго Бо́га любоблагоутро́бная Ма́ти, поми́луй мя, и да́ждь ми умиле́ние и сокруше́ние в се́рдце мое́м, и смире́ние в мы́слех мои́х, и воззва́ние в плене́ниих помышле́ний мои́х; и сподо́би мя до после́дняго издыха́ния, неосужде́нно приима́ти пречи́стых Та́ин освяще́ние, во исцеле́ние ду́ши же и те́ла. И пода́ждь ми сле́зы покая́ния и испове́дания, во е́же пе́ти и сла́вити Тя во вся́ дни живота́ моего́, я́ко благослове́нна и препросла́вленна еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, с ми́ром: я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков и сла́ву люде́й Твои́х, Изра́иля.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Священник: Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.

Если Литургия Иоанна Златоустого (совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных Литургий), читаем:

Если Литургия Василия Великого (день памяти Василия Великого 14 января; навечерия Рождества Христова (7 января) и Крещения (19 января) или в самый день этих праздников, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье; 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста; Великий четверг и Великая суббота), читаем:

Если совершается Литургия Григория Двоеслова (среды и пятницы Великого поста, четверг 5-й седмицы Великого поста, первые три дня Страстной седмицы; праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта) и память 40 мучеников Севастийских (22 марта), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; понедельник, вторник и среда Страстной седмицы; храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период), читаем:

Уст твои́х, я́коже све́тлость огня́, возсия́вши благода́ть, вселе́нную просвети́: не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́, высоту́ нам смиренному́дрия показа́, но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте, моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, и твои́ми устна́ма вся́ учи́ши покланя́тися в Тро́ице единому Бо́гу, Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне, досто́йно хва́лим тя: еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Василию Великому, глас 1-й:

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́, я́ко прие́мшую сло́во твое́, и́мже боголе́пно научи́л еси́, естество́ су́щих уясни́л еси́, челове́ческия обы́чаи украси́л еси́, ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое́ Це́ркве, подая́ всем некрадо́мое госпо́дство челове́ком, запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

И́же от Бо́га свы́ше боже́ственную благода́ть восприе́м, сла́вне Григо́рие, и Того́ си́лою укрепля́емь, ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́, отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́ всеблаже́нне: Его́же моли́, да спасе́т ду́ши на́ша.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́, и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие, ко огра́де небе́сней наставля́я, и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́: ны́не же с ни́ми ра́дуешися, и лику́еши в небе́сных кро́вех.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем. Именем Господним благослови Отче.

Священник: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

В некоторых храмах чтец также прибавляет: Господи помилуй (трижды).

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

(126 голосов: 4.2 из 5)

Священник: Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же. Сла́ва Тебе́, Бо́же.

Чтец:

Благодарственная моли́тва, 1-я (заглавия молитв не читаются):

Благодарю́ Тя, Го́споди, Бо́же мой, я́ко не отри́нул мя еси́ гре́шнаго, но о́бщника мя бы́ти святы́нь Твои́х сподо́бил еси́. Благодарю́ Тя, я́ко мене́ недосто́йнаго причасти́тися Пречи́стых Твои́х и Небе́сных Даро́в сподо́бил еси́. Но Влады́ко Человеколю́бче, нас ра́ди уме́рый же и воскресы́й, и дарова́вый нам стра́шная сия́ и животворя́щая Та́инства во благодея́ние и освяще́ние душ и теле́с на́ших, да́ждь бы́ти сим и мне во исцеле́ние души́ же и те́ла, во отгна́ние вся́каго сопроти́внаго, в просвеще́ние о́чию се́рдца моего́, в мир душе́вных мои́х сил, в ве́ру непосты́дну, в любо́вь нелицеме́рну, во исполне́ние прему́дрости, в соблюде́ние за́поведей Твои́х, в приложе́ние Боже́ственныя Твоея́ благода́ти и Твоего́ Ца́рствия присвое́ние; да во святы́ни Твое́й те́ми сохраня́емь, Твою́ благода́ть помина́ю всегда́, и не ктому́ себе́ живу́, но Тебе́, на́шему Влады́це и Благоде́телю; и та́ко сего́ жития́ изше́д о наде́жди живота́ ве́чнаго, в присносу́щный дости́гну поко́й, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, и безконе́чная сла́дость, зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизрече́нную. Ты бо еси́ и́стинное жела́ние, и неизрече́нное весе́лие лю́бящих Тя, Христе́ Бо́же наш, и Тя пое́т вся́ тварь во ве́ки. Ами́нь.

Молитва 2-я, святого Василия Великого:

Влады́ко Христе́ Бо́же, Царю́ веко́в, и Соде́телю всех, благодарю́ Тя о всех, я́же ми по́дал благи́х, и о причаще́нии пречи́стых и животворя́щих Твои́х Та́инств. Молю́ у́бо Тя, Бла́же и Человеколю́бче: сохра́ни мя под кро́вом Твои́м, и в се́ни крилу́ Твое́ю; и да́руй ми чи́стою со́вестию, да́же до после́дняго моего́ издыха́ния, досто́йно причаща́тися святы́нь Твои́х, во оставле́ние грехо́в, и в жизнь ве́чную. Ты бо еси́ хлеб живо́тный, исто́чник святы́ни, Пода́тель благи́х, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 3-я, Симеона Метафраста:

Да́вый пи́щу мне плоть Твою́ во́лею, огнь сый и опаля́яй недосто́йныя, да не опали́ши мене́, Соде́телю мой; па́че же пройди́ во у́ды мо́я, во вся́ соста́вы, во утро́бу, в се́рдце. Попали́ те́рние всех мои́х прегреше́ний. Ду́шу очи́сти, освяти́ помышле́ния. Соста́вы утверди́ с костьми́ вку́пе. Чувств просвети́ просту́ю пятери́цу. Всего́ мя спригвозди́ стра́ху Твоему́. При́сно покры́й, соблюди́ же, и сохра́ни мя от вся́каго де́ла и сло́ва душетле́ннаго. Очи́сти и омы́й, и украси́ мя; удобри́, вразуми́, и просвети́ мя. Покажи́ мя Твое́ селе́ние еди́наго Ду́ха, и не ктому́ селе́ние греха́. Да я́ко Твоего́ до́му, вхо́дом причаще́ния, я́ко огня́ мене́ бежи́т всяк злоде́й, вся́ка страсть. Моли́твенники Тебе́ приношу́ вся́ святы́я, чинонача́лия же безпло́тных, Предте́чу Твоего́, прему́дрыя Апостолы, к сим же Твою́ нескве́рную чи́стую Ма́терь, и́хже мольбы́ Благоутро́бне приими́, Христе́ мой, и сы́ном све́та соде́лай Твоего́ служи́теля. Ты бо еси́ освяще́ние и Еди́ный на́ших, Бла́же, душ и све́тлость; и Тебе́ лепоподо́бно, я́ко Бо́гу и Влады́це, сла́ву вси́ возсыла́ем на всяк день.

Молитва 4-я:

Те́ло Твое́ Свято́е, Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, да бу́дет ми в живо́т ве́чный, и Кровь Твоя́ Честна́я во оставле́ние грехо́в: бу́ди же ми благодаре́ние сие́ в ра́дость, здра́вие и весе́лие; в стра́шное же и второ́е прише́ствие Твое́ сподо́би мя гре́шнаго ста́ти одесну́ю сла́вы Твоея́, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех святы́х.

Молитва 5-я, ко Пресвятой Богородице:

Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, све́те помраче́нныя моея́ души́, наде́ждо, покро́ве, прибе́жище, утеше́ние, ра́дование мое́, благодарю́ Тя, я́ко сподо́била мя еси́ недосто́йнаго, прича́стника бы́ти Пречи́стаго Те́ла и Честны́я Кро́ве Сы́на Твоего́. Но ро́ждшая и́стинный Свет, просвети́ мо́я у́мныя о́чи се́рдца; Я́же Исто́чник безсме́ртия ро́ждшая, оживотвори́ мя умерщвле́ннаго грехо́м; Я́же ми́лостиваго Бо́га любоблагоутро́бная Ма́ти, поми́луй мя, и да́ждь ми умиле́ние и сокруше́ние в се́рдце мое́м, и смире́ние в мы́слех мои́х, и воззва́ние в плене́ниих помышле́ний мои́х; и сподо́би мя до после́дняго издыха́ния, неосужде́нно приима́ти пречи́стых Та́ин освяще́ние, во исцеле́ние ду́ши же и те́ла. И пода́ждь ми сле́зы покая́ния и испове́дания, во е́же пе́ти и сла́вити Тя во вся́ дни живота́ моего́, я́ко благослове́нна и препросла́вленна еси́ во ве́ки. Ами́нь.

Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко, по глаго́лу Твоему́, с ми́ром: я́ко ви́деста о́чи мои́ спасе́ние Твое́, е́же еси́ угото́вал пред лице́м всех люде́й, свет во открове́ние язы́ков и сла́ву люде́й Твои́х, Изра́иля.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Tрижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Священник: Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.

Чтец: Аминь.

Если Литургия Иоанна Златоустого (совершается в течение всего года, когда не положено совершать двух остальных Литургий), читаем:

Если Литургия Василия Великого (день памяти Василия Великого 14 января; навечерия Рождества Христова (7 января) и Крещения (19 января) или в самый день этих праздников, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье; 1, 2, 3, 4 и 5-е воскресенье Великого поста; Великий четверг и Великая суббота), читаем:

Если совершается Литургия Григория Двоеслова (среды и пятницы Великого поста, четверг 5-й седмицы Великого поста, первые три дня Страстной седмицы; праздник 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта) и память 40 мучеников Севастийских (22 марта), случившиеся в постные дни, т.е. в дни с понедельника по пятницу в период Святой Четыредесятницы; понедельник, вторник и среда Страстной седмицы; храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период), читаем:

Тропарь св. Иоанну Златоустому, глас 8-й:

Уст твои́х, я́коже све́тлость огня́, возсия́вши благода́ть, вселе́нную просвети́: не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́, высоту́ нам смиренному́дрия показа́, но твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте, моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6-й:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, и твои́ми устна́ма вся́ учи́ши покланя́тися в Тро́ице единому Бо́гу, Иоа́нне Златоу́сте, всеблаже́нне преподо́бне, досто́йно хва́лим тя: еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Василию Великому, глас 1-й:

Во всю зе́млю изы́де веща́ние твое́, я́ко прие́мшую сло́во твое́, и́мже боголе́пно научи́л еси́, естество́ су́щих уясни́л еси́, челове́ческия обы́чаи украси́л еси́, ца́рское свяще́ние, о́тче преподо́бне, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4-й:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Яви́лся еси́ основа́ние непоколеби́мое́ Це́ркве, подая́ всем некрадо́мое госпо́дство челове́ком, запечатле́я твои́ми веле́ньми, небоявле́нне Васи́лие преподо́бне.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь святому Григорию Двоеслову, глас 4-й:

И́же от Бо́га свы́ше боже́ственную благода́ть восприе́м, сла́вне Григо́рие, и Того́ си́лою укрепля́емь, ева́нгельски ше́ствовати изво́лил еси́, отону́дуже у Христа́ возме́здие трудо́в прия́л еси́ всеблаже́нне: Его́же моли́, да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 3-й:

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Подобонача́льник показа́лся еси́ Нача́льника па́стырем Христа́, и́ноков чреды́, о́тче Григо́рие, ко огра́де небе́сней наставля́я, и отту́ду научи́л еси́ ста́до Христо́во за́поведем Его́: ны́не же с ни́ми ра́дуешися, и лику́еши в небе́сных кро́вех.

И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен: Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти: ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Го́споди, поми́луй. (12 раз)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем. Именем Господним благослови Отче.

Священник: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Чтец: Аминь.

В некоторых храмах чтец также прибавляет: Господи помилуй (трижды).

Молитвы после Причащения

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Молитва 1

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отвергнул меня грешного, но сподобил быть участником святынь Твоих. Благодарю Тебя, что сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых и небесных даров Твоих. Но, о человеколюбивый Владыка, ради нас умерший и воскресший, и даровавший нам страшные сии и животворящие Твои Таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших! Дай их мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в непостыдную веру, в нелицемерную любовь, в умножение премудрости, во исполнение Твоих заповедей, в приумножение Твоей благодати и усвоение Твоего Царства, чтобы я, охраняемый ими в Твоей святости, всегда помнил Твою благодать и жил не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где непрестанное пение наслаждающихся блаженством и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты, Христе Боже наш, — истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва 2, св. Василия Великого

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне в принятии пречистых и животворящих Твоих Таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне до последнего моего вздоха с чистою совестью достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты — хлеб жизни, источник святыни, податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и в веки веков. Аминь.

Молитва 3, св. Симеона Метафраста.

Господи, добровольно давший мне в пищу плоть Твою, Ты — огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой! Но пройди в члены тела моего, во все составы, во внутренности, в сердце, и попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления, укрепи суставы и кости, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй, береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очисти, омой, укрась меня; вразуми и просвети меня. Сделай меня Твоим храмом единого Духа и уже не жилищем греха, чтобы после Причащения всякий злодей, всякая страсть бежали от меня, как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя я представляю Тебе всех святых, начальников бесплотных Сил, Предтечу Твоего, премудрых Апостолов и вместе с ними Твою непорочную, пречистую Матерь. Их молитвы, милосердый Христе мой, прими и сделай раба Твоего сыном света. Ибо Ты, Милостивый, один освящение и осияние душ наших. И Тебе, как подобает Богу и Владыке, мы все славу воссылаем каждый день.

Молитва 4

Господи Иисусе Христе, Боже наш! Святое тело Твое да будет мне в жизнь вечную и драгоценная кровь Твоя — в оставление грехов. Да будет мне сия вечеря благодарения в радость, в здравие и веселье. В страшное же второе пришествие Твое сподоби меня грешного стать с правой стороны славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва 5, к Пресвятой Богородице

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего. Родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Произведшая источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивая Мать милосердного Бога, дай мне сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслях моих, и призвание к помыслам добрым, когда пленен бывает разум мой. И удостой меня до последнего моего вздоха неосужденно принимать святыню пречистых Таинств во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповедания, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни, ибо Ты благословенна и прославленна во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех людей, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израилева (Лк. 2, 29–32).

Трисвятое

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (Трижды с поклоном)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши. Владыка, прости беззакония наши. Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй.(Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Тропарь св. Иоанну Златоустому

Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.

Кондак

Слава: Принял Ты с небес божественную благодать и устами Твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, достойно восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, божественное изъясняющий.

И ныне: Защита христиан непостыдная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши на заступление и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!».

Если совершалась литургия святого Василия Великого, читай тропарь Василию Великому:

По всей земле прошел голос твой, ибо приняла она слово твоё: им ты истины веры богодостойно изложил, природу всего существующего изъяснил, человеческие обычаи благоукрасил, царственный священник, отче преподобный, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак

Слава: Явился ты непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоими учениями, явленный с небес Василий преподобный.

И ныне: Защита христиан…

Если совершалась литургия Преждеосвященных Даров, читай тропарь святому Григорию Двоеслову:

Благодать божественную свыше от Бога получив, славный Григорий, и Его силою укрепляемый, шествовать путем Евангельским ты возжелал; потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, моли Его, да спасёт души наши.

Кондак

Слава: Подражателем Начальнику пастырей Христу явился ты, отче Григорий, сонмы иноков к ограде небесной направляя, и научил овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься во обителях небесных.

И ныне: Защита христиан…

Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне.

Честнейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, непорочно Бога Слово родившую, истинную Богородицу Тебя величаем.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери и всех святых помилуй нас. Аминь.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

В православной вере каждый верующий человек в любой ситуации старается обратиться к святому и за поддержкой, и за помощью. Но кроме молитвенных прошений также в данной вере присутствуют некоторые таинства, которые позволяют не только очистить душу от грехов, но и стать душой ближе к Богу. Оним из православных Таинств считается Причастие. После его проведения принято читать благодарственную молитву Богу. Она позволяет поблагодарить Всевышнего за всю оказанную помощь.

В какой очередности нужно читать

Очень важно чтобы все пять молитв были прочтены по правильной очередности. Это позволит:

  • правильно очистить душу от греховности,
  • усилит действие дальнейших прошений,
  • правильно выразить свою благодарность к святым.

И так, первым читается прошение к Всевышнему. Оно позволит всецело исцелится и обеспечит надежную защиту от врагов. Текст молитвы на русском языке:

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но удостоил меня приобщиться Святынь Твоих. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных Даров Ты
удостоил.

Но, Владыка Человеколюбец, ради нас умерший, и воскресший, и даровавший нам эти страшные и животворящие Твои Таинства во благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай, чтобы они были и мне во исцеление души и тела, во отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир душевных моих сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в исполнение мудростью, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и Твоего Царства приобретение.

Чтобы, сохраняемый ими в освящении Твоём, я всегда помнил милость Твою и жил уже не для себя, но для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, уйдя из здешней жизни в надежде на жизнь вечную, достиг я места вечного покоя, где непрестанный глас празднующих и бесконечное наслаждение взирающих на несказанную красоту лица Твоего.

Ибо Ты – истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение вовеки. Аминь.

Вторая молитва читается святому Василию. Она написана специально, как благодарение Господу. Ее текст наделен смыслом того, что к проведению причастия нужно подходить с чистыми помыслами. Она была написана самым Василием с целью воспевания Всевышнего за то, что даровал ему все блага:

Владыка Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств. Молю же Тебя, Благой и Человеколюбивый, сохрани меня под покровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в прощение грехов и в жизнь вечную.
Ибо Ты – Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ, и Тебе славу воссылаем со Отцом и Святым Духом, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Затем читается молитва Симеону Метафрасту. Данный святой сравнивал Всевышнего с очистительным огнем. Поэтому в тексте он просит уберечь верующего от греха и просит защиты от всего нечистого:

Давший в пищу мне плоть Твою добровольно, Ты – огонь, сожигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой, пройди лучше в части тела моего, во все суставы, во внутренности, в сердце, и сожги терние всех моих согрешений. Душу очисти, освяти мысли, колени утверди с костями вместе, просвети пять главных чувств, всего меня пригвозди страхом пред Тобою.

Всегда защищай, охраняй и береги меня от всякого вредного для души дела и слова. Очищай, омывай и устрояй меня, украшай, вразумляй и просвещай меня. Яви меня Твоей обителью, единого Духа, и уже не обителью греха, чтобы бежали от меня по принятии Причастия всякий злодей, всякая страсть как от дома Твоего, как от огня. Ходатаями за себя Тебе представляю всех святых, Начальников воинств бесплотных, Предтечу Твоего, мудрых Апостолов, и сверх их – Твою непорочную, чистую Матерь.

Прими их молитвы, благосердный Христе мой, и сыном света соделай твоего служителя. Ибо Ты, единый Благой, освящение, и сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем во всякий день.

Предпоследнее прошение имеет достаточно глубокий смысл. В ней просят дарование вечной жизни и милости во время проведения Страшного Суда:

Тело Твоё Святое, Господи Иисусе Христе Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и Кровь Твоя драгоценная – в прощение грехов. Да будет же мне это благодарение в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподоби меня, грешника, стать справа от славы Твоей, по ходатайствам всечистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.

Цикл прошений завершается обращением к Деве Марии. В нем оно является самым главным признаком праведности. Так как именно Богоматерь выполняет роль главной заступницы перед Всевышним.

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, стать причастником пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего.

Но, Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Источник бессмертия Родившая, оживи меня, умерщвленного грехом. Милостивого Бога любящая благосердие Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, и смирение в мыслях моих, и призвание к помыслам добрым, когда пленен бывает разум мой.

И удостой меня до последнего моего вздоха не в осуждение принимать святыню пречистых Таинств во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы мне воспевать и прославлять Тебя во все дни жизни моей, ибо Ты благословенна и прославлена вовеки. Аминь.Твоего служителя.

Ибо Ты, единый Благой, освящение, а также сияние душ наших, и Тебе, как подобает Богу и Владыке, все мы славу воссылаем каждый день.

Смотрите еще видео с молитвами по Святом Причащении:

Молитва при онкологии Всецарице Когда беда приходит в дом, люди впадают в уныние и отчаяние. Господь посылает те испытания, которые по силам человеку, а молитва Всецарице при онкологии за больного родственника будет в помощь. Раковая опухоль это своег… Read more Молитва Богородице “Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою” “Богородице, радуйся Благодатная Марие, Господь с тобой” – одна из сильнейших молитв во всём православии. С ней связано великое множество настоящих чудес, подтверждённых фактами и свидетельствами огромным количеств… Read more Икона Божией Матери и Иисуса Христа: значение и ее помощь Дева Мария является матерью Иисуса Христа. Поэтому икона Божией Матери с младенцем Иисусом является главным женским образом в православии. Ее лик несет в себе особое значение. Она символизирует целомудрие и праведные … Read more Молитва Николаю Чудотворцу от тюрьмы Есть такое высказывание в народе «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Жизнь наша очень переменчива и может случится все, что мы даже себе не можем представить. Нельзя быть уверенным в том, что Вас не подставят или Вы не буÐ… Read more Молитва Николаю Чудотворцу о беременности Для каждой женщины возможность родить ребенка – это неимоверное чудо, которое помогает укрепится семье и познать все прелести материнства. У кого-то забеременеть получается с первого раза, но у некоторых возникают с э… Read more Молитва о сохранении беременности Николаю Чудотворцу Молитва о сохранении беременности и рождении здорового малыша святым и обращение к ним за помощью помогут преодолеть все трудности. Дети – это не только радость, которую они приносят со своим появлением в наш мир. Это Ð… Read more

Благодарственная молитва после Причастия Метки:Господь молитва молитва благодарственная таинство

Подходя к святой чаше, причастник должен сложить руки на груди крестообразно, внятно произнести свое имя и широко открыть уста. Маленькую частицу Святых Даров, как советовал преподобный Амвросий Оптинский, надо проглотить целиком. Если частица большая, ее можно осторожно раздробить зубами. После того, как диакон или церковнослужитель вытрет платом уста, надо поцеловать нижний край чаши. Креститься и делать поклоны вблизи чаши не следует.

После причащения принято пить «теплоту» — теплую воду, смешанную с вином. Этой «теплотой» нужно ополоснуть рот, чтобы там не осталось частиц Тела Христова, и затем ее проглотить.

Отходя от чаши и направляясь к столику с «теплотой», прикладываться к иконам не следует. Также не надо в день причащения преклонять колена или класть земные поклоны. Земные поклоны являются выражением покаянной скорби о грехах, причастник же должен пребывать в духовной радости и славословии Бога. После приобщения Святых Тайн надо возблагодарить Господа и выслушать в храме или прочитать дома молитвы по Святом Причащении. Некоторые из христиан не придают большого значения этим молитвам. Правы ли они?

Митрополит Вениамин (Федченков) писал, что знал одного благочестивого священнослужителя, который считал причиной многих искушений невычитывание или поспешное легкомысленное чтение правила по Святом Причащении. На своем опыте он испытал, что в последнем случае Божественная благодать, полученная в таинстве, оставляла его, а искушения приступали.

Господь человеколюбив, но мы не должны и не можем безнаказанно оскорблять Его своим пренебрежением, не считая нужным даже поблагодарить за неизреченную милость к нам.

Один из прихожан храма, где я служу, рассказал случай, происшедший с его родственником, рабом Божиим Василием. Этот человек имеет очень глубокую веру и старается проводить благочестивую жизнь. Ежегодно он причащается семнадцать раз. Однако при всем усердии к спасению своей души Василий не придавал большого значения чтению благодарственных молитв после причащения. Нет, он, конечно, благодарил Бога, но всегда ограничивался только тем, что, придя домой, говорил перед иконами: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Как-то раз после приобщения Василий в радостном настроении пришел домой, встал перед киотом и, по обычаю, от всей души произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» И вдруг раздался твердый повелительный голос: «Ты почему не читаешь благодарственные молитвы после причащения?!» Василий так испугался, что затрепетал всем телом. С тех пор после принятия Святых Тайн он всегда неукоснительно читает положенные молитвы.

Можно ли своими словами благодарить Господа? Конечно, мы можем от избытка сердца благодарить Господа за Его милость к нам, грешным, собственными молитвословиями. Однако при этом мы не должны забывать читать молитвенное правило, определенное нам Церковью.

«С момента причастия Святых Христовых Тайн, — наставлял преподобный Никон Оптинский, — до того, как запьете его, надо блюстись, чтобы не плюнуть. Из благоговения стараются остерегаться плевать и весь этот день, хотя об этом нигде нет указания и греха в этом нет». Более строго по данному вопросу высказался старец иеросхимонах Сампсон. Как-то раз его спросили:

— Иногда в день причастия случайно плюнешь. Это грех?

— Нельзя, — ответил старец Сампсон. — Надо собрать обязательно. А если плюнул в носовой платок, то надо стирать его отдельно. Через причастника освящаются все предметы, в том числе и одежда, и даже келлия.

— Куда девать косточки от рыбы после обеда в день причащения?

— Собрать в бумажку и потом сжечь, а на тарелку не класть, потому что могут унести на помойку. В день причащения ни в коем случае мяса не есть ни под каким предлогом, и вина не пить, и по гостям не ходить, и гостей не принимать. Именины праздновать очень скромно. А то бывает так: причащался, а вечером банкет, пир на весь мир. Здесь и хохот, и всякая глупость, и безобразие!

Относительно вкушения пищи после причащения поучительны слова митрополита Вениамина (Федченкова): «Между прочим, замечено весьма примечательное и характерное наблюдение: после причащения не хочется есть „жирного“, а что-либо более „тонкое“, постническое.

Здесь сказывается инстинктивное физическое „сознание“ несоответствия „плотского“ тому духовному состоянию, в которое введено и тело общением с Богом, Господом Иисусом Христом и Святым Духом. Знал я человека, который в день причастия почти совсем ничего не вкушал, кроме постного чая.

И наоборот, когда человек наестся жирных кушаний или вообще объестся после причащения, он сразу может наблюдать за собою, как гибнет в нем то светлое, тонкое, духовное, что только пред этим он явно ощущал.

Несродные стихии не могут существовать вместе.

Между тем, как часто на практике мы поступаем именно вопреки и опыту, и сознанию: после причащения не знаем меры пище и питью. И за то теряем и „телесную“, и „духовную“ благодать Причастия».

Душа и тело человека, принявшего Тело и Кровь Господа, исполнены Божественной благодати, которую необходимо бережно хранить. Эта благодать освящает не только самого причастника, но и пространство вокруг него. Иногда по промыслу Божию люди сподобляются ощутить благодать, исходящую от причастника, своими телесными чувствами.

Однажды старец Гавриил (Зырянов), будучи больным, причастился Святых Даров. После причащения к нему в келлию зашел монах отец Епифаний. Ощутив в комнате благоухание, он обратился к келейнику:

— Чем ты надушил старца? Боже мой, какие, должно быть, дорогие духи? Как хорошо пахнет…

Вскоре навестить отца Гавриила зашел еще один монах — отец Авенир. Он тоже почувствовал необыкновенное благоухание в комнате и также задал вопрос келейнику: где и по какой цене куплены такие прекрасные духи? Между тем ни старец Гавриил, ни его келейник духами не пользовались. «Я, — вспоминал позже старец Гавриил, — лежал разбитым, подобно впадшему в разбойники. Но я был причастником Животворящих Тела и Крови Христовых; и вот: Дух животворит! и все мы слышим Его благоухание обонянием. Он подобно евангельскому самарянину, подливает на раны впадшего в разбойники вино и елей Своей благодати».

После причащения мы должны с особой тщательностью заботиться о том, чтобы Господь, вошедший в наши сердца, не был огорчен каким-нибудь согрешением. По слову схиигумена Саввы: «После смерти мы будем сильно истязуемы, если не храним благодати Святого Духа. Если случится в день причащения вам раздражиться, огорчить, осудить кого-нибудь, то это пятно в душе будем стараться очистить покаянием. Этот день лучше всего провести в молчании и молитве или в чтении Священного Писания и поучений святых отцов, потому что душа в это время особенно восприимчива к доброму и дивные евангельские слова западут в глубину сердца».

Если мы сподобились по милости Божией во время причащения получить благодатные дары, нам необходимо их хранить, строго наблюдая за движениями своего сердца, помыслами ума и употреблением телесных чувств. Преподобный Алексий Зосимовский говорил: «Плоды Святого Причащения действуют, если мы не оскорбляем святыню. Если же оскорбляем ее, то в тот же день причащения она перестает действовать. А оскорбляем мы святыню чем? Зрением, слухом и другими чувствами; многословием и осуждением. Потому в день причащения надо преимущественно хранить зрение и больше молчать, держать язык за зубами».

Знаменитый греческий духовный писатель архимандрит Херувим († 1979) в дни своей молодости некоторое время жил на Афоне под руководством одного из святогорских старцев. Однажды этот старец пригласил в свою каливу на праздничное богослужение несколько афонских подвижников. Всенощная и литургия длились всю ночь. На рассвете монахи причастились. Отец Херувим был потрясен пламенной молитвой праведников, горением их духа и обильными слезами, которые текли из их очей.

Как только литургия закончилась, отец Херувим побежал готовить кофе для участников богослужения. Однако не успел он зажечь огонь, как все ушли. Тогда отец Херувим спросил своего старца:

— Почему отцы ушли, не выпив кофе?

— После этого всенощного бдения могут ли они сесть за кофе? Они приняли в себя Христа, многоценную Жемчужину, и сразу же ушли, чтобы не терять в беседах то, что им подарила всенощная, — ответил старец.

Надо отметить, что многие афонские подвижники проводят время после причащения в молитвенном бодрствовании. Однажды по окончании богослужения послушники предложили старцу Гавриилу Пустыннику лечь отдохнуть. Старец в ответ сказал:

— Не годится нам спать после Божественной литургии и Божественного Причащения, ибо мы приняли в себя Пречистые Тайны Христовы и всеобщий враг, диавол, не должен застать нас спящими, чтобы искушать нас, осквернять наше тело и душу и влагать нам нечистые помыслы и вредные похоти, от которых исчезает благодать Божия, входящая в нас с Божественным Причащением.

«Подмечено, — писал митрополит Вениамин (Федченков), — что если причастник вскоре после причащения ложится спать (особенно после сытного обеда), то, проснувшись, не чувствует уже благодати. Праздник для него как бы кончился уже. И это понятно: преданность сну свидетельствует о невнимательности к небесному Гостю, Господу и Владыке мира; и благодать отходит от нерадивого участника Царской вечери. Лучше это время проводить в чтении, размышлении, даже внимательной прогулке. Так мне пришлось наблюдать это среди монахов. А в миру можно посетить больного, сделать кому-либо доброе или насладиться благочестивым общением с братьями или сходить на кладбище к своим усопшим».

Преподобный Нектарий Оптинский советовал своим духовным чадам после причащения не торопиться на какие-либо дела, а «дать себе льготу до половины дня, почитать Священное Писание, пребывать в молитве и благодарении Господа».

* * *

Обобщим всё вышеизложенное. Итак, нам необходимо вести себя после причащения?

1. Мы должны пребывать в размышлении о том, какой страшный в своем величии дар нами получен. Нам нужно благодарить за это Господа и духовно трезвиться, чтобы чем-либо не оскорбить Божественную благодать, которую мы сподобились принять в таинстве Евхаристии.

2. Имея в себе Самого Господа, мы должны употребить время после причастия для углубления нашей духовной жизни, приобретения добродетелей, борьбы со страстями и греховными привычками.

3. Обитающий в нас Господь неизмеримо усиливает наши духовные силы. Поэтому период времени, следующий за принятием Святых Даров, бесценен. Им надо дорожить и его необходимо использовать разумно.

Молитвы после Причащения

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!

Благодарственная молитва, 1-я.

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что не отринул меня грешного, но соучастником святынь Твоих быть сподобил. Благодарю Тебя, что меня, недостойного, причаститься пречистых Твоих и небесных даров удостоил. Но, Владыка человеколюбивый, нас ради умерший и воскресший, и даровавший нам чудесные эти и животворящие Таинства в благодеяние и освящение душ и тел наших, дай их и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просветление очей сердца моего, в умиротворение душевных моих сил, в веру непостыдную, в любовь нелицемерную, в умножение премудрости, во исполнение заповедей Твоих, в приумножение Божественной Твоей благодати и к Твоему царству приобщение. Да чтобы в освящении Твоем ими охраняемый, Твою благодать помнил всегда и не только для себя жил, но для Тебя, нашего Владыки и благодетеля. И так, окончив настоящую жизнь с надеждою жизни вечной, достиг вечного покоя, где непрестанное воспевание Тебя и бесконечная радость созерцающих неизреченную красоту лица Твоего, ибо Ты есть истинное наслаждение и неизреченная радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя восхваляют все творения во веки. Аминь.

Молитва святого Василия Великого.

Владыка Христе Боже, Царь веков и Творец всего, благодарю Тебя за все блага, которые Ты даровал мне и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таинств. Умоляю Тебя, милосердный и человеколюбивый, сохрани меня под кровом Твоим и в тени крыльев Твоих и даруй мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в оставление грехов и в жизнь вечную. Ибо Ты хлеб жизни, источник святыни, Податель благ, и Тебе славу воссылаем с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и в веки веков. Аминь.

Молитва третья.

Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную и Кровь Твоя честная — в оставление грехов. Да будет мне благодарение это в радость, здоровье и веселье. В страшное же второе пришествие Твое удостой меня грешного стать с одесную славы Твоей по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.

Молитва к Пресвятой Богородице.

Пресвятая Владычица Богородица, свет помраченной моей души, надежда, покров, прибежище, утешение, радость моя, благодарю Тебя, что удостоила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и честной Крови Сына Твоего. Но, родившая истинный свет, просвети духовные очи моего сердца! Источник бессмертия родившая, оживи меня, умерщвленного грехом! Как милостивого Бога милостивая Мать, помилуй меня и даруй умиление и сокрушение сердцу моему, и смирение мыслям моим, и освобождение от плена помыслов моих. Удостой меня до последнего вздоха неосужденно принимать пречистых Тайн освящение во исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и исповедания, чтобы воспевать и прославлять Тебя во все дни моей жизни; ибо Ты благословенна и прославлена во веки. Аминь.

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лук. 2:29-32).

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши, Владыка, прости беззакония наши, Святый, посети и исцели немощи наши имени Твоего ради.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *